Письменные источники по истории древней руси кратко

Обновлено: 30.06.2024

Самым ранним источником сведений о Древней Руси считается составленное Геродотом описание Скифии и населяющих ее племен, среди которых, по мнению исследователей, были и предки славян.

Существенная информация об общественном строе, нравах, обычаях, военном искусстве славян содержатся в трудах византийского историка Прокопия Кесарийского.

Наиболее важными источниками русского происхождения являются летописи, которые велись:

  1. при княжеских дворах;
  2. в монастырях;
  3. при епископских кафедрах.

При этом стоит отметить, что интересы заказчика летописи, безусловно, накладывали свой отпечаток на изложение летописцем тех или иных фактов .

Наиболее известные древнерусские летописи и источники сведений о Древней Руси:

    • "Русская правда" - важный источник по истории древнерусского права, составленный при Ярославе Мудром и его сыновьях в XI веке;
    • " Повесть временных лет ", составленная (предположительно) монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII веке;
    • "Поучение Владимира Мономаха" - литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом; это произведение также называют первой светской проповедью.

    «Дети мои или кто иной, прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню давайте нескудную. Это – начало всякому добру.

    Тремя добрыми делами можно от греха избавиться и царствия Божия не лишиться: покаяньем, слезами и милостынею. Ни одиночество (отшельничество), ни монашество, ни голод (пост), чему подвергают себя некоторые благочестивые люди, не так важны, как эти три дела…

    Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их . Сироту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в обиду. Ни первого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.

    Когда речь ведете о чем, не клянитесь Богом, не креститесь ; нет в этом никакой нужды. Если же придется вам крест целовать (давать клятву), то подумайте сначала хорошенько, можете ли сдержать клятву; а поклявшись, держитесь клятвы, чтобы, нарушив ее, не погубить своей души.

    Епископов, попов и игуменов почитайте, принимайте от них благословение. Любите их и по мере сил заботьтесь о них, чтобы они молились за вас.

    Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог, не наше, а поручено нам на короткое время. В землю сокровищ не зарывайте: то великий грех. Старика почитайте как отца, молодых как братьев.

    В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами ; не полагайтесь на тиуна вашего и отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и над обедом.

    На войне не ленитесь, не надейтесь на воевод ваших, не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью. Сами стражу расставляйте. Устроив все, ложитесь спать около воинов, а вставайте рано. Оружия с себя не снимайте, не разглядев, есть ли опасность или нет: от беспечности человек может внезапно погибнуть.

    Когда проезжаете по своим землям, не давайте слугам бесчинствовать и причинять вред ни своим, ни чужим, ни в селах, ни на нивах, чтобы не проклинали вас.

    Куда приедете, где остановитесь, напойте, накормите бедного. Более всего чтите гостя, откуда ни пришел бы он, простой ли человек, или знатный, или посол. Если не можете почтить подарком, то угостите кушаньем и питьем. Гости этим мимоходом по всем странам разнесут молву о человеке, как о добром или как о злом.

    Больного посетите; покойников провожайте и не минуйте никого без привета, скажите всякому доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

    Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. Мой отец, дома сидя, знал пять языков. За это большая честь от других земель. Леность всему худому мать: что знаешь, то забудешь; чего не знаешь, тому не выучишься.

    Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее.

    Прежде всего идите в церковь. Пусть не застанет вас солнце на постели. Так делал мой отец блаженный и все лучшие люди. Сотворив утреннюю молитву и воздав Богу хвалу, следует с дружиною думать о делах или творить суд людям, или ехать на охоту (если нет никаких важных дел), а потом лечь спать. В полдень самим Богом присуждено спать и человеку, и зверю, и птице.

    Не осудите меня, дети мои, или иной, кто прочтет эти слова, – завершает Владимир Мономах своё поучение. Не себя я хвалю, а хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, сохранял от смерти столько лет и сотворил меня неленивым и способным на все человеческие дела.

    Не стоит забывать и про берестяные грамоты, среди которых встречаются и тайные письма, и хозяйственная документация, и завещания, и даже упражнения в письме юных горожан. Подавляющее большинство грамот обнаружено археологами в Великом Новгороде. Эти памятники письменности Древней Руси X-XV вв представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков.

    Помогают познать древнейший период истории и данные археологии, этнографии, а также лингвистики.

    Письменные исторические источники

    Исторический источник представляет собой документ или предмет, который является своеобразным свидетелем событий определенной исторической эпохи. На основании его показаний составляется общая картина о произошедшем в прошлом, выдвигаются гипотезы о причинах сложившийся ситуации.

    Письменные источники

    Основа истории – источники, хранящие текст. С их помощью происходит знакомство с языком эпохи, хронологической последовательностью событий, культурой общения и изложения мысли.

    Летописи

    • независимые;
    • официальные;
    • местные;
    • общерусские.

    Правовые памятники

    Другие источники

    Любой памятник древней письменности может считаться источником исторического значения. Такие письмена помогают изучать культуру и язык наших предков. Ими считаются древние литературные сочинения, надписи на орудиях, стенах церквей, домов, предметах быта. Берестяные грамоты, найденные лишь в 1951 году, представляют собой огромную ценность, как память письменности 11 века. Их найдено более тысячи – это написанные своеобразным языком письма, долговые расписки, любовные послания.

    Ведущиеся в нашей стране интенсивные исследования иностранных и отечественных источников по истории Древней Руси показывают, что разнообразие, подчас уникальность и огромный объем информации о Восточной Европе и Руси в зарубежных и отечественных памятниках письменности делают их ценнейшим источником сведений о древнейшей истории нашей страны.

    Данный раздел сайта дает возможность всесторонне представить учащимся и людям увлекающимся историей иностранные и отечественные источники — хоть и не в максимальном объеме, но все же в объеме, необходимом и достаточном для учебных и познавательных целей.

    АНТИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ

    Античные источники

    Подраздел содержит фрагменты сочинений античных и раннесредневековых авторов, написанных на древнегреческом и латинском языках и составляющих свод древнейших источников по истории Северного Причерноморья и Восточной Европы. Хронологический охват материала — от Гомера (VIII в. до н.э.) до Иордана и Равеннского Анонима (VII в. н.э.).

    ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ

    Византийские источники

    Подраздел содержит публикацию византииских памятников в переводах с греческого языка, в которых отражены события истории народов Восточной Европы Руси и ее соседей в IV-XIII вв.

    ВОСТОЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ

    Восточные источники

    Подраздел посвящен источникам на арабском, персидском и еврейском языках. В подразделе приводятся фрагменты географических, исторических и энциклопедических трудов, записок путешественников, эпистолярных сочинений. Хронологический охват материала — IX-XVI вв.

    ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ

    Западноевропейские источники

    ДРЕВНЕСКАНДИНАВСКИЕ ИСТОЧНИКИ

    Древнескандинавские источники

    ДРЕВНЕРУССКИЕ ИСТОЧНИКИ

    Древнерусские источники

    В данном подразделе собрана вся древнерусская литература с момента первых сохранившихся памятников XI века вплоть до XVII века. Литература того времени не носила развлекательного характера, она была школой, а ее отдельные произведения в той или иной мере поучениями.


    При рассмотрении вопроса о древнейшей истории Руси, по нашему мнению, надо исходить из следующих двух очень важных моментов, которые напрямую влияют на построение истории древних русов, и как следствие на наше правильное восприятие этой истории.

    Рассказывается о различных эпизодах истории славян, в частности, о Грамоте русским князьям от Александра Македонского, о посещении Руси апостолом Андреем, войнах с уграми, правлении князя Гостомысла и призвании варягов. Исходя из перечисленного, летопись представляет несомненный интерес и требует к себе повышенного внимания для ее изучения.

    Иоакимовская летопись

    Как видим, первоисточником в данном случае являлся монах Вениамин, который о собрании русской истории трудился. В.Татищеву от него было прислано три тетради, по разметке 3-я, 4-я, 5-я - Иоакимовская летопись (далее Иоаким). Историк предположил, что эти тетради нарочно для посылки к нему списаны откуда-то и просил прислать все материалы, а если это невозможно, чтобы прислали первые три и из следующих несколько. Но свойственник В.Татищева, через которого автор получил указанные тетради, внезапно скончался, а бывший при нем за казначея монах рассказал, что такая книга была, и что списал свойственник ее в Сибири. Книга была чужая, и он никому никогда не показывал ее. После смерти свойственника данную книгу в оставшихся его пожитках не обнаружили.

    Эта родословная представляет исключительный научный интерес, являясь единственным в мире подобным источником. Ю.Яхонтов работал 9 лет над анализом представленных А.Артыновым сведений. Он поставил задачу перепроверить и подтвердить правдивость сведений А.Артынова, который донес до нас древнюю историю наших предков. Пытливый и любящий свой край крестьянин имел неизвестные древние рукописи, переписал их и сделал то, что не сумели сделать профессиональные историки, его современники. Правдивость сведений рукописи, по мнению Ю.Яхонтова, подтверждается и личностью самого крестьянина, который был бесхитростным, честным и глубоко религиозным человеком.

    В своем исследовании рукописи А.Артынова автор решил следующие основные задачи. Оценил сведения, изложенные в рукописи, с позиций современных достижений науки и доказал их достоверность. Исследовал узловые вопросы славянской истории и представил решение этих вопросов согласно историческим источникам, археологическим и антропологическим материалам, данным лингвистики, топонимики и этнографии. На базе проведенных исследований разработал основные положения концепции истории славян с древнейших времен. Автор блестяще провел свое исследование и доказал, что рукопись А.Артынова является достоверным историческим источником и на базе этого сформировал свою версию истории славянства.

    Представим и проанализируем Сказы в отдельной главе, так как полагаем, что они могут дать нам много важных исторических сведений и вызвать определенный интерес у нашего читателя.

    2. Великий каган русский Николай, нареченный Аскольдом, вторично отдает в Печерскую обитель родословие колена князя словенского и деда его Гардмунда (Гостомысл, прмеч. автора), который умер в год 860-й от РХ в Хольмгарде Словенском, и повелевает монахам печерским, которые работают над книгами и рукописями, подготовить добрый свиток о родословиях князей словенских и их деяниях и сверить с древними рукописями от начала рода словенского.

    Это родословие отдано в обитель Печерскую, которая в Киеве, в год 860-й от РХ, октября 27-го дня, а принял его младший библиотекарь Никос, писец и иеромонах в Печерской обители.

    В виду уникальности данного источника полагаем целесообразным представить его в развернутом виде в отдельных главах исследования. Считаем, что сведения из БИ смогут соединить имеющуюся разноликую информацию из других источников, и тем самым развернуто продемонстрировать нам всем часть реальной жизни древних русов – наших далеких предков.

    Читайте также: