История русского стиха кратко

Обновлено: 02.07.2024

Бог нам с`ила, / приб`ежище, от вын ск`орбей /прист`анище, Аще земл`я / вся смут`ится, наше с`ердце / не бо`ится.

Господи б`оже, / на тя упов`аю, от гонящих м`я / спаси, умол`яю. И избави м`я, / да души мое`я не хитит з`убы / челюсти свое`я Враг, якоже л`ев, / никому же с`ущу во избаву м`и, / ниже спас`ающу.

Сынове бога ж`ива, / господу нес`ите яко сыны `овния, / хвалу воздад`ите. Имени его сл`аву / несите премн`огу, поклонитеся, в двор`е / святем его, б`огу. (Симеон Полоцкий. Псалтирь, 46,7 и 24)

Christ, der Du hist der helle Tag, Христе, свет пресветлейшии, Vor Dir die Nacht nicht bleiben mag, Ты темность освещаеши, Du leuchtest uns vom Vater her В свет от Отца нам всем прислан Und bist des Lichtes Prediger. И в ясность миру дарован. Ach, lieber Herr, beh ü t uns heunt Молимся, нам благотвори, In dieser Nacht vom bösen Feind, И в нощи той нас сохрани, Und lass uns in Dir ruhen fein, Да нас в тебе упокои, Dass wir vorm Satan sicher seyn. От сатаны же береги.

Пресл`авные в`ещи в кон`ец достиз`ают В желаемой, счастлив и доброй приклад. Небл`агопол`учная с`я отлуч`ают, Понеже сам бог вся управити рад. Кто храбро трудится, / Тому укрепится Ум, дух и рука; Тот все побеждает, / И часть получает, Корона в конец тому д`арствуетс`я.

а 13-сложник имеет вид 7-ст. хорея с цезурным усечением на IV стопе:

Ах! невозможно сердцу / пробыть без печали, Хоть уже и глаза мои / плакать перестали: Ибо сердечна друга / не могу забыти, Без которого всегда / принужден я быти…

Вост`орг внез`апный `ум плен`ил, Ведет на верх горы высокой, Где ветр в лесах шуметь забыл; В долине тишина глубокой. Внимая нечто, ключ молчит, Который завсегда журчит И с шумом вниз с холмов стремится. Лавровы вьются там венцы, Там слух спешит во все концы; Далече дым в полях курится.

Уме недозрелый, пл`од / недолгой на`уки, Покойся, не понуждай / к перу мои руки: Не писав, летящи дни / века проводити Можно, и славу достать, / хоть творцом не слыти: Ведут к ней нетр`удные / в наш век пути многи, На которых смелые / не запнутся ноги.

Щит во время рати защищает от телесного уязвления, 11334 Есть же и друг верен помогает во время царского непризрения. 203214 Честь И милость царева красит всякого человека, 12114 Ей немощно веcма отбыти настоящего сего века. 12134 (1-е послание справщика Савватия: цифры — слоговой объем последовательных междуударных интервалов)

Бег творя, пущаше вопль в дебри необичний. (хорей) Курояде, престани! престани! престани. (анапест) Вослед злодеяния пойдет неприязный. (амфибрахий) (Ф. Прокопович. Владимир)

За Мог`илою Ряб`ою Над рек`ою / Прутов`ою Б`ыло в`ойско / в стр`ашном б`ою. В д`ень нед`ельный / опол`удны Ст`ался н`ам ч`ас / велм`и тр`удный, Приш`ел турч`ин / многол`юдный. (Ф. Прокопович)

§ 19. Строфика песенная и книжная. Древнейший и простейший вид сочетания рифмованных стихов — это парная рифмовка. Она и господствует в описываемую эпоху в русском стихосложении. В досиллабическом говорном стихе господство парной рифмовки было безраздельным: рифма здесь — единственное средство членения текста, и ничто не должно мешать рифменному ожиданию. В силлабическое стихе господство парной рифмовки поддерживалось также и польским влиянием: в польском 13-сложнике парная рифмовка была почти обязательной, а в 11-сложнике — преобладающей. Поэтому единственным средством строфообразования, т. е. сочетания стихов в повторяющиеся по каким-либо признакам группы, оставалось периодическое чередование неравных строк Так силлабическая имитация сапфической строфы состояла из трех 11-сложников и одного 5-сложника:

Еще более сложные неравнострочные строфы появлялись в песенных текстах, опираясь на игру напева. Так, в гимне на Успение (Бессонов, № 432) строфа состояла из стихов в 9, 9, 12, 12, 5, 5 и 8 слогов, причем последние стихи двух смежных строф рифмовались между собою (прообраз парных строф Державина и др., § 45):

Кто сея радости виною? Мариам смертию святою! Тем восток пой, запад пой и север с югом Гимны красны, веселящеся друг с другом: Пойте согласно, Видяще ясно Дивну Девы добродетель. Сердце плещет, дух весь играет, Кто сему причина бывает? Дева, бессмертного смертная родивши, Смертных с живым богом вечно примиривши: Источи сладость, Дивну всем радость, Яже дал в ней бог содетель.

Коли дождусь я / весела ведра И дней красных, Коли явится / милость прещедра Небес ясных.

Тройная перекрестная рифмовка появляется у Прокоповича в имитации итальянской октавы (забытой после этого до времен Жуковского, §76) — в обращении к Кантемиру, в 1730 г. еще анонимному:

Не знаю, кто ты, / пророче рогатий, Знаю, коликой / достоин ти славы. Да почто ж было / имя укрывати? Знать, тебе страшны / сильных глупцов нравы. Плюнь на их грозы! / Ты блажен трикраты. Благо, что дал бог / ум тебе столь здравый. Пусть весь мир будет / на тебе гневливый, Ты и без щастья / доволно щастливый.

Устами ты обязал / меня и рукою, Дал хвалу мне свыше мер, / заступил немало — Сатирику то забыть / никак не пристало, Иже неблагодарства / страсть хулит трубою.

Таким образом, к моменту утверждения силлабо-тоники в русском стихе он уже был подготовлен к принятию всей системы строф, которая господствовала в Европе XVIII в.

История русской книжной поэзии начинается с рубежа 17 века. Специальных стихотворных жанров в русской феодальной книжности не существовало, и вся ритмичность, напевность, рифмование шли от эпоса. Как считают историки, русских книжных стихотворений в качестве самостоятельного рода литературы не было вплоть до эпохи Московского государства. Это мнение поддерживает абсолютное большинство историков древнерусской культуры. Другими словами, литература Смутного времени является исключительно прозаической.

Но с другой стороны, былинный эпос является доказательством того, что у наших предков присутствовало поэтическое чувство, и поэтому часто предпринимаются попытки найти ритмическую и метрическую организацию в ряде текстов Древней Руси, начиная с киевской эпохи.

Письменность в период возникновения и первоначального своего распространения служила культовым целям либо княжеским потребностям. Поэтическое же чувство народа удовлетворялось фольклором. На Руси существовали исполнители и творцы фольклорных произведений, сохранилось достаточно большое количество сведений о скоморохах. Такие сведения идут, начиная с 11 века.

Фольклорная поэзия Руси была представлена преимущественно тоническим (акцентным) стихом, который основан на одинаковом числе ударных слогов в строке стиха. Отличие фольклорного стиха от классического заметно невооруженным глазом.

Готовые работы на аналогичную тему

18 век стал революционным для русской политики, экономики, искусства и культуры. Революция свершилась и в поэзии. Реформа Ломоносова и Тредиаковского стала определяющей для дальнейшего развития русской поэзии.

В этот период силлабо-тонический принцип сложения стиха становится классическим для русской литературы.

18 век ознаменовался несколькими громкими дискуссиями о дальнейшем пути развития отечественной литературы в целом, и поэзии в частности. По сути, Тредиаковский открыл для поэтов хорей и ямб, а Ломоносов доказал возможность писать стихотворения анапестом на русском языке, тем самым расширил возможности литературного творчества. Сумароков открыл путь для сниженного, более простого стиля, позволив себе нарушить классицизм Ломоносова. Классицистические стихи, написанные Державиным, стали воплощением поэзии 18 столетия.

Золотой век русской поэзии

Почва, заложенная реформаторами 18 столетия, стала основой, на которой расцвела русская поэзия Золотого века.

Этот этап в истории русской поэзии характеризуется установлением классических норм отечественного литературного языка.

Наиболее значительным направлением в поэзии этого периода стал романтизм, который утверждал самоценность духовной и творческой силы человека. Романтизм изображал буйство страстей, твердость характеров и власть природы.

Серебряный век в русской поэзии

Первую треть 20 века называют Серебряным веком русской поэзии. Это период характеризуется творческой свободой и удивительными экспериментами. Серебряный век начался с декаданса. В этот период истории русской поэзии были открыты такие течения, как символизм, акмеизм, футуризм и большое количество других литературных кружков. Характерными чертами для этого периода являются следующие моменты:

  • поэты Серебряного века отошли от классического силлабо-тонического принципа стихосложения и стали экспериментировать со структурой и формой поэзии.
  • вновь вернулся акцентный стих
  • появился верлибр.

Среди известнейших поэтов Серебряного века Бунин, Ахматова, Блок, Мандельштам, Цветаева, Маяковский, Северянин, Есенин, Брюсов, Пастернак, и это лишь малая часть талантливых поэтов, которых подарила эта эпоха.

Советский период в истории русской поэзии и современная поэзия

Конец 1920-х годов ознаменовался началом нового этапа развития отечественной поэзии. В СССР продолжали свою творческую деятельность поты Серебряного века, параллельно возникла эмигрантская ветвь отечественной поэзии. В то же время в поэзии стала формироваться идеологическая линия. Это сказалось и в содержании произведений, и на их форме. Четкость и простата стали главным требованием к поэтам, формализм строго критиковался, как и литературные эксперименты. В этот период появились стихи, вдохновленные темой Великой Отечественной войны.

Появление поэтов-шестидесятников стало значимым событием в литературе этого периода. К ним относятся Евтушенко, Рождественский, Воскресенский, Ахмадулина. Поэзия шестидесятников – это поэзия оттепели, свободы, однако эта свобода имела рамки.

В поэзии современности сложно выделить доминирующие направления. Поэты современности пишут в разных жанрах, применяют новые приемы, ищут новые формы и экспериментируют. Активно развиваются смешанные интерактивные жанры, которые возникли с появлением интернета. Современная поэзия – это период творческих реформ.


Курс призван не столько дать учебные сведения о творчестве великих русских поэтов XVIII–XX веков, сколько представить их лирику как живое явление, актуальное для читателя сегодняшнего дня. Свою задачу автор видит в раскрытии глубинных связей русской поэзии с важнейшими проблемами отечественной и мировой культуры с вопросами, которые продолжают волновать каждого человека, вне зависимости от его социального статуса, возраста или профессиональной ориентации.

1. Системы стихосложения. Предыстория русского стиха

Стихотворная форма произведения во всех своих специфических особенностях (метр, ритм, рифма, строфа) теснейшим образом связана с его содержанием. Но связь эта - не органическая, а историческая. История русского стиха есть часть большой истории европейского и индоевропейского стиха. Для истории русского стиха важнее всего характеристика общеславянского народного стиха.

Читайте также: