Шрифт это в изо кратко

Обновлено: 05.07.2024

Художественный шрифт - это отдельный вид искусства. Он возник с появлением письменности и существует поныне. Те, кто в старину создавали рукописи, понимали, что текст должен легко читаться и быть красивым. Поэтому, украшая буквы, их форму сохраняли. Эти требования к шрифту остаются неизменными и поныне. Он должен быть понятным и привлекательным. Ведь нелепо, если буква после ее художественного оформления перестает быть похожа сама на себя.

Искусство шрифта в более широком понимании - это создание надписей и заголовков, титульных страниц и обложек книг, где надпись каждый раз выполняется как новая шрифтовая композиция.

И современные художники, и художники прошлых лет всегда старались украсить книжки красивыми, яркими буквами. Особенно тщательно рисовали первую букву, с которой начинался рассказ. Эти буквы иногда превращались в маленькие сюжетные картинки, которые иллюстрировали книгу. Они настолько выделялись из текста, что получили отдельное название – инициал, или буквица. Такими инициалами-картинками украшено большинство старинных рукописей.



Инициал (буквица)



Примеры монограмм

Иногда художники, преимущественно живописцы и граверы, ставили на своих работах вместо подписи монограмму. Монограммой называют начертание имени в сокращенном виде.

Разные шрифты имеют разные названия в зависимости от времени и места возникновения. Шрифт, который появился в эпоху античности, называется антиква. Старинный славянский шрифт получил название устав, а тот, который был распространен в книгах средневековой Европы, – готический.

Как пример старинного украинского шрифта можно назвать казацкую скоропись.


Ученические работы. Монограммы

Очень популярны в наше время так называемые каллиграфические шрифты, которые художник рисует, следуя особенностям рукописного письма.

  1. Каким требованиям должен отвечать художественный шрифт?
  2. Как называют художественно оформленную первую букву в тексте?
  3. Какие названия имеют старинные и современные шрифты?
  4. Как вы считаете, ваша подпись или подпись учителя являются шрифтовой композицией?

Создайте букву-инициал или монограмму из букв, с которых начинается ваше имя. Для этого выберите технику, в которой вы будете выполнять работу.

Изобразительное искусство в школе – предметная область очень обширная. Уместить всё многообразие изобразительного искусства во временные рамки, равные 5 суткам за весь период обучения со 2-й по 7-й класс почти нереально.

Немало усилий надо приложить, чтобы суметь грамотно распределить разные направления, виды, жанры, техники изобразительного искусства, объяснить интересно, доступно, дать всё не раньше и не позже. Научить ребят понимать и принимать изобразительное искусство, дать возможность приобрести не только знания, но и навыки и умения. “Искусство” вечно и самодостаточно, но не надо забывать о межпредметных и надпредметных связях.

Связь с другими предметами дает более полное представление о культуре той или иной страны, привязывает отдельные темы к определенной эпохе. Позволяет увидеть связь своей работы непосредственно с жизнью, отсюда и ощущение необходимости творить.

  • I – образовательная,
  • II – закрепляющая,
  • III – развивающая,
  • IV – творческая.

Большая часть тем – это сквозные темы. Сквозная тема получает последовательное развитие и усложняется из года в год.

Одну из сквозных тем я хочу предложить вашему вниманию – это тема “Шрифты”. Шрифт – это основа для всей полиграфической продукции (рекламы, объявлений, вывесок, указателей, буклетов, проспектов, программок и т.д.) и является одной из областей дизайна. А профессия дизайнера – одна из востребованных сейчас профессий. Все темы авторские и органично введены в темы четвертей.

Сегодня многообразие шрифтов постоянно пополняется новыми видами.

Всё, что мы делаем на уроках изобразительного искусства, относится к изобразительной и иллюстративной графике и, усложняя темы, осуществляем переход к типографике, а типографика – это уже творческое преображение печатного текста в элемент графического оформления, оно обходится без использования иллюстративной и изобразительной графики, а выполняется с помощью моделирования и монтажа текста. Типографика превращает текст в яркие и оригинальные графические образы – этим мы занимаемся на факультативе “Компьютерная графика”.

Далее следует проиллюстрированное описание заданий со 2-го по 7-й класс.

2-й класс, III четверть.
“О чём говорит искусство?” ЗАБАВНАЯ АЗБУКА

Учащиеся в начале урока вытаскивают букву, написанную на карточке. Затем вспоминают слова начинающиеся на эту букву, например: буква В (ветка, ворона, вода, весло, виноград). И приступают к творческой работе. Располагаем букву на листе крупно и вводим изображение выбранных слов, пытаясь создать единую картину, например: буква С (снег, снежинка, снеговик, сугроб, снегирь) цвет на С синий. Если какой-либо цвет начинается на вашу букву, например: Г(голубой), К(красный),то или букву или фон можно раскрасить этим цветом. По такой красивой азбуке учить буквы будет легче и приятнее.

Рис.1

3-й класс, III четверть.
“Искусство в доме и на улицах города”. ИНИЦИАЛЫ

Инициалы - это первые буквы фамилии, имени, отчества. Мы используем на уроке всего 2 буквы фамилии и имени. Первое, что надо сделать нарисовать несколько эскизов соприкосновения букв (в точке, в линии, буква в букве). Выбираем понравившийся эскиз и разрабатываем его с учётом своего характера. В зависимости от того, какой он у вас мягкий, агрессивный, нежный, колючий, так и должны выглядеть ваши инициалы. Затем продумайте, какого они будут цвета и как будут украшены.

Рис.2

Рис. 3

4-й класс, I четверть.
“Язык изобразительного искусства”. ПРЕДМЕТНОСТЬ ШРИФТА

Рисуем предмет буквами. Начать необходимо с контурного рисунка, какого либо предмета. Затем вписать в этот предмет букву за буквой так, чтобы осталось как можно меньше промежутков между буквами. Буквы могут быть разной высоты и ширины, но всё же выполнены в едином стиле. Потом убираем контур изображения. И последний этап-цвет. Надо стремиться, как можно точнее передать фактуру предмета. Чтобы при первом взгляде воспринималось цельное изображение, а потом уже разглядывалось, что это изображение написано буквами.

Рис.4

Рис.5

5-й класс, II четверть.
“Книжно-плакатная графика”. СЛОВО

Необходимо изобразить выбранное вами слово так, чтобы каждая буква несла на себе смысловую нагрузку всего слова. Сначала подбирается слово, равномерно распределяется по формату листа, определяется размер и характер каждой буквы. Затем, прикрывая по очереди каждую букву, проверяем, не потерян ли смысл всего слова. А потом уже цветом стараемся передать фактуру изображения. Изображение должно получиться ярким, красочным, фактурным. рис.6,7

Рис. 6

Рис. 7

6-й класс, III четверть.
“Дизайн как среда жизни человека”. ГРАФИКА БУКВ. МОДИФИКАЦИЯ ШРИФТА

Предлагается на выбор 2 темы.

“Модификация шрифта” - представляет собой категорические изменения любой буквы алфавита (от 6 до 12 раз). Буквы должны различаться по форме, конструкции, цвету, технике исполнения от аппликации до фломастера.

“Графика букв”. Необходимо передать смысл книги - в рисунке, который изображён буквами. Шрифт может быть самый простой, и контур изображения лаконичен и понятен. Сначала рисуем предмет, затем изображение заполняем шрифтом, не теряя читабельность. Буквы могут быть разного размера и цвета.

Рис. 8

Рис. 9

Факультатив “компьютерная графика”. ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ БУКВЫ

Необходимо изобразить слово так, чтобы только одна буква была опредмечена. Сначала подбирается слово, не каждое может быть изображено в этой теме. Затем подбирается необходимый шрифт, а потом одна из букв заменяется изображением, например: гвоздь, месяц, яблоко и т. д. Опредмеченная буква может быть изображена с максимальной фотографической точностью или быть оригинальна. Остальные буквы должны быть изображены проще, но в едином стиле.

Презентация к уроку ИЗО 7 класс, тема: "Шрифт. Виды шрифтов" (раздел "Реальность жизни и художественный образ"). Данную презентацию можно использовать как фрагмент к уроку ИЗО в 8 классе ФГОС, Тема: "Буква - строка - текст. Искусство шрифта" (к предметной линии учебников под редакцией Б.М. Неменского)

ВложениеРазмер
"Шрифт. Виды шрифтов" 7 класс 2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Шрифт - история буквы

От рисунка к букве. Создание художественного образа при работе с текстом. Для уроков изобразительного искусства, черчения, технологии, дополнительного образования, кружковой деятельности. Возрас.

Дизайн шрифта. Презентация


Исследовательская работа "История русского шрифта"

Современные преобразования, развитие науки и техники требуют от людей владения графической грамотой, знания правил выполнения чертежей, умения их читать. Чертеж – один из главных носителе.

Плакат .Его виды и шрифты.

Знакомство с графикой и ее видами,основные отличия графики от живописи,роль шрифта в плакате.


План-конспект урока "Изобразительное искусство".7 класс. Тема: "Буква-строка-шрифт. Искусство шрифта"


Виды шрифтов

Дидактический материал для работы в группах по теме "Форматирование текста" 5 класс.

Общее и разное в образно- языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видов искусств

Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Буква ведет свою родословную от рисунка. В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками. Потом рисунки превратились в первые буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв.

На смену пиктографическому письму пришло идеографическое. Предметы изображались либо символическими знаками, либо графическими изображениями.

Буквенно-звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до н.э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь.

С течением времени графические знаки усовершенствовались, на смену одним приходили другие, более простые по форме,

Читайте также: