Избирательное право в великобритании кратко

Обновлено: 04.07.2024

В Великобритании действует всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании.
Активное избирательное право принадлежит всем гражданам Великобритании, достигшим 18 лет. Акт о народном представительстве 1983 г. расширил состав избирательного корпуса применительно к парламентским выборам, предоставив право избирать гражданам Ирландской республики и всем гражданам Содружества, проживающим в Великобритании. Лица, обладающие активным избирательным правом, осуществляют его в том избирательном округе, на территории которого они постоянно проживают на день составления регистрационного списка. Таким днем является 10 октября каждого года (в Северной Ирландии - 15 сентября). Внесение в регистрационный список - обязательное условие реализации активного избирательного права. Список составляется ежегодно специальным чиновником местного совета на основании данных, сообщаемых домовладельцами.

К 29 ноября регистрационный список вывешивается для всеобщего обозрения в публичной библиотеке или на каком-либо публичном здании. Лицо может возразить против неправильностей в списках избирателей до 16 декабря. Чиновник, осуществляющий регистрацию, обязан выслушать возражения и вынести решение об исправлении в списке, либо отказе в этом. Такое решение может быть обжаловано в суд графства, а в последующем в апелляционном суде. Список считается действующим с 16 января для любых выборов, которые проводятся в течение следующих 12 месяцев.
Закон особо гарантирует избирательные права граждан, находящихся вне места проживания в связи с их работой или болезнью, а также британских граждан, проживающих за границей. Так, военнослужащие, должностные лица государства, находящиеся за границей, их супруги, проживающие вместе с ними, моряки торгового флота рассматриваются как избиратели того округа, в котором они имели бы право голоса до выезда в связи с выполнением служебных обязанностей.

В качестве гарантии активного избирательного права граждан, находящихся на день проведения выборов вне постоянного места жительства, либо проживающих за границей, предусмотрено голосование по почте и по доверенности. Активным избирательным правом не обладают: иностранцы, душевнобольные, пэры и пэрессы (за исключением пэров Ирландии), лица, находящиеся в заключении, которое они отбывают в исправительном учреждении во исполнении приговора суда, лица, осужденные за использование бесчестных и незаконных приемов на выборах - в течение 5-10 лет в зависимости от характера нарушения.
Пассивное избирательное право предоставляется британским гражданам по достижении 21 года. Закон предусматривает, однако, целый ряд достаточно существенных ограничений из этого общего правила. Эти ограничения можно подразделить на 3 группы. Первая из них связана с болезненным состоянием психики человека: не обладают правом избираться лица, страдающие некоторыми тяжелыми психическими заболеваниями. Ограничения второй группы можно считать своего рода моральными цензами: пассивное избирательное право не предоставляется банкротам, лицам, признанными виновными в применении "бесчестных и незаконных приемов на выборах", а также лицам, отбывающим наказание за государственную измену. Последнее ограничение было введено в начале 80-х годов после того, как на парламентских выборах 1979 г. известный борец за отделение Северной Ирландии Б.Сэндз, отбывающий наказание, получил на выборах в палату общин рекордное число городов, превышающее даже количество голосов, поданное за М.Тэтчер, ставшую после этих выборов премьер-министром.
Наконец, третью группу составляют ограничения пассивного избирательного права, связанные с действующими многочисленными правилами о несовместимости депутатского мандата с занятием определенной деятельностью. Так, лишены права быть членами палаты общин лица, занимающие некоторые государственные должности; профессиональные оплачиваемые судьи; чиновники министерств и центральных ведомств; лица, находящиеся на дипломатической службе; военнослужащие (кроме офицеров, находящихся в отставке); руководители публичных корпораций (Би-Би-Си, Независимого телевизионного управления и т.п.); клерки местных советов и пр. Перечисленные случаи несовместимости объясняются требованием политической беспристрастности, необходимой лицам, пребывающим на перечисленных должностях, которые невозможно совместить с членством в палате общин. Однако государственный служащий, желающий выдвинуть свою кандидатуру на парламентских выборах, может сделать это, лишь при условии ухода в отставку с занимаемой должности до своего выдвижения кандидатом.
На парламентских выборах выдвигается в среднем 2300-2500 кандидатов. Большинство из них - кандидаты от Консервативной и Лейбористской партий. Процедура выдвижения достаточно проста. Кандидат должен подать чиновнику по выборам заявление, подписанное 10 избирателями, и уплатить избирательный залог в 500 ф.ст., который не возвращается, если кандидат не наберет по меньшей мере 5% голосов избирателей своего округа. Из всех участвующих кандидатов в среднем только около 150 человек теряют избирательный залог. Некоторые мелкие партии предлагают вместо избирательного залога увеличить с 10 до 150 число подписей под петицией о выдвижении кандидата на выборах.
На практике кандидаты выдвигаются политическими партиями. Например, кандидатов от Консервативной и Лейбористской партий определяют местные партийные организации под контролем центральных органов из числа претендентов, предложенных руководством. Как видно, на этой стадии избиратели практически не участвуют в отборе кандидатов. При формировании палаты общин страна делится на 651 округ. От каждого округа избирается один депутат. Границы избирательных округов пересматриваются, как правило, раз в 10 лет, что приблизительно совпадает со временем переписи населения. С 1949 г. закон устанавливает требование математического равенства численности избирательных округов. Однако на практике не все округа удовлетворяют этому требованию. Разница численности избирателей в них колеблется от 22 тыс. до 100 тыс.

В отличие от других стран в Великобритании не существует каких бы то ни было специальных центральных органов по проведению выборов. Нет их и в избирательных округах. Общее руководство организацией выборов в масштабе веси страны осуществляет министерство внутренних дел, а на местах - чиновник по выборам (в этом качестве выступают шерифы графств и председатели местных советов).
Палата лордов формируется, главным образом, по наследственному признаку. Численный состав палаты не является постоянным и однородным. В настоящее время в нее входит более 1000 пэров: около 800 наследственных лордов, имеющих право передачи титула по наследству; более 300 пожизненных пэров, которым королева пожаловала этот титул за выдающиеся заслуги перед государством (по рекомендации премьер-министра), не имеющих права передачи титула наследникам; 26 духовных лордов - 2 архиепископа (Йоркский и Кентерберийский) и 24 епископа англиканской церкви; а также 20 пожизненно назначаемых “лордов по апелляции". Усиливающийся процесс сращивания верхушки бизнеса и истеблишмента отразился на социальном составе палаты - большинство мест в ней принадлежит представителям крупнейших промышленных корпораций и финансовых кругов.

В Великобритании имеет место двухпартийная система, при этом одна из двух партий, сменяющих друг друга у власти, считается трудовой, рабочей партией. В парламентских выборах участвуют обычно десятки традиционных и вновь образованных партий, но обычно большинство получает одна из двух основных партий (консервативная или лейбористская).

Консервативная партия (2 млн членов), правая, является наследницей партии тори, выражавшей интересы помещиков и крупного духовенства, но в настоящее время большинство в ней составляют рабочие и фермеры. Партия не имеет перспективной программы, устава, хотя в ней существует фиксированное членство. Высший орган партии – ежегодная национальная (т. е. общегосударственная) конференция. Она созывается для утверждения лидера партии, который определяет ее деятельность и избирается фракцией этой партии в палате общин (но теоретически на конференции может выставить свою кандидатуру на пост лидера партии любой ее член). Поскольку деятельность партии приспособлена к выборам, в каждом избирательном округе образуется местная организация партии – ассоциация, объединяющая членов партии во главе с местным партийным функционером.

Внутри консервативной партии имеется несколько политических течений, но в целом партия выступает за ограничение государственного регулирования, развитие частной инициативы, реорганизацию экономики за счет сокращения неэффективных производств, сокращение государственных субсидий, за денационализацию некоторых отраслей, ранее национализированных лейбористами (например, железных дорог), за параллельные с государственными альтернативные частные объекты в целях повышения эффективности первых.

Лейбористская партия (7,3 млн членов) была создана для избрания рабочих в парламент. Главную роль в ней так же играют парламентская фракция в Палате общин и ее лидер, который на деле определяет политику партии, подбирает партийное руководство. Лидер избирается на ежегодной конференции партии.

Местные партийные организации действуют в избирательных округах, ими руководят избираемые комитеты, но на практике основную роль играет местный лидер.

Социал-демократическая партия создана в 1981 г. и коренным образом реорганизована в 1988 г. В 1988 г. создана партия социал-либеральных демократов.

По своим экономическим требованиям обе они вопреки своим названиям центристские, ближе к консерваторам, в политике требуют усиления роли Парламента. Общегосударственными партиями являются мелкие объединения двух коммунистических партий, социал-демократическая лейбористская партия, Партия зеленых, не представленные в Парламенте.

Особенности организации избирательной системы Великобритании

Основная особенность избирательной системы Великобритании - функционирование в рамках конституционной монархии.

Большая часть вопросов, имеющих отношение к выборам, регулируются: Актом о народном представительстве По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституция. Гражданство подробнее , принятым в 1983 году; Актом Великобритании о народном представительстве По данной теме мы уже выполнили курсовую работу "Акт о престолонаследии" Великобритании подробнее (от 9 марта 2000 года). Последний Акт включает новые правовые нормы относительно регистрации избирателей на парламентских выборах, выборах органов местного самоуправления, а также другие нормы, которые относятся к голосованию на данных выборах.

На данный момент в стране действует сложная, многоуровневая система выборов:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Первый уровень, национальный – выборы в Европейский парламент По данной теме мы уже выполнили реферат Европейский парламент подробнее и в парламент Великобритании;
  • Второй уровень, региональный - выборы в законодательные органы Уэльса, Шотландии По данной теме мы уже выполнили доклад Правовая система Шотландии подробнее и Северной Ирландии;
  • Третий уровень, местный - выборы в советы общин, приходов, округов и графств.

Главы администраций и мэры соответствующих административных округов избираются на местном уровне.

Модели избирательной системы Великобритании

Избирательная система страны много раз реформировалась, в результате чего на сегодняшний день сложилось несколько ее моделей, одновременно функционирующих:

Избирательные комиссии

До недавнего времени в стране не существовало централизованной системы органов, отвечающей за проведение и организацию выборов. Эти задачи решали центральные и местные органы власти.

В 2000 году в стране сформировали специальную независимую Избирательную комиссию, орган власти, подотчетный Парламенту По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Парламентский контроль подробнее . Королева По данной теме мы уже выполнили реферат Королева Виктория подробнее по совету Палаты общин назначает членов в Избирательную комиссию сроком на 10 лет (от 5 до 9 человек). Члены комиссии не могут занимать выборные должности, состоять в какой-либо партии, входить в списки спонсоров политических партий за предшествующие их назначению 10 лет.

По установлению границ избирательных округов для Уэльса, Англии По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Англия подробнее , Шотландии и Северной Ирландии учреждено четыре парламентские комиссии ( Акт о Палате общин По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Полномочия Государственной Думы. Акты Государственной Думы подробнее , 1944 год). В 1986 году был уточнен список их полномочий и порядок деятельности. Каждая комиссия включала по четыре человека. В заседании принимали участие три человека.

На территории страны действует несколько региональных комиссий, но постепенно их полномочия переходят к Избирательной комиссии.

В сфере избирательного права в регулировании отношений принимают участие отдельные органы региональной и государственной власти:

  • правительство Великобритании;
  • Секретарь Короны в суде Лорда-канцлера;
  • министерство по конституционным вопросам;
  • Служба избирательных петиций;
  • Госсекретари по делам Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии;
  • Королевская почта.

В области местных выборов главная роль отводится местным органам власти. В Шотландии за регулирование местных выборов отвечают органы исполнительной власти и парламент Шотландии. Их полномочия включают вопросы, которые связаны с администрированием и временем проведения выборов, с введением новых избирательных систем и др.

Советы округов и отдельные должностные лица местной администрации осуществляют деление округов на избирательные участки, назначение председателей избирательных участков, выделение мест голосования.

Лица, отвечающие за регистрацию избирателей, являются единственными должностными лицами, участвующими в проведении выборов на постоянной основе. К их полномочиям относятся: ведение реестров избирателей, а также лиц, находящихся за рубежом; ведение реестров избирателей, пользующихся правом на заочное голосование. В каждом избирательном округе учреждается Бюро по регистрации избирателей. Ежегодно на основании сведений, предоставляемых домовладельцами, происходит регистрация избирателей для каждого избирательного округа. Собранная информация представляет ежегодный единый реестр избирателей, подлежащий опубликованию.

В Великобритании отсутствуют специализированные органы, проводящие выборы. В качестве таковых могут выступать: МИД, главы правления / председатели городских советов (на местах).

Компетенция избирательной комиссии:

- Финансовый контроль за деятельностью партий (партии предоставляют отчетность до и после выборов);

- Анализ избирательного законодательства;

- Предоставление отчета перед Палатой Общин;

- Определение границ избирательных округов и другое.

Ø Нет активного избирательного права: лица с психическими расстройствами, иностранные граждане, до 1999 – наследственные пэры; лица, отбывающие наказания, а также замеченные в применении нечестных приемов на выборах.

Ø Пассивное избирательное право: с 21 года в Палату Общин + наличие активного избирательного права

Процедура выдвижения кандидата:

Кандидат подает чиновнику по выборам заявление, подписанное 10 избирателями, избирательный залог - 500 фунтов стерлингов, если кандидат не прошел 5 % барьер, то не залог возвращается

По статистике только около 150 кандидатов не получают обратно свой залог (но сейчас предлагается уменьшить залог и увеличить количество подписей)

На практике – все же не самовыдвижение, а выдвижение политическими партиями (местными партийными организациями).

При формировании ПО территория делится на столько округов, сколько подлежит избранию депутатов (на последних – 650 человек). Округа одномандатные, границы – пересматриваются 1 раз в 10 лет. В 1949 – закон, к-й устан-т требование математического равенства численности населения в избирательных округах (но на самом деле разброс достаточно большой - от 25 до 100 000 человек).

Избирательная система:

Одномандатная мажоритарная система относительного большинства (first past the post) для выборов в Палату Общин;

Система дополнительного голоса:e.g. выборы мэра Лондона. 2 колонки с одними и теми же депутатами. Если хочешь, отмечаешь кого-то дополнительно во второй колонке. Если никто не получает 50%+1, то во второй тур выходят два кандидата. И вот тогда подсчитываются голоса во второй колонке;

Система единственного передаваемого голоса: можно проставить предпочтения;

Пропорциональная система (система списков): выборы в Европарламент;

Система дополнительного членства (смешанная): парламенты Шотландии и Уэльса . 2 голоса: за кандидата и за партию.

Италия: избирательное право и избирательная система

Активное избираетльное право:активным избирательным правом облаают все граждане Италии, достигие совершеннолетнего возраста (18 лет). Для участия в избрании членов Сената (активное изб. праов) гражданин должен быть не моложе 25 лет. Какие-либо иные цензы отсутствуют. Ограничение права голоса допускается исключительно на основании закона в случаях недееспособности, лишения избирательных прав в судебном порядке, а также после вынесения окончательного приговора суда.

Пассивное избирательное право: Депутатом может быть избран гражданин Италии, достигший 25-летнего возраста. Сенатором может стать избиратель, достигший 40-летнего возраста. Недопускается совмещение членства Палаты Депутатов и Сената. Также в Парламент не могут быть избраны:

члены Конституционного суда;

· члены областных советов;

· члены Национального совета труда и обороны;

· консулы, дипломаты и т.д.

Избирательного права лишены:

$ банкроты (не более, чем на 5 лет) – по каким-то причинам не могут расплатиться по своим обязательствам. Это по факту имущественный ценз.

$ Те, кто лишены свободы либо приговорены к ограничению свободы

$ приговоренные к бессрочному лишению избирательных прав

$ временно лишенные избирательных прав

$ осужденные за определенные преступления (5 лет)

Принципы избирательного права: всеобщность, прямое; личное голосование (без передачи права голоса др лицу; равное изб права (один избиратель – один голос);тайное голосование; принцип свободы голосования!!

Парламентские выборы:

· Палата Депутатов –630 мест, которые распределяются между областями в зависимости от численности населения. На парламентских выборах одна часть депутатов (большая) избирается по одномандатной мажоритарной системе, а другая – по пропорциональной.избираются по смешанной системе (пропорц. + мажор.). Цензы возрастные для избирательного права. Активное – 18 лет. Пассивное – 25 лет. 4% заградительный барьер. 26 избирательных округов.

· Сенат – 315 мест, избирается на областной основе. От каждой области выбирается заранее установленное число сенаторов. (315 + 5). 25 лет/40 лет. 8% заградительный барьер. 20 избирательных округов. 5 избираются непосредственно из-за рубежа.

Выборы органов регионального и местного самоуправления:

· Выборы в областные советы –проходят в один тур по пропорционально-мажоритарной системе (80% мест – по пропорциональной, 20% - по мажоритарной);

· Выборы в провиницальные советы –осуществляются как по мажоритарной системе в одномандатных округах, так и по пропорциональной с использованием системы квот.

· Выборы в коммунальные советы –мажоритарная система для коммун с населением до 15 тыс. человек; для более крупных – пропорциональная.

Выборы в Европейский парламент:73 мандата, выборы проводятся посредством всеобщего, прямого, свободного и тайного голосования. Активное избирательное право – с 18 лет, пассивное избирательное право – с 25 лет.

Референдум: может быть проведен по требованию 500 тыс. избирателей или 5 областных советов. Цели референдума – полная или частичная отмена закона или другого акта, имеющего силу закона. Не допускается вынесение на референдум законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях, касающихся ратификации международных договоров. В референдуме могут участвовать лица, внесенные в списки избирателей Палаты Депутатов. Для одобрения предложения, вынесенного на референдум необходима участие большинства избирателей, а также поддержка предложения большинством участвующих в референдуме.

Порядок разработки ОЗ ФРГ

Разработка и принятие Основного закона

После капитуляции Германии в 1945 вся полнота власти перешла в руки союзников. Были созданы 4 зоны оккупации. Координация всей политики Германии должна была осуществляться через Контрольный совет в Берлине, который состоял из военных губернаторов оккупационных зон. Немецкая государственная власть существовала на низших уровнях - общинах городов.

В западных зонах после проведения выборов в земельные парламенты (ландтаги) в 1946/47 гг. принимаются первые земельные конституции (например, в Гессене в 1947 году).

Взгляды СССР и западных держав на развитие Германии после войны в корне отличались.

В феврале 1948 западные державы (7 стран - Бенилюкс, Канада, Англия, США, Франция) провели совещание в Лондоне для определения путей создания западногерманского государства. На Лондонском совещании были выработаны принципы, на основе которых должно было быть создано германское государство.

План конституции по “лондонским рекомендациям” должен был быть выработаннемецкими национальными органами (земскими парламентами) и немецкими партиями.

Летом 1948 была проведена серия совещаний ведущих немецких политических сил для выработки отношения немцев по вопросу конституции.

Самое известное совещание - Конституционный конвент- состоялось в августе 1948 г. на него собрались министры юстиции всех земель. Был решен вопрос о том, кто будет разрабатывать конституцию ФРГ, также были разработаны основные подходы к содержанию и принципам конституции.

Парламенты земель в августе 1948 избирают делегатов в Парламентский Совет. Всего 65 делегатов (60 делегатов от всех земель + 5 от Западного Берлина в качестве наблюдателей с правом совещательного голоса). На первом заседании совета 1 сентября 1948 года председателем был избран представитель ХДС Конрад Аденауэр. Именно он осуществляет связь Парламентского совета с западными державами. Немцы сумели провести собственное представление о конституции. Предложение западных держав о переносе центра тяжести в земли было отклонено (не в немецких традициях). Совещание проходило долго. Западные державы потеряли терпение. В апреле 1949 Германии был предъявлен ультиматум, главным пунктом которого было завершение работы над конституцией.

8 мая 1949 г. совет 53 голосами против 12принял текст конституции и направил его военным губернаторам. Те высказали свои замечания, но в целом санкционировали текст (12 мая), который был затем направлен в парламенты германских земель.

В период с 16 по 22 мая 1949 г. текст приняло большинство ландтагов земель, кроме Баварии (но это было уже не важно).

23 маятекст Основного закона был опубликован для всеобщего сведения,

24 мая вступил в силу.

7 октября 1949 ГДР принимает свою конституцию, которая просуществовала до 2 октября 1990, когда ГДР была присоединена к ФРГ на основе ст.23 ОЗ ФРГ.

Присоединение произошло на основе ст. 23 Основного закона ФРГ в действовавшей в то время редакции. Эта статья, перечислявшая земли ФРГ, устанавливала, что "в остальных частях Германии он (Основной закон) должен вступить в силу по их присоединении. Существовал ещё один вариант, по которому должна была быть разработана новая конституция, однако Конституционный Совет, начавший заниматься этим вопросом, решил, что такая необходимость отсутствует, и положения о временном её характере были удалены из текста Основного Закона.

Краткая характеристика Основного закона

Название “основной закон” было выбрано не случайно: ОЗ мыслился как временная конституция, которая будет действовать на территории Западной Германии до объединения страны, затем будет принята новая конституция. Но после объединения Германии созданная в 1991 г. Конституционная комиссия пришла к выводу, что существующая на протяжении 40 лет конституция - одна из самых удачных послевоенных конституций.

После объединения страны положение о временном характере конституции было удалено их преамбулы.

Необходимо отметить, что ОЗ - это новый юридический документ, хотя в нем сохранен определенный континьюитет с предшествующим конституционным развитием. В ст.140 закреплено, что ряд статей Веймарской конституции (ст.136-139, 141) являются неотъемлемыми частями ОЗ (они регулируют взаимоотношения государства и церкви).

Основной закон состоит из:

-преамбулы и

-14 разделов (первоначально было на 3 меньше).

Преамбула содержит указание, что учреждает конституцию немецкий народ, который принимал ОЗ, стремясь служить всеобщему миру. Далее констатируется, что немцы в землях на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии.

· Разделы 3-6 посвящены федеральным органам власти (Бундестагу, Бундесрату, Федеральному президенту, Федеральному правительству). Позднее введен Раздел 4а, который касается органа (Совместного комитета), призванного заменить Парламент в случае чрезвычайного положения.

· Раздел 7, 8 и 8а регламентируют законодательную и исполнительную деятельность федерации, общие направления деятельности земель.

· Раздел 10 - (именуется “финансовой конституцией”) регулируются финансовые отношения федерации и земель, доходы и расходы федерации.

· Раздел 10а - меры на случай состояния обороны (оборонительная война).

· Раздел 11 (“Переходные и заключительные положения”) содержит разного рода нормы: вопросы обладания гражданством ФРГ, порядок изменения территориального деления страны и т.п.

Исходя из этого, особенностью избирательной системы Великобритании является ее функционирование в рамках конституционной монархии.

Большинство вопросов, касающихся выборов, регулируется Актом о народном представительстве 1983 г., а также Актом Великобритании о народном представительстве от 9 марта 2000 г., который содержит новые правовые нормы в отношении регистрации избирателей на парламентских выборах и выборах органов местного самоуправления, другие нормы, относящиеся к голосованию на таких выборах.

В настоящее время в Великобритании существует сложная, многоуровневая система выборов. На первом, национальном, уровне проводятся выборы в парламент Великобритании и в Европейский парламент. На втором, региональном, проходят выборы в законодательные органы Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. На третьем, местном, уровне осуществляются выборы в советы графств, округов, приходов и общин. Именно здесь избираются мэры и главы администраций соответствующих административных округов.

Избирательная система Великобритании неоднократно реформировалась, и в результате сложилось несколько одновременно действующих ее моделей.

1. Мажоритарная система относительного большинства.

2. Система дополнительного голоса (Supplementary Vote).

Эта система используется на выборах мэра Лондона, на которых избиратели имеют право подать два голоса в порядке предпочтения. В бюллетене содержится две колонки. Первая – для первичного выбора, а вторая – для дополнительного. Избиратели сами решают, заполнять вторую колонку или нет. При подсчете голосов кандидат, набравший в первой колонке свыше 50 проц. голосов, считается избранным. Если же ни один из кандидатов не получил более половины голосов избирателей, то остаются два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Затем голоса, поданные за каждого из них во второй колонке, суммируются с голосами из первой. Побеждает тот кандидат, который в сумме получил наибольшее число голосов.

3. Система голосования с указанием кандидатов в порядке предпочтения (система Единственного передаваемого голоса, Single Transferable Vote (STV)).

Она используется на выборах в Ассамблею Северной Ирландии, а также на местных выборах и выборах в Европейский Парламент на территории Северной Ирландии.

По системе STV каждый избирательный округ представляется не одним, а несколькими кандидатами (как правило, от трех до шести). Избиратели оценивают кандидатов в порядке предпочтения, проставляя напротив имен кандидатов номера (1, 2, 3 и т. д.). Таким образом, избиратель получает возможность выбора не только партий, но и отдельных кандидатов. Например, избиратель, желающий, чтобы в Парламенте были лучше представлены женщины, может отдать свой голос за всех женщин в бюллетене, невзирая на их партийную принадлежность.

4. Система списков (List System).

Эта система используется в Великобритании на выборах в Европейский Парламент. Представляет собой классическую форму пропорциональной избирательной системы.

5. Система дополнительного членства (Additional Member System).

Исторически сложилось, что в Великобритании нет единой, централизованной системы органов, которые отвечали бы за организацию и проведение выборов – эту задачу брали на себя центральные и местные органы власти. Первые специализированные органы появились только в XX в. Сегодня всё более заметной становится роль, созданной в 2000 г. Избирательной комиссии. Это независимый орган государственной власти, подотчётный Парламенту. Её члены назначаются Королевой по совету Палаты общин на срок до 10 лет. Члены комиссии не могут состоять в какой-либо партии, занимать выборные должности, а также входить в списки спонсоров политических партий в течение 10 лет перед их назначением. В её состав входит не менее пяти, но и не более девяти членов.

В соответствии с Актом о Палате общин 1944 г., учреждено четыре парламентские комиссии по установлению границ избирательных округов для Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Порядок их деятельности и полномочий был уточнен в Акте о парламентских избирательных округах в 1986 г. В состав каждой комиссии входят четыре человека, из которых в заседании должны принимать участие трое.

Кроме избирательной комиссии и комиссий по установлению избирательных округов, в Великобритании действует ряд региональных комиссий, однако полномочия этих органов постепенно переходят к Избирательной комиссии.

В регулировании отношений в области избирательного права принимают участие и некоторые другие органы государственной и региональной власти, в числе которых правительство Великобритании, министерство по конституционным вопросам, Секретарь Короны в суде Лорда-канцлера, Служба избирательных петиций, Королевская почта, Госсекретари по делам Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса.

В сфере местных выборов ведущая роль принадлежит местным органам власти. Так, за регулирование местных выборов в Шотландии отвечают парламент и органы исполнительной власти Шотландии. В сферу их полномочий включены вопросы, связанные с введением новых избирательных систем, временем проведения и администрированием выборов.

Следует отметить, что ни Избирательная комиссия, ни другие вышеуказанные органы не занимаются непосредственной организацией выборов. Деление избирательных округов на избирательные участки, определение мест голосования, назначение председателей участков осуществляется советами округов и другими должностными лицами местной администрации. При этом дополнительного денежного вознаграждения за такую работу они не получат, так как деятельность на выборах входит в их должностные обязанности.

Процесс выборов в местные органы управления

Если выдвинуто меньше кандидатов, чем число мест, назначаются новые выборы. Если же число кандидатов и мест одинаково, то избранными объявляются все кандидаты утром того же дня, на который были назначены выборы.

Если проводится голосование, то избирательные бюллетени высылаются по почте за несколько дней. При голосовании принимаются меры, чтобы обеспечить должный порядок, исключающий возможность голосования другими лицами, коррупции и незаконных действий на выборах. Бюллетени маркируются особым тайным знаком. Никто не имеет права разглашать сведения об участии или об отказе от участия в выборах того или иного лица.

Для проведения выборов каждый избирательный округ разделяется на участки для голосования. В каждом участке устанавливаются места для голосования. Каждый совет обязан обеспечить избирателям возможность голосования в местах их проживания, а также установить места голосования для лиц с физическими недостатками. По общему правилу в каждом приходе и общине должен учреждаться свой избирательный участок. В отдельных случаях могут учреждаться единые избирательные участки для голосования нескольких приходов и общин. Если избиратели не согласны с установленным расположением избирательных участков, а также мест для голосования, они могут подать соответствующее заявление в местный совет.

Незадолго до дня выборов Уполномоченный рассылает каждому избирателю, занесенному в реестр, избирательное извещение, где обычно указывается название избирательного округа, имя избирателя, его адрес, регистрационный номер, дата проведения выборов, местонахождение избирательного участка и время его работы.

По общему правилу голосование осуществляется лично каждым избирателем. Во время голосования на участке могут присутствовать сами избиратели, председатель избирательного участка, которого назначает Уполномоченный по выборам, и его штатные помощники, а также кандидаты и их доверенные лица, которых называют агентами. Каждый из кандидатов может назначить до четырех таких агентов. Для назначения большего числа агентов требуется специальное разрешение Уполномоченного по выборам. При этом на каждом избирательном участке может быть только один агент кандидата. Основная задача агентов – выявлять факты персонации, то есть выдачи себя за другое лицо. Кроме того, они могут следить за процессом опечатывания ящиков для голосования, отмечать в копии реестра уже проголосовавших избирателей, следить за числом избирателей и общим ходом голосования, присутствовать при проставлении отметок на бюллетенях по требованию избирателей, присутствовать при опечатывании пакетов с документами и избирательными бюллетенями после закрытия избирательного участка. Кроме того, кандидаты могут назначать агентов, которые будут присутствовать при подсчете голосов.

Все обязанности по обеспечению процесса голосования и прав избирателей в день выборов возлагаются на председателя избирательного участка. Он же обязан обеспечить возможность тайного голосования.

Голосование осуществляется при помощи бюллетеней. Войдя на участок, избиратель обращается к регистратору и называет своё имя. При этом документов, удостоверяющих личность, не требуется . Если имя содержится в списке, то избирателю выдается бюллетень, отметки в котором проставляются в специальной закрытой кабинке.

Избирательные участки закрываются в 22 часа. Ящики для голосования опечатываются и закрываются на замок. Все избирательные материалы упаковываются и опечатываются. Составляется отчет о количестве бюллетеней. Затем все материалы отвозятся в счетный центр. Подсчет производится сразу же после доставки. Если кандидаты получили одинаковое количество голосов, то победитель определяется жеребьевкой, которую проводит Уполномоченный по выборам.

Перед тем, как занять выборную должность, претендент обязан сделать соответствующее заявление о своем согласии занять эту должность.

В соответствии с законом, результаты голосования обязательно публикуются.

Если кто-либо из избирателей хочет оспорить результаты выборов, то он подает в суд петицию от имени четырех или более избирателей или кандидата в советники. При этом срок подачи иска составляет три месяца с момента объявления результатов выборов. Суд рассматривает, были ли допущены нарушения при проведении выборов.

Таким образом, в Великобритании в настоящее время функционируют несколько моделей избирательных систем, применение которых зависит от кон кретного региона и уровня выборов. Одновременно в Соединённом Королевстве продолжаются процессы реформирования электорального законодательства.

Читайте также: