Радикальное направление кратко история 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Либерализм

Западники

Чаадаев, Соловьёв, Тургенев, Белинский, Боткин, Кавелин

1. Полагали, что развитие России и Западной Европы должно происходить по одному пути.

2. Часто идеализировали европейское общественное устройство.

3. Свобода слова, печати, отмена крепостного права.

Славянофилы

Самарин, Хомяков, Аксаковы (братья), Кошелев

1. Были уверены в самобытности пути развития России.

2. Православие – единственная верная религия.

3. Видели успех в сохранении исконных ценностей.

4. Сила власти – царю, сила мнения – народу.

Радикальное направление

Сторонники необходимости кардинальных перемен системы революционным путём.

Братья Критские, Станкевич, Белинский, Герцен, Огарёв, Достоевский, Салтыков-Щедрин.


  • сохранение старой социально-политической системы;
  • нерешённость крестьянского вопроса;
  • противоречия между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи;
  • половинчатость реформ 1860—1870-х гг. и колебания правительственного курса.

ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В РОССИИ

В пореформенной России окончательно оформились три направления в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Крупнейшие представители консерватизма — государственные деятели, литераторы и философы К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский, А.А. Фет, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев.

В основе идеологии консерваторов лежала теория официальной народности. Ключевыми положениями теории были укрепление самодержавия, поддержка дворянства в качестве его опоры, сохранение единой и неделимой России, господство православия, поощрение русификации инородцев, необходимость корректировки реформ 1860—1870-х гг. в интересах дворянства. Консерваторы имели поддержку среди всех слоёв общества.

ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Продолжалась деятельность славянофилов и западников. Появился новый социальный слой — разночинцы. Сторонники либерального направления выступали за расширение прав земств и создание центральных представительных учреждений, введение гражданских свобод.

РАДИКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. НАРОДНИЧЕСТВО

Радикалы развивали идеи народничества, представленного либеральным и революционным направлениями.

Сторонники либерального направления народничества (Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов) проводили пропаганду мирных путей общественного преобразования, выступали за введение всеобщего начального образования, отмену телесных наказаний, высказывали мнение, что интеллигенция должна помочь русскому народу избавиться от бедности и невежества. В среде либеральных народников господствовало мнение о важности культурной работы в народе.

Теории революционного народничества:

  • анархистское (М.А. Бакунин): Крестьяне готовы к революции. Государство — источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо него — союз самоуправляющихся общин.
  • пропагандистское (П.Л. Лавров — хождение в народ): Крестьяне не готовы к революции. Надо усилить пропаганду, для её успеха создать революционную организацию.
  • заговорщицкое (П.Н. Ткачев — террор): Крестьяне не готовы к революции, пропаганда не даст быстрых результатов. Надо создать тайную организацию, которая осуществит захват власти.

Деятельность народников.

1860—1880-е гг. Возникновение революционных народнических кружков, члены которых выступали против капитализма, видели будущее России за социализмом, планировали построение нового общества в результате революции.

1874-1875 гг. Хождение в народ окончилось провалом.

2 апреля 1879 г. Совершено покушение на Александра II.

РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Начало массового рабочего движения. В разные годы существовали:

С конца 1880-х гг. в России появляются марксистские кружки:

Задачи кружков: изучение марксизма и пропаганда его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни во главе с В. И. Ульяновым (Лениным) выступали за создание политической партии, осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата, другие, отрицая революционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда рабочего класса России.

Социал-демократы.

1898 г. I съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии) в Минске.
1903 г. II съезд РСДРП в Лондоне, приняты устав и программа. Выступали за свержение самодержавия и установление диктатуры пролетариата. Раскол на большевиков (В. И. Ульянов) и меньшевиков (Л. Мартов).

Эсеры.

1902 г. Создание партии социалистов-революционеров (эсеров).
Опирались на крестьян. Лидер — В. М. Чернов. Выступали за уничтожение частной собственности на землю, раздачу её крестьянам. Тактика борьбы — террор.

Либералы.


В последней трети XIX века в российской идеологии можно выделить три направления: консервативное, либеральное и радикальное.

Консерватизм в Российской империи поддерживали представители всех сословий от дворянства до крестьянства. Среди лидеров консервативного течения можно выделить влиятельного публициста Михаила Никифоровича Каткова, а также обер-прокурора Синода и министра народного просвещения Дмитрия Андреевича Толстого.


Либеральная мысль в Российской империи, как и ранее, была представлена западниками и славянофилами. С середины XIX века их ряды пополнились разночинной интеллигенцией.

Разночинная интеллигенция — это особая категория в российском пореформенном обществе, выходцы из различных сословий, которые получили образование.

Разночинцы были оппозиционно настроены к российской власти, однако активно поддерживали Земскую и Крестьянскую реформы 1860-х годов. Так, пытаясь улучшить быт крестьян, они работали в земствах учителями, врачами, журналистами; становились мировыми посредниками при проведении Крестьянской реформы.


Однако после начала проведения реформ 1860−1870 годов многие либерально настроенные общественные деятели разочаровались в них. Поэтому от полемики о судьбе России они стали переходить к идее более решительных методов преобразований в государстве.

Среди земских либералов также были сторонники активной борьбы, которые собирались в кружки. Они распространяли среди крестьян листовки с призывом подняться на всеобщий бунт для получения настоящей свободы.

Во второй половине XIX века в России популярными стали идеи нигилизма. Особое распространение он получил среди разночинной интеллигенции.

Нигилизм — это философия, отрицающая общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры.


Под влиянием идеи отрицания всего ради достижения своих целей в российской общественной мысли оформилось радикальное направление. Целью его сторонников была смена власти, которая могла бы быть достигнута активной борьбой. Например, путём революции, восстания либо заговора.

Так, с 50-х годов XIX века Герцен начал выдвигать теорию русского (или общинного) социализма. Он считал, что только в России сохранилась настоящая крестьянская община. И именно она является той основой, на которой можно будет построить социализм.

В 1870-е годы в радикальном направлении общественной мысли появилась теория русского народничества. Сторонники народничества отрицали идею о прогрессивности капиталистического развития и провозглашали самобытный путь развития российской экономики, который заключался в народном производстве. Посредством этого человечество неизбежно должно прийти к социализму.

Однако насчёт методов достижения своих целей у народников не было единого мнения. Поэтому в итоге движение разделилось на три направления — бунтарское, пропагандистское и заговорщицкое.

Идеологом бунтарского направления был Михаил Александрович Бакунин. Он считал, что государство мешает развитию личности, поэтому отрицал любую власть. По мнению Бакунина, к революции необходимо было призвать народ, который уже абсолютно готов к активным действиям.

Идейным вдохновителем пропагандистского направления выступил Пётр Лаврович Лавров. Он считал, что крестьянство ещё не до конца готово к революции, а двигателем исторического развития является интеллигенция. Именно интеллигенция должна была проводить пропаганду в массах, чтобы подготовить всеобщий бунт.

Теоретиком заговорщицкого направления стал Пётр Никитич Ткачёв. Он не верил, что революция возможна силами народа. Ткачёв делал ставку на заговор, вооружённый переворот, захват власти. А уже революционное правительство должно было провести необходимые для победы социализма преобразования.


Позже в неё вступили Андрей Желябов, Сергей Кравчинский, Вера Фигнер, Софья Перовская. Всего организация насчитывала около 200 членов. Она состояла из основного кружка и местных групп, располагавшихся во многих крупных городах империи, а также имела свой печатный орган, программу и устав.

Деятельность организации делилась на две группы: организаторская и дезорганизаторская.

Организаторская деятельность подразумевала сотрудничество с враждебными правительству организациями; революционную пропаганду среди всех сословий; агитацию через периодическую печать.

Дезорганизаторская деятельность включала в себя индивидуальный террор против неугодных чиновников; привлечение на свою сторону служащих различных правительственных организаций; поиск сторонников в российской армии.

В народе революционеры воспринимались как борцы против правительственного произвола. Их деятельность имела широкую поддержку в обществе. Например, в 1878 году Вера Засулич, которая совершила покушение на петербургского градоначальника Фёдора Трепова, во время суда была оправдана присяжными заседателями.


Безрезультатная борьба власти с террористами привела к оживлению либерального движения в конце 1870-х годов. Со страниц журналов и в письмах императору либералы призывали к совершенствованию государственного строя и продолжению преобразований.

Кроме этого, в 1880 году состоялось очередное неудачное покушение на Александра II, совершённое Степаном Халтуриным в Зимнем дворце. После этого императором был создан чрезвычайный государственный орган -Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия.

Комиссию возглавил талантливый военачальник Михаил Тариэлович Лорис-Меликов. Чтобы упорядочить борьбу с террором, он предпринял ряд мер: провёл реформу органов безопасности и ограничил цензурный надзор.


Принятие проекта Лорис-Меликова не превратило бы Россию в полноценную конституционную монархию, однако самодержавие было бы немного ограничено.

Подведём итоги. В пореформенный период существовало три направления общественной мысли: консервативное, либеральное и радикальное. Народники пытались переустроить российское общество на основе общинного социализма, но успеха не имели. Деятельность террористов-народовольцев в конечном итоге привела к сворачиванию реформ.

Основные особенности развития общественной мысли России при Николае I

Духовная сфера жизни российского общества при Николае I развивалась также под пристальным контролем государства. Однако, этот пристальный контроль и давление не только не ослабили прежних тенденций к развитию либеральных и даже радикальных воззрений, но усилили их, ведь, как известно, сила действия равна силе противодействия.

При Николае I российское общество начало фундаментально меняться, превращаясь из традиционного в индустриальное. Эта метаморфоза потребовала серьезного осмысления и переосмысления всех прежних и новых ценностей. В связи с этим в общественной мысли России того времени всё отчетливее стали проявляться различные направления, прежде всего такие как: консервативное, либеральное и радикальное.

Важно отметить, что общественная мысль в России второй четверти XIX века развивалась в условиях усиленного государственного контроля, ставшего результатом восстания декабристов. Всё больше усугубляются противоречия между реформаторскими устремлениями правительства и революционными протестами. Именно в этот период консервативное направление общественной мысли России оформляется впервые в целостную идеологию, однако, одновременно с этим, набирают популярность как либеральные, так и социалистические идеи. Одной из важнейшей особенностей развития общественной мысли России данного периода является также и тот факт, что представители тех или иных направлений общественной мысли фактически не имели возможности реализовывать свои идеи на практике, а могли лишь влиять на общественное сознание в целом через агитацию и пропаганду, как бы подготавливая российское общество к переменам.

Консервативное направление

Под православием С.С. Уваров понимал особую религиозность русского человека, резко отличающуюся от той католической или протестантской религиозности, которую можно наблюдать в Европе. Православная религиозность всегда придавала особое значение коллективизму, отказу от материальных ценностей, страданиям как средствам очищения души и даже некоему мистицизму в осмыслении человеком своего места в мире в противоположность протестантско-католическому рационализму, стремлению к выгоде и индивидуализму.

Самодержавие , по мысли С.С. Уварова, это не только неограниченная власть российского монарха, но власть, основанная на единстве народа и монарха, защищающего и любящего свой народ подобно тому, как отец защищает и любит своих детей.

В целом, по закону жителям России разрешалось исповедовать любую религию, если она признавала власть императора и существующие в стане порядки. Однако, православие, безусловно, находилось в привилегированном положении. Поощрялся и переход из других религий в православие. Большим почетом и уважением пользовались православные старцы. Как раз именно на данный период пришлась жизнь и основная деятельность прославленного православного старца Серафима Саровского (1760-1833 гг.).

Помимо самого графа С.С. Уварова, яркими представителями российского консерватизма были и такие общественные деятели как историки Н.Г. Устрялов и М.П. Погодин , писатели Н.В. Кукольник , Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч , М.Н. Загоскин . Они не только развивали концепцию С.С. Уварова, но и доказывали исключительность и уникальность особого российского пути исторического развития, считая именно этот путь единственно правильным для России.

Либеральное направление

Так, П.Я. Чаадаев фактически дал начало дискуссии о том, должна ли Россия следовать за более прогрессивной Европой, или у России всегда был, есть и будет свой собственный, уникальный и единственно верный путь развития. Первой точки зрения и стали придерживаться западники , второй – славянофилы .

Яркими представителями западничества были такие историки как Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев , юрист К.Д. Кавелин , литераторы П.В. Анненков , В.П. Боткин, И.С. Тургенев . Западники в своих воззрениях исходили из идеи о единстве человеческой цивилизации. Выделение из этого единства какой-то одной страны ведет, по мысли западников, только к упадку и регрессу, но никак не к процветанию. В этой связи самую положительную оценку западники давали преобразованиям Петра Великого, благодаря реформам которого, Россия встала на путь подлинно цивилизованного, по мнению западников, развития. Западники настаивали на том, что Россия должна не отделяться от Европы мнимой уникальностью, а примкнуть к ней, образовав тем самым единую общечеловеческую культурную семью.

В противовес западникам, славянофилы отстаивали самобытность каждого народа, в том числе и русских. Славянофилы утверждали, что Россия не может примкнуть к Европе и составить вместе с ней некую единую семью, так как Россия и Европа слишком сильно отличаются по религии, быту, государственному устройству и, в конце концов, менталитету. В связи с этим, славянофилы крайне негативно оценивали деятельность Петра I, считая, что он своими ненужными реформами повел Россию по чуждому ей пути развития, что, в свою очередь и стало причиной многочисленных социальных проблем в стране. Таким образом теперь, в середине XIX века (когда жили сами славянофилы), Россия должна наконец вернуться в своё самобытное состояние, в котором только и возможно обретение общественной гармонии. Некоторые славянофилы были настроены столь решительно, что предлагали исключить из русского языка все иностранные заимствования. Яркими представителями славянофильского движения были такие публицисты как А.С. Хомяков , братья И.В. и П.В. Киреевские , братья К.С. и И.С. Аксаковы , Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев .

Несмотря на фундаментальные противоречия, и западники, и славянофилы всё же были представителями российского либерализма, так как их объединяли следующие общие черты: негативное отношение к крепостному праву, бюрократическому произволу, отсутствию в России демократических прав и свобод. И западники, и славянофилы были уверены в необходимости широкомасштабных преобразований в стране. Более того, и те, и другие надеялись, что необходимые преобразования начнутся без потрясений и будут исходить от самого правительства, и потому реформы будут постепенными, осторожными и мирными. И конечно же, как западники, так и славянофилы верили, что Россия обладает всеми необходимыми силами и ресурсами для осуществления таких важных преобразовании. Они искренне верили в лучшее будущее для России, которое вот вот должно настать.

Радикальное направление

Радикальное направление общественной мысли проявлялось в эти годы поначалу в формировании многочисленных тайных кружков, вынашивающих те или иные незаконные планы. Так, в 1827 г. властями был раскрыт кружок братьев Критских , в 1831 г. – кружок Н.П. Сунгурова . Оба кружка замышляли вооруженное восстание.

В знаменитый кружок Н.В. Станкевича (1833-1839 гг.) входили не только революционеры, но также представители западничества и славянофильства. С 1831 по 1834 гг. просуществовал кружок Герцена-Огарёва .

Однако, члены разгромленных кружков не прекращали свою общественную деятельность, а переходили в новые кружки, уезжали за границу и действовали оттуда или начинали заниматься публицистикой как средством донесения собственных идей.

Окончательно радикальное (или иначе говоря, революционное) движение в России оформилось лишь к середине XIX века. Очагами революционных движений порой становились не только крупные центральные города, но и национальные окраины, где революционные требования сливались с стремлением к национальной независимости. Так, в 1846-1847 гг. на Украине возникло Кирилло-Мефодиевское общество во главе с известным историком Н.И. Костомаровым . Еще одним известным лидером данного общества стал украинский поэт Т.Г. Шевченко . Кирилло-Мефодиевское общество требовало отмены крепостного права и сословных привилегий, но главной целью общество было создание федерации славянских республик. Н.И. Костомаров выступал за применение умеренных средств в борьбе за осуществление задач Общества, Т.Г. Шевченко был настроен гораздо более радикально. Уже в 1847 г. Общество было разгромлено властями.

Примерно в тот же период в Санкт-Петербурге существовал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского , куда входили М.Е. Салтыков, Ф.М. Достоевский и многие другие поэты, писатели, деятели культуры и науки. Члены кружка изучали социалистические идеи и возможность их осуществления в России, в том числе революционным путем. В 1849 г. кружок был также раскрыт и ликвидирован правительством. Интересно отметить, что Ф.М. Достоевский разочаровался впоследствии в социалистических идеях.

Несмотря на все усилия государственной пропаганды и III отделения в борьбе с инакомыслием, в стране всё более и более распространялись как либеральные, так и более опасные для властей революционные настроения. Недостатки самодержавно-крепостнической системы стали абсолютно очевидными для наиболее передовой части российского общества.

В следующей статье начнем рассматривать внешнюю политику Николая I.

Обязательно вступайте в нашу группу в vk ! Там еще много интересного и полезного для подготовки к ЕГЭ по истории!

Спонсор данного выпуска - сайт stoneworkshop . Stoneworkshop - это мастерская изделий из искусственного камня для квартир, домов, офисов и приемных зон.

Читайте также: