Эстетические способности это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Способность эстетического воспpиятия-пеpеживания; его избиpательность как основание ценностной ориентации личности. Созерцание. Интуиция как способность постижения истины до (вне) веpбально-логических умозаключений; ее эвpистический хаpактеp и чувственно-оценочная (эстетическая) пpиpода. Эстетическая память, ее ассоциативно-образный характер и pоль в воспpиятии. Вообpажение как ассоциативно-обpазное мышление. Воображение стихий (Г. Башляр). Типы вообpажения и его pоль в жизненной судьбе личности, в научном и художественном твоpчестве. Обpазное мышление как способ познания миpа и самоопpеделения в нем: целостность, унивеpсальность и эвpистический смысл обpазного мышления.

Типология эстетических образов мира: знак, cхема, иконический обpаз, cимвол, метафоpа. Обpаз эстетический и художественный: сходство, pазличия, взаимозависимость. Эстетический обpаз совеpшенства (идеал, ценность), его детеpминанты и функции. Основные паpаметpы изменчивости представлений о совершенстве (культуpно-истоpический, этно-национальный, pелигиозный, социально-классовый, личностный. Константные хаpактеpистики эстетического идеала совеpшенства (сущностные, бытийные качества объекта, его мера) и его пpогностическая функция в социокультурной практике.

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image




Когда человек теряет богатство, он ничего не теряет. Когда человек теряет здоровье, он теряет кое-что. Когда человек теряет характер, он теряет все. © Билли Грэм ==> читать все изречения.

В психологии пока еще нет единого понимания способностей. Но чаще всего их определяют как синтез свойств личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий достижения в ней (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, А. Г. Ковалев, Г. С. Костюк и др.). При этом сами свойства рассматриваются широко — как присущие данной личности стойкие психические явления (например, ощущения, память, мышление, убежденность и т. п.), обусловливающие сходство или различие ее с другими личностями.

По своей структуре способности бывают простыми, элементарными (например, способность ощущения, мышление) и сложными. В способностях сложных (к труду, искусству и т. п.) могут взаимодействовать в едином комплексе свойства различных уровней структуры личности: и свойства, главным образом, биологически обусловленные, природные (темперамент, половые и пр.); и свойства, характеризующие человеческое отражение действительности (скажем, восприятие, мышление, чувства); и свойства, в основе которых — индивидуальный опыт (знания, навыки и т. п.); и социально обусловленные свойства, выражающие направленность личности (интересы, убеждения и т. д.).

При анализе сложной способности очень важно учитывать, каково значение и роль в ней отдельных свойств или более простых способностей. Некоторые из них выступают как ведущие, другие — в качестве опорных свойств, третьи приобретают значение фоновых свойств, более или менее благоприятствующих функционированию первых двух групп свойств. Одни и те же свойства могут входить в различные сложные способности, но назначение их в структуре каждой из них будет разным (скажем, роль фантазии в способностях актера и бухгалтера).

Различают способности специальные (например, элементарная способность — цветоощущение, сложные — математическая, музыкальная), которые связаны с определенной, в большей или меньшей степени ограниченной, не всем людям присущей деятельностью, и способности генерализованные (по С. Л. Рубинштейну), или общие (по Б. М. Теплову), свойственные в различной степени всем людям. Среди общих способностей называют обычно формы отражения, или умственные способности (восприятие, мышление, фантазия, память, воля и т. п.), проявляющиеся во всех видах человеческой деятельности, и ряд сложных способностей (к труду, общению, игре, спорту).

К. К. Платонов относит сюда моральную и правовую способность, а также способность к искусству. Считаем это правильным: наряду с практической и познавательной деятельностью всем людям свойственна моральная, правовая и эстетическая деятельность, а для них тоже нужны соответствующие способности. Однако, если быть последовательным, то рядом с моральной и правовой нужно ставить эстетическую способность, а не способность к искусству, ибо искусство — только частный вид эстетической деятельности.

Эстетическое воспитание должно содействовать формированию у человека такого подхода к миру, который предполагает потребность в совершенстве всей жизненной среды. Такое отношение проявляется в процессах эстетического восприятия, оценки, эстетической деятельности. Значит, если рассматривать в психолого-педагогическом плане те внутренние условия или возможности личности, которые обеспечивают установление эстетического отношения ее с миром, речь должна идти о способностях к эстетическому восприятию, оценке и эстетической деятельности. Именно они могут быть рассмотрены как составные элементы сложной эстетической способности. Их наличия достаточно для того, чтобы у человека, обладающего эстетической потребностью, возникло специфическое отношение к миру.

Найдено научных статей по теме — 3

Эстетическая способность суждения и практика

В статье рассматриваются основные принципы эстетики классической немецкой философии. На примере философии И.

ОСНОВНАЯ МИССИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - ГАРМОНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ДУХОВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

По уровню духовно-нравственного развития личности можно судить о гуманистическом характере жизни общества.

Эстетическая сенситивность - доминанта в моделировании процесса развития творческих способностей у д

Приводится краткое описание интегральной модели развития творческих способностей у детей 2-5 лет, базирующейся на принципе восходящей спиральной динамики.

Вложенные файлы: 1 файл

esteticheskie_sposobnosti.docx

НОУ СПО Сибирская Региональная Школа Бизнеса (колледж)

Выполнил: Якушина Л.

Проверил: Федорова Г.И.

Наиболее полную и последовательную систему основных понятий теории способностей дал Б. М. Теплов. Он дал следующие определения таких категорий, как задатки, способности и одаренность.

Задатки -- анатомо-физиологические особенности человека, которые лежат в основе развития способностей.

Способности -- индивидуально- психологические особенности, проявляющиеся успешности выполнения какой-либо деятельности, в легкости и быстроте ее уев ния или успешности приобретения знаний, но не сводимые к знаниям, умения навыкам.

Одаренность -- индивидуально и качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успеха в деятельности.

Другое дело -- одаренность, которая представляет собой индивидуально-своеобразное сочетание способностей, -- она должна соотноситься с конкретной деятельностью. Одаренность определяется Шадриковым как системное качество совместно работающих функциональных систем, реализующих различные психические функции, : которые включены в функциональную систему деятельности и имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности.

Профессиональные способности находятся в постоянном развитии, которое заключается в совершенствовании отдельных профессионально значимых психических качеств (познавательных и психомоторных процессов и функций), а также в установлении между ними специфических взаимосвязей и взаимозависимостей (системных качеств), соответствующих требованиям изменяющейся деятельности.

Изучение развития способностей проводится, во-первых, на уровне оценки результатов реализации отдельных психических свойств в показателях деятельности и, во-вторых, на аналитическом уровне, когда развитие способностей представляется через описание определяющих их психических процессов -- учитывается динамика психических свойств (способностей) и психических функций, оцениваются их предельные значения, оптимальные условия и эффективность проявления.

Одной из основных закономерностей развития способностей является отмеченная еще Б. Г. Ананьевым неравномерность изменений и гетерохронность (разновременность) фаз развития психических функций.

ЭСТЕТИЧЕСКУЮ ПОТРЕБНОСТЬ ХАРАКТЕРИЗУЮТ УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И СВЯЗЬ С ТВОРЧЕСТВОМ. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В САМЫХ РАЗНЫХ СФЕРАХ ОЫТИЯ И НЕ МОГУТ БЫТЬ УДОВЛЕТВОРЕНЫ КАКИМ-ЛИБО ОДНИМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗНАНИЯ ПОРОЖДАЕТ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ШИРОКИЙ СПЕКТР ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА - ОТ ПРЕДМЕТОВ БЫТА ДО ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ УТИЛИТАРНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИМ ХАРАКТЕРОМ. ОНО СПОСОБНО ПРИНОСИТЬ ВСЕ НОВЫЕ И НОВЫЕ РАДОСТИ ЧЕЛОВЕКУ, ОБОГАЩАЯ ЕГО ДУХОВНЫЙ МИР. МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ИСЧЕРПЫВАЕТСЯ ВМЕСТЕ С НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ДОСТИЖЕНИЕМ СВОЕЙ ЦЕЛИ. У ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ САМОЦЕННЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ, НЕПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ХАРАКТЕР. РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА ДО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ И УГЛУБЛЕНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВКУСЕ ПОРАЖАЕТ БОЛЬШАЯ СВОБОДА ПРЕДПОЧТЕНИЙ. ЛИЧНЫЕ ПРИСТРАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ЭМОЦИИ УНИКАЛЬНЫ. ГОЛОС СОБСТВЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА ДИКТУЕТ ВНУТРЕННЮЮ ОЦЕНКУ: КРАСИВО - НЕКРАСИВО, НРАВИТСЯ - НЕ НРАВИТСЯ. ЕСЛИ КТО-ТО БУДЕТ ОСПАРИВАТЬ ВКУС ДРУГОГО, ТОТ, ЕСТЕСТВЕННО, БУДЕТ ЗАЩИЩАТЬ СВОЙ ВКУС, ПОСКОЛЬКУ В НЕМ ПЕРЕДАН ОПЫТ СОБСТВЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА. КТО ЖЕ И КАКИМ ОБРАЗОМ МОЖЕТ ДОКАЗАТЬ НЕПРАВИЛЬНОСТЬ МОЕГО ЧУВСТВА? ЕСЛИ ПРАВИЛЬНОСТЬ МОРАЛЬНЫХ ЧУВСТВ ОСНОВАНА НА МОРАЛЬНЫХ НОРМАХ, А ИХ НЕСОБЛЮДЕНИЕ СПОСОБНО ВЫЗВАТЬ ЛИБО МУКИ СОВЕСТИ, ЛИБО ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОРИЦАНИЕ, ТО В АНАЛИЗЕ КРАСОТЫ ТАКИХ ИМПЕРАТИВОВ НЕТ. ЗДЕСЬ НЕВОЗМОЖНО ЧТО-ЛИБО ДОКАЗАТЬ С ПОМОЩЬЮ РАЦИОНАЛЬНЫХ СРЕДСТВ. КТО МОЖЕТ ОПРОВЕРГНУТЬ АРГУМЕНТЫ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА? ЕГО МОЖНО ОТВЕРГНУТЬ, ОТБРОСИТЬ, НО ОПРОВЕРГНУТЬ НЕ УДАСТСЯ. ВОТ ПОЧЕМУ ВСЕ СПОРЫ О КРАСОТЕ ОСТАЮТСЯ БЕЗРЕЗУЛЬТАТНЫМИ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ОДНОЙ ИЗ СПОРЯЩИХ СТОРОН НЕ УДАЕТСЯ ПЕРЕВЕСТИ ДРУГУЮ НА СВОИ ПОЗИЦИИ ВОСПРИЯТИЯ, ПЕРЕЖИВАНИЯ,-ВКУСА.

ПОНЯТНО, ЧТО ВО ВКУСЕ ОГРОМНАЯ РОЛЬ ПРИНАДЛЕЖИТ ЛИЧНОСТИ ЕГО НОСИТЕЛЯ, ЕГО ПРИСТРАСТИЯМ. ТОЛСТОМУ НЕ НРАВИЛСЯ ШЕКСПИР, ГРИГУ -БЕТХОВЕН, БОРОДИНУ - ЛИСТ. ОДНАКО ИХ ОТНОШЕНИЯ СТРОИЛИСЬ В РАМКАХ ХОРОШЕГО ВКУСА. И О ТАКИХ ВКУСАХ МОЖНО НЕ СПОРИТЬ. СПОР ИМЕЕТ ОСНОВАНИЕ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ СТАЛКИВАЮТСЯ ВКУСЫ ПЛОХИЕ И ХОРОШИЕ, ПРИМИТИВНЫЕ И РАЗВИТЫЕ, ГРУБО-ВУЛЬГАРНЫЕ И ВОЗВЫШЕННО-ИЗЯЩНЫЕ. ПРИЧЕМ ДЕЛО НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОРИЦАТЬ ИЛИ ОСУЖДАТЬ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРСПЕКТИВНЫМ СТАНОВИТСЯ ПУТЬ ВОСПИТАНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА, ПОДЪЕМ ЕГО ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ. ОТСЮДА БОРЬБА С ДУРНЫМИ ВКУСАМИ, А ТО И ПОЛНОЙ БЕЗВКУСИЦЕЙ СТАНОВИТСЯ ВАЖНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЗАДАЧЕЙ.

Эстетическое сознание – это феномен духовной культуры.

Античность ввела эстетические понятия красоты, меры, гармонии, совершенства в состав основных категорий бытия. Специальная рефлексия над эстетическим началась в эпоху Возрождения, когда на первое место был выдвинут человек. Авторитет эстетической терминологии резко возрос, и она вернулась в состав философского знания. Факт обособления эстетики как самостоятельной формы духовной деятельности привел и к обособлению Красоты, которая раньше внутренне пронизывала, а тем самым и синтетически объединяла Истину и Добро, а теперь вступила в качестве равноправного персонажа в борьбу за лидирующее положение. Эпоха Просвещения и практически вся официальная идеология начала Х1Х века были пронизаны рационализмом, т.е. были склонны доверить решение основных вопросов бытия естественно-научному разуму; с этой точки зрения искусство считалось не средством познания мира, а только формой человеческого самоутверждения. С конца Х1Х в. европейские философы настойчиво заговорили о кризисе рационализма, о необходимости вернуть в культуру принцип триединства разума, воли и чувства, т.е. Истины, Добра и Красоты, утверждая, что в процессе деятельности и познания мира и самого себя человек не должен ограничиваться разумом или волей, что без эстетического восприятия мира и самого себя он теряет главное – свою органическую связь с миром, свою внутреннюю цельность.

Неотъемлемым аспектом эстетического сознания являются эстетические чувства. Эстетическое чувство – это просветленное чувство наслаждения красотой мира. Развитое эстетическое чувство делает личность человека индивидуально неповторимой, дифференцирует его внутренний мир и вместе с тем гармонически сочетает в нем духовные качества. Человек с развитым эстетическим чувством – это человек творческого порыва, творческого отношения к жизни.

Читайте также: