Эстетические способности это кратко
Обновлено: 07.07.2024
Способность эстетического воспpиятия-пеpеживания; его избиpательность как основание ценностной ориентации личности. Созерцание. Интуиция как способность постижения истины до (вне) веpбально-логических умозаключений; ее эвpистический хаpактеp и чувственно-оценочная (эстетическая) пpиpода. Эстетическая память, ее ассоциативно-образный характер и pоль в воспpиятии. Вообpажение как ассоциативно-обpазное мышление. Воображение стихий (Г. Башляр). Типы вообpажения и его pоль в жизненной судьбе личности, в научном и художественном твоpчестве. Обpазное мышление как способ познания миpа и самоопpеделения в нем: целостность, унивеpсальность и эвpистический смысл обpазного мышления.
Типология эстетических образов мира: знак, cхема, иконический обpаз, cимвол, метафоpа. Обpаз эстетический и художественный: сходство, pазличия, взаимозависимость. Эстетический обpаз совеpшенства (идеал, ценность), его детеpминанты и функции. Основные паpаметpы изменчивости представлений о совершенстве (культуpно-истоpический, этно-национальный, pелигиозный, социально-классовый, личностный. Константные хаpактеpистики эстетического идеала совеpшенства (сущностные, бытийные качества объекта, его мера) и его пpогностическая функция в социокультурной практике.
Когда человек теряет богатство, он ничего не теряет. Когда человек теряет здоровье, он теряет кое-что. Когда человек теряет характер, он теряет все. © Билли Грэм ==> читать все изречения.
В психологии пока еще нет единого понимания способностей. Но чаще всего их определяют как синтез свойств личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий достижения в ней (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, А. Г. Ковалев, Г. С. Костюк и др.). При этом сами свойства рассматриваются широко — как присущие данной личности стойкие психические явления (например, ощущения, память, мышление, убежденность и т. п.), обусловливающие сходство или различие ее с другими личностями.
По своей структуре способности бывают простыми, элементарными (например, способность ощущения, мышление) и сложными. В способностях сложных (к труду, искусству и т. п.) могут взаимодействовать в едином комплексе свойства различных уровней структуры личности: и свойства, главным образом, биологически обусловленные, природные (темперамент, половые и пр.); и свойства, характеризующие человеческое отражение действительности (скажем, восприятие, мышление, чувства); и свойства, в основе которых — индивидуальный опыт (знания, навыки и т. п.); и социально обусловленные свойства, выражающие направленность личности (интересы, убеждения и т. д.).
При анализе сложной способности очень важно учитывать, каково значение и роль в ней отдельных свойств или более простых способностей. Некоторые из них выступают как ведущие, другие — в качестве опорных свойств, третьи приобретают значение фоновых свойств, более или менее благоприятствующих функционированию первых двух групп свойств. Одни и те же свойства могут входить в различные сложные способности, но назначение их в структуре каждой из них будет разным (скажем, роль фантазии в способностях актера и бухгалтера).
Различают способности специальные (например, элементарная способность — цветоощущение, сложные — математическая, музыкальная), которые связаны с определенной, в большей или меньшей степени ограниченной, не всем людям присущей деятельностью, и способности генерализованные (по С. Л. Рубинштейну), или общие (по Б. М. Теплову), свойственные в различной степени всем людям. Среди общих способностей называют обычно формы отражения, или умственные способности (восприятие, мышление, фантазия, память, воля и т. п.), проявляющиеся во всех видах человеческой деятельности, и ряд сложных способностей (к труду, общению, игре, спорту).
К. К. Платонов относит сюда моральную и правовую способность, а также способность к искусству. Считаем это правильным: наряду с практической и познавательной деятельностью всем людям свойственна моральная, правовая и эстетическая деятельность, а для них тоже нужны соответствующие способности. Однако, если быть последовательным, то рядом с моральной и правовой нужно ставить эстетическую способность, а не способность к искусству, ибо искусство — только частный вид эстетической деятельности.
Эстетическое воспитание должно содействовать формированию у человека такого подхода к миру, который предполагает потребность в совершенстве всей жизненной среды. Такое отношение проявляется в процессах эстетического восприятия, оценки, эстетической деятельности. Значит, если рассматривать в психолого-педагогическом плане те внутренние условия или возможности личности, которые обеспечивают установление эстетического отношения ее с миром, речь должна идти о способностях к эстетическому восприятию, оценке и эстетической деятельности. Именно они могут быть рассмотрены как составные элементы сложной эстетической способности. Их наличия достаточно для того, чтобы у человека, обладающего эстетической потребностью, возникло специфическое отношение к миру.
Найдено научных статей по теме — 3
Эстетическая способность суждения и практика
В статье рассматриваются основные принципы эстетики классической немецкой философии. На примере философии И.
ОСНОВНАЯ МИССИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - ГАРМОНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ДУХОВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
По уровню духовно-нравственного развития личности можно судить о гуманистическом характере жизни общества.
Эстетическая сенситивность - доминанта в моделировании процесса развития творческих способностей у д
Приводится краткое описание интегральной модели развития творческих способностей у детей 2-5 лет, базирующейся на принципе восходящей спиральной динамики.
Вложенные файлы: 1 файл
esteticheskie_sposobnosti.docx
НОУ СПО Сибирская Региональная Школа Бизнеса (колледж)
Выполнил: Якушина Л.
Проверил: Федорова Г.И.
Наиболее полную и последовательную систему основных понятий теории способностей дал Б. М. Теплов. Он дал следующие определения таких категорий, как задатки, способности и одаренность.
Задатки -- анатомо-физиологические особенности человека, которые лежат в основе развития способностей.
Способности -- индивидуально- психологические особенности, проявляющиеся успешности выполнения какой-либо деятельности, в легкости и быстроте ее уев ния или успешности приобретения знаний, но не сводимые к знаниям, умения навыкам.
Одаренность -- индивидуально и качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успеха в деятельности.
Другое дело -- одаренность, которая представляет собой индивидуально-своеобразное сочетание способностей, -- она должна соотноситься с конкретной деятельностью. Одаренность определяется Шадриковым как системное качество совместно работающих функциональных систем, реализующих различные психические функции, : которые включены в функциональную систему деятельности и имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности.
Профессиональные способности находятся в постоянном развитии, которое заключается в совершенствовании отдельных профессионально значимых психических качеств (познавательных и психомоторных процессов и функций), а также в установлении между ними специфических взаимосвязей и взаимозависимостей (системных качеств), соответствующих требованиям изменяющейся деятельности.
Изучение развития способностей проводится, во-первых, на уровне оценки результатов реализации отдельных психических свойств в показателях деятельности и, во-вторых, на аналитическом уровне, когда развитие способностей представляется через описание определяющих их психических процессов -- учитывается динамика психических свойств (способностей) и психических функций, оцениваются их предельные значения, оптимальные условия и эффективность проявления.
Одной из основных закономерностей развития способностей является отмеченная еще Б. Г. Ананьевым неравномерность изменений и гетерохронность (разновременность) фаз развития психических функций.
ЭСТЕТИЧЕСКУЮ ПОТРЕБНОСТЬ ХАРАКТЕРИЗУЮТ УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И СВЯЗЬ С ТВОРЧЕСТВОМ. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В САМЫХ РАЗНЫХ СФЕРАХ ОЫТИЯ И НЕ МОГУТ БЫТЬ УДОВЛЕТВОРЕНЫ КАКИМ-ЛИБО ОДНИМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗНАНИЯ ПОРОЖДАЕТ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ШИРОКИЙ СПЕКТР ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА - ОТ ПРЕДМЕТОВ БЫТА ДО ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ УТИЛИТАРНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИМ ХАРАКТЕРОМ. ОНО СПОСОБНО ПРИНОСИТЬ ВСЕ НОВЫЕ И НОВЫЕ РАДОСТИ ЧЕЛОВЕКУ, ОБОГАЩАЯ ЕГО ДУХОВНЫЙ МИР. МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ИСЧЕРПЫВАЕТСЯ ВМЕСТЕ С НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ДОСТИЖЕНИЕМ СВОЕЙ ЦЕЛИ. У ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ САМОЦЕННЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ, НЕПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ХАРАКТЕР. РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА ДО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ И УГЛУБЛЕНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВКУСЕ ПОРАЖАЕТ БОЛЬШАЯ СВОБОДА ПРЕДПОЧТЕНИЙ. ЛИЧНЫЕ ПРИСТРАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ЭМОЦИИ УНИКАЛЬНЫ. ГОЛОС СОБСТВЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА ДИКТУЕТ ВНУТРЕННЮЮ ОЦЕНКУ: КРАСИВО - НЕКРАСИВО, НРАВИТСЯ - НЕ НРАВИТСЯ. ЕСЛИ КТО-ТО БУДЕТ ОСПАРИВАТЬ ВКУС ДРУГОГО, ТОТ, ЕСТЕСТВЕННО, БУДЕТ ЗАЩИЩАТЬ СВОЙ ВКУС, ПОСКОЛЬКУ В НЕМ ПЕРЕДАН ОПЫТ СОБСТВЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА. КТО ЖЕ И КАКИМ ОБРАЗОМ МОЖЕТ ДОКАЗАТЬ НЕПРАВИЛЬНОСТЬ МОЕГО ЧУВСТВА? ЕСЛИ ПРАВИЛЬНОСТЬ МОРАЛЬНЫХ ЧУВСТВ ОСНОВАНА НА МОРАЛЬНЫХ НОРМАХ, А ИХ НЕСОБЛЮДЕНИЕ СПОСОБНО ВЫЗВАТЬ ЛИБО МУКИ СОВЕСТИ, ЛИБО ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОРИЦАНИЕ, ТО В АНАЛИЗЕ КРАСОТЫ ТАКИХ ИМПЕРАТИВОВ НЕТ. ЗДЕСЬ НЕВОЗМОЖНО ЧТО-ЛИБО ДОКАЗАТЬ С ПОМОЩЬЮ РАЦИОНАЛЬНЫХ СРЕДСТВ. КТО МОЖЕТ ОПРОВЕРГНУТЬ АРГУМЕНТЫ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА? ЕГО МОЖНО ОТВЕРГНУТЬ, ОТБРОСИТЬ, НО ОПРОВЕРГНУТЬ НЕ УДАСТСЯ. ВОТ ПОЧЕМУ ВСЕ СПОРЫ О КРАСОТЕ ОСТАЮТСЯ БЕЗРЕЗУЛЬТАТНЫМИ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ОДНОЙ ИЗ СПОРЯЩИХ СТОРОН НЕ УДАЕТСЯ ПЕРЕВЕСТИ ДРУГУЮ НА СВОИ ПОЗИЦИИ ВОСПРИЯТИЯ, ПЕРЕЖИВАНИЯ,-ВКУСА.
ПОНЯТНО, ЧТО ВО ВКУСЕ ОГРОМНАЯ РОЛЬ ПРИНАДЛЕЖИТ ЛИЧНОСТИ ЕГО НОСИТЕЛЯ, ЕГО ПРИСТРАСТИЯМ. ТОЛСТОМУ НЕ НРАВИЛСЯ ШЕКСПИР, ГРИГУ -БЕТХОВЕН, БОРОДИНУ - ЛИСТ. ОДНАКО ИХ ОТНОШЕНИЯ СТРОИЛИСЬ В РАМКАХ ХОРОШЕГО ВКУСА. И О ТАКИХ ВКУСАХ МОЖНО НЕ СПОРИТЬ. СПОР ИМЕЕТ ОСНОВАНИЕ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ СТАЛКИВАЮТСЯ ВКУСЫ ПЛОХИЕ И ХОРОШИЕ, ПРИМИТИВНЫЕ И РАЗВИТЫЕ, ГРУБО-ВУЛЬГАРНЫЕ И ВОЗВЫШЕННО-ИЗЯЩНЫЕ. ПРИЧЕМ ДЕЛО НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОРИЦАТЬ ИЛИ ОСУЖДАТЬ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРСПЕКТИВНЫМ СТАНОВИТСЯ ПУТЬ ВОСПИТАНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА, ПОДЪЕМ ЕГО ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ. ОТСЮДА БОРЬБА С ДУРНЫМИ ВКУСАМИ, А ТО И ПОЛНОЙ БЕЗВКУСИЦЕЙ СТАНОВИТСЯ ВАЖНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЗАДАЧЕЙ.
Эстетическое сознание – это феномен духовной культуры.
Античность ввела эстетические понятия красоты, меры, гармонии, совершенства в состав основных категорий бытия. Специальная рефлексия над эстетическим началась в эпоху Возрождения, когда на первое место был выдвинут человек. Авторитет эстетической терминологии резко возрос, и она вернулась в состав философского знания. Факт обособления эстетики как самостоятельной формы духовной деятельности привел и к обособлению Красоты, которая раньше внутренне пронизывала, а тем самым и синтетически объединяла Истину и Добро, а теперь вступила в качестве равноправного персонажа в борьбу за лидирующее положение. Эпоха Просвещения и практически вся официальная идеология начала Х1Х века были пронизаны рационализмом, т.е. были склонны доверить решение основных вопросов бытия естественно-научному разуму; с этой точки зрения искусство считалось не средством познания мира, а только формой человеческого самоутверждения. С конца Х1Х в. европейские философы настойчиво заговорили о кризисе рационализма, о необходимости вернуть в культуру принцип триединства разума, воли и чувства, т.е. Истины, Добра и Красоты, утверждая, что в процессе деятельности и познания мира и самого себя человек не должен ограничиваться разумом или волей, что без эстетического восприятия мира и самого себя он теряет главное – свою органическую связь с миром, свою внутреннюю цельность.
Неотъемлемым аспектом эстетического сознания являются эстетические чувства. Эстетическое чувство – это просветленное чувство наслаждения красотой мира. Развитое эстетическое чувство делает личность человека индивидуально неповторимой, дифференцирует его внутренний мир и вместе с тем гармонически сочетает в нем духовные качества. Человек с развитым эстетическим чувством – это человек творческого порыва, творческого отношения к жизни.
Читайте также: