Письменность древнего рима кратко

Обновлено: 30.06.2024

Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.

Рим, которому предстояло объединить античный мир в одной великой империи с единой культурой, поначалу ничем не обнаруживал признаков своего будущего величия. Несмотря на то, что в доисторические времена Апеннинский полуостров был относительно плотно населен, место будущего Рима и прилегающая территория до начала 1 тыс. до н.э. пустовали. Люди не могли здесь жить и заниматься земледелием из-за вулканической активности и мощных пластов вулканического пепла, покрывавшего землю.

Хотя область древнего Рима была необитаема, остальная часть полуострова не пустовала. По холмам и долинам Италии расселились вторгшиеся с севера племена. Вдоль Апеннинского хребта, тянущегося с севера на юг, осели италийские племена – умбры, сабины и самниты. Равнины к югу от реки Тибр (область Лаций) были заселены латинами. Появились здесь и другие племена – как, например, лигуры и венеты на севере полуострова, мессапы и сикулы на юге.

Римская история делится на три основных периода – царский (середина VIII до н.э. – 510 до н.э.), республиканский (510–30 до н.э.) и императорский (30 до н.э. – 476 н.э.).
Древний Рим

Ранняя римская история.

Царский период. С середины II тыс. до н.э. в нижнем течении Тибра в северном Лации (Средняя Италия) расселились латино-сикульскими племена, ветвь италиков, пришедших на Апеннинский п-ов из придунайских областей в начале II тыс. до н.э. Латины обосновались на холмах Палатин и Велия, соседние холмы заняли сабины. В результате синойкизма (объединения) нескольких латинских и сабинских поселков в середине VIII в. до н.э. (традиция датирует это событие 754–753 до н.э.) на Капитолийском холме была выстроена общая для всех крепость – Рим. Предание приписывает это деяние Ромулу, царевичу из города Альба-Лонга. Первоначально римская городская община (народ) состояла из трех триб (племен) – рамнов, тициев и луцеров, делившихся на тридцать курий (союзов мужчин-воинов), а те – на сто родов (gentes). Римский род был отцовским с правом взаимного наследования; он мог принять в свой состав чужаков, имел свой религиозный культ, общее место поселения и погребения; его члены носили одно родовое имя, которое восходило к мифическому или реальному предку, и были обязаны оказывать друг другу помощь. Род состоял из больших (три поколения) отцовских семей (familia). Земля находилась в собственности рода – лесами и пастбищами родичи пользовались сообща, а пашня делилась между семьями. Управляли Римом комиции (народные собрания мужчин-воинов), сенат (совет глав семей) и царь. Участники комиций собирались по куриям (куриатные комиции). Царь совмещал функции военного предводителя, жреца и судьи; он избирался комициями по рекомендации сената.

Члены римских родов являлись квиритами – полноправными гражданами (патрициями). Особую категорию составляли клиенты – люди, зависимые от отдельных квиритов и находящиеся под их покровительством. Возможно, клиентами становились обедневшие квириты, вынужденные искать защиты у своих родичей или у членов других родов.

Демографический рост провоцировал территориальную экспансию; усиление в результате постоянных войн власти царя как предводителя войска вызывало противодействие сената, в значительной степени контролировавшего комиции. Письменность древнего Рима. Цари пытались ослабить родовую организацию, основу могущества глав патрицианских семей, и опереться на плебеев, включив их в политическую и военную организацию (это позволяло также укрепить армию). В середине VI в. до н.э. Сервий Туллий ввел новое административное деление Рима и округи: он учредил вместо трех родовых триб двадцать одну территориальную, смешав тем самым патрициев с плебеями. Сервий разделил все мужское население Рима (и патрициев, и плебеев) на шесть разрядов по имущественному признаку; каждый разряд был обязан выставлять определенное число вооруженных отрядов – сотен (центурий). Отныне народное собрание для решения главных политических вопросов собиралось уже не по куриям, а по центуриям (центуриатные комиции); в ведении куриатных комиций остались в основном религиозные дела.

Рост власти царей в VI в. до н.э. выразился в исчезновении принципа их выборности и принятии ими новой царской атрибутики, заимствованной у этрусков (золотая корона, скипетр, трон, особая одежда, служители-ликторы). Раннеримская монархия попыталась встать над обществом и его традиционными институтами; абсолютистские тенденции особенно усилились при Тарквинии Гордом. Однако родовой аристократии удалось в 510 до н.э. изгнать Тарквиния и установить республиканский строй.

Республиканский Рим.

Победа плебеев привела к изменению социальной структуры римского общества: добившись политического равноправия, они перестали быть сословием, отличным от сословия патрициев; знатные плебейские роды составили вместе со старыми патрицианскими родами новую элиту – нобилитет. Это способствовало ослаблению внутриполитической борьбы в Риме и консолидации римского общества, что позволило ему мобилизовать все свои силы для проведения активной внешнеполитической экспансии.

Древний Рим объединил античный мир в одной великой империи.

Ничто так не размягчает сердца, как сознание своей вины, и ничто так не окаменяет его, как сознание своей правоты.

Римская империя представляла бы собой всего лишь кратковременный результат завоевания, если бы ей удалось только навязать миру путем насилия свою политическую организацию и свои законы. Ее подлинное величие было заключено в особенностях ее духовного света, который оставался неизменным. Именно этот свет открыл для ряда стран Запада путь к развитию различных форм мышления и культурному развитию, а на Востоке дал возможность сохранить плодотворную силу эллинистических сокровищ духовной жизни и искусства. Иной раз можно попытаться пофантазировать о мире, в котором не было бы Рима, но это позволило бы только лучше оценить ту грандиозную роль, которую сыграл Рим в истории человеческой мысли.

Среди чудес, которые внесли свой вклад в процесс превращения Рима в то, чем он стал, возможно, самым поразительным является следующее: как язык латинских крестьян менялся в течение всего нескольких веков и стал одним из самых утонченных, дольше всего сохранившихся инструментов мысли, которые только известны человечеству. Многие страницы истории латинского языка нам неизвестны. Кропотливый труд филологов, этих археологов языка, восстановил некоторые утраченные страницы, и теперь мы знаем, что латинский язык, тот, на котором писали Цицерон и Вергилий, является результатом продолжительной эволюции, начатой за тысячелетия до них в самом сердце индоевропейской общности.

Несомненно, что между VI и II веками до н. э. развитие языка резко ускорилось, и деревенский язык Лациума, в которой смешалась речь итальянская, этрусская и других племен, сумел выразить представления об окружающем мире, которые медленно вырабатывались в городе римлян. Нам также известно, что письменный язык, язык писателей-классиков, не был повседневным языком римлян: правила и нормы литературной латыни были результатом сознательного отбора, добровольного отказа от вульгарности и примитивности разговорной речи; этот язык иногда сохранил эти просторечия, и их можно найти в поздних текстах, когда наблюдается упадок культуры.

А известно ли вам, что трансформаторные подстанции нашли широкое применение не только в различных отрослях промышленности, но и в частной жизни. Это сложное многокомпонентное электротехническое устройство. Качественные и надежные трансформаторы производит ОАО "Свердловский завод трансформаторов тока".

ЛАТИ́НСКОЕ ПИСЬМО́, бу­к­вен­ное пись­мо, ко­то­рым поль­зо­ва­лись древ­ние рим­ля­не и ко­то­рое ста­ло гра­фич. ос­но­вой для пись­мен­но­сти боль­шин­ст­ва на­ро­дов Ев­ро­пы (ла­ти­ни­ца). Назв. про­ис­хо­дит от обл. Ла­ций . Лат. ал­фа­вит сло­жил­ся под влия­ни­ем ан­тич­но­го гре­че­ско­го пись­ ма. Древ­ней­шие из­вест­ные лат. над­пи­си [на фи­бу­ле из г. Пре­нес­те (ны­не Па­ле­ст­ри­на), на ур­не из Це­ре и на сте­ле рим. Фо­ру­ма] да­ти­ру­ются 7–6 вв. до н. э. На­прав­ле­ние пись­ма сле­ва на­пра­во проч­но ус­та­но­ви­лось с 4 в. до н. э. Ар­хаи­че­ский лат. ал­фа­вит со­сто­ял из 21 бу­к­вы: ABCDEFHIKLMNOPQRSTVXZ. Пер­во­на­чаль­но бук­ва С, про­изо­шед­шая от греч. гам­мы, обоз­на­ча­ла звук [g]. Бу­к­ва K со вре­ме­нем по­те­ря­ла вер­ти­каль­ную чер­ту, и её фор­ма при­бли­зи­лась к на­чер­та­нию С. В ре­зуль­та­те этой транс­фор­ма­ции к 3 в. до н. э. бу­к­ва K прак­ти­че­ски вы­шла из упот­реб­ле­ния, а бу­к­ва С ста­ла обо­зна­чать как звук [g], так и звук [k]. Что­бы из­бе­жать сме­ше­ния этих зву­ков, к древ­ней С до­ба­ви­ли сни­зу вер­ти­каль­ный штрих – так по­лу­чи­лось лат. G. Бу­к­ва Z в 312 до н. э. бы­ла уп­разд­не­на, но позд­нее вновь ста­ла упот­реб­лять­ся для пе­ре­да­чи слов греч. про­ис­хо­ж­де­ния. Для этой же це­ли бы­ла вве­де­на и бу­к­ва Y. Фор­ми­ро­ва­ние клас­сич. рим. ал­фа­ви­та за­вер­ши­лось в 1 в. до н. э. В нём бук­ва I слу­жи­ла для обо­зна­че­ния как зву­ка [i], так и [j]. Бу­к­ва V обоз­на­ча­ла как [v], так и [u]. С 4 в. для этой це­ли ста­ла ис­поль­зо­вать­ся пре­им. U. Осо­бый знак для [j] – J – ут­вер­дил­ся лишь в 16 в.; в это же вре­мя за V за­кре­пи­лось обоз­на­че­ние зву­ка [v], а за U – [u].

Читайте также: