Просвещение в 17 веке кратко

Обновлено: 30.06.2024

Важным показателем и одновременно условием развития куль­туры было распространение грамотности и просвещения. Этот процесс стимулировался развитием городской жизни, оживлени­ем торгово-промышленной деятельности, появлением первых мануфактур, расширением и усложнением системы государ­ственного аппарата, ростом связей с зарубежными странами. Особенно вырос уровень грамотности посадского населения. В Москве в 80-х годах XVII в. 24% посадских людей (взрослого мужского населения) были грамотными. Для посадского челове­ка овладение грамотой было необходимо не только для занятий торговлей и ремеслом, оно открывало возможность поступления на службу в какой-нибудь приказ или воеводскую канцелярию и таким образом выхода из тягла. Только в московских приказах к концу века служили более 1600 дьяков и подьячих. Кроме того, в городах были и "площадные" подьячие, которые "кормились пло­щадным письмом", т.е. составлением разного рода юридических документов.

Заметно распространилась грамотность в среде дворянства. Если в первой половине столетия среди воевод и дворян, выпол­нявших различные правительственные поручения, нередко ока­зывались неграмотные или малограмотные, то во второй полови­не века таких случаев практически не было. Встречались грамот­ные люди и в среде черносошного крестьянства. Крепостное же крестьянство в массе своей продолжало оставаться неграмотным. Слабо распространялось грамотность среди женского населения, даже в семьях знати и крупного купечества женщины, как прави­ло, были неграмотны.

О растущем стремлении к овладению грамотой свидетельство­вали широкое распространение печатных и рукописных учебных пособий и большой спрос на них. Изданный впервые 1634 г. Бук­варь Василия Бурцева переиздавался несколько раз и продавался по доступной цене (по 1 коп.). Его огромные по тому времени •тиражи (до 2400 экз.) расходились иногда за несколько дней. Во второй половине века Печатный двор выпустил более 300 тыс. Букварей и около 150 тыс. учебных Псалтырей и Часословов. В 1648 г. вышла "Грамматика" Мелетия Смотрицкого (впервые в России), а в 1682 г.-таблица умножения ("Считание удобное"), предназначавшаяся для "купующих или продающих".

Широкое хождение имели также и рукописные азбуковники, прописи и пособия по арифметике - "цифирные счетные муд­рости".

Грамоте обучались в семье (если был грамотный человек) или у "мастеров" (главным образом из низшего духовенства). Учили чтению, письму и счету. Но в семьях знати становилось обычным обучение детей учителями-иностранцами либо из белорусов и украинцев, которые могли дать более широкое образование. При этом многие обучали своих детей иностранным языкам. Так, сын боярина А.Л.Ордина-Нащокина говорил на нескольких иност­ранных языках, а боярин А.С.Матвеев сам учился вместе с сыном латыни и греческому языку; дети царя Алексея Михайловича обучались латыни и польскому языку. Знание иностранных язы­ков, прежде всего латыни и польского, не было редкостью в кру­гах феодальной знати и в приказной среде.

С рапространением грамотности повысился спрос на книги, в связи с чем Московская типография (Печатный двор) значитель­но увеличила их выпуск. Если за вторую половину XVI в. было напечатано 18 книг, то в течение XVII столетия было выпущено 483 издания.Начали выходить книги светского содержания, среди них "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей", "Соборное уложение", "Грамматика" М.Смотрицкого. Но таких изданий, не считая пособий для обучения чтению (буквари и пр.), было всего семь. В основном печатались книги богослужебные (85% всех изданий) и книги религиозного содержания для чтения. Книгопечатание находилось в ведении церкви, и потому изда­тельская деятельность определялась ее интересами.

Распространялись в России и издания украинских и белорус­ских типографий. Но церковные власти относились к ним с большим подозрением: подвергали их строгой цензуре и запре­щали продажу многих из них. Однако несмотря на эти запреты, проникали в Россию и иностранные книги. Тематика печатных книг не удовлетворяла умственные запросы и интересы русского читателя. Поэтому и в XVII в. значение рукописных книг не уменыпилось.Они восполняли пробелы в тематике печатных из­даний, в большей степени отражали изменения, происходившие в культуре.

Если прежде приоритет в переписке и издании книг принадле­жал духовенству (в частности, монастырским книгописным мас­терским), то теперь этим делом все больше начали заниматься представители демократических слоев светского населения - по­садские люди, подьячие и т.п. Именно с этой средой связаны ста­новление и развитие демократического направления в литерату­ре, возникновение новых жанров - демократической сатиры, бы­товой повести.

Изготовление роскошных рукописных книг светского содер­жания и разнообразной тематики развернулось в Посольском приказе (с 70-х годов XVII в.), но выпускались они в нескольких экземплярах и предназначались для царского двора. Здесь же осуществлялись работы по переводу иностранных книг. Интерес к переводной литературе заметно возрос: если за весь XVI век было переведено 26 книг, за первую половину XVII в. - 13, то за вторую - 114. Причем из этих 153 книг только 37 было религиоз­но-нравственного содержания, остальные-светского (естествен­нонаучная, художественная литература, книги по истории, гео­графии, военному делу).

Изучение владельческих записей на книгах, описей имущества и частных книжных собраний позволяет выявить степень распро­странения книги в различных социальных слоях, тематику лите­ратуры, определить характер интересов тех или иных групп на­селения и отдельных личностей.

Книга получила широкое распространение среди самых раз­личных слоев общества. Значительным количеством книг владе­ли представители верхушки феодального общества: члены царс­кой семьи, бояре, архиереи, настоятели монастырей и т.д. Неред­ко они обладали крупными книжными собраниями до нескольс-ких сотен томов. Владельцами книг были также дьяки и подьячие, купцы и мелкий посадский люд, рядовые дворяне и представите­ли низшего духовенства, крестьяне и даже дворовые люди. Таким образом, книга проникла во все слои русского общества вплоть до самых его низов.

Несмотря на преобладание литературы религиозного содержа­ния, у русского читателя этого времени явно возрастал интерес к светской книге, причем это было характерно для всех слоев на­селения, даже для духовенства. Светская книга начинала играть все большую роль в жизни русского общества.

Потребность в образованных людях приводила к необходимос­ти создания школ, которые могли бы дать более глубокое и сис­тематическое образование. В России был использован опыт орга­низации подобных школ на Украине и в Белоруссии, где они дав­но уже существовали.Оттуда же привлекались и образованные люди, которые стали работать в различных сферах культурно-просветительной деятельности: "справщиками" (т.е. редакторами) на Печатном дворе, переводчиками иностранных книг, учителями в частных домах и во вновь открываемых школах. Так, в 1649 г. в Москву были вызваны ученые монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий. В том же году вид­ный государственный деятель боярин Ф.М-Ртищев пригласил из Киева в Москву около 30 ученых монахов и организовал школу в основанном им Андреевском (Преображенском) монастыре. Там преподавали славянский и греческий языки, риторику, филосо­фию и другие дисциплины.

Инициатива создания школ исходила и от посадских людей. В 1667 г. прихожане церкви Иоанна Богослова в Москве просили о разрешении устроить при ней школу (гимнасион) для преподава­ния "грамматической хитрости, языков словенского, греческого, латинского и прочих свободных учений" по образцу украинских братских училищ. Разрешение им было дано.

Есть сведения о существовании на посаде еще нескольких на­чальных школ. С начала 50-х годов действовала школа при крем­левском Чудове монастыре. Она была создана на средства патри­аршего двора и находилась под его контролем:церковь тоже нуж­далась в образованных людях. Сначала эту школу возглавлял грек Арсений, позже в ней преподавал и Епифаний Славинецкий.

В 1664 г. в Москву приехал Симеон Полоцкий,ставший учите­лем царских детей. Широко образованный по тому времени чело­век, автор ряда ученых трудов, поэт, писатель, переводчик, кни­гоиздатель, С-Полоцкий внес большой вклад в развитие про­свещения в России. В 1665 г. он возглавил открытую в Заико-носпасском монастыре школу (для нее построили специальное здание). Это была государственная школа, в которой готовили образованных подьячих для центральных првительственных уч­реждений. В ней преподавали русскую грамматику, латинский язык и "словесное учение", т.е. риторику. Позже этой школой руководил ученик С.Полоцкого Сильвестр Медведев.

Вопросы о характере, целях и содержании образования, о пре­имуществах изучения латинского или греческого языка стали предметом оживленных споров между "латинствующими" и "грекофилами". Более прогрессивную позицию занимали "латинствующие", возглавляемые С.Полоцким, а после его смер­ти - С.Медведевым. Они, выдвинув схоластический тезис о не­противоречивости веры и знания, о том, что "свободные науки", т.е. светские знания, не только не противоречат истинной вере, но и необходимы для усвоения вероучения, выступали за более широкое светское образование, хотя и в рамках церковной идео­логии, за приобщение к европейской культуре через распростра­нение латинского языка и литературы. Их противники -"грекофилы", опиравшиеся на консервативные круги духовенства,

- ориентировались на греческую православную культуру, отстаи­вали незыблемость древних церковных традиций, выступали за узкобогословское направление в образовании. Особенно обо­стрилась эта борьба в 80-е годы. "Латинствующие" пользовались покровительством при дворе, их поддерживали В.В.Голицын и царевна Софья, а "грекофилы" опирались на поддержку патриарха Иоакима. Падение Софьи в 1689 г. привело к временному торже­ству "грекофилов".

В 1681 г. по инициативе патриарха на Печатном дворе была организована школа "греческого чтения, языка и письма", кото­рую возглавили русский монах Тимофей и грек Мануил (так на­зываемая Типографская школа). Через пять лет в ней обучались уже 232 ученика.

Наконец, в 1687 г. было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинское училище (позже

- академия). Руководили им ученые греки братья Софроний и Иоанникий Лихуды, получившие образование в Падуанском уни­верситете в Италии. Это учебное заведение было открыто для людей "всякого чина, сана и возраста" и предназначалось для под­готовки кадров высшего духовенства и чиновников государствен­ной службы. Оно сыграло большую роль в развитии просвещения и образования в России в конце XVII - первой половине XVIII в., из его стен вышли многие видные ученые, ставшие гордостью русской науки.

Мы все учились понемногу?!
Даже если бы в 17 веке царь Пётр 1 всего лишь повелел своим указом праздновать Новый год с 1 января 1700 г, а не как раньше со дня сотворения мира 7208г, то и тогда век считали бы просвещённым. Но начало глобального просвещения Руси, зарождение театра и библиотек, высших учебных заведений - это уже целый ряд крупных преобразований.

Новый период. Так было названо время быстрого развития , ему особенно способствовало объединение Руси и Украины. Именно теперь приходят западные знания философии, архитектуры и живописи из Киева - Печерской лавры, печатного двора Киева, в Русь. Нельзя считать, что на Руси не было образованных людей. Но большинство их, а это 20% населения, получали образование не в традиционных школах, а за небольшую плату на дому у представителей низшего сословия церкви – дьяков и подьячих. А учить они могли небольшому набору знаний, по церковным книгам - грамоте, азам арифметики, устному песнопению церковных гимнов. И только более зажиточные купеческие и дворянские сословия имели возможность приглашать к себе в дом учителей с Запада, для преподавания своим наследникам языков и этикета, ведения хозяйства и торговли, военного дела. Первое Московское училище 1687г, где преподавали братья Лихуды, изгнанные впоследствии за ересь, стало славяно-греко-латинской Академией. В этом учебном заведении учился наш знаменитый соотечественник М. В. Ломоносов.

Буквари. Новые книги, пришедшие к людям, уже не представляли собой церковные книги, а были специально изданы для обучения в школах. Такими стали - букварь В.Бурцева, издания 1637г, первый учебник истории “Синопсис или краткое собрание от разных летописцев о начале славяно-русского народа”. При слиянии церквей, учёные-монахи Украины и Руси объединялись в братство, а затем из них, при помощи близких царю людей, таких, как Ртищев, образовалась и Академия наук. Андреевский монастырь 1649 г стал известен в широких кругах не сразу, но достаточно быстро начал выпускать астрологические труды на основании работ, так не популярного у нас, Коперника. Начали появляться повествования об открытиях, сказания и повести. Этому способствовали путешествия С.Дежнёва. Эта литература шла вразрез с тем, что до сих пор вещала церковь, быстро развивала кругозор и интерес к знаниям. Начался предметный и прагматический подход к печатному слову, вытесняя привычный взгляд со стороны Божественного влияния на всё. За весь 16 век было напечатано в Москве всего 18 книг, а за век 17 уже 483.И это, не считая рукописных, ими тоже продолжали пользоваться.

Театр. Первые актёры и певцы площадей – скоморохи. Обязательно было их присутствие на церковных праздниках и народных гуляниях, но эти выступления не представляли собой отдельные виды искусства. Бездомные артисты предлагали свои услуги, собираясь в балаганах, построенных временно помещениях. Но уже с начала 1613 г их приглашают выступать в Потешную палату. Это был совсем не тот театр, что сейчас. Он был больше похож на цирк, развлечения, как сатирический голос народа. Всё это развитие общественной культуры вело к увеличению грамотности крестьян, тогда ещё крепостных - подневольное владение ими предписывалось выпущенным Соборным уложением 1649г.

Живопись. В начале века главное творчество – иконопись. После пожара в Москве 16 века, когда было уничтожено множество икон, возник главный спор при их восстановлении, как изображать лики святых. В результате спора появились две школы – годуновская (по иконописи Рублёва) и Строгановская (реалистичная иконопись и художественное изображение). Явлением стало и первое монументальное выполнение фрески на бытовые темы в Ярославле. Масляные краски стал использовать С.Ушаков, новатор и приверженец западного искусства, он же первым рисовал гравюры на меди.

Как эпоха Просвещения отразилась на Российской империи

В конце XVII века в Европе началась Эпоха Просвещения – одна из главных эпох в истории, характеризующаяся бурным развитием образования, науки и философии. В начале XVIII века явление достигло и России. Влияние на Просвещение в Российской империи оказало французское Просвещение. Несмотря на то что вместе с таким бурным развитием продвигались идеи свободомыслия, власть поощряла культурное развитие в стране.

Идеи

Главной идеей Просвещения в России и в Европе было то, что простым людям нужно получение образования. Без этого дальнейшее развитие страны невозможно. На втором месте среди идей Просвещения шли уже свободомыслие, критика феодализма и светский характер культуры.

Особенности

  • равенство всех перед законом;
  • свобода человека;
  • право собственности.

Великая французская революция изменила ситуация и идеология получила плохую репутацию.

Развитие образования

К началу XVIII века многие простые люди из народа были грамотны. Однако этого уже было недостаточно, т. к. образование в Европе развивалось быстро. Возникла необходимость в наличии людей с профессиональными знаниями. Поэтому для народного образования было характерно быстрое развитие. Начали открываться высшие учебные заведения и другие учреждения, которые давали народу образование. Знаменитые учебные заведения, открытые в эпоху Просвещения:

  • в 1725 году Академия наук в Петербурге;
  • в 1731 году Сухопутный шляхетский кадетский корпус;
  • в 1755 году Московский университет

Поначалу Московский университет имел всего 3 факультета: юридический, философский и медицинский. Причём философский включал в себя физико-математическое отделение. Также открывались музеи, библиотеки, театры. Появилась периодическая пресса.

Во времена правления императрицы Елизаветы главным носителем просвещенного абсолютизма являлся её фаворит Шувалов.

Значительную роль в распространении Просвещения сыграла Екатерина II. Она принимала необходимые меры для развития культуры в стране. Сначала Екатерина не могла и подумать, что из-за продвижения просвещенного абсолютизма пошатнется абсолютизм в Империи. Примеры влияния Просвещения на другие европейские державы заставили Екатерину пересмотреть свое отношение к этому явлению. Великая Французская революция и война американских колоний за независимость заставили императрицу поменять мнение. После чего начались репрессии, направленные на просветителей. Однако, в отличие от граждан европейских стран, российское общество пока ещё холодно относилось к либеральным идеям.

Деятели

Самые знаменитые деятели русского Просвещения:

Деятелей Просвещения было много. И со временем их численность только увеличивалась. Но не каждый имел такое влияние как, например, Ломоносов. И не каждый мог свободно печатать свои мысли, как Новиков, не боясь последствий.

Развитие свободомыслия поставило под вопрос необходимость самодержавия в стране. Подобные мысли, впервые зародившиеся в общественном сознании, стали отправной точкой. С этого момента неправильные действия, совершаемые главами государства, постепенно развивали антимонархические настроения в обществе.

В Москве время от времени возникали школы, где западнославянские, русские и греческие ученые монахи учили молодых людей греческому, латыни, основам риторики, истории, географии.


Школа в Московской Руси. Художник Б. М. Кустодиев


Мелетий Смотрицкий. Гравюра. XVII в.


Симеон Полоцкий. Гравюра. XVII в.

Ртищев был другом царя с юных лет. Его влияние при дворе было огромным. Волей-неволей знатная молодежь потянулась учиться в Андреевский монастырь. А некоторых Ртищев просто заставил ходить к киевским старцам.

Славяно-греко-латинская академия. Проект создания Славяно-греко-латинской академии, в которой учили бы языкам и наукам людей разного чина, сана и возраста и которая одновременно являлась бы блюстительницей православия и оплотом борьбы с ересью, разработал учитель царской семьи белорусский монах Симеон Полоцкий в 70-е гг. XVII в. Но открыли ее только в правление Софьи в 1687 г.

Срок обучения не регламентировался. Сначала обучение шло на греческом языке, по мере его усвоения переходили на латынь. Читали духовные сочинения, книги по риторике, философии, церковной истории, логике, грамматике. Преподаватели комментировали прочитанное в классе, для лучшего усвоения материала устраивали диспуты. Это были методы схоластического (от греч. -школьный) обучения, которые тогда практиковали во всех православных и католических духовных школах.

1687 Открытие Славяно-греко-латинской академии

Естественнонаучные знания. Распространению научных знаний способствовали книги – отечественные и переведенные с различных языков. Печатный двор в Москве выпускал по 10-15 тыс. книг в год; и они находили устойчивый спрос у русской читающей публики.


Печатный двор. Акварель. XVIII в.


Часы солнечные компасные. XVII в.


Русские путешественники первыми из европейцев обследовали моря, омывающие Северную Азию, собрали сведения о Таймыре, Чукотке, Камчатке, Курильских островах. Семен Дежнёв открыл пролив между Северной Азией и Америкой и путь из Ледовитого океана в Тихий.

Исторические труды. XVII век был богат грустными и радостными для россиян событиями. Историки стремились запечатлеть то, чему были свидетелями.


Вопросы и задания

1. Как учили детей в XVII в.? 2. Какие новшества появились в школьном образовании? 3. Расскажите о Славяно-греко-латинской академии. 4. Как развивалась в России наука? 5. Чем исторические труды XVII в. отличались от летописания предшествующего времени? 6*. Ученые считают, что литература XVII в. стала носить более светский характер и была рассчитана на более широкий круг читателей. На основании каких фактов историки сделали этот вывод?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 12. Просвещение и наука

§ 12. Просвещение и наука Просвещение. Модернизация России включала не только индустриализацию, социально-экономические и агротехнические преобразования в сельском хозяйстве, реформы политического строя, но и глубокие перемены в культурном облике страны. Если в 1897 г.

§ 73. Просвещение и наука

§ 73. Просвещение и наука Высшее и среднее образование. Начиная со второй половины XVIII в. европейское образование распространялось среди высшего и среднего дворянства, в первой четверти XIX в. оно стало доступно для более многочисленного мелкого дворянства и разночинцев,

§ 17. Просвещение, наука, литература

§ 28. Просвещение, наука, литература

§ 28. Просвещение, наука, литература 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫСвет и тени петровских преобразований всегда порождали споры современников и историков: одним реформы казались гениальными, другим – ненужными и вредными. Для

§ 18. ПРОСВЕЩЕНИЕ. НАУКА

§ 18. ПРОСВЕЩЕНИЕ. НАУКА СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. В XVIII в. просвещение было доступно узкому кругу высшего дворянства. В первой четверти XIX в. его благами могли пользоваться и представители среднего дворянства. В 30 – 40-е гг. получить образование могли уже разночинцы, часть

§ 35. ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА

§ 35. ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА МЕСТО XIX ВЕКА В ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. В истории русской культуры XIX век занимает особое место. Это было время исключительного подъема духа, творческого взлета. Проблемы, поставленные русскими писателями, художниками, композиторами, оказались в

§ 2. Просвещение и наука

Просвещение, наука, литература и искусство

Просвещение, наука, литература и искусство Время Македонской династии, отмеченное бурной деятельностью в области внешних и внутренних дел, было также временем интенсивного развития в сфере образования, литературы, воспитания и искусства. Это было время, когда

Просвещение, литература, наука и искусство в эпоху Палеологов

Просвещение, литература, наука и искусство в эпоху Палеологов В то время как империя Палеологов в политическом и экономическом отношении переживала критические времена, уступая шаг за шагом перед османскими турками, уменьшаясь постепенно в размерах и будучи, наконец,

Просвещение и наука

Просвещение и наука Первой ступенью образования в Риме являлась начальная школа. Школы были частными (государство не вмешивалось в образовательный процесс), и преподавали в них неудачники и лица темного происхождения: труд учителя начальной школы не имел признания в

Просвещение, наука, литература и искусство

Просвещение, наука, литература и искусство Время Македонской династии, как известно, отличалось напряженной культурной работой в области науки, литературы и просвещения. Деятельность таких лиц, как Фотий в IX веке, Константин Багрянородный в X веке и Михаил Пселл в XI веке с

Просвещение, литература и наука в эпоху Никейской империи

Просвещение, литература и наука в эпоху Никейской империи После разгрома империи в 1204 году и распадения ее на целый ряд самостоятельных латинских и греческих владений Никейское государство сделалось центром не только грядущего политического объединения эллинов, но и

Просвещение, литература, наука и искусство в эпоху Палеологов

Просвещение, литература, наука и искусство в эпоху Палеологов В то время как империя Палеологов в политическом и экономическом отношении переживала критические времена, уступая шаг за шагом перед османскими турками, уменьшаясь постепенно в размерах и будучи, наконец,

Читайте также: