Вербальное и невербальное мышление кратко

Обновлено: 02.07.2024

Значительным шагом в постижении природы интеллекта, его структуры стало исследование межполушарной асимметрии, типов и видов мышления, обусловленных строением человеческого мозга, специализацией его обоих полушарий. Установлено, что с функцией левого и правого полушарий связано два типа мышления: абстрактно-логическое и пространственно-образное. Названные типы мышления имеют ряд синонимов, которые нередко их замещают, отражая различные грани мышления:
- вербальное и невербальное;
- аналитическое и синтетическое;
- дискурсивное и симультанное;
- конвергентное и дивергентное.

Интеллектуальная деятельность головного мозга обусловлена знаковой неоднородностью, отличающей левое и правое полушария, которые представляют две конкурирующие знаковые системы, создающие две модели языка, два типа мышления:

1) вербальный язык с раздельными (дискретными) знаковыми единицами, использующий знаки-символы, линейную последовательность организации текста (происхождение знаков-символов определено конвенцией, действующими правилами);

2) зрительно-пространственный язык образов (невербальное мышление), опирающийся на иконические знаки ( знаки-изображения), организацию элементов, характеризующуюся непрерывностью ( континуальностью), одномоментностью (происхождение иконических знаков обусловлено прошлым чувственным опытом).

Принципиальное различие двух знаковых систем объясняется семиотической спецификацией деятельности полушарий, которая характеризуется

1) принципами организации элементов материала, текста: левое полушарие – принципом дискретности; правое – пространственности;

2) взаимонепереводимостью результатов мышления (текста), различным устройством языков;

3) организацией контекстуальной связи: левое полушарие так организует материал, что в результате создается относительно однозначный контекст, одинаково воспринимаемый различными людьми; правое полушарие отличает одномоментное установление многочисленных связей между объектами и явлениями, многообразие интерпретаций текста с множеством смысловых полей, его непереводимость на вербальный язык.

Левое и правое полушария – генераторы двух различных познавательных стратегий, различных способов обработки информации. Левое полушарие обеспечивает алгоритмизацию действий, категоризацию, классификацию, концептуализацию, использует аналитическую стратегию в узнавании сложных форм, вводит образ в обобщенный класс явлений; регулирует восприятие сенсорных сигналов, эмоции и поведение; фильтрует информацию, спасая нас от безбрежного зрительного и звукового потока, позволяет ее сжать, переводя в схемы, коды, символы и архивировать в памяти.

Правое полушарие оперирует целостными образованиями, дает синтетическое (комплексное) восприятие объекта, явления или представление о них (пространственное мышление); вызывает многочисленные смысловые связи между объектами, явлениями, образами, обеспечивая адекватное восприятие действительности.

Деятельность левого и правого полушарий в психологии связывается с конвергентным и дивергентным мышлением, открытыми Гилфордом, введенными им в психологический научный аппарат. Левополушарное конвергентное мышление специализируется на решении задач с жесткой структурой, предполагающих однозначный ответ. Правополушарное дивергентное или креативное мышление позволяет решать задачи, предполагающие различные способы их решения. Дивергентное мышление – одно из важнейших условий творческой деятельности, а факторы его осуществления могут служить для выявления и оценки креативности (Торренс).

Объективация мышления осуществляется посредством языка через его живую форму – речь. Левое и правое полушария, как уже говорилось, представляют две различные языковые системы с присущими им способами кодирования информации. Вербальное мышление использует знаки-символы (буквы, цифры, формулы и др. условные обозначения), значение и написание которых должно быть понятным для общающихся сторон, что обеспечивается конвенцией; пространственно-образное мышление оперирует иконическими знаками – изображениями, пиктограммами, в которых фиксируются многие свойства объектов и явлений, опирающимися на эмпирической опыт индивида. Этот тип мышления – первичный, наиболее древний, дологический. В нем необходимо присутствует эмоциональный компонент как выражение отношения субъекта к объектам и явлениям внешнего мира с учетом своих потребностей и возможностей их удовлетворения.

Оба языка представляют различные речевые системы: левое полушарие –

артикуляторную, что является сравнительно недавним приобретением человека в его культурно-историческом развитии; правое полушарие – интонационно- голосовую, которая значительно старше артикуляторной и подкрепляется движениями, жестами – невербальными способами обогащения речи, эмоцио-нально окрашенными.

Подтверждено экспериментальным путем, что правополушарное мышление оперирует значительно большим объемом ассоциаций нежели левополушарное, используя не только близкие, но и далекие ассоциативные связи.

Оба типа мышления взаимодействуют друг с другом: одно опирается на неповторимый жизненный опыт, другое – на систему формальных знаний, усвоенных норм и правил. Они имеют свои сильные и слабые стороны. Пространственное мышление - первичное мышление. Оно наиболее древнее, дологическое, использует элементы, не поддающиеся вербализации, опирается на первую сигнальную систему (Павлов) – чувственный опыт, эмоции, являющиеся индикатором наличия потребностей и их удовлетворения, континуальный (пространственный) язык. Исходные элементы этого мышления лежат в объек- тивной действительности ( объекты, явления ) и в субъективной ( образы, чувства, эмоции, настроения). Эти исходные материалы образуют пластический тип мышления, оперирующий предметно-конкретными элементами, или эмоциональный, оперирующий аффектами. Мысль в ее первичном виде в образном мышлении дается как смутно ощущаемый образ истины, который позже надо перевести в слова и понятия.

Вербальное левополушарное мышление (вторая сигнальная система, по Павлову) – вторичное мышление, исторически возникшее сравнительно недавно, - оформляет мысль, переводит на язык общепринятых символов, слов, понятий. Этот перевод не может быть адекватным мысли, поскольку одна из характеристик

Развитие левополушарного и правополушарного мышления происходит неравномерно. Их гетерохрония обусловлена различными причинами: нейрофизиологическими особенностями – размерами полушарий мозга; генотипическими факторами, обуславливающими преобладание одного типа мышления над другим; факторами среды; нацеленностью обучения и воспитания на развитие того или иного типа мышления, что дает о себе знать, в частности, в российском общем образовании, ориентированном, преимущественно, на развитие левого полушария, конвергентного мышления.

Гетерохрония может быть представлена не только как аномальное явление, но и как вполне естественное, например, в развитии ребенка, у которого преобладает правополушарное мышление. В раннем возрасте у ребенка и левое полушарие работает как правое, удваивая ресурсы последнего.

Безусловно, на развитие того или иного вида мышления оказывает влияние профессиональная деятельность человека, в которой доминирующую роль играет левое или правое полушарие, абстрактно-логическое или образное мышление. Творческие люди нуждаются в балансе сил обоих видов мышления. Преоблада- ние абстрактно-логического мышления может негативно сказаться на оригиналь- ности и продуктивности их творчества; преобладание образного мышления может обнаружить себя в недостаточной проработанности творческой идеи, материала, формы, которая зачастую не получает необходимой законченности.

Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой.

Навыки работы с информацией работодатели оценивают не из любопытства. По результатам исследований, невербальные тесты достоверно предсказывают эффективность работы сотрудника еще на стадии собеседования, что экономит ресурсы компании, повышая её прибыль. Эти наблюдения подтверждает и международный опыт.

О тестировании

Если упражнения по анализу текста оценивают показатели словесного логического мышления, то невербальные – наглядно действенное и образное мышление. Навыки, связанные с анализом абстрактной информации также говорят об уровне интеллектуальных способностей кандидата.

Повсеместно распространенные задачи на интеллект, состоят из вербальных и невербальных заданий, например, тест Векслера, Кеттелла, КОТ.

Как выглядят задания

Чаще всего, невербальное тестирование проходит в дистанционном формате. Ссылку на тестирование HR высылает по электронной почте. Проходной балл устанавливается, в зависимости от результатов контрольной группы или от результатов других кандидатов. Если человеку удалось пройти, его приглашают на очное собеседование. Иногда тестирование проходит в очном формате, в присутствии экзаменатора, на компьютере или на бумаге. Порядок и правила процедуры зависят от политики компании. Рекомендуется заранее узнавать подробности у HR. У него же узнают разработчика.

Задания бывают следующих видов:

  • числовые;
  • логические;
  • тесты на понимание механики;
  • комбинированные, на определения уровня интеллекта.

Логические

тест на невербальную логику

Задания на логику, используемые при приеме на работу – это наследники психологических испытаний на IQ. Разработчики задач, например, SHL или TalentQ адаптируют классические задания с учетом вакансии, компании и новых методик отбора.

Тестирование на определение логических способностей позволяет также оценить обучаемость кандидата, остроту его ума и навыки решения задач.

Чаще всего проблемы вызывает невербальная логика — тесты с ответами по таким задачам не помогут при подготовке. Чтобы натренироваться, нужны расширенные руководства: в них собраны типичные задачи и даются подсказки по решению.

На понимание механики

невербальные тесты с ответами

Тестирование на понимание механики используется для технических и инженерных должностей, а также для тех, кто ремонтирует или выполняет диагностику механизмов.

Работники производств и инженерных профессий ежедневно сталкиваются с механизмами и применением физических законов, поэтому должны понимать, к каким последствиям приведут те или иные действия, или решения.

Числовые

невербальные тесты онлайн

Основа дистанционного тестирования – числовые тесты. Они применяются при отборе на вакансии, связанные с расчетами (как техническими, так и финансовыми) и анализом числовой информации. Кандидату недостаточно выполнить последовательность математических действий. Нужно анализировать данные, интерпретировать их и сделать верные выводы.

Как правило, типичная задача — это:

Никаких формул или теорем вспоминать не придется. Определять, чему равна площадь треугольника – тоже.

При решении используются лишь базовые математические действия:

  • Умножение, деление, сложение, вычитание;
  • Пропорции;
  • Проценты, доли.

Основная особенность и сложность состоит в необходимости быстро анализировать большой объем графической и числовой информации за малый промежуток времени. Само решение займет не больше 10-15 секунд.

Разработчики невербальных тестов

Времена, когда в практике работодателей использовались вопросы из области клинической психологии прошли. Сегодня подобные задачи разрабатывают консалтинговые и кадровые агентства. В их создании участвуют как психологи, так и кадровые консультанты, HR, инженеры и специалисты по ассессменту.

Для каждой компании, заказавшей создание тестирования или внедрение комплексной системы отбора, задания разрабатываются в соответствии с требованиями вакансии или профессии.

Чаще всего работодатели используют испытания от:

  • SHL;
  • TalentQ;
  • OnTarget;
  • Saville consulting.

Достоинства

  1. Тест на невербальные способности достоверно оценивает кандидатов, вне зависимости от языковых навыков, культурных или расовых различий. Работодателям важно понимать, сможет ли кандидат справляться с поставленными задачами, принося пользу компании.
  2. Разработанные матрицы оценки допускают проведение оценочных испытаний людьми без психологического образования.
  3. Мгновенный результат.
  4. Минимальная чувствительность к колебаниям настроения кандидата.

Недостатки

  1. Стоимость создания и внедрения.
  2. Дополнительные сложности для соискателей

Контроль

Проходя испытание онлайн, у соискателей возникает соблазн сжульничать: найти невербальные тесты с ответами в интернете, просить помощи знакомых. Разработчики это предусмотрели.

Наиболее действенным способом борьбы с нечестным подходом считается ретест: после того, как кандидат успешно сдает дистанционную часть, его приглашают на очное собеседование.

На нем в присутствии экзаменатора ему задают те же вопросы, но в случайном порядке. Если окажется, что проходя испытание из дома, он набрал 75%, а в присутствии экзаменатора 25%, его дисквалифицируют.

Кроме ретеста, для контроля валидности используют:

  • Запись аудио и видео;
  • Запись рабочего стола;
  • Контроль запущенных процессов и открытых вкладок браузера.

Целесообразность

Психометрические тесты давно признаны международным сообществом действующим способом предсказать продуктивность работы сотрудников. И если выгода для работодателей очевидна, то соискатели не всегда знают, как использовать результаты в свою пользу.

Для сотрудника результаты тестирования – это, в первую очередь, показатели его профессионального роста. Это — наглядный результат его прогрессивной работы, который используют в качестве аргумента при разговоре о повышении.

Для соискателя – это возможность выделиться из толпы и лично повлиять на решение о приеме на работу. Понравится ли резюме работодателю или нет – это фактор, на который кандидат повлиять не может. А на подготовку и свой результат ему повлиять под силу. Такой человек обойдет своих конкурентов, даже если у них больше опыта или рекомендаций.

Если завалить

Поскольку цель онлайн этапа – отсеять недостаточно квалифицированных кандидатов, если завалить его, шансов получить работу почти не останется. Если в компании используется полноценная система оценки соискателей, первоначальный отбор проводят сотрудники HR. Опыт работы и технические навыки они оценивают номинально. До тех пор, пока кандидат не пройдет этот этап, он не попадет на собеседование с техническим директором. Поэтому рассчитывать на то, что отрицательную оценку на тестировании удастся компенсировать за счет опыта или рекомендаций не стоит.

Как подготовиться

Поскольку для каждой компании разрабатываются уникальные задания, пытаться учить ответы бессмысленно. Подготовка к тестам на невербальное мышление сводится к двум составляющим:

  1. Решать тренировочные невербальные тесты онлайн.
  2. Изучению методических указаний и руководств.

Главная проблема тестов на невербальную коммуникацию – время, выделенное на каждую задачу. Как правило, это не больше 1 минуты.

За это время придется сориентироваться в условии, понять вопрос, выбрать стратегию и приступить к решению. Для неподготовленного человека этого времени недостаточно. Хотя задания не повторяются, созданы они по одним и тем же принципам.

Решая тренировочные задания, кандидат не только улучшает скорость реакции и учится быстро ориентироваться в вопросах, но и знакомится с типичными задачами.

Для большинства задач созданы методические указания и бесплатные руководства по их решению, в которых даются советы, как правильно организовать время и показать достойный результат. Также в них рассматриваются типичные вопросы с примерами решения и комментариями.

Вторым фактором, влияющим на успех, считается время на подготовку. Поскольку подготовка к испытаниям связана с выработкой навыков, для их закрепления нужно время. Готовиться за день до тестирования бессмысленно — для этого нужна, как минимум, неделя.

Вывод

Несмотря на частую критику, сегодня невербальные тесты — это один из самых достоверных способов оценить квалификацию человека. Это подтверждается не только исследованиями, но и опытом российских и зарубежных компаний. Поэтому число работодателей, использующих ассессмент при приеме на работу, с каждым годом будет только увеличиваться. Для соискателей это означает, что подготовка к собеседованию будет занимать все больше времени и сил. Но тем, кто идет в ногу со временем и готовится к испытаниям, бояться нечего. Для таких людей эта тенденция открывает новые возможности карьерного роста.

Древние люди использовали звуковые сигналы, чтобы предупредить об опасности или передать важную информацию о том, что рядом вырос куст со съедобными ягодами.

Язык общения

На сегодняшний день вербальное общение – это то, без чего не может обойтись каждый человек. Начиная от утреннего кофе за мессенджерами до разговоров на работе с коллегами о новых отношениях боса.

Вербальное и невербальное общение — что это такое

Вербальное общение бывает трех типов:

  1. Речь — общение посредством слов (диалоги, монологи).
  2. Письменное общение — от руки, печать на компьютере, смс-ки и т.п.
  3. Внутреннее — ваш внутренний диалог (формирование мыслей).

Невербально — другие виды общения, кроме словесных. Что это может быть:

  1. Жесты, мимика и позы — все это нам много о чем говорит, если уметь их считывать.
  2. Визуальное — сканирование человека в первые секунды, когда его видите: определение пола, возраста, оценка внешнего вида и выражения лица.
  3. Акустическое невербальное восприятие — это оценка голоса (его ритм, тембр, громкость, яркость, паузы, кашель, слова-паразиты).
  4. Тактильное невербальное общение — прикосновения (имеет очень весомое значение).
  5. Запахи — какие-то привлекают, а какие-то отталкивают.
  6. Подвижность — оживляет восприятие, но при слишком высокой подвижности наступает утомление.
  7. Границы личного пространства — переход их выводит человека из зоны комфорта или, наоборот, сближает.

Вербально — это наше отличие от другого живого мира

Слова, которые составляются в речь – это единица нашего с вами общения. Используем их как в устном произношении, так и при письме. Или печатании (набивании на клавиатуре), если говорить о реалиях, которые ближе к нам. Такое общение делится в зависимости от того, кто какую роль исполняет: говорить – слушать, писать – читать.

Мужчина с микрофоном

Важно не только правильно интерпретировать эти сигналы, но и правильно их посылать собеседнику. Служит невербальное общение не только дополнением к разговору с помощью слов, но и в некоторых ситуациях может полностью его заменить.

Есть жесты, которые обозначают приветствие или прощание. К коммуникативным также относят выражение непонимания, повышенного внимания, отрицания или соглашения. Также есть модальные – они показывают отношение человека к тому, что говорит ему другой. Мимика может показать как доверие, так и полное его отсутствие.

Невербальное общение

Акценты – это то, что можно удачно расставить с помощью невербальных средств, если не удаётся это сделать в полной мере интонацией. Ведь часто нужно обозначить для собеседника, что действительно считаете важным, на чём остановить своё внимание. Чтобы второстепенная информация не занимала много времени для анализа и принятия решения.

Грусть, злость, радость, печаль, удовлетворение – это то, что лучшим образом можно подчеркнуть именно вербальными средствами (можно даже полностью показать эти чувства своими жестами и мимикой). Поэтому, если быть внимательным к собеседнику, можно прочитать его состояние и без слов (славятся этим эмпаты, о которых мы уже говорили).

Не стоит забывать о позах и осанке. Это та форма и поведение тела, которая предоставляет не меньше информации. Может быть доминирующей или покорной, спокойной или напряжённой, скованной или совсем открытой.

Расстояние между собеседниками тоже можно проанализировать. Чем ближе они расположены, тем больше доверяют друг другу. Если уж совсем далеко, стоит ли говорить о хотя бы небольшом его наличии?

Различия между видами общения

Общение с помощью слов характерно исключительно людям, поскольку требует сильно развития головного мозга. Другие животные на такое не способны. Но невербальные сигналы посылают абсолютно все.

Если кошка виляет хвостом – она недовольна, если собака – испытывает радостные эмоции. Получается, что даже на уровне зверей нужно уметь правильно трактовать подаваемые ими знаки, учитывая, кто именно стоит перед тобой. Что уже говорить, если перед тобой стоят разные люди.

Общение с кошкой

Стоит подметить, что язык жестов является более искренним, поскольку мы его почти не контролируем. Поэтому так легко обмануть человека по телефону или переписке. Но если мошенник будет пытаться это сделать стоя перед вами, то есть вероятность, что вы прочитаете по его мимике о том, что ему верить не стоит.

Почти каждый наш день связан общением с теми или иными людьми. Поэтому стоит научиться как правильно выражать свои мысли, подавать информацию в нужном порядке. Так и изучать сигналы от других, чтобы получить больше знаний о собеседнике, или обезопасить себя от обмана.

Мы люди, а значит для нас открыты оба вида общения (вербальное и невербальное), поэтому стоит использовать их по максимуму в своих целях. Это отличный инструмент, позволяющий добиться желаемого и получить от жизни все, что вам требуется.

Автор статьи: Марина Домасенко

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Мошенники тренируют невербальное общение тоже. Они знают, как стоять, какие движения делать руками и как смотреть на собеседника.

Невербальные сигналы часто могут сообщить больше информации, чем обычная речь. Даже искусного лжеца могут выдать непроизвольные реакции. Главное их правильно интерпретировать.

вербальное мышление это

Виды мышления

Мышление человека разделяется на несколько видов, и у каждой личности наиболее выражен лишь один из них.

Наглядно-действенное мышление, как правило, ярко выражено у детей до 3-х лет. Ребенок не знает еще слов, но уже выражает эмоции и выполняет некоторую последовательность действий. К примеру, покажите малышу, как сложить кубики один на один, и он это с радостью повторит. Более того, постепенно он начнет придумывать новые способы постройки, а затем и разрушения пирамидки. В этом процессе будет участвовать образное мышление.

особенности мышления

Словесно-логическое (вербальное) мышление – это знания, которыми уже обладает человек, хотя их и сложно представить в виде конкретного предмета. Дети в возрасте 4-5 лет используют именно этот способ мышления - они очень много говорят и рассуждают. Наглядное и вербальное мышление отличаются содержанием используемых средств. Если это наглядное мышление, то в головном мозге возникают четкие образы предметов и действий. Противоположное ему - вербальное мышление — это отвлеченные знаковые структуры.

Зачем необходимо вербальное мышление

В первую очередь оно очень важно при формировании психических функций еще в раннем возрасте. Если ребенок не может правильно выразить свою мысль на словах, значит, и сформировать вербальный образ у него не получается. В дальнейшем особенности мышления у ребенка в раннем возрасте влияют и на взрослую жизнь. Дети, которые в свое время не научились коммуникации, вырастают замкнутыми от внешнего мира. Как правило, люди, имеющие успехи в гуманитарных науках, обладают вербальным мышлением. Это объяснится их способностью мыслить образно. Таким людям легко рассуждать и рассказывать о понятиях бытия, о философских учениях, об искусстве и поэзии.

Люди с развитым вербальным мышлением очень любят рассуждать вслух и про себя. Это очень открытые и коммуникабельные личности. При общении с посторонними людьми они всегда сначала думают, а потом говорят. У них очень хорошо развита логика, и они быстро справляются с различными сложными ситуациями.

Ученые и вербальное мышление

Если для гуманитариев вербальное мышление – это необходимость, то возникает вопрос - нужно ли развивать такое мышление любителям точных наук? Многие знают такого гениального профессора, как Альберт Эйнштейн. До 6 лет он практически не разговаривал и, соответственно, не обладал вербальным мышлением. Несмотря на все это, он был гением.

 вербально логическое мышление

А что, если посмотреть на эту проблему с другой стороны? Люди, которые видели, как маленький 6-летний мальчишка совсем не разговаривал, считали его просто глупым ребенком. Коммуникационные навыки очень важны в современном обществе. Человек, не умеющий выражать свои мысли, вряд ли сможет добиться успеха в профессиональной сфере. Вербально-логическое мышление очень необходимо, ведь оно помогает находить решения в трудных жизненных ситуациях.

Упражнения на развитие словесно-логического мышления

Существует огромное количество упражнений для развития разных типов мышления. Для развития вербального мышления рекомендуется использовать логические задачки. К примеру, посмотрите на предметы вокруг вас и попробуйте дать им новые названия (у детей это получается лучше всего). К примеру чашка - выпивалка, ручка - писалка и т. п. Отличное упражнение на развитие вербального мышления – скороговорки. Можно заучивать старые, а можно придумывать новые. Проговаривайте их как вслух, так и про себя.

развитие вербального мышления

Очень хорошо помогает в развитии вербального мышления игра в шахматы. Во-первых, в процессе игры, как правило, играющие общаются между собой, а во-вторых, игра заставляет человека думать и просчитывать шаги наперед. Вербальное мышление - это словесное мышление, поэтому любые занятия на развитие его рекомендуется проводить в группе. Можно развивать такое мышление всей семьей. Особенности мышления человека связаны с его знаниями в разных областях. Дискуссии со знакомыми и друзьями помогают не только узнать много новой и полезной информации, но и развить вербальное мышление.

Читайте также: