Пирамида символ египта кратко

Обновлено: 05.07.2024

В мегалитической культуре и европейском фольклоре о пирамиде сохранилась память как о земле в материнском смысле.

Пирамиды с рождественскими украшениями и светильниками выражают двойственную идею смерти и бессмертия, связываемую с Великой Матерью. Но это относится к пирамиде в той мере, в какой она представляет собой полую гору, усыпальницу предков и земной памятник.

Пирамида из камня, правильной геометрической формы, напоминает огонь (в.в.сл. на Дальнем Востоке Керл-4).

Пирамидальные сооружения в других странах, например вавилонские зиккураты, на вершине которых строились храмы, имели другие (нежели в Египте) символические значения.

Обелиск несёт часть символики пирамиды из-за пирамидального острия, которым он заканчивается (пирамидион), часто окованного металлом (золотом), чтобы оно ярко блестело на солнце и как бы само излучало свет.

В геометрической символике все круглые формы связаны с небесным, все квадраты — с землей, а все треугольники — с огнем и со стремлением к горнему. Пирамида имеет квадрат в плане и треугольник в сечении.

Как символ, производный от пирамиды (21) нередко рассматривается конус.

Скала — гора — пирамида

квадрат соответствует кресту (четыре кардинальных точки,) выражает иерархическую соотнесенность частей, организованных вокруг источника творения и пространственно располагается вокруг мировой оси.

  • земля, гора
  • первопричина
  • любое дело, у которого четко прослеживаются все стадии роста и завершения.
  • высшее достижение в духовной области, иерархии или посвящении — вершина;
  • огонь, пламя, солнечную мужскую силу, фаллический символ;
  • структура космоса и уровни сознания, восхождение Солнца по небесной тверди — ступенчатая пирамида;
  • мировой центр, axis mundis, изначальная Священная Гора;
  • вертикальный луч — разделяет символику других культовых сооружений из камня (менгир, обелиск) [bdgs]
  • центр
  • структура космоса и уровни сознания, восхождение Солнца по небесной тверди — ступенчатая
  • огонь, божественное откровение и тройственный принцип творения — треугольные грани пирамиды
  • весь процесс творения в трех его основных направлениях
  • модель организованного космоса, проявление Одного во множественности.
  • весь процесс творения в трех его основных направлениях.
  • высшее достижение в духовной области, иерархии или посвящении — вершина;
  • огонь, пламя, солнечную мужскую силу и служит фаллическим символом.

Содержание

Платона пирамида символизирует землю (куб — воздух; октаэдр — огонь; икосаэдр — воду; додекаэдр — эфир).

Галикарнасский мавзолей — огромная ступенчатая пирамида из белого мрамора на широком прямоугольном возвышении — подиуме.

В Перу и других местах пирамиды строились иногда многие годы из камней, которые обязаны были нести с собой те, кто пересекал перекресток.

Храмовые пирамиды доколумбовой Мексики, воспринимались как искусственные горы-жилища богов.

В символике ацтеков, пирамида — то пятое Солнце Кетцалькоатля.

Семь церемониальных ступенек из разного металла. Согласно Ульсу, первая — из свинца (соответствуя Сатурну).

Ситается, что гора Меру в Индии имеет форму правильной семисторонней пирамиды (соответствующей семи планетным сферам, семи добродетелям и семи направлениям пространства), где каждая грань соответствует одному из цветов радуги.

В Индии соотносится также с таттвой Теджас, наряду с красным треугольник острием устремленным вверх. (Керл-4)

Гора Меру имеет четыре стороны (грани).

Николай Кузанский рассматривает пирамиду как символ мистического центра.

Настаивание, ведущие к месту поклонения внутри горы (Керл-32).

Пирамиды и обелиски для Агриппы Неттесгеймского были олицетворением огня. [bdgs]

• Мое основание прочно стоит на земле, однако лучшая моя часть, моя вершина, смотрит на небеса.

• Она была воздвигнута для того, чтобы обессмертить своего создателя.

символ слабости человеческой, мирской суеты и смертности всего преходящего. Ничто не может вознаградить нас бессмертием и донести до последующих поколений наши имена и дела, кроме добродетели и божественной мудрости. Когда поток времен превратит триумфальные колонны в прах, Небеса останутся неразрушенными и будут процветать, не потеряв своей славы как в эпоху современную, так и в грядущую эпоху бессмертия. [EMSI 40-10,с.277]

Пирамида, стоящая посреди моря, о которую бьются волны и ветры.

• Все нападки, направленные против меня, тщетны.

Змея, ползущая к вершине пирамиды.

• Для мудрости нет ничего невозможного.

Символ добродетельных устремлений мудрого, преодолевающих преграды. [EMSI; табл.12-1, с.153]

Своей деятельностью человек трансформирует грубую материю, знак которой — неправильный треугольник, в организованную материю, знаком которой является пирамида, или правильный треугольник.

Импонирует людям основательным и серьезно берущимся за дело. Символ иерархии.

Стало в нынешние времена одиозным и ассоциируется с монументальным финансовым надувательством.

Невозможно дать какого-то единого объяснения пирамидам, поскольку их форма возникает в весьма сложном контексте погребального обряда. В действительности пирамиды были усыпальницами, символизировавшими представление о вечности.

Первое заключение о символическом значении пирамид было разработано в XIX в. выдающимся египтологом Эрнесто Скьяпарелли (1856-1928). В противоположность позитивистским теориям, которые делали упор исключительно на наивысшем моменте технического процесса, по мнению Скьяпарелли, пирамида символизировала собой жизненную энергию Солнца, которая передавалась фараону в его усыпальнице. Все четыре стороны пирамиды обращены в точности в направлении всех четырех стран света, что также интерпретировали как символическую связь с числом четыре, которое наделялось божественными и космическими характеристиками.

Квадратный фундамент, на котором возвышается пирамида, должен был выражать отношение между пирамидой и космосом, а потому — между земной жизнью и жизнью божественной. С другой стороны, назначение пирамид можно понять лишь в контексте религиозного характера, которым пронизана жизнь египтян. Необходимые для его строительства коллективные усилия иллюстрируют дисциплинированность и организованность всего народа.

Пирамиды в Гизэ

Комплекс наиболее крупных пирамид в Гизэ был возведен фараонами Хеопсом, Хафром и Менкаурой в период IV династии. Эти пирамиды представляют собой лишь самую бросающуюся в глаза часть всего погребального комплекса, который включает два храма (один — погребальный храм — расположен в восточной части пирамиды, второй — храм долины — на берегу реки), соединенные между собою коридором, и обнесенное стеной помещение.

Строительство этих разных зданий соответствовало фазам, через которые должен был пройти прах фараона, прежде чем быть окончательно помещенным в своем погребальном склепе. Ритуальный маршрут усопшего начинался в храме долины, где труп подвергался мумификации. Оттуда он переносился в погребальный храм, где осуществлялись церемонии, которые должны были придать ему бессмертие. Путь из нижней зоны речной долины в самую высокую часть пустыни, где находились пирамиды, был отмечен восходящей тропой, что придавало символический смысл маршруту процессии усопшего фараона.




Существует общепринятое мнение относительно того, что пирамиды (75) строились с использованием на каждой из сторон параллельных скатов, по которым поднимались строительные материалы. Эти скаты, сделанные из грязи и гравия, имели длину в зависимости от потребностей ведения строительства и убирались по завершении оного, чтобы оставалась чистой архитектурная форма.

Во времена V династии в Абусире и Саккаре были построены другие пирамиды, подобные пирамидам в Гизэ и с такой же планировкой погребального комплекса, но из кирпичного материала и гораздо меньших размеров.

Также в эпоху Среднего Царства, во времена XII династии, были построены пирамиды из кирпича, покрытые плитами из известкового камня, от которых сегодня сохраняются едва заметные следы. Это были скорее символические, чем монументальные, постройки, продолжение традиции предков, сохранявшейся, быть может, из боязни предать забвению древний обычай. Позднее, между 750 и 350 годами до н.э., эфиопские цари построили в Нубии свыше 180 пирамид. Это постройки, которые располагаются таким же образом, как распределяются хижины в африканской деревне. Величие Гизэ было навсегда утрачено, гробницы, подобные гробницам Древнего Царства, никогда более не возводились. (76)

История искусства. Первые цивилизации. – Пер.

Египетская архитектура отличалась стремлением к геометризму и линейности, к развертыванию композиционных элементов по единой оси, к симметрии. Для нее характерны большие поверхности стен, со стороны фасада слегка наклонных и завершаемых выгнутыми карнизами.

Деспотическая форма власти, доведенная до абсолюта и теснейшим образом связанная с религией, обусловила выдвижение на первый план в монументальном строительстве культовых сооружений, которые возводились из камня, способного сохранить на многие века останки фараонов и память о них. Остальные сооружения строились из менее прочных материалов.

Однако на ранней стадии развития, в пределах додинастического периода, вследствие недостаточного развития производительных сил даже культовые и оборонительно-крепостные сооружения строились из кирпича-сырца, битой земли и дерева — для перекрытий. Начало замены этих материалов камнем относится к III династии Древнего царства. Первое сооружение этого времени, осуществленное не глинобитным способом, а посредством применения грубосколотого камня,— надгробие фараона Джосера. Основная его часть — пирамида — состоит из пяти усеченных объемов, поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху. (12)

Форма усеченной пирамиды широко применялась в раннее время в сооружениях для погребения представителей знати. Подобные гробницы называются мастаба (по-арабски — скамейка). Пирамида Джосера представляет композицию, образованную как бы пятью подобными мастабами, поставленными друг на друга. Внутренних объемов пирамида Джосера, так же как и более поздние пирамиды, не имела, за исключением заупокойной камеры, вход в которую был замурован и тщательно скрывался.

Можно проследить связь египетских пирамид с сооружениями первобытного общества: заупокойная камера пирамиды в какой-то мере аналогична внутреннему объему мегалитического дольмена.

Соседняя пирамида, несколько уступающая по высоте названной, была построена фараоном Хефреном…

Эпоха великих строителей пирамид была временем максимального упрочения деспотической монархии Египта. Фараон, стоявший на вершине иерархической сословной лестницы, сосредоточивал в своем лице полноту светской и духовной власти. Отсюда стремление материальными и идеологическими средствами запечатлеть его личность, создать при жизни фараона памятник непревзойденных размеров как символ его власти, могущества и как хранилище его мумии. Вся система построения заупокойного комплекса, в том числе и пирамиды, была посвящена этой цели.

При последующих династиях размеры пирамид уменьшаются в связи с ослаблением экономической основы государства и политической власти фараонов. (14)

Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории

архитектурных стилей: Учеб. пособие. М.: Изобраз.

Искусство, 1983. 384 с., ил. С. 12-14.

Погребальные храмы

Из погребальных храмов комплекса в Гизэ только в пирамиде Менкауры имеются такие останки, которые позволяют реконструировать оригинал. В храме Хеопса, самом древнем, имеются остатки квадратных базальтовых колонн, которые окружают внутренний двор, что свидетельствует о типе постройки, характерном для храмов, посвященных богам. Однако именно храм Менкауры содержит информацию о наличии большого двора, открытого дневному свету и окруженного колоннами. (76)

История искусства. Первые цивилизации. – Пер.

Соседняя пирамида, несколько уступающая по высоте названной, была построена фараоном Хефреном. Сохранился частично ее храмовый комплекс. На берегу Нила, недалеко от пирамиды, был построен нижний заупокойный храм, называемый обычно "храмом Сфинкса", так как рядом находится огромное высеченное из скалы изображение Сфинкса — персонажа египетской мифологии с телом льва и головой человека (иногда с головой барана), олицетворявшего силу и мощь фараона Хефрена. (13)

Нижний заупокойный храм представлял собой прямоугольное сооружение, заключавшее внутри Т-образный гипостильный зал (так назывались в архитектуре Древнего мира залы, пространство которых расчленялось отдельно стоящими опорами на параллельно расположенные галереи-нефы). Балочное перекрытие поддерживалось рядами прямоугольных в плане опор — монолитных пилонов (ил. 2). На них опирались протяженные балки-прогоны, а уже на них, в перпендикулярном направлении, были настланы так называемые второстепенные балки типа сплошных плит, которые фактически образовывали перекрытие. Нижний заупокойный храм при пирамиде Хефрена — первое из дошедших до нас сооружений, где в законченном виде была применена описанная здесь стоечно-балочная система. Логичная и предельно простая, она нашла широчайшее применение во всей мировой архитектуре, вплоть до нашей современности.

Заметим, что существует очевидная преемственность конструктивного решения мегалитических сооружений и стоечно-балочной системы, сложившейся в начальной стадии развития архитектуры Древнего Египта (сравните ил. 1 и 2).

От нижнего заупокойного храма шел длинный закрытый коридор — дромос, доходивший до верхнего заупокойного храма, непосредственно примыкавшего к пирамиде, но совершенно от нее изолированного. Этот заупокойный храм включал три элемента: гипостильный зал для рядовых, неименитых людей, перистильный двор (то есть двор, окруженный отдельно стоящими опорами) для египетской знати и, наконец, секос — святилище, предназначавшееся для жрецов. Эта система построения храма перейдет и в другие сооружения подобного типа.

…В перистильных дворах заупокойных храмов при пирамидах V династии встречаются круглые в плане опоры — колонны, в данном случае пальмовидного типа с верхней частью — капителью в виде сомкнутой кроны пальмы. Элементы изобразительности широко проникают в архитектуру Египта; наряду с пальмовидными колоннами появляются лотосовидные, папирусообразные (см. ниже). (14)

Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории

архитектурных стилей: Учеб. пособие. М.: Изобраз.

Искусство, 1983. 384 с., ил. С. 13-14.

Склепы

Начиная со Среднего Царства недостаток ровных площадок в окрестностях новой столицы Фив способствовал развитию нового типа погребального строения — склепов, помещений, высеченных в каменистых склонах, которые окружают берега Нила.

Склепы продолжили традицию, начатую еще в эпоху Древнего Царства и состоявшую в том, чтобы строить гробницы, выдалбливая каменные стены. Утверждение модели склепа в качестве погребального архитектурного комплекса предполагает его привязку к пейзажу, в который он помещается. В отличие от Древнего Царства, где размеры пирамид контрастировали с горизонтальностью обширных песчаных пространств, склепы представляют собой не конструкцию, навязываемую горизонту, а привязку образуемых объемов к тому пространству, которым располагают окрестности.

Внутреннее строение склепов в значительной мере сохраняет строение царских гробниц Древнего Царства, то есть простирается вглубь горы. (76)

К периоду Древнего царства (2900—2270 до н. э.) относится начало строительства пирамид, которые стали символом Египта не только потому, что их множество в Гизе, Саккаре, Абусире, возле Фив и Мемфиса (только в окрестностях Каира их 67),— пирамиды строили и в других древних культурах, например у майя. Но там пирамиды были частью религиозного культа и лишь изредка служили усыпальницами правителей. В Египте же пирамида — всегда усыпальница, а главное — символ власти и государственного устройства, который сливался с основными культами. Таким образом, пирамида для египтян — это образ жизни и смерти. “Все на свете боится времени, но время боится пирамид”,— гласит старинная поговорка.

Пирамиды Египта — воплощение вечности, дарованной богам и фараонам. Пирамида отражает безграничность власти, это “дорога в небо”, “путь к солнцу”, который совершает одна из душ фараона после смерти. Недаром же одна из ранних пирамид (XXVIII век до н. э.) — пирамида фараона Джосера (ок. 2780—2760 до н.э.), основателя III династии, завершившего объединение Верхнего и Нижнего Египта, построенная его верховным сановником, мудрецом и врачевателем Имхотепом (впоследствии обожествленным),— была ступенчатой и служила огромной лестницей, по которой усопший фараон восходил на небо.

Рассматривая схематически египетское государство, мы заметим, что на вершине пирамиды восседает фараон, сын Солнца, перед которым целовали землю. Особой милостью для приближенного, даже для царского сановника, было разрешение целовать ноги фараона. Фараону мало было считаться просто “богом”, во времена Древнего царства его называли “большим богом”. Ему принадлежали “земля и народ; он даровал все посты, выслушивал все жалобы, предводительствовал всеми войсками и был верховным жрецом каждого бога” [194, с. 146]. Но он не мог заниматься различными делами одновременно и потому доверял свои религиозные функции жрецам, а управление государством — министру и целой когорте чиновников. Первым лицом после царя был верховный сановник, который одновременно исполнял обязанности верховного судьи, ведал местным управлением, разного рода хранилищами, государственными мастерскими и руководил всеми работами в стране.

Следующую ступень в государственной пирамиде занимали все прочие сановники, а также жрецы — носители знаний и обычаев, посредники между людьми и богами, при этом они “пользовались дарами, которые приносили богам; они как бы кормились вместе с богами: считалось, что ежедневные мелкие заботы не должны отвлекать от служения богу” [61, с. 36]. О том, как воспринимали приближенных к особе правителя людей, свидетельствуют титулы, которыми их наделяли: “первенствующий”, “истинный знакомец царя”, “спутник” (царя).

Высокое место отводилось писцам, зодчим и художникам. И это понятно: писцы вели полный учет и контроль всех богатств царя или вельможи, знали способы организации производства, умели планировать и осуществлять крупные технические задачи, такие, как строительство каналов, водохранилищ, храмов и пирамид. Они находились под защитой бога письменности и счета — Тота и считались его жрецами. Один писец в наставлении своему сыну, сравнивая работу писца с другими видами деятельности, говорит:

“О, если б я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.

Лучше это всех других.должностей. Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его.

Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его — дерево, оружие его — металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки. И ночью зажигает он свет.

Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты.

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом. Не спокойное это занятие перед тобой. Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы.

Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник" [314, с. 51—53].

Таким образом, мы имеем дело с самыми древними менеджерами в истории общества, так же, как и с древними бухгалтерами, ведущими самые настоящие приходно-расходные книги.

Зодчие обслуживали основные виды строительных работ: ирригационные сооружения, храмы и пирамиды. Обычное жилье, вплоть до дворца фараона, считалось временным перед лицом загробной вечности, которая была уготована каждому после смерти, и поэтому строилось из непрочных материалов: хижины простонародья — из тростника, осоки и глины; более крупные здания возводили из высушенных на солнце глиняных кирпичей. Если жилище разрушалось по какой-либо причине, на его месте возводилось новое, и холм, на котором стояло здание, становился все выше. Для такого рода сооружений было довольно и простых ремесленников, зодчие же выполняли более ответственную миссию: они сооружали жилища богов и обиталища вечности для фараонов. С этого времени появляется должность человека, способного рассчитать и организовать строительство (перевод с египетского, обозначающий эту должность, звучит привычно и для нашего уха — инженер).

Рядом с вечностью находились и художники: они создавали росписи, рельефы и скульптуры, связанные с заупокойным культом, и потому занимали более высокое положение по сравнению даже с военными и знатью, занимавшими следующие ступени государственной пирамиды.

Ближе к подножию этой пирамиды располагались ремесленники, торговцы и, наконец, крестьяне. Рабы были собственностью преимущественно знати и фараонов, поскольку основные работы в государстве выполняли по указанию правителя особые “рабочие отряды”, состоявшие из ремесленников и свободных земледельцев. Степень свободы последних была относительна: вельможи старались обеспечить себя трудом крестьянина или ремесленника. Знать требовала, чтобы они признали над собой опеку и власть, отдавали своему властителю часть дохода, за что им гарантировались охрана от всякого нападения, суд в случае ссор и тяжб и помощь при неурожае или других бедствиях.

В Египте с ранних времен существовали специализация и разделение труда. Надписи в пирамидах и на папирусах упоминают о “домах оружия”, “домах ткачих”, “домах писцов”, где выполнялись различные работы для хозяйств вельмож, знати и фараонов. Ремесленники объединялись в общую мастерскую — “палату мастеров”, там работали одновременно медники, золотых дел мастера, каменотесы, изготовители посуды, плотники и другие. При этом были и отдельные мастерские со своими начальниками. Разделение труда позволяло некоторым изделиям проходить через руки различных мастеров, например, бусы изготовлялись одними, а нанизывались в ожерелья и подвески другими людьми. Таким образом, в организации хозяйств знати тоже лежит “принцип пирамиды”.




Религия Древнего Египта

В системе культуры за пределами ее материально-практической сферы всегда лежит еще один пласт — мир идей и мировоззрений, который для Египта был, пожалуй, определяющим. Многие авторы (например, Эрнест Альфред Уоллис Бадж, 1857—1934) считают, что Египет — родина магии, тем более что в мировоззрении древнего Египта невозможно разделить мифологию, религию и магию. Все они прочными многочисленными нитями связаны друг с другом и с практической деятельностью.

Особое место занимает образ пирамиды и в представлениях о мироздании, и в духовной жизни египтян. Главным был культ бога Солнца — Ра, называвшегося в текстах дневным солнцем в отличие от Атума — бога вечернего, заходящего солнца и Хепри — бога утреннего, восходящего солнца. Пирамиды Древнего царства отождествлялись с Солнцем, а в поздний период Нового царства существовало изображение Солнца в виде пирамиды, что восходит к очень древнему мифу о сотворении мира. В мифе говорится о треугольном камне, который поднялся из вод первозданного океана. Этот камень называли “бен-бен” (или “ментхир”), ему поклонялись в окрестностях Мемфиса, отождествляя его также и с богом Атумом, который изображался человеком с двойной короной на голове и именовался “владыкой обеих земель”, т. е. Верхнего и Нижнего Египта. В Древнем царстве пирамиду считали равной по своему значению окаменевшему лучу солнца. Вершину пирамиды обычно венчала маленькая пирамидка с забавным названием — “пирамидон”. До наших дней сохранился лишь один высеченный из черного гранита пирамидон на вершине пирамиды Аменемхета III (ок. 1849—1801 до н. э.) из XII династии — на его гранях изображен крылатый солнечный диск. Египтяне, изображая солнце, рисовали его лучи в виде треугольников, обращенных вершинами к солнечному диску. Можно предположить, что в представлениях о пирамиде, как о символе Солнца, сыграли свою роль не только мифы. При восходе и заходе солнца над горизонтом возникает “зодиакальный” свет, который образует треугольник. Так что пирамида представляет собой одновременно и путь на небеса, и Солнечный луч, падающий на землю. В некоторых областях Египта сооружались мемориальные обелиски в виде суживающегося кверху гранитного столба с пирамидально заостренной верхушкой, считавшейся самой священной частью сооружения, причем часто ставили парные обелиски, видимо, они также были символами солнца.

Египтяне считали, что их страна находится в середине мира, земля плавает в большом океане, небо — плоская крыша, покоящаяся на высоких горах и укрепленная четырьмя столбами, а сверху в виде светильников свешиваются звезды [61, с. 47].

По их представлениям, до земных царей Египтом правили боги, затем полубоги. В одном из древних трактатов сказано: “Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, поместил богов в их святилища, учредил жертвоприношения, основал храмы, сотворил их тела ради умиротворения сердец”. Богов в Египте было множество: каждый ном и даже город имел их несколько. Главное солнечное божество было многоликим: Атум считался богом — создателем мира, и в этом качестве отождествлялся с Ра; создателем, “формовщиком”, сотворившим человека из глины, считался Хнум, который отождествлялся с Ра и Амоном; солнечным богом, еще одной ипостасью Ра, был Амон, почитавшийся так же, как “царь всех богов”, от его имени фараон провозглашался властителем и считался его сыном; “телом Ра” называли Атона — солнечный диск. Боги олицетворяли силы природы, главной силой в Древнем царстве считался бог Атум, который звался Атум-Ра. В Среднем царстве выделяется культ нового государственного бога — Амона, почитание которого зародилось в Верхнем Египте в Фивах, а затем распространилось по всему Египту, и теперь главное божество приобретает имя Амон-Ра.

В гимнах Амону подчеркивается, что ему фараоны обязаны своими военными успехами:

Говорит Амон-Ра, владыка Карнака,

Я связал нубийцев десятками тысяч

И северян с сотнями тысяч пленных.

Они приходят с приношениями на спинах,

Сгибаясь перед твоим величеством по моему приказу.

Храму Амона принадлежали золотые прииски в Нубии, ему платили дань три города, в храмовых мастерских работали тысячи ремесленников и рабов. Жрецы Амона, разбогатевшие от войн, стали считать, что царская власть подчиняется воле богов Амона, поэтому они, его жрецы, могут руководить царем, вследствие чего между фараонами и жрецами не раз происходили столкновения.

Именно по этой причине во времена Нового царства фараон Аменхотеп IV (1368—1351 до н. э.) повел борьбу против культа Амона и, объявив новым богом Египта бога Атона, приказал закрыть храмы всех других богов и запретил поклоняться им. На шестом году правления он переменил свое имя ("Аменхотеп" — "Амон доволен") на имя Эхнатон ("Угодный Атону").

У египтян божества еще долго соединяли в себе остатки тотемизма, и они продолжали почитать разных животных в качестве священных: крокодилов, кошек, змей и пр. Наибольшим почетом пользовался священный бык — Апис.

Воплощением Аписа был черный бык с белым пятном на лбу, который содержался в Мемфисе, в святилище. Смерть быка-Аписа считалась большим несчастьем и вызывала всеобщий траур. Умершего быка бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапеуме около Мемфиса. Избрание нового священного быка превращалось во всенародный праздник.

Изображения богов были часто в виде человека с головой животного. Например, богиня Хатхор — богиня радости, рождений, любви изображалась с головой коровы, бог Себек — покровитель города Фаюма — с головой крокодила, Иарит — богиня-змея, охранительница власти фараонов, Нефертум — бог с цветком лотоса на голове (лотос — символ рождения и процветания), Сехмет, богиня войны,— с головой львицы. Особым расположением пользовалась богиня радости и веселья Бает с головой кошки.

Городские и областные боги олицетворяли различные силы природы или некоторые общественные явления. Например, Тот был покровителем мудрости и письма (“Владыка счета”, “Исчислитель лет”), а также лекарей. Его жена богиня Маат считалась олицетворением Порядка и Истины, без нее не мыслилась справедливость; в “Текстах пирамид” говорится, что царь должен стремиться “утвердить Маат на месте беспорядка”, а одно из древнейших поучений называет Маат главным принципом всех человеческих отношений и государственности.

Фараон был для египтян божеством. Он, по их представлениям, никогда не рождался (по другим мифам, бог рождался от брака Амона и царицы-матери), а умирал по собственному желанию. Со временем внутри пирамид на стенах стали писать заклинания, которые должны были осчастливить фараона после смерти. В них говорилось о посмертном плавании фараона в солнечной ладье, в которой Ра совершает свой путь по небу. Солнце было богом живого царя, а после смерти его покровителем стал бог Осирис.

Осирис был некогда местным божеством, олицетворял воды половодья, несущие свежие силы растительности, и был связан с земледелием. Согласно мифу, Осириса убил его брат Сет, злой бог пустыни, и бросил ящик с телом убитого в воды Нила. Исида, сестра и супруга Осириса, богиня плодородия, воды, ветра, символ женственности, семейной верности, отыскав тело мужа, погребла его и, зачав от мертвого Осириса, родила сына Гора, который отомстил Сету за убийство отца и на суде богов получил власть над Египтом. В одном из вариантов мифа говорится, что Сет, расчленив тело Осириса на 14 частей, разбросал их по свету. Бог Гор (Хор), “светлый сокол”, собрал все части и при помощи волшебства вместе со своей матерью Исидой оживил труп отца, после чего Осирис не пожелал вернуться на землю и стал богом загробного мира. У него была свита, состоявшая из 42 богов, среди которых находился бог Анубис с головой собаки или шакала. Первоначально Анубис был главным богом в царстве мертвых, а Осирис олицетворял умершего фараона, но постепенно к нему перешли функции Анубиса.

Считалось, что если повторить все заклинания, сказанные некогда Гором для оживления отца, над трупом фараона, то он получит ту же волшебную жизнь, которая была дана Осирису. Чтобы получить загробную жизнь, нужно было сохранить тело усопшего. В связи с этим возникает искусство бальзамирования и изготовления мумий.

Египтяне считали, что у человека несколько душ, по крайней мере, три, носившие названия: Ба, Ка и Ах. Ба — воплощение жизненной силы человека, она продолжает существовать и после его смерти. Живя в гробнице, Ба может отделяться от тела человека, свободно передвигаться и даже совершать “выход днем”, поднимаясь в небо. В загробном мире она осуществляет физические функции человека (ест, пьет и т. д.) Душа Ка выступает не только как жизненная энергия, но и как двойник человека. Это “второе я”, рождающееся с человеком и нераздельно с ним существующее при жизни и после смерти. Ах (“блаженный, просветленный”) — загробное воплощение человека. Считалось, что, умерев, каждый становится Ах. Тело человека и Ах едины, но тело принадлежит земле, а Ах — небу. Все эти сущности первоначально представлялись принадлежащими лишь богам и фараонам, причем у каждого их могло быть по несколько: например, бог Ра имел 14 Ка. В более поздние времена любой человек наделялся всеми этими сущностями.

Идеальным считалось состояние, когда все души человека составляют вечное единство, что достигается лишь после смерти при соблюдении всех условий ритуала погребения. Одним из таких условий был суд Осириса, через который проходил всякий, вступающий в загробный мир. Перед судом Анубис проверяет правильность пеленания мумии, взвешивает сердце предстающего перед ним человека на весах, на одну чашу которых клалось сердце, на другую — фигурка богини Маат или (по другим преданиям) перо. Если весы не колебались, то считалось, что человек вел праведную жизнь, достойную

Суд Осириса. "Книга мертвых". Папирус. I тыс. до н. э.

загробного мира. Если же Маат перевешивала, то умершего бросали на съедение чудищу, имеющему туловище льва и голову крокодила: самое страшное наказание для человека — перестать существовать как на земле, так и в загробном мире. В зале суда покойный обращался с речью к Осирису и к каждому из 42 богов (судей), оправдываясь в грехе, подвластном этому богу. В его речи обязательно были слова: “Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной Правды” [313, с. 36]. Дело в том, что имя считалось священным, и знание имени божества служило своеобразным “пропуском”, который “уменьшает”, “отбирает” силу противодействия данного божества. В тексте непременно присутствовала еще одна фраза, подобная заклинанию: “Я не делал зла”,— говорит усопший каждому из 42 богов [там же]. В Древнем царстве тексты такого рода молитв-заклинаний писали на стенах пирамид, затем на их основе был составлен сборник “Книга мертвых” — свиток папируса, насчитывающего около 200 глав. Этот свиток клали в саркофаги богатых, чтобы у них была возможность обратиться к нему во время суда. Свиток стоил дорого, поэтому людям несостоятельным не оставалось ничего другого, как вести действительно праведный образ жизни.

Кроме того, в усыпальницах фараонов высекались тексты, которые должны были “обеспечить” нерушимость пирамиды, а вместе с тем и нерушимость царского имени. “Для посмертной жизни было необходимо, чтобы имя человека помнили; если сохранялось хотя бы только одно имя, какая-то часть человека продолжала жить. Надпись на статуе, содержавшая это магическое слово — имя,— давала камню не только отождествление с конкретной личностью, но как бы оживляла его” [194, с. 175, 176]. В этой же связи считалось, что чем удивительнее по величине и прочности была пирамида, тем на более длительное время можно было сохранить имя царя.

При жизни фараон был земным богом, а после смерти объявлялся хозяином и земли, и неба. Поэтому, чтобы умершему фараону и его душам можно было жить и кормиться, гробница соответственно отделывалась, обставлялась и обеспечивалась жертвоприношениями и жрецами. Даже в самых древних захоронениях, которые еще имели вид усеченной пирамиды — мастабы (араб. “каменная скамья”), обязательно имелась стела, похожая на дверь. На ней писали имя и звание усопшего, чтобы через эту дверь входил и выходил его дух Ка, собирал жертвоприношения, которые лежали на каменной плите перед стелой. Алтарь для жертвоприношений (преимущественно плодов, злаков и трав) сначала находился в открытом дворике за небольшой оградой. В поздние времена это место культа перенесли внутрь усыпальницы, в специальное помещение, украшенное рельефами и надписями. Рядом с молельней стали делать еще одно помещение — сердар в котором стояла статуя умершего, служившая для сохранения земной формы усопшего. Ей обязательно придавалось портретное сходство с ним на случай пропажи или гибели мумии.

Нет более известных древних поселений на территории Египта, или в других странах мира, чем Великие пирамиды Египта в Гизе. Они, без сомнения, являются главным символом Египта, выступая основным местом для привлечения туристов, и источником творческой мысли для мира на протяжении более трех тысяч лет.
Основные пирамиды Египта не были построены в древней истории государства. Век пирамид начался с правления Джосера. Некоторые из ранних царей, более конкретно - Шефру, строили более одной пирамиды. Но после прихода Яхмоса египтяне практически перестали строить пирамиды.


К периоду Древнего царства (2900—2270 до н. э. ) относится начало строительства пирамид, которые стали символом Египта не только потому, что их множество в Гизе, Саккаре, Абусире, возле Фив и Мемфиса (только в окрестностях Каира их 67),— пирамиды строили и в других древних культурах, например у майя. Но там пирамиды были частью религиозного культа и лишь изредка служили усыпальницами правителей. В Египте же пирамида — всегда усыпальница, а главное — символ власти и государственного устройства, который сливался с основными культами. Таким образом, пирамида для египтян — это образ жизни и смерти. “Все на свете боится времени, но время боится пирамид”,— гласит старинная поговорка.

Пирамиды Египта — воплощение вечности, дарованной богам и фараонам. Пирамида отражает безграничность власти, это “дорога в небо”, “путь к солнцу”, который совершает одна из душ фараона после смерти. Недаром же одна из ранних пирамид (XXVIII век до н. э. ) — пирамида фараона Джосера (ок. 2780—2760 до н. э.) , основателя III династии, завершившего объединение Верхнего и Нижнего Египта, построенная его верховным сановником, мудрецом и врачевателем Имхотепом (впоследствии обожествленным), — была ступенчатой и служила огромной лестницей, по которой усопший фараон восходил на небо.

До пирамид, гробницы высекались в скальных породах и увенчивались плоской крышей структуры, называемой масштаба.

Возможно, все египетские пирамиды произошли из этих курганов, но более вероятно, они имеют священное происхождение, и напоминают по форме камни бенбен. Бенбен олицетворял лучики солнца, и древние манускрипты говорят, что фараоны достигали неба с помощью этих самых лучиков.


Читайте также: