Первый поэтический сборник некрасова кратко

Обновлено: 02.07.2024

План урока:

Биография и творческий путь Некрасова. Социальная трагедия народа – предмет лирических переживаний поэта

Николай Алексеевич Некрасов появился на свет 10 декабря 1821 г. в украинском городке Немирове Подольской губернии, где проходил военную службу его отец, поселившийся после отставки с семейством в своем ярославском селе Грешневе.

Детство прошло в небогатой и многодетной семье, в которой родилось 13 детей, 10 умерли еще в детстве. Домашнее образование было скромным, а воспитание строгим. Рано умершая мать была образованной, с мягким нравом, а отец был человеком сурового характера. Промотав состояние, он вынужден был служить в чине исправника [1] в полиции. Маленький Николай, которого отцу доводилось брать с собой на службу, нередко становился свидетелем того, как довольно жестко выбивали налоговые недоимки [2] с крестьян. Эти детские впечатления зародили в его душе протест против несправедливости и сострадание к слабым и униженным.Когда Николаю исполнилось 11 лет, его отправили учиться в Ярославскую гимназию. Успехов в учебе особых не было, но мальчик уже тогда увлекся написанием сатирических стихов.

Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу

Психологизм любовной лирики Некрасова и ее бытовая конкретизация

Последней его любовью стала Фекла Викторова, девушка простого происхождения, дочь солдата из провинции, с которой он познакомился в 1870 г. и буквально спас от нищенского существования и позорного ремесла, приютив в своем доме. Некрасов очень привязался к этой добродушной, искренней и веселой девушке, сменив ее неблагозвучное имя на Зинаиду, занялся ее образованием. Она проявила исключительные способности, особенно в изучении языков и музыки. Зина боготворила своего наставника, со временем стала для него другом, литературным помощником, сиделкой во время его смертельной болезни и верной до своей кончины женой. Незадолго до смерти Некрасова они обвенчались, после похорон она ходила в трауре до конца жизни, которую провела в уединении. Все, что завещал Зине Некрасов, она раздала родственникам поэта, которые воспользовались ее бескорыстием. Но Зинаида Николаевна Некрасова сохранила самое бесценное – рукописи поэта. Ей посвящено множество прекрасных стихотворений.

Зинаида Николаевна Некрасова

Почти все стихотворения некрасовской интимной лирики заканчиваются многоточием. Это подчеркивает фрагментарность, неразрешенность ситуации, незавершенность и возможность продолжения.

Иллюстрация из поэмы

Некрасовым создан глубоко одухотворенный образ русской крестьянки с несломленным, гордым характером, но безмерно терпеливой, готовой на самопожертвование.

Особенности языка повествования и речи героев, фольклорные мотивы в поэме

Заключение. Значение поэзии Некрасова

Словарь

1. Исправник – должностное лицо, возглавляющее уездную полицию

2. Недоимки (налоговые) – долги, просроченная задолженность

3. Поденщина – временная, оплачиваемая по отработанным дням работа

4. Альманах – литературный сборник произведений, объединенных общей темой

5. Разночинец – человек непривилегированного сословия, занимающийся умственным трудом


Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877/78) занимает особое место в русской поэзии 19 века. Поэт-гражданин и в то же время тончайший лирик, успешный издатель и редактор литературного журнала, открывший путь в большую литературу многим талантливым писателям: Гончарову, Толстому, Салтыкову-Щедрину, Тютчеву, Тургеневу и другим, он стал первым поэтом-дворянином, избравшим для себя роль народного заступника. Некрасов первым прославил в литературе декабристов и их жён (поэма "Русские женщины"), а русским крестьянам посвятил несколько крупных поэм ("Крестьянские дети", "Мороз Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо"). В поэзии Некрасов сделал то же, что Гоголь в прозе: сделал поэзию предельно реалистичной и социально ориентированной, обратил её к проблемам "маленького человека", приблизил язык поэзии к разговорной речи, а лирику любви посвятил "прозе" отношений мужчины и женщины.

Некрасов родился 10 декабря 1821 года в городе Немирове (ныне Винницкой обл. Украины) в многодетной семье помещика и офицера Алексея Сергеевича Некрасова, отличавшегося деспотичным нравом, и получившей прекрасное домашнее образование польской красавицы из Херсонской губернии Елены Андреевны Закревской. Брак без согласия родителей Елены Андреевны был заключён в 1817 году. У будущего поэта было 13 братьев и сестёр.

В 1824 году Некрасовы перебрались в село Грешнёво Ярославской губернии. Главное влияние на юного Некрасова оказывала мать, отличавшаяся от грубого отца исключительной образованностью и культурой. Будущий поэт закончил пять классов гимназии в Ярославле, после чего отец забрал его. Именно там, в гимназии, Некрасов начал писать стихи. Отец прочил сыну военную карьеру и в 1838 году отправил его в Петербург для поступления в Дворянский полк, однако Некрасов пренебрёг угрозами отца остаться без денег и вместо военной службы попытался поступить на филологический факультет Петербургского университета. Не выдержав вступительного экзамена, был зачислен вольнослушателем. Отец сдержал слово и лишил сына материальной поддержки, поэтому учёбу приходилось совмещать с поиском заработка. Будучи однажды изгнанным из снимаемой комнаты за неуплату, он оказался в доме у нищих, которые его приютили. В частности, он пишет рассказы, повести и стихи для журнала "Пантеон" и "Литературной газеты".

Становится сотрудником журнала "Отечественные записки", сближается с ведущим литературным критиком того времени В.Г. Белинским и начинает заниматься издательской деятельностью. Вокруг Некрасова и Белинского сплачиваются начинающие писатели, которым близки идеи "натуральной школы" (так в то время именовали реализм). В период с 1843 по 1846 гг. Некрасов издаёт альманахи "Статейки в стихах без картинок", "Физиология Петербурга", "1 апреля", "Петербургский сборник". В этих альманахах были опубликованы первые произведения Тургенева, Достоевского, Григоровича, Герцена.

Окрылённый успехом издательского дела, Некрасов в 1846 году совместно с издателем И.И. Панаевым (1812-1862) приобретает права на издание журнала "Современник", который был основан Пушкиным десять лет назад. Большинство авторов и сотрудников "Отечественных записок" перешло к Некрасову, в том числе критик Белинский.

Талант издателя был у Некрасова настолько силён, что журнал "Современник" можно считать самым успешным литературным коммерческим проектом 19 века. Именно благодаря "Современнику" обрели известность и литературную славу такие писатели, как И.А.Гончаров, И.С. Тургенев, А.И. Герцен, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Д.В. Григорович, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.Г.Чернышевский, критик Н.А. Добролюбов. Примечательно, что сам Некрасов почти ничего не пишет, и до поры до времени журнал приносит ему известность только как издателю.


Авдотья Яковлевна Панаева (до замужества Брянская, во втором браке Головачёва)

Сотрудничество с И.И. Панаевым связано также с важнейшим для Некрасова личным обстоятельством: он был влюблён в жену своего друга Авдотью Яковлевну Панаеву (1820-1893), которая после смерти мужа стала гражданской женой поэта (по некоторым данным, Некрасов, Панаев и Панаева много лет жили в одном доме) и сотрудником журнала "Современник", где она публиковала свои произведения - 8 повестей и 6 романов - под мужским псевдонимом "Н.Н. Станицкий".

"Они пожили, постоянно расходясь и сходясь, лет десять - одиннадцать", - так охарактеризовал отношения Некрасова и Панаевой Корней Иванович Чуковский. Отношения двух сильных людей, и без того сложные, усугублялись осуждением окружающих. У Некрасова и Панаевой в 1849 году родился сын, который, к сожалению, умер во младенчестве, и это скорбное обстоятельство навсегда омрачит их "свободный, по сердцу союз".

Именно Панаевой будут посвящены любовные стихотворения Некрасова (он их называл интимной лирикой) под общим названием "Панаевский цикл". Литературовед Дмитрий Петрович Мирский охарактеризовал этот цикл как " несентиментальный, пронзительный, страстный и трагический рассказ о любви, которая приносит любящим больше страдания, чем радости ". Споры и ссоры, встречи и расставания, взаимные укоры и обиды, невозможность быть вместе и в то же время невозможность быть порознь, усталость друг от друга - вот что составляет отношения влюблённых в интимной лирике Некрасова. Стилистически это выражено множеством вопросительных и побудительных предложений, риторических восклицаний, умолчаний, обращений к самому и себе и к возлюбленной.

После расставания с Авдотьей Панаевой поэта несколько лет связывали отношения с француженкой Селиной Лефрен .


Зинаида Николаевна Некрасова (до брака - Фёкла Анисимовна Викторова)

Слава поэта приходит к Некрасову сравнительно поздно. Лишь в 1856 году выходит первый полноценный поэтический сборник "Стихотворения Н. Некрасова" , имеющий громкий успех. Сборник открывается поэтической декларацией "Поэт и Гражданин", написанной в традиционной для такого рода произведений поэтической форме (достаточно вспомнить "Разговор с Анакреоном" Ломоносова "Поэт и толпа" и "Разговор книгопродавца с поэтом" Пушкина, "Журналист, читатель и писатель" Лермонтова). Это стихотворение продолжает дискуссию о роли поэта в обществе и о назначении поэзии. В представлении Некрасова поэт - учитель и защитник народа, и жизнь его - жертвоприношение Отчизне. Так рождается манифест гражданской поэзии, лозунгом которого становится цитата из "Поэта и Гражданина": " Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан ". В сборник 1856 года вошли также 72 стихотворения и поэма "Саша", составившие четыре раздела: 1) стихи о народе, 2) стихи, разоблачающие угнетателей народа, 3) поэма "Саша", 4) интимная лирика.

Идейным продолжением первого сборника становятся стихотворения "Размышления у парадного подъезда" (1858), остро ставящее вопрос о грядущих судьбах русского народа, и "Железная дорога" (1864).

Теме народных страданий посвящаются и поэмы 1860-х гг.: "Крестьянские дети" (всем известен фрагмент "Однажды в студёную зимнюю пору. "), "Коробейники", "Мороз, Красный Нос".

В это же время Некрасов начинает работу над самым значительным своим произведением - эпической поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1863-1877), написанной вслед за отменой крепостного права. Основу сюжета поэмы составит поиск семерыми мужиками счастливого человека. Поэма создавалась отдельными завершёнными главами и согласно первоначальному замыслу должна была состоять из семи или восьми частей. Однако тяжёлая болезнь и смерть Некрасова не позволили завершить задуманное. Поэма была свёрстана уже после смерти поэта. Её содержание составили четыре части: "Пролог. Часть первая", "Последыш", "Крестьянка", "Пир - на весь мир". Выстраивание поэмы по принципу отдельных сюжетно завершённых глав соответствовало законам классической эпопеи. Все части связаны образом дороги и "коллективным героем" - путешествующими мужиками. Введённые в поэму сказочные мотивы (сказочный зачин, неопределённый хронотоп, говорящие животные, скатерть-самобранка и т.д.) позволили Некрасову свободно обращаться со временем и пространством: переносить действие из одного конца страны в другой, замедлять и ускорять время действия.

В 1866 году, после покушения на Александра Второго, усиливается цензура, и журнал "Современник" закрывается. С 1868 года Некрасов издаёт и редактирует журнал "Отечественные записки". В 1870-е гг. пишет поэмы "Дедушка", "Недавнее время".

Поэма "Русские женщины" (1872) стала первым открытым упоминанием декабристов в русской литературе, сопровождаемым восхищением их мужеством и мужеством жён, отправившихся вслед за своими героическими супругами в сибирскую ссылку. Первая часть поэмы посвящена Екатерине Ивановне Трубецкой, жене декабриста Сергея Петровича Трубецкого, а вторая - Марии Николаевне Волконской, жене декабриста Сергея Григорьевича Волконского. Екатерина Ивановна, отправившись в ссылку вслед за мужем, умерла там в возрасте 53 лет от рака, а Мария Николаевна, вернувшись из ссылки в Москву, умерла в возрасте 63 лет в поместье мужа в Черниговской губернии.

Будучи смертельно больным, Некрасов пишет прощальный цикл стихотворений " Последние песни ", с поразительной искренностью подводящий итог жизни поэта.

Некрасов умер 27 декабря 1877 года по старому стилю, или 8 января 1878 года по современному календарю.

В самом начале общественного подъема 60-х годов, в 1856 году, выходит в свет поэтический сборник Некрасова, принесший поэту славу и невиданный литературный успех. "Восторг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли "Ревизор" или "Мертвые души" имели такой успех, как Ваша книга",- сообщал поэту Н. Г. Чернышевский. "А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус,- жгутся",- сказал Тургенев примечательные слова. Готовя книгу к изданию, Некрасов действительно проделал большую работу, собирая стихотворения "в один фокус", в единое целое, напоминающее мозаическое художественное полотно. Таков, например, цикл "На улице". Одна уличная драма сталкивается с другой, другая сменяется третьей, вплоть до итоговой формулы поэта: "Мерещится мне всюду драма". Совокупность сценок придает стихам некоторый дополнительный смысл: речь идет уже не о частных, отрывочных эпизодах городской жизни, а о "преступном состоянии мира", в котором существование возможно лишь на унизительных условиях. В этих уличных сценках уже предчувствуется Достоевский, уже предвосхищаются образы будущего романа "Преступление и наказание". Достоевский и сам признавал впоследствии огромное влияние поэзии Некрасова на его творчество. Узнав о смерти поэта, он просидел за томиками его стихов целую ночь. ". В эту ночь я перечел чуть не две трети всего, что написал Некрасов, и буквально в первый раз дал себе отчет: как много Некрасов, как поэт, во все эти тридцать лет занимал места в моей жизни!"

Некрасов о судьбах русской поэзии

Сборник Некрасова 1856 года открывался эстетической декларацией "Поэт и гражданин", в которой отражались драматические раздумья поэта о соотношении высокой гражданственности (*168) с поэтическим искусством. Эта проблема не случайно приобрела особую актуальность на заре 60-х годов, в преддверии бурного общественного подъема. Стихи представляют собой диалог поэта и гражданина. У этих героев за плечами тяжелые годы "мрачного семилетия", страшно понизившие духовный уровень русского общества. Это в равной мере остро чувствуют и поэт, и гражданин. Новое время требует возрождения утраченного в обществе идеала высокой гражданственности, основанной на "всеобнимающей любви" к Родине: Ах! будет с нас купцов, кадетов, Мещан, чиновников, дворян. Довольно даже нам поэтов, Но нужно, нужно нам граждан!

Оно же требует и возрождения идеала высокой поэзии, олицетворением которого в стихах Некрасова является Пушкин. Но нельзя не заметить, что диалог поэта и гражданина пронизан горьким ощущением ухода в прошлое той эпохи в истории отечественной культуры, которая была отмечена всеобнимающим, гармоническим гением Пушкина, достигшим высшего синтеза, органического единства высокой гражданственности с высоким искусством. Солнце пушкинской поэзии закатилось, и пока нет никакой надежды на его восход: Нет, ты не Пушкин. Но покуда Не видно солнца ниоткуда, С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать.

Так говорит гражданин, требующий от поэта в новую эпоху более суровой и аскетичной гражданственности, уже отрицающей "красу небес" и "ласки милой", уже существенно ограничивающей полноту поэтического мироощущения. В стихотворении Некрасова отразились глубокие размышления поэта о драматизме развития русского поэтического искусства в эпоху 60-х годов. Образ поэта сполна воплощает в себе этот драматизм. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между "гражданской поэзией" и "чистым искусством".

Поэзия эпохи 50-60-х годов действительно окажется расколотой на два враждующих друг с другом течения: рядом с Некрасовым встанет Фет. Причем раскол в поэзии середины века возникнет в спорах о пушкинском наследии. Сторонники "чистого искусства", объявляя себя истинными наследниками Пушкина, будут ссылаться на строки из стихотворения "Поэт и толпа": "Не для житейского волненья. "

Каждая из сторон опирается на действительно присущие многогранному и гармоничному гению Пушкина эстетические принципы. Но если в Пушкине они были едины, то в середине XIX века, в эпоху резкой драматизации общественных страстей, они оказались разведенными по разные стороны баррикады. Сохранить свойственную Пушкину цельность, полноту и непосредственность восприятия мира можно было только ценою ухода от гражданских бурь современности. Поэтическая свежесть, природная чистота и ненадломленность лирики Фета достигалась путем отключения творчества от гражданских страстей и ухода в чистые созерцания природы и любви. Стремление Фета сохранить гармонию в условиях дисгармонической действительности заставляло предельно сокращать тематическое разнообразие стихотворений. Об этой особенности его лирики хорошо сказал А. В. Дружинин, точно оценивший сильные и слабые ее стороны. Некрасовский поэт слишком остро "видит невозможность служить добру, не жертвуя собой". Демократическая поэзия, не чуждающаяся злобы дня, открытая дисгармонии окружающего мира, подчас жертвует искусством, его поэтической игрой ради "добрых чувств". Разумеется, вторгающаяся в стихи Некрасова и поэтов "некрасовской школы" социальная дисгармония накладывает на их творчество особый отпечаток. В сравнении с поэзией "чистого искусства" здесь более активизировано аналитическое начало, более ощутимо воздействие прозы. Назвав свой стих "суровым и неуклюжим", Некрасов не кокетничал со своими читателями. По словам А. Блока, мученики "чаще косноязычны, чем красноречивы". Но в этой суровости была своя правда и своя красота: дисгармоничность художественной формы имела тут особую драматическую содержательность. Именно с (*170) этим связан успех поэтического сборника 1856 года, прокладывавшего в русской поэзии новые пути. Вслед за "Поэтом и гражданином", являвшимся своеобразным вступлением, в сборнике шли четыре раздела из тематически однородных и художественно тяготеющих друг к другу стихов: в первом - стихи о жизни народа, во втором - сатира на его недругов, в третьем - поэма "Саша", в четвертом - интимная лирика, стихи о дружбе и любви.

Таким мы его представляем, знаем, помним, но часто, еще со школьных лет, не любим и не понимаем, за что его ценить.

Видео: YouTube / Библиотека им. Н.А.Некрасова

Известные поэты и писатели — Александр Блок, Максимилиан Волошин, Анна Ахматова, Зинаида Гиппиус, Николай Гумилев, Евгений Замятин, Владимир Маковский и другие — ответили на 10 вопросов: какие стихи Некрасова они считают лучшими, повлиял ли Некрасов на их собственное творчество, считают ли они его безнравственным человеком и т. д.

Ему ответили Н. Асеев, А. Ахматова, А. Блок, М. Волошин, М. Герасимов, З. Гиппиус, М. Горький, С. Городецкий, Н. Гумилев, Е. Замятин, Вяч. Иванов. В. Кириллов, А. Крайский, М. Кузьмин, В. Маяковский, Д. Мережковский, Б. Пильняк, И. Репин, И. Садофьев, Ф. Сологуб и Н. Тихонов.

И, наконец, в 1986 году библиотека имени Н.А. Некрасова распространила новую анкету о Некрасове, которую составил В.Н. Леонович. Свои ответы прислали: Л. Аннинский, В. Берестов, С. Бирюков, Е. Благинина, К. Ваншенкин, Л. Вышеславский, А. Гелескул, Ю. Карабчиевский, В. Корнилов, М. Кудимова, А. Кушнер, В. Лакшин, С. Липкин, Ю. Мориц, Л. Озеров, Б. Окуджава, Л. Пантелеев, И. Петрова, И. Роднянская, Н. Рябинина, Д. Самойлов, Б. Сарнов, Б. Чичибабин, А. Чудаков, А. Юдахин.

Следуя традиции, заведенной Корнеем Чуковским в 1920-е годы, вместе с поэтом Сергеем Нещеретовым и журналистом Константином Воровичем в Некрасове собрали ответы 28 современных поэтов, писателей и филологов, от Владимира Аристова до Мариэтты Чудаковой, на 10 вопросов о Некрасове.

Мы сделали свою анкету, в которой не будет вопросов, но которая (надеемся) поможет вам самим разобраться в том, каким человеком он был, вспомнить некоторые его произведения, а какие-то, возможно, открыть для себя заново.

Найти книги Н.А. Некрасова или проверить их наличие можно в электронном каталоге библиотеки, почитать его произведения — в Библиотеке имени Н.А. Некрасова.

Анкета

Имя: Некрасов Николай Алексеевич.

Родился: 10 декабря (28 ноября по старому стилю) 1821, г. Немиров (Украина).

Умер: 8 января 1878 (27 декабря 1877 по старому стилю), г. Санкт-Петербург.

Знак зодиака: Стрелец.

Семья: Был третьим ребенком в многодетной семье дворян. У него было три брата (Андрей (1820), Константин (1824), Федор (1827)) и две сестры (Елизавета (1821), Анна (1823)).

Отец — Алексей Сергеевич Некрасов (1788–1862) был из обедневшего дворянского рода, малограмотный армейский офицер, картежник, заядлый охотник. Учил сына стрелять глухарей, вальдшнепов и травить волков. Отец хотел сделать его физически выносливым человеком, поэтому заставлял по 10 часов находиться под дождем или снегом.

Образование: Закончил 4 класса Ярославской гимназии. Учился плохо, часто сбегал с уроков, писал сатирические стихи о наставниках. Отец мечтал о военной карьере сына, но тот вместо поступления в кадетский корпус стал вольнослушателем философского факультета в Петербургском университете. Отец лишил его финансовой поддержки, Некрасов практически ночевал на улицах и голодал.

Как зарабатывал Некрасов в трудные времена: Составлял письма и прошения для крестьян. Затем для разных заказчиков стал писать заметки, рекламные объявления, стихотворные сказки, азбуки, фельетоны, водевили, театральные обозрения. Параллельно работал над стихами, прозой, критикой и публицистикой.

Главные герои произведений Некрасова: Бурлаки, путники, безлошадные крестьяне, овдовевшие крестьянки, ямщики, коробейники, сироты, рекруты.

Что писал Некрасов: Поэмы, романы, сказки, стихи, элегии и думы.

Поэтический стиль: Правда, простота, конкретность, лирическая взволнованность, искренность, душевное напряжение. Особая музыкальность, образность, напевность, народно-поэтическое начало, публицистическая заостренность, глубокая эмоциональность.

Простая лексика, просторечия. Любимые стихотворные размеры дактиль, амфибрахий и анапест.

Карточные игры:

Кодекс игры Николая Некрасова:

— никогда не испытывать судьбу,

— если в одной игре не везет, нужно переходить на другую,

— расчетливого, умного игрока надо брать измором,

— перед игрой надо посмотреть партнеру в глаза: если он взгляда не выдержит, игра ваша, но если выдержит, то больше тысячи не ставить,

— играть только на деньги, которые отложены заранее, именно для игры.


Н.Г.Сверчков. Амазонка (А.Я.Панаева) на лошади орлово-ростопчинской породы

После разрыва с Авдотьей Панаевой (скандалы, измены, смерть общего ребенка), Некрасов некоторые время встречался с французской актрисой Селиной Лефрен. Она плохо говорила по-русски и была не очень красивой, зато умела играть на рояле, пела и остроумно шутила. Некрасов ее содержал, а всем его знакомым она очень нравилась. В 1867 году они поехали вместе в Париж, но Некрасов вернулся оттуда один — Лефрен бросила его.

Единственной законной женой Некрасова была простолюдинка Фекла Викторова. Они встретились, когда поэту было 48, а ей — 23. Он называл ее Зинаидой Николаевной, потому что ему не нравилось имя Фекла. Последние годы Некрасов тяжело болел, и Зинаида самоотверженно ухаживала за ним. Незадолго до смерти поэта они обвенчались. После смерти мужа Зинаида Николаевна отдала свою долю наследства родственникам Некрасова и остаток жизни провела в одиночестве в родном Саратове.

Именем Некрасова в нашей стране названы многие библиотеки и другие культурные и образовательные учреждения, улицы во многих городах России и других стран. Музеи Некрасова открыты в Санкт-Петербурге, в городе Чудово Новгородской области и в усадьбе Карабиха.

Произведения Некрасова, а также библиографический указатель литературы о нем можно найти несколькими способами: в электронном каталоге или библиотеке. Познакомиться с нужными вам материалами можно в читальном зале Библиотеки имени Н.А. Некрасова или взять их на дом.

Читайте также: