Охарактеризуйте стили помпейских росписей кратко

Обновлено: 05.07.2024

В XVIII - го и XIX - го веков, раскопки из Помпей и связанных с ними сайтов Геркуланума , от Стабий и Oplontis UnCover многих фресок , период , который охватывает III - го века до нашей эра. Н.э. в 79 году . Археолог немецкого Августа Мау ( +1840 - +1909 ) Раскол в 1882 году , Помпейская картина формальных категорий и хронологическими, четыре числа, он назвал стиль .

Кроме того , сотни фресок обнаружили, Мау может рассчитывать на договорной De Architectura от Витрувия (Книга VII), что дает точное описание эволюции римской живописи , от ее истоков до начала царствования Августа , которому он посвящен В его творчестве первый и второй стили выделил Мау.

Нормативная система Мау обсуждалась и уточнялась его преемниками, включая Амедео Майури , суперинтенданта Помпеи с 1924 по 1961 год . Хронологические разрывы от одного стиля к другому остаются предметом разногласий: переходим ли мы от второго к третьему стилю в христианскую эпоху или смерть Августа в 14 году ? Начинается ли четвёртый стиль в конце Тиберий царствования около 37 , при Клавдии ( 41 - 54 ) или после землетрясения 62 , потрясшего Помпей?

Классификация в соответствии с этими четырьмя стилями сегодня по- прежнему удобная ссылка , которая была расширена за пределы периметра Помпеях, чтобы претендовать фрески находятся в Риме , особенно в доме Августа и Domus Aurea от Нерона , а в остальной части Римская империя .

Резюме

Первый стиль

Первый стиль , который появляется в II - го века до нашей эры. AD , также называется стилем инлей . Лишенный образных элементов, он происходит из восточно-эллинистического мира и украшен большими мраморными плитами, элементы которых воспроизводит.

Рельефное украшение выполнено из полихромной лепнины, имитирующей цветной мрамор. Стена, разделенная на три горизонтальные и вертикальные части, соблюдает строгое трехслойное разделение. Нижняя часть имеет основание, опирающееся на желтый плинтус , имитирующий дерево, отделенное от средней части лентой. Последний состоит из больших рельефных панелей, называемых ортостатами , разделенных более узкими панелями: lesenes . Над ортостатиками и lesenes , ряд плиток и заголовок (чередование широких блоков и узких блоков). Верхняя часть, в свою очередь, представляет собой лепной карниз с очень сильной проекцией, в ионическом стиле ( предсердия в доме самнитского ) или имитируя tetrastyle храма ( зева о Доме Фавна ).

Этот первый стиль, которому уже было три столетия, когда в 79 году извергался Везувий , известен лишь по небольшому количеству кампанских домов . Он также известен из сочинений Витрувия, который описывает это первое украшение следующим образом: «Древние, создавшие первые рисунки на гипсе, имитировали различные вариации мрамора, а затем делали различные отсеки, обводя круглые и треугольные фигуры желтым цветом. и красный. "



Стена атриума в доме Саллюсте , Помпеи . Произведение художника Августа Мау (1882).


Комната на вилле Арианны в Стабизе .


Второй стиль

Второй стиль разработан после социальной войны до начала царствования Августа , около -20 . Он представляет собой серьезный прорыв по сравнению с первым стилем, поскольку здесь больше нет лепного рельефа. Теперь стены покрашены. Хендрик Герард Бейен, специалист по второму помпейскому стилю, делит его на две фазы: первую так называемую архитектурную фазу и вторую так называемую орнаментальную фазу.

Так называемая архитектурная фаза датируется постройкой стены дома Грифонов в Риме. Действительно, опус reticulatum из остатков стены является типичной I - го века до нашей эры. Ж. - С. , а точнее лет -80 . Дом Грифонов - прекрасный пример этого первого этапа. Таким образом, комната 3 имеет в своей нижней части цоколь, увенчанный сиденьем с квадратами и заголовком, над которыми большие вертикальные ортостаты красного цвета разделены тонкими полосами зеленого цвета. В верхней части расположен тройной слой изодомных блоков, расположенных в шахматном порядке . Если разделение на три части - фриз, центральную панель и цоколь - всегда соблюдается, рельеф предлагается как trompe-l'oeil . На этом первом этапе, который длится около пятидесяти лет, использование рисунка и цвета служат иллюзионистам и симметричным архитектурным композициям.

Витрувий подробно описывает этот стиль: «Они стали изображать здания с колоннами и фронтонами, которые отлично выделялись на фоне. В просторных помещениях, например, в конференц-залах, где стены имеют большие поверхности, рисовали трагические, комические или сатирические сцены. Галереи из-за их длины были украшены пейзажами, которые они оживляли с помощью точек зрения, взятых из определенных мест; они были гаванями, мысами, берегами, цветами, фонтанами, ручьями, храмами, лесами, горами, стадами, пастухами; в некоторых местах они рисовали большие предметы, на которых появлялись боги; или это были эпизоды, заимствованные из мифологии, или Троянские войны , или путешествия Улисса . "

Вторая фаза, называемая декоративной , представляет собой гораздо более роскошную архитектуру. По словам Жиля Саурона , на это новое украшение сильно повлияла дворцовая и театральная архитектура. Переход от архитектурного декора к сценографическому оформлению также идет рука об руку с проемом в стене: фоны состоят из городов, неба, толоса . Стена часто показывает высокий подиум на переднем плане, на котором возвышаются два или четыре столбцы, которые его разделяют. На этих колоннах покоятся архитравы , арки и кессонные потолки . Эффект пространства подсказан проемами в декоре, в центральной и верхней частях фрески, которые выходят на внешний пейзаж или другие архитектурные элементы, если смотреть из окна.

Постепенно великолепие театральных сценографий заменяется мифологическими картинами и мегалографиями , присутствующими, в частности, на Вилле Таинств, где сохраняется распределение на трех горизонтальных уровнях, но архитектурные элементы сведены к минимуму. Все более тонкие колонны возвещают о стиле канделябров , а также о растущей сдержанности и строгости украшений - декоративном корпусе первой фазы третьего стиля. Таким образом, украшения, подобные украшениям триклиния C виллы под Фарнезином в Риме, свидетельствуют об этом начале. Переход произойдет при правлении Августа между -40 и -30 .

В стенных росписях Помпей выделяют 4 стиля: 1-й, "инкрустационный" (2 в. до н. э. - начало 1 в. до н. э., имитация мраморной облицовки); 2-й, "архитектурно-перспективный" (в основном около 80 до н. э. - около 30 до н. э.; иллюзионистически архитектурные изображения, пейзажи, мифологические сцены); 3-й, "орнаментальный" (1-я половина 1 в. н. э.; симметрические орнаментальные композиции, включающие мифологические сцены и пейзажи); 4-й (около 63 - начало 2 в.; преимущественно фантастические архитектурные построения). (источник)


Август Мау (1840-1909)

Собственно, название "стиль" не совсем верное, скорее, это системы декорирования жилых домов и общественных зданий. Положил начало этой классификации немецкий археолог и историк искусства Август Мау. В 1872 году по состоянию здоровья он переехал из Германии, где преподавал сначала в Кильском, а затем в Боннском университетах, в Италию.

Еще в 1860-х годах он начал участвовать в раскопках древних Помпей, а после переезда серьезно занялся изучением настенной живописи этого города. Двадцать пять лет Мау отдал Помпеям, проводя лето в археологических изысканиях, а зиму - в систематизации и анализе полученного материала.

На основании своих исследований Мау написал несколько книг - "Pompeii e la regione sotterrata dal Vesuvio" (1879), "Pompejanische Beitrage" (1879), "Pompeji vor der Zerstoerung" (1897), "Geschichte der decorativen Wandmalerei in Pompeji" (1882), "Fuhrer durch Pompeji" (1893), "Pompeji in Leben und Kunst" (1900) и др. - и множество статей в научные журналы, в которых сначала предложил, а затем развил свою гипотезу о делении помпейских (и в широком смысле - древнеримских) фресок на 4 так называемых "стиля".

Первый "стиль", называемый также "инкрустационным" или "структурным", был распространен в Помпеях в 200-80 г. до н.э. Он характеризуется т.н. "рустованной" кладкой или облицовкой стен - крупными камнями с рельефной, нарочито грубой поверхностью. Часто облицовка имитировалась лепкой архитектурных деталей из штукатурки "под мрамор". Подобное оформление дома придавало ему строгий, изысканный, благородный вид, владельцы некоторых аристократических городских усадеб сохраняли такую отделку столетиями, лишь подновляя ее время от времени.

Образцы этого "стиля" сохранились в Доме Фавна (VI, 12, 2-5. Casa del Fauno) и Доме Саллюстия (VI, 2, 4. Casa di Sallustio). Несмотря на то, что к моменту гибели города данный "стиль" уже не был в моде, хозяева этих домов заботливо реставрировали их, не меняя раз избранного дизайна. В отличие от них, владельцы Дома Диадуменов (IX, 1, 20. Casa dei Diadumeni), например, или Дома Хирурга (VI, 1, 7, 10-23. Casa del Chirurgo) следовали моде на оформление жилища, и элементы первого "стиля" в этих зданиях либо были заштукатурены, либо сохранились весьма фрагментарно.

VI, 12, 2-5. Casa del Fauno

VI, 2, 4. Casa di Sallustio

Casa Sannitica (Геркуланум)

Второй "стиль" - т.н. "архитектурный" или "архитектурно-перспективный" - по мнению Мау, главенствовал в оформлении помпейских жилищ в 80 г. до н.э. - 15 г. н.э. В отличие от первой системы здесь архитектурные элементы изображались не лепкой, а росписью, рельеф отсутствует.

Росписи второго "стиля" можно условно разделить на несколько фаз, каждая из которых характеризуется все более усложнявшимся деталями декорации. Гирлянды и маски ранней фазы сменяются колоннами и пилястрами, основную площадь стены занимает композиция. С развитием стиля художники начинают изображать пейзажи, создавая в помещениях иллюзию пространства, вводят в композиции фигуры людей, часто используя мифологические сюжеты.

Во многих домах Помпей сохранились фрески второго "стиля". Например, в Доме Лабиринта (VI, 11, 9. Casa del Labirinto), где они соседствуют с росписями первого "стиля", в Доме Серебряной Свадьбы (V, 2, 1. Casa delle Nozze d'Argento) второй "стиль" был со временем дополнен четвертым, в Доме Юлия Полибия (IX, 13, 1-3. Casa di Giulio Polibio) - третьим. Кроме Помпей, второй "стиль" представлен в помещениях близлежащих вилл - в Оплонтисе и Боскореале.

VI, 11, 9. Casa del Labirinto

V, 2, 1. Casa delle Nozze d'Argento

IX, 13, 1-3. Casa di Giulio Polibio

Villa А (Poppea)(Оплонтис)

Villa (Боскореале)

Третий помпейский "стиль" (ок. 15 г. до н.э. - 40 г. н.э. в Риме, 62 г. н.э. в Помпеях) закономерно вырос из второго, однако при этом утратил иллюзорную перспективу последнего. Архитектурные детали здесь уже не подчеркиваются, становясь все более условными. Делившие во втором стиле плоскость стены пилястры и колонны истончаются, превращяясь в канделябры. Мау назвал эту систему "орнаментальным стилем".

В этот период Рим подпадает под египетское культурное влияние - в империи появляются египетские вещи, распространяются египетские культы. Живопись третьего "стиля" так же не избежала подобных мотивов - в орнаментах появляются цветки лотоса, египетские божки и сфинксы.

Условно третий "стиль" можно разделить на две фазы. В первой фазе стена представляет собой панно, разделенное на три части, с монохромным фоном, украшенных картиной-клеймом (как вариант: картина расположена только в центральной части), во второй фазе в верхнем ярусе стены появляются легкие архитектурные построения. Сюжетами центральных миниатюр среднего яруса стены служили в основном мифологические сцены и пейзажи.

Прекрасные образцы третьего "стиля" сохранились в Доме Марка Лукреция Фронтона (V, 4, 10. Casa di Marco Lucrezio Frontone), Доме с Театральными Картинами (I, 6, 11. Casa dei Quadretti Teatrali) и в комнатах Императорской виллы (Villa Imperiale).

V, 4, 10. Casa di Marco Lucrezio Frontone

I, 6, 11. Casa dei Quadretti Teatrali

Villa Imperiale

Четвертый помпейский "стиль" (примерно с 63-62 г.) имеет несколько названий - "иллюзорный", "фантастический", "перспективно-орнаментальный". В некотором роде эта система - сочетание второго и третьего "стилей". Архитектурные элементы, характеризовавшие второй "стиль", мастера четвертого преувеличивали, превращая их в вычурные театральные декорации, не подчиняющиеся законам физики. Орнаментальность третьего "стиля" стала пышнее, помпезнее и, сочетаясь с фантастической архитектурой и великолепными картинами на мифологические темы, создавала то богатство живописного оформления, которое присуще этой системе росписей.

Популярность к этому "стилю" закономерно пришла после землетрясения в 62 г. н.э., когда многие дома были сильно повреждены и требовали не только отделки, но и восстановления. Следящие за модой хозяева разрушенных и пострадавших домов не преминули воспользоваться прекрасной возможностью внести в дизайн своих жилищ современные ноты.

Великолепные образцы росписей четвертого "стиля" дошли до нас в роскошных домах VI района - "заповедника" аристократических усадьб: например, в Доме Мелеагра (VI, 9, 2. Casa di Meleagro), Доме Поэта-трагика (VI, 8, 3-5. Casa del Poeta Tragico), Доме Веттиев (VI, 15, 1. Casa dei Vettii) и др.

VI, 9, 2. Casa di Meleagro

VI, 8, 3-5. Casa del Poeta Tragico

VI, 15, 1. Casa dei Vettii

Сочетание росписи и рельефа из штукатурки - это тоже примета четвертого "стиля", хотя монохромные стуковые рельефы появились уже в арсенале третьего. Элементы подобного декора изготовляли из извести, смешанной с мраморной крошкой. Фигуры чаще всего оттискивали в формах, но могли лепить и от руки.

VII, 5, 24. Terme del Foro

VII, 1. 8. Terme Stabiane

Например, рельефный фриз на тему "Илиады" в Доме Ахилла, или Троянского алтаря (I, 6, 4. Casa di Achille o del Sacello Iliaco), вылеплен вручную, фон выкрашен в голубой цвет, а фигуры аккуратно обведены и остались незакрашенными.

Страшная катастрофа уничтожила город , однако она же превратила провинциальные Помпеи в мировой бренд. Единственный античный город , дошедший до наших дней , не перестает удивлять: из небытия возвращаются на свет великолепные фрески , своей искусностью и блеском озадачивая ученых. Работы восхищают ценителей живописи , а скептики вовсе не верят в их подлинную древность. И Помпеи преподносят все новые и новые сюрпризы…

Фрески и пепел. Живопись и дизайн в древних Помпеях

Живопись Помпей — самое уникальное явление этого города. И всё же , говоря о Помпеях , стоит учитывать также Геркуланум и Стабии , Оплонтис и Боскореале — все эти города вместе с Помпеями стали жертвой извержения Везувия в 79 году. В каждом из поселений обнаружены прекрасные фрески , ценные как с художественной , так и с научной точки зрения.

Дело в том , что в Помпеях чтили Грецию , её искусство , даже религия была греческой. От подлинной греческой классики до нас почти ничего не дошло , особенно от живописи. Частично эту потерю восполняют росписи Помпеи и Геркуланума , отлично сохранившиеся под слоем вулканического пепла. Многие из них — копии с утраченных греческих подлинников.

Культурная провинция

Город , именуемый Помпеями , в древности имел более роскошное официальное название Colonia Cornelia Veneria Pompeianorum. Его дал городу Луций Корнелий Сулла , основавший в Помпеях римскую колонию , что подарило жителям римское гражданство.

…Изначально небольшая колония постепенно развивалась , и в I веке до нашей эры превратилась в благоустроенный культурный центр. В Помпеях сооружались частные здания , общественные заведения , мостились улицы , появился и амфитеатр. Всё это щедро украшали фресками , мозаиками , скульптурами.

По меркам империи , Помпеи были глубокой провинцией , тем более удивителен высокий уровень распространенного здесь художественного искусства , которое по силе , мастерству и новаторству часто равняют с эпохой Возрождения. Однако лучшие художники того времени , скорее всего , трудились в Риме. Здесь же были просто хорошие мастера.

Древнее искусство портрета

Удивительно , что в те далекие века уже знали все возможные жанры живописи: исторические и мифологические картины , бытовые сцены и аллегории , портрет

, пейзажи и натюрморты.

Но , вероятно , самая известная из помпейских фресок — это круглый медальон « Портрет

Шедевры неизвестных художников. Портрет молодой девушки (Портрет поэтессы Сапфо?)

Он был обнаружен в июне 1760 года. Долгое время думали , что это знаменитая поэтесса Сафо ( Сапфо), идеал красоты и гармонии античного мира. На самом деле это типичное изображение образованной молодой дамы , к тому же с высоким социальным статусом , на что указывают её золотые украшения. Подобные медальоны прославляли моральные и физические достоинства женщины , и потому не могут претендовать на буквальное портретное сходство.

Терентий Нео и его жена (фото)

В Помпеях встречаются парные портреты с изображением мужа и жены. Странным может показаться то , что жена на семейном портрете часто держит стилос и табличку для письма. Город сочинительниц? Вряд ли. Атрибуты вовсе не указывают на литературный дар супруги: она просто грамотная домохозяйка. Девушек из хороших семей обязательно учили писать и считать , чтобы они могла вести хозяйство и подсчитывать расходы. Поэтому табличка и стилос на портрете , скорее , отсылают к домашней бухгалтерии.

Дизайн помпейских домов

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

, в конце концов , композиция дополняется фигурами людей. Уже в те времена художники старались передать перспективу домов , улиц , показать глубину пространства.

Вилла Мистерий, Помпеи (фото)

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Тромплей из Дома Венеры в Раковине, Помпеи

Тромплей из Дома Венеры в Раковине (фрагмент), Помпеи, (фото)

Продолжаю свой рассказ об Археологическом музее в Неаполе. В прошлый раз мы с вами посмотрели античные скульптуры, Секретный кабинет и мозаики и остановились перед самым интересным разделом: фресками.

Стили помпейских фресок

Античное фресковое искусство, как и любое другое, имело в своем развитии несколько фаз. Классификацией фресок в Помпеях занимался немецкий ученый Август Мау, переехавший в Италию в 1872 году. Он выделил 4 стиля помпейских фресок.

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

В 30 г до н.э. в состав Римской империи вошел Египет, и влияние египетского искусства нашло отражение и в фресковой живописи Помпей: стены жилищ украсились изображением сфинксов, цветов лотоса, цапель, зимородков, египетских богов.

фрески помпей

4-м стилем все и закончилось.

Внутри стилей Август Мау выделял фазы, но мы не будем сильно углубляться в теорию, а перейдем лучше к практике.

Фрески в Археологическом музее Неаполя

Храм Исиды в Помпеях

Несколько залов Археологического музея занимают ценности, найденные в храме Исиды в Помпеях. Исида — одна из самых почитаемых богинь древнего Египта, жена бога Осириса, богиня-мать Вселенной. Ее культ был широко распространен в греко-римском мире — во многих античных городах были построены храмы в честь богини, ставшей символом материнства и плодородия (ее прообраз в греческой мифологии — богиня Деметра).

Фрески из храма Исиды:

Священнодействие. Собравшиеся внимают священнику. Цапля, или птица Бенну, в египетской мифологии олицетворяет бога вечного возрождения (в картине 4 цапли). По одной версии Бенну — душа бога Ра, по другой — птица вылетела из сердца Осириса.

фрески помпей

Прибытие Ио в город Канопус.

фрески помпей

Идиллический сакральный ландшафт. На скале виднеется храм. На переднем плане — цапля.

фрески помпей

фрески помпей

Исида и речные боги. Исида перевозит в лодке тело Осириса, собранное из кусков.

фрески помпей

Время создания фресок — около 60 г. 4 помпейский стиль.

Помимо фресок в зале храма Исиды представлены скульптуры, чаши, эпиграфы.

Фрески из Боскореале

Фрески из Боскореале:

фрески помпей

фрески помпей

На фреске изображена зала, разделенная колонной. На голове мужчины с копьем (предположительно диадоха Антигона) — характерный для древних македонян головной убор.

Фреска, написанная в 60-х гг до н.э., является копией фрески III века до н.э., украшавшей дворец или общественное здание в античной Македонии.

фрески помпей

Фрески из Помпей

Персей освобождает Андромеду. Фреска найдена на вилле Диоскуров в Помпеях, написана в 62-79 годах, 4 стиль

фрески помпей

Жертва Ифигении — фреска найдена в доме Поэта-Трагика в Помпеях, датируется 45-79 годами, 4 стиль.

Справа стоит священник, готовый совершить жертвоприношение, а отец Ифигении, царь Агамемнон, согласившийся принести дочь в жертву, стоит, отвернувшись и заслонив лицо рукой.

Но наверху Артемида уже готовит замену — в последнюю минуту на жертвеннике окажется лань, а Ифигения перенесется в Таврию.

фрески помпей

А вот вам картина из жизни — изображение драки между болельщиками, произошедшей в 59 году в амфитеатре в Помпеях. Драка была настолько бурная, что Нерон на 10 лет запретил игры.

фрески помпей

Терентий Нео и его жена. Трогательный портрет семейной пары, написанный на внутренней стене их дома.

фрески помпей

Бахус на фоне Везувия. Да, когда-то Везувий имел совсем другие очертания.

фрески помпей

Похищение Европы

фрески помпей

Орнаменты:

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

Фантасмагорическая картина с участием людей и животных:

фрески помпей

Сцена охоты: множество персонажей, порыв, движение — и две неподвижные фигуры под скалой, не вовлеченные в общую сумятицу.

фрески помпей

Здесь тоже — накал действия и невозмутимость:

фрески помпей

Немногословно и с настроением. Минимум цветов, прекрасно по композиции

фрески помпей

Неужели Поццуоли (тогда — Путеолы) были когда-то столь прекрасны?

фрески помпей

Вид на порт Путеолы

Причудливые архитектурные формы

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

Всадники и колонны:

фрески помпей

Сцены жанровые и мифологические:

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

Летящие по небу:

фрески помпей

фрески помпей

Два зеркальных отражения:

фрески помпей

фрески помпей

На фоне скал и строений:

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

Конечно, фотографии не могут передать того впечатления от фресок, когда они находятся у тебя перед глазами. Еще более сильное впечатление они оказывают, когда видишь их не в музее, а на стенах домов, где они изначально находились. В дальнейшем мы посмотрим виллы в Геркулануме, Оплонтисе и Стабиях, где фрески еще кое-где сохранились.

Акция раннего бронирования на Level.Travel - не пропустите! Вы можете забронировать тур на весну и лето, заплатив от 10% до 25% стоимости, а остаток доплатить в личном кабинете за 2 – 3 недели до вылета.

К турам от 100 тыс. рублей прилагается промокод LT-EARLY2022 номиналом 2 500 рублей. Промокод будет действовать до 8 марта для туров с вылетом с 1 апреля по 30 сентября 2022 года. Направления, на которые распространяется промокод: Египет, Турция, Тунис, Кипр, Куба.
______________________

Читайте также: