Давид и голиаф значение фразеологизма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Из Библии. В Ветхом Завете (1 Книга Царств, гл. 17) говорится о филистимлянском великане Голиафе, с которым вступил в противоборство юный герой Давид. Он был несравненно слабее противника и потерпел бы поражение, если бы боролся с Голиафом на равных. Давид победил Голиафа, убив его камнем, брошенным из своей пращи.

Иносказательно о противниках, которые разительно отличаются друг от друга своими физическими и моральными качествами.

Кокои и голиаф

Давид

Давид (1054–1014 гг. до н. э.) — второй царь еврейского народа, выдающийся воин, политический деятель и поэт своего времени. Автор десятков псалмов — хвалебных гимнов в честь Бога. Из-за этого весь вошедший в ТАНАХ сборник псалмов, принадлежащих разным авторам, получил его

Голиаф

Голиаф (евр.) — великан-филистимлянин из Гефа, побежденный

Давид

Давид (евр.) — младший сын пастуха Иессея, ставший царем израильско-иудейского государства. Он появился при дворе царя Саула и снискал расположение царя, победив в поединке великана Голиафа во время войны с филистимлянами. Д. поразил великана в лоб камнем из пращи так, что

Жан-Луи Давид

Жан-Луи Давид (1748—1825 гг.) живописец Из всех искусств, которым отдает себя гений, живопись неоспоримо требует наибольших

Голиаф

Голиаф Голиаф – знаменитый филистимлянский исполин, имя которого увековечено в библейском рассказе о его единоборстве с Давидом (1 Цар. гл. XVII). Родом из Гефа, он принадлежал к остаткам древнего исполинского племени рефаимов. Во время войны филистимлян с израильтянами, в

Давид

Голиаф

Голиаф см. Давид и Голиаф.

ДАВИД, Жак Луи

2.6.6. Голиаф

2.6.6. Голиаф От скрещивания сорта Плодовитая Лия с неаполитанской в Англии получен превосходный сорт (рис. 102, 1)под названием Голиаф(Goliath). Растения сильного роста как у неаполитанской смородины, и плодовитые, как у Лии. Кисти длинные с раздвинутыми ягодами,

(значение фразеологизма) — о противниках, которые сильно отличаются друг от друга своими физическими и моральными качествами.

Выражение из библейской истории о давиде и Голиафе. В Ветхом Завете (Первая Книга Царств, глава 17, строка 49) рассказывается о филистимлянском великане Голиафе, с которым вступил в борьбу юный герой Давид, будучи значительно слабее своего противника. Давил победил Голиафа, убив его камнем, брошенным из своей пращи.

Первая Книга Царств, гл. 17

1. Филистимляне собрали войска свои для войны и собрались в Сокхофе, что в Иудее, и расположились станом между Сокхофом и Азеком в Ефес?Даммиме.

2. А Саул и Израильтяне собрались и расположились станом в долине дуба и приготовились к войне против Филистимлян.

3. И стали Филистимляне на горе с одной стороны, и Израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина.

4. И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди.

5. Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди;

6. медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его;

7. и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа, и пред ним шел оруженосец.

8. И стал он и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне;

9. если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам.

10. И сказал Филистимлянин: сегодня я посрамлю полки Израильские; дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем.

11. И услышали Саул и все Израильтяне эти слова Филистимлянина, и очень испугались и ужаснулись.

12. Давид же был сын Ефрафянина из Вифлеема Иудина, по имени Иессея, у которого было восемь сыновей. Этот человек во дни Саула достиг старости и был старший между мужами.

13. Три старших сына Иессеевы пошли с Саулом на войну; имена трех сыновей его, пошедших на войну: старший — Елиав, второй за ним — Аминадав, и третий — Самма;

14. Давид же был меньший. Трое старших пошли с Саулом,

15. а Давид возвратился от Саула, чтобы пасти овец отца своего в Вифлееме.

16. И выступал Филистимлянин тот утром и вечером и выставлял себя сорок дней.

17. И сказал Иессей Давиду, сыну своему: возьми для братьев своих ефу сушеных зерен и десять этих хлебов и отнеси поскорее в стан к твоим братьям;

18. а эти десять сыров отнеси тысяченачальнику и наведайся о здоровье братьев и узнай о нуждах их.

19. Саул и они и все Израильтяне находились в долине дуба и готовились к сражению с Филистимлянами.

20. И встал Давид рано утром, и поручил овец сторожу, и, взяв ношу, пошел, как приказал ему Иессей, и пришел к обозу, когда войско выведено было в строй и с криком готовилось к сражению.

21. И расположили Израильтяне и Филистимляне строй против строя.

22. Давид оставил свою ношу обозному сторожу и побежал в ряды и, придя, спросил братьев своих о здоровье.

23. И вот, когда он разговаривал с ними, единоборец, по имени Голиаф, Филистимлянин из Гефа, выступает из рядов Филистимских и говорит те слова, и Давид услышал их.

24. И все Израильтяне, увидев этого человека, убегали от него и весьма боялись.

25. И говорили Израильтяне: видите этого выступающего человека? Он выступает, чтобы поносить Израиля. Если бы кто убил его, одарил бы того царь великим богатством, и дочь свою выдал бы за него, и дом отца его сделал бы свободным в Израиле.

26. И сказал Давид людям, стоящим с ним: что сделают тому, кто убьет этого Филистимлянина и снимет поношение с Израиля? ибо кто этот необрезанный Филистимлянин, что так поносит воинство Бога живого?

27. И сказал ему народ те же слова, говоря: вот что сделано будет тому человеку, который убьет его.

28. И услышал Елиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и рассердился Елиав на Давида и сказал: зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение.

29. И сказал Давид: что же я сделал? не слова ли это?

30. И отворотился от него к другому и говорил те же слова, и отвечал ему народ по?прежнему.

31. И услышали слова, которые говорил Давид, и пересказали Саулу, и тот призвал его.

32. И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из?за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином.

33. И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей.

34. И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада,

35. то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его;

36. и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живого.

37. И сказал Давид: Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина. И сказал Саул Давиду: иди, и да будет Господь с тобою.

38. И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню.

39. И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не привык к такому вооружению; потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя.

40. И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращою в руке своей выступил против Филистимлянина.

41. Выступил и Филистимлянин, идя и приближаясь к Давиду, и оруженосец шел впереди его.

42. И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицом.

43. И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою? разве я собака? И проклял Филистимлянин Давида своими богами.

44. И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым.

45. А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил;

46. ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле;

47. и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши.

48. Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину.

49. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицом на землю.

50. Так одолел Давид Филистимлянина пращою и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида.

51. Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его. Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали.

52. И поднялись мужи Израильские и Иудейские, и воскликнули и гнали Филистимлян до входа в долину и до ворот Аккарона. И падали поражаемые Филистимляне по дороге Шааримской до Гефа и до Аккарона.

53. И возвратились сыны Израилевы из погони за Филистимлянами и разграбили стан их.

54. И взял Давид голову Филистимлянина и отнес ее в Иерусалим, а оружие его положил в шатре своем.

55. Когда Саул увидел Давида, выходившего против Филистимлянина, то сказал Авениру, начальнику войска: Авенир, чей сын этот юноша? Авенир сказал: да живет душа твоя, царь; я не знаю.

56. И сказал царь: так спроси, чей сын этот юноша.

57. Когда же Давид возвращался после поражения Филистимлянина, то Авенир взял его и привел к Саулу, и голова Филистимлянина была в руке его.

58. И спросил его Саул: чей ты сын, юноша? И отвечал Давид: сын раба твоего Иессея из Вифлеема.

В словарях

Примеры

Ли Галлахер

Airbnb. Как три простых парня создали новую модель бизнеса (2017 г., перевод Деревянко Е., 2017 г.), гл. 5:

"В сражениях вокруг Airbnb в Нью Йорке, да и в прочих местах, демократы восставали против демократов, возникали неожиданные союзы, и порой становилось совершенно непонятно, кто Голиаф, а кто – Давид."

Дункан Кларк

"Alibaba. История мирового восхождения" (2016 г.), перевод Сарычева К. М., гл. 5:

"Позже Джек использует свой опыт, когда Alibaba сойдется в схватке, подобной битве Давида и Голиафа, с eBay. "

"Когда о его задумке узнают все, он хотел быть уверенным, что битва против eBay будет выглядеть как борьба Давида против Голиафа."

Давид и Голиаф
Из Библии. В Ветхом Завете (1 Книга Царств, гл. 17) говорится о фили-стимлянском великане Голиафе, с которым вступил в противоборство
юный герой Давид. Он был несравненно слабее противника и потерпел бы поражение, если бы боролся с Голиафом на равных. Давил победил Голиафа, убив его камнем, брошенным из своей пращи.
Иносказательно: о противниках, которые разительно отличаются друг от друга своими физическими и моральными качествами.

Смотреть что такое "Давид и Голиаф" в других словарях:

Давид и Голиаф (фильм) — Фильм РусНаз = Давид и Голиаф ОригНаз = David E Golia Изображение = Жанр = драма Режиссёр = Фердинандо Балди Ричард Потир Актёры = Орсон Уэллс imdb Время = 95 мин. Страна = Италия Продюсер = Сценарист = Композитор = Оператор =… … Википедия

ГОЛИАФ — Давид и Голиаф. Миниатюра из Псалтири. XIII в. (Dionys. 60. Fol. 210v) Давид и Голиаф. Миниатюра из Псалтири. XIII в. (Dionys. 60. Fol. 210v) [евр. ; ], филистимский воин исполин, убитый в единоборстве прор. Давидом (1 Цар 17). Г. происходил из г … Православная энциклопедия

Голиаф — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его. У этого термина существуют и другие значения, см. Голиаф (значения) … Википедия

ДАВИД — прор., 2 й и величайший царь Израиля, основатель династии Давидидов, псалмопевец (пам. в Неделю по Рождестве Христовом, в Соборе святых отец и в Соборе святых праотец; пам. зап. 29 дек.). Ему принадлежит заслуга территориального и национального… … Православная энциклопедия

ГОЛИАФ — (евр. Goliath). 1) имя филистимского исполина, убитого Давидом в единоборстве. 2) нарицательное для людей, выдающихся высоким ростом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГОЛИАФ евр. Goliath. а)… … Словарь иностранных слов русского языка

ДАВИД (Иудея) — ДАВИД, царь Израильско Иудейского государства в кон. 11 в. ок. 950 до н. э. Провозглашенный царем Иудеи после гибели Саула, Давид присоединил к ней территории израильских племен и создал государство. По Библии, юноша пастух Давид победил в… … Энциклопедический словарь

Голиаф — а, м. 1) По библейскому преданию: великан филистимлянин из Гефа, побежденный в единоборстве пастухом Давидом, ставшим впоследствии царем Иудеи. 2) перен. О человеке: великан, гигант. • Этимология: Греческое Goliath. Энциклопедический комментарий … Популярный словарь русского языка

Помните классическую библейскую притчу? Филистимляне в очередной раз собрались воевать с евреями, и, как было в то время положено (и не только на Ближнем Востоке), собирались начать битву с поединка героев. От них вышел великан Голиаф, опытный воин в доспехах, с мечом и копьем, а от иудеев - Давид, пастух.

Голиаф, как помните, был убит или оглушен метким выстрелом из пращи - с первого попадания и точно в лоб. После чего Давид его же собственным мечом отпилил поверженному противнику голову.

Стоп! А вот тут очень интересно. Голиаф, что подчеркивалось неоднократно, был вояка опытный. Можно сказать - профессиональный. Наверняка у него не один такой поединок был на счету, и не одна война вообще. Почему он не заметил пращи в руках Давида? Или. Заметил, но не обратил на нее внимания?

Присмотритесь к Давиду на этой картине Ильи Репина:

Где там праща?)) Там сумка с камнями и палка какая-то.

И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою и с камнями? Разве я собака? И сказал Давид: нет, но хуже собаки. И проклял Филистимлянин Давида своими богами.

После короткой перебранки Давид внезапно камнем из пращи запустил Голиафу в лоб. Где он ее взял? Откуда достал? Только что никакой пращи не было, одна только палка! И Голиаф чувствовал себя вполне уверенно. Никакого оружия дальнего боя в руках у противника он не видел, а в ближнем бою. Смешно, господа!

В том-то и секрет, что палка - это и есть праща. Так называемая праща-ложка!

Такая странная праща

Для большинства из нас, современных людей, праща - это что-то вот такое:

То есть - веревка или ремень с держателем для камня и петелькой под большой или указательный палец (в зависимости от техники метания). Но в том-то и дело, что в древности, Античности особенно, существовало несколько видов пращ!

Праща-ложка, или древковая праща - одна из них. Пожалуй, самая примитивная. Представляет собой дубинку с выдолбленным в верхней, широкой части, ложковидным углублением, в которое и закладывается снаряд - любой подходящий камень. Увеличение силы метания достигается за счет увеличения длины метательного рычага. По тому же принципу, кстати, работает копьеметалка - оружие, забытое в "цивилизованном" мире, но весьма распространенное у обитателей каменного века - некоторых диких аборигенов Южной Америки, Австралии, Океании и т.п.

Большой плюс такой пращи - в ближнем бою она "работает" как палица или посох. Самое то для пастуха - волков отгонять.

А еще есть "фустибул" - древковая праща с веревочной или ременной петлей-держателем. Вот он:

Фустибул был настолько эффективным оружием, что в ранней римской армии существовали подразделения не просто пращников, но - фустибуляриев. Об этом в своем труде "Краткое изложение военного дела" упоминает Публий Вегеций - весьма известный римский военный теоретик IV века н.э.:

Часто против бойцов, вооруженных шлемами и панцирями, были направлены из пращей или из фустибул (метательных палок) удары круглых камней, которые много тяжелее, чем любая стрела, и хотя части тела казались нетронутыми, однако они наносили смертельную рану, и без тяжелой кровавой раны враг погибал.

Заметьте, кстати, что и Вегеций четко разделяет обычных пращников - и обладателей "метательных палок". Возможно, кстати, что и у Давида был именно фустибул, просто Голиаф не разглядел петлю с большого расстояния.

Так что, господа попаданцы, будете попадать - на всякий случай помните, что даже палка может внезапно оказаться опаснейшим метательным оружием. ))

Данная статья посвящена истории Давида и Голиафа. О том, кто такой царь Давид и о его роли в библейском повествовании можете подробно прочесть в этой статье, мы же, прежде чем толковать историю Давида и Голиафа, остановимся на личности последнего.

Голиаф – персонаж Библии.

Голиаф — Библейский персонаж. Описывается в Библии как Фелистимский воин-великан. В классической еврейской традиции, подчеркивали статус Голиафа как представитель язычества, в отличие от Давида, избранника Бога Израиля. Голиаф был родом из Гефа – одного из самых крупных Филистимских городов.

Илья Репин. Давид и Голиаф, 1915 год

Илья Репин. Давид и Голиаф, 1915 год

Описание Голиафа варьируется в различных древних рукописях: древнейшие рукописные книги — свитки Мертвого моря, текст Первой книги Царств, датируемый 1-м веком, рукописный текст Септуагинты 4-го века – все описывают его как высокого человека, ростом 2.06 м, тогда как Масоретский текст изображает его как трехметрового великана.

Давид против Голиафа

Противостояние Давида и Голиафа описано в 17 главе Первой Книги Царств. Саул и израильтяне столкнулись с Филистимлянами в долине Эла. В течение 40 дней Голиаф, могучий Филистимский воин выходил утром и вечером и предлагал кому-либо сразиться с ним один на один и решить исход битвы. Однако не нашлось ни одного храбреца среди воинов Саула.

Однажды пастушок Давид, который приносил еду своим братьям-воинам, услышал призыв Голиафа к сражению и вызвался противостоять Голиафу.

И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из‑за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином.

Саул отдал Давиду свои доспехи и меч, но Давид отказался, так как не привык к такому одеянию и оружию. Давид вооружился лишь палкой и камнями.

Перед сражением Давид сказал Голиафу:

…ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа…

Давид выпустил камень из своей пращи и со силы ударил Голиафа в лоб. Голиаф упал ничком на землю, и Давид отсек ему голову его собственным мечом. Филистимляне обратились в бегство после смерти Голиафа. Израильтяне преследовали Филистимлян до самого Гефа. Давид с отрубленной головой Голиафа вернулся в шатер к царю Саулу.

Толкование истории про Давида и Голиафа

Основная цель истории Давида и Голиафа – показать народу, что Саул не может быть царем Израиля. Мы знаем, что Саул, как и Голиаф, отличался высоким ростом и был на голову выше, чем кто-либо другой во всем Израиле, и именно он был явным претендентом на то, чтобы отстаивать честь своего народа в поединке с Голиафом. Однако Саул не нашел в себе смелости сделать этого.

Христианская традиция рассматривает битву Давида с Голиафом как символ победы Божьего царя над врагами Бога и как прообраз будущей победы Иисуса над грехом и Церкви над Сатаной.

История Давида и Голиафа показывает, как Господь защищает Свой народ. Давид, наполненный верой и любовью к Богу, имя которого хулил Голиаф, убил Голиафа практически голыми руками.

Давид, поражающий Голиафа, в живописи.

Сюжет о Давиде и Голиафе широко использовался в живописи. Вот несколько самых известных работ.

КАРАВАДЖО

Давид и Голиаф, Караваджо

Давид и Голиаф (или Давид с головой Голиафа или Давид побеждает Голиафа) — картина итальянского мастера эпохи барокко Караваджо (1571-1610). Она была написана в 1599, а сегодня находится в музее Прадо, Мадрид. Картина Давид и Голиаф была написана в начале творческой деятельности художника. Караваджо также является автором еще двух менее известных картин на данный сюжет.

Давид и Голиаф, Караваджо, 1607 год Давид и Голиаф, Караваджо, 1610 год

Давид и Голиаф, Микеланджело

Мы видим, как перепуганный гигант ждет обезглавливания. Микеланджело выдержал рисунок в спокойных и мягких тонах, что делает фигуру великана еще более массивной.

Читайте также: