Особенности ответственности иностранных граждан в рф кратко

Обновлено: 02.07.2024

Иностранным гражданином в международном праве является лицо, которое не имеет гражданства в стране его местонахождения, тем не менее имеет подтверждение гражданства другого государства.

Лица не имеющие гражданства отличаются от иностранцев и называются – апатриды.

На территории определенного государства правовое положение иностранных граждан выражает собой их обязанности и права вместе взятые. Оно определяется внутренними законами государства, принимая во внимание обязательства по международным договорам.

Виды правового режима иностранцев

Имеется три вида правового режима иностранцев:

  • национальный – выражает собой уравновешивание статуса иностранцев в разных областях отношений с гражданами местопребывания;
  • специальный – включает в себя обеспечение иностранным гражданам конкретных прав и определяет обязанности. Таким образом, граждане членов СНГ имеют многочисленные права в Российской Федерации, которые даны им посредством соглашения Российской Федерации с республиками в составе СССР;
  • режим наибольшего благоприятствования – определяется обеспечением иностранцам конкретных прав и обязанностей в той или иной сфере, которые даются гражданам любого третьего государства и пребывающих в этой стране с более привилегированным положением. Такой режим определяется непосредственно на основе обоюдности и согласно договоренности между этими государствами.

Права и обязанности иностранных граждан

Международно-правовые акты, а именно Декларация о правах лиц, не являющихся гражданами страны в которой пребывают (1985 г.), определяет: систему, нормы, права и обязанности.

Их смысл в следующем:

  • любое государство имеет право определять правовое положение иностранцев в Российской Федерации, опираясь при этом на свою международную ответственность, а также учитывая обязательства в части прав личности;
  • государство обязано обеспечить иностранцу независимый доступ в дипломатическое представительство или консульский орган государства;
  • многочисленное выселение иностранцев – неприемлемо, если они законно пребывают на территории государства. Персональная высылка реальна только после соответствующего решения, установленного согласно закону;
  • иностранцы также обязаны соблюдать нормы государства, в котором находятся. В случае нарушения ими законов, иностранные граждане понесут такую же ответственность, как и люди живущие в этом государстве;
  • иностранцы имеют право на защиту государством своего гражданства. Количество прав, обязанностей и свобод иностранцев регулируется исполнительными и законодательными актами.

Согласно вышесказанному, разность прав иностранных граждан и людей страны проживания определены в основном в областях политических прав, то есть иностранные граждане не имеют права участвовать в выборах и избираться в представительные органы власти, а также принимать участие в референдумах и иметь доступ к государственной службе в данной стране. Также не могут иметь отношение к военной службе, поскольку иностранцы не несут воинского долга. У них нет права въезда и выезда, но может быть установлен безвизовый режим, либо позволительная система въезда и выезда граждан конкретного государства и так далее. Не исключается и определение пределов уголовной, гражданской и административной юрисдикции, то есть иностранные граждане не имеют права быть лицом правонарушений, например: неверность Родине или избежание воинской обязанности и т.д.

Когда иностранец пребывает за границей, то получает защиту и покровительство от государства для своего гражданства. Иностранным гражданам предоставляется право иметь юридическую помощь и защиту от подобающих органов своего государства, а также его содействие, если в стране пребывания отказывают в правосудии и так далее.

Одновременно иностранец не утрачивает юридической связи со своим государством и предан законам своей страны.

Правовое положение иностранцев

Регулирование правового положения иностранцев в РФ осуществляется непосредственно международными договорами и законодательством. Согласно ст. 62 Конституции РФ, иностранцы и личности не имеющие гражданства пользуются правами РФ и несут ответственность на уровне с гражданами Российской Федерации. Кроме ситуаций утвержденных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Национальный режим обеспечивается иностранным гражданам – это дает им право быть на одном уровне с лицами РФ в области имущественных прав, но при этом еще обязывает их ответственностью настоящего гражданско-правового законодательства.

Такое положение не зависит от цвета кожи, расы, религии, пола, языка, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или другого положения. Обеспечение иностранным лицам правомочия, равноценного с гражданами РФ, не укладывается с вопросом о месте жительства в России.

Иностранцы также могут обращаться в суды Российской Федерации и использовать гражданские процессуальные права, так же как и граждане России.

Правомочие иностранных лиц может ограничиваться только вследствие решения Правительства РФ посредством ответной меры для граждан тех государств, которые также ограничили правомочия для российских личностей. В этом случае действует закон простого международного права, происходящий из системы суверенного равноправия государств.

Использование национального законодательства иностранных граждан разрешается только при существовании международного договора касаемо такого вопроса, сообщником которого является Российская Федерация.

Ответственность иностранцев находящихся в России заключаются в следующем:

Якутия является многонациональным субъектом РФ, в котором проживают более 120 национальностей. Миграционные процессы играют значительную роль в социально-экономическом и демографическом развитии Якутии. Наибольший миграционный поток образуют граждане государств – участников СНГ. Основной целью прибытия иностранных граждан в республику является осуществление трудовой деятельности.

В целях обеспечения законности и правопорядка на территории республики миграционные процессы должны осуществляться в строгом соответствии с федеральным законодательством. О том, какие права и обязанности возникают у граждан иностранных государств в сфере миграции, а также у приглашающих их лиц, поговорим с _______________

Каковы размеры миграции?

В 2018 году на миграционный учёт в республике поставлено более 73 тыс. иностранных граждан (снизилось на 9,9% по сравнению с 2017 годом), в 1 полугодии 2019 года - более 34 тыс. граждан (рост на 5,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). На рынке оказания услуг осуществляют деятельность свыше 500 субъектов предпринимательской деятельности, привлекающих мигрантов, в том числе в г. Якутске – 255.

В связи с увеличением притока иностранных граждан считаем необходимым сделать акцент на усилении информирования иностранных граждан, находящихся на территории России, о совокупности лежащих на них обязанностей и необходимости их соблюдения.

Где закреплён правовой статус иностранных граждан, приезжающих на территорию России, в частности в Якутию?

На основании каких документов иностранные граждане и лица без гражданства могут находиться на территории России?

Виза, трудовой патент, разрешение на временное пребывание, вид на жительство.

Какие у них есть права?

Иностранные граждане имеют такие же права, что и российские, за исключением отдельных моментов: они не могут работать на государственных или муниципальных должностях, не участвуют в референдумах как избиратели или в качестве кандидатов, не служат в составе вооруженных сил РФ, но могут наниматься по контракту, при этом не имеют права входить в командный состав военных экипажей.

А какие обязанности?

В соответствии с Конституцией РФ иностранные граждане и лица без гражданства (далее по тексту - ИГ или ЛБГ) наравне с российскими гражданами несут обязанности (по уплате налогов и сборов, по сохранению природы и окружающей среды, соблюдения Конституции РФ, по заботе о детях, их воспитании, сохранении исторического и культурного наследия РФ, беречь памятники истории и культуры), за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (например, не имеют обязан ности по защите Отечества - России) .

Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, несут несколько расширенный объем обязанностей по сравнению с российскими гражданами. Перечень дополнительных обязанностей связан с режимом пребывания, въездом и выездом, оформлением необходимых документов и обосновывается необходимостью обеспечения безопасности РФ и ее граждан.

Так, прежде всего, иностранный гражданин, прибывший в РФ при наличии оснований вправе подать в территориальный орган в сфере миграции заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание, которое выдается на 3 года.

Следует отметить, что Правительству РФ законодательно предоставлено право сократить срок временного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. Основаниями для данного сокращения может быть: обеспечение национальной безопасности; поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов; содействие трудоустройству российским гражданам; решение иных задач внутренней и внешней политики государства.

В соответствии с решениями Правительства РФ и в установленный им срок иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ, обязаны покинуть ее территорию.

Насколько мне известно, к иностранным гражданам предъявляются требования по состоянию здоровья, в чем это выражается?

Совершенно верно. Иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в территориальный орган в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание, определённые документы, а именно:

- документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) - в течение 30 суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание;

- свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе в течение одного года со дня его въезда в РФ (если такие сведения не поступят, то в отношении иностранного гражданина органом миграции будет проведена проверка).

После того, как иностранный гражданин получил разрешение на временное проживание, какие у него есть обязанности?

У постоянно проживающих иностранных граждан имеется обязанность в течение 2 месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание подавать уведомления о подтверждении своего проживания с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание, период нахождения за пределами РФ и другие сведения. При этом при наличии уважительных причин и последующем их предоставлении, временно проживающий иностранный гражданин вправе подать вышеуказанные документы в течение 6 месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание

Для исполнения указанных требований временно проживающий иностранный гражданин обязан: осуществлять трудовую деятельность в установленном законодательством РФ порядке; получать доходы либо иметь достаточно средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума.

Как я сказал ранее у иностранцев имеется обязанность ежегодно представлять в территориальный орган в сфере миграции документы об отсутствии у них опасных заболеваний

В случае нарушения иностранным гражданином данного условия, его разрешение на временное проживание аннулируется.

Не занимают ли иностранные граждане наши рабочие места?

Безусловно, этот процесс контролируется. Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность, обязаны иметь разрешение на работу. На иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, распространяется норма о получении патента.

Что должны делать иностранные граждане, по завершении срока временного пребывания?

Какие есть особенности правового статуса иностранных граждан?

Обязанность по соблюдению Конституции и иных нормативных правовых актов возлагается на иностранных граждан с некоторыми особенностями. Самая главная особенность проявляется в ответственности, которую несут последние, вследствие нарушения правил, установленных в государстве пребывания.

Какую ответственность несут иностранные граждане?

- отсутствие страхового медицинского полиса или наличия непогашенной судимости, ИГ или ЛБГ имеют право не впустить в РФ;

- наличие неоплаченных счетов, налогов или штрафов, ИГ или ЛБГ не впустят в страну до возмещения задолженностей;

- нахождения в стране без оформления документов на работу дольше, чем 90 суток суммарно в течение 180 суток (въезд в РФ не будет разрешен в течение 3 лет);

- совершение 2 и более любых административных нарушений и привлечения к ответственности в течение 3 лет (въезд в РФ не разрешается в течение 3 лет);

- привлечения к административной ответственности 2 и более раз в течение 1 года за нарушение миграционного режима (въезд в РФ не разрешается в течение 5 лет);

- превышения законного срока пребывания в РФ (длительность запрета на въезд устанавливается в зависимости от длительности такого превышения, более чем на 30 суток, въезд в РФ не разрешается в течение 3 лет; от 180 до 270 суток - 5 лет; более чем на 270 суток - 10 лет).

Если ИГ или ЛБГ ранее были выдворены либо депортированы из РФ, въезд в РФ не разрешается в течение 5 лет с момента выдворения или депортации. Если депортировали или выдворили за государственный счет, они должны будут возместить РФ эти расходы, иначе их не впустят в страну и после истечения 5 лет.

Узнать, вынесен в отношении ИГ или ЛБГ запрет или нет, можно в представительствах российских авиакомпаний, либо воспользовавшись специальной формой на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД РФ.

Возможно ли оспаривать такое решение?

- невозможность выехать из РФ в установленные законом сроки по причине болезни, ухода за больным родственником, при иных чрезвычайных обстоятельствах.

- при наличии у иностранного гражданина членов семьи – граждан РФ (супруг/супруга, их дети), он не может быть с ними разлучен;

- по вновь открывшимся обстоятельствам – в случае, если решение было вынесено по ошибке;

- истечение срока решения о неразрешении въезда в РФ и устранение причины принятия такого решения.

За что наступает административная ответственность?

Основные виды административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ, за совершение которых установлена ответственность ИГ или ЛБГ содержаться в главе 18 КоАП РФ.

Перечислю лишь наиболее распространенные правонарушениям в сфере миграции. Если ИГ или ЛБГ не оформил уведомление о постановке на миграционный учет (регистрацию); не имел при задержании полицией документов, требуемых российским миграционным законодательством; указал в миграционной карте ложную цель въезда; работал без необходимых документов или не по указанной им специальности; указал ложные сведения при постановке на миграционный учет, его оштрафуют на 2000-5000 руб. При повторном совершении данных правонарушений его выдворят из РФ (ч. 3 ст.18.8, ч. 2 ст. 18.10, ч. 3 ст. 19.27 КоАП РФ).

Наказание за вышеуказанные административные правонарушения в сфере миграции определяются органами полиции и судом (в случае если санкция содержит наказание в виде выдворения). В судебном заседании ИГ или ЛБГ имеет право пользоваться услугами защитника, кроме того, ему должны предоставить переводчика. Обжаловать решение суда можно в течение 10 дней с момента получения письменного решения на понятном ему языке.

За нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранных работников (ст. 18.10) к ответственности могут быть привлечены, как работодатель, так и заказчик работ (услуг), а за нарушение правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ (ст. 18.9) подлежит ответственности не только должностное лицо организации, принимающей в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданин РФ, но и постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин.

Приведу один пример нарушения работодателем требований миграционного законодательства.

Так, в г. Покровске прокуратурой в ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель заключил трудовые договора с иностранными гражданами для работы в продуктовом магазине. При этом, соответствующее уведомление в территориальный орган в сфере миграции не направлено.

По результатам рассмотрения административного производства, возбужденного прокурором работодатель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 руб.

А в чем заключается выдворение?

Административное выдворение - это принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан через Государственную границу РФ за пределы РФ. Оно устанавливается либо как мера административного наказания и назначается судьей, либо как последствие совершенного административного правонарушения при въезде в РФ и назначается соответствующими должностными лицами.

Исключением из круга лиц - иностранных граждан, на которых распространяется данный вид наказания, являются военнослужащие - иностранные граждане.

Выдворение из РФ возможно путем самостоятельного выезда – за счет иностранного гражданина при соответствующем уведомлении МВД РФ.

Если у иностранного гражданина нет документов, подтверждающих его личность, либо нет уведомления о постановке на миграционный учет (регистрации), либо если правонарушение совершено повторно – суд может вынести решение о помещении иностранца в ЦВСИГ (центр временного содержания иностранных граждан). В таком случае выдворение возможно как за счет государства, так и за счет самого иностранного гражданина.

Какие действия повлекут уголовную ответственность?

Иностранные граждане могут нести уголовную ответственность наравне с гражданами РФ за все преступления, предусмотренные УК РФ.

Так, например, по ст. 327 УК РФ иностранные граждане несут уголовную ответственность за использование поддельных документов и их изготовление. Подделка документа наказывается лишением или ограничением свободы на срок до 2 лет. Использование поддельных документов наказывается штрафом до 80 тыс. руб. либо арестом на срок до 6 месяцев.

Дополнительно к этому для иностранных граждан есть специальные составы.

Так, например, пересечение границы РФ иностранным гражданином, которому известно о вынесенном в его отношении запрете на въезд, по ч. 2 ст. 322 УК РФ наказывается лишением свободы на срок до 4 лет, либо штрафом в размере до 300 тыс. руб.

В Уголовном кодексе РФ также содержатся нормы об особенностях привлечения у уголовной ответственности. Так, например, последним не назначается ограничение свободы. Закрепляя данное положение, законодатель обоснованно выделил иностранных граждан из круга лиц, которым назначается вышеназванное наказание - исходя из соображений невозможности его исполнения, лицами, не являющимися российскими гражданами и не проживающими постоянно на определенной территории.

А существуют ли запреты в сфере миграции для российских граждан?

Да. Населению республики следует знать, что в соответствии со ст. 322.3 УК РФ существует уголовная ответственность за фиктивную постановку на учёт иностранного гражданина по месту пребывания, которая влечёт наложение штрафа в размере до 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до 3 лет.

К примеру, в текущем году прокурорами установлены многочисленные факты фиктивной регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства, а также факты фиктивной постановки их на учет по месту пребывания.

В частности, прокуратурой г. Якутска установлена фиктивная регистрация жительницей столицы 8 граждан Республики Кыргызстан в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. В апреле 2019 года по данному факту по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ст. 322.3 УК РФ.

Факт фиктивной регистрации жителем г. Покровска граждан КНДР по месту жительства выявлен прокуратурой Хангаласского района. По материалам проверки возбуждено уголовное дело.

И это далеко не единичный пример результатов прокурорского надзора.

Хочу также обратить внимание телезрителей, что к уголовной ответственности могут быть привлечены граждане за фиктивную регистрацию по месту жительства как иностранных граждан, так и граждан РФ.

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Аккредитация

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 2 часа назад

Миграционные процессы играют значимую роль в социально- экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов.

Вместе с тем, незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, организация незаконной миграции отнесена к одной из основных угроз государственной и общественной безопасности. Недостаточная урегулированность миграционных процессов негативно влияет на развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, одной из задач государственной миграционной политики Российской Федерации является противодействие незаконной миграции, заключающееся, в том числе в совершенствовании мер ответственности за нарушение миграционного законодательства.

Уголовным законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд составов преступлений, связанных с въездом, пребыванием (проживанием) иностранных граждан на территории Российской Федерации в нарушение требований законодательства.

Так, статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок до семи лет.

Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЭ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части, касающейся усиления ответственности за нарушение правил миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Так, Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 322.2, 322.3, устанавливающими уголовную ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную постановку на учет по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Фиктивной постановкой на учет по месту пребывания в жилом помещении является постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.

Указанные деяния наказываются штрафом в размере от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Вместе с тем, лица, совершившие преступления, предусмотренные данными статьями, освобождаются от уголовной ответственности, если они способствовали раскрытию этих преступлений и если в их действиях не содержится иного состава преступления.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства предусмотрена в статьях 18.8, 18.9.

Так, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 до 5 тыс. руб.

Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства аналогичного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 7 тыс. руб.

За совершение указанных правонарушений, наряду с назначением штрафа, может применяться наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Более строгие санкции предусмотрены за нарушение приглашающей или принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы.

Частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такие действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 400 до 500 тыс. руб.

Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, в соответствии с частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб., на должностных лиц - от 25 до 30 тыс. руб., на юридических лиц - от 250 до 300 тыс. руб.

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета в силу части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб., на должностных лиц - от 40 до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 400 до 500 тыс. руб.

В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, административная ответственность наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности, что способно кратно увеличить общий размер наложенных штрафов.

Виталий Канцыбер,
прокурор отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности,
межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму, международно-правовому
сотрудничеству в уголовном судопроизводстве прокуратуры Хабаровского края


В статье автором рассматриваются особенности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, анализируются аспекты привлечения указанной категории граждан к ответственности при совершении ими административных правонарушений.

Ключевые слова: иностранные граждане, лица без гражданства, административное правонарушение, порядок пребывания, ответственность .

Проблемы регулирования миграционных отношений, векторы достижения сбалансированного развития в решении этих проблем должны быть в центре внимания государства, а также являться специальным предметом обсуждения в обществе. Безусловно, что основным инструментом регулирования является законодатель, но также крайне важно, чтобы активную и эффективную работу проводили все органы государственной власти, так или иначе имеющие связь со сферой миграции. Не являются исключением и российские судебные органы, и прокуратура, на которые возложены обязанности по надзору за исполнением законов, регулирующих миграционные отношения, что позволяет говорить о соблюдении прав граждан и интересов государства в целом. Только такая модель будет способствовать повышению эффективности государственно-правового регулирования миграционных отношений, усилению влияния миграционных процессов на осуществление социально-экономических преобразований и демографических изменений в стране.

На основании показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-декабрь 2017 года за весь отчетный период зафиксировано 15 710 227 фактов постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства, за период с января — по декабрь 2018 года таких фактов уже 17 764 489, за январь — декабрь 2019 года — 19 518 304 [4].

В ходе развития международных отношений и заметно выросшей популярности нашей страны, как с туристической стороны, так и с трудовой, на территорию Российской Федерации прибывают иностранные граждане в поисках работы, соответственно особую актуальность приобретает вопрос о влиянии указанной категории граждан на негативную обстановку, выраженную в прогрессирующем приросте правонарушений, совершаемых с участием иностранцев.

На основе статистических данных Генеральной прокуратуры Российской Федерации преступления совершенные иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации в 2019 году составляют 34 917 (-9,5 %) деяний, из которых 31 010 (-9,7 %) — гражданами государств-участников СНГ, что составило 88,8 % от всех преступлений, совершенных не гражданами России. Количество преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, за анализируемый период возросло на 6,3 % и составило 16 810 преступлений [3].

Изучив нормативные документы в сфере миграции, выявлено ужесточение административной ответственности в отношении иностранных граждан. Так, существенно увеличилось количество видов правонарушений, из некоторых статей исключили такой вид наказания, как предупреждение, изменились суммы административных штрафов.

Административная ответственность — является особым видом государственного принуждения, в результате применения которой возникают неблагоприятные последствия для правонарушителя. Иностранный гражданин, совершивший административное правонарушение на территории нашей страны, будет привлекаться к ответственности согласно законодательству Российской Федерации. Ст. 2.6 КоАП РФ [7] гласит, что иностранные граждане совершившие на территории России административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, за исключением иностранных граждан, имеющих иммунитет от административной юрисдикции Российской Федерации и согласно ее федеральным законам и международным договорам, совершившего административное правонарушение, решается в соответствии с нормами международного права.

Однако, есть некоторые особенности между привлечения иностранных граждан к административной ответственности и граждан Российской Федерации. Такое административное наказание, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, возможно применить только в отношении иностранных лиц и лиц без гражданства.

Сама процедура привлечения иностранцев к административной ответственности носит общий характер: выявление правонарушения; возбуждение производства по делу; рассмотрение дела; вынесение постановления о назначении наказания или прекращении производства.

Особенностью на стадии привлечения к ответственности является, предоставление переводчика иностранным гражданам не владеющие русским языком. Иностранец имеет право на судебное разбирательство на родном языке. Без привлечения переводчика иностранному гражданину незнающему русский язык, ведет к существенному процессуальному нарушению, вплоть до отмены принятого постановления. Согласно статье 25.10 КоАП РФ [7] в качестве переводчика привлекается незаинтересованное в ходе расследования дела совершеннолетнее лицо, владеющее языковыми навыками необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу. Назначает переводчика судья, орган или должностное лицо, в производстве которого находится данное дело об административном правонарушении.

Общий срок рассмотрения дела об административных правонарушениях в сфере соблюдения миграционного законодательства составляет 15 дней со дня получения органом или должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Судья имеет право рассматривать полученные дела об административных правонарушениях в течении двух месяцев Дело, которое влечёт за собой административное выдворение, рассматриваться в день получения. Согласно ст. 27.5 КоАП РФ [7] срок административного задержания не должен превышать трех часов, если административное правонарушение влечет наказание в виде штрафа. В случае необходимого установления личности или выяснения обстоятельств административного правонарушения, за которое предусмотрено решение об административном выдворении за пределы РФ, то иностранный гражданин может быть подвергнут административному задержанию до 48 часов.

Ст. 18.8 ч. 1 КоАП РФ [7] устанавливает, что в качестве административного наказания предусматривается наложение административного штрафа в размере от двух по пяти тысяч рублей, уплата которого должна быть произведена в течение 30 дней со дня вступления постановления в законную силу. В случае неуплаты штрафа по истечению установленного срока должностное лицо вынесшее постановление, направляет постановление о наложение административного штрафа с пометкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения.

В случае вынесения постановления об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, то исполнение происходит путем официальной передачи иностранца представителю власти иностранного государства, на территорию которого происходит выдворение. В случае добровольного контролируемого выезда, иностранный гражданин обязан покинуть страну в течение пяти дней после дня вступления постановления в силу. Исполнение постановление об административном выдворении происходит путем оформления двухстороннего или одностороннего акта, который прилагается к материалам и постановлению исполнительного листа. Контроль за исполнением иностранным гражданином постановления об административном выдворении осуществляем Федеральная миграционная служба России.

По статистическим данным за 2019 год число правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации составляет 204 042 рассмотренных дел, из которых 122 446 подвергнуто наказанию в виде административного выдворения за пределы России [1]. За 2019 год УМВД России по Приморскому краю в рамках противодействия нарушениям в сфере миграции проведено 3228 проверочных мероприятий, в ходе которых проверено 13418 иностранных граждан, составлено 14273 протокола по блоку миграционных статей, подразделениями по вопросам миграции края за нарушение миграционного законодательства составлено 7903 административных протокола, вынесено 2118 решений о сокращении срока временного пребывания направлено представлений о не разрешении въезда указанной категории лиц в Российскую Федерацию — 4900, по материалам УМВД принято 2280 решений о выдворении иностранных граждан за пределы РФ [5].

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что такая мера пресечения как административная ответственность влечет за собой серьезные правовые последствия для иностранного гражданина в виде соответствующих наказаний. Несмотря на то, что иностранцы, как и граждане РФ могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, все же существует ряд особенностей для иностранных граждан. Такое юридическое явление, как административное выдворение за пределы РФ ориентированно на укрепление порядка в стране, предупреждение совершение новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, административная ответственность, административное выдворение, иностранный гражданин, административное правонарушение, гражданин, РФ, административный штраф, русский язык, сфера миграции.

Читайте также: