Первые контакты восточных славян и восточной римской империи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Киевская Русь — это государство в Восточной Европе, сформировавшееся в IX веке в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племён под властью династии Рюриковичей.

Древняя Русь входила в сферу влияния византийской цивилизации. Именно Византия дала славянам православную веру. На первых порах греческие священники составляли основу клира, своей деятельностью заложив фундамент русской православной культуры, книжности, искусства, архитектуры. Византия дала Руси первые уроки законодательства, международных договоров, учения о верховной власти.

Первые контакты с Византией

Византия – это средневековое государство, возникшее в IV веке в восточной части Римской империи при ее распаде и существовавшее до середины XV века.

Готовые работы на аналогичную тему

Договоры регулировали права русских купцов, проблемы пленных, вопросы юрисдикции по совершаемым иностранцами уголовным преступлениям и пр. Тематика указывает на ключевую сферу отношений: в первую очередь русов волновал статус в чужой стране.

Это подтверждает факт масштабного проникновения славян в византийское общество.

Важным событием в отношениях был визит княгини Ольги в Константинополь (946 год или 957 год) и оказанный ей прием. Ольга приняла крещение, однако это не привело к крещению Руси.

Отношения Византии и Руси в конце X- начале XI веков

Символом налаживания отношений стало участие войск русов в византийских войнах второй половины X века в качестве союзников или наемников. Вместе с византийцами русы воевали на Кипре и Сицилии против арабов. В 988–989 годах дружина Владимира участвовала в гражданской войне в Византии, оказав императору Василию II помощь в подавлении мятежа Варды Склира и Варды Фоки. В конце X – первой половине XI века в византийской армии действовал русский корпус, участвовавший во многих сражениях византийцев. При его участии император Василий II вернул Сирию, подчинил западную Болгарию, Армению и Грузию, удержал Южную Италию. Он умер в 1025 году при подготовке похода в Сицилию. Войско, включавшее и русских воинов, стояло в Реджио. Для Руси этот корпус был средством влияния на правительства государств, участвующих в политике на Средиземном море и в Передней Азии. Следовательно, несколько преувеличенным является мнение о неучастии Руси в европейском крестоносном движении.

Военный этап противостояния Византии и Руси закончился русско-византийской войной 970–971 годов. Борьба развернулась за земли Болгарии. Князь Святослав хотел здесь основать Дунайскую Русь. Византию не устраивал захват русами Придунайвья, и греки приложили все военные и дипломатические усилия, чтобы этого не произошло. И хотя в 971 году был заключен мирный договор, на обратном пути в 972 году Святослав погиб из-за византийских интриг, в результате нападения печенегов на его отряд.

Последняя русско-византийская война случилась в 1043 году, после чего стало окончательно ясно, что походы на Константинополь организовать невозможно: слишком много трудов и риска. В 1046 году был заключен мир, скрепленный браком Всеволода Ярославича с дочерью императора Константина Мономаха.

Во второй половине XI века продолжается русское военное присутствие в армии Византии в качестве наемников. Они воевали против сельджуков в Грузии в 1053 и 1074 годах, в Армении в 1057 и 1071 годах. Однако русское участие в византийских войнах постепенно уменьшается. Ученые этот факт обычно связывают с завоеванием норманнами Англии в 1066 году, после чего в Византию начинают в большом количестве приезжать наемники из Скандинавии и Англии.

Византия и Русь после Крещения Руси

Крещение Руси (988 год) – это процесс введения в Киевской Руси христианства в качестве государственной религии, осуществлённый князем Владимиром Святославичем в конце X века.

Статус Руси в глазах Византийской империи меняется после Крещения. Русская епархия, подчиненная Константинополю, становится частью империи. Русские митрополиты получают сенаторские титулы протопроэдра и синкелла. Русская епархия была малозначительной, так как в списке народов русы упоминаются наравне с половцами. Однако империя не предпринимала попыток распространить на Русь политическую власть, так как понимала неосуществимость этого. Русские правители признавали церковную подчиненность Константинополю, но эту зависимость не распространяли на политический статус.

В XII–XIII веках интенсивность контактов русских земель с Византией не снижается, причем они касаются не всей Руси, а отдельных княжеств (наиболее тесные связи были с Галицко-Волынской землей).

Византия в истории Древней Руси сыграла огромную роль. Она выступила источником культурного влияния, церковным и книжным наставником. Однако Русь не механически заимствовала, а перерабатывала культурные достижения, делая их достоянием собственной русской культуры.

Юстиниан I

Эти славяне, вскоре обращенные в христианскую веру, находились под предводительством Хроватоса, чье имя (возможно, иранского происхождения) было принято его народом, позже ставшего известным как хорваты. В это время другие племена той же группы получили название “сербы”, которое, согласно некоторым авторитетным мнениям, произошло от слова servus (раб). Определенно обосновавшись в области, которую они занимают и сегодня, сербо-хорваты сделали регион практически независимым от Византии, защищая себя в то же время и от аваров. В аспекте культуры, однако, они попали под влияние Византии, которая никогда не прекращала рассматривать их территорию как часть Иллирии, провинции Восточной империи.

Греческое влияние особенно сильным было среди сербов, которые продвинулись глубже на Балканы и являлись непосредственными соседями греков. С другой стороны, хорваты, которые обосновались дальше на северо-запад, вскоре попали под западное влияние. Это объясняет растущее различие между этими двумя народами, которые имели общее происхождение и продолжали говорить на одном языке. С нарастающим противодействием между восточным и западным христианским миром разделение между сербами и хорватами стало еще глубже, что является отличительной особенностью истории южных славян.

Но уже в раннее время их обоснования в регионе далеко на юг от их прародины, возникла другая проблема, надолго остававшаяся важной. Проблема их взаимоотношений с совершенно разными народами, которые одновременно вторглись в Византийскую империю и после пересечения низовий Дуная навсегда обосновались на территории Империи на Балканах, но к востоку от сербо-хорватов, не на Адриатическом побережье, а на Черноморском. Это были булгары или болгары.

Южная ветвь того тюркского народа, который в целом сыграл такую важную, но довольно кратковременную роль в истории Евразии и степях северного Причерноморья, уже перемешавшаяся со славянскими племенами антов в этом регионе. После участия в более ранних вторжениях в Восточную Империю аваров, равно как и славян, они определенно пересекли Дунай при своем хане или кагане Аспарухе, основав в 679 г. на севере Фракии (территория современной Болгарии) болгарское государство.

Тем не менее, в этом государстве, которое вскоре расширило свои границы во всех направлениях, преобладало славянское население. В дополнении к образованию новых государств в северной части территории империи, многочисленные славянские племена на протяжении VI и VII веков продолжали совершать набеги на Балканский полуостров и даже Грецию. Большинство из них оставались там в больших или меньших группах, создавая так называемые Склавинии (лат: Sclaviniae греч: Σκλαβινίαι), то есть постоянные поселения, которые, не будучи организованы как политические единицы, изменили этический характер всей империи. Некоторые ученые даже выражали мнение, что греческое население было полностью славянизировано – очевидное преувеличение, так как славяне редко преуспевали в захвате более-менее важных городов, которые осаждали, но которые оставались греческими, как и большая часть средиземноморского побережья.

Но пока рассеянные славянские поселенцы попали под влияние греческой культуры даже больше, чем в Сербии, они в свою очередь так сильно повлияли на булгарских завоевателей, что те даже приняли их язык, и уже в его языческий период новое государство должно рассматриваться как булгаро-славянское. Постепенно тюркские черты полностью исчезли, и болгары стали одним из южнославянских народов.

Византийская империя, которая по-прежнему имела периодические проблемы со своими славянскими подданными и даже была вынуждена переселить некоторых из них аж в Вифинию в Малой Азии, была серьезно обеспокоена ростом болгарской мощи в непосредственной близости к Константинополю. Император Юстиниан II, после победы над болгарами и славянами в 690 г., вынужден был просить их о помощи, чтобы возвратить свой престол из рук соперника, и в награду он пожаловал преемнику Аспаруха, Тервелу, титул цезаря, когда принимал его в столице в705 г.

Несмотря на договор, который одиннадцать лет спустя Византия заключила с Болгарией, и который установил новую границу к северу от Адрианополя, в ходе восьмого столетия произошла целая серия греко-болгарских войн. В 805 г. хан Крум, после содействия франкам сокрушить аваров, образовал мощную Болгарскую империю по обе стороны Дуная. Роль славянского фактора возрастала и до самой смерти Крума в 814 г.. Византии, которая потерпела ужасное поражение в 811 г., серьезно угрожал ее северный сосед. Сам Константинополь был осажден болгарами. Отношения улучшились во времена нового хана Омортага, который даже оказывал помощь императору Михаилу III против славянского восстания и оборачивался против франков, с которыми столкнулся в Хорватии. Но до правления Бориса, с 852 г., обращение Болгарии в христианскую веру серьезно не рассматривалось. В этой связи появились совершенно новые вопросы в ее отношениях с Византией.

В отличие от восстановленной Западной Империи, Восточная Римская империя совершенно не желала территориальной экспансии. Однако, она хотела контролировать иностранные группы, которые проникли в пределы ее границ и даже создали свои собственные государства на территории империи. Кроме того, она опасалась новых вторжений других варварских племен, первый приступ норманнов “русских” на Константинополь в 860 году был серьезным предупреждением.

В обоих направлениях миссионерская деятельность греческой церкви, под руководством Константинопольского патриархата, тесно сотрудничавшего с императором, казалось, была особенно полезна, чтобы взять под влияние Византии славянское население Балкан, а также опасных соседей, славянских и неславянских.

Эта миссионерская деятельность, которая вообще была менее развита в Восточном чем в Западном христианском мире, была значительно усилена при известном патриархе Фотии. Благодаря своевольному решению императорской власти в 858 г. он сменил законного патриарха Игнатия, и это было началом длительного кризиса в религиозной жизни Византии. Но он оказался одним из самых видных лидеров греческой церкви, кто особенно стремится содействовать распространению христианства даже среди далеких хазар, соседей последних греческих колоний на северном побережье Черного моря. Именно тогда Константин (в монашестве – Кирилл) и Мефодий, братья-греки из Салоник, которые в равной степени выделялись как богословы и как лингвисты, начали свою миссию в 860 или 861. Им не удалось обратить хазарского кагана, который вынес решение в пользу иудаизма, но они были вскоре направлены к славянам дунайского региона. И в это же самое время стало известно, что болгарский хан Борис захотел стать христианином.

В обоих случаях, однако, нужно было решить вопрос относительно того, будут ли новообращённые находиться под церковной властью Константинопольского патриаршества или непосредственно под Римом, вопрос, у которого были и религиозные и политические аспекты, и который должен был стать решающим для всего будущего славян. Пока еще не было определенного раскола между римской и греческой церквями, но уже было растущее напряжение. Напряжение еще усилилось и тем фактом, что папа Николай I не признал назначение Фотия и отлучил его от церкви в 863. Сегодня мы знаем, что даже Фотийский разрыв с Римом в 867 году был отнюдь не окончательный, но этот церковный конфликт, продлившийся до 880 года, подготовил раскол в будущем. И даже Игнатий, который вновь занимал патриарший престол Константинополя с 867 по 877, выступал против Рима в вопросе о новой болгарской церкви, которую он хотел поместить под своей властью.

Несмотря на желание остаться в хороших отношениях с папством, в болгарской проблеме император был непреклонен, и в итоге Борис, который крестился в 864 г., после попытки выяснить какая из сторон предоставит большую автономию новой болгарской церкви , принял решение в пользу Византии, решение, которое, очевидно, также было продиктовано географическими условиями и всей прошлой историей территории, занятой болгарами. Совсем другой была ситуация в старой Паннонии, которая находится в дунайском бассейне к северу от сербохорватских поселений. Там в эти же годы Константин и Мефодий предприняли свою самую важную миссию, возложенную на них Фотием, по привлечению новой славянской силы, так называемой Моравской империи. Результаты их деятельности стали весьма значимыми не только для взаимоотношений различных славянских народов с Византией, но также и для всего будущего Центрально-Востночной Европы.

Похожее изображение

Древние славяне. Только исторические факты
На основании свидетельств латинских писателей уже в I в. н. э. можно говорить о наличии славян в южнорусских степях и Причерноморье. У Плиния Старшего, Тацита и Птолемея сохранились названия племен, которые потом растворились в славянских племенах. О венетах уже с первых веков нашей эры говорится как об одном из наиболее многочисленных славянских племен. Движение славян на Запад связано с непреодолимым продвижением германцев, которое было остановлено лишь завоеванием лангобардами Италии в 568 г.

Картинки по запросу древняя русь и византия

Древняя Русь и Византия. Только исторические факты

Славяне и Византия
Создание славянских государств следует отнести к первой четверти VII в., когда в Моравии образовалось одно из первых славянских государств. Рассказ о нем сохранился лишь в латинских источниках. Начало Моравской державе положил Само. Он появился около 622 г.. когда чешских славян жестоко теснили авары. Само сумел организовать славян. При борьбе за освобождение Моравии они избавились от авар, а в 627 г., по словам хрониста Фредегарда, Само стал королем и процарствовал около 35 лет. От своих 12 жен он имел 22 сыновей и 15 дочерей. Освободив славян от их притеснителей, он успешно боролся и против франков, которые стали искать с ним союза.


Начинаются в 30-х годах IX столетия, и длятся на протяжении трех веков. Возглавляли походы русские князья. Целью походов было продвижение в Европу и Азию, а также получение возможности торговать русским купцам в Царьграде (Константинополе). Завершились походы после разорения Константинополя крестоносцами в 1204 году, и захватом и разграблением Киева половцами в 1240 году.

Первые победные походы

Северных скифов, как называли восточных славян, на Византию состоялись еще в 830 году. Это был обычный грабительский поход по Византийским землям, а конкретно по современным крымским территориям, где находилась Феодосия, и рядом с ней древнейший город Амастрида. Поход принес скифам много военных трофеев, а кто руководил этим походом неизвестно. Больше двух недель скифские войска держали Амастриду в напряжении. Потом собрались и ушли.

Следующий поход организовали русские князья Аскольд и Дир, в 860 году. Они выбрали удобный момент, когда Византийская империя восстанавливалась после войны с арабами. Князья организовали совместную дружину варяг и славян. Они подошли к Константинополю со стороны Черного моря на ладьях. По разным источникам их было от 200 до 360. Жители укрылись в стенах города. В течение шести недель русская дружина осаждала город, грабила и жгла окрестности. Были собраны огромные трофеи. Когда Константинополь могли покорить всего сотня латников, русичи свернули лагерь и ушли. В Константинополе долго не могли понять причины войны, и такого внезапного ухода дружины. Но, когда в 867 году, в Константинополь прибыло посольство из Руси, было заключено торговое соглашение, разрешающее русским купцам вести торговлю на территории Константинополя. Можно вспомнить и влияние Византии на духовную жизнь Киевской Руси. Именно Аскольд и Дир стали распространителями христианства на Руси, они провели первое крещение славян.

Утверждение русского влияния в Византии

Следующий поход князя Олега, в 907 году, завершился победоносно, и описан в "Повести временных лет". Князь Олег направил на Константинополь 2 тысячи ладей со стороны моря, и еще такое же количество пеших солдат по суше. Хотя существует легенда, что русичи приплыли на ладьях, затем приделали к ладьям колеса и использовали их дальше как повозки для передвижения по суше. Горожане в знак повиновения вынесли навстречу князю ключи от города, отравленное вино и еду. Князь не принял угощения, а на воротах города прибил свой щит. В этом же году был подписан договор о торговле. Византийцы обязывались оказывать полное содействие русским купцам. Следующий торговый договор был заключен князем Олегом в 911 году. Русские купцы получали право беспошлинной торговли на территории Константинополя. Византийцы обязывались предоставлять им места для проживания и торговли, а также все необходимое для возвращения домой. Русская сторона обязана была помогать в войнах с хазарами, половцами и арабами. Союзники добросовестно выполняют свои обязательства. Весной в Византию прибывала русская флотилия, доставлявшая купцов в Константинополь. Осенью суда возвращались домой, груженые дорогими натуральными шелками и специями.

Первый провальный поход

Произошел в 941 году. Когда русский князь Игорь пошел войной на нынешние крымские территории. Есть предположение, что русская дружина помогала греческим войскам в походе против хазар. Но, в походе произошло что-то совсем непредвиденное, после чего славяне повернули оружие против своих союзников. Русская флотилия атаковала неприятеля в Керченском проливе, вот там и произошли переговоры русичей и хазар, завершившихся войной русских с Византией. Греки оказали мощное сопротивление, использовав "греческий огонь", легко воспламеняющуюся смесь из нефти, серы и масла. Большая часть русских кораблей была сожжена и потоплена. Уцелевшие корабли отошли к побережью Малой Азии, а войска высадились на побережье, разорили и сожгли районы Вифинию и Пафлагонию. Византийцы вытеснили русских на корабли, которые потом снова расстреляли "греческим огнем". Уцелели единицы.

В 944 году , князь Игорь снова собрал войско для нового похода в Византию. Кроме русских, в войне принимали участие половцы и печенеги. Всего более 80 тысяч человек. Планировалось наступление и на суше, и по морю. Греческий император Роман I приказывает встретить войско на Дунае и заключить мирный договор. Этот торговый договор одновременно был и политическим. Он оставлял права русским купцам на территории империи, и в ответном порядке разрешал купцам из Византии торговать на русских территориях. По мирному договору, Киевская Русь уже признавалась независимым государством. С этого времени государства сохраняли добрососедские связи.

Союз против Византии

Был заключен, в 968 году, князем Святославом Игоревичем и болгарским царем Борисом. Этому событию предшествовали полный разгром болгарских войск. Святослав мечтал устроить свою резиденцию на Дунае, в городе Переяславец, и оставить балканские земли за Русью. Византия устраивает нашествие печенегов на Киев, и князь возвращается домой. В 969 году, Святослав организует новый поход на Болгарию. Почти приблизившись к цели, войско было разгромлено под Аркадиополем, а сохранившиеся части Святослав вывел к Дунаю. Уже в крепости Доростол взяты в осаду, которая продолжалась 3 месяца. В июле 971 года, произошло заключительное сражение. Русские дружины полностью разгромлены, князь Святослав вынужден был подписать мирный договор с императором Иоанном I. На обратном пути князя Святослава поджидали печенеги, в сражении князь погиб. Есть предположения, что печенеги неслучайно поджидали Святослава. Они пришли по договоренности с византийцами. А территория Болгарии полностью попала под власть империи.

Крещение Руси

В 987 году, император Византии Василий II, просит князя Владимира Святославовича оказать военную помощь в походе на Болгарию, где повсеместно стали подниматься восстания. Владимир соглашается, но требует взамен отдать за него замуж сестру императора - принцессу Анну. Василий соглашается. После покорения Болгарии князем Владимиром Василий не спешил отправлять Анну в Киев. Весной 988 года, князь Владимир со своей дружиной занимает город Херсонес, принадлежавший Византии. Император Василий II отсылает Анну в Херсонес, и вновь выдвигает требование - отказаться от языческой веры и принять христианство. Владимир возвращается домой, и проводит всеобщую христианизацию Руси.

Последние войны

В 1043 году , когда Византийская империя сделала попытку ограничить права русских купцов, состоялся еще один поход. Русский князь Владимир Ярославович снарядил многотысячное войско, и на кораблях отправился в Константинополь. Византия достойно ответила на агрессию. Флот россиян был сожжен. Мирный договор заключили в 1046 году, не желая вести бессмысленное кровопролитие.

Последнее военное столкновение русских дружин и византийской армии произошло в 1116 году. Когда Византия присоединила к империи Тмутараканское княжество (территория современного Крыма), киевским князем Владимиром Мономахом был организован поход на Дунай, чтобы оказать давление на империю.

В войне Византии с Венгрией, 1182-1185 годы, Киев поддерживал сторону Венгрии. Чтобы нейтрализовать русских, Византия устроила междоусобную войну Киевской Руси.

Читайте также: