Кратко витте сергей юльевич витте

Обновлено: 05.07.2024

Дата и место смерти: 1915 (65 лет), Петроград, Россия

Род деятельности: дипломат, государственный деятель, политик

Успешный финансист, экономист и дипломат, граф Витте одновременно укреплял и разрушал империю. В краткой биографии показаны его эффективные методы управления и финансового обеспечения, и поддержка радикальных либералов; блистательная дипломатия в Китае и невразумительный Портсмутский мир.

Детство и юность Сергея Витте, наследника остзейского дворянского рода, прошли в Закавказье. Окончив Тифлисскую гимназию, он поступил в университет, который носил название Новороссийского (Одесса). Способному ученику предлагали место на университетской кафедре, но родные выступили резко против.

Витте, по собственной инициативе провел успешные переговоры с террористами из народовольцев. Их террор был приостановлен и царь, который был в восторге от верноподданнического поступка, обратил внимание на Витте. Вскоре Сергей Юльевич стал министром.

Витте смог значительно повысить рентабельность железных дорог. Это подвигло монарха назначить его министром финансов. На высокой должности Сергей Юльевич установил винную монополию, подготовил немало земельных законов, провел денежную реформу и в рекордные сроки смог завершить строительство транссибирской магистрали

На Дальнем востоке

После интервенции в Китай европейских держав Витте проявил себя, как дипломат, добившись для России выгодного договора. Однако, выступив против дальнейшего продвижения в Поднебесную, навлек на себя немилость Николая II. Будучи в фактической отставке Сергей Юльевич был направлен на переговоры о мире с Японией, победившей Россию в войне 1904-1905гг.

Половину Сахалина - Японии

Бывший министр скончался в 1915 году от менингита. Оба его брака детей супругам не принесли, и отпевание прошло в кругу, в основном официальных лиц.


Одним из самых выдающихся деятелей Российской империи периода правления Александра III и Николая II был Сергей Юльевич Витте. Его годы жизни – 1849-1915, а деятельности на важных государственных постах – с 1889 по 1906 год. Он успел проявить себя во внутренних и внешних делах.

Биография Витте – XIX век

Фамилия у Сергея Юльевича немецкая. Он происходил из семьи балтийских немцев, но его матерью была дочь саратовского губернатора, а отец после заключения брака перешел в православие из лютеранства.

Сергей Витте

Рис. 1. Сергей Витте.

До 1865 молодой Сергей Витте жил в современном Тбилиси, который тогда назывался Тифлис. Оттуда его семья переехала сначала в Кишинев, а потом в Одессу, где Сергей Юльевич поступил в Новороссийский университет. После его окончания в 1870 году он начал карьеру в канцелярии Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства. Следующим местом его работы стало управление Одесской железной дороги, где он поднялся до должности руководителя службы эксплуатации.

В годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов он отличился при перевозке солдат к местам боевых действий и был замечен великим князем Николаем Николаевичем (сын императора Николая I). В Петербург он переехал в 1879 году. В столице он занялся разработкой проекта устава железных дорог Российской империи. Работа в Петербурге оказалась недолгой и в 1880 году Сергей Юльевич переехал в Киев для работы в администрации Юго-Западных железных дорог.

На новом рабочем месте его начальником стал ученый Иван Вышеградский, который через несколько лет станет министром финансов России. В 1880-ые годы Витте познакомился с императором Александром III, которого заинтересовал своими взглядами на развитие железных дорог. По просьбе императора он перешел на службу в департамент железнодорожных дел при министерстве финансов, то есть снова уехал в Петербург в 1889 году.

В 1891 году он совместно с Д. Менделеевым разработал новый таможенный тариф России. Он стал защитным барьером для молодой российской промышленности.

В том же 1892 году Сергей Юльевич получил назначение на должность министра финансов, которую занимал 11 лет. Этот период стал самым продуктивным в биографии Витте. За эти годы он успел:

  • Ускорил строительство Транссибирской магистрали.
  • Заключил выгодный 10-летний торговый договор с Германией в 1894 году.
  • С 1895 года стал вводить винную монополию.
  • Добился соглашения империи Цин (Китая) на строительство КВЖД в Маньчжурии.
  • Провел денежную реформу 1897 года и обеспечил рубль золотом. Это повлекло рост притока иностранных капиталов и инвестиций.
  • Провел в 1898 году реформу налогообложения торговли и промышленности.
  • Принял участие в решении крестьянского вопроса. Например, добился отмены круговой поруки в общине и телесных наказаний.

В период работы Сергея Витте в сфере железнодорожных перевозок в российских поездах появились знаменитые металлические подстаканники. Они были устойчивее обычных кружек и поэтому используются до сих пор.

Витте Сергей

Рис. 2. Витте Сергей.

Последние годы жизни

К 1900 году Витте занимал не только министерскую должность, но и получил чин действительного статского советника. В 1903 он стал председателем Комитета министров. Фактически это была почетная отставка, хотя Сергей Юльевич в 1903 стал также членом Государственного совета и членом комитета финансов, а в 1911-1915 был председателем последнего. В 1904 им был заключен еще один торговый договор с Германией.

В 1905 году он отправился в США, чтобы в городе Портсмуте подписать мирный договор с Японией. В том же году Витте получил титул графа, принимал участие в подавлении революции и в составлении Манифеста 17 октября. В короткий период на рубеже 1905-1906 годов он работал председателем обновленного Совета министров. В 1906 вел переговоры с Францией о займе. В отставку он ушел в 1906 году по своему желанию, жил в Петербурге, написал мемуары, пережил покушение и умер в феврале 1915 года от менингита.

Витте подписал Портсмутский мир с Японией. Он начале XX века выступал против экспансии на Ляодунском полуострове, который стал театром боевых действий. Условия договора были таковы, что Россия уступила Японии не только Порт-Артур, но и половину острова Сахалин, поэтому граф получил прозвище “Полусахалинский”.

Граф Сергей Витте

Рис. 3. Граф Сергей Витте.

Что мы узнали?

Краткую биографию Витте Сергея Юльевича необходимо знать для лучшего понимания истории России в конце XIX-начале XX века. Он проявил себе в таких сферах, как финансы и железные дороги, а также во внешней политике.


Судьба неблагосклонна к высокопоставленным государственным чиновникам-реформаторам. Несмотря на то что их усилиями начинается новый этап развития страны, современники не всегда способны оценить их по достоинству. Так было и с Сергеем Юльевичем Витте.

Краткая биография

Сергей родился в Тифлисе 29 июня 1849 года. Отец, выходец из Голландии, руководил сельскохозяйственным департаментом в канцелярии генерал-губернатора Кавказа. Мать происходила из рода князей Долгоруких, высокопоставленной семьи российского дворянства, все члены которой занимали видные посты в государстве.

Детство на Кавказе было счастливым. Потом юноша поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета, который окончил с ученой степенью кандидата. Юноша мечтал о научной карьере, но прислушался к совету друга семьи, министра связи, и поступил на службу в администрацию.

Граф Витте Сергей Юльевич

Способности и усердная служба в итоге привели графа в самое сердце имперской политики и финансов. Неизвестно, как бы сложилась биография Сергея Юльевича Витте. Краткая служба в областной администрации дала ему необходимый для дальнейшей карьеры управленческий опыт.

На Одесской железной дороге

Молодой человек был очень дисциплинированным. Сергей вел упорядоченную жизнь, навязанную отчасти семейной бедностью, а отчасти стремлением сделать успешную карьеру.

Граф С. Ю.Витте

Во время войны

К началу Русско-турецкой войны Сергей Юльевич уже контролировал все движение транспорта, проходившего по Одесской железной дороге. С увеличением грузоперевозок он разработал новую систему работы в две смены, чтобы избежать задержки грузов, отправлявшихся на фронт.

Граф Сергей Юльевич Витте продемонстрировал свободу от сословных и националистических предрассудков, назначив своими подчиненными людей всех национальностей — евреев, поляков, украинцев — и установив благоприятные отношения с прессой.

Витте Сергей

Его экономическая прозорливость проявилась в сборе и использовании железнодорожной статистики, а также в применении эффективного тарифа на перевозку, в результате чего он снизил ставки фрахта и увеличил доходы железной дороги.

Петербург

Сергей Витте

В основе политики нового министра лежали далеко идущие планы индустриализации империи. Он устранил большинство факторов, мешающих экономическому развитию страны.

Экономические реформы

Используя всю полноту власти, С. Ю. Витте провел масштабные реформы:

  • перестроенный Государственный банк предоставил капитал для индустриализации;
  • были созданы русские пароходные компании, морские и инженерные училища;
  • поощрялись сберегательные кассы;
  • было реформировано корпоративное право;
  • введена винная монополия;
  • проведена денежная реформа;
  • введен "золотой стандарт", рубль стал конвертируемым.

Сергей Юльевич сумел привлечь крупные займы от зарубежных инвесторов для финансирования российской индустриализации.

Наибольшее внимание министр финансов уделил строительству железных дорог, в том числе Транссибирской магистрали, строить которую начали в 1891 году.

Он рассматривал ее экономический стимул как связующее звено между европейской и азиатской Россией, как способ сделать Россию главным посредником между Западной Европой и Дальним Востоком.

В течение почти десяти лет реформы Витте пользовались значительным успехом, но на рубеже веков международная неопределенность сократила поток иностранных инвестиций в Россию. Забастовки и крестьянские волнения в стране показали, что население не хочет мириться с понижением уровня жизни, вызванным его экономической политикой.

Почетная опала

Влиятельные чиновники из сельскохозяйственных департаментов, всегда враждебно относившиеся к индустриализации, интриговали против С. Ю. Витте при дворе. В 1903 г. Николай II освободил его от должности министра финансов и назначил председателем Комитета министров.

Бывший министр финансов был вынужден беспомощно наблюдать, как царское правительство ввязывается в войну с Японией.

В июле 1905 года царь назначил его главным российским полномочным представителем для ведения мирных переговоров с Японией. Эта должность, на которой он пребывал период совсем краткий, в биографии Сергея Юльевича Витте также оставила свой след. Он опять продемонстрировал свои недюжинные способности и добился очень благоприятных условий для России, но этот успех не сделал его более популярным.

На политическом уровне Сергей Юльевич использовал свое влияние и убедил царя издать “Октябрьский манифест” 1905 года.

Он сыграл важную роль в организации подавления восстаний войск на Дальнем Востоке, забастовок на юге России и крестьянских восстаний в прибалтийских губерниях в 1905-1906 годах.

Министр финансов Витте

С. Ю. Витте сумел заключить в 1906 году ряд соглашений с европейскими банкирами о займах, которые позволили восстановить финансовую систему Российской империи, находившуюся на грани фактического краха из-за поражения на Дальнем Востоке и широкомасштабных восстаний 1905 года.

Это была последняя возможность графа послужить Отечеству. В апреле 1906 года он был вынужден уйти в отставку, потеряв то малое доверие, которое царь испытывал к нему.

Витте не вернулся больше на службу, его попытки влиять на политику Российской империи оказались тщетными. В 1914-1915 годах он безрезультатно убеждал российское правительство не вступать в Первую мировую войну.

Сергей Юльевич умер 13 марта 1915 года, предвидя катастрофу империи.

Биография Сергея Юльевича Витте, краткое описание которой представлено в статье, является олицетворением служения Отчизне.


1905 год. Сергей Витте "Исторические хроники" Сто полнометражных фильмов о истории России.

Сергей Витте — биография

Сергей Витте – один из самых популярных деятелей индустриализации, сторонник многочисленных реформ. Он стал создателем грандиозного магистрального пути между столицей и Сибирью. Также прославился в качестве гениального министра.

С фамилией Витте связывается появление легендарной Транссибирской магистрали, которая не только соединяет Дальний Восток и Москву, но и превратилась в популярный туристический маршрут.

Юношеские годы

Родился великий политический деятель России на Кавказе в 1849 году. Бедное, но родовитое дворянское семейство проживало в Тифлисе. Глава рода Витте был по происхождению немцем, его семья вступила в дворянство еще в середине 19-го века. Родословная по матери была связана с великими Долгорукими, что было для маленького Сергея особым поводом для гордости.

В семье подрастало пятеро детей – две дочки и трое сыновей. Детство малыша прошло у А.М. Фадеева, его дедушки со стороны матери. Любимая бабуля научила маленького Сережу читать и писать.

Когда мальчик подрос, пришло время отдавать его в школу. Сергей поступил в Тифлисскую гимназию, где имел репутацию не очень хорошего ученика. Юному реформатору не нравились точные науки и дисциплина, но он был в восторге от фехтования, катания на лошадях и музицирования.

Хотя оценки у Сергея в аттестате были плохими, он решает поступать в университет. Для этого он едет в Одессу, однако первая попытка закончилась провалом. Юноше пришлось вновь уехать в родной город и продолжить обучение в гимназии. После долгой и кропотливой зубрежки и повторений Сергей поступает в университет.

Карьерный рост

Хотя в детстве научные труды мало интересовали Сережу, с годами все изменилось. Когда Витте закончил вуз и получил диплом, он хотел остаться работать на кафедре. Молодого человека очень привлекала научная работа. Однако его мать с дядей быстро отговорили Сергея, посчитав, что дворянину не пристало заниматься наукой. По наводке родственников юный Витте решает устроиться на государственную работу.

В то время в России начинается масштабное строительство железнодорожных путей. Частные инвесторы вкладывали огромные деньги в это. Сергею пришлась по душе модная и актуальная отрасль. Под покровительством знатного друга семьи юноша устраивается работать в отдел Одесской железной дороги. Индустриализация захватывает внимание Витте, он видит будущее страны только в техническом прогрессе.

Сергей Юльевич Витте

История могла и не увидеть стремительной карьеры Сергея Витте, если бы не интересный случай. В 75 году 19 века произошло невероятное – на путях в катастрофе погибло несколько человек, ехавших на поезде. Начальник пути, а также молодой Витте были приговорены к четырехмесячному аресту. Однако один из князей смилостивился, отметив прошлые заслуги молодого служащего. Только решение высокопоставленного вельможи спасло Витте от ареста. В качестве наказания несчастный работник должен был отсидеть две недели на гауптвахте, куда Витте приходил только ночью – днем он продолжал трудиться в конторе.

Вскоре карьера юного чиновника начала молниеносно развиваться.

Сергей Юльевич Витте

В 80-х годах 19 века талантливый управленец впервые видит Александра III. Знакомство ознаменовало карьерную биографию будущего министра. Глава монархического государства благоволил Сергею и последнего вскоре назначают руководителем недавно созданного Департамента по вопросам железной дороги. Организация находилась при Минфине. Александр сам мечтал о великом будущем для своего государства и видел в Витте соратника, друга и единомышленника.

Сергей Юльевич Витте

Сергей ни на миг не забывает о железной дороге – начинает продвигать отрасль, скупает линии передач за счет государственных средств. Основным его достижением считается создание и реализация проекта Транссибирской магистрали.

Читайте также: