Первые конфликты середины xx века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Программа факультативного курса для 11 класса.

34 часа

Пояснительная записка:

Актуальность и содержательная новизна курса. Важность предлагаемого факультативного курса определяется, прежде всего, тем, что в современных условиях сохраняются очаги напряженности в различных регионах земного шара, зарождение которых произошло или же достигло своего апогея в XX в.

Изучение проблем международных отношений приобретает большое значение в силу неуклонно развивающейся глобализации и по причине осознания нового места России в меняющемся мире. События международной жизни отражают все большую взаимозависимость государств как в рамках отдельных регионов (Евросоюз, СНГ, АСЕАН, арабские страны), так и во всемирном масштабе. Таким образом, развитие каждой страны все более зависит от развития человечества в целом.

В это смысле прошедшее столетие дает обширный и разнообразный материал для размышлений. По количеству этапных событий для отдельных государств и всего человечества в целом оно является одним из самых динамичных и насыщенных.

В конце XX в. В исторической науке возникло новое направление – глобальная история. Учащиеся должны получить адекватное представление о нем, равно как и о возникшей намного раньше, но критиковавшейся отечественными историками, геополитике.

Особую значимость на сегодняшний день приобретает также формирование у учащихся умения адекватно воспринимать и оценивать события периода новейшей истории на примере анализа причин, хода и последствий войн и конфликтов локального характера.

факультативного курса – знакомство учащихся с геополитическими, дипломатическими и военными аспектами локальных конфликтов XX в.

Задачи курса:

- углубление знаний учащихся по ключевым проблемам история международных отношения XX столетий;

- формирование у учащихся представлений о характере и специфике международных отношений и месте в них локальных конфликтов;

- приобретение обучающимися знаний по проблемам геополитике, дипломатии, история войн и военного искусства;

- развитие умений учащихся классифицировать исторические события на примере изучаемого материала, устанавливать причинно-следственные связи и давать объективные оценки изучаемым историческим явлениям при рассмотрении конкретных конфликтных ситуации;

- воспитание у обучающихся отрицательного отношения к использованию силовых методов для разрешения международных проблем, а также привитие гуманистических чувств по отношению к жертвам локальных войн и конфликтов.

Место курса в образовательном процессе .

Определенную информацию о локальных конфликтах, в которых участвовал Советский Союз, учащиеся основной школы могут получить при изучении курса отечественной истории, содержательная часть которого предполагает знакомство с политикой СССР в отношения Афганистана, на Ближнем Востоке, в Корее.

Таким образом, выпускники основной школы должны получить первичные знания по истории локальных конфликтов в XX веке. Однако очевидно, что есть потребность вернуться к их рассмотрению в старшей школе.

Но ограниченный объем часов на изучение новейшей истории Отечества и зарубежных государств, а также обществознания позволяет учащимся познакомиться с данными вопросами лишь поверхностно.

Основной формой работы предполагает лекционно-семинарская с привлечением исторических источников, проведением дискуссий, встреч с ветеранами локальны войн и конфликтов, использование аудио-, видео-, мультимедийных материалов.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса учащиеся должны:

- знать фактический материал про истории локальных конфликтов в XX в.;

- иметь представление об основах геополитике, дипломатии, международного права в период вооруженных конфликтов;

- давать самостоятельную оценку характеру тех или иных локальных конфликтов XX в., опираясь на имеющиеся документальные источники и литературу;

- уметь аргументировать собственное мнение и отстаивать свою точку зрения по рассматриваемым в курсе проблемам;

- осуществлять поиск дополнительной информации по изучаемым темам, в том числе в сети Интернет;

- уметь соотносить собственные знания и представления с имеющимися в общественном мнении как у нас в стране, так и за рубежом.

Содержание курса

Тема 1
Основные понятия геополитики, дипломатии
и международного права
в период вооруженных конфликтов
(6 ч)

Основные понятия международного права. Объекты и субъекты международного права. Дипломатическое право. Мирные средства разрешения международных споров. Ответственность в международном праве. Международное право вооруженных конфликтов.

Ближневосточный конфликт . Истоки ближневосточного конфликта. Проблема создания еврейского государства в Палестине. Сионизм. Палестинская проблема в ООН. Арабо-израильские войны 40-80-х гг. XX в. И их основные итоги. Переговорный процесс. Создание палестинской автономии на территории Израиля. Современные оценки ближневосточного конфликта.

Карибский кризис. Причины советско-американского противостояние из-за Кубы. Планы сторон. Дипломатические усилия мирового сообщества по урегулированию кризисной ситуации. Вывод советских ядерных ракет с территории Кубы и американских из Турции. Исторические уроки карибского кризиса.

Советско-китайский пограничный конфликт. История формирования российско-китайской границы. Возникновение территориальных споров между странами. Ухудшение советско0китайских отношений в конце 50-х – начале 60-х гг. и их влияние на пограничные претензии КНР. События на острове Даманский и реке Уссури. Современные оценки конфликта в России и КНР. Дипломатическое урегулирование конфликта осенью 1969 г.

Афганская проблема. Приход сторонников идей социализма к власти в Афганистане в апреле 1978г. Гражданская война. Вмешательство СССР. Международные отношения вокруг Афганистана. Оценка Афганского кризиса.

Ирано-иракская война. Кувейтский конфликт. Причины войны. Ход боевых действий. Позиции воюющих сторон. Роль ООН в урегулировании кризиса. Потери воюющих сторон.

Югославский кризис. Исторические предпосылки распада Югославской федерации. События в Боснии и Герцеговине. Сербского-албанский конфликт в Косово. Вооруженное вмешательство НАТО. Приход к власти в Косово албанских сепаратистов. Падение режима С. Милошевича. Новые тенденции формирования миропорядка события в Югославии.

Война в Ираке. Положение в Ираке после Кувейсткого кризиса. Санкции ООН в отношении Ирака. Попытки мирового сообщества урегулировать кризис дипломатическим путем. Вторжение войск американо-британской коалиции и наступление на Багдад. Крушение режима С. Хусейна. Итоги конфликта.

Афганистан. Падение режима Наджибуллы в Кабуле. Приход к власти исламской оппозиции. Противоречия внутри руководства исламистов. Приход к власти движения Талибан. События сентября 2001 г. В США и их влияние на Афганистан. Свержение режима талибов.

Повторительно-обобщающие занятия
(4 ч)

Календарно-тематическое планирование курса.

Номер занятия


Тема раздела

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Основные понятия геополитики, дипломатии
и международного права
в период вооруженных конфликтов. Основные понятия международного права

Едва только были подписаны соглашения Союзников после II мировой войны, как мир раскололся на два непримиримых лагеря. Но помимо коммунистов и капиталистов нашлось немало стран, готовых с оружием отстаивать свою точку зрения.

Ниже топ-5 военных противостояний 2-й половины XX в. В список не попали внутригосударственные конфликты. Например, Корейская война, война в Югославии, КТО в Чечне и многие другие.

5. Ирано-иракская война

Самая масштабная война после II мировой началась в 1980 г. Действующими лицами стали Иран и Ирак. Поводом к противостоянию стали споры Багдада и Тегерана из-за небольшого клочка земли на границе. Пока в Иране царил хаос, вызванный Исламской революцией, Хусейн повел свои войска в атаку.

Кампания давалась тяжело. Иракцы медленно продвигались вглубь неприятельской территории, встречая упорное сопротивление небольших иранских гарнизонов и местных жителей. Иранцы же были слабо готовы к боевым действиям.

К концу 1982 г. силы Багдада кончились, и Иран провел 3 контрнаступления. Первое окончилось провалом, но 2 следующих стали успешными. Иранцы не только выдавили врага со своей территории, но и вторглись на его земли. Ситуация зеркально отобразилась.

Следующей фазой войны стали удары противников по нефтяным месторождениям. Противостояние так бы и продолжалось, но силы сторон иссякли, и в 1988 г. было заключено перемирие. Формальным победителем стал Ирак, хотя проиграли обе страны. Война стоила им колоссальных денежных средств, тысяч жизней граждан и разрушенной инфраструктуры.

4. Шестидневная война

Конфликт между Израилем и мусульманами Ближнего Востока начался в момент появления иудейского государства и не прекращается до сих пор. Сутью его является само существование Израиля.

В этой истории было все: и разгром израильскими войсками объединенной мусульманской группировки, усиленной советскими военспецами, и многочисленные террористические атаки на мирные израильские города, и обмен полевых командиров на одного солдата, и выкраденные документы, и многое другое.

Самой памятной в этой череде конфликтов стала Шестидневная война, в которой Израиль в одиночку сражался с сирийцами, иорданцами, алжирцами, иракцами и египтянами. Несмотря на то, что силы сторон были не равны, Израиль вышел победителем.

Удар израильтян был сокрушительным. В первые часы войны авиация иудеев практически полностью уничтожила ВВС своих противников. Не менее впечатляющим был успех на суше.

В результате боевых действий Израиль оккупировал территории, почти в 4 раза превосходящие его площадь.

3. Война в Персидском заливе

Одержав верх в войне против Ирана, иракский диктатор Хусейн загорелся идеей подчинить себе весь Персидский залив. Его войска вторглись в Кувейт и довольно быстро завоевали его. Но успех оказался ложным. Действия Ирака нашли негативный отклик среди мировой общественности. Хусейн игнорировал попытки ООН усадить его за стол переговоров.

Тогда было принято решение о начале международной операции против Ирака. В войне участвовало более полумиллиона солдат из десятков стран. Основу объединенной армии составили вооруженные силы США.

Союзные армии наголову разбили иракцев. Потери были катастрофическими. Называется цифра в 200 000 человек.

Высокоточное оружие уничтожило большую часть военной техники Ирака. Багдад начал покидать оккупированные земли, уничтожая инфраструктуру, поджигая нефтяные поля и сбрасывая нефть в Персидский залив. Так он стал изгоем в мире.

Это была не последняя война между Саддамом и его бывшими союзниками из Вашингтона. В 2003 г. новая коалиция положила конец режиму диктатора.

2. Афганская война

В 1979 г. советское руководство решило ввести в соседний Афганистан войска для поддержки режима Амина. Так началась 10-летняя война, стоившая СССР существования.

Москва быстро установила контроль над городами и основными инфраструктурными объектами, но большая часть Афганистана – это гористая местность с затерянными аулами. Здесь царствовали моджахеды.

Конфликт превратился в войну регулярной армии с партизанами. Афганцев активно поддерживали страны НАТО и Китай. Помощь заключалась в основном в поставках оружия и военных советниках.

С середины 80-х, понимая бесперспективность войны, советское командование постепенно передает ведение сражений местной армии. СССР же помогает братскому народу авиацией и саперной техникой.

К 1989 г. война окончательно истощила Кремль. Союз не мог больше содержать контингент войск за рубежом. Кроме того, армия морально разлагалась, а социум узнал, что такое афганский синдром.

После ухода союзной армии Кабул еще какое-то время пытался сопротивляться моджахедам, но в 90-х в стране воцарился исламизм.

1. Вьетнамская война

Самый известный конфликт новейшей истории начался как гражданская война между коммунистами и капиталистами. Постепенно в конфликт стали втягиваться все новые действующие лица. Больше всех во Вьетнамской войне увязли американцы.

Армия США не смогла одолеть полупартизанские отряды вьетконговцев, которых поддерживали все коммунистические страны. В войсках процветали наркомания и анархизм. Поначалу вьетконговцы не делали различий между своими южными согражданами и американцами, равно убивая и тех, и других. Но в 1969 г. ситуация изменилась. Руководством Северного Вьетнама было принято решение о приоритете американских целей.

Система, созданная после II мировой войны, постепенно ветшает. К лидерству стремятся новые страны, а прежние не хотят это лидерство уступать. Такое столкновение рождает самые разные конфликты: от гибридных войн до торговых.

Мировые войны 20 века ставили на границу гибели людскую цивилизацию, и были тяжелейшим испытанием для человечества, гуманистические ценности которого выработаны в течение всей его предшествующей истории. В тоже время они являлись отражением коренных перемен, которые происходили в миром пространстве, и одним из страшнейших последствий самого хода развития цивилизации.

В 20 столетии произошел серьёзный сдвиг в мировоззрении людей, ставший итогом перемен в экономической, политической, идеологической, культурной, научной, технической и медицинской сферах.

В политической сфере от колониальных аграрных империй 19 столетия мир переходил к индустриальным республиканским странам. Политической катастрофой глобального масштаба стала череда войн и революций в первой половине 20 столетия – то был период революционных изменений в крупных мировых державах, и связанных с этим межгосударственных, межкоалиционных, гражданских войн. Усугубило ситуацию то, что ускорившийся технологический прогресс дал возможность противоборствующим сторонам довести средства войны до беспрецедентной силы разрушительности. .

Первая мировая война (28.07.1914 – 11.11.1918 гг.)

Это один из наиболее широкомасштабных вооружённых конфликтов в человеческой истории.

Еще до войны в Европе возрастали противоречия меж величайшими державами:

  • Австро-Венгрией;
  • Германией;
  • Францией;
  • Россией;
  • Великобританией.

Германия хотела скорее захватить спорные и не попадавшие под колониальную зависимость регионы, а также угрожала колониальным владениям Франции, Англии, Нидерландов, Бельгии и Португалии. Потом она стала угрожать самому существованию огромных колониальных империй Европы: Франции, Великобритании, которые были вынуждены соединиться в союз Антанту.

В итоге проигранной ею войны Германия вынуждена была подписать Версальский договор от 28.06.1919 года, составленный странами-победительницами на Парижской мирной конференции, завершившей официальным образом Первую мировую войну.

Готовые работы на аналогичную тему

Итогами Первой мировой войны явились Октябрьская и Февральская революции в России и Ноябрьская революция в Германии. В итоге войны прекратили существовать четыре империи: Австро-Венгерская, Российская, Германская и Османская. Страны-участницы утратили приблизительно двенадцать миллионов человек, в их числе и мирных жителей, а около пятидесяти пяти миллионов человек были ранены.

Великая Октябрьская Социалистическая Революция

Одним из крупнейших политических событий 20 столетия, повлиявшим на дальнейший ход мировой истории, явилась Великая Октябрьская Социалистическая Революция, произошедшая в России в октябре 1917 года.

В итоге Октябрьской революции Временное правительство было свергнуто, и власть взяло в руки правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, большая часть делегатов которого состояла из большевиков и их союзников, левых эсеров, поддержанных некоторыми национальными организациями, небольшой части меньшевиков-интернационалистов, и некоторых анархистов. В ноябре новое правительство обрело поддержку большинства делегатов Чрезвычайного Съезда крестьянских депутатов.

Временное правительство свергли в процессе вооружённого восстания 25-26 октября (7-8 ноября по новому стилю), главными организаторами которого являлись: Л. Д. Троцкий; В. И. Ленин; Я. М. Свердлов и др.

Причинами октябрьской революции 1917 года стали:

  • усталость от Первой мировой войны;
  • сельское хозяйство и промышленность государства были на грани полного развала;
  • катастрофический кризис в экономике;
  • нерешенность аграрного вопроса и обеднение крестьянского населения;
  • оттягивание социальных и экономических реформ;
  • противоречия Двоевластия.

В России была начата Гражданская война (1920-1921 гг.), явившаяся последствием октябрьской революции 1917 года.

Вторая мировая война (1 сентября 1939 - 2 сентября 1945)

Война двух мировых военно-политических коалиций, которая стала самой крупной войной в человеческой истории (мировая война). В войне принимало участие 72 государства, которые существовали на тот момент, это восемьдесят процентов от населения земного шара. Боевые действия производились в водах четырёх океанов и на территории трех континентов. Это был единственный конфликт, в котором было использовано атомное оружие.

Предпосылки Второй мировой войны непосредственно вытекают из так именуемой Версальско-Вашингтонской системы – расстановки сил, которая сложилась после Первой мировой войны. Главные победители (Великобритания, Франция, США) оказались неспособными сформировать новую устойчивую систему мироустройства – побеждённые подверглись унижению, два их основных государства-противника (Турция и Австро-Венгрия) были расчленены. Германия лишилась возможности участвовать в международных делах полноценно, она ограничивалась в возможности создания, полноценных вооруженных силы, и была обложена контрибуцией, но разделена при этом не была.

В государствах-победителях шел разброд, который был объясним, в том числе сложностью ситуации, в которую они попали. Перед победителями стояла сложнейшая двоякая задача - ликвидация угрозы со стороны Германии и борьба с новой опасностью – распространением коммунизма из СССР. Выход нашелся в создании буферных стран – так были узаконены состоявшийся в 1918 распад Австро-Венгерского государства, обретение независимости Венгрией, провозглашение не существовавшей прежде Чехословакии, воссоздание не существовавшей с 18 столетия Польши.

Европа разделилась на два лагеря: восточный социалистический и западный капиталистический. Отношения меж двумя блоками стали резко ухудшаться. Уже через пару лет после завершения Второй мировой войны началась новая – Холодная война.

Официальный сайт ГБОУ СОШ № 625 Невского района Санкт-Петербурга

Версия для слабовидящих

Поиск по сайту

Свежие записи

Избавление от коррупционной зависимости

Информация об организации в части соблюдения стандарта ведения безопасной деятельности

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 625 с углубленным изучением математики Невского района Санкт-Петербурга имени Героя Российской Федерации В.Е.Дудкина.

Государственная лицензия на образовательную деятельность № 0000897 и аккредитация

Читайте также: