Наука нового времени кратко

Обновлено: 05.07.2024

Новое время – эпоха буржуазных революций, великих географических открытий, становления принципиально новой государственности и права, бурного развития науки и постановки ее на службу практики. Названные процессы были сопряжены с рационализацией многих сторон общественной жизни: экономики, государственного строительства, науки и культуры. Происходит дальнейшее обособление философии от религии, главную свою задачу философия видит в определении методологии научного познания. Важнейшие представители философии Нового времени – Фрэнсис Бэкон, рене Декарт, Томас Гоббс, Барух Спиноза, Джон Локк, Готфрид Лейбниц. Основные проблемы, к которым обращается философия – теория познания (учение о методах познания), учение о бытии (онтология) и социальные теории (учение о государстве и праве).

Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвало к жизни новую ориентацию философии. Если в Средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку. Перед философией встала задача обобщения естественнонаучных открытий в единую картину мира и разработки теории познания.

Новое время ознаменовало возникновение науки как таковой: профессионализация ученых и их подготовка в университетах, институализация науки, возникновение стабильных форм научной коммуникации, возможность практического применения достижений науки и социальный престиж ученого – все это обеспечило быстрое наращивание научного потенциала.

Уточним основные черты науки Нового времени:

— Во-первых, наука Нового времени основана на опыте и эксперименте.

— Во-вторых, она неотделима от математики, поскольку выражает закономерные связи в природе с помощью чисел.

— В-третьих, эта наука сориентирована на практическую пользу. Именно в Новое время наука становится производительной силой общества, поскольку посредством инженерной деятельности ее открытия целенаправленно внедряются в производство. А со временем она становится движущей силой обновления военной техники.

Естественно, что в этих новых условиях большинство философов уже исходят из самостоятельности разума по отношению к вере, а науки по отношению к религии. И их интересы перемещаются в область теории познания, логики и методологии науки. Но в решении этой задачи философия Нового времени с самого начала шла двумя путями — путем эмпиризма и рационализма.

Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.

Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истину.




9.Особенности развития науки в России

Начиная с Петра I, в России в основном утверждаются и получают развитие традиции европейской науки с ее классическим идеалом рациональности. Здесь национальные особенности сказались скорее в формах, которые были менее демократичны, чем в Европе, и это сдерживало развитие научной мысли. Петр, а затем Екатерина повышали престиж ученых, придавая естественнонаучному и техническому образованию статус военного образования и соответствующего табеля о рангах.

В условиях Советского Союза И. Сталин в значительной степени сохранил этот авторитарный, ведомственный, дисциплинарный характер науки, когда отраслевая наука имеет своих генералов, скажем, горного дела или железнодорожного транспорта, а академическая наука – тоже своего рода идеологически преданный генералитет, академиков и членов-корреспондентов. Такое положение сохранялось до начала 90-х годов ХХ века. Советская, социалистическая наука в ХХ веке подавалась как антипод западной, буржуазной науке. Это удобно для мобилизации усилий на некоторых направлениях, но крайне обременительно для свободного научного творчества. Поэтому по принципиально новым направлениям науки ХХ века, кроме связанных с военными технологиями, российская наука оказывалась в числе догоняющих: например, в генетике и молекулярной биологии, лингвистике, кибернетике.

В конце ХХ века из-за резкого сокращения финансирования в период кризиса страну покинули десятки тысяч ученых, которые теперь работают за рубежом. Однако в настоящее время ситуация постепенно улучшается.

Русский космизм — мировоззрение, с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством. Русский космизм намеренно противопоставлял себя западноевропейской науке и культуре, находился в поиске примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации.

Здесь сказалась особенность, идущая еще из русской религиозной философии. В российской ментальности не было жесткого противопоставления субъекта и объекта, характерного для европейской философской и научной мысли последних 400 лет. В русской религиозной философии и культуре нераздельность субъекта и объекта относится к важнейшим гносеологическим принципам, что характерно сегодня для постнеклассической научной рациональности. Для русской религиозной философии характерно понимание того, что рождение теоретического мышления в осевое время искусственно противопоставило то, что мы теперь с таким трудом пытаемся воссоединить – мир и человека, единство бытия.

Таким образом, основной пафос отечественной научной мысли состоит в выстраивании предмета науки таким образом, что это предмет одновременно является развертыванием идеи космизма, космической вписанности физических явлений, химических и геологических процессов, жизни растений и животных, человечества и человеческого разума в универсум бытия. Этим изменяется иерархия знания, открываются новые области исследования, такие как биогеохимия, палеогеоантропология и др.

10.Основные черты классической науки

Классическая наука – это огромный период в истории науки, время величайших изобретений и открытий, именно поэтому этот период определяется как классика, эталон науки, ее образец. Этап классической науки охватывает период с 17 до конца 19 века.

Основные ученые периода Классической науки:

— Н. Коперник (1473-1543) - создание новой гелиоцентрической системы мира (перестановке центра Вселенной, обоснование движение как естественное свойство земных и небесных объектов) доказана неприемлемость изучения окружающей действительно­сти только на основе наблюдения.

— Р. Декарт (1596-1650) – геометрия - универсальный инструмент познания.

— Г. Галилей (1564-1642) - открытие нового метода научного исследования — теоретического или мысленного эксперимента. Идеи закона инерции и примененный Галилеем метод заложили основы классической физики.

— И. Кеплер (1571 - 1630) поиск законов небесной механики на основе обобщения данных астрономических наблюдений, установил три закона движения планет относительно Солнца.

— И. Ньютон (1643- 1727) продолжил и завершил начатое Галилеем дело созда­ния классической механики, она приобрела оконча­тельный характер, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал теорию движению небесных тел, определил понятие силы, создал дифф. и интегр. исчисление как язык описания физической реальности, выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света. Механика Ньютона стала классическим образцом дедуктивной научной теории.

— Г. Лейбниц (1646-1716) - родоначальник математической логики и одним из создателей счетно-решающих устройств.

— Среди открытий в химии важнейшее место занимает открытие периодического закона химических элементов выдающимся ученым химиком Д. И. Менделеевым (1834-1907).

Основные открытия периода Классической науки:

— Гелиоцентрическое учение, Николай Коперник;

— Формулировка законов классической механики и закона всемирного тяготения, абсолютного пространства и времени, Исаак Ньютон;

— Химия, переодическая система элементов Менделеева;

— Создание карпускулярно-волновой теории, Фарадей, Максвелл;

— Клеточная теория, Шлейден, Шванн;

— Закон сохранения и превращения энергии, Джоуль;

— Теории эволюции живой природы, Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин.

Последние четыре открытия не укладывались в классическую механистическую концепцию и послужили основными причинами ее пересмотра.

Основные принципы Классической науки:

— Прицип господства натурализма (признания объективного существования природы, которая управляется естесственными законами);

— Редукционизм (высшие формы могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам);

— Принцип единства законов земного и небесного миров;

— Мир качественно однороден, есть только количественные различия;

— Наличие жестких причинно-следственных связей;

— Зная координаты тела во Вселенной, а также силы, действующие на него, можно абсолютно точно предсказать положение в следующий и предыдущий момент времени, т.е. принцип ретросказуемости и предсказуемости. Если точный ответ невозможен – результат нашего незнания;

— Объект исследования – материальные предметы;

— Уверенность существования конечного предела делимости материи;

— Господствует механизм, классическая механика – основная парадигма;

— Процесс познания рассматривается как зеркальное отражение природы;

— Мир принципиально познаваем, можно найти абсолютную истину;

— Описание объекта без примесей субъективности;

— Методология: квантитаризм (учет количественных параметров), эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивный метод.

НАУКА НОВОГО ВРЕМЕНИ – период, когда начинает активно развиваться капитализм, и поэтому наука нового времени связана с экономическими, социальными политическими условиями. Наука в 17-18 вв. набирает большой фактический материал и приобретает доминирующее значение в постижении бытия, т.е., знания становятся силой и единое знание, ранее именуемое философией, начинает расчленяться на собственно философию (которая также начала делиться на философские предметы – философию науки, философию истории, философию природы) и науку, которая, в свою очередь, также начинает делиться на конкретные науки: механика, астрономия, математика (все эти три науки назвали одним словом – естествознанием).

Основы для построения новой рациональной науки создает другой основатель философии Нового времени – Рене Декарт, разработавший метод дедукции. Своими научными достижениями Декарт во многом был обязан Галилео Галилею, которого по праву называет первым учёным Нового времени.

Исходной посылкой науки Нового времени является натурализм – признание объективности существования природы, управляемой естественными, объективными закономерностями, т.е. единственной подлинной реальностью признается материальный мир, существующий вне и независимо от человеческого сознания. При этом материальность понимается только как вещественность.

Разработал метод индукции. Рациональным выводам он не доверял, считая их олицетворением средневековой схоластики, а прогресс науки олицетворял с эмпирическим исследованием, считая источником познания чувственный опыт.

При познании природы ее надо рассекать на составные части, т.е. простые свойства. Основа познания – наблюдение за свойствами. Бэкон выделял три пути познания:

РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650) – французский математик и философ, основатель дедуктивного метода.

Создал систему координат и ввел представление об одновременной взаимозависимости двух величин – функции и аргумента.

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Но есть общие вопросы, которые раскрывают природу философской мысли. Среди этих вопросов, прежде всего, вопрос о том, что первично: разум или материя, идеальное или материальное? Общее понимание бытия зависит от его решения, ибо материальное и идеальное — это его предельные свойства. Другими словами, просто нет ничего, что существовало бы отдельно от материального и идеального. Кроме того, в зависимости от решения выделяются основные философские направления, такие как материализм и идеализм. Формулируется ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии как общей методологии познания Лавриненко В. N., Ikonnikova G. И., Ратников В. П. М. М. Сидоров // Философия // 2-е издание, переработанное и дополненное // Юрист; 1998.

Исторические условия и особенности развития философии нового времени

Начиная с 17-го века, естественные науки развивались быстрыми темпами. Потребности мореплавания определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело — развитие математики и механики. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.

Философия Нового времени характеризуется сильной материалистической тенденцией, которая исходит в основном из экспериментального естествознания.

Важными философами Европы XVII века являются Ф. Бэкон, С. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Р. Декарт (Франция), Б. Спиноза (Голландия), Г. Лейбниц (Германия).

В современной философии, особенно в XVII веке, большое внимание уделяется проблемам онтологии, то есть учению о бытии и сущности, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

Задача науки и философии — способствовать власти человека над природой, здоровью и красоте человека — привела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил. Поэтому проблемы вещества и его свойств интересуют буквально всех философов Нового времени.

Философия нового времени сделала большой шаг в развитии эпистемологии (гносеологии). Основными проблемами были проблемы философского научного метода, методологии человеческого познания внешнего мира, соотношения внешнего и внутреннего опыта. Задача состояла в том, чтобы получить достоверные знания, которые стали бы основой для всей системы знаний. Выбор различных путей решения этой проблемы обусловил появление двух основных эпистемологических направлений — эмпиризма и рационализма Лавриненко В. N., Ikonnikova G. И., Ратников В. П. М. М. Сидоров // Философия // 2.

В исторический период новой эры меняется общая направленность философии и стиль философствования. На первом плане стоит проблема человека, которая определяет гуманистическую направленность философии.

Гуманизм ассоциируется с такими именами, как Леон Баттиста Альберти, Лоренцо Балла, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и другие. Это период отказа от догматической схоластики и обоснования идеи возрождения человека из духа античности. Гуманистическое течение представлено философами и поэтами Данте Алигьери (1265 — 1321) и Франческо Петраркой (1304 — 1374). Сам факт объединения поэзии и философии в творчестве одного человека является значимым, как бы указывая на путь гармонии, по которому должен идти каждый человек. Как в поэтических произведениях, так и в философских трактатах мыслители отстаивают идею ценности земной жизни, критическое отношение к официальной религии и ее представителям, и прежде всего постулируют новое отношение к человеку, его чувствам, его месту в мире. По всей Италии формируются гуманистические кружки, где обсуждаются и развиваются эти взгляды, которые находятся в оппозиции к религии и к университетам, придерживающимся схоластических традиций Алексеев П.В., Панин А.В. // Философия // Учебник // 3-е — 608 с.

Материализм в Англии XVII веке: Ф. Бэкон.

Социальные и научные предпосылки философии Нового времени

Начиная с 17-го века, естественные науки развивались быстрыми темпами. Потребности мореплавания определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело — развитие математики и механики. Новая наука опиралась прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование средств производства в угольной и металлургической.

Э. Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос. И. Ньютон сформулировал фундаментальные законы механики, включая закон всемирного тяготения. Р. Бойль применил механику к химии, разработал концепцию химического элемента. Английский физик У. Гильберт изучал свойства и практическое применение магнита. У. Гарвей открыл циркуляцию крови и эмпирически исследовал ее роль. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии внесли Р. Декарт и Г. Лейбниц. В общественных науках развивается теория естественного права (Т. Гоббс в Англии, Х. Гроций в Голландии).

Такое развитие науки не могло не повлиять на философию его времени. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против господства религиозных догм, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

Философия Нового времени характеризуется сильной материалистической тенденцией, которая проистекает, прежде всего, из экспериментального естествознания.

В эту эпоху сформировалась вера в безграничные возможности разума — неограниченный рационализм. Нет ничего, что человек не мог бы изучить и понять. Наука не знает границ. Новое время утвердило роль науки, которая отличалась от античных и средневековых ценностей. Наука не является самоцелью; ею не следует заниматься ради развлечения, любви к дебатам или для того, чтобы облагородить свое имя. Она должна быть направлена на благо человечества, на увеличение его власти над природой.

Усилия философов XVII века по совершенствованию философского знания, по преодолению схоластических принципов и предрассудков средневековой философии, основывались на осмыслении и обобщении результатов и методов новой науки, науки о познании природы, а не божественного разума. Таким образом, были созданы условия для утверждения философского материализма в истинном смысле этого слова.

Эмпиризм, иррационализм — главные направления философии нового времени

Новое время — это эпоха разносторонней критики традиционной средневековой схоластики. Критика схоластики и формирование новой философской парадигмы велись с двух позиций. С одной стороны, философы XVII века осознавали несовместимость схоластических взглядов и концепций с требованиями жизни. — С одной стороны, философы XVII века — F. Бэкон, Дж. Локк и Т. Гоббс — осознали, что надежная структура истинной философии может быть построена только на основе экспериментального и эмпирического естествознания. Они заложили основу эпистемологического течения, называемого эмпиризмом.

Таким образом, с самых первых шагов нового становления философии наука поляризовала философские взгляды: Математика и математическое естествознание повлияли на философию в направлении ее превращения в абстрактную рациональную науку, а эмпирическая методология предложила совершенно иную архитектуру философских взглядов.

Заключение

Очень трудно сделать вывод об окончательной правильности какой-либо из описанных концепций познания — полное отрицание важности опыта одной школой и отрицание организующего принципа как более сложной системы (частью которой является и наш трехмерный мир) другой школой не позволяет этого сделать.

Это занятие увлекательно и достойно уважения, но совершенно недоступно человеческому разуму на его нынешней стадии развития, ибо невозможно найти начало в идеальном круге. Идея рождает материю и наоборот. Этот процесс всегда был и будет бесконечным.

Что касается Фрэнсиса Бэкона, то если мы сегодня задумаемся над его наследием — философией далекого английского Возрождения и одновременно европейского научного Ренессанса, — то сможем различить в нем множество элементов и слоев — новаторских и традиционалистских, научных и политических, мудрых и наивных, глубоко уходящих корнями в Средневековье и тех, которые со временем протягивают свои вечнозеленые побеги в миры с другими структурами, проблемами и способами мышления. Это уже удел классической философской мысли — долгая жизнь, в отличие от эпигонов и неглубоких философий, чья претенциозность уже болезненно ощущается современниками. Проанализировать и оценить последние, как правило, не составляет труда, и можно легко замаскировать их жалкое содержание. Оригинальная идея всегда содержит в себе секрет метаморфозы, возможность многократного и неожиданного преломления в сознании будущих поколений.

Работы Бэкона оказали глубокое влияние на общую интеллектуальную атмосферу, характерную для науки и философии семнадцатого века, особенно в Англии. Не случайно его обращение к опыту стало лозунгом основателей Лондонского натуралистического общества, в которое входили такие творцы новой науки, как Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и другие.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

VI ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

VI ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Эмпиризм, новой философии, его эволюция.2. Становление и развитие рационализма.3. Онтологические проблемы философии Нового времени.4. Человек и его бытие.КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:Агностицизм — учение о принципиальной непознаваемости мира.Гилозоизм

VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Социальные и гносеологические основания философии Нового времени.2. Проблема метода в философии Нового времени.3. Индуктивный метод Ф. Бэкона и обоснование эмпиризма.4. Рационализм Р. Декарта и его методологическое сомнение.5. Проблема

Философия Нового времени

Становление науки Нового времени

Становление науки Нового времени В XVII веке происходило крушение средневековой картины мира, которое началось с изменения отношения к природе. Ее стали рассматривать как объект пользы. Возникают различные новации – были изобретены часы, весы, барометр, подзорная труба,

2.2. Становление опытной науки в новоевропейской культуре

3. Философия нового времени

3. Философия нового времени 3.1. Философия эпохи Возрождения Два центра: Бог и человекСредние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает

2. Логика Нового времени

2. Логика Нового времени Иммануил Кант (1724–1804), известный ученый периода Нового времени, предлагал деление логики на два типа — формальную и трансцендентальную. Обычная логика занимается изучением понятий, суждений и умозаключений. Трансцендентальная логика исследует

Философия Нового времени

Философия Нового времени Новое время – эпоха, которая охватывает в истории человечества XVII–XIX вв. Условно началом Новой истории считается Английская буржуазная революция 1640 г., ознаменовавшая начало нового периода – эры капитализма, или буржуазных отношений,

18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию.В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного

Литература Нового Времени

Литература Нового Времени Не допустим победы сил добра над силами разума! (c) Ощутимый вклад в реабилитацию Дьявола внесла литература.В Средние века ей не было дано иной возможности, кроме как повторять корявые фантазии проповедников и развивать их в художественном

Становление науки

История нового времени

История нового времени История Европы начиная с XVII в. – это история абсолютизма, буржуазных революций – в Англии (1640–1660 гг.) и во Франции (1789–1794 гг.), – и наконец, утверждение республиканской формы правления. Это время борьбы за господство на суше и на море, создание

Философия Нового времени

Философия Нового времени Новое время – эпоха, которая охватывает в истории человечества XVII–XIX вв. Условно началом Новой истории считается Английская буржуазная революция 1640 г., ознаменовавшая начало нового периода – эры капитализма, или буржуазных отношений,

Читайте также: