Гегель восточный мир кратко

Обновлено: 05.07.2024

В творчестве Г. В. Ф. Гегеля большое место занимает философия истории. В статье приводится гегелевская характеристика прежних историографических течений, а затем анализируется его собственная философия истории. Гегель глубоко убежден в том, что философия истории должна заниматься исследованием всемирно-исторического процесса, который совершается в духовной сфере. Так как в мире господствует разум, то развитие этого процесса носит разумный характер. Разуму Гегель приписывает такие признаки, как субстанция, бесконечная мощь, бесконечное содержание, истина, действительность, необходимость, закономерность. Конечной целью всемирной истории является свобода. Задача философии истории заключается в том, чтобы познать, как осуществляется прогресс в его необходимости. Философия истории показывает, как народы и государства стремились к свободе, как ради нее в течение долгого исторического времени приносились всевозможные жертвы.

Ключевые слова: философия истории, духовная сфера, разум, субстанция, необходимость, закономерность, свобода, диалектика, преемственность в истории, великие люди в истории, государство.

One of the main roles in the works of Hegel has the philosophy of history. The article presents the Hegelian characterization of the previous historiographic trends, and then analyzes his own philosophy of history. Hegel is deeply convinced that the philosophy of history must deal with the study of the world-historical process that takes place in the spiritual sphere. Since the world is dominated by reason, the development of this process is reasonable. There are some attributes that Hegel refers to the reason (mind) such as substance, infinite power, infinite content, truth, reality, necessity, regularity.
The ultimate objective of world history is freedom. The task of the philosophy of history is to know how progress is being made in its necessity. The philosophy of history shows how nations and states aspire to freedom, how for a long historical time all kinds of sacrifices were made for this freedom.

Keywords: philosophy of history, spiritual sphere, reason, substance, necessity, regularity, freedom, dialectics, continuity in history, great people in history, state.

Хотя термин появился в XVIII в., философско-исторические проблемы волновали многих мыслителей начиная с Античности. Гесиод, Лукреций, Августин Блаженный и другие пытались осмыслить исторический процесс, найти движущие силы его развития
и изменения.

Великий немецкий философ, выдающийся представитель классической немецкой философии Г. В. Ф. Гегель внес огромный вклад в философию истории, в исследование диалектики развития исторического процесса, в изучение деятельности великих исторических личностей.

Всю историографию Гегель разделил на три вида: 1) первоначальная история; 2) рефлективная история; 3) философская ис-тория.

2) В рефлективной истории изложение материала уже не связывается с участием историка в описываемых событиях. Эту историю Гегель разбил на определенные подвиды:

а) Всеобщая история, когда дается обзор всей истории какого-нибудь народа, государства или мира. Здесь главной задачей исследователя является изложение материала с точки зрения собственного духа. Он должен иметь определенные принципы, служащие ему в качестве методологии анализа материала. Историк прибегает к абстрактным формам рассмотрения исторических процессов и феноменов. Г. В. Ф. Гегель одобряет такую форму изложения всеобщей истории.

в) Критическая история. В данном случае, по выражению Гегеля, излагается не сама история, а история истории, дается оценка исторических трудов, а также устанавливается их истинность и достоверность.

г) Переходная стадия к философии истории, когда исследователь при изложении материала руководствуется некоторыми общими философскими принципами.

По мнению Г. В. Ф. Гегеля, философия истории должна рассматривать историю в том виде, в каком она существовала, должна изучать факты и события и не допускать априорных вымыслов.
И чтобы получить истинные знания, разум должен постоянно размышлять, а не бездействовать.

Таким образом, главным принципом всемирной истории Гегель объявляет разум.

Философия истории, продолжает немецкий философ, показывает, как народы и государства стремились к свободе, как ради нее в течение долгого исторического времени приносились всевозможные жертвы. Вместе с тем она рассматривает средства достижения свободы. С этой целью она скрупулезно изучает действительную историю людей, действия которых вытекают из их потребностей, страстей и интересов, играющих доминирующую роль. Кроме того, задачей философии истории является и выяснение, как сам Гегель выражается, того материала, в котором осуществляется разумная цель. Таким материалом оказывается субъект со своими потребностями. Но он живет в том или ином государстве, и поэтому государство тоже должно находиться в центре внимания философии истории, хотя подробное изложение государства должно даваться в философии права.

Г. В. Ф. Гегель делит историю человечества на четыре мира: на Восточный мир, куда входят Китай, Индия, Персия, Сирия, Египет и т. д., на Греческий, Римский и Германский.

На Востоке, продолжает Гегель, царствует деспотизм и свободным чувствует себя только деспот. Люди вращаются вокруг одного центра, то есть властителя, который стоит во главе государства как патриарх. Он требует от всех граждан соблюдать существующие предписания. Патриарх является субстанцией, которой все принадлежит.

В Восточном мире, по мысли Гегеля, наблюдается противоречивая историческая картина, имеющая пространственный и временной характер. С одной стороны, можно видеть государство, занимающее огромное пространство, подчиняющее себе людей предписаниями, наказанием, увещеванием и т. д. и поддерживающее устойчивый порядок. Но, с другой стороны, этой пространственной прочности и противостоит форма времени, то есть, не изменяясь пространственно, государства подвергаются бесконечным изменениям по отношению друг к другу. Они воюют между собой, что приводит их к скорой гибели. Но Гегель считает, что эта история не есть действительная история, так как в ней ничего нового нет, а есть повторение одних и тех же процессов.

Немецкий философ не жалеет красок для изображения Греческого мира. Здесь, по его словам, царствуют действительная свобода индивида, истинная гармония, мир и согласие. Индивидуальная воля субъекта придерживается обычаев, привычек, общепринятых норм и законов.

На Востоке существуют две крайности: с одной стороны, субстанциональное начало (властитель), а с другой – индивидуальность. В Греческом мире они соединены, хотя полны противоречий.

В Греции, пишет Гегель, в политической жизни преобладала демократия, на Востоке – деспотизм, в Римском мире – аристократия. В Греции внутри демократических структур идут борьба, раздоры, споры и т. д. В Риме же борьба шла из-за принципов: аристократия боролась с царями, плебеи – с аристократией, пока демократия не достигла господствующего положения.

Философ выступает категорически против психологического анализа деятельности великих людей, против того, чтобы выявлять внутренние мотивы их поступков. Он критикует тех исследователей, которые действия выдающихся личностей объясняют их человеческими качествами. Так, многие утверждали, что у Александра Македонского была страсть к завоеваниям и что поэтому он сначала захватил часть Греции, а затем и Азии. А действия Наполеона I объясняли его амбициозностью и стремлением к захвату власти любой ценой. Великие люди, пишет Гегель, совершают поступки исторического значения. Они вносят существенные изменения во все сферы общественной жизни, затрагивают интересы всех слоев общества. Поэтому естественно, что не все довольны их деятельностью, ведь многие из них приносят в жертву частные интересы во имя всеобщих целей. Возникает соблазн морального осуждения действий великих людей. Гегель считает, что такого рода осуждения неуместны, так как политические поступки осуждаемых носят объективный характер, способствуют прогрессу человеческого общества, и ради этого приходится жертвовать интересами отдельных личностей.

Подводя итоги, можно сказать, что Г. В. Ф. Гегель внес огромный вклад в философско-историческое изучение социального мира, в выяснение диалектики общего и особенного развития исторического процесса по восходящей линии. Примененный им принцип историзма к анализу всемирной истории дает возможность рассматривать прошлое и настоящее как единый развивающийся процесс. Гегелевские идеи очень актуальны и в нашу постмодернистскую эпоху, когда интеллектуальные потенции общества переживают глубокий кризис.

Литература

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974.

По Гегелю, история философии распадается на три периода: период греческой философии, период средневековой философии и период философии нового времени…второй период: средние века. Это эпоха схоластиков; исторически следует также упомянуть об арабах и евреях, но преимущественно эта философия развивается внутри христианской церкви (кн.I, с.154-155). Этот период охватывает свыше тысячи лет.

Итак, в представлении большинства исследователей современной культурологии и, в частности, истории философии, как и у Гегеля, философия внутри язычества и христианства – это философия, философия же, связанная с другими религиями, не может претендовать на статус философии.

P.S. Актуальность обращения к изложенным выше вопросам обусловлено и их местом в системе современного философского образования в различных культурных регионах.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - немецкий философ конца XVIII - начала XIX веков. Он является одним из представителей классической немецкой философии.

Философ пытался разрешить проблему равенства мышления и бытия. В процессе развития сознание человека проходит те же стадии, которые проходило все человечество за свою историю, таким образом, по мнению Гегеля, человек может оценить свою жизнь с точки зрения завершившийся истории или, как называет философ, "абсолютного духа". И, благодаря этому, достигается то самое равенство мышления и бытия.

Развитие индивидуального сознания происходит через движение (от абстрактного к конкретному) и на каждом новом этапе происходит воспроизведение опыта, накопленного на предыдущем этапе, но на более высоком уровне. Развитие проходит определенные этапы:

Первый - сознание антагонистично человеческому "Я" и является только созерцающим; Второй - сознание становится самосознанием (осознание человеком самого себя, как личности); Третий - осознание духовности окружающего мира и осознание себя, как части этого мира.

Философ стремиться обобщить все бытие во всех его проявлениях единым понятием. И этим понятием становится "Абсолютная идея", которая так же развивается путем движения. А средством для этого развития выступает природа, которая была сотворена Богом, чтобы из нее появился человек и человеческий дух.

Гегель в своей философии смог обобщить все важнейшие философские категории и вывел три основополагающих закона.

Закон перехода количественных изменений в качественные . Развитие чего-либо происходит через накопление некоторых количественных изменений, которые, в определенный момент, нарушают меру и перетекают в качественные изменения.

Закон о взаимопроникновении противоположностей. Противоположности, находясь в непрерывном движении, взаимно переходят друг в друга и начинают себя определять и предполагать, но, в то же время, и отрицать.

Закон отрицания. Который описывает развитие в виде прохождения трех стадий: приобретение тезиса, отрицание этого тезиса (антитезис) и снятие отрицания или противоречия (синтез).

Гегель своими трудами смог повлиять на развитие социологических наук (он одним из первых изучил и описал процесс социального развития личности). Его труды повлияли на взгляды К. Маркса и способствовали появлению социологии конфликта. Он разработал концепцию гражданского общества, разделив государственную и гражданскую сферы. Его по праву можно считать классиком философии, так как его труды оказали огромное влияние на становление и развития многих направлений в науке и философии.

Суть философии Гегеля.

Существуют некая объективная сила, определяющая ход истории, не зависящая от воли и сознания людей, определяющая общественное мнение, общественную среду, взгляды и волю людей. Эта объективная основа не остается неизменной, она меняется по линии прогресса, и когда она это происходит, меняется и общество в целом, т.е. развитие общества поступательно. Эта сила – Абсолютный Дух. Абсолютный Дух воплощается в народном духе. Дух народа – совокупность представлений народа – философских, научных, религиозных, эстетических. Абсолютный дух воплощается на каждом этапе развития в дух какого-либо народа. Такой народ становится передовым, и определяет развитие общества в целом. Он не только прогрессирует во времени, он перемещается. Однако, есть неисторические народы, где дух никогда не воплотится. Происходит историческая эстафета, когда новый народ усваивает все достижения предыдущего и становится двигателем прогресса. При этом критерием прогресса Гегель считал степень осознания свободы. Каждый новый шаг – движение к свободе человека.

Периодизация истории.

Гегель вводит понятие исторических миров. Он выделяет 4 исторических мира.

  1. Восточный – т.к. считается, что цивилизация зародилась на Востоке. Для него характерно полное отсутствие свободы – все рабы одного человека. Он делится на 3 подэтапа: Китай, Индия и Персия.
  2. Греческий мир – часть населения осознали свободу и стали свободными, а те, кто не осознал, остались рабами.
  3. Римский мир – больше вызревает понятие свободы. Начинает зарождаться христианство и подготавливает этот мир к приходу следующего.
  4. Германский мир. В него входили территории, которые входили в состав западно-римской империи, завоеванную германцами – Франция(завоеванную германскими племенами - франками), западная Германия, Испания, Италия, Англия.

В германском мире христианство получило полное развитие, которое требует любви, братства и свободы людей, значит только в германском мире свобода стала достоянием людей. Германский мир делится на 3 эпохи:

  1. Христианско-германский мир. 6, 7, 8 и половина 9 века. Империя Каролингов.
  2. Эпоха средних веков. 9-16вв. Для этой эпохи характерна феодальная раздробленность.
  3. Начало нового времени. Движение, направленное за реформацию христианской церкви. Гуггеноты, протестанты. Французкая революция.

Гегель считал германский мир – последним миром, а Пруссию – самым идеальным государством. Развитие закончилось, т.к. все обрели свободу. Развитие философии, исскуства закончилось. Дух развивался во времени, но он сам себя познал, поэтому теперь развитие остановилось. В этом Гегель противоречив – с одной стороны вечное развитие, с другой все закончилось.

Развитие абсолютного духа

Младогегельянство.

Гегель умер в 1831г. Спустя несколько лет школа распалась, наступил раскол в стане гегельянцев. Они раскололись на два течения – право-(старо-)гегельянцы и лево-(младо-)гегельяцны. Этот раскол был неизбежен. Германия к началу 19в была страной, в которой капиталистические отношения развивались, но медленно, плохо. Надеялись, что старый король Вильгельм III, и придет новый король, и на трон взойдет новый, который поймет необходимость реформ. Но на трон взошел Фридрих Вильгельм 4. Но никаких преобразований он не провел. Нарастало недовольство. Возникла оппозиция. Но она не была политической, поскольку в то время была абсолютная монархия, и демонстрации, манифестации просто были невозможны в то время. Поэтому оппозиционные течения действовали в области литературы, поэзии, драматургии, богословия, философии.

А господствующим философским течением стало учение Гегеля. Но оно было крайне противоречивым, в связи с чем последователи раскололись на два лагеря. В философии Гегеля можно было найти все – и оправдание революции, и оправдание реакции. Возник раскол в философии, который был связан с поляризацией сил охранительных и радикальных. Старогегельянцы ухватились за его систему, они оправдывали существующий строй, а младогегельянцы видели в учении прежде всего диалектику, призывы к движению, обновлению, что нет ничего вечного. Младогегельянцы были и довольно умеренные, и которые требовали свержения монархии и утверждения республики. Они выступали как революционные демократы.

Бруно Бауэр(1809-1882)

Людвиг Фейербах(1804-1872)

Сознание существует только человеческое и является продуктом деятельности мозга человека, т.е. является продуктом материи, т.е. вторично по отношению к ней, вторично по отношению к природе. Природа вечна, бесконечна, материальна. Природа движется. У Фейербаха появляются идеи о развитии, но он их далеко не разрабатывает. Он находится на позиции сенсуализма. Объективное мышление является источником знаний, а восприятие, ощущения – лишь образы, отражения этого объективного мышления. Не отвергал идею разума. Все познаваемо. Ум дает знания о том, что органы чувств дать не в состоянии – например ИК, УФ излучение.

Человек стремится к тому, что ему полезно, приятно, и стремится отстраниться от того, что ему неприятно, вредно. Человеком движет эгоизм. Понятие коллективного эгоизма: человек счастлив, когда стастливы и остальные. Главное для счастья – любовь ко всему. Человек занимает место в обществе, живет в нем, и все стремления человека имеют корни в структуре общества. Критикуя Гегеля, Фейербах не понял, что он открыл мышление как объективный процесс, открыл диалектику. Он считал, что абсолютные вещи – это плохо.

Кризис материализма на рубеже 19-20вв.

Начало XIX века было отмечено расцветом науки, подтверждавшей материалистические воззрения. И казалось бы, материализм должен был восторжествовать. Однако происходит оттеснение материализма на задний план. На это повлияли две причины:

Буржуазные революции прошли успешно, у власти встала крупная буржуазия, но необходимо было этот успех закрепить. Для этого нужна религия, чтобы опять вернуть народ к послушанию. Лояльной к религии философией был идеализм, в связи с чем появляется критика материализма.

Другая причина – слабость самого материализма. Он не мог решить ряд проблем в теории познания и мировоззрения. Материалисты исходили из того, что существует объективный мир. Он воздействует на органы чувств, и отражается в сознании человека. Они были сенсуалистами. Нет ничего в разуме, чего нет в чувствах. Но в разуме появляются законы, человек раскрывает сущность явлений, которая недоступна органам чувств. Откуда? Значит мышление активно, работает, извлекает законы откуда-то. Где корни активности мышления? Материалисты отвечали, что нет никакой активности(некоторые материалисты стали агностиками – человек знает явления, но сущность нет).

Человек знает законы, исходя из них изменяет мир, но еще существует не только активность мышления. Человек проявляет волевую активность – строит планы, ставит цели, рисует картину того, что должно быть, приступает к реализации. При этом он заглядывает в будущее, а чувства в этом не участвуют, т.к. они относятся к прошлому и настоящему. Значит, человек – свободен, может выбирать из массы вариантов. Но материалисты – сторонники детерминизма. В результате материалисты стали отрицать и активность сознания, и свободу, и пр.

Но и вопросы о понимании общества также заводили в тупик. Знаменитый круг – среда определяет мнение, а мнение определяет среду. Если не разорвать этот круг, развитие невозможно. Великие люди – полные творцы истории, а почему не такие идеи – а потому что не такие умы. Откуда такой ум – непонятно. В результате они переходили на позиции полной свободы. Французские материалисты были материалистами лишь в понимании природы. Создать законченное материалистическое мировоззрение, которое охватывало бы не только природу, но и общество, они не смогли потому, что не сумели, несмотря на все усилия, обнаружить объективный источник общественный идей (общественного мнения). То, что они именовали общественной средой, таким источником никак не могло быть названо. Фейербах говорил о познаваемости мира, но не объяснил, как мы узнаем о сущности явлений.

Читайте также: