Церковь в византии кратко

Обновлено: 05.07.2024

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРА­ВО­СЛАВ­НАЯ ЦЕРКОВЬ (КПЦ; Все­лен­ский пат­ри­ар­хат; греч. Οἰϰουμενιϰὸν Πατριαρχεῖον) - пра­во­слав­ная По­ме­ст­ная цер­ковь; со вре­ме­ни от­па­де­ния Римской церк­ви от Все­лен­ско­го пра­во­сла­вия за­ни­ма­ет первое ме­сто в дип­ти­хе (спи­ске пра­во­слав­ных по­ме­ст­ных церк­вей).

Со­глас­но пре­да­нию, в I веке святой апостол Ан­д­рей Пер­во­зван­ный стал ос­но­ва­те­лем Церк­ви в г. Ви­зан­тий. Об­ще­пра­во­слав­ное зна­че­ние эта Церковь на­ча­ла при­об­ре­тать в 324 году, ко­гда на мес­те Ви­зан­тия Кон­стан­ти­ном Ве­ли­ким был ос­но­ван на­зван­ный в его честь г. Кон­стан­ти­но­поль, став­ший но­вой сто­ли­цей Римской им­пе­рии. За­ме­ще­ние епи­скоп­ской ка­фед­ры Кон­стан­ти­но­по­ля в боль­шой сте­пе­ни за­ви­се­ло от императора вла­сти; им­пе­ра­то­ры час­то воз­во­ди­ли на эту ка­фед­ру са­мых вы­даю­щих­ся дея­те­лей то­го цер­ков­но­го на­прав­ле­ния, ко­то­ро­го при­дер­жи­ва­лись са­ми.

В 532-537 годы по при­ка­зу императора Юс­ти­ниа­на I в Кон­стан­ти­но­по­ле воз­ве­дён но­вый боль­шой ка­фед­раль­ный Свя­той Со­фии храм, в ко­то­ром ка­фед­ра кон­стан­ти­но­поль­ских пат­ри­ар­хов на­хо­ди­лась до за­вое­ва­ния Кон­стан­ти­но­по­ля тур­ка­ми в 1453 году .

В 726 году император Лев III Исавр от­крыл эпо­ху ико­но­бор­че­ст­ва. Рим­ский па­па ока­зал со­про­тив­ле­ние но­вой ере­си, за что императорская власть изъ­я­ла из его юрис­дик­ции об­шир­ные об­лас­ти на Бал­ка­нах и в Южной Ита­лии, вклю­чив их в юрис­дик­цию пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го. Лишь с при­хо­дом к вла­сти имп. Ири­ны и с по­мо­щью на­зна­чен­но­го ею в 784 году пат­ри­ар­ха св. Та­ра­сия Кон­стан­ти­но­поль­ско­го ико­но­по­чи­та­ние бы­ло вос­ста­нов­ле­но и дог­ма­ти­че­ски ут­вер­жде­но VII Все­лен­ским со­бо­ром в Ни­кее в 787 году. Од­на­ко в 813 году император Лев V Ар­мя­нин от­крыл но­вый пе­ри­од ико­но­бор­че­ст­ва, про­дол­жив­ший­ся до смер­ти императора Фео­фи­ла в 842 году. Церк­ви за пре­де­ла­ми Ви­зан­тии не при­ни­ма­ли ико­но­бор­че­ст­во, по­это­му КПЦ в этот пе­ри­од ут­ра­ти­ла своё об­ще­хри­сти­ан­ское влия­ние.

По­сле окон­ча­тель­но­го па­де­ния ико­нобор­че­ст­ва на­чал­ся бы­ст­рый подъ­ём КПЦ и рас­ши­ри­лась сфе­ра её влия­ния. В 860-х годах ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась её мис­сионер­ская дея­тель­ность сре­ди сла­вян. В 863 году ви­зантийские мис­сио­не­ры Кон­стан­тин и Ме­фо­дий (см. Ки­рилл и Ме­фо­дий) бы­ли по­сла­ны в мо­рав­скую мис­сию и по­ло­жи­ли на­ча­ло слав. пись­мен­но­сти. Около 865 года про­изош­ло кре­ще­ние Бол­га­рии (см. Бол­гар­ская пра­во­слав­ная цер­ковь). В от­ли­чие от Мо­ра­вии, ко­то­рая, по­пав под ду­хов­ное и куль­тур­ное влия­ние Кон­стан­ти­но­по­ля, ос­та­ва­лась в юрис­дик­ции Рим. церк­ви, хри­стиа­ни­зи­ро­ван­ная Бол­га­рия ста­ла епар­хи­ей Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та. В эти же го­ды раз­го­рел­ся ост­рый кон­фликт ме­ж­ду Кон­стан­ти­но­по­лем и Ри­мом. Па­па Рим­ский не при­знал свт. Фо­тия за­кон­ным пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским. Фо­тий на Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре 867 года осу­дил западную Цер­ковь за дог­ма­тическое нов­ше­ст­во - Filioque и ряд ка­но­нич. но­во­вве­де­ний. При­шед­ший вско­ре к вла­сти имп. Ва­си­лий I Ма­ке­до­ня­нин низ­ло­жил Фо­тия и в 869 году со­звал в Кон­стан­ти­но­по­ле со­бор (в Рим­ско-ка­то­ли­че­ской церк­ви счи­та­ет­ся VIII Все­лен­ским), на ко­то­ром пап­ские ле­га­ты до­би­лись не толь­ко осу­ж­де­ния Фо­тия и его сто­рон­ни­ков, но и оп­ре­де­лён­но­го кон­тро­ля Ри­ма над КПЦ. Болгарский кн. Бо­рис I, ища цер­ков­ной не­за­ви­си­мо­сти, пе­ре­под­чи­нил Болгарскую цер­ковь Ри­му, но ока­за­лось, что Рим в ещё мень­шей сте­пе­ни был го­тов пре­дос­та­вить не­за­ви­си­мость, не­же­ли Кон­стан­ти­но­поль. По но­вой до­го­во­рён­но­сти Бол­га­рия вер­ну­лась в Кон­стан­ти­но­поль­скую юрис­дик­цию и по­лу­чи­ла ста­тус ав­то­ном­ной ар­хи­епи­ско­пии с мно­же­ст­вом епар­хий. В 879-880 годы в Кон­стан­ти­но­по­ле про­хо­дил со­бор вновь с уча­сти­ем пап­ских ле­га­тов, ко­то­рый пол­но­стью реа­би­ли­тиро­вал Фо­тия, к то­му вре­ме­ни вто­рично за­няв­ше­го пат­ри­ар­ший пре­стол, и да­же осу­дил Filioque. (Не­ко­то­рые пра­во­слав­ные бо­го­сло­вы - и древ­ние, и со­вре­мен­ные - на­зы­ва­ют этот со­бор Все­лен­ским.) Около 988 года про­изош­ло Кре­ще­ние Ру­си, и Русь на бо­лее чем че­ты­ре с по­ло­ви­ной сто­ле­тия ста­ла ми­тро­по­ли­ей в со­ста­ве Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та (см. Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь).

В 1204 гоуд 4-й кре­сто­вый по­ход (см. Кре­сто­вые по­хо­ды) окон­чил­ся за­хва­том Кон­стан­ти­но­по­ля и зна­чит. час­ти тер­ри­то­рии Ви­зан­тии. На за­хва­чен­ных зем­лях пра­во­слав­ных за­став­ля­ли при­знать власть па­пы Рим­ско­го. В Кон­стан­ти­но­по­ле был уч­ре­ж­дён ла­тин­ский пат­ри­ар­хат. Но­вым цен­тром пра­во­слав­но­го Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та стал г. Ни­кея, сто­ли­ца Ни­кей­ской им­пе­рии, од­но­го из трёх пра­во­слав­ных го­су­дарств, воз­ник­ших на раз­ва­ли­нах Ви­зан­тии. Из двух ос­таль­ных го­су­дарств Тра­пе­зунд­ская им­пе­рия в цер­ков­ном от­но­ше­нии под­чи­ня­лась Ни­кее, а Эпир­ский дес­по­тат - Ох­рид­ской ар­хи­епи­ско­пии, имев­шей ав­то­ке­фа­лию с 920-х годов. В но­вом по­ло­же­нии Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­ар­хат сни­схо­ди­тель­нее рас­смат­ри­вал прось­бы о да­ро­ва­нии ав­то­ке­фа­лии. В 1219 гоуд ав­то­ке­фаль­ной ста­ла Серб­ская пра­во­слав­ная цер­ковь (что, од­на­ко, не при­ве­ло к ума­ле­нию КПЦ, по­сколь­ку серб. зем­ли пре­ж­де под­чи­ня­лись Ох­рид­ской ар­хи­епи­ско­пии), в 1235 году Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­ар­хат со­гла­сил­ся на соз­да­ние Тыр­нов­ско­го пат­ри­ар­ха­та в Бол­га­рии. В 1261 году Кон­стан­ти­но­поль был ос­во­бо­ж­дён от ла­ти­нян, но дав­ле­ние За­па­да на Ви­зан­тию зна­чи­тель­но воз­рос­ло. Это вы­ну­ди­ло имп. Ми­хаи­ла VIII Па­лео­ло­га за­клю­чить в 1274 унию цер­ков­ную с Ри­мом, по­слав сво­их свет­ских и ду­хов­ных пред­ста­ви­те­лей на Все­лен­ский со­бор ка­то­лической Церк­ви в Ли­он (см. Ли­он­ские со­бо­ры 1245 года, 1274 год). Уния на­са­ж­да­лась в Ви­зан­тии жес­то­ким на­си­ли­ем, и ей ак­тив­но про­ти­ви­лись са­мые ши­ро­кие слои на­се­ле­ния - от кре­сть­ян до чле­нов имп. фа­ми­лии. Ми­ха­ил VIII до сво­ей смер­ти (в 1282 году) ос­та­вал­ся ве­рен унии, хо­тя под ко­нец жиз­ни Рим от­лу­чил его от Церк­ви за не­усерд­ное её на­са­ж­де­ние. Сын Ми­хаи­ла имп. Ан­д­ро­ник II Па­лео­лог, всту­пив на пре­стол, не­мед­лен­но от­ме­нил унию.

Иси­ха­ст­ски­ми спо­ра­ми (см. Иси­хазм) от­ме­чен XIV веков Кон­стан­ти­но­поль­ские со­бо­ры 1341, 1347 и 1351 годов ут­вер­ди­ли уче­ние свт. Гри­го­рия Па­ла­мы о Бо­же­ст­вен­ных энер­ги­ях как уче­ние пра­во­слав­ной Церк­ви. Не бу­ду­чи фор­маль­но все­лен­ски­ми, эти со­бо­ры бы­ли ре­ци­пи­ро­ва­ны все­ми пра­во­слав­ны­ми церк­ва­ми.

КПЦ про­сти­ра­ла свою юрис­дик­цию да­ле­ко за пре­де­лы стре­ми­тель­но ума­ляв­шей­ся Ви­зан­тии. По­сле ре­шаю­щей по­бе­ды ту­рок над бол­га­ра­ми Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­ар­хат в 1393 году вклю­чил Болгарскую цер­ковь в свой со­став. Это со­от­вет­ст­во­ва­ло то­гдаш­ней док­три­не КПЦ, гла­сив­шей, что пол­но­цен­ные пат­ри­ар­ха­ты - толь­ко те пять (Рим­ский, Кон­стан­ти­но­поль­ский, Алек­сан­д­рий­ский, Ан­тиохий­ский, Ие­ру­са­лим­ский), ко­то­рые упо­ми­на­ют­ся в древ­них со­бор­ных пра­ви­лах, а та­кие церк­ви, как Бол­гар­ская, не­смот­ря на ус­ту­п­лен­ный им пат­ри­ар­ший ти­тул, не мо­гут быть пол­но­стью са­мо­стоя­тель­ны.

В XIX веке ши­ри­лась ос­во­бо­ди­тель­ная борь­ба на­ро­дов Ос­ман­ской им­пе­рии. Вы­де­ле­ние из её со­ста­ва не­за­ви­си­мых нац. го­су­дарств при­во­ди­ло к соз­да­нию в них ав­то­ке­фаль­ных церк­вей. В 1833 гоуд про­воз­гла­ше­на ав­то­ке­фа­лия Эл­лад­ской пра­во­слав­ной церк­ви, при­знан­ная КПЦ в 1850 году. По­сле то­го как Сер­бия по­лу­чи­ла ав­то­но­мию, в 1831 гоуд ста­ла ав­то­ном­ной Сербская цер­ковь, в 1879 году Цер­ковь не­за­ви­си­мой Сер­бии по­лу­чи­ла ав­то­ке­фа­лию. Ру­мын­ская пра­во­слав­ная цер­ковь по­лу­чи­ла ав­то­ке­фа­лию в 1885 году. В Ру­мы­нии, где бы­ли боль­шие вла­де­ния греческих цер­ков­ных ин­сти­ту­тов (Афон­ских мо­на­сты­рей, Свя­тог­роб­ско­го брат­ст­ва и др.), про­шли об­шир­ные кон­фи­ска­ции, греческие кли­ри­ки из­го­ня­лись. Об уг­не­те­нии греческим ду­хо­вен­ст­вом не­гре­че­ской па­ст­вы не­ред­ко за­яв­ля­ли болг. ли­де­ры. Стре­мясь к соз­да­нию не­за­ви­си­мой Церк­ви, бол­га­ры на ос­но­ва­нии сул­тан­ско­го фир­ма­на про­воз­гла­си­ли в 1872 гоуд соз­да­ние в со­ста­ве Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­риар­ха­та ав­то­ном­но­го Болгарского эк­зар­ха­та с цен­тром в Кон­стан­ти­но­по­ле. По­сколь­ку КПЦ ре­ши­тель­но от­ка­за­лась при­знать эту струк­ту­ру, не­ка­но­ни­че­ски соз­дан­ную ука­зом свет­ской и к то­му же ино­вер­ной вла­сти, эк­зар­хат фак­ти­че­ски стал не­за­ви­си­мым. В об­шир­ных об­лас­тях со сме­шан­ным на­се­ле­ни­ем соз­да­ва­лась па­рал­лель­ная цер­ков­ная струк­ту­ра, в ря­де го­ро­дов бы­ло по два пра­вя­щих епи­ско­па. В том же, 1872 год, в Кон­стан­ти­но­по­ле со­сто­ял­ся со­бор с уча­сти­ем др. восточных пат­ри­ар­хов, осу­див­ший как ересь цер­ков­ный на­цио­на­лизм (см. Фи­ле­тизм ре­ли­ги­оз­ный), при­во­дя­щий к раз­де­ле­нию еди­ной Церк­ви по пле­мен­но­му прин­ци­пу; бол­га­ры бы­ли объ­яв­ле­ны схиз­ма­ти­ка­ми. Лишь в 1945 году при по­сред­ни­че­ст­ве Русской церк­ви ме­ж­ду Бол­гар­ской и Кон­стан­ти­но­поль­ской церк­ва­ми бы­ло вос­ста­нов­ле­но цер­ков­ное об­ще­ние, КПЦ да­ро­ва­ла Болг. церк­ви ка­но­нич. ав­то­ке­фа­лию.

Во второй половине XIX века многие гре­ки эмиг­ри­ро­ва­ли в Аме­ри­ку. Про­бле­ма хао­тич­но­сти юрис­дик­ций в ди­ас­по­ре в 1908 году бы­ла ре­ше­на под­чи­не­ни­ем всех греч. при­хо­дов в Аме­ри­ке и др. стра­нах рас­сея­ния Эл­лад­ской пра­во­слав­ной церк­ви.

Со­зван­ное в 1923 году в Кон­стан­ти­но­по­ле пат­ри­ар­хом Ме­ле­ти­ем IV (1921-1923 годы) Все­пра­во­слав­ное со­ве­ща­ние рас­смат­ри­ва­ло, в ча­ст­но­сти, во­прос о ка­лен­дар­ной ре­фор­ме. В ре­зуль­та­те в КПЦ был при­нят но­во­юли­ан­ский ка­лен­дарь. Пат­ри­арх Ме­ле­тий IV от­ме­нил по­ста­нов­ле­ние 1908 года о под­чи­не­нии гре­ков ди­ас­по­ры Эл­лад­ской церк­ви и пе­ре­под­чи­нил всю греческую ди­ас­по­ру КПЦ. С это­го вре­ме­ни Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­ар­хат вы­дви­га­ет не раз­де­ляе­мую не­гре­че­ски­ми пра­во­слав­ны­ми церк­ва­ми док­три­ну, со­глас­но ко­то­рой не толь­ко гре­ки, но и все др. пра­во­слав­ные, жи­ву­щие за пре­де­ла­ми ка­но­ническойтер­ри­то­рий пра­во­слав­ных церк­вей, долж­ны окорм­лять­ся КПЦ. Вви­ду на­чав­ших­ся в 1918гоуд го­не­ний на Цер­ковь в Рос­сии, вре­мен­но па­ра­ли­зо­вав­ших там пат­ри­ар­шее управ­ле­ние, в от­вет на прось­бы епи­ско­пов Фин­лян­дии и Эс­то­нии Ме­ле­тий IV при­нял под свой омо­фор Церк­ви этих го­су­дарств на пра­вах ав­то­но­мии. Русская цер­ковь не при­зна­ла этих дея­ний, как и по­сле­дую­ще­го при­ня­тия под окорм­ле­ние Кон­стан­ти­но­по­ля Церк­ви в Лат­вии и да­ро­ва­ния Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­ха­том ав­то­ке­фа­лии Пра­во­слав­ной церк­ви в Поль­ше (1924 год).

Гре­ко-ту­рец­кая вой­на 1919-1922 годов окон­чи­лась ма­ло­азий­ской ка­та­ст­ро­фой: ге­но­цид гре­ков унёс бо­лее 200 тыс. человек и бо­лее 2 млн. чел. бы­ли вы­ну­ж­де­ны бе­жать из Ма­лой Азии; по­сле­дую­щие об­ме­ны на­се­ле­ни­ем све­ли на нет греческое при­сут­ствие в этом ре­гио­не. По­сте­пен­но со­кра­щав­шее­ся греческое на­се­ле­ние ос­та­ва­лось лишь в Кон­стан­ти­но­по­ле и его ок­ре­ст­но­стях. С то­го вре­ме­ни по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во па­ст­вы КПЦ на­хо­дит­ся за пре­де­ла­ми Тур­ции. По­сле Ме­ле­тия IV неск. ме­ся­цев пат­ри­ар­хом был Гри­го­рий VII, тес­но свя­зан­ный с тур. вла­стя­ми и за­пят­нав­ший се­бя под­держ­кой русскго об­нов­лен­че­ст­ва. В 1937 гоуд при пат­ри­ар­хе Ве­ниа­ми­не КПЦ да­ро­ва­ла ав­то­ке­фа­лию Албанской церк­ви.

Ак­тив­ную меж­пра­во­слав­ную и меж­хри­сти­ан­скую дея­тель­ность раз­вил пат­ри­арх Афи­на­гор I. При нём про­хо­ди­ли Все­пра­во­слав­ные со­ве­ща­ния (1961, 1963, 1964, 1968 годы), имев­шие це­лью под­го­тов­ку к Ве­ли­ко­му Все­пра­во­слав­но­му со­бо­ру. В 1965 году КПЦ и Рим­ско-ка­то­лич. цер­ковь от­ме­ни­ли вза­им­ные ана­фе­мы 1054 года. В 1970 гоуд Русская цер­ковь пре­дос­та­ви­ла ав­то­ке­фа­лию Русской ми­тро­по­лии в Аме­ри­ке, стре­мив­шей­ся к объ­е­ди­не­нию в еди­ную Цер­ковь всех пра­во­слав­ных кон­ти­нен­та. В ре­зуль­та­те об­ра­зо­ва­лась Пра­во­слав­ная цер­ковь в Аме­ри­ке, ко­то­рую КПЦ, как и др. греческой церк­ви, не при­зна­ёт. По­ло­же­ние Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та в Тур­ции ухуд­ши­лось по­сле Кипр­ско­го кри­зи­са 1974 года (см. в статье Кипр), в ча­ст­но­сти бы­ла за­кры­та бо­го­слов­ская шко­ла (ака­де­мия) на о. Хал­ки.

В юрис­дик­цию КПЦ вхо­дят так­же не­ко­то­рые не­гре­че­ские цер­ков­ные груп­пи­ров­ки. С 1931 года, когда под окорм­ле­ние Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та пе­ре­шёл митр. Ев­ло­гий (Ге­ор­ги­ев­ский), управ­ляв­ший русскими при­хо­да­ми в Западной Ев­ро­пе, существует Западноевропейский экзар­хат русских православных при­ходов. К началу XXI века эк­зар­хат во гла­ве с ар­хи­епи­ско­пом имел 44 при­хо­да и 3 мо­на­сты­ря во Фран­ции, не­боль­шое чис­ло при­хо­дов в Гер­ма­нии, Бель­гии, Да­нии, Ис­па­нии, Ита­лии, Ни­дер­лан­дах, Нор­ве­гии и Шве­ции; в 2006 году в его со­став вклю­че­но ви­ка­ри­ат­ст­во Ве­ли­ко­бри­та­нии и Ир­лан­дии, на­счи­ты­ваю­щее 20 при­хо­дов. С 1928 года в юрис­дик­ции КПЦ су­ще­ст­ву­ет укр. цер­ков­ная груп­пи­ров­ка в Северной Аме­ри­ке, воз­глав­ляе­мая ар­хи­епи­ско­пом и имею­щая 4 не­зна­чи­тель­ные епар­хии: в США и Ка­на­де; в Ве­лико­бри­та­нии; в Бель­гии, Гер­ма­нии и Фран­ции; в Южной Аме­ри­ке. В 1938 в юрис­дик­цию КПЦ во­шла груп­пи­ров­ка кар­па­то­рос­сов в Северной Аме­ри­ке, воз­глав­ляе­мая ны­не ми­тро­по­ли­том и на­счи­ты­ваю­щая 80 при­хо­дов в США и 3 в Ка­на­де. В 1990 году в Кон­станти­но­поль­скую юрис­дик­цию во­шла груп­пи­ров­ка ка­над. ук­ра­ин­цев, воз­глав­ляе­мая ар­хи­епи­ско­пом и имею­щая 3 епар­хии и 66 при­хо­дов (в т. ч. несколько при­пис­ных сель­ских церк­вей). В 1995 году, ко­гда не­ка­но­ни­че­ская Украинская ав­то­ке­фаль­ная пра­во­слав­ная цер­ковь на­ча­ла раз­во­ра­чи­вать свою дея­тель­ность в Ук­раи­не, в юрис­дик­цию КПЦ во­шли при­хо­ды этой груп­пи­ров­ки в ди­ас­по­ре. Воз­глав­ляе­мая ар­хи­епи­ско­пом, эта струк­ту­ра име­ет 3 епар­хии в США (76 при­хо­дов) и при­хо­ды в Ав­ст­ра­лии и Но­вой Зе­лан­дии.

Дополнительная литература:

Ис­то­ри­че­ский спи­сок епи­ско­пов и по­том пат­ри­ар­хов Свя­той и Ве­ли­кой Церк­ви Хри­сто­вой, на­хо­дя­щей­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле, от 36 го­да по Р. Х. по 1834. СПб., 1862;

Бар­сов Т. Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх и его власть над Рус­скою Цер­ко­вью. СПб., 1878;

Ле­бе­дев А. П. Очер­ки внут­рен­ней ис­то­рии ви­зан­тий­ско-вос­точ­ной церк­ви в IX, X и XI вв. М., 1878. СПб., 2003;

он же. Ис­то­ри­че­ские очер­ки со­стоя­ния ви­зан­тий­ско-вос­точ­ной церк­ви от кон­ца XI до се­ре­ди­ны XV в. М., 1892. СПб., 2003;

он же. Все­лен­ские со­бо­ры IV и V в. СПб., 1896. СПб., 2004;

он же. Все­лен­ские со­бо­ры VI, VII и VIII в. СПб., 1897. СПб., 2004;

он же. Ис­то­рия гре­ко-вос­точ­ной церк­ви под вла­стью ту­рок. 2-е изд. СПб., 1903. СПб., 2004. Кн. 1–2;

Ска­ба­ла­но­вич Н. А. Ви­зан­тий­ское го­су­дар­ст­во и цер­ковь в XI в. СПб., 1884. СПб., 2004. Кн. 1–2;

Clément O. Dialogues avec le patriarche Athéna­goras. P., 1969;

Καρυϰοπούλου Χ. Τὸ διεθνὲς ϰαθεστὼς τοῦ οἰϰουμενιϰοῦ Πατριαρχείου. Ἀθήνα, 1979;

Γιανναϰόπουλος Κ. Ἐπίτομη ἱστορία τοῦ οἰϰουμενιϰοῦ Πατριαρχείου Κωνσταντινουπόλεως. Θεσσαλονίϰη, 1990.

Иллюстрации:

Но­вое зда­ние пат­ри­ар­шей ре­зи­ден­ции в ра­йо­не Фа­нар в Стам­бу­ле. Архив БРЭ.

Ре­зи­ден­ция кон­стан­ти­но­поль­ских пат­ри­ар­ховв Кон­стан­ти­но­по­ле (Стам­бул). Гра­вю­ра. 1737. Архив БРЭ.

Храм Свя­той Со­фиив Константинополе (Стамбул). Прорисовка южного фасада.

Герб Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та. Из­об­ра­же­ние над вхо­дом в ка­фед­раль­ный со­бор во имя Свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца в ра­йо­не Фа­нар в Стам­бу­ле. Архив БРЭ.

Фото С. Власова / Пресс-служба Московской патриархии. Со­слу­же­ние пред­стоя­те­лейи пред­ста­ви­те­лей по­ме­ст­ных пра­во­слав­ных це­рк­вей в ка­фед­раль­ном со­бо­ре Кон­стан­ти­но­поль­ской пра­во­слав­ной це­рк­ви во имя Свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­цав ра­йо­не Фа­нар в Стам­бу­ле. 12.10.2008.

Фото П.В. Кузенкова. Ка­фед­раль­ный со­бор во имя Свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­цав ра­йо­не Фа­нар в Стам­бу­ле.

1. Церковь и государство

Эта роль императора в делах Церкви так и не получила развития в виде фиксированной, юридически оформленной системы. Она была ясно обусловлена одним решающим фактором – православием императора. Императору-еретику подчиняться не следовало. Многочисленные герои веры – Афанасий Александрийский (f373), Иоанн Златоуст (t407), Максим Исповедник ( 662), Иоанн Дамаскин (Ϊ750), Феодор Студит (759–826) – почитались святыми после своей смерти, наступившей в результате противления императорской воле; в то же время память многих императоров, в частности, Констанция I (337–361), Льва III (717–741), Константина V (741–775) и Михаила VIII (1250–1282), была официально предана проклятию из-за того, что они поддерживали неправославные учения.

В придворных церемониях и официальных текстах на императора часто переносили язык ветхозаветной монархии; но как Давид и Соломон были прообразами мессианского царства, так христианский император неизбежно рассматривался как образ Христа. Он созывал соборы и при желании всегда мог оказывать решающее влияние на церковные назначения, в том числе назначение Константинопольского патриарха и тех епископов, которые играли важную дипломатическую роль в византийских иностранных делах (Охридского архиепископа, русского митрополита и др.). Надо сказать, что между 379 и 1451 гг. из 122 Константинопольских патриархов 36 были силой низложены под давлением императоров 2 .

Однако относительную зависимость патриаршего сана от императора надо рассматривать в контексте постоянной нестабильности самой императорской власти. Две трети всех византийских императоров были убиты или низложены, причем многие из них стали жертвами, по крайней мере частично, собственной религиозной политики.

2. Восточные патриархаты

Престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению, и сто пятьдесят боголюбезнейших епископов [Константинополя, 381 г.] предоставили равныя преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивши честь быти градом царя и синклита и имеющий равныя преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. 3

Различие между восточным и западным подходами к проблеме первенства лучше всего видно на истории Иерусалимской Церкви. Упомянутая под своим римским именем Элии Никейским собором (правило 7), она оставалась в орбите влияния Антиохии, пока не обрела, пользуясь известностью как центр паломничества, после 451 г. в результате хитроумных интриг иерусалимского епископа Ювеналия (431–458) статус отдельного патриархата, включающего три области Палестины. Однако ее апостольское и даже Божественное происхождение никогда не шло в ход ради обоснования более высокого места в порядке патриархатов, чем пятое.

Поэтому когда император Юстиниан предпринял грандиозную попытку воссоздать всемирный характер империи путем отвоевания Запада, византийское видение Вселенской Церкви состояло в пентархии патриархов – Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима, объединенных верою, равных в правах, но строго связанных порядком приоритета, запечатленного имперским законодательством. Монофизитский раскол, исламское завоевание и возвышение папства на Западе вскоре упразднили пентархию как конкретную историческую реальность, но она выживет как идеал византийского видения христианской вселенной.

Выбираемые в ранний период большей частью из белого духовенства Константинополя, а после XIII в. в основном из монашества, причем иногда возвышаемые прямо из положения мирян, патриархи за редким исключением были образованными людьми и порой подлинными святыми. Список Константинопольских патриархов включает такие имена, как Григорий Назианзин (379–381), Иоанн Златоуст (398–404), Тарасий (784–806), Никифор (806–815), Фотий (858–867, 877–886), Арсений Авториан (1255–1259, 12611265), Филофей Коккин (1354–1355, 1364–1376). С другой стороны, частые политические бури двора и нескончаемые христологические споры с необходимостью вовлекали в свою орбиту патриархов. Некоторые из них, как Несторий (428–431), вошли в историю с репутацией ересиархов. Другие, особенно во время царствования Ираклия и Констанция II, следуя тогдашнему имперскому политическому курсу, поддержали монофелитство. Это произошло с Сергием (610–638), Пирром (638–641), Павлом (641–653) и Петром (654–666). Они были осуждены как еретики Шестым Вселенским собором (680 г.).

4. Арабское завоевание и иконоборчество

Когда в VII веке исламская буря обрушилась на древние христианские византийские области Палестины, Сирии, Египта и Северной Африки, докатившись до самых врат Константинополя, большинство христиан в этих землях уже порвало связи с имперской Православной Церковью. Египет с середины V в. был почти полностью монофизитским; то же надо сказать об армянских регионах на востоке Малой Азии и по крайней мере о половине населения Сирии. Усилия Юстиниана и позже догматические компромиссы Ираклия и его монофелитских преемников не привели к религиозному объединению империи. Более того, раскол, начавшийся спором между грекоязычными богословами о правильном определении личности Иисуса Христа, развернулся в культурный, этнический и политический антагонизм. На Ближнем Востоке халкидонское православие было к тому времени представлено почти исключительно греками, лояльными к империи, тогда как общины коренных жителей – коптов, сирийцев и армян – отказывались принимать веру Халкидонского собора и возмущались грубыми попытками императорской власти изгнать их вождей и силой навязать религиозное согласие.

Уменьшенная до размеров восточной Малой Азии, южных Балкан и южной Италии, Византийская империя нашла силы для успешного противостояния исламу. Но во время этой борьбы, в период между 726 и 843 гг., византийские христиане пережили тяжелый кризис, во многом сформировавший облик средневекового византийского христианства – кризис иконоборчества, окончившийся торжеством православного иконопочитания.

Последствия этого кризиса носили как богословский, так и культурный характер. На православном Востоке образы были навсегда признаны главными средствами богообщения, так что искусство, богословие и духовность оказались неразрывно связаны друг с другом. В то же время борьба за иконы укрепила авторитет монашества, получившего большее, чем в предшествующие столетия, признание в качестве действенного противовеса в византийском обществе произволу императорской власти. Но в то же время иконоборческий кризис способствовал отчуждению между восточной и западной половинами христианского мира. Поглощенные борьбой с исламом, императоры-иконоборцы небрегли своей властью и влиянием в Италии. Более того, в отместку за противодействие пап их религиозной политике они передали Иллирик, Сицилию и южную Италию из папской юрисдикции в константинопольскую. Униженный и брошенный своими традиционными покровителями, в страхе перед лангобардским вторжением, папа Стефан II встретил короля франков Пепина Короткого в Понтионе (754 г.), признал его покровительство и добился его помощи в создании папского государства в Италии, составленного из прежних византийских территорий.

5. Миссионерство: обращение славян

Утрата ближневосточных земель под натиском арабов и постепенное отчуждение между Западом и Востоком могли превратить Константинопольский патриархат в центр этнически и культурно ограниченной греческой церкви. Однако сразу же после окончания иконоборчества Византийская Церковь предприняла впечатляющий миссионерский поход в Восточную Европу.

Обращение Болгарии практически совпало по времени с моравской миссией. Как в Моравии и многих других частях Европы, обращение, почву которого готовили миссионеры и дипломаты из Византии, совершалось через правителей страны. Так в 865 г. хан Борис Болгарский стал христианином, причем крестным отцом его был император Михаил III. После попытки присоединения к юрисдикции Рима (866–869) Борис окончательно ввел свою страну в византийскую религиозную орбиту. Его сын и наследник Симеон (893–927) и затем западно-болгарский царь Самуил (976–1014) превратили свои столицы – соответственно Преслав и Охрид – в крупные религиозные центры, где славяне успешно усваивали богослужение, богословие и религиозную культуру Византии. Поскольку же византийские каноны в принципе допускали множественность церковных центров, болгарские цари учредили в своих столицах независимые патриархаты. Но так как они стали претендовать и на императорский титул, Византия, восстановив свою былую военную мощь, особенно при императоре Василии II (976–1025), временно упразднила независимость Болгарии. При этом, однако, она не упразднила полностью принципы и практику отправления богослужения на славянском языке.

Наконец, византийские памятники сообщают в тот же период о миссионерской деятельности на Кавказе, особенно среди аланов, предпринятой по инициативе патриарха Николая Мистика (901–907,911–925).

Таким образом, около начала второго тысячелетия Византийская Церковь осуществляла свое служение на территории, простиравшейся от северных регионов до оккупированного арабами Ближнего Востока и от Адриатики до Кавказа. Ее центр Константинополь, казалось, не имел себе равных не только в силе и богатстве, но и в интеллектуальных, художественных и литературных достижениях.

6. Раскол между Востоком и Западом

Однако более всех иных различий напряжение в отношениях между Востоком и Западом начали создавать экклезиологические вопросы, особенно же возрастающее расхождение в понимании римского первенства. Как мы уже видели, ведущее положение Рима, против которого Византия никогда не возражала, объяснялось (как и преимущества ряда восточных престолов) прагматическими соображениями, тогда как апостольское происхождение кафедры не играло решающей роли. Это прагматическое объяснение было запечатлено в соборных постановлениях, которые Восток считал общей традицией, хотя римляне в свое время и протестовали против обнародования текстов, отрицавших, что Рим получил свое первенство от Христа через апостола Петра. К счастью, в течение ряда столетий обе стороны воздерживались от того, чтобы доводить эти расхождения до полного разрыва отношений. Однако в IX, X и XI веках начали накапливаться конфликты, в которых культурные и политические элементы переплелись с догматическими и дисциплинарными вопросами.

В поздневизантийский период папы и императоры династии Палеологов (1261 –1453) предпринимали неоднократные попытки вернуть утраченное единство. В 1274 г. представители императора Михаила VIII присутствовали на Лионском соборе, где было зачитано личное исповедание веры императора, признающее римскую веру. Исходя в первую очередь из политических соображений, Михаил навязал Константинопольской Церкви в патриархи сторонника унии Иоанна Векка. Но такая, введенная, по существу, силой уния прекратилась со смертью Михаила (1282). В 1285 г. собор в Константинополе официально отверг ее и утвердил подробное – и в определенном смысле непредвзятое – опровержение Filioque, составленное патриархом Григорием Кипрским (1283–1289). Переговоры об объединении велись и в течение всего XIV столетия, которое стало свидетелем личного обращения в Католичество императора Иоанна V (1369); впрочем, церковь не последовала в этом за своим императором, и он сам впоследствии молчаливо отказался от своего обращения. Именно соборное движение на Западе вызвало радикальные изменения в позиции папства по отношению к идее подлинного объединительного собора. После долгих предварительных переговоров с папами Мартином V и Евгением IV император Иоанн VIII, патриарх Иосиф и многочисленные представители греческого духовенства прибыли в Феррару, а затем во Флоренцию, где наконец состоялся собор (1438–1439), когда над Византией уже вплотную нависла угроза турецкого завоевания. После многомесячных споров изнуренная греческая делегация подписала декрет об унии, признававший основные вероучительные положения Римской Церкви. Лишь один греческий епископ; Марк Ефесский, отказался подписывать унию, но по возвращении делегации в Византию его позиция была поддержана абсолютным большинством народа и духовенства. Падение Константинополя в 1453 г. положило конец самой унии и дальнейшим переговорам.

Этот раскол, ставший результатом постепенного отчуждения, невозможно формально связать ни с какой определенной датой или конкретным событием. Но первопричина его, несомненно, лежит в различном понимании вероучительного авторитета, который для Запада сосредоточился в личности папы, тогда как Восток никогда не считал, что какое-либо отдельное лицо или учреждение может формально гарантировать истину, и не ставил никакой авторитетный центр выше соборного процесса, в котором участвуют епископы, но который также требует согласия народа.

7. Богословие и каноническое право

В течение всей своей истории Византия поддерживала непрерывную традицию учености, восходящую к античности и греческим отцам Церкви. Хотя императорский университет в Константинополе и, в частности, отдельная патриаршая школа готовили будущих государственных и церковных чиновников, эти учреждения не были ни единственными, ни даже главными центрами богословского развития. Византия никогда не знала того расцвета университетов и формальной схоластики, которое играло такую огромную роль на Западе начиная с XII в. Большинство византийских богословов трудились на церковной кафедре или в монашеской общине. Надо отметить также, что богословие никогда не было монополией духовенства. Богословские сочинения публиковали не только епископы или монахи, но и образованные миряне.

8. Богослужение и гимиография

Помимо центрального таинства Евхаристии, византийская традиция настаивала на важности крещения (совершаемого всегда тройным погружением), миропомазания (эквивалента западной конфирмации, но совершаемого священником, который помазывает святым миром) и других таинств, в число которых иногда включались пострижение в монахи и погребение 9 .

Из всех христианских средневековых традиций византийская располагает богатейшим гимнографическим наследием. Поэтические и богословские по своему характеру, византийские песнопения составляют огромный литературный корпус, часто в истории служивший плодотворной заменой и школы, и церковного амвона. К сожалению, византийские neuntes, т. е. нотные знаки, до сих пор не расшифрованы, за исключением богослужебных рукописей позднего периода (XIII-XIV вв.). Показано было, однако, что византийская музыка восходит к еврейским синагогальным традициям раннехристианского периода и что ее средневековая форма была подобна западному григорианскому хоралу, хотя, вероятно, богаче его.

Сочиняя свои песнопения, византийские гимнографы должны были сочетать богословские познания, поэтическое и музыкальное искусство. В их числе – великий Роман Сладкопевец (VI в.) и множество авторов иконоборческого и последующего периодов (Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, Феодор Студит). Роман писал кондаки ( κοι τάκια ), или поэтические проповеди, состоящие из метрических строф, исполняемых певчим, за которым собрание повторяло рефрен. Вероятно, самый известный византийский кондак – так называемый Акафист Божией Матери, чья популярность не снижается в течение многих столетий. В VII и VIII вв., однако, кондаки в большинстве случаев уступают место более структурированным и утонченным формам литургической поэзии – канонам, сочетавшим в себе библейские песни, такие как Исх. 15 , Втор. 32 и Песнь Богородицы ( Лк. 1 ), с новосочиненными песнопениями.

Шмнографическое творчество, в общем следовавшее образцам VIII и IX вв., продолжалось в течение всего Средневековья.

9. Наследие христианской Византии

Однако вскоре Сербия (1389) и Болгария (1393) пали под натиском оттоманских турок, а гармоничные отношения между Константинопольской церковью-матерью и дочерней церковью Руси были нарушены событиями, связанными с Ферраро-Флорентийским собором (1438–1439). Грек Исидор, поставленный в Византии на кафедру Русской митрополии, подписал во Флоренции декрет об унии, но по возвращении в Москву (1441 г.) был отвергнут своей паствой. В 1448 г. русские епископы, без обращения к Константинополю, избрали его преемника, митрополита Иону, и истолковали падение Византии под натиском турок (1453) как божественное возмездие за предательство Православия во Флоренции.

Подготовлено для публикации после 1983 г. в Dictionary of the Middle Ages, изд. Scribner""s, New York, при содействии American Council of Learned Societies.

Е. Herman, Cambridge Medieval History IV, 2 (Cambridge, 1967), p. 109.

Византийская церковь – находилась в тесной связи с состоянием государства. Историю ее можно разделить на 4 периода. Первый период – от издания Константином В. миланского эдикта в 313 г., коим христианство было поставлено во главе и выше всех религий. В этот период организуется управление при посредстве митрополитов и поместных соборов и развиваются богослужение и церковная дисциплина. Этот период знаменуется ростом православия и появлением в его среде ересей. Для сохранения чести и спокойствия христианской церкви К. созвал Первый вселенский собор в г. Никее (325 г.). На этом соборе был составлен так называемый никейский символ веры. Кроме того собор занялся решением вопросов о праздновании Пасхи, о безбрачии духовенства, о правах и власти епископов. Собор установил церковный мир, но непрочно. Вообще после Константина и до Феодосия церковь переживали тяжелое время вследствие господства ариан и гонения на православных епископов. Некоторое умиротворение внес 2-й вселенский собор, в 381 г., в Константинополе. Был окончательно составлен символ веры из 12 членов. Феодосий В. прилагал много усилий к прекращению споров. Он издал указы, в которых говорил: "мы желаем, чтобы все, следующие закону вселен. собор., именовались христианами кафолическими, а инакомыслящие назывались еретиками". За арианскими возникли в церкви новые споры – несторианские. Виновником ереси был Несторий, архиепископ константинопольский, учивший, что естества в Христе были разделены, что рождение Христа от Девы, по Несторию, Христородицы, было человеческое. Лжеучение это естественно вызвало волнение и побудило вождя православных, архиепископа александрийского Кирилла, выступить против Нестория. Был созван третий вселенский собор в 431 г. в Эфесе, формулировавший догмат о воплощении Господа Иисуса Христа. Но Эфесский собор, распавшись на 2 части – несторианскую и православную, не примирил церкви. Из несторианства выродилась монофизитская ересь, родоначальником коей был монах Евтихий, осужденный на соборе в Константинополе (448 г.). Однако на соборе следующего года высказались открыто в пользу монофизитства. В 451 г. император Маркиан созвал IV вселенский собор в Халкидоне. Здесь торжественно утверждено вероопределение и составлено несколько канонических правил. Ересь не была еще совершенно истреблена; лжеучения глубоко разрослись в стране, и под их влиянием открыто происходили мятежи, возмущения. Это вызвало неудачное вмешательство гражданской власти в лице императоров Василиска (466 - 477 г.) и Зенона, которые бестактными мерами только способствовали развитию монофизитства. Позднее император Юстиниан по вступлении на престол деятельно занялся церковными делами. Он крестил многих язычников, содействовал постройке храмов и монастырей. Самою его пламенною заботою было умиротворить церковь. В 553 г. император созвал пятый вселенский собор в Константинополе при участии 164 епископов во главе со столичным патриархом Евтихием. Но после этого собора монофизитство проявилась в новом виде, как ересь монофелитская. Она приобрела широкое распространение при императоре Ираклии. Чтобы пресечь возникшие волнения, Ираклий в 638 г. издал указ, провозглашавший учение об одной воле во Христе. Указом Констанса II, преемника Ираклия, в 648 г. под названием "типос" совершенно запрещались споры об одной и двух волях во Христе, причем явное предпочтение было отдано монофелитству. Типос вызвал протест православных, из коих многие поплатились жизнью. Тогда же выдвинулись борцы за православие: иерусалимский патриарх Софроний, св. Максим Исповедник и папа римский Мартин. Император Константин Погонат отказался от гражданского вмешательства и в 680 г. созвал шестой вселенский собор в Константинополе, на котором были признаны "две естественные воли и действие во Христе, согласно сочетавшиеся для спасения рода человеческого". Для церкви наступили мир и покой. В VIII веке появилась совсем новая ересь – иконоборческая. Император Лев Исаврянин, в интересах государства, предпринял гонение на церковь: иконы истреблялись, св. мощи уничтожались, монастыри и богословские школы закрывались. Но ненадолго: седьмой вселенский собор в Никее в 787 г. при императрице Ирине с участием 307 отцов церкви утвердил иконопочитание. При Михаиле I, Льве Армянине, Михаиле II и Феофиле – убежденных иконоборцах – ересь снова боролась с православием. Наконец, 11 марта 843 года, собор при содействии императрицы Феодоры провозгласил иконопочитание, постановил ежегодно в первый воскресный день четыредесятницы совершать особое торжество православия. Во все время Император имел большое влияние на дела церкви, напр., на избрание патриархов и епископов. К концу этого периода особенно широко расцвело монашество. Из келий, в которых жили монахи, составлялись лавры и монастыри, руководствовавшиеся сначала уставом св. Василия В. – в константинопольской – и св. Саввы освященного в иерусалимской церквах. В этот период обращено было много внимания на богослужение. Стали употребляться колокола, свечи, фимиам, появились песнопевцы и творцы, из коих славен св. Иоанн Дамаскин, усовершенствовалась проповедь. Второй период истории виз. церкви простирается до 1054 г. и характеризуется отпадением от единой вселенской церкви западной. Причиной распадения была борьба 2-х партий: игнатианской во главе с патриархом Игнатием и фотианской во главе с Фотием. Император Варда лишил первого в 857 г. престола, Игнатий не хотел признать вновь избранного Фотия. В 859 г. созванный собор стал на сторону Фотия. Начались смуты, которые использовал папа римский Николай I. Он выступил против Фотия, думая показать свою власть, но ошибся в расчетах. Фотий энергично противодействовал и отстоял независимость византийской церкви не только перед Николаем, но и перед папами Адрианом II и Иоанном VIII, а собор (879 - 880) закрепил притязания Фотия. Отсюда начинается история разделения церквей. В X веке папа Сергий III вмешался в дело о бракосочетании императора Льва Философа. Лев недоволен был патриархом Николаем Мистиком, осудившим брак, и заместил кафедру Евфимием. Собор 920 г. при участии папских легатов признал Николая правым. Натянутые отношения между Римом и Константинополем порвались окончательно в середине XI века. Возмущенный притязаниями римского папы Льва IX, патриарх Μ. Керулларий уклонился от переговоров с посольством кардинала Гумберта. 16 июля 1054 г. Гумберт положил во время богослужения в храме св. Софии отлучительную буллу папы. Тогда Керулларий созвал собор, на котором римских легатов предали анафеме. В недрах самой византийской церкви происходили трения. Патриарх Тарасий кротко относился к иконоборцам и попустил незаконный брак Константина VI из принципа так называемой экономии, т. е. ради высших целей церковно-государственной политики нарушил церковные каноны. Противником выступила монашеская партия, порвавшая общение с патриархами Тарасием, Никифором, Мефодием. Борьба между белым духовенством и черным достигла апогея во времена патриарха Арсения (1255 - 1260 - 1261 - 1267 гг.) Раздоры усугублялись неуничтожавшимися ересями, каковы: павликианство, аревурды, или дети солнца, – смесь христианства с почитанием Ормузда, евхиты, или энтузиасты. Из положительных сторон этого периода нужно упомянуть деятельность византийских миссионеров, распространявших в Пелопоннесе, Эпире, Фессалии, а также среди болгар, кроатов, славонцев, далматинцев, буковинов и русских свет христианского учения. Третий период В. церкви длится от 1054 до 1453 г. Блестящий вначале, он ко времени господства латинян и нападения турок являл признаки упадка. В 1099 г. на соборе в Бари были сделаны попытки воссоединить западную и восточную церкви. Со стороны папы выступил знаменитый Анзельм Кентерберийский, но ни он, ни позднее архиепископ Петр Хрисолан не добились церковного союза. Переговоры возобновились в царствование Мануила Комнина (1143 - 80 гг.), когда особенно хлопотал патриарх Фома Морозини. Его попытки продолжал Герман II (1232 г.). Особенно известна лионская уния (1274 г.) Подобные же попытки были при Иоанне Кантакузине, Иоанне V Палеологе, который лично ездил к папе, но дальше слов никто не шел. Наконец в 1439 г. ферраро-флорентийский собор провозгласил формальную унию. Византийцы не сочувствовали унии и предпочитали "лучше видеть в Константинополе турецкую чалму, чем папскую тиару". В этот период возгорелись снова христологические споры, возбужденные еретиками – монахом Нилом, архиепископом Евстратием, митрополитом Львом и другими. Первый спор был из-за слов: "ты еси приносяй и приносимый и приемляй"; второй из-за понимания слов Христа: "Отец мой болий Мене есть" (Иоан. 14, 28), и третий по поводу: "анафема Богу Магометову, о котором Магомет говорит, что он есть Бог". Споры были достойно осуждены византийской церковью. Из крупных религиозно-философских движений известны богомильство, ересь Варлаама, движение исихастов. Каноническое законодательство трудами соборов 861 г. и императоров Василия Македонянина и Льва Мудрого, а также патриарха Фотия обогатилось и значительно расширилось. В XI и XII веках появились известные комментаторы церковного права Иоанн Зонара, Алексей Аристин и Федор Вальсамон, Арсений (1225), Константин Арменопул (1350) и Матфей Властарь. Центром монашества была св. гора Афон; известны также в Константинополе Студийская обитель, Перивлент, монастырь Акимитов, в Пелопоннесе монастырь Великой пещеры, в Аттике – Дафнийский, в Беотии – св. Луки, в Фессалии – Метеорские и на Патмосе – св. Иоанна Богослова. Широкое развитие получило церковное искусство (архитектура, живопись, мозаика, позолота, резьба, миниатюры, музыка, пение). Богослужение дополнилось новыми чинами и праздниками.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина . П. П. Сойкин . 1913 .

Полезное

Смотреть что такое "Византийская церковь" в других словарях:

Церковь Святых Апостолов — Церковь Святых Апостолов: Церковь Святых Апостолов (Венеция) церковь в Венеции, в районе Каннареджо. Церковь Святых Апостолов (Салоники) крестокупольная базилика в городе Салоники, Греция. Церковь Святых Апостолов (Афины) … … Википедия

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ — восточная часть Римской империи, пережившая падение Рима и утрату западных провинций в начале Средних веков и просуществовавшая до завоевания Константинополя (столицы Византийской империи) турками в 1453. Был период, когда она простиралась от… … Энциклопедия Кольера

Церковь Святых Апостолов (Афины) — У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Святых Апостолов. христианский храм Церковь Святых Апостолов Солакиса греч. Άγιοι Απόστολοι Σολάκη … Википедия

Церковь Хора — Фасад церкви Хора Церковь Христа Спасителя в Полях (греч. ἡ Ἐκκλησία του Ἅγιου Σωτῆρος ἐν τῃ Χώρᾳ) из ансамбля монастыря в Хоре наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле (бывш. Константинополь). С 1948 г. открыта… … Википедия

Византийская империя — лат. Imperium Romanum Orientale греч. Βασιλεία Ῥωμαίων Империя … Википедия

Византийская Империя — Восточная Римская империя Ромейская империя Imperium Romanum Βασιλεία Ῥωμαίων Basileía tôn Rhōmaíōn … Википедия

ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — возникла в связи с утверждением Византийской империи и распространением в ней христианства (т.е. с 6 – 7 вв.); предшественниками этой философии являются греч. отцы церкви: Прокопий из Газы (465 – 525), Леонтий Византийский (475 – 543), Иоанн… … Философская энциклопедия

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ I — [Вост. Римская империя, Византия], позднеантичное и средневек. христ. гос во в Средиземноморье со столицей в К поле в IV сер. XV в.; важнейший исторический центр развития Православия. Уникальная по своему богатству христ. культура, созданная в В … Православная энциклопедия

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… … Православная энциклопедия


Основу населения Византии составлял греческий народ. Но на огромной территории государства проживали также сирийцы, армяне, грузины, евреи, славяне. Империя на момент расцвета включала в свой состав такие территории, как Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Египет, часть Закавказья.

Одним из самых могущественных императоров Византии был Юстиниан (527–565). Предприняв попытку восстановить Римскую империю в прежних границах, он организовал крупные военные походы на запад Средиземноморья. Результатом вой­н, которые вел Юстиниан, стало завоевание Северной Африки (королевство вандалов), Италии (королевство остготов), южной части Испании (королевство вестготов). Однако преемники Юстиниана не смогли удержать эти завоевания. Часть территорий на востоке пришлось уступить Ирану. Начиная с VII в. под натиском арабов Византия потеряла такие провинции, как Сирия, Палестина, часть Армении, Египет, все территории в Северной Африке, острова Крит и Сицилию. Несколько раз арабское вой­ско безуспешно осаждало сам Константинополь.


В Х–ХI вв. Византия временно восстановила могущество, вернув в свой состав такие территории, как Грузия, Армения, Болгария. У арабов отвоевали Сирию и Палестину. Но уже в 1071 г. византийская армия потерпела крупное поражение от турок-­сельджуков, которые вскоре завоевали бо́льшую часть Малой Азии. В 1204 г. в ходе четвертого крестового похода западноевропейские рыцари захватили Константинополь и создали Латинскую империю. Она просуществовала до 1261 г., когда византийцы вернули эти земли и восстановили свое государство. Однако постоянные вой­ны ослабили Византию, которая к XV в. уже утратила былое могущество. Этим воспользовались турки-­османы, захватившие 29 апреля 1453 г. Константинополь. Византийская империя перестала существовать.

Читайте также: