Легенда о тангейзере кратко

Обновлено: 08.07.2024

Многие считают, что с трагедией короля Лира нас познакомил В. Шекспир, что легенду о нибелунгах написал Р. Вагнер, трагедия Лорелеи увидела свет благодаря Г. Гейне, а о Дон Жуане нам поведал А. Пушкин. На самом деле все великие писатели, поэты, композиторы и художники черпали темы своих шедевров из народных сказаний и легенд, созданных за много веков до них. Вот с этими легендами в их первоначальном виде мы и хотим вас познакомить. Сегодня о герое средневекового фольклора Тангейзере рассказывает Олег Нюренберг (Дортмунд).

В 1228 г. Тангейзер принял участие в крестовом походе и благополучно из него вернулся.

Согласно легенде, Тангейзер по дороге в Вартбург, куда он отправился на состязание певцов, проходя мимо горы Венеры, решил проникнуть в пещеру, где по преданиям жила фрау Венус. Ему удалось найти жилище красавицы-богини и, ослеплённый её красотой, он остался там на долгие семь лет, которые безмятежно провел в блаженстве и любовных утехах.

Однако всему приходит конец, даже внеземному блаженству. И Тангейзер стал задумываться о возвращении в христианский мир, надеясь, что Бог простит ему годы, прожитые во грехе.

А через три дня свершилось чудо: посох папы покрылся зелеными побегами. Урбан IV тут же послал за Тангейзером, чтобы объявить ему о прощении грехов от самого Господа. Но посланцы папы не смогли найти входа в пещеру и сообщить Тангейзеру о чудесном прощении.

Интересно, что Тангейзер словно бы существует в двух мирах: реальном, связанном с историческими событиями, и вымышленном, где действуют боги и герои. Судьба Тангейзера полна загадок, и в ней не сразу можно понять, о каком из обладателей этого имени идёт речь, в какой реальности всё происходит. Какие тайны готовы открыть нам легенды о Тангейзере?

Иллюстрации к легенде о Тангейзере

Иллюстрации к легенде о Тангейзере

Богатый и бедный Тангейзер

Согласно немецким сказаниям, Тангейзер происходил из знатного рода. Очень рано он увлёкся сочинительством стихов, в которых старался показать людям не только проблемы своего времени, но и дела “давно минувших дней”.

В молодые годы Тангейзеру нравилось устраивать весёлые пиршества, куда приглашались все певцы и поэты округи. Как и следовало ожидать, состояние его семьи не могло быть безграничным, а потому через некоторый срок поэт совершенно разорился.

Несмотря на бедность, Тангейзер не переставал радоваться жизни. В своих поэмах он воспевал каждое мгновение, дарованное человеку свыше, призывал ценить дни, как бы они ни проходили – в трудах или безмятежной радости.

Став бродячим певцом, Тангейзер не грустил о годах, когда мог жить в роскоши. Его богатством теперь стали свобода и возможность дарить людям свой талант.

Встреча с богиней

Слава Тангейзера быстро распространялась по стране, и вскоре его пригласили соревноваться с другими поэтами в Вартбурге. Оказавшись в этом городе, он любил проходить возле горы богини Венеры.

Однажды любопытство взяло верх, и Тангейзер решил зайти в таинственную пещеру, видневшуюся с дороги. Переступив невидимую границу, он оказался в совершенно ином, волшебном мире. Навстречу ему вышла хозяйка горы, фрау Венус, что буквально очаровывала своей красотой с первого взгляда.

Тангейзер стал возлюбленным богини, поселившись в её чудесной обители. Несколько счастливых и беззаботных лет прошли словно в сказке.

Однако со временем поэт всё чаще стал задумываться, не греховной ли является эта связь. Он был приверженцем христианских идей и понимал, что единство с языческим божеством может стать гибелью для его души.

Расставание

В итоге Тангейзер решил проститься с возлюбленной, понимая, что у них не может быть общего будущего. В немецком фольклоре сохранилась старинная песня, написанная в XVI веке. В ней как раз и описан сюжет о любви и расставании Тангейзера и Венеры.

Многие выдающиеся поэты и писатели Германии восхищались красотой подачи и силой чувств, описанных в этом произведении. В ходе беседы Венера в отчаянии обвиняет своего любовника в нарушении клятвы. Тангейзер же утверждает, что не мог обещать ей вечной любви. Поэт заявляет, что лишь сейчас осознаёт, что встретил дьявола в прекрасном обличье.

Фрагмент из оперы Вагнера Тангейзер

Фрагмент из оперы Вагнера Тангейзер

Тангейзер и Папа Римский

Покинув обитель Венеры, Тангейзер отправился в Рим. Ему необходимо было замолить свои грехи, попросить прощения у самого Папы Римского. Долго рассказывал поэт о своих прегрешениях Урбану IV. Конечно, он надеялся на лучшее, но ответ Папы был неутешителен.

Священнослужитель впал в гнев, услышав историю грешника, что долгие годы жил в грехе с языческим божеством. Ударив своим посохом о землю, Урбан воскликнул, что отпущение грехов Тангейзера наступит не раньше, чем этот посох зазеленеет.

Несчастный поэт отправился в обратный путь. Он считал, что Бог отверг его, и путь был только один – к той самой возлюбленной, которую он недавно оставил. Однако Венера не стала журить мужчину. Она радостно приняла Тангейзера в своём жилище, заявив, что не перестала любить его и не сердится на него за ту провинность.

Наверное, на этом история и закончлась ы, но самые необыкновенные события начинаются как раз после отъезда Тангейзера из Рима. По прошествии трёх дней с момента его раскаяния произошло настоящее чудо: мёртвая ветвь, посох Папы, вдруг зазеленел и покрылся листьями.

Суть легенды

Вот так “туманно” завершается легенда о Тангейзере. Её финалом служит утверждение, что никто на свете, будь он Папой Римским, богиней Венерой или другим человеком, божеством, не может решать, можно ли отпустить грехи другого. Лишь Бог в праве решать, кого наказать, а кого простить.

В предании о Тангейзере можно увидеть и другие интересные акценты. Например, мне явно видится тоска людей того времени по ушедшим временам античной красоты и верований.

Ведь, по сути, именно христианин Тангейзер выступает в качестве собирательного образа человека из Средневековья. В то же время, несмотря на подачу духовенства излишне суровым и бескомпромиссным, сказание не позволяет забывать об истинной духовности и христианском гуманизме.

Отто Книлле. Тангейзер и Венера

Отто Книлле. Тангейзер и Венера

Тангейзер – персонаж неоднозначный для своего времени. Согласно меркам Средневековья, он действительно совершил большой грех, но не почему же эта провинность была отпущена Богом? На мой взгляд, суть крылась в том, что, несмотря на разногласия и душевные метания, Тангейзер действительно любил Венеру, а любовь неизменно является спасительной светлой силой в самых разных религиях.

Богини Хольда и Венера по сути не имеют между собой ничего общего. Однако, в представлении людей Средневековья они мало чем отличались друг от друга по той причине, что обе были божествами языческими, противными христианству.

Тангейзер в истории

Тангейзер: легенда и история поющего рыцаря

Тангейзер и его рыцарская символика (Манесский кодекс, XIV век)

С горой Венеры связана знаменитая легенда о Тангейзере. Историческим прототипом героя этой легенды был известный миннезингер — поэт и музыкант — Тангейзер, живший в XIII веке.

В 1228 году Тангейзер принял участие в крестовом походе и благополучно из него вернулся.

Легенда о Тангейзере

В легенде рассказывается, что однажды Тангейзер отправился на состязание певцов в Вартбург. Проходя мимо горы Венеры, он, движимый любопытством, захотел проникнуть в пещеру, о которой слыхал немало чудесных рассказов. Ему это удалось, и он оказался в волшебном чертоге, полном света и благоухания. Фрау Венус, красоту которой ни один из смертных не в силах ни вообразить, ни описать, вышла ему навстречу.

Тангейзер стал возлюбленным прекрасной языческой богини. Герой провел в ее волшебном чертоге семь блаженных и безмятежных лет.

Но он был добрым христианином и, в конце концов, стал задумываться о том, что подобная жизнь гибельна для его души. Тангейзер решил покинуть прекрасную фрау Венус и вернуться в христианский мир, надеясь, что Бог простит ему годы, прожитые во грехе.

Электронная книга: Юрий Никитин. Тангейзер

Наконец, фрау Венус согласилась отпустить Тангейзера и на прощание даже пожелала ему счастья.

Тангейзер и Венера

Наиболее ранние литературные обработки легенды о Тангейзере в немецкой литературе относятся к XV веку. Это поэма Германа фон Заксенгейма и две поэмы неизвестных авторов. Образ Тангейзера привлекал многих немецких писателей-романтиков XIX века — Тика, Эйхендорфа, Гейне и других.

Сайт, посвященный культуре, гуманности, истории и самопознанию

Photo Gallery Slideshow

Подписаться на блог по эл. почте

Поиск


Изображение


Аранжировка на заказ

Профессиональный композитор принимает заказы на аранжировку музыкальных произведений любых стилей, жанров и сложности.

Популярные записи и страницы

  • Пальцем по стеклу
  • Обидеть нету сил.
  • Змея под копытом
  • Викторина "Десять заповедей"
  • Спондей и пиррихий
  • Стихотворение Анны Ахматовой "По аллее проводят лошадок. "
  • "Материнское поле" Чингиза Айтматова
  • Рифмовка с нуля
  • Рассказ Всеволода Гаршина "Четыре дня"
  • Печаль Змея-Горыныча

Финалист Московской литературной премии


Facebook

Метки


На юге Франции в Провансе их называли трубадурами, позже по всей Франции труверами. В Германии XIII их назвали миннерзингерами – певцами любви.

В XI веке, вернувшись из первых крестовых походов, средневековые рыцари привезли в Европу культуру совершенно иного, восточного мира, где музыка и поэзия не предается анафеме, где чувственность не объявляется дьявольским наваждением.

Европа сперва робко, потом все громче и громче запела стихами о любви.

Множество славных имен дала миру средневековая светская поэзия, которая не существовала без музыки. Но среди этих имен есть одно, почему-то обросшее легендами, подобно имени доктора Фауста.

Тангейзер. Имя этого поэта, возможно, было бы и забыто в наше время, если бы не опера Рихарда Вангера. А в основу либретто что только не положено – средневековые сюжеты, народные легенды о совершенно разных рыцарях и поэтах античности переплелись в нем весьма затейливо. Может быть, это просто легенда и не было такого поэта-рыцаря, которого сама Венера поселила в своем царстве-гроте?

Барон Тангейзер – личность реальная. Но детали его биографии известны только из его собственных поэтических произведений.

Скрупулезное изучение подлинных или приписываемых Тангейзеру текстов установило следующее.

Барон Тангейзер участвовал в крестовом походе Фридриха II в 1228 году и служил ему верой и правдой, за что, кажется, возненавидел его папа Урбан IV.


Но более близким покровителем барона был другой Фридрих II, Воитель, герцог Австрии из первого австрийского княжеского рода Бабенбергов. За службу и за прекрасные песни Тангейзер был награжден герцогом собственным имением и деревней. Служба у Фридриха Воителя была лучшим временем жизни Тангейзера.

Но в 1246 году Фридрих Воитель скончался, и жизнь поэта изменилась. Привыкший к вольной и роскошной жизни, он так и не научился быть хозяином. Потратив все деньги на вино и женщин, и даже на баню дважды в неделю, — видимо, верх расточительства для средневековых нравов! – он продал свое имение и стал странствующим рыцарем.


Служил и императору Фридриху II, и баварскому императору Оттону II Светлейшему, но везде оказывался чужим и не ко двору. Почти пятнадцать лет скитаний, сражения за чужие знамена, зависть и недоброжелательство – все это никак не способствовало долгой жизни и успешному творчеству, да и не приходило в то время никому записывать песни, исполняемые миннезингерами. Как закончился печальный век Тангейзера, неизвестно.

Зато слава осталась на века. Любовные песни и вольнолюбивый нрав странствующего рыцаря создали в народе красивую легенду.

Сначала маленькая географическая справка. В Тюрингии, неподалеку от замка Варбурга, в Тюрингенском лесу есть гора Хёрзельберг. Испокон веку немецкие крестьяне слышали здесь странные звуки. Большая гора эта – из мягкого ракушечника, вся покрыта трещинами и пещерами. Подземные воды, размывая породу, издают то говор нежным женским голосом, то стоны, то смех. Во времена язычества этой горе поклонялись как месту жительства богини Хольбы, жены верховного божества Одина. Пришло христианство, и предало анафеме все языческое, пещера была объявлена местом жительства сатаны. Но сатана – он мужского рода, а народное предание сохранило женскую сущность этой горы. Пришедшая эпоха Ренессанса с удовольствием переосмыслило эту сущность, приписав ее Венере.


А одна из самых больших пещер этой горы была признана входом в жилище богини любви, гротом Венеры.

Вот так странно сплелась эта легенда с судьбой странствующего поэта-рыцаря Тангейзера, певшего о любви, а значит, посвятившего себя Венере, но вернувшегося в лоно христианства.

Как звучит эта легенда?

Миннезингер Тангейзер шел на состязание певцов в город Вартбург. Путь его шел по лесам Тюрингии мимо Хёрзельберг. Тут и встретилась ему богиня Венера, которой давно полюбились песни Тангейзера. Она увлекла его в свой грот, и там поэт, забыв весь земной мир, прожил 7 лет в песнях и утехах. Но очнувшись от наваждения, он, в ужасе, что погубил душу, покинул Венеру и кинулся замаливать свои грехи в Рим, к папе Урбану.

В гневе на грешника, осмелившегося просить о милости после семи греховных лет, Урбан прогнал Тангейзера, заявив, что скорее его папский посох пустит побеги, чем Бог простит такого нечестивца.


Читайте также: