Первоначальные представления человека о строении мира кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вопрос о строении и движении тел во Вселенной интересовал людей еще в античные времена. Над исследованием космоса работали великие ученые, выдвигались геоцентрическая и гелиоцентрическая теории строения Солнечной системы, изучалось движение звезд и планет по небесной сфере. Одни теории доказывались, другие опровергались. Открытия древних мыслителей позволили современному человеку не только получить полную картину о Вселенной, но и покорить космос с помощью ракет, кораблей и спутников.

План урока:

Представление о строении мира в античные времена

В древности у людей были свои представления о строении мира, которые не имели ничего общего с современными теориями. Жители Земли в то время многого не понимали, для них все, что было вокруг, являлось загадкой. Люди опирались на свои ощущения и на то, что видели собственными глазами вокруг себя: небо, звезды, Солнце, Луну, Землю, природные явления. И, конечно же, всему этому пытались дать свое объяснение. Жители планеты видели Вселенную как что-то целое, имеющее две совершенно разные части: Землю и небо.

У древних народов были самые невероятные представления о строении мира. Жители Древней Индии изображали Землю в форме полусферы, которая лежит на спинах четырех слонов. Животные расположились на панцире черепахи, плавающей в огромном океане. Вокруг нее кольцом свернулась змея, символизирующая околоземное пространство.

Древние египтяне имели несколько теорий о строении мира. Согласно первой, Земля - это большая вытянутая долина, а в самом ее центре раскинулся Египет. Небо было похожим на крышу из железа, которую подпирали столбы. К самому небесному куполу подвешены звезды, напоминающие маленькие светильники. Согласно другой картинке, внизу изображался бог Земли Геба, над ним богиня Нуд, покровительница неба. По бокам - два корабля бога Солнца Ра, которые указывают путь Солнцу по небесному своду.

Древние славяне видели планету в форме большого яйца. Они считали, что мир разделен на три части. Посредине находится Земля, на которой находятся люди и все, что их окружает. Под ней расположен нижний мир – пекло, сверху – небеса в виде купола со звездами. Народы Древней Руси считали, что плоская Земля держится на спинах трех китов, которые плавают по просторам мирового океана.

Вавилонцы видели Землю, похожую на выпуклый остров, окруженный океаном. Древним грекам Земля казалась похожей на диск. Со всех сторон его омывал океан. А вверху по медному небу двигалось Солнце.

В виде плоского треугольника видели Землю древние китайцы. Над ним на высоких столбах нависает небо. Какими бы не были античные представления о строении мира, все они напрямую были связаны с наблюдениями человека с поверхности Земли.

В древности все знания о Вселенной были едиными. Немного позже произошло выделение отдельных наук: математики, физики, философии, астрономии и пр. С их развитием развивалось и представление людей о строении мира. Наблюдая за видимым движением планет, древние астрономы не могли с точностью сказать, происходит ли движение самой Земли или она стоит на месте. Именно поэтому существовало две точки зрения касательно модели Солнечной системы:

  • Земля неподвижна и является центром Вселенной.
  • Центр Вселенной – Солнце и планета движется вокруг него и вращается вокруг своей оси.

Вторая теория сильно противоречила религиозным взглядам и не имела математического подтверждения, именно поэтому в астрономии на протяжении многих лет считалось, что Земля все-таки неподвижна, на основании чего была создана геоцентрическая система мира. Название получила от имени греческой богини Земли - Геи. Мыслители того периода утверждали, что центр геоцентрической системы мира – это Земля, которая владела асимметрией и центральной осью. У нее были опоры, ими служили слоны, кит и даже черепаха. Со временем теория меняла свою структуру и самой обдуманной она стала во времена Пифагора. Ученый предположил, что Земля имеет шарообразную форму. В дальнейшем с этой точкой зрения согласились и другие мыслители.

Немаловажную роль в развитии модели геоцентрической системы мира внесли такие ученые, как Аристотель, Птолемей.

Птолемей продолжал утверждать, что Земля неподвижна, все небесные тела вращаются вокруг нее. Земной шар был центром мироздания. В работах ученого присутствовали доказательства, что планета находится в самом центре всего космического пространства, но при этом ее размеры были значительно меньше других небесных тел. Разницу в размерах он объяснял тем, что все звезды с земной поверхности человек видит одинаково, а расстояния до них огромные, если сравнивать их с размерами Земного шара.

Представление о строении мира в Средневековье

На средние века выпал расцвет влияния церкви на светский и научный мир. Поэтому представление человека о мире в Средневековье продолжало склоняться к геоцентрической модели мира в совокупности с теориями Аристотеля.

В XII-XIII столетия на территории Европы начинают появляться астрономические работы древних греков, переведенные на латиницу. Церковь, боясь, что труды о строении мира ослабят религию, всеми возможными методами боролась с древнегреческой наукой. Те, кто читал книги греческих мыслителей, обвинялись в ереси и изгонялись.

Италия, имея выгодное географическое расположение, вела торговлю с арабскими государствами. Купцы с каждым разом все дальше и дальше отправлялись на восток, строя торговые отношения с новыми государствами. В результате путешествий по морю, рос и интерес к астрономии: мореплаватели наблюдали за небесными светилами, создавали первые астрономические инструменты, рисовали морские карты. Благодаря арабам итальянцы знакомятся с мировоззрением древних греков. А долгие странствования по морским просторам и наблюдения за звездным небом позволяют доказать теорию греков о шарообразности Земли.

Жажда новых открытий и обогащения за счет торговли приводит к стремительному развитию мореплавания. Благодаря этому создаются новые методы наблюдения за небесными светилами, а старые теории о строении Вселенной начинают постепенно терять свою ценность.

Наблюдая за движением небесных тел, у ученых стали возникать трудности с вычислением их положения на небосводе, что поставило под сомнения правильность системы мира Птолемея. Древние представления о строении мира начинают меняться. Леонардо да Винчи опроверг наличие сфер Аристотеля. Он склонялся, что Земля имеет вращательное движение и не является центром мира. Николай Кузанский также утверждал, что Земной шар все-таки движется, а Вселенная вообще не имеет центра, так как она бесконечна.

Первым, кто научно опроверг систему мира Птолемея, является Николай Коперник. Именно он считается создателем совершенно новой системы мира – гелиоцентрической.

Гелиоцентрическая система мира

Причиной смены дня и ночи на Земле и движения Солнца по небосводу является вращение планеты вокруг своей оси.

Коперник сделал следующие выводы:

  • Земля перемещается, периодически то приближаясь, то отдаляясь от других планет Солнечной системы, в результате чего эти планеты совершают как будто бы попятное движение.
  • В результате периодического смещения земной оси весеннее равноденствие с каждым годом приходит немного раньше.
  • Сфера звезд находится на огромном расстоянии по отношению к расстояниям между планетами, поэтому годичные параллаксы не наблюдаются.

Гелиоцентрическая модель позволила более точно оценить размеры планет и расстояния до них. Коперник определил примерные размеры Солнца и Луны, а также указал время (88 суток), которое необходимо Меркурию, чтобы совершить полный оборот вокруг Солнца.

Доказательства вращения Земли вокруг Солнца

Самые первые предположения вращения Земли вокруг Солнца появились еще в III веке до нашей эры благодаря древнегреческому ученому Аристарху Самосскому, но дальнейшего развития они не получили, так как в те времена господствовала модель геоцентрической системы мира. Со временем теории мироздания менялись, усовершенствовались и доказывались. Сегодня уже ни для кого не секрет, что вращение Земного шара вокруг Солнца все-таки происходит.

Какие же доказательства вращения Земли вокруг Солнца существуют в современном мире:

  • Параллактическое смещение звезд – в течение года происходит изменение месторасположения звезды, за которой происходит наблюдение.

Невооруженным глазом заметить данное явление практически невозможно, так как звезды отдалены на очень большие расстояния. Раньше за явлением наблюдали с помощью гелиометра, сейчас для этих целей используют сверхдальнюю радиоинтерферометрию и космические телескопы.

  • Годичное аберрационное смещение звезд – его открытие произошло благодаря английскому астроному Дж. Брадлею в 1728 г.

Наблюдая за звездами с Земли, человек не стоит на месте, он участвует в орбитальном движении планеты. Следовательно, за то время пока свет, излучаемый от звезды, дойдет до окуляра прибора, земной наблюдатель вместе с этим прибором немного переместиться по орбите. Именно поэтому, чтобы свет от звезды попал именно в объектив, прибор направляют на расчетное направление, а не на видимое.

Эклиптика вместе с небесным экватором образуют угол 23°27′. Места их пересечения получили названия дни весеннего и осеннего равноденствия. Через эти точки небесное Светило проходит весной – 20 или 21 марта, а также осенью – 22 или 23 сентября.Период от одного весеннего равноденствия до второго называется тропическим годом. Он меньше звездного на 20 минут 24 секунды.

Конфигурация и условия видимости планет

Под конфигурацией планет понимают их положение по отношению к Земле и Солнцу. По отношению к Земному шару выделяют внутренние и внешние планеты.

  • Внутренние (нижние) планеты – их орбиты меньше земной, расположены они ближе к Солнцу. Это Венера и Меркурий.
  • Внешние (верхние) планеты – большая полуось их орбит больше земной. Следовательно, к этой группе относят – Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Существует три конфигурации внутренних планет:

  • верхнее соединение;
  • нижнее соединение;
  • максимальная элонгация.

Видимость планет зависит от конфигурации. Во время своего движения нижняя планета периодически оказывается между Земным шаром и диском Солнца или за диском. В таких условиях она становится невидимой, так как теряется в солнечных лучах. Эти положения называют соединениями. Во время нижнего соединения планета максимально приближена к Земному шару, во время верхнего соединения – максимально от него отдалена (располагается за Солнцем).

Максимальная элонгация – угловое отдаление планеты от небесного Светила. Максимальное значение этого угла для Венеры – 48 0 , для Меркурия – 28 0 . Элонгация может быть западной или восточной, в зависимости от того, с какой стороны от Солнца расположена нижняя планета.

Из-за того, что Меркурий далеко от Солнца не отдаляется, невооруженным взглядом увидеть его практически невозможно. Угол отдаления Венеры от Светила больше, поэтому на ночном небе увидеть ее не составит труда. Она светиться ярче всех звезд.Видимость планеты с Земли возможна и во время заката, и во время утренней зари.

Когда одна из нижних планет проходит между Солнцем и Земным шаром, она проецируется на небесное светило, на фоне которого планета видна, как небольшой кружок черного цвета. Такие прохождения повторяются не чаще чем раз в 7-8 лет.

В зависимости от того, как внутренняя планета расположена по отношению к Земному шару, ее освещенная солнечными лучами сторона будет видна наблюдателю по-разному. Все нижние планеты меняют фазы. Находясь в точке нижнего соединения, небесные объекты не видны, так как они обращены к земной поверхности своей неосвещенной стороной. Отдаляясь от этой точки, они начинают приобретать форму серпа. Чем дальше от Солнца, тем ширина серпа больше. В тот момент, когда угол у Меркурия или Венеры между направлениями на диск Солнца и Земной шар достигает 90 0 видна ½ освещенного полушария. В момент верхнего соединения нижние планеты повернуты к Земле полностью освещенной стороной, но увидеть их не предоставляется возможности, так как они теряются в лучах Солнца.

Виды конфигурации внешних (верхних) планет:

  • соединение;
  • противостояние;
  • квадратура.

В зависимости от конфигурации меняются и условия видимости планет. Соединение наблюдается, когда верхняя планета-Солнце-Земля располагаются на одной прямой, при этом небесное Светило должно быть посередине. В этот момент планета теряется в солнечных лучах и ее не видно. Конфигурация планет, когда Земной шар располагается между Солнцем и верхней (внешней) планетой, получила название противостояние. Для наблюдения это самое удачное расположение планет. В этот момент внешняя планета максимально приближена к Земле и повернута своим полностью освещенным полушарием. Земная тень на внешнюю планету не падает, так как каждое небесное тело вращается по собственной орбите, плоскости которых не совпадают. Следовательно, во время противостояния планеты по отношению к Земному шару будут находиться немного выше или ниже.

Конфигурация, при которой угол планета-Земной шар-Солнце достигает 90 0 , называется квадратурой. Она может быть западной или восточной, в зависимости от того, с какой от Солнца стороны находится внешняя планета. Угол отдаления планеты от Светила варьируется в пределах от 0 0 до 180 0 .

Периоды обращения планет

Мы знаем, что абсолютно все планеты движутся вокруг звезд по эллиптическим орбитам. Звезды также не стоят на месте, они перемещаются вокруг центра Галактики, либо вокруг друг друга. Проще говоря, все крупные космические объекты имеют определенные пути движения.

Проводя анализ того или иного небесного тела, ученые-астрономы обязательно учитывают время, которые ему необходимо, чтобы совершить по своей траектории полный оборот. Это период обращения. Изучая Солнечную систему, ученые используют понятия синодического и сидерического периода.

В Солнечной системе, под сидерическим (звездным) периодом понимают время обращения планет или других космических объектов вокруг небесного Светила. Например, для Земли он составляет 365,2564 суток, что равно 1 году. Сидерический период Юпитера длится 11,86 лет, Урана – 84,02 года, Нептуна – 164,78 года.

Планеты, которые расположены ближе к Светилу, имеют большую скорость движения. Соответственно их звездный период обращения будет короче, чем у отдаленных планет.

В астрономии благодаря наблюдениям ученые определяют синодический период – это временной отрезок между двумя одинаковыми конфигурациями планеты.Например, между двумя противостояниями или двумя соединениями.Чтобы вычислить звездный период обращения планеты, нужно знать ее синодический период.

Как же на практике связаны между собой синодический и сидерический периоды? Звездный период верхней планеты обозначим Р, а Земли – Т. Так как Земной шар будет располагаться ближе к Солнцу, значит Р˃Т. Синодический период – S. Угловые скорости движения планет по орбитам равны 360 0 /Т и 360 0 /Р. Например от одной конфигурации противостояние до другой планета пройдет по орбите дугу – , пройденная дуга Землей за это же время будет на 360 0 больше и равна . Получаем формулу:

Пример. Каков будет синодический период у Марса, если его сидерический период (Р) равен 1,88 земного года? Синодический период Земли (Т) – 1 год.

Марс – это внешняя планета, используем формулу:

Таблица синодического и сидерического периодов обращения планет Солнечной системы (Значение периодов является величиной постоянной, эти расчеты были сделаны учеными, поэтому они точны.)

Космические скорости

Почему, когда мы подбрасываем какие-либо предметы вверх, они обязательно падают вниз. А искусственные спутники, запущенные с Земли, могут годами беспрепятственно находиться в космическом пространстве. Этому способствует центробежная сила, которая и помогает удерживаться телам. Проведем небольшой эксперимент. Привяжем к нитке любой предмет и начнем раскручивать его по окружности. Чем больше скорость раскрутки, тем меньше вероятности телу упасть. Чем медленнее начинаем крутить, нить ослабевает, и предмет легко падает на землю. В чем же дело?

В астрономической науке существует понятие космической скорости. Если говорить не научным языком, это скорость, позволяющая конкретному объекту преодолевать силу тяготения небесных тел, а также их систем. Если полистать научные источники, то мы найдем там такое трактование этого понятия:

Другими словами, космическая скорость – это та скорость, которую перед своим начальным движением должен иметь, к примеру, космический аппарат на поверхности Земли, пока он не попал в атмосферу.

В астрономии выделяют четыре космические скорости:

  • первая v1 – объект получает способность двигаться по своей орбите на небольшой высоте вокруг небесного тела и не упасть на его поверхность (используется для искусственных спутников Земли). Она равна 7,91 км/с;
  • вторая v2–объект преодолевает силу гравитации (притяжение) небесного тела и начинает движение по параболической орбите, все больше удаляясь от него. Ее значение 11,168 км/с;
  • третья v3–скорость, с которой объект сможет преодолеть притяжение Солнца и покинуть Солнечную систему – 16,67 км/с;
  • четвёртая v4 – с ее помощью объект, способен покинуть Галактическое пространство. Точных данных о ее значении нет, так как никто пока не знает, как распределяется вещество в Галактике. Примерно значение скорости должно быть 470-520 км/с.

Полет Ю. Гагарина вокруг Земли


У древнего земледельца, привязанного к своему клочку земли, круг наблюдения и опыта не мог быть большим. О мире он судил только на основе того, что непосредственно ощущал, видел своими глазами. Он считал, что мир разделен на две совершенно различные части — это Земля и небо.

Это примитивное воззрение на строение всего мира не подвергалось в Вавилоне никакому изменению, несмотря на продолжавшееся развитие науки о небе. Но это нас не удивит, если мы вспомним, что вавилонская (как и египетская и пр.) астрономия являлась наукой жрецов. Она была лишь вспомогательным средством для составления календаря и выработки культового ритуала и всецело оставалась в плену религиозных идей, неразрывно связанных с антропогеоцентрическим мировоззрением.

Представление об исключительном положении Земли в мире лежало в основе не только всякой религии, но и астрологии, считавшей, что по движению планет и их положению среди зодиакальных созвездий можно предсказывать будущее народов, судьбу отдельных личностей и т. д.

Громадное, всеобъемлющее влияние Солнца на все происходящие на Земле процессы, на жизнь растений и животных очень рано было замечено людьми. Так же давно было найдено, что по положению звезд на небе можно определить время года, и поэтому казалось, что от звезд, а не только от Солнца, зависит, например, урожай. Все это в конце концов привело к мысли, что все земные события зависят от наступления тех или иных небесных явлений и что, следовательно, по небесным светилам можно предсказывать все события человеческой жизни. Поэтому в древнем Египте, в Вавилоне, Ассирии и других древних странах астрология была очень популярна. Астрологи-жрецы производили наблюдения небесных светил не только для календаря, но и для астрологических гаданий.

Это наивное представление вполне удовлетворяло потребности древнего земледелия, охоты, промыслов и мореплавания, пока опыт людей был ограничен.

После того как весь мир стал представляться сферой, был сделан дальнейший шаг: появились идеи о том, что и Земля не плоский диск и не цилиндр, а шар. Ведь если Земля плоская, то горизонт должен быть во всех местах один и тот же, а вследствие этого вид звездного неба всюду должен быть одинаковым, земные же предметы с любой точки должны быть видны целиком сверху и донизу. А между тем греческие мореплаватели заметили, что звезды, поднимающиеся над южной частью горизонта у берегов Африки, совсем не видны у берегов Черного моря, т. е. в более северных странах; это указывало на то, что Земля имеет изогнутую поверхность, что положение горизонта в разных местах различно. Вместе с тем греки, проживающие на островах и плававшие по морям, не могли не обратить внимания на то, что при приближении к берегу сначала видны верхушки высоких предметов (гор, кораблей, зданий и т. д.), затем средние и наконец нижние; это вело к мысли, что у Земли должна существовать некоторая выпуклость, заслоняющая от нас нижние части предметов.

Основоположником учения о том, что Земля есть шар, свободно висящий в мировом пространстве, считается Пифагор — философ и математик VI века до хр. эры. По своему значению и смелости это представление может быть поставлено в ряд с учением о движении Земли или с открытием закона всемирного притяжения. Во всяком случае оно является одним из величайших достижений научной мысли древности вообще.

Далее возник вопрос и о размерах шарообразной Земли. Этот вопрос впервые был решен, и притом поразительно просто, греческим ученым Эратосфеном (276—196 до хр. эры). Эратосфен установил, что в день летнего солнцестояния в Александрии, в полдень, Солнце отстояло от зенита (от высшей точки небосвода) на 7,2°, т. е. на одну пятидесятую долю окружности. В тот же день, южнее, в Сиене (теперь здесь город Ассуан), лежащем на одном меридиане с Александрией, Солнце освещало дно колодцев, т. е. там Солнце находилось как раз в зените, прямо над головой. Эти два города отстоят друг от друга на 5 000 стадий. Поэтому Эратосфен считал, что если это расстояние составляет одну пятидесятую часть окружности земного шара, то вся окружность его составляет 250 000 стадий.

Греческий философ Демокрит.

Анаксагор, далее, утверждал, что по своей величине Солнце во много раз больше, чем весь Пелопонес, а Луна приблизительно равна Пелопонесу. Луна настолько велика, что на ней умещаются горы и долины, причем — подобно Земле — она является местопребыванием живых существ; свой свет это темное тело получает от Солнца; оно затмевается, когда попадает в тень, отбрасываемую Землей. Характерно при этом, что на вопрос: если небесные тела подобно земным телам тяжелы, то почему они не падают на Землю? — Анаксагор отвечал, что причина этого заключается в их круговом движении около Земли. Значит, с точки зрения этого мыслителя, небесные тела не падают на Землю потому, что их круговое движение имеет перевес над силой падения, влекущей тела вниз. В связи с этим он сравнивал движение Луны вокруг Земли с движением камня в праще, быстрое вращение которой уничтожает стремление камня упасть на Землю (это, вероятно, древнейшее дошедшее до нас понятие о центробежной силе).

Определение окружности Земли по Эратосфену. В момент наблюдения, произведенного Эратосфеном, лучи Солнца в точке S — Сиене направлены к центру Земли, вследствие чего вертикально поставленный стержень не отбрасывает тени. В это же время в точке А — Александрии, находящейся на том же меридиане, солнечные лучи образуют с направлением к центру Земли АО угол а, равный 7,2°, т. е. соответствующий 1 /50 окружности. Ввиду параллельности солнечных лучей угол а равен углу b, а последний соответствует AS, равной расстоянию между обоими городами и составляющей 1 /50 окружности Земли.

Как видно из сказанного, Анаксагор еще в те далекие времена высказал в основном правильные взгляды о Земле, Солнце, звездах, метеоритах, центробежной силе и т д. Особенно важно следующее.

Это представление о материи несомненно оказало влияние на великого древнегреческого материалиста Демокрита (460—370 или 360 г. до хр. эры), который разработал атомистическую теорию мира, сыгравшую колоссальную роль в развитии естествознания и философии.

Согласно этой теории Демокрита, вселенная безначальна и никогда и никем не была создана; всё, что было, есть и будет, обусловлено необходимостью, зависит от определенных причин, а не от прихоти каких-то сверхъестественных, божественных существ. Вселенная состоит из неделимых, качественно-тождественных мельчайших частиц — атомов, которые извечно находятся в непрерывном движении. Атомы, различаясь по форме, меняют свое взаимное положение, а для того, чтобы это было возможно, пространство должно быть вообще пусто. Переменой взаимного положения атомов вызвано всякое видоизменение, так что многообразие вещей зависит от числа, формы и соединения атомов. Число атомов бесконечно велико и формы их бесконечно различны, но качественно эти частички совершенно тождественны. При движении в бесконечном пространстве они сталкиваются, и это вызывает вихри, из которых образуются небесные тела, различные миры. Демокрит учил, что в бесконечном пространстве бесконечное число сочетаний, соединений атомов может образовать бесчисленное количество миров.

В общем, Демокрит рисовал себе такую картину вселенной: вселенная бесконечна, ее материя вечна, а количество миров бесчисленно, некоторые из миров похожи друг на друга, другие — совершенно отличны. Эти тела не есть постоянное; они возникают и исчезают, мы их видим в различных стадиях развития. Белесоватую мерцающую полосу на небе, издревле называемую Млечным Путем, Демокрит принимал за скопление колоссального количества весьма тесно расположенных звезд. Звезды он называл очень далекими солнцами; о Луне говорил, что она похожа на Землю, имеет горы, долины и т. д.

Таким образом, Демокрит не видел существенной разницы между нашим миром и другими мирами. Земля для него — лишь одни из бесконечного числа миров, т. е. — лишь одно из космических тел. Демокрит пытался объяснить, что Земля возникла от сгущения атомов в центре мирового вихря, образовавшегося вследствие постоянных столкновений атомов. Он полагал, что вначале Земля была мала и легка и поэтому находилась в движении; с течением времени она стала больше и тяжелее — отчего перешла в неподвижное состояние и только стала вращаться вокруг своей оси.

Хотя по Демокриту Земля находится в центре вселенной, — все его учение о природе звезд, образовании миров и т. п. ]]> 2 ]]> совершенно непримиримо с существом геоцентрического мировоззрения.

Эти идеи были использованы и развиты выдающимся мыслителем Эпикуром (341—270 до хр. эры) — одним из столпов античного материализма. Этот философ отстаивал учение о бесчисленности миров и ясно показал, что из этого учения необходимо вытекает представление о пространственной бесконечности вселенной.

С точки зрения прогресса естественно-научного миропонимания древнегреческая идеалистическая философия, достигшая наивысшего развития в учении Аристотеля, несомненно являлась шагом назад по сравнению с учением Демокрита. Эта философия по самому существу своему служила оправданием религиозного мировоззрения. Она была облечена густой оболочкой анимизма, крайнего антропоморфизма, наивной телеологии и прочих атрибутов поповщины (почему и была использована христианскими богословами).

Людей с давних времён мучил вопрос: что такое мир и как он устроен. Для древнего человека окружающий мир являлся живым, огромным и загадочным. Понимание вселенной были основаны на наблюдениях за природой и небом.

Разумеется, взгляд на устройство мира был намного проще, чем сейчас. И что интересно, каждый народ смотрел на него по-разному. Главным образом, потому что у всех были свои легенды и мифы. Но все они были, в основном, построены на религиозных верованиях. Считалось, что начало положил Бог.

Также важную роль в мировоззрении древних народов играло то, где они проживали. И, конечно, во что верили и что обожествляли.

Древний Египет

Для его жителей река Нил являлась сосредоточием жизни. Под землёй, по их мнению, располагалось царство мёртвых. Центральным был бог солнца Ра. Он мог путешествовать по всем мирам.

Древняя Индия

В давние времена индийцы верили, что Земля это полусфера. И расположена она на трёх слонах. Они, в свою очередь, стояли на панцире черепахи. Которая, ко всему прочему, находилась в змеином кольце.

Древние народы Индии считали, что опорой всему было множество голов змеи Шеши. По преданию, она покоилась на поверхности Мирового океана. К тому же, на ней жил Вишну. Верили, что именно он был хранителем жизни.

Интересно, что все эти животные символизируют природные явления. По легенде, слон олицетворял природную мощь. Он был, и есть, символом спокойствия, мудрости и благоразумия. Черепаха, например, объединяет земной и небесный мир. А змея представляет собой неизменное движение.

Славянская картина мира

По их представлению, Вселенная делилась на нижний и верхний миры. А между ними находилась Земля. Все области соединялись священным Мировым древом. В его ветках лежали звёзды, планеты, Солнце и Месяц. А в корнях жил Змей.

Также, как и другие народы, взгляды славян были основаны на религии. У них главное место занимал бог неба и бог-кузнец Сварог. По их мнению, он создал Солнце и все остальное.

Славяне считали, что существовал край Вселенной. Им было безбрежное море, которое упоминалось во многих мотивах. А сама Вселенная находилась в его центре.

Стоит отметить, что славянские представления о мире была более развитой, чем у других. К сожалению, многие знания были утеряны. Поэтому проследить за развитием мировоззрения этой народности непростая задача.

Определённо, они точно знали, где и как расположены небесные тела. Откуда были взяты и получены космологические познания неизвестно. Но исследование славянской культуры очень интересный процесс.

Представления древнегреческих учёных

В Древней Греции Землю представляли в виде диска. В то время верили, что поверхность неподвижна. И она является центром Вселенной. Небесные тела, считали древние греки, были прикреплены к некой сфере. Они находились в постоянном движении и совершали оборот вокруг диска Земли за сутки.

По их легендам, Солнце это великое божество. Его представляли в колеснице, катающимся по небу. И в этом процессе, оно освещало светом Землю. Более того, верили, что небесный свод держался на плечах Атланта.

В то время, наука в Древней Греции развивалась быстрее, чем у других народов. На самом деле, ведь именно древнегреческие учёные, Птолемей и Аристотель , разработали и даже доказали своё представление о мире.

Система мира по Птолемею

Говоря об изучении вселенной, нельзя не вспомнить деятельность выдающегося учёного Птолемея. Он, бесспорно, внёс огромный вклад в науку. Не только в астрономию, а также в математику, физику и географию.

Он утверждал, что Земля неподвижна. А всё движется вокруг неё. В свою очередь, наша планета является центром мироздания.
Представление вселенной Птолемея заключалось в геоцентрической модели . Кстати, также выглядит схема вселенной Аристотеля.

Как известно, такой взгляд на карту космоса возник в Древней Греции. На геоцентризме основана античная и средневековая наука.

Птолемей в своих трудах доказывал, что Земля расположена в середине космического пространства. Также он отмечал её малые размеры, относительно других тел.

К такому выводу учёный пришёл, потому что все звёзды с Земли мы видим одинаково. А значит, расстояние до этих звёзд огромны по сравнению с размерами Земли.

Неподвижность Земли Птолемей объяснял тем, что если бы движение существовало, то происходило бы смещение. А так как оно отсутствует, следует что движения нет.

Вдобавок, он указывал на вертикальное падение тел относительно Земли. Таким образом, наша планета есть центр всего.

Кстати, на правиле свободного падения учёный вывел понятие верха и низа. Верх это направление от центра Земли. А низ, наоборот, к центру.

Птолемей, так же как и Аристотель, считал, что всё состоит из материи и движения. Которые не могут существовать друг без друга.
Он выделял круговые орбиты Земли. Их он разделил на эпициклы, то есть малые круги. Которые, в свою очередь, движутся в другом большем кругу. Его он назвал деферентом.

Современный взгляд

Система мира Птолемея просуществовала до 17 века. Действительно, на её правилах многие ученые выводили свои формулы вселенной.
Конечно, в дальнейшем её вытеснила гелиоцентрическая модель. Которая, как известно, положила начало для современного представления о вселенной. Гелиоцентрическая модель подразумевает, что Солнце это центр вселенной. А вокруг него вращается Земля и другие тела.

Разумеется, со временем человечество отошло от древнейших взглядов на мир. Но, безусловно, представления Птолемея помогли в изучении и исследовании вселенной.

Без сомнения, формирование современных взглядов на Вселенную прошло значительный и интересный путь. К тому же, древние люди каким-то непостижимым образом многое знали об устройстве мироздания. Эти знания, несомненно, помогли понять, как и что происходит в мире. Конечно, древняя карта вселенной примитивна и поверхностна. Но согласитесь, окунуться в прошлое всегда интересно.


Мы с вами переходим к следующему разделу, которой будет посвящён изучению строения Солнечной системы. И в этом видеоуроке мы поговорим о становлении астрономии в Древнем мире и, в частности, о геоцентрической системе мира Клавдия Птолемея. А также узнаем, что способствовало становлению гелиоцентрической системы мира Николая Коперника.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Развитие представлений о строении мира"

Путь к пониманию положения нашей планеты и живущего на ней человечества во Вселенной был очень непростым и подчас весьма драматичным. Вам известно, что движение звёзд на небе привлекало людей с древних времён. Тогда было естественным считать, что Земля является неподвижной, плоской и находится в центре мира. Казалось, что вообще весь мир создан ради человека. Подобные представления получили название антропоцентризма.


Древнегреческий философ Демокрит, с которым вы знакомились ещё на начальных этапах изучения физики и химии, первым предположил, что наше Солнце во много раз превосходит по объёму Землю. Так же он первым высказал догадку о том, что Луна не имеет собственного свечения, а лишь отражает солнечный свет.

К IV веку до нашей эры, выдающийся философ античного мира Аристотель смог обобщить все эти знания. И более 2 тысяч лет его сведения о Земле и небе, о закономерностях движения тел не подвергались сомнению.


Аристотель не случайно предложил считать Землю неподвижным центром мира. Если бы Земля перемещалась, то, по справедливому мнению Аристотеля, было бы заметно регулярное изменение взаимного расположения звёзд на небесной сфере. Но ничего подобного никто из астрономов не наблюдал. И лишь в начале XIX века было наконец-то обнаружено и измерено смещение звёзд, происходящее вследствие движения Земли вокруг Солнца.


Во II веке нашей эры Клавдий Птолемей, используя наблюдения и идеи своих предшественников, а также собственные наблюдения и математические выкладки, разработал полноценную геоцентрическую систему мира. Построенная им система позволяла вычислять положения планет относительно звёзд на будущее время, а также предсказывать наступления солнечных и лунных затмений. Птолемей создал модель, используя общепринятую в античности идею, что все светила движутся вокруг неподвижной Земли, которая является центром мироздания и имеет шарообразную форму.


Конечно же система мира Птолемея была не совершенной, так как она давала чисто кинематическое описание движения планет. Но другого объяснения наука того времени дать просто не могла.

Со временем, по мере накопления наблюдений о движениях планет, теория Птолемея всё больше и больше усложнялась (вводились дополнительные круги с различными радиусами, наклонами, скоростями), что вскоре сделало её слишком громоздкой и неудобной. Но не смотря на все трудности система мира Птолемея господствовала ещё более тысячи лет.


В нём он приводит доводы о том, что центром нашей системы является не Земля, а Солнце. Так возникло гелиоцентрическое учение, которое дало ключ к познанию Вселенной. В частности, Коперник показал, что суточное движение всех светил на небесной сфере является следствием вращения Земли вокруг своей оси. Также гелиоцентрическая система Коперника очень просто объясняла петлеобразное движение планет.

Создание гелиоцентрической системы мира ознаменовало новый этап в развитии не только астрономии, но и всего естествознания. Учение Коперника освободило науку от устаревших и схоластических традиций, тормозивших её развитие. Однако сам великий астроном оставался в плену некоторых предубеждений. Например, Коперник так и не смог отказаться от представления, что планеты движутся равномерно по круговым орбитам. Поэтому его модель Вселенной также содержала множество эпициклов и деферентов.


Но несмотря на это, простота и стройность системы строения мира, изложенная Коперником, быстро нашла своих сторонников. Одним из первых был итальянский монах, поэт и философ Джордано Бруно. Он не только принимает учение Коперника, но и расширяет его. В частности, он первым указывает на то, что звёзды — это далёкие солнца, вокруг которых вращаются свои планеты. О том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу.


Огромный вклад в развитие гелиоцентрической системы мира внёс немецкий астроном Иоганн Кеплер. Проявив не дюжую интуицию, он одним из первых определил, что каждая планета движется не по окружности, а по эллипсу, в одном из фокусов которых располагается Солнце. Также он вывел ещё два закона движения планет, с которыми мы познакомимся немного позднее.

С помощью изобретённого телескопа Галилей сделал ряд открытий, либо косвенно подтверждавших теорию Коперника, либо выбивавших почву из-под ног его противников — сторонников Аристотеля. Во-первых, Галилей установил, что поверхность Луны не гладкая, как подобало небесному телу в учении Аристотеля. Она, подобно нашей планете, имеет горы и впадины. Кроме того, итальянец первым объяснил пепельный свет Луны отражением солнечного света Землёй. Также Галилею принадлежит открытие четырёх спутников Юпитера: Ио, Европы, Ганимеда и Каллисто.

Однако, в 1633 году Галилео Галилей судом Инквизиции был обвинён в публичной поддержке запрещённой гелиоцентрической системы мира Николая Коперника, которую в 1616 году католическая церковь осудила как еретическое учение:


В 1687 году Исаак Ньютон опубликовал открытый им закон всемирного тяготения, который позволил выразить теорию движения планет в виде формул и навсегда отказаться от громоздких геометрических построений. Но это уже другая история, о которой мы поговорим с вами позже.

Читайте также: