Значение арктики для россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня в эпоху глобализации состояние любой современной экономики определяется ее обеспеченностью энергетическими ресурсами. Существующая зависимость сохранится и в обозримом будущем, даже не смотря на интенсивные поиски альтернативных источников энергии. Арктический регион, благодаря огромным запасам углеводородов и удобным воздушным и морским маршрутам, привлекает к себе внимание многих стран мира и транснациональных корпораций. В Арктике сталкиваются национальные и групповые интересы, обостряются споры о принадлежности арктических зон, повышается военная активность. На этом фоне логичными выглядят действия России по усилению своего военного влияния в данном регионе.

Значение Арктики для России

Арктика – это часть земного шара, находящаяся севернее Полярного круга. Общая ее площадь 21 млн. квадратных километров. Арктика включает в себя Северный Ледовитый океан и окраинные моря, расположенные здесь острова и прилегающие части суши Европы, Азии и Северной Америки. В настоящее время приарктическими государствами считаются Россия, Канада, США, Норвегия и Дания, также на данный статус претендуют Исландия, Швеция и Финляндия. Согласно конвенции ОНН по морскому праву от 1982 года приарктические государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принадлежащих им исключительных экономических зон (до 200 миль шириной) и континентального шельфа (до 350 миль шириной), хотя эти районы Арктики и не входят в состав их государственных территорий.

Министерство обороны России взялось за создание арктических бригад

В последнее время все чаще звучат призывы к пересмотру данного деления, так как в Арктике были обнаружены крупные месторождения природных ископаемых. Так по оценкам Геологической службы США, в зоне Северного Ледовитого океана располагается до 20% мировых запасов углеводородов: потенциальные запасы газа оцениваются в 47,3 трлн. м3, газового конденсата в 44 млрд. баррелей, нефти в 90 млрд. баррелей. Наиболее крупные газовые месторождения находятся у берегов Сибири и Аляски. В будущем арктический шельф может стать очень важным или даже основным источником углеводородного сырья. Помимо углеводородов здесь были открыты крупные залежи руд, включая залежи редкоземельных металлов. Вдобавок к этому в Арктике сосредоточены крупные биоресурсы планеты, здесь только рыб водится более 150 видов, при этом ряд из них являются основными в мировом рыболовном промысле.

России принадлежит практически половина побережья Ледовитого океана, в нашем арктическом секторе расположено до 80% запасов российской нефти и 90% запасов газа и угля. Только одно Штокмановское месторождение, которое вместе с Россией разрабатывают транснациональные компании, имеет 3 800 млрд. м3 газа (для сравнения – это газопотребление Франции за 80 лет). В настоящее время России намерена подать в ООН заявку на расширение своих арктических владений еще на 1,2 млн. км2 (три площади Германии). В Американском секторе запасы нефти только Чукотского моря оцениваются в 15 млн. баррелей, а газа свыше 2 000 млрд. м3. Крупные запасы углеводородов расположены и в канадском секторе.

Помимо ресурсного Арктика обладает важным военно-стратегическим значением. Здесь находятся удобные позиции для размещения элементов систем стратегического сдерживания, для старта баллистических ракет и расположения систем ПРО. Благодаря глобальному потеплению и постепенному уменьшению площади льдов военно-морские силы получают возможность действовать в этом регионе в течение значительной части года.


Еще одним важным значением региона является транспортное. Через Арктику проходят кратчайшие воздушные и морские пути между Евразией и Северной Америкой. При уменьшении площади льдов в Арктике протяженность маршрутов между Европой и Дальним Востоком можно будет сократить на 40%. Сейчас использование данных транспортных путей сдерживается сложностями плавания и полетов в данных широтах, а также недостаточно развитой транспортной инфраструктурой.

Арктические войска будут созданы к 2015 году

По словам Александра Постникова, технической основной новых арктических бригад в ближайшей перспективе будут бронированные транспортеры-тягачи МТ-ЛБВ. В будущем это будет машина, относящаяся к семейству боевой и обеспечивающей техники, на базе двухзвенной бронированной гусеничной унифицированной платформы. Данная техника сможет передвигаться по глубокому снегу и работать при температурах воздуха около -50 градусов по Цельсию.

Для того чтобы военнослужащие не замерзали, для них разработан специальный вариант зимней униформы. По словам начальника вещевого управления департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны полковника Андрея Подопригорина, в такой униформе солдат сможет провести ночь в сугробе без последствий для своего организма. Данная форма предназначена для обеспечения военнослужащих, которые служат в регионах с особо холодными климатическими условиями. Во время ее испытаний в Заполярье солдат российского спецназа благополучно проспал 4 часа в сугробе без последствий для своего организма, отметил Подопригорин.


Впервые о необходимости наращивания военного потенциала на Северном морском пути Министерство обороны объявило в марте 2011 года. Новое соединения для действия в условиях Арктики должно было быть сформировано на базе 200-й мотострелковой бригады, которая дислоцируется в Печенге. Спустя несколько месяцев министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что для защиты российских интересов в Арктике будет создана не одна, а две армейских арктических бригады. Возможными местами их дислокации он назвал Мурманск и Архангельск. Глава оборонного ведомства особо подчеркнул, что при создании новых подразделений военные будут учитывать опыт вооруженных сил Норвегии, Финляндии и Швеции.


Специальная техника

Данная модификация имеет более широкие гусеницы и пониженное давление на грунт (на уровне 0,27 кг/см2), что практически равно давлению на грунт среднестатистического человека. При весе машины в 11 тонн это очень хороший показатель. МТ-ЛБВ предназначен для использования в арктических регионах. По желанию заказчика машина может комплектоваться гусеницами основного или снегоболотоходного исполнения, а также дополнительной системой обогрева кузова, которая использует тепло от системы охлаждения двигателя. Высокая проходимость и приличная скорость – до 60 км/час делают машину незаменимой в армейских частях, дислоцированных в тяжелых климатических и природных условиях.

Цельнометаллическая двухдверная теплошумоизолированная кабина на 2 посадочных места, оборудуется дополнительным сиденьем и верхними люками, предназначенными для аварийного покидания тягача. Машина обладает хорошим обзором с места водителя при движении и днем, и ночью. Ночью водитель может использовать для уверенного движения 2 фары и фару-искатель. Закрытый обогреваемый кузов МТ-ЛБВ имеет объем 7,3 м3 и рассчитан на 10 посадочных мест. Наличие автономного отопителя, который может работать в сочетании с использованием тепла, которое отводится от системы охлаждения двигателя, создаёт комфортные условия для экипажа и пассажиров МТ-ЛБВ. Общая вместимость машины составляет 12 человек (1+11).


Основным назначением вездехода в армии является транспортировка вооружений, военной техники и личного состава вооруженных сил в особо тяжелых климатических условиях. При массе в 30 тонн, вездеход обладает такой же грузоподъемностью и может перевозить до 19 человек (2 члена экипажа + 17 десантников). Максимальная скорость машины на суше – 45 км/ч, на плаву – 6 км/ч. Запас хода по шоссе – 700 км.

Значение Арктики для будущего России

Освоение Арктики несет огромную роль для развития промышленности, занятой добычей полезных ископаемых. Поиск и открытие новых месторождений в заполярной зоне ведется медленно, во многом это связано с недостаточными инвестициями в проект. Для того чтобы активизировать добычу полезных ископаемых России, необходимо вкладывать больше капитала, если этого не сделать шансы нашей страны потерять богатые зоны Арктики многократно увеличатся, в этом утеряны многие бизнесмены и политики.

Выгодное географическое расположение России позволяет вести активную работу в области освоения Арктики. Нельзя упускать возможность которую дает данный район, огромные кладези полезных ископаемых позволят увеличить богатство нашей страны.

Историческая справка

Лидирующие позиции в области изучения Арктики Россия стала занимать уже в конце 19 века. В это время в нашей стране появились первые ледоколы, которые могут двигаться в столь тяжелых условиях заполярного края. Происходит развитие полярной авиации, начинается строительство полярных станций.

С тех пор наша страна проводит различные исследования в Арктике, постоянно увеличивая изученные зоны. Но в 2006 году правительством России был введен запрет на проведение разведывательных работ при отсутствии лицензии, выдаваемой на 5 лет. Эти действия со стороны государства привели к тому, что месторождения на шельфе стали доступны только двум крупнейшим компаниям нашей страны. Другие производители не выдержали конкуренции и были вынуждены отказаться от добычи нефти в зоне Арктики.

Международное сотрудничество при освоении Арктики

Сейчас ситуация изменилась и для освоения заполярного края российское правительство предложило выделить больше средств, с этим решением согласились и представители крупных компаний. На недавно прошедшем собрании, посвященному освоению Арктики, говорилось также о том, что именно этот район является местом объединяющим ученых многих стран. Изучение заполярного края невозможно без международного сотрудничества. Планируется, что в будущем этот район станет самой главной промышленной и транспортной зоной на планете.

Интересы России заключаются не только в получении полезных ископаемых в зоне Арктики, но и в сохранении здесь мирной обстановки. Поэтому наше государство ведет международную политику, которая обеспечит выгодное сотрудничество с другими странами, имеющими доступ к арктическим землям. Освоение заполярной зоны не должно нести вреда окружающей среде, существует ряд международных документов, обеспечивающих безопасное природопользование.

Полезные ископаемые Арктики

Нефть и газ относят к ресурсам, которые не возобновляются, поэтому запасы этих источников энергии быстро сокращаются. Промышленное производство ведет разработку над продуктом, способным заменить нефть, но полностью отказаться от нее пока нет возможности. Для производства синтетического аналога необходимы газ и уголь.

Сейчас Россия увеличивает добычу сырья в Арктике. Происходит разработка новых месторождений нефти на шельфе. У нашей страны есть доступ к огромным запасам углеводородов и минерального сырья. Российский шельф относиться к одному из самых перспективных в области нефтедобычи.

На материковой части Арктики также имеется огромное количество полезных ископаемых для России. Минеральное сырье расположено главным образом в северной части. Многие провинции имеют различные ресурсы для нашей страны.

Так, например, в Кольской провинции, находятся запасы:

  • платиновых металлов;
  • железа;
  • фосфора;
  • полиметаллов.

На шельфе Баренцева моря Россия имеет 11 крупных и небольших месторождений, которые занимаются добычей нефти и газа. Среди них есть одно известное Штокмановское, оно самое большое в мире, его запасы оцениваются примерно в 4 000 млрд. м³ газа. Планируется создание дополнительных нефтегазодобывающих комплексов на новых месторождениях.

От добычи нефти и газа зависит экономическая ситуация в стране, эти ископаемые являются незаменимыми источниками энергии. Большое количество нефти привлекает не только отечественных, но и зарубежных производителей. Одна из американских компаний недавно получила разрешение на проведение буровых работ.

Организации, занимающиеся защитой природы, часто бывают недовольны увеличением промышленности в арктической зоне. Экологи считают что добыча нефти на шельфе крайне опасна. Если на нефтедобывающем комплексе произойдет авария, то это может нанести огромный вред природе. Восстановление экологии после такого ужасного события займет больше 30 лет.

Но не все россияне так считают. Большинство жителей нашей страны выступает за развитие нефтедобывающей отрасли в Арктике, только небольшая часть населения отрицательно относиться к действиям в этой зоне. Совсем недавно мнения по этому поводу как за, так и против, разделялись почти поровну. Но всего через два года количество сторонников, которые выступают за увеличения промышленности в заполярном крае, заметно увеличилось.

В вопросе общества и бизнеса россияне считают, что Арктический регион нуждается в полном развитии. Большинство людей говорят о том, что Россия должна владеть частью побережья Арктики. Только небольшое количество опрошенных заняли отрицательную позицию.

Международная борьба за арктические земли

Сейчас у государства появилась возможность расширить свои арктические границы. В заявке, которую подала Россия, говорится об увеличении экономической зоны. Благодаря данным, полученным во время исследований, появилась возможность о расширении границ в Арктике за счет еще одного объекта. Представленный в Минприроды проект подвергся тщательному изучению, получил одобрение от других министерств.

Однако в декабре произошли некоторые изменения. Правительство Дании сделало заявление об установлении границ шельфа в арктической зоне. Это создало некоторые трудности для нашего государства, так как некоторые места перекрывают российские территории.

Совет Безопасности Российской Федерации провел совещание. На собрании было решено, что расширение произойдет за счет хребта Гаккеля, так как это место нуждается в дополнительных исследованиях. Документация по измененным границам была передана для рассмотрения правительством.

Расширение территорий в Арктике планировалось долго, большое достижение включение в заявку еще одного объекта. Хребет Гаккеля может стать новым месторождением, но в ближайшем будущем строительство буровых платформ здесь не планируется. Для государства гораздо важнее заявить о своих правах на это место, закрепить их за собой.

После рассмотрения заявления и признания границ, Россия получит новые территории. Эта зона несет экономическую выгоду для нашей страны. Заявления, которые представлялись ранее в ООН, не были утверждены. Заявка, подаваемая сейчас, стала намного больше, в ней увеличилось количество важных данных. Проделана огромная работа и эксперты уверены, что ответ ОНН будет положительным.

Однако если за Россия добьется закрепления за ней хребта Гаккеля, заниматься добычей полезных ископаемых здесь никто не желает. Компании считают, для проведения работ в этом месте потребуется слишком много денежных средств, а перевозить добытую продукцию придется на слишком дальние расстояния. Но если на шельфе будут найдены крупные месторождения, то возможно международное сотрудничество России с странами, заинтересованными в добыче полезных ископаемых.

Хребет Северного Ледовитого океана сложен на основе вулканических пород, образует собой рифтовую долину. Ученые полагают, что полезные ископаемые на хребте Гаккеля все же имеются. Но делать выводы пока еще рано, так как не было проведено достаточных исследований, которые бы подтвердили догадки ученых.

Международная борьба за арктические земли

Но Россия не единственная страна, которая претендует на шельф в Арктике. Еще у 4 государств есть желание получить это место для своего пользования. Однако наша страна одна из первых заявила о желании расширить свои владения в арктической зоне, она уже долгое время выступает за обозначение новых границ в этом районе.

Еще в начале 2000-х годов Россия обращалась в ООН с вопросом, касающимся других хребтов. После рассмотрения этой заявки было вынесено решение о том, что необходимо дальнейшее изучение местности. Дания и Гренландия также заявили о своих правах на эти территории, что осложнило расширение границ России.

Ведется активная международная борьба за запасы Арктики. Малоизученные районы привлекают все большее количество компаний, заинтересованных в добыче полезных ископаемых. Но заполярный край выгоден не только за счет своих богатств. Арктика рассматривается Россией, как альтернативный путь, который позволит наладить перевозку грузов в этом крае. Он позволит вдвое сократить расстояние, и поэтому этот путь будет дешевле Суэцкого канала, что позволит сократить время перевозок. Получение углеводородов станет более выгодным, если наладить транспортировку добытых полезных ископаемых по Северному морскому пути, а время судов в пути может сократиться вдвое.

Напряженная ситуация между странами в борьбе за Арктику нарастает все больше. Россия продолжает осваивать арктические территории. Но обозначить границы в заполярной зоне над океаном гораздо сложнее, чем определить их на суше. После принятия ООН документа о морском праве ситуация с определением северных границ изменилась.

Согласно решению ООН государство, которое присоединилось к Конвенции, имеет право увеличить свои владения на определенное расстояние только для экономических целей. То есть в этом месте разрешается только добыча полезных ископаемых, а использование территории в других целях неприемлемо. В определенных ситуациях возможно увеличение зоны для поиска месторождений, если государство сможет привести убедительные данные.

Казалось бы, что процесс освоения Арктики другими странами повлечет за собой деление ее территорий, но это не так. Во-первых, государства, которые имеют доступ к арктическим землям, стараются за счет этого района установить границы. После этого у них появится возможность к беспрепятственному выходу в Северный Ледовитый океан. Россия вместе с Канадой предотвратила это, используя положения Конвенции, в которых говориться о регулировании водного пространства. Государства пытались ограничить использования другими странами Северного морского пути.

Позже был принят документ, который разрешил спор между странами, претендующими на территории в Арктике. Но конкуренция между государствами не стала меньше, так как неизученные арктические земли имеют огромные запасы, которые могут значительно улучшить экономическое положение страны, занятой добычей полезных ископаемых.

Зачем России развивать Арктику? История освоения и современные проекты на Севере

В России есть целая программа по развитию Арктики, на которую планируется выделить приличную сумму из бюджета. Но так ли это необходимо? С одной стороны, Север – это нефть и газ, а с другой – умирающие города и поселки. Пробуем разобраться, что России нужно от Арктики и как с этим дела обстоят у других стран.

Что принято считать Арктикой

Арктикой принято называть зону, которая находится вокруг Северного полюса, в том числе Северный Ледовитый океан и некоторые сухопутные территории. Но вот парадокс – до сих пор даже в науке нет точного определения, что же считать Арктикой.

Есть 5 основных теорий границы Арктики:

  • астрономическая – Арктикой считается все, что находится к северу от Северного полярного круга. Это территория, где есть полярные дни и ночи (хотя бы раз в году Солнце не заходит минимум 24 часа, и еще раз – не восходит столько же);
  • по дискомфорту проживания – здесь учитываются сумма отрицательных температур воздуха, распространение мерзлоты и т.д.;
  • климатическая – если период с температурой ниже минус 30 градусов длится более 45 суток;
  • CAFF (Conservation of Arctic Flora and Fauna) – учитывается распространение арктической флоры и фауны;
  • административная – если арктическая зона законодательно определена. В России есть Арктическая зона Российской Федерации, или АЗРФ, определенная в 2014 году.

Есть и совсем экзотические теории, например, Арктикой предлагают считать все, что находится севернее 60 градуса северной широты (в том числе, например, Санкт-Петербург и Вологду).

В России проще всего взять за основу административное деление АЗРФ, а статус арктической зоны других стран определять международными соглашениями.

Итак, на международном уровне есть 5 приарктических стран:

  • Россия;
  • Канада;
  • США (Аляска);
  • Норвегия;
  • Дания (Гренландия).

Плюсом к ним еще 3 страны – Исландия, Швеция и Финляндия – претендуют на этот статус, хоть и не имеют океанических границ с арктической зоной. Но эти страны уже входят в Арктический совет, созданный в 1996 году.

Если с территориями отдельных государств все относительно понятно, то статус территории от их северных границ до Северного полюса до сих пор остается неопределенным.

Впервые вопрос статуса Арктики подняла Канада в 1909 году, объявив суверенитет над территорией от ее границ до Северного полюса. В 1926 году так сделал СССР. И до самого 1982 года такой секторный подход действовал для всех стран.


Деление Арктики по секторам (до 1982 года)

Была лишь одна проблема: с помощью секторов поделили земли и острова, но не акваторию. Когда научный прогресс дошел до добычи природных ресурсов на арктическом шельфе, пришлось придумывать новый подход.

Он содержится в Конвенции о морском праве, которую приняли в 1982 году: теперь территориальными водами считается 12-мильная полоса вдоль берега, а 200-мильная зона считается экономической зоной этой страны:


Современная карта Арктики (красным отмечены спорные территории, на которые претендует Россия)

Теперь благодаря этому подходу в Арктике есть обширные международные воды, а часть территорий считается спорными: Россия считает часть морского дна продолжением берега и претендует на 150-мильную зону от таких границ.

Интересы России в арктической зоне

Россия конкурирует с разными странами за право вести хозяйственную деятельность в Арктике. Причин для конфликтов несколько, но самая крупная из них – принадлежность хребта Ломоносова. Это подводный хребет в Северном Ледовитом океане, который поднимается над дном океана на 3300-3700 метров. Тянется он от Новосибирских островов до Канадского Арктического архипелага.

Позиции сторон такие:

  • Россия считает хребет продолжением континента, поэтому требует пересмотреть установленные границы;
  • Канада считает, что это продолжение Канадского Арктического архипелага;
  • Дания считает, что это продолжение Гренландии.

Больше всего усилий приложила Россия, проведя целую экспедицию Арктика-2007, но Комиссия ООН по внешним границам шельфа до сих пор не приняла никакого решения.

Другие конфликты постепенно решаются: в 1990 году была согласована граница между СССР и США в Беринговом море, а в 2010 году Россия урегулировала территориальный спор с Норвегией о границах в Баренцевом море. С Норвегией есть договоренности насчет острова Шпицберген.

Для чего же страны прилагают столько усилий? Дело в том, что владение Арктикой открывает для страны весьма неплохие перспективы. Так, интересы России в арктической зоне можно свести к трем пунктам:

  1. природные ресурсы;
  2. Северный морской путь;
  3. вопросы обороноспособности.

Главное – это, конечно, природные ресурсы. Хоть до сих пор нет точных оценок углеводородных запасов Арктики, хоть там крайне сложные условия добычи, арктические месторождения позволят серьезно укрепить финансы страны, которая будет их добывать.

Так, по оценкам Геологической службы США на 2008 год, в Арктике насчитали 90 миллиардов баррелей запасов нефти. Даже при средней цене в 60 долларов за баррель потенциал территории огромен – более 5 триллионов долларов.

Не менее привлекательна и добыча газа на арктическом шельфе. Только 3 месторождения (Штокмановское, Русановское и Ленинградское) оценили в 10 триллионов кубометров газа, которые при цене в 250 долларов за тысячу дадут 2,5 триллиона долларов.

Конечно, не на каждом месторождении можно вести добычу, по крайней мере, при существующем уровне развития технологий. Но 13% мировых запасов нефти и 30% запасов газа стоят того, чтобы вести дипломатические войны за территорию.

Но углеводороды – не все, что есть в Арктике. Только лишь на материковой части Арктики уже обнаружены редкоземельные металлы, золото, платина, алмазы, никель, медь, кобальт и множество других минералов.

Наконец, Арктика – это 20% мировых запасов пресной воды, и уже в скором времени этому найдут применение.

Что касается Северного морского пути, то это тоже крайне перспективное направление для грузов из Азии в Европу и обратно. СМП конкурирует с Суэцким каналом: если судно идет из Иокогамы (Япония) в Мурманск через него, то преодолевает 12 840 миль, а через СМП – всего 5 770 миль:

Схема Северного морского пути (отмечен синим)

Но пока, хоть перевозка грузов через СМП и растет, до показателей Суэцкого канала ему далеко. Одна из причин – финансовая: проход по Северному морскому пути формально бесплатный, но за ледокольное сопровождение нужно платить (по некоторым данным, около 380 тысяч долларов). Также нужно оплачивать страховку – это еще около 70 тысяч долларов.

Поэтому, хоть путь и более краткий, на него больше ориентируются компании из Китая, которые опасаются провокаций со стороны США при прохождении через Суэцкий канал.

Что же касается обороноспособности, то здесь переоценить значение Арктики сложно – это весьма короткий путь от России до США, поэтому контроль над территорией важен для национальной безопасности.

Как осваивали Арктику разные страны

Российская империя, СССР и снова Россия

В России достаточно большая часть сухопутной территории относится к Арктической зоне. Ее границы были определены указом президента от 2 мая 2014 года. В частности, в состав Арктической зоны вошли:

  • Мурманская область;
  • Ненецкий автономный округ
  • Чукотский автономный округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • некоторые районы Республики Коми, Карелии, Якутии, Красноярского края и Архангельской области.

Первые упоминания об арктических исследованиях относятся к записям в Никоновской летописи за 1032 год – русские мореплаватели начинают осваивать побережье Северного Ледовитого океана. Дальше начинают постепенно осваиваться северные территории – с одной стороны, заселяются Беломорье и другие заполярные территории вплоть до нынешнего ЯНАО, с другой – казачий атаман Семен Дежнев открывает проход между Азией и Америкой.

Первый план по освоению Крайнего Севера был разработан в 1894 году правительством Российской империи по предложению министра финансов С. Витте. В 1913-1915 годах впервые удалось завершить плавание через Северный морской путь – экспедиция смогла пройти из Владивостока в Архангельск.

Новый импульс развитию Крайнего Севера дало установление советской власти: все усилия координируют через один Институт по изучению Севера, заселяется остров Врангеля, а в 1931 году открывается первое промышленное нефтяное месторождение на русском севере.

В 1932-м СССР начинает активно развивать Северный морской путь, параллельно активно заселяя и осваивая Арктику. Строятся порты Игарка, Диксон, Тикси, Певек, основаны Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и другие. В Западной Сибири открываются крупные месторождения нефти и газа.

Крупнейшие нефтегазовые месторождения открываются в 1960-е – это Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское. В 1980-х месторождения открываются уже на арктическом шельфе. СССР обладает целой арктической флотилией.

Как и везде, с приходом 90-х ситуация ухудшается: сокращается финансирование регионов российской Арктики, вымирают небольшие города и поселки, население уезжает в другие регионы страны. В 1996 году объем перевозок грузов через СМП сократился в 4 раза по сравнению с 1987-м.

Впервые хоть какая-то политика в отношении Арктики появляется в 1996 году, когда принимают соответствующий федеральный закон, который обещает государственную защиту отраслей хозяйства в Арктике. Через 4 года принимается Концепция национальной безопасности, которая уже требует начать развитие кризисных регионов Севера.

В 2000-е расконсервированы многие инфраструктурные проекты на Севере – это Ямальская железная дорога, которая теперь доходит до Надыма, построены Варандейский нефтяной терминал и газопровод в Европу.

Сейчас в Арктике реализуется несколько крупных проектов российских компаний, но они требуют достаточно много инвестиций и налоговых льгот, что в текущих условиях организовать не так просто.

Другие страны

Другие приарктические страны, как и Россия, весьма заинтересованы в хозяйственном и не только освоении Арктики. Каждая из этих стран (Норвегия, Финляндия, Канада, США, Исландия) в 2000-х разработали стратегические документы в сфере развития своих арктических территорий.

Более того, интересы высказывают страны Евросоюза (Италия, Германия, Великобритания, Испания, Польша), и даже совсем неожиданные в этом контексте Китай, Корея, Индия, Япония и Сингапур. Все эти страны заинтересованы, в том числе, в научных исследованиях Арктики.

Не забывают страны об экономическом освоении. Например, в США половина неразведанных запасов нефти (примерно 30 миллиардов баррелей) находится на Аляске. И это одна из ключевых статей доходов штата – деньги от продажи нефти даже просто раздают жителям Аляски. Для транспортировки нефти даже построен 1300-километровый нефтепровод в южную часть полуострова, откуда нефть перевозят судами на американские НПЗ.

Добычу углеводородов на севере ведет и Канада. Осваивались эти месторождения еще в 70-80-х годах прошлого века, а теперь там работают компании Chevron, Statoil и Exxon Mobil, благодаря чему объемы добычи постоянно растут.

Для Норвегии нефтедобыча тоже является одним из ключевых источников дохода, страна накопила огромный фонд для будущих поколений – в нем уже более триллиона долларов сверхдоходов от продажи нефти.

Даже Дания имеет ведет разведку месторождений в Гренландии, хоть из-за природных условий это крайне сложно делать. Еще сложные условия влияют на то, что добычу нефти будет трудно сделать рентабельной, хоть лицензии на разведку уже выданы.

Как видно, арктические страны не теряют возможности заработать на добыче природных ресурсов, и Россия явно не отстает от своих соседей по Арктике, реализуя множество проектов.

Российские проекты в Арктике

Значительная часть федерального бюджета и ВВП России формируется в арктической зоне – там ведется добыча нефти, газа, и многих других природных элементов.

Но изучать проекты в Русской Арктике можно и другим способом. Так, на северных предприятиях сколотили капиталы самые богатые люди страны:

Кроме того, в российской части Арктики ведется добыча железной руды, фосфатов, никеля, меди, алмазов, драгоценных металлов и огромного перечня других минералов.

Среди перспективных остаются проекты по подготовке и отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) – так Россия пытается составить конкуренцию США, которые уже практически начали захватывать европейский рынок.

Параллельно государство не забывает о Северном морском пути. Если в 2018 году по нему перевезли 17 миллионов тонн грузов, к 2024 году поставлена цель в 80 миллионов тонн. Часть этих грузов планируется доставлять в порты по строящейся железной дороге – Северному широтному ходу.

В перспективе есть еще много проектов в Арктике, но их будущее зависит, в основном, от государства – захочет ли оно помочь в создании инфраструктуры или предоставить налоговые льготы.


ПАТЭС разместят в городе Певек на Чукотке.

А что с местными жителями?

Хоть Арктику и называют приоритетным направлением государственной политики России, на жизни простых россиян это влияет не всегда. Да, формально зарплаты на Севере относительно высокие (средние по некоторым регионам – даже выше, чем в Москве), но от этого там не становится легче жить.

Проблем у жителей Севера хватает:

  • огромные цены на продукты из-за особенностей логистики – доставить их туда можно, в основном, по воздуху;
  • уехать – тяжело и дорого. Продать жилье на Севере можно только за бесценок, а добраться до цивилизации получится только на самолете;
  • климатические особенности – они тоже не добавляют здоровья, и т.д.

Это все приводит к серьезным проблемам для северных регионов. Стимулов работать на Севере все меньше, в итоге там наблюдается отрицательный миграционный прирост – уезжает людей больше, чем приезжает.

И если в крупных городах вроде Сургута или Якутска еще можно жить, то в Воркуте население за 30 лет сократилось с 200 до 60 тысяч человек, а цена 3-комнатной квартиры составляет около 60 000 рублей.

Единственное, что еще хоть как-то удерживает людей на Севере – это хороший социальный пакет:

  • отпуск больше на 24 дня, чем у остальных регионов;
  • северные надбавки благодаря районным коэффициентам;
  • раз в 2 года семьи получают право на бесплатный проезд или полет до места отдыха и обратно;
  • тем, кто отработал 15 лет, дают жилье;
  • на пенсию можно выйти на 5 лет раньше;
  • тем, кто хочет переселиться в другой регион, могут предложить субсидию.

Поэтому на Севере все еще живут люди – им или просто некуда податься, или они ждут наступления пенсионного возраста, чтобы уехать на юг и больше не возвращаться.

Сердце Арктики. Фото: Николай Гернет

Существует легенда. Сталину показали карту Арктики и спросили, докуда будут простираться советские земли? Он взял карандаш, отчертил две линии от границ Советского Союза до Северного полюса и сказал: "Вот так хорошо". С 1926 года территория, ограниченная меридианами 32°4’35" восточной долготы и 168°49’30" западной долготы, объявлялась территорией СССР. Так было до 1991 года, когда для международного судоходства открыли Северный морской путь. В это же время арктические соседи стали возмущаться, что России принадлежит слишком много Арктики. И. правительство Ельцина пошло на уступки. Что привлекает иностранцев в этой безжизненной ледяной пустыне? И каков правовой статус северных территорий сейчас?

Когда за экстравагантностью скрывается дальновидность

В августе 2019 года президент США Дональд Трамп предложил купить Гренландию у Дании. За бессрочное владение островом он предлагал $600 млн. Многие сначала высмеяли странноватое предложение: зачем Америке Гренландия? Там льды, белые медведи и абсолютно непригодные земли. Но не всё так просто. Дания относится к странам Арктического региона и имеет право на свой кусок Арктики. А это огромные залежи углеводорода, редкоземельные металлы и возможность контролировать трафик судов по Северному морскому пути, которому прочат в ближайшие годы заменить Суэцкий канал.

greenland_42.74746w_71.57394n.jpg

Гренландия. Фото: wikimedia.org

Пока датчане отказались от столь выгодной сделки за их "ледяную каменюку", сказали, самим пригодится. Но нельзя быть уверенными, что навсегда. США умеют убеждать правительства разных стран скинуть "балласт". В 1867 году выше упомянутая Дания продала Америке Виргинские острова за $7,5 млн, а Российская империя — Аляску за $7,2 млн. Стоит ли говорить, что вложенные деньги окупились предприимчивыми американцами за год? И, кстати, не будь у Америки Аляски, не было бы у них и своего, пусть небольшого, арктического сектора.

К Гренландии США стали приглядываться после Второй мировой войны. В 1946-м администрация президента Гарри Трумэна предложила Копенгагену продать Штатам остров за $100 млн — в переводе на сегодняшние деньги это $1,3 млрд. Датчане отклонили это предложение и в 1953 году изменили статус Гренландии, чтобы остров стал регулярной неотъемлемой частью Дании, а не колонией.

vera_kostamo_arkticheskaya_sin-400673.jpg

Арктическая синь. Фото: Вера Костамо

Чем богаты?

Арктика — один из самых непригодных для жизни регионов мира. Здесь не выживешь без специальной одежды и снаряжения, а труд учёных, промысловиков или нефтяников сопоставим с работой космонавтов. И всё-таки люди сюда стремятся.

Первой промышленную добычу нефти в Арктике начала Канада в 1920 году. В 60-е годы советская геологоразведка открыла огромные залежи углеводородов в Ямало-Ненецком автономном округе. Всего за полярным кругом открыто свыше 400 наземных месторождений нефти и газа. На 60 ведётся разработка, а 40 из них относятся к российскому сектору Арктики.

evgeniya_vedeneeva_neftyanaya_platforma_prirazlomnaya-436885.jpg

Нефтяная платформа Приразломная. Фото: Евгения Веденеева

На шельфе Баренцева моря разведано 11 месторождений: четыре нефтяных, среди них Приразломное; три газовых; три газоконденсатных, в том числе Штокмановское; одно нефтегазоконденсатное. Суммарные извлекаемые ресурсы Российской Арктики оценивают в 106 млрд тонн нефтяного эквивалента, запасы газа — в 69,5 трлн кубометров.

Приразломное — единственное месторождение на российском арктическом шельфе, где добыча нефти уже началась. Нефть нового российского сорта получила название Arctic Oil (ARCO) и впервые отгружена с Приразломного в апреле 2014 года. Месторождение открыли в 1989 году, оно содержит более 70 млн тонн извлекаемых запасов нефти. Приразломное — уникальный российский проект по добыче углеводородов на шельфе Арктики. Впервые добыча углеводородов на арктическом шельфе ведётся с морской ледостойкой стационарной платформы. Она позволяет выполнять все технологические операции — бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры и т.д.

img_6786.jpg

Фото: Леонид Круглов

Впрочем, изобилие углеводородов на шельфе не означает немедленное начало добычи. Например, крупнейшее в мире Штокмановское месторождение в Баренцевом море содержит около 3,9 трлн кубометров газа и около 56 млн тонн газового конденсата. Пока его разработка приостановлена. В том числе из-за слишком больших расходов и новых проектов по добыче сланцевого газа.

И это далеко не всё. По оценкам экспертов, в Арктике находится до 13% ещё не открытых мировых запасов нефти и до 30% — газа.

Правовой статус Арктики

Вопреки народной молве, Сталин не имеет отношения к разграничению Арктики. Первой свои границы до полюса определила Канада, а потом, глядя на неё, все остальные страны, имеющие выход к Северному Ледовитому океану: Россия (СССР), Норвегия, Дания, владеющая Гренландией, США и Канада. Договор подписали в 1920 году. Секторный подход определял правовой статус островов и земель, но никак не акваторий этих секторов.

anastasiya_zagovenkova_lednik_shokalskogo-406677.jpg

Фото: Анастасия Заговенкова

В 1982 году ООН выпустила Конвенцию по морскому праву. Главная мысль документа: территориальная юрисдикция государства распространяется лишь на шельф, тогда как внешельфовая зона объявляется международной. Как это работает в Арктике? У берегов каждой из стран есть 12-мильная зона, которая признаётся суверенными территориальными водами. Следующие 200 миль — исключительная экономическая зона со свободным судоходством, в пределах которой государство получает контроль над природными ресурсами. Любая из стран, подписавших конвенцию, сможет доказать, что её континентальный шельф простирается в глубь Арктики на расстояние более 200 миль, и сможет претендовать на ресурсы, расположенные в этой зоне. Россия присоединилась к соглашению в 1997 году.

Континентальный шельф — материковая отмель, подводная окраина материка, примыкающая к суше. Для неё характерно общее с материком геологическое строение. По сути, шельф — это материковая почва, затопленная океаном. Границы шельфа — берег моря или океана с одной стороны и так называемая "бровка" (резкий изгиб поверхности морского дна, переход к материковому склону) — с другой.

И до сих пор отдельного документа, который бы определял правовой статус Арктики, не существует.

Отщипнуть свой кусок пирога

На деле Конвенция 1982 года лишь усложнила установление границ. Основной спор разгорелся вокруг хребта Ломоносова, который протянулся по дну Ледовитого океана от Новосибирских островов до владений Канады и Гренландии. По прогнозам, этот участок шельфа — один из самых богатых запасами углеводородов. Общий объём нефтегазовых ресурсов в зоне Комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий, по оценкам Минприроды, может достигать 5 млрд тонн условного топлива.

grafika_k_dnyu_polyarnika_02.jpg

Графика: пресс-служба РГО

Россия претендует на самые большие территории арктического шельфа: примерно 1,2 млн кв. км, включающие в себя части хребтов Ломоносова, Менделеева и Гаккеля. Для сравнения: площадь всего Северного Ледовитого океана составляет 14,750 млн кв. км. Соседние страны не признают обширные полярные владения России и пытаются откусить свой кусок арктического пирога. Канада неоднократно заявляла, что хребет Ломоносова может быть продолжением геологической структуры Северо-Американского континента, а значит, и зоной её экономических интересов. В этом её поддерживают Соединенные Штаты, выражая "обеспокоенность увеличением российского присутствия в Арктике". Однако американцы не могут подавать заявки в Комиссию по границам континентального шельфа, так как до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву.

Кстати:

В ноябре 2020 года эскадренный миноносец США "Джон Маккейн" нарушил морские границы России в Тихом океане. После того как к судну выдвинулся российский корабль "Адмирал Виноградов", миноносец поспешил к своим берегам. Этот инцидент стал возможен как раз потому, что воды эти относятся к России согласно конвенции ООН. А США не признают ни документ, ни принятые согласно ему решения ООН. С точки зрения формальной логики каждая из сторон конфликта находилась в своём праве.

evgeniya_vedeneeva_burovaya_platforma_arkticheskaya-442746.jpg

Буровая платформа Арктическая. Фото: Евгения Веденеева

Норвегия пока не соперничает с Россией за право обладать сокровищами подземных недр Ледовитого океана. В 2010 году наша страна заключила со приполярной соседкой соглашение о совместной добыче ресурсов в районе хребта Ломоносова и подарила Норвегии примерно 80 тыс. кв. км спорной акватории в Баренцевом море, где, по подсчётам норвежских специалистов, может залегать около 2 млрд баррелей углеводородов. Их стоимость оценивается в $30 млрд.

Тем временем Дания нанимает учёных, чтобы доказать, что хребет Ломоносова - продолжение Гренландии. В 2014 году Копенгаген уже подал заявку о продлении внешней границы своего континентального шельфа в Северном Ледовитом океане и в случае успеха может претендовать на значительную его часть.

kirill_uyutnov_uzory_dreyfuyushchih_ldov-523403.jpg

Фото: Кирилл Уютнов

Что касается хребта Менделеева, то там неясностей больше. Российские учёные уверены, что он имеет континентальную природу. Некоторые наши конкуренты утверждают, что мы имеем дело с океанической корой. Впрочем, Канаде выгодно, чтобы это оказался именно континентальный шельф, так как хребет Менделеева соединяется в одно целое с хребтом Альфа, который примыкает к Канадскому Арктическому архипелагу.

Россия подавала заявки на расширение своего арктического шельфа в 2001 и 2015 годах, а затем укрепила свою заявку новыми научными доказательствами.

grafika_k_dnyu_polyarnika_01.jpg

Графика: пресс-служба РГО

Одна из заявок оказалась удовлетворена. В 2014 году России отошёл шельф площадью 52 тыс. кв. км в Охотском море. А в апреле 2019 года подкомиссия ООН заявила о геологической принадлежности территорий, включённых в расширенные границы континентального шельфа, к структурам продолжения шельфа и континента России. Итоговое решение планировали принять в течение следующих двух-трёх сессий, но помешал коронавирус.

Новый Шёлковый путь

Но основная арктическая битва будет даже не за природные богатства — у России есть Северный морской путь (СМП). Это кратчайшая дорога из Азии в Европу. Только представьте: расстояние, проходимое судами из Мурманска в японский порт Иокогаму через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, а по Северному морскому пути — всего 5770. Экономическая разница ощутима.

kirill_uyutnov_mihail_somov_v_arktike-523989.jpg


В условиях глобального потепления судоходство по нему становится практически круглогодичным. Так, в 2020 году оно прекратилось в ноябре, а стартовало в январе 2021-го. Годом ранее ООН опубликовала отчёт, в котором сообщает, что объём льда в Арктике по сравнению с 80-ми годами сократился на 40%. Всё это даёт надежду на то, что период навигации по Северному морскому пути будет увеличиваться. По этому маршруту можно отправлять грузы в разные страны мира. Если Арктика будет таять и дальше, то для того, чтобы преодолеть путь из Европы в Китай и обратно, не нужны будут ледоколы, достаточно усиленной конструкции судов. А это уже серьёзный аргумент для стран-соседей, не имеющих ледокольного флота.

2560px-arct0030_-_flickr_-_noaa_photo_library.jpg

Ледокол

Ажиотаж вокруг Северного морского пути подогрел инцидент в Суэцком канале, когда в марте 2021 года гигантский контейнеровоз почти на неделю заблокировал проход по нему.

По прогнозам экспертов, значение Арктического региона в ближайшие годы будет только расти, и России крайне важно отстоять собственные интересы.

Сегодня, в середине второго десятилетия XXI века, стало очевидным то, что было только прогнозом на рубеже веков. Новое освоение Арктики, повышение ее экономического, хозяйственного и, как следствие, стратегического и геополитического значения становится все более насущной необходимостью и одним из главных вызовов России на ближайшие пару десятилетий.

Автор – Борис Сычев, руководитель аналитических проектов Ассоциации индустриальных парков, член Русского географического общества


Автор – Борис Сычев, руководитель аналитических проектов Ассоциации индустриальных парков, член Русского географического общества

Мысль об освоении Арктического региона, как о важнейшем направлении развития страны, к сожалению, до сих пор остается неочевидной для многих граждан России. А усилия В.В. Путина, С.К. Шойгу, других руководителей страны и ведущих ученых зачастую не воспринимаются серьезно и встречают понимание только в узком кругу специалистов и людей, чья жизнь или деятельность непосредственно связанны с Севером.

Поэтому давайте еще раз внимательно посмотрим на Арктический регион и попробуем понять, каковы главные вызовы, которые стоят перед нашей страной на новом этапе освоения Арктики.

Северный морской путь

Несколько столетий человечество искало короткий северный путь между океанами, способный подстегнуть экономическое развитие цивилизации. В истории исследования Северного морского пути и попыток пройти Северо-Западным проходом немало героических страниц, внесших решающий вклад в изучение арктических акваторий и земель. Первая реальная возможность использовать северный путь появилась в XX веке с созданием Советским Союзом уникального ледокольного флота, который в послевоенное время пополнился атомными кораблями.

Появление мощной ледокольной группировки в нашей стране было отчасти вынужденным решением. Но именно это способствовало интенсивному освоению всего Арктического региона — от Мурманска до Чукотки. Сегодня мы постепенно возвращаемся в заброшенные в последние 20 лет прибрежные поселки, научные станции и военные городки Крайнего Севера.

Экономическая возможность ведения постоянного судоходства вдоль арктического побережья России более чем вдвое сокращает время пути между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Готовиться к росту нагрузки на Севморпуть необходимо уже сейчас, обновляя и создавая заново гидрографическую и навигационную сеть в северных водах, необходимую транспортную инфраструктуру и собственный современный торговый и ледокольный флот.

Комплексное развитие северных территорий

Сегодня идет активное освоение Ямала, проведена разведка и начата разработка шельфовых газовых и нефтяных месторождений Баренцева и Карского морей. Значение этих месторождений для энергетической и политической безопасности Российской Федерации достаточно велико и будет оставаться таким на протяжении ближайших десятилетий несмотря на появление новых технологий, развитие альтернативной энергетики и рост непроизводственного сектора экономики развитых и развивающихся стран.

Так называемый постиндустриальный этап развития мировой экономики и последний финансово-экономический кризис являются яркими свидетельствами того, что ресурсный потенциал и реальное производство (к которому относится и добывающий сектор) являются базой для развития любой национальной экономики.

Интенсивная хозяйственная деятельность на обширных территориях Севера России вовлекает их в жизнедеятельность государства, ускоряя экономическое развитие, делая эти земли видимыми для экономики, инвестиций и людей. Современные климатические изменения создают благоприятные условия для интенсификации освоения Арктических морей и Арктического побережья, давая нам дополнительный шанс достойно ответить на глобальные экономические и политические вызовы последующих десятилетий.

Устойчивое развитие

Изменения климата формируют новые условия при осуществлении строительства зданий и сооружений, функционировании населенных пунктов, инфраструктурных и промышленных объектов в Арктическом регионе. Хорошо известно, что северная природа особенно чувствительна к внешним воздействиям и требует бережного отношения при реализации любых хозяйственных начинаний, затрагивающих местные природные системы.

В советский период вопросы экологической безопасности и рационального природопользования во многом были отодвинуты на второй план первоочередными задачами развития. Завтрашний день диктует нам совершенно другой подход к взаимодействию с окружающей средой.

Главный вызов и одновременно основная возможность, которые дает нам Арктика, — это форсированная разработка, апробация и внедрение передовых технологий, помогающих сберечь уникальную и очень хрупкую природу Севера при оптимальной эксплуатации ресурсного потенциала региона.

При корректном и эффективном распределении усилий наша страна способна занять ведущее положение на рынке технологий, необходимых для работы в экстремальных природно-климатических условиях Севера. На сегодняшний день, пожалуй, ни одна страна не обладает перспективными технологическими решениями для комплексного развития Арктики, для предупреждения и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Вызовом не только для России, но и всего мира является необходимость ускоренной разработки технологий и методик, которые позволят бережно осваивать Арктический регион, сохраняя его биоразнообразие.

Веками на Руси движение на Север и Восток было синонимом развития и делом энтузиастов и романтиков. После 1991 года результаты колоссального труда наших отцов и предков стали разрушаться и исчезать из реальности, с карты нашей страны. Сегодня у нас есть возможность переломить этот тренд, придав новый импульс развитию огромных территорий, доставшихся в наследство.

Я родился вырос на Крайнем Севере и как никто знаю, что жизнь на этой земле зависит и от человека и от государства. Сегодня государство готово вкладывать свои ресурсы, дело осталось за человеком.

Читайте также: