Перспективы космонавтики в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

В четверг Роскосмос официально обнародовал детали Федеральной космической программы на ближайшие 10 лет. Поддавшись мартовской хандре, я написал заготовку текста в мрачных тонах: всё пропало, бюджет урезают, гипс снимают… А потом увидел, собственно, детали программы. И знаете, что? Всё не так плохо. Скорее даже хорошо, учитывая нынешнюю ситуацию. Пришлось заново писать репортаж.

Сразу напоминаю: написать и утвердить программу не то же самое, что ее осуществить. Само принятие программы оказалось просрочено на год, а уж выполнение всех намеченных целей — отдельный вопрос. Но даже если ее выполнят на две трети — это будет вполне достойной десятилеткой отечественной космонавтики.

Немного истории:
В конце 2014 года Роскосмос нескромно рассчитывал на 2,8 трлн. руб. до 2025 года. Весь год ходили разговоры то, о полете на Луну, то о собственной космической станции. К концу года нефть стала валиться вниз, народ стал закупаться холодильниками, а разговоры о полете на Луну постепенно затихали. Но еще теплилась идея строительства собственной космической станции.

К началу 2015 года экономическая и политическая ситуация усугубилась, в Роскосмосе сменилось руководство, прижало амбиции и в апреле выставило план на 2 трлн. Идеология нового руководства основывается на приоритете "народно-хозяйственного направления". Мол сначала обеспечим народ спутниковыми снимками, навигацией сантиметровой точности, и широкополосной связью, тогда можно и на Луну замахиваться.

В проекте, представленном примерно год назад, уже не было своей станции и не было сверхтяжелой ракеты, о которой поговаривала еще предыдущая администрация. Даже "Ангару-А7" отменили. Зато была озвучена идея пилотируемого достижения Луны четырехпусковой схемой "Ангарой-А5В". Отличие от обычной "пятерки", которая однажды слетала в конце 2014-го, в дополнительной водородной ступени. Пока нет "А5В" новый пилотируемый корабль "Федерация" если и будет летать, то низэнько — на низкой околоземной орбите. Цель сформулировали элегантно: "Обеспечить готовность полета к Луне к 2029 году". Т.е. вроде как должны мочь, но еще подумаем, лететь ли.

К концу 2015 года стало ясно, что и двух триллионов у страны нет на космос. Есть только 1,4 трлн., а если Роскосмос и курс нефти будут себя хорошо вести, то могут еще 0.15 добавить сверху.

Почти полгода новое руководство пыталось разделить полтора триллиона на едоков, которым два было мало. Параллельно велась реорганизация Роскосмоса, перерождение его из Федерального космического агентства в Госкорпорацию, все это требовало времени. Наконец, 17 марта 2016 года Правительство РФ утвердило Федеральную космическую программу до 2025 года.

На удивление, срезали не так уж много проектов.

Как и обещали, много внимания уделено дистанционному зондированию Земли. К 2025-му году обещают ежегодно обновляемые карты России разрешением 0,5 м. Да, такое уже есть в Гугле и Яндексе, но то иностранные спутники наснимали, а будет свое.


Обещают вывод этих данных на мировой рынок, по выгодной цене и с высоким качеством — это правильно и давно пора, хотя на окупаемость спутников никто не рассчитывает.

В метеорологии обещают 98% покрытие Земли, а это значит три геостационарных "Электро-Л", над Индийским, Тихим и Атлантическим океанами. К сожалению, отложен в будущее проект "Арктика" — это аналог "Электро-Л" на орбите "Молния" — эх красивые были бы ролики.

Подробно расписана пилотируемая программа. "Союзы" и "Прогрессы" летают как часы, расширяется российский сегмент Международной космической станции, и начинает полеты "Федерация". Тут виден вклад РКК "Энергия", новый руководитель которой Владимир Солнцев, регулярно и охотно дает интервью одно оптимистичнее другого. Впрочем тут он не сильно отличается от своих предшественников.

Но в любом случае видно, что РКК "Энергия" в ближайшую десятилетку будет жить хорошо. Наверно, лучше всех в отрасли, как в общем было всегда.


Реально к тому времени проще будет строить новую станцию с нуля, и об этом уже шел разговор на встрече с прессой. При этом подчеркивалось, что новую станцию снова хотят делать в кооперации, говорили про NASA и ESA, тонко намекали на Индию. Упомянули новые подходы и технологии, читай: надувные модули и углепластиковые корпуса. Упоминали и станцию возле Луны, и лунную базу, но не в качестве планов, а скорее ориентиров для мировой космонавтики на будущее.


Такой широкий парк проектов, при довольно скромном финансировании (меньше одного марсохода Curiosity) наводят на мысль, что не случайно в слайде не указаны даты запусков. Т.е. здесь обозначено именно то, что вынесено в заголовок: "направления работ", а не "реализация". В таком случае можно честно продолжать работы десять и более лет. Я переспросил: "А точно все полетит до 2025?" и получил ответ: "Точно!", к сожалению в запись пресс-конференции этот вопрос не попал.

Позволю себе предположить, что главу Роскосмоса неверно информировали, когда пообещали полет всего этого изобилия в течение 10 лет. Ранее в прессе не раз упоминалось, что проекты "Спектр-М" и "Интергелиозонд" сдвинулись к 30-м годам. Это звучит убедительнее.

Есть сомнения, что на все обозначенные задачи хватит выделяемой суммы. Хотя там наверняка часть станет партнерскими проектами. К примеру, "Спектр-РГ" несет немецкий телескоп. Одна из пяти лунных станций будет совместная с европейцами. Скорее всего, загадочная "Экспедиция-М" станет российско-европейским проектом доставки грунта с Фобоса или Марса. Если "ЭкзоМарс-2018" успешно посадят, то так и будет. Может и с "Интергелиозондом" договорятся…

Интересная картина по ракетам.


Самое главное: Роскосмос определился со стратегией развития ракетного парка — это реально большое и важное дело. “Ангара” остается по умолчанию, а легендарные “Союзы” и “Протоны” должны заменяться на таинственный “Феникс” после 25-го года.

Фактически “Феникс” — это перерожденный “Зенит”, в котором не остается украинского участия. “Зениту” прочили большое будущее еще в 80-е, уже тогда он рассматривался как новый этап, замещающий “Союзы” и “Протоны”, и вот новая попытка. Одновременно с тем, что это должна быть современная ракета, она сможет в будущем стать частью проекта сверхтяжелой ракеты. Совсем как в 80-е “Зенит” был частью проекта “Энергия”.

Самое забавное, что это практически полная копия концепции развития Falcon-9 от SpaceX. Но тут уже сложно сказать кто у кого заимствовал, скорее это просто демонстрация самой оптимальной схемы развития ракетной техники. Что характерно, про многоразовость никто даже не заикнутся. Такого приоритета в российской десятилетней программе нет. Частной космонавтики, к слову, тоже не предусмотрено.

Единственный вопрос — кому пришло в голову название “Феникс”. Логика перерождения понятна, но слово противоречит вообще всей традиции наименований ракет в отечественной космонавтике. Назвали б тогда что ли “Финист”, хоть слово из русского языка.

Отдельного внимания стоит дискуссия между главой Роскосмоса и одним из журналистов, который требовал немедленно начать производство сверхтяжелой ракеты. Аргументы журналиста: Американцы строят SLS и Ares [проект Ares закрыт в 2010 году], и нашим военным такая ракета может пригодиться.

После фразы Комарова: — Сейчас у военных нет таких нагрузок и я очень надеюсь, никогда в них не возникнет потребность. ” захотелось просто по-человечески пожать ему руку.

Дискуссия про сверхтяж на 1:23:45

В целом, в планах, у нас получается очень неплохая космонавтика. Без шапкозакидательных прожектов, прагматичная и сбалансированная. Всем фанатам космических гонок я просто напомню: десятилетний бюджет Роскосмоса — это столько, сколько NASA получает на год.

И у меня снова возникло ощущение, что Комаров — это лучшее, что случалось с Роскосмосом за последние 10 лет, а то и больше. На мой взгляд, человек попал на свое место, и пока он старается, за будущее Роскосмоса можно быть спокойным.

Системы навигации и контроля Земли

В настоящее время в мире существуют 2 спутниковые системы навигации: американская "GPS" и российская "Глонасс". "Глонасс" включает 25 спутников "Глонасс-М" и 2 "Глонасс-К". Для стабильной навигации на орбите должно быть минимум 24 спутника , то есть остальные 3 летают в резерве.

С 2020 года начнут выводиться на орбиту спутники "Глонасс-К2" , которые полностью на отечественных элементах, материалах, электронике. А это независимость от западного влияния.

Также, в основном из-за человеческого фактора, возникают масштабные лесные пожары. Во избежание негативных последствий развивается система дистанционного зондирования земли (ДЗЗ).

Уже используется 11 спутников ДЗЗ . Например, службе МЧС, чтобы потушить пожар в начальной стадии, необходимо сразу же определить очаг возгорания. Как правило, без спутников, далеко не всегда удаётся устранить проблемы, так как дым везде, а пламя ещё найди.

Спутник "Канопус-В-ИК" (относится к ДЗЗ) моментально определяет место возгорания с точностью 5х5 метров, что упрощает задачу службам МЧС.

"Сфера" и развитие космодрома "Восточный"

70% территории России -- вечная мерзлота. Полностью опутать связью прокладкой волоконно-оптическими кабелями затратно и неэффективно. Самое лучшее решение -- беспроводная космическая связь с Землёй. Для этого разработан проект "Сфера" .

Под "Сферой" понимается вывод на орбиту около 640 спутников Земли. Со "Сферой" исчезнут провалы в связях, будет мгновенным определение местоположения пропавшего без вести в лесах. Для удешевления запусков ракет-носителей должно быть как можно меньше.

Значит выводиться спутники будут с помощью ракет-носителей тяжёлого, а лучше сверхтяжёлого класса (вывод полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту от 50 тонн: "Енисей", "Дон").

В данный момент у России уже есть в строю РН тяжёлого класса:

  • Ангара-А5, полезная нагрузка (ПН) на НОО 24 тонны;
  • Протон-М, 23 тонны.

Но они запускаются с космодрома "Байконур". А это территория иностранного государства. Приходится подстраиваться под условия Казахстана, где за аренду надо платить, ставить в известность даты запусков и другое.

Для независимости нужен полностью функционирующий космодром на территории РФ. 1 космодром есть в Плесецке. Только он предназначен для министерства обороны и расположен близко к Северному полюсу (меньшая полезная масса выводится на орбиту).

Поэтому усиленно строится космодром "Восточный" в Амурской области. Первая площадка для запусков РН легкого класса построена. В июне 2019 начинается постройка второй площадки для запусков РН тяжёлого класса. Окончательно закончится в 2025.

Третья очередь для РН сверхтяжёлого класса стартует после 2023. Поэтому реализуемый проект "Сфера" остаётся ждать не раньше 2027.

Сердцем любого РН является двигатель. Самый мощный двигатель в мире РД-171МВ уже создан. Тяга его составляет 800 тонн, оставляя далеко позади западных конкурентов. До сих пор главный конкурент США покупает российские двигатели: РД-180 для РН "Атлас 5" и РД-181 для РН "Антарес".

Итого

У российского космоса ещё много нерешённых проблем. Однако впервые после упадка "Роскосмос" с 2018 стал приносить прибыль с выручкой 305 миллиардов рублей.

В статье не рассказано о многих других направлениях: искусственный интеллект, создание искусственных биологических тканей для замены облучённой кожи, "умный" город, "безопасный" город, лунная программа (её можно прочитать в другой статье, ссылка ниже), ядерный буксир (ссылка также ниже), научно-исследовательские миссии дальнего Космоса.

По ссылке можно посмотреть полный обзор темы. Если кому-нибудь из читателей некогда смотреть, то выпущу вторую часть.

Понравилась статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайк, делитесь информацией в социальных сетях. Дальше будет интереснее!

В прошлом году на день космонавтики Президент В. В. Путин заявил, что страна собирается потратить 1,6 триллиона рублей на различные космические программы к 2020 году. Прежде всего, речь шла о продолжении строительства космодрома Восточный — первый пуск ракеты-носителя с этой стартовой площадки запланирован на конец 2015 года. Тогда же было заявлено о планах создания к 2030 году неких систем противодействия применению оружия из космоса и в космосе, о планах по отправке в будущем космонавтов за пределы земной орбиты, включая и создание постоянной лунной базы, которая может затем быть использована в качестве промежуточного пункта при полётах на Марс (начать реализацию этой программы, впрочем, планируется ближе к 2030 году).

Гарантированный доступ в космос со своей территории

Посещение руководителем Роскосмоса О. Н. Остапенко космодрома Восточный (Роскосмос)

Посещение руководителем Роскосмоса О. Н. Остапенко космодрома Восточный (Роскосмос)

Космическая связь и дистанционное зондирование Земли

Федеральная космическая программа России на 2006—2015 годы предусматривает разработку и создание целой серии спутников связи на современной технологической основе. К концу 2015 года отечественная группировка спутников связи и вещания практически полностью обновится. Проблема состоит в том, что электронно-компонентная база (ЭКБ), из которой на 90% состоит каждый космический аппарат, сильно зависит от зарубежных поставщиков. Бортовые ретрансляционные комплексы создаваемых в последние годы спутников связи или целиком изготавливаются зарубежными фирмами или создаются на предприятиях отрасли на основе зарубежных комплектующих. Поэтому Федеральное космическое агентство взяло на себя роль системного интегратора и фактического заказчика отечественной промышленности радиационно-стойкой ЭКБ.

Востребованное сегодня направление дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) из космоса включает гидрометеорологию, картографию, поиск полезных ископаемых, информационное обеспечение хозяйственной деятельности, обнаружение и мониторинг чрезвычайных ситуаций, экологической обстановки, прогнозирование землетрясений и других разрушительных природных явлений. С целью удовлетворения этих потребностей России будет создаваться обновлённая отечественная система ДЗЗ. А минимально необходимая численность группировки её спутников должна составить 28 космических аппаратов, что планируется достичь в течение ближайших 7—10 лет.

Схема орбитальной группировки системы ГЛОНАСС (Роскосмос)

Схема орбитальной группировки системы ГЛОНАСС (Роскосмос)

Научные направления

Прагматизм в освоении и использовании околоземных орбит

Конкуренция в сфере освоения и использования околоземных орбит сегодня усиливается. Дмитрий Олегович отмечает: «12 января к МКС пристыковался беспилотный корабль Cygnus, доставивший на околоземную орбиту 1,5 тонны оборудования, продовольствие и спутники стандарта CubeSat. Полная грузоподъёмность этого корабля составляет 2,7 тонны. Наш „Прогресс-М“ способен поднять на орбиту чуть больше 2 тонн. Важно, что Cygnus, как и его ракета-носитель Antares, созданы не госкорпорацией, а небольшой частной американской компанией Orbital Sciences, в которой работают всего 4 тысячи человек. Кроме того, к МКС в прошлом году уже в третий раз слетал корабль Dragon, созданный компанией SpaceX и способный доставлять на орбиту 6 тонн груза. Помимо кораблей этих двух компаний и нашего „Прогресса“ в роли беспилотных извозчиков на МКС выступают ракеты-носители ATV Европейского космического агентства (полезная нагрузка 7,7 тонны) и HTV Японского агентства аэрокосмических исследований (6 тонн).

Международная космическая станция (Роскосмос)

Международная космическая станция (Роскосмос)

Луна и освоение дальнего космоса

Также Россия собирается всерьёз и надолго заняться вопросом освоения Луны. Первые высадки человека на Луну планируется совершить в 2030 году, после чего — начать развёртывание посещаемой лунной базы с лабораторией. Там, по словам господина Рогозина, планируется разместить инструментарий изучения глубин Вселенной, лабораторию изучения лунных минералов, метеоритов, опытное производство полезных веществ, газов, воды из реголита. Затем будут размещены испытательные полигоны для накопления и передачи энергии на расстояние, для испытаний новых двигателей. Задача, по словам господина Рогозина, грандиозная, архисложная и амбициозная, но при этом реализуемая. Она будет свидетельствовать о технологической зрелости России, о создании стратегического интеллектуального и промышленного задела для будущих поколений.

Fotolia/PhotoXPress.ru

Как отмечает Дмитрий Рогозин, большинство российских учёных считают, что Луна — важнейший объект для фундаментальных научных исследований. Её происхождение во многом проливает свет на наиболее сложные вопросы космогонии: рождение Солнечной системы, её развитие и будущее. Кроме того, Луна — ближайший источник внеземного вещества, полезных ископаемых, минералов, летучих соединений, воды. Луна — естественная платформа для технологических исследований и испытаний новой космической техники. Мнение о необходимости освоения Луны разделяют также объединённая Европа, Китай, Япония, Индия.

В Центре управления полётами (Архив ИТАР-ТАСС/ЕРА/JOEL KOWSKY)

В Центре управления полётами (Архив ИТАР-ТАСС/ЕРА/JOEL KOWSKY)

Вопрос сотрудничества с NASA

В 2020 году Роскосмос планирует впервые доставить экипаж на МКС на пилотируемом корабле "Союз" в два раза быстрее, чем сейчас.

 Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Пока космонавты добираются до станции за шесть часов. Новая сверхскоростная схема уже протестирована на трех грузовых кораблях "Прогресс".

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Летом должен состояться запуск второй части российско-европейской миссии ExoMars. На ракете "Протон-М" к Красной планете отправится российская посадочная платформа "Казачок" с европейским марсоходом Rosalind Franklin. Если запуск состоится в обозначенное стартовое окно с 26 июня по 13 августа, то к марту 2021 года платформа с ровером должны будут сесть на поверхность Марса. Но есть риск переноса миссии из-за неудачных испытаний европейской парашютной системы. Один раз после тестов в куполе парашюта были обнаружены разрывы, второй раз из-за проблем со стропами разбился макет посадочного модуля.

Еще важное событие: плавучий космодром "Морской старт" будет перебазирован в Россию. Планируется, что плавучая платформа Odyssey, которая использовалось для запуска ракет "Зенит", и командное судно прибудут в Россию в феврале-марте 2020 года. Пока нет информации, каким образом - своим ходом или с помощью буксира. После перехода на территорию РФ стартовая платформа и сборочно-командное судно будут временно базироваться на Славянском судоремонтном заводе в порту Славянка под Владивостоком. 6 декабря гендиректор завода Андрей Якимчук подтвердил СМИ: предприятие полностью готово принять и отремонтировать "Морской старт", два судна которого займут, по меньшей мере, треть производственной мощности. По словам Якимчука, S7 Space ищет место для постоянной дислокации судов. Но это небыстрый процесс, поэтому на Славянском судоремонтном заводе плавучий космодром пробудет не менее года.

Напомним: плавучий космодром "Морской старт" был создан международным консорциумом Sea Launch Company при лидирующем участии американской компании Boeing Commercial Space Company и российской РКК "Энергия". Первый запуск" состоялся в марте 1999 года с помощью ракеты-носителя "Зенит". С 2014 года "Морской старт" законсервирован. Морская часть комплекса - это базирующиеся в Калифорнии плавучая пусковая платформа Odyssey и сборочно-командное судно, на котором осуществляются сборка ракеты и управление предстартовыми операциями. После банкротства и реорганизации в 2016 году проект "Морской старт" выкуплен российской компанией S7 Space.


В наступившем году планируется начать летные испытания первой российской многоразовой крылатой ракеты-носителя сверхлегкого класса. Под летными испытаниями имеется в виду не вертикальный старт ракеты, а сброс ее с самолета для испытания функции возвращения на аэродром. Первый полноценный полет со стартом с космодрома и возвращение на Землю планируется в 2023 году. Предполагается, что ракета выведет вторую ступень с малым спутником на определенную высоту, где будет происходить разделение. Вторая ступень со спутником полетит дальше, на орбиту, а первая развернет крылья и вернется к месту старта как самолет.

В 2020 году планируется разработать и принять единую космическую программу России. Она будет рассчитана на период с 2021 по 2030 годы и вберет в себя Федеральную космическую программу на 2016-2025 годы, Федеральную целевую программу "ГЛОНАСС", программу "Космодромы России". Ранее глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин заявлял, что объединение производится потому, что имеющиеся программы не увязаны между собой по финансированию и срокам, что "создает хаос в действиях".

Планируется, что в новую программу также включат создание сверхтяжелой ракеты для полета на Луну, тяжелый луноход, лунный взлетно-посадочный модуль, финансирование многофункциональной системы "Сфера" из 600 спутников.

В 2020 году планируется начать летные испытания новой тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты "Сармат" - российской замены производившейся на Украине МБР "Воевода" (по классификации НАТО - "Сатана"). На космодроме Плесецк уже завершены бросковые испытания ракеты. Летные испытания новой ракеты планируется завершить в 2021 году, после чего она станет поступать на вооружение. Головная часть "Сармата" сможет оснащаться различными блоками, в перспективе - гиперзвуковыми.

А на Байконуре в планах - модернизация двух стартовых комплексов. О планах переделать стартовый комплекс ракет "Зенит" на Байконуре под пуски новых ракет "Союз-5" говорят давно. Строительные работы должны были начаться еще несколько лет назад. Сейчас, как заявляли российская и казахстанская стороны, идут последние согласования. По словам Рогозина, к концу 2022 года наземная инфраструктура должна быть готова к пускам "Союза-5". Кроме того, в конце года стало известно, что комплекс будет называться "Назарбаевский старт". Его планируется использовать 40 лет - до 2062 года.

Изменения ожидают и историческую первую площадку Байконура - "Гагаринский старт". Планируется, что с 2020 года ее начнут реконструировать под новую ракету "Союз-2". Первый пуск после модернизации запланирован на 2023 год.

В первой половине года ожидается второй пуск ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5" с космодрома Плесецк. Первоначально он намечался сразу после первого старта, состоявшегося в декабре 2014 года, но планам помешал болезненный перевод производства "Ангары" с московской площадки Центра Хруничева в омский филиал - ПО "Полёт". Запуску второй "Ангары-А5" уделяется пристальное внимание, так как он призван продемонстрировать способность омского предприятия изготавливать универсальные ракетные модули УРМ-1 для первой и второй ступеней "Ангары-А5". Реальным спутником решено не рисковать, поэтому на ракете в космос отправится "болванка". Ракету "Ангара-А5" с нетерпением ждет Минобороны РФ для запуска своих спутников.

Надо сказать, что не так давно именно с "Ангарой" Россия связывала серьезные космические перспективы. Не случайно создание этого ракетного комплекса было объявлено задачей особой государственной важности. Как рассказал "РГ" в 2014 году главный конструктор "Ангары", тогда первый заместитель генерального директора ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", доктор технических наук Александр Медведев, обычно, когда испытываются даже самые последние версии ракет тяжелого класса, те же "Атласы", "Дельты", "Арианы", они выводятся просто на низкую орбиту. "Ангара-5" полетела сразу на геостационарную. Почему? Было принято решение отработать сразу всю трассу полета.

"С какими иностранными ракетами будет конкурировать "Ангара-5"? - был тогда еще один вопрос корреспондента "РГ". "Как это ни странно звучит - со всеми. Нет в мире ни одного семейства ракет-носителей, который бы охватывал такой широкий круг выведения массы полезных нагрузок. И размерность двигателя РД-191 выбрана около 200 тонн, именно такая, чтобы можно было сделать и легкую ракету, и среднюю ракету, и тяжелую ракету. Таких аналогов семейств нет", - ответил Александр Медведев. Подчеркну, этот разговор состоялся пять лет назад.

Модуль "Наука" начали строить еще в 1995 году как дублер первого модуля МКС - Функционально-грузового блока "Заря". В 2004 году было решено переоборудовать дублера в полноценный летный модуль, однако отправка "Науки" в космос многократно откладывалась по различным причинам. Ранее планировалось, что в 2021 году к "Науке" пристыкуют узловой модуль "Причал", а к тому в 2023 году - Научно-энергетический модуль. Тем самым должно завершиться строительство российского сегмента МКС.

Читайте также: