Конфликт и манипуляция кратко

Обновлено: 05.07.2024

Оглавление
Файлы: 1 файл

манипулятивные техники поведения в конфликте.doc

1.1. Конфликт. Определение конфликта. Типы. Причины. Последствия 6

1.2. Манипуляция как социально-культурное явление. 15

1.3. Манипулятивные техники поведения в конфликте. 23

ГЛАВА 2. Кейсовая работа по поведению в конфликте. 34

2.1. Кейс-стади как метод обучения 34

2.2. Кейсы,их решение и рекомендации по применению 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

ВВЕДЕНИЕ

Наверное, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.

Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.

Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей не имеет элементарного представления о конфликтах, либо не придает им значения.

Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения, ведь руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения и манипулятивных техниках поведения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.

Современный человек — это манипулятор, кем бы он ни был. Манипуляторов — легион. В каждом из нас живет манипулятор, который бесконечно применяет всяческие фальшивые трюки с тем, чтобы добиться для себя того или иного блага.

Конечно, не всякое манипулирование — это зло.

Кое-какие манипулятивные шаги необходимы человеку в его борьбе за существование. Но большая часть наших манипуляций очень пагубно сказывается как на жизни самих манипуляторов, так и на жизни их близких. Манипуляции вредны, поскольку маскируют болезнь той или иной человеческой личности.

Современный человек пробирается по жизни ощупью, используя целый арсенал слепых масок и уклончивых заявлений, и понятия не имеет о том, как богат и красочен реальный мир.

Манипулятор — это искусный игрок с жизнью, который постоянно стремится скрыть свою пустую карту.

Еще один парадокс современного манипулятора в том, что он не использует и малой толики тех возможностей, которые предоставляет ему жизнь. Вместо того чтобы искренне обрадоваться, он лишь кисло улыбнется. Он - озабоченный автомат, который ни за что не возьмет на себя ответственность за свои поступки и свои ошибки и будет поэтому бесконечно обвинять всех и каждого.

Объектом курсовой работы является конфликт.

Предметом – мунипулятивные техники поведения в конфликте.

Целью нашей курсовой работы является изучение и исследование манипулятивных техник поведения в конфликте.

Для достижения поставленной цели нами разработан следующий комплекс задач:

3. Рассмотреть манипуляции и конфликт в совокупности, манипулятивные техники поведения в конфликте.

4. Рассмотреть кейс-стади как метод обучения.

5. Рассмотреть кейсы, их решения и рекомендации по применению.

В курсовой работе представлено введение, две главы, заключение, список литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, поставлены цель, задачи исследования, определены объект, и предмет исследования. Приведена структура курсовой работы, литература, используемая при работе над исследованием.

Первая глава курсовой работы посвящена исследованию теоретических основ конфликтов и манипуляций.

Во второй главе курсовой работы рассмотрен кейс-стади, даны кейсы, их решения. В заключении подведены основные итоги исследования.

Для глубины раскрытия темы курсовой работы использованы учебные и научные материалы по конфликтологии, публикации менеджеров в специализированных журналах и страницах Интернет.

1.1. Конфликт. Определение конфликта. Типы. Причины. Последствия.

Как и у многих понятий, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.[3]

Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903) считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития"[14]

Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по мере возможности, избегать, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Такое отношение часто прослеживается в трудах Уорда, Веблена, Росса, Смолла, Левина, авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Считалось, что эффективность организации в большей степени опирается на определение задач, процедур, правил, взаимодействия должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Такие механизмы, в основном, устраняют условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем. Немецкий философ-идеалист и социолог Г. Зиммель, называя конфликт "спором", считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации[10].

Авторы, принадлежащие к школе "человеческих отношений", тоже были склонны считать, что конфликта можно и нужно избежать. Они признавали возможность появления противоречий между различными группами руководителей. Однако они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективности деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.

Один из основателей чикагской школы социальной психологии Р. Парк включил конфликт в число четырех основных видов социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией (от лат. видоизменять). С его точки зрения, соревнование являющееся социальной формой борьбы за существование, будучи осознанным, превращается в конфликт,

который благодаря ассимиляции призван привести к прочным взаимным контактам, к сотрудничеству и способствовать лучшему приспособлению.

Американский социолог Л. Козер определяет конфликт как идеологическое явление, отражающее устремление и чувства индивидов и социальных групп в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение системы, скрывают дорогу инновациям.[14]

Конфликт как социальное действие дает, без сомнения, известный ярко окрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию. Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотится окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности, называют продуктивным (конструктивным) конфликтом.[1]

Конфликт может привести к повышению эффективности организации, к улучшению отношений внутри коллектива, разрешить спорные ситуации.

Далее, для наилучшего понимания, рассмотрим типы конфликтов.

В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным[7].

Межличностный конфликт - этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Или представим, что два художника работают над одной и той же рекламой, но имеют разные точки зрения относительно способа ее подачи. Каждый старается убедить директора принять его точку зрения.

Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей.

Конфликт между личностью и группой - между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании пути увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один будет убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.

Классификация конфликтов зависит от ряда факторов: способа их разрешения, природы возникновения, последствий для участников, степени выраженности, количества участников.

Приведем наиболее часто встречающиеся манипулятивные приемы:

• ссылка на авторитет;

• выдергивание отдельных фраз из контекста, искажающее смысл;

• уход от темы разговора, острых проблем;

• предсказание ужасных последствий.

Это так называемые простые приемы. Но есть и более сложные, основанные на нарушениях логических законов и правил. К ним можно отнести такие приемы, как:

• имитация решения проблемы;

• оттягивание решения и др.

Особую практическую ценность в противостоянии манипулятивным воздействиям представляют так называемые типичные манипуляции в переговорах и способы противодействия им.

Манипуляции, направленные на унижение оппонента

36. Барьеры коммуникации.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к получателю.

Помимо этих барьеров коммуникации выделяют следующие коммуникативные барьеры.

Барьеры непонимания включают в себя фонетический, стилистический, семантический и логический барьеры.

Фонетический барьер связан с недостатками речи, к которым относятся:




слишком монотонная речь, которая усыпляет внимание;

проглатывание слов: затихание голоса в конце предложения приводит к тому, что слушателям труднее услышать каждое слово, что повышает риск ошибки.

Семантический барьер непонимания связан с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это более общая проблема, чем проблема жаргонов и сленгов. Очень часто непонимание возникает вследствие того, что одному и тому же слову придаются разные значения и возникают споры, которые не имеют объективного основания, а связаны с различным пониманием смысла. Чтобы убедиться в этом, можно опросить нескольких человек, что такое идеалист. Одни скажут, что это человек с идеалами, а другие — что он сторонник идеализма. Будут правы и тс и другие. Слова многозначны, а тезаурусы у участников общения разные. Нужно постоянно уточнять, какое значение вкладывает собеседник в тот или иной термин.

Стилистический барьер непонимания может разрушить нормальную межличностную коммуникацию. Он возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния партнера по общению. Так, наукообразный стиль речи неуместен в рабочей аудитории, официально деловой стиль речи — в ситуации доверительной беседы.

Нужно не только знать основные барьеры коммуникации, но и научиться успешно их преодолевать.

Приведем наиболее часто встречающиеся манипулятивные приемы:

• ссылка на авторитет;

• выдергивание отдельных фраз из контекста, искажающее смысл;

• уход от темы разговора, острых проблем;

• предсказание ужасных последствий.

Это так называемые простые приемы. Но есть и более сложные, основанные на нарушениях логических законов и правил. К ним можно отнести такие приемы, как:

• имитация решения проблемы;

• оттягивание решения и др.

Особую практическую ценность в противостоянии манипулятивным воздействиям представляют так называемые типичные манипуляции в переговорах и способы противодействия им.

Манипуляции, направленные на унижение оппонента

36. Барьеры коммуникации.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к получателю.

Помимо этих барьеров коммуникации выделяют следующие коммуникативные барьеры.

Барьеры непонимания включают в себя фонетический, стилистический, семантический и логический барьеры.

Фонетический барьер связан с недостатками речи, к которым относятся:

слишком монотонная речь, которая усыпляет внимание;

проглатывание слов: затихание голоса в конце предложения приводит к тому, что слушателям труднее услышать каждое слово, что повышает риск ошибки.

Семантический барьер непонимания связан с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это более общая проблема, чем проблема жаргонов и сленгов. Очень часто непонимание возникает вследствие того, что одному и тому же слову придаются разные значения и возникают споры, которые не имеют объективного основания, а связаны с различным пониманием смысла. Чтобы убедиться в этом, можно опросить нескольких человек, что такое идеалист. Одни скажут, что это человек с идеалами, а другие — что он сторонник идеализма. Будут правы и тс и другие. Слова многозначны, а тезаурусы у участников общения разные. Нужно постоянно уточнять, какое значение вкладывает собеседник в тот или иной термин.

Стилистический барьер непонимания может разрушить нормальную межличностную коммуникацию. Он возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния партнера по общению. Так, наукообразный стиль речи неуместен в рабочей аудитории, официально деловой стиль речи — в ситуации доверительной беседы.

Нужно не только знать основные барьеры коммуникации, но и научиться успешно их преодолевать.

С манипуляцией, осознанной или нет, сталкивался практически каждый человек. Она представляет собой способ воздействия на собеседника, направленный на получение определенного результата. Манипуляции используются как в деловой сфере, так и в личностных отношениях.

Можно привести простой пример подобного взаимодействия в семье. Жена желает, чтобы муж помыл посуду. Вместо того, чтобы прямо сказать ему об этом, она начинает говорить о том, что плохо себя чувствует или приводит другой аргумент в пользу того, почему она не может выполнить данное действие сама. В итоге муж выполняет домашние обязанности, даже не подозревая о том, что подвергся манипулятивному воздействию.

В каких же случаях чаще всего прибегают к использованию манипуляций?

  1. Если боятся, что человек откажет в просьбе.
  2. Если уже был негативный опыт взаимодействия. Иначе говоря, человеку действительно отказывали и не давали того, что он просил.

В сфере личных отношений манипуляции могут использоваться, как было указано в приведенном выше примере. Они нацелены на получение быстрого результата, но психологи не рекомендуют злоупотреблять подобными приемами, так как в долгосрочной перспективе они способны испортить отношения.

Таким образом, можно говорить о том, что манипуляции представляют собой скрытое преднамеренное побуждение другого к тому, чтобы он пережил определенное состояние или выполнил какие-либо действия. Они выполняются для достижения манипулятором нужных ему целей.

Можно выделить два типа манипуляций, в зависимости от типа выгоды:

  • Материальная (в результате манипулятор получает деньги, услуги, скидки и др.) используется, чаще всего, в деловой сфере.
  • Психологический тип направлен на то, чтобы человек испытал определенное состояние. С такими манипуляциями вы обычно сталкиваетесь в личных отношениях.

По типу осознанности можно выделить неосознанный и осознанный тип поведения. В первом случае человек сам не отдает себе отчет, что его заставляет так себя вести, он четко не формулирует свою цель.

Конфликт: понятие и виды взаимодействия

Перед тем, как приступить непосредственно к манипуляции и рассмотреть, как противостоять подобному приему со стороны другого человека, следует остановиться на понятии конфликта.

На просторах интернета вы наверняка сталкивались с картинками, где одни видят лицо, другие – дерево. Подобных изображений достаточно много, и они подтверждают простую истину – каждый человек имеет собственное восприятие и мнение. Конфликт возникает при общении, когда на одну и ту же вещь собеседники смотрят с разных сторон. В итоге их мнения разделяются, а простой разговор переходит в спор. Какие же виды конфликтов выделяют?

Деловой конфликт представляет собой противоречие интересов. В нем нет перехода на личности, люди спорят только о причине раздора и высказывают свое мнение. Для разрешения подобного конфликта стороны ищут выход, выгодный для всех. В результате оппоненты становятся ближе друг другу и переходят на новый этап отношений.

В психологическом конфликте может присутствовать деловой, но он отодвигается на второй план. Здесь есть переход на личности и участвующие пытаются нанести друг другу максимальный урон. Противоречие интересов является просто поводом для столкновения, и изначальная причина забывается уже через несколько минут. Психологические конфликты часто встречаются в личной жизни. Их результатом является отдаление сторон друг от друга.

Стратегии поведения в конфликте

Главное правило, которого следует придерживаться в личной жизни и деловой сфере: не переводить конфликт в сторону психологического. Существуют различные стратегии поведения, направленные на разрешение противоречия интересов. При этом, партнеры могут ориентироваться как на поведение другого, так и на личные желания. Чем же отличаются стратегии друг от друга, и что получают стороны в результате?

Избегание

Это нежелание видеть проблему, игнорирование конфликта. Партнер не видит проблему или не хочет этого делать. Те, кто придерживается этой стратегии, могут рассчитывать лишь на проигрыш для обеих сторон. Получить положительный результат не получится, а партнеры лишь отдалятся друг от друга.

Уступка

Средства сглаживания конфликта могут быть следующие:

  • подчеркивание общих интересов;
  • согласие с требованиями;
  • не обсуждение спорных вопросов;
  • замалчивание различий и свое неудовлетворенности.

Насколько конструктивно такое поведение трудно сказать. Тому, кто уступает, приходится нелегко каждый раз забывать о личных интересах в угоду другому, и рано или поздно может надоесть.

Противоборство

Сотрудничество

Компромисс

Компромисс представляет собой серию взаимных уступок. Он также приводит к выигрышу обеих сторон, однако, отличается от сотрудничества. В чем же заключается различие? Рассмотрим на примере.

Две сестры делят апельсин. Одна из них хочет сделать сок, другая пирог. Если они будут сотрудничать, то первая получит мякоть, а вторая цедру для выпечки. Иначе говоря, в результате общего решения они полностью достигнут своих целей. При компромиссе девочки разделят апельсин пополам. В целом, они также мирно разойдутся, но эффективность взаимодействия будет снижена.

Какой же стратегии следует придерживаться, и стоит ли жертвовать своими интересами в угоду другому? На этот вопрос каждый сам находит ответ. Но знание последствий, к которым может привести неконструктивное поведение, поможет выбрать то, что приведет к улучшению личных или деловых отношений, а не к их разрыву.

А. Маслоу, автор теории самоактуализации, дал описание наиболее полного раскрытия творческих сил у нормально развивающейся личности. Она способна объективно и непредвзято воспринимать себя и свое окружение; готова без сверхкритичности принять людей и природу; обладает простотой и естественностью поведения; стремится работать на высокопрофессиональном уровне; независима в суждениях, уверена в себе и имеет потребность как в общении, так и в уединении; сохраняет свежесть чувств и восприятия; способна на переживания самого высокого уровня; открыта к людям, к миру в целом, способна к состраданию и симпатии; поддерживает глубокие отношения с окружающими; демократична в поведении; обладает устойчивым нравственным кодексом и различает цели и средства; склонна к доброжелательному юмору; способна к творчеству.

Э. Шостром разработал концепцию человека-манипулятора в противовес человеку-актуализатору. Актуализатору свойственны честность, искренность; осознанность жизни; свобода, открытость, спонтанность; доверие, наличие веры, убеждений. В противоположность этому для манипулятора характерны: ложь себе и другим; неосознанность жизни, автоматизированность, ведущая к апатии и скуке; контроль, закрытость, намеренность; цинизм и безверие.

Навязчивой идеей манипулятора является контроль над другими. Но чем больше он управляет другими, тем больше испытывает потребность подчиняться сам. Манипулятор относится к другим как к вещам, инструментам для достижения личных целей, а это оборачивается тем, что он и самого себя превращает в орудие своей корыстной игры. В результате он лишается способности переживать естественные, искренние чувства, утрачивает и свободу, и счастье. Возникающие при этом внутриличностные конфликты манипулятор с безнадежным упорством стремится вывести вовне, вовлечь окружающих в драму своих страстей. Таблица, созданная Шостромом, дает ясное представление о стиле жизни двух противоречащих типов (табл. 3.2).

Человек не рождается Манипуляторам. Он развивает способность манипулировать другими людьми с тем, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает он эту способность бессознательно.

Можно выделить четыре основных манипулятивных системы.

Основные контрастные черты актуализаторов и манипуляторов

Вступать в конфликты с окружающими людьми случается и манипуляторам, и актуализаторам. Но, несомненно, конфликты у тех и других разные. Актуализатор рискует собой, открывая свои чувства и интересы, но зато получает шанс их действительно удовлетворить. Конфликты актуализаторов конструктивны, они подобны грозе, возникающей естественно и служащей действительному разрешению назревшей проблемы и эмоциональному облегчению. Манипуляторы же устраивают конфликты или избегают их преднамеренно. Конфликты манипуляторов спроектированы, инициированы специально и служат инструментом достижения определенной выгоды, материальной или моральной. Такие конфликты нередко носят деструктивный характер, так как не облегчают, а отягчают ситуацию.

Если манипуляторы, преследуя какие-то свои интересы, искусственно избегают открытого конфликта, всячески оттягивают решение спорного вопроса или выяснение отношений, то это тоже часто приводит к неприятным последствиям. Возникает и растет напряжение, которое нагнетается иногда до такой степени, что ситуация выходит из-под контроля.

Манипулятору, может быть, удобнее жить в современном обществе, но это не значит, что лучше. Впрочем, в каждом из нас сидит и актуализатор, и манипулятор – думайте сами, кто и когда одерживает верх и что из этого получается.

Абрахам Маслоу, автор теории самоактуализации, дал описание наиболее полного раскрытия творческих сил у нормально развивающейся личности. Она способна объективно и непредвзято воспринимать себя и свое окружение; готова без сверхкритичности принять людей и природу; обладает простотой и естественностью поведения; стремится работать на высокопрофессиональном уровне; независима в суждениях, уверена в себе и имеет потребность как в общении, так и в уединении; сохраняет свежесть чувств и восприятия; способна на переживания самого высокого уровня; открыта к людям, к миру в целом, способна к состраданию и симпатии; поддерживает глубокие отношения с окружающими; демократична в поведении; обладает устойчивым нравственным кодексом и различает цели и средства; склонна к доброжелательному юмору; способна к творчеству.

Если Маслоу интересовался прежде всего здоровой, расцветающей личностью, то его последователь Э. Шостром противопоставил системе самоактуализации ее негативную проекцию — систему манипуляции.

Умелый манипулятор незаметно для своего партнера побуждает его к решениям и действиям, которые не соответствуют его (партнера) намерениям и интересам, но являются желательными для самого манипулятора.

Э. Шостром разработал концепцию человека-манипулятора в противовес человеку-актуализатору. Актуализатору свойственны честность, искренность; осознанность жизни; свобода, открытость, спонтанность; доверие, наличие веры, убеждений. В противоположность этому для манипулятора характерны: ложь себе и другим; неосознанность жизни, автоматизированность, ведущая к апатии и скуке; контроль, закрытость, намеренность; цинизм и безверие.

Навязчивой идеей манипулятора является контроль над другими. Но чем больше он управляет другими, тем больше испытывает потребность подчиняться сам. Манипулятор относится к другим как к вещам, инструментам для достижения личных целей, а это оборачивается тем, что он и самого себя превращает в орудие своей корыстной игры. В результате он лишается способности переживать естественные, искренние чувства, утрачивает и свободу, и счастье. Возникающие при этом внутри-личностные конфликты манипулятор с безнадежным упорством стремится вывести вовне, вовлечь окружающих в драму своих страстей.

Вступать в конфликты с окружающими людьми случается и манипуляторам, и актуализаторам. Но, несомненно, конфликты у тех и других разные. Актуализатор рискует собой, открывая свои чувства и интересы, но зато получает шанс их действительно удовлетворить. Конфликты актуализаторов конструктивны, они подобны грозе, возникающей естественно и служащей действительному разрешению назревшей проблемы и эмоциональному облегчению. Манипуляторы же устраивают конфликты или избегают их преднамеренно. Конфликты манипуляторов спроектированы, инициированы специально и служат инструментом достижения определенной выгоды, материальной или моральной. Такие конфликты нередко носят деструктивный характер, так как не облегчают, а отягчают ситуацию.

Если манипуляторы, преследуя какие-то свои интересы, искусственно избегают открытого конфликта, всячески оттягивают решение спорного вопроса или выяснение отношений, то это тоже часто приводит к неприятным последствиям. Возникает и растет напряжение, которое нагнетается иногда до такой степени, что ситуация выходит из-под контроля.

Манипулятору, может быть, удобнее жить в современном обществе, но это не значит, что лучше. Впрочем, в каждом из нас сидит и актуализатор, и манипулятор — думайте сами, кто и когда одерживает верх и что из этого получается.

Читайте также: