Периодизация средневековой литературы кратко

Обновлено: 28.06.2024

Аврелий Августин ставит перед собой смелые богословские вопросы: мог ли Бог создать этот мир раньше или позже, чем создал? что делал Бог до того, как создал мир? Как соотносится Бог с понятиями времени и вечности? В решении их Августин примыкает к платоновскому истолкования времени, то есть считает время сотворенной субстанцией. Мир создан не в текущем времени, утверждает богослов, но время начинает идти от сотворения мира.

Бог находится в вечности, и потому к ней неприменимы временные понятия: "раньше", "позже", неправомерно спрашивать Бога, что он делал тогда, когда мира не было. Следовательно, Бог не мог создать мир ни раньше, ни позже чем создал, то есть время начинает идти только и сразу с сотворением мира.

Аврелий Августин восстанавливает аристотелевское понимание времени как меры движения, и выступает против обыденного отождествления этих понятий. "Я слышал от одного ученого человека, что движение солнца, луны и звезд и есть время, но я с этим не согласен. Почему тогда не считать временем движение всех тел? Если бы светила небесные остановились, а гончарное колесо продолжало двигаться, то не было бы и времени, которым мы измеряем его обороты?", - спрашивает Августин Аврелий. Когда Иисус Навин, говорит Августин, чтобы довершить победу в битве, попросил солнце не заходить, и по молитве его свершилось, шло ли тогда время? Да, время идет в своем темпе независимо от движения небесных или каких-либо иных тел, ведь мы считаем, что время идет даже тогда, когда они находятся в покое и говорим, что такое-то тело стояло столько-то, тем самым подразумевая независимость времени от движения тел.

Здесь находят отражение вопросы долготы и краткости времени, длительности прошлого, измерения времени, психологические подходы к времени? Время разбивается на прошлое, настоящее и будущее, причем первого уже нет, третьего еще нет, а настоящее неуловимо, непрерывно проходит. "Время, становясь из будущего настоящим, выходит из какого-то тайника, и настоящее, став прошлым, уходит в какой-то тайник" Тем не менее, не могли бы мы измерять какую-то иллюзию, следовательно, время есть некоторая реальность. Что же мы измеряем во времени, если никак не можем уловить его суть? - спрашивает он. Реальностью можно назвать и прошлое, которое было когда-то настоящим, и будущее, которому только предстоит стать настоящим. Каждый из нас образ прошедшего несет в своей душе, вспоминает о нем. Будущее видят предсказатели. Значит, существуют на самом деле, имеют не мечтательное бытие все три ипостаси времени.

В нашей душе находится тот тайник или источник длительности, которым мы измеряем глубину прошлого, которое существует не само по себе, а только в связи с глубиной воспоминания. Ничто иное, как память несет слова и образы вещей. Количество конкретного воспоминания для нас равно силе и глубине впечатлений. Точно также и предсказание, предварительное обдумывание на основании тех образов, которые находятся у нас внутри, в памяти, рисуют нам облик будущего. Следовательно, говорит философ нет ни будущего, ни прошлого самих по себе, а есть три лика одного времени -настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего, связанные с памятью и впечатлением, которые суть важнейшие инструменты понимания времени. Бог хочет сказать нам, что мы не должны допускать рассеивания внимания; наша обязанность по отношению к сущему - помнить все, прошедшее удерживать в своей душе.

Рассуждения Аврелия значительно очистили от наслоений традицию Платона и Аристотеля и развили субстанциальную концепцию времени, приверженцы которой стремятся обосновать независимость течения времени и существования пространства от движения материальных тел. Логические построения и неожиданная постановка вопросов философом о времени и пространстве всегда вызывали философский интерес; они способны и сегодня служить источником новых образов и ассоциаций.

Читая "Исповедь" Августина, мы чувствуем, как перед нами разверзается бездонная глубина субъективного сознания, но в этой глубине видна борьба объективных мировых контрастов. В ней раскрывается перед нами тот психологический процесс, который в большей или большей степени переживают все, кому вера достается ценой борьбы и усилий, кто приходит к ней путем долгих исканий и сомнений. Вместе с тем, эта же "Исповедь" может быть рассматриваема как субъективное отражение тогдашнего общества, расколовшегося между противоположными полюсами разнузданной чувственной природы и аскетической святости.

Авсоний пришел в поэзию на готовое. Он твердо знал: все, что можно сказать, уже сказано наилучшим образом поэтами-классиками, и теперь осталось только использовать их удачи, комбинировать их находки, доводить до предела их приемы.

Гаспаров М. Л. Авсоний и его время

Эддическая картина мира

Уладский цикл о Кухулине

Эпоху средневековья можно условно разделить на периоды:

  • VI-X столетие, период раннего средневековья,
  • XI - XIII столетие, расцвет средневековья,
  • конец XIV столетия - конец XVI , начало XVII столетия, зрелое средневековье. Эпоха Возрождения.

Каждому периоду соответствует характерная именно для этого времени литература.

Раннее средневековье

Следует за античным периодом, и начинается сразу же после прекращения существования Западной Римской империи, конец V, начало VI столетия. Люди дохристианского периода поклоняются разным богам, языческая культура накладывает свой отпечаток и на литературу. Произведения античного периода написаны в основном латынью, языком традиционного общения, и языком существовавших научных трудов. Начиная с VI столетия, научные труды и литературные произведения начинают писать языком народа, который создает эти произведения. Сочинения античности это мифы, легенды, оды.

Период раннего средневековья характеризуется переходом от язычества к христианству, соответственно меняется и сама литература. В произведениях христианского периода появляется героический эпос, песни, сказания отдельных народов. В тех случаях, если у народа отсутствовала собственная письменность, художественные произведения появлялись на латыни. Если народность достигала своего высшего развития и имела национальную письменность, и алфавит, произведения писались языком этого народа. Наиболее значимыми образцами литературы раннего средневековья стали англосакская "Поэма о Беовульфе", ирландские саги, немецкая "Песнь о Хильдебранте". Среди лучших произведений французская "Песнь о Роланде" 1100 года, испанская "Песнь о моем Сиде", немецкая "Песнь о Нибелунгах".

Вся латинская литература условно делится на:

  • церковно-религиозную,
  • научную,
  • поэзию вагантов - бродячих певцов, главным направлением их творчества было обвинение правящей верхушки и возвышенная любовная поэзия.

Период расцвета

Характеризуется появлением разнообразной и более многоплановой литературы. В это время меняется общественная жизнь в Европе. К XI столетию появляются и укрепляются феодальные отношения. Литература развитого средневековья подразделяется на два периода: XI- XII столетия, и XIII начало XIV столетия.

Первая половина характеризуется полным формированием феодального общества, и переходом рыцарства в элитное правящее сословие. Ценности рыцарства из военно-героического направления передвинулись в сторону деликатного благородства. Идет борьба отдельных феодалов за главенство, и начинается объединение феодальных земель в государства. С укреплением религии, идет борьба папского престола с королями за верховное руководство и главенство в обществе. Начинается перевод работ древнегреческих ученых Архимеда, Гиппократа, Эвклида на латинский язык. Появляется светская культура. Развивается рыцарская литература, основными жанрами которой является лирика и роман. Главная роль принадлежит поэтам Прованса, названными трубадурами. Появились разновидности поэтической лирики: сирвента, тенсона, кансона, альба, серенада, пасторела. Важный памятник этого периода эпический роман Кретьена де Труа "Роман о Тристане и Изольде", второй половины XII века. Формируется городская литература, важнейшими составляющими которой стали сатира и дидактика. Яркий представитель литературы сказы, романы, миракли, фаблио Рютбефа - "Завещание осла", конец XIII столетия.

Вторая половина периода расцвета, XIII начало XIV века, характеризуется разрушением феодализма и укреплением монархии. В литературе появляется отдельный жанр историографии. Особое место занимают "Хроники" Жана Фруассара. Любовную лирику трубадуров заменили баллады и королевские песни. Появляются профессиональные поэты, пишущие стихи на заказ.

Эпоха Возрождения

Включает периоды конец XIV столетия - конец XVI, начало XVII столетие. Происходит разрушение феодального образа жизни и формирование новых капиталистических отношений. Литература делает огромные шаги в своем развитии. Главенствующую роль в произведениях поэтов и писателей занимает человек, а темами является борьба за доброту, духовность и разум. На первый план выходит реальный герой со своими чувствами, широким показом действительности со всеми разногласиями, включением элементов приключений, реализм Ренессанса. Это прослеживается в сочинениях Петрарки, Шекспира, Рабле и Сервантеса.

В первой половине XVI столетия, развивается прозаическое направление, в частности возникают новеллы, в итальянских традициях гуманизма. Появляется "Великий образец новых новелл" Никола де Труа, 1536 год, "Сто новых новелл" Филлипа де Виньоля. В поэзии более востребованным становится сонет. Пользуются популярностью драматургия, произведения Лопе де Вега и Шекспира. Развивается публицистика и философия.

Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. М., 1958.

Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы.М. 1965С.65-76.

Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах: Пер.с нем./Вступ.ст. и примеч.В.М.Жирмунского.М.,1960.

2. Предпосылки и причины возникновения и развития средневековой литературы.

Каждый, кто приступает к изучениюсредневековой литературы, сразу же сталкивается с рядом сложных вопросов:

1. Один из них - вопрос о хронологическом рубеже между античностью и Средними веками. Историки решают его довольно просто: с давних пор началом Средневековья принято считать 476 год, когда был низложен последний император Западной Римской империи Ромул Августул.

В результате на обломках западноримского мира произошло слияние культур. Так или иначе, возникает удивительный феномен - новая средневековая культура, сложившаяся в результате слияния трех элементов: античной традиции, церковного элемента и варварской культуры.




3. Особую и очень сложную проблему представляет определение значения культурного наследия Средних веков. Представление о Средневековье как о необходимом и прогрессивном этапе в развитии человечества и человеческой культуры сложилось далеко не сразу. Напротив, длительное время у исследователей сохранялось негативное восприятие значения средневекового культурного наследия.

В последовавшую за Средними веками эпоху Возрождения, когда речь шла о восстановлении гуманистических принципов античности, Средневековье воспринималось как темная полоса в истории человечества, как эпоха сплошного мракобесия и варварства.

Классицисты 17 века также, минуя Средневековье, обращали свой взор к античности, этому прекрасному детству человечества. Они апеллировали к античной красоте, к Аристотелю и Эсхилу, объявляли античность классикой.

Просветители 18 века с тем же отвращением отзывались о Средних веках как о времени, когда господствовали суеверия и невежество. Вольтер прямо заявил, что не стоит изучать эту варварскую эпоху.

4. Наконец, еще одним вопросом, требующим немедленного разрешения, является периодизация средневековой литературы. В соответствии с принятой в исторической науке периодизацией Средневековья мы можем указать на три этапа в развитии литературы Средних веков:

1. Литература и устная словесность раннего Средневековья: 5-10 вв.

2. Литература зрелого Средневековья: 11-13 вв.

3. Литература Позднего Средневековья: 14-15 вв., но в некоторых странах это уже новая эпоха – Возрождение.

Определение значения культурного наследия Средних веков.

Вопрос о хронологическом рубеже между античностью и Средними веками.

Литература Средних веков

Лекция 1.

Список литературы

Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. М., 1958.

Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы.М. 1965С.65-76.

Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах: Пер.с нем./Вступ.ст. и примеч.В.М.Жирмунского.М.,1960.

2. Предпосылки и причины возникновения и развития средневековой литературы.

Каждый, кто приступает к изучениюсредневековой литературы, сразу же сталкивается с рядом сложных вопросов:

1. Один из них - вопрос о хронологическом рубеже между античностью и Средними веками. Историки решают его довольно просто: с давних пор началом Средневековья принято считать 476 год, когда был низложен последний император Западной Римской империи Ромул Августул.

В результате на обломках западноримского мира произошло слияние культур. Так или иначе, возникает удивительный феномен - новая средневековая культура, сложившаяся в результате слияния трех элементов: античной традиции, церковного элемента и варварской культуры.

3. Особую и очень сложную проблему представляет определение значения культурного наследия Средних веков. Представление о Средневековье как о необходимом и прогрессивном этапе в развитии человечества и человеческой культуры сложилось далеко не сразу. Напротив, длительное время у исследователей сохранялось негативное восприятие значения средневекового культурного наследия.

В последовавшую за Средними веками эпоху Возрождения, когда речь шла о восстановлении гуманистических принципов античности, Средневековье воспринималось как темная полоса в истории человечества, как эпоха сплошного мракобесия и варварства.

Классицисты 17 века также, минуя Средневековье, обращали свой взор к античности, этому прекрасному детству человечества. Они апеллировали к античной красоте, к Аристотелю и Эсхилу, объявляли античность классикой.

Просветители 18 века с тем же отвращением отзывались о Средних веках как о времени, когда господствовали суеверия и невежество. Вольтер прямо заявил, что не стоит изучать эту варварскую эпоху.

4. Наконец, еще одним вопросом, требующим немедленного разрешения, является периодизация средневековой литературы. В соответствии с принятой в исторической науке периодизацией Средневековья мы можем указать на три этапа в развитии литературы Средних веков:

1. Литература и устная словесность раннего Средневековья: 5-10 вв.

2. Литература зрелого Средневековья: 11-13 вв.

3. Литература Позднего Средневековья: 14-15 вв., но в некоторых странах это уже новая эпоха – Возрождение.

Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.

Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII—XIII веках. В это время его важнейшими достижениями стала готическая архитектура (Собор Парижской Богоматери), рыцарская литература, героический эпос. Угасание средневековой культуры и переход её в качественно новую стадию — Возрождение (Ренессанс) — проходит в Италии в XIV веке, в других странах Западной Европы — в XV веке. Этот переход осуществлялся через так называемую словесность средневекового города, которая в эстетичном плане имеет полностью средневековый характер и переживает свой расцвет в XIV—XV и XVI веках.

Двойственное отношение средневековья к античной культуре как прежде всего языческой обусловило выборочное усвоение античных культурных традиций и приспособление их для выражения христианских духовных ценностей и идеалов. Ярко выраженный морально-дидактический характер. Средневековый человек ожидал от литературы морали, вне морали для него утрачивался весь смысл произведения. Литература средневековья основана на христианских идеалах и ценностях и стремится к эстетическому совершенству.

1. Теоцентризм - устремленность к богу. В основе всей системы ценностей лежит религиозная идея. Вся Эпоха Средних Веков была сформирована христианством. Христианство возникает в 1 веке и скоро вытесняет язычество. Тотальное влияние на всю духовную жизнь людей. Христианство занимает монопольное положение, вся ценностная шкала человека определяется религией – все стороны жизни. Христианство приносит новые представления о времени – линейное время, движение от сотворения мира к его гибели, Страшному Суду. В античности было циклическое представление о времени, мир представлялся вечным. Появляются эсхатологические мотивы. Эсхатология – учение о конце света.

2. Для средневекового человека было характерно представление о дуализме мира: земная (имманентная) и духовная (трансцендентная) части. Земной мир – видимый. Духовный – небесный, горний. Любая религиозная система строится на определенной философской базе. Христианство основано на идеализме, где утверждается, что первичен дух. Небесный мир – главный, вечный, неизменный. Платон.
3. Изменение нравственных приоритетов. В античности главное гражданская доблесть. Пример: эпитафия Эсхила. В Эпоху Средневековья – вера и верность (сословная верность). Верность феодалу. Вассальная верность своему сюзерену.
4. Символизм и аллегоризм. Вытекает из дуализма. В реальных проявлениях земного мира видится откровение, божественные знаки. Искусство тоже символично и аллегорично.
5. Искусство почти не выражало радости бытия, не красота формы, а красота идеи. В искусстве отсутствует жанр портрета. Средневековое искусство в большинстве своем анонимно.
Разделение европейской средневековой литературы на периоды определяется этапами общественного развития народов в настоящее время. Выделяются два больших периода:

раннее Средневековье - период литературы разложения родового строя (от 5 века до 9 - 10 века);

зрелое Средневековье - период литературы развитого феодализма (от 9 - 10 века до 15 века).

Латинская и народная литература

Народные языки заимствовали из школьной традиции известное количество приемов — но от случая к случаю, в силу второстепенных потребностей и возможностей. Единственным примером латинского жанра, усвоенного в первоначальном виде народным языком, служит животная басня, восходящая к Эзопу. Современная филология решительно отказалась от теорий 1920-1930х гг., согласно которым фаблио или пастурель восходят к латинским образцам.

В начале XII века при англо-нормандском дворе начался процесс перевода латинских текстов на романский язык (развитию народного языка в этой среде благоприятствовали, по-видимому, те англосаксонские обычаи, которые существовали до завоевания — и которые ещё не имели аналогов на континенте). Примерно полвека англо-нормандские переводчики трудились в одиночестве, и лишь с середины века к ним присоединились пикардийские переводчики. Число переводчиков резко возрастает уже с начала XIII века, века морали и педагогики, когда в культурном балансе повышается удельный вес городов и школ.

Сам он говорит в "Исповеди" о том периоде своей жизни, когда, уже освободившись от манихейства, он еще не обратился в христианство: "Пытаясь вывести строй моей мысли из пучины, погружался вновь, и часто делая усилия, я погружался опять и опять". Единственное, что подымало его к объективному свету Божию, рассказывает он, было то, что воля была для него столь же достоверна, как и его существование. И аргументы скептиков никогда не могли поколебать этой внутренней достоверности самосознания. Но в самой своей воле он находил одно внутреннее противоречие, один безысходный разлад. "Ибо эта воля, причина моего греха, но я сам не хочу греха и делаю то, что ненавижу. Делая грех невольно, я скорее терплю его, чем делаю.", и, следовательно, это состояние несвободы есть скорее наказание, чем вина, притом наказание, которое я терплю справедливо.

Читайте также: