Церковное и монастырское землевладение кратко

Обновлено: 18.05.2024

Из­вест­ны в ис­точ­ни­ках со второй половины XI века. Фор­ми­ро­ва­лись главным образом за счёт ос­вое­ния мо­на­сты­ря­ми ра­нее пус­то­вав­ших зе­мель, че­рез прак­ти­ку по­ми­наль­ных от­ка­зов (пе­ре­да­ча зе­мель мо­на­сты­рям для обес­пе­че­ния веч­но­го по­ми­но­ве­ния вклад­чи­ков и все­го их ро­да), пе­ре­да­чу мо­на­сты­рям зе­мель­но­го иму­ще­ст­ва при по­стри­же­нии фео­да­лов в мо­на­ше­ст­во, по­куп­ки.

В со­став мо­на­стыр­ских вот­чин вхо­ди­ли как на­се­лён­ные, так и не­на­се­лён­ные зем­ли. На ру­бе­же XV-XVI веков во­прос о до­пус­ти­мо­сти то­го, что­бы мо­на­сты­ри вла­де­ли на­се­лён­ны­ми зем­ля­ми, был пред­ме­том по­ле­ми­ки ме­ж­ду ио­сиф­ля­на­ми и не­стя­жа­те­ля­ми; пра­во мо­на­сты­рей вла­деть на­се­лён­ны­ми зем­ля­ми под­твер­жде­но на цер­ков­ном со­бо­ре 1503 года.

Круп­ней­ши­ми зе­мель­ны­ми соб­ствен­ни­ка­ми яв­ля­лись Трои­це-Сер­ги­ев монастырь (впо­след­ст­вии Трои­це-Сер­гие­ва лав­ра), Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь, а так­же Юрь­ев мо­на­стырь в Нов­го­ро­де.

В свя­зи с рос­том дво­рян­ско­го зем­ле­вла­де­ния рас­ши­ре­ние монастырских земель ог­ра­ни­че­но (1572 год; пра­ви­ло не­од­но­крат­но на­ру­ша­лось), Со­бор­ное уло­же­ние 1649 года за­пре­ти­ло мо­на­сты­рям по­ку­пать и брать в за­клад вот­чи­ны. Пётр I на­чал про­во­дить по­ли­ти­ку ус­та­нов­ле­ния кон­тро­ля го­су­дар­ст­ва над до­хо­да­ми с мо­на­стыр­ских вот­чин. В середине XVIII века свыше 57% мо­на­сты­рей име­ли вот­чи­ны; боль­шин­ст­во мо­на­сты­рей-вот­чин­ни­ков (до 80%) от­но­си­лись к мел­ким соб­ст­вен­ни­кам зем­ли (до 100 дес., или 109 га), около 16% - к сред­ним (100-500 дес., или 109–543 га), 4% - к круп­ным (свыше 1000 дес., или 1092 га). Монастырские земли с кре­стья­на­ми (свыше 800 тыс. душ муж­ско­го по­ла в 1759 году) кон­фи­ско­ва­ны го­су­дар­ст­вом в ре­зуль­та­те се­ку­ля­ри­за­ции 1764 году (мо­на­сты­ри пе­ре­ве­де­ны на государственное со­дер­жа­ние).

Мо­на­сты­рям с 1797 года вновь ста­ли от­водить зем­лю (но без кре­сть­ян) из со­ста­ва ка­зён­ных зе­мель: пер­во­на­чаль­но до 30 дес. (33 га), с 1842 года - от 50 до 150 дес. (55–164 га) па­хот­ных и се­но­кос­ных уго­дий, а так­же с 1838 года - уча­ст­ки ка­зён­ных лес­ных дач от 50 до 150 дес.; мо­на­сты­рям бы­ло раз­ре­ше­но при­об­ре­тать не­на­се­лён­ные зем­ли (1805 год). Монастырские земли не под­ле­жа­ли от­чу­ж­де­нию, за ис­клю­че­ни­ем отдельных слу­ча­ев с Вы­со­чай­ше­го раз­реше­ния.

К 1861 году монастырские земли за­ни­ма­ли около 250 тыс. дес. (256 тыс. га), на­хо­ди­лись в соб­ст­вен­но­сти 200 мо­на­сты­рей, из них 28 вла­де­ли бо­лее 1 тыс. дес. (около 1,1 тыс. га); сре­ди круп­ней­ших соб­ст­вен­ни­ков - Со­ло­вец­кий мо­на­стырь (66,7 тыс. дес., или 72,9 тыс. га) и Са­ров­ская Ус­пен­ская пус­тынь (свыше 26,3 тыс. дес., или 28,7 тыс. га). В 1890 году мо­на­сты­ри и ар­хие­рей­ские до­ма в Ев­ропейской час­ти Рос­сии вла­де­ли 542 тыс. га зем­ли (ок. 0,5% от все­го фон­да зе­мель). По­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года Дек­ре­том о зем­ле на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ны.

Лю­би­нец­кий Н. А. Зем­ле­вла­де­ние церк­вей и мо­на­сты­рей Рос­сий­ской им­пе­рии. СПб., 1900. Ч. 3–4;

Са­вич А. А. Мо­на­стыр­ское зем­ле­вла­де­ние на рус­ском Се­ве­ре XIV–XVII вв. Пермь, 1930;

Ве­се­лов­ский С. Б. Мо­на­стыр­ское зем­ле­вла­де­ние в Мо­с­ков­ской Ру­си во вто­рой по­ло­ви­не XVI в. // Ис­то­ри­че­ские за­пис­ки. М., 1941. Вып. 10.

Ми­лю­тин В.О. О не­дви­жи­мых иму­ще­ст­вах ду­хо­вен­ст­ва в Рос­сии. СПб., 1862;

Рос­ти­сла­вов Д. И. Опыт ис­сле­до­ва­ния об иму­ще­ст­вах и до­хо­дах на­ших мо­на­сты­рей. СПб., 1876. Ря­зань, 2010;

Кроме боярского землевладения в Тихвинском крае развивалось церковно-монастырское землевладение. Начиная с XII века, монастырские владения постепенно разрастались, и достигли в конце XV века до трети всего феодального землевладения края. Самым крупным церковным феодальным властителем был новгородский Дом святой Софии, находившийся под непосредственным управлением новгородского владыки – архиепископа. По косвенным сведениям, извлечённым из новгородских летописей, можно предполагать, что уже в начале XIII века Софийский дом располагал в Тихвинском крае достаточно крупными земельными владениями, которые неоднократно возросли к XV веку. В их число входили земли в Тервеничском, Шугозерском и Озерском и других погостах. В конце XV века у Софийского дома московским князем Иваном III были конфискованы многие земельные владения, и с частью крупных боярских вотчин, превращены в дворцовый земельный фонд для раздачи служилым людям (помещикам) – социальной и военной опоре князя. Указом 1476 года московский великий князь Иван III отобрал земельные вотчины Дома святой Софии, в том числе в Нагорном Обонежье, в Мелигежском, Колбасском (Колбекском), Дрегельском и Кременицком погостах.[10]

На территории Тихвинского края появляются вотчины Хутынского Спасо-Преображенского, Антониевского Рождество-Богородицкого, Спасского Ковалева, Десятинного и других новгородских монастырей. На территории Пречистенского Тихвинского погоста деревнями и пустошами владеют Деревяницкий, Иванский и Радоговицкий монастыри[11]. Во второй половине XV века земли на реке Паше получил Колмовский монастырь, основанный в 1392 году Юрием Онцифоровичем, представителем новгородского боярского рода Мишиничей – Онцифоровичей. Боярские вотчины на помин души передала правнучка Юрия Онцифоровича Орина. Другой новгородский Никольский Аркажский монастырь по данным писцовой книги 1563 года имел вотчины в соседствующих погостах: в Пречистенском Тихвинском -8 деревень, в Егорьевском Пашекожельском - 64 деревни.

Монастырские вотчины существовали в большинстве погостов Тихвинского края. В Воскресенском Лученском погосте, расположенного на территории современного г. Пикалёво, находились земельные владения Вяжицкого новгородского монастыря, в Антониевском Дымском погосте помимо земельных вотчин Антониева Дымского монастыря имелась волостка небольшого Никольского монастыря с Мостища из Великого Новгорода. Отенский Покровский монастырь, возникший в 1420 году, к XVI в. владел вотчинами в Михайловском Черенском и соседнем Климентском Колбекском погосте. Покровский Зверинский монастырь также к XVI веку владел вотчиной в Климентском Колбекском погосте, несмотря на то, что церковное землевладение Колбекского погоста было ранее конфисковано Иваном III. В восточных пределах Тихвинского края в Егорьевском Озеревском погосте в конце XV века имелась небольшая волость Никольского монастыря расположенного в Новгороде в конце Легощи улицы[14]. Таким образом, несмотря на ограничения, монастырские земельные владения постепенно разрастаются.

Немало земель в погостах Тихвинского края принадлежало новгородским церквям. В той же писцовой книге Нагорного Обонежья 1583 года в Воскресенском Лученском погосте в качестве церковных землевладельцев отмечены церковь Бориса и Глеба, что на Запольской улице, и церковь Сорока мучеников, расположенная на Щиркове улице Великого Новгорода, построенная в 1213 г. на средства новгородского тысяцкого Вячеслава Прокшинича. Впоследствии мелкие монастырские и церковные вотчины разных церквей и монастырей в крае оказались в составе обширных земельных владений Тихвинского Большого Успенского монастыря, как, например, волостка с деревней Батьков конец, ранее принадлежащая вышеупомянутой церкви Сорока мучеников Великого Новгорода.

Обширность монастырского землевладения постоянно тревожила новгородских бояр, а затем московских великих князей. Церковь с её громадными земельными владениями выпадала из юрисдикции великого князя и не облагалась податями в пользу государства. В конце XV – начале XVI в. великие князья Иван III и Василий III неоднократно предпринимали попытки ограничить монастырское землевладение в интересах средних и мелких феодалов, но их действия были мало результативными. Царю Ивану Грозному также не удалось осуществить секуляризацию церковных земель, и принятый не без его влияния Стоглав (сборник соборных решений 1551 года) вновь подтвердил незыблемость церковно-монастырского землевладения.

На начало времени правления Петра I в России существовало три вида землевладельцев: государственные, церковные учреждения и служилые люди. Среди них богатым, укрепившимся были церковные учреждения Русской Православной Церкви (далее – Церковь): монастыри, архиерейские дома и собственно церкви. Они владели землею и дворами крепостных крестьян. Главной повинностью принадлежавших духовенству крестьян была барщина – обработка земли, принадлежавшей Церкви, атакже оброк (натуральный или денежный).

Во второй половине XVII в. монастырскими вотчинами стала значительная часть земель Московской Руси. Они умножались по количеству и росли территориально за счет получения различных вкладов (дар монастырю, завещание ради заупокойного поминовения, переход земли при пострижении в монахи), а также за счет захвата и присоединения свободных государственных земель. Последнее не было чем-то необычным: из-за отсутствия повсеместного межевания, измерения сенокосных угодий и лесов монастырские крестьяне запахивали новые участки, тем самым увеличивая общую территорию вотчин духовенства. При царе Михаиле Федоровиче такие захваты подтверждались царской властью и не отбирались.

Другой собственник, служилые люди, получали от государя вотчины в личное постоянное наследственное владение, и по Соборному уложению 1649 г. могли распоряжаться ими свободно. Недовольство государства вызывало то, что по этому праву монастыри могли получать от служилых людей их вотчины, если последние решали их продать, заложить или пожертвовать, тем самым способствуя росту монастырского землевладения.

Когда начался массовый процесс перехода крестьян в служивые люди, они стали получать от московского государя за службу земли на особенном праве. Так выработалась поместная система, при которой участок земли, выданный государем подданному в личное владение, будучи вознаграждением за службу, одновременно служил и средством для службы, что освобождало государственную казну от уплаты ему жалования.

К концу столетия положение дел стало меняться. Собор 1580 г. запретил Церкви увеличивать каким-либо способом свои владения, т.к. было заявлено, что земли, находящиеся в руках обителей, запустевают, а стяжательство монастырей усугубляет тяжелое положение Московского государства.

В результате наряду с подтверждением принципа неотчуждаемости церковных и монастырских вотчин соборный приговор не только запретил Церкви впредь приобретать земли и давать закладные на вотчины, но и конфисковал княжеские вотчины, ранее переданные монастырям. Т.е. была проведена частичная секуляризация, когда уже давно ставшая монастырской земля изымалась и становилась государственной.

В 1619 г. Земский собор предписал забрать с монастырских земель крестьян. А Соборным Уложением 1649 г. вообще была проведена конфискация церковных слобод, если на них жили государственные крестьяне. Если судьба вотчинных земель зависела только от воли её владельца, то передача поместных земель монастырям была полностью запрещена.

Создав этим же Уложением Монастырский приказ, государство стремилось взять церковное хозяйство под свой контроль. Согласно этому документу, право собственности, с одной стороны, признавалось за Церковью, с другой – фактически ущемлялось: использование земель ограничивалось, а часть доходов отчислялась в казну. Так в допетровскую эпоху государство пыталось сдерживать рост монастырского благосостояния, но пока это были относительно мягкие меры.

Тенденция к сдерживанию роста монастырского землевладения при Петре I не прекратилась. Напротив, он подтвердил, поддержал и развил правила, его ограничивающие.

Желание укрепить государственную казну за счет сдерживания роста благосостояния монастырей было вызвано прежде всего финансовыми нуждами, появившимися в результате Северной войны.

Призывались монастырские крестьяне и на государственные работы, также они были обязаны перевозить людей и грузы в ущерб своему хозяйству. Весной 1720 г. наместник Иверского монастыря получил приказ о высылке работников в Санкт-Петербург на строительные нужды. На них монастырь тратил немалые средства.

Для оплаты государственных повинностей, выросших в конце XVII в. более чем вполовину, монастыри были вынуждены собирать со своих крестьян деньги и натуральные продукты. Все это вызывало недвольство против монастырей и власти.

Для усиления контроля над имуществом Церкви в конце XVII в. монастырские земли подверглись генеральному межеванию, управление и доходы с вотчин были отобраны. Секуляризация стала приобретать огромный масштаб. Царь щедро раздавал монастырские земли по своему усмотрению. Например, земли Медведского монастыря с селами, деревнями и угодьями отдал Меньшикову.

Церковная реформа Петра I была радикальной, и цель её – перевести управление Церковью под полный контроль государства. Был озвучен принцип, согласно которому во главу угла была поставлена не вера, а государство как организм, одним из потребностей которого есть потребность религиозная. Потребности удовлетворяют различные ведомства, в случае религиозной – это ведомство духовных дел. В 1721 г. была образована духовная коллегия для управления делами церкви – Синод.

А пока такой орган не был создан, постоянно появлялись все новые указы, регулирующие деятельность Церкви. Многие из них касались её имущества, его ограничения. Первые мероприятия по секуляризации монастырских земель при Петре I приходятся на 1696-1698 гг.

Это, например, указы, обязывающие епархиальных архиереев ежегодно давать точный отчет о доходах и расходах монастырей и епархиальных кафедр. В 1698 г. этот указ был подтвержден и дополнен требованием об особенно точном отчёте о хлебных запасах, а также распоряжением о том, чтобы никакие постройки и никакой ремонт не проводились в монастырях без разрешения царя.

Важным шагом Петра I стало возобновление 24 января 1701 г. Монастырского приказа, упраздненного в 1677 г. Он стал высшим центральным для всей России учреждением, специально посвященным преобразовательным целям и управлявший вотчинами Церкви.

В результате достижения этих целей у монастырей были отобраны оброчные угодья, такие как мельницы, рыбные ловли. Крестьяне духовенства стали одним из разрядов государственных крестьян. Монастырский приказ получил в свое ведение 92% всех монастырских крестьян.

В 1701 г. была проведена опись монастырей и монастырских владений. Например, об Ипатьевском монастыре в описи содержится указание о большом количестве благоустроенных монастырских построек. Как и другие монастыри, эту обитель ждала печальная участь. Владения были отобраны, так что вместе с оскудением средств монастырь стал приходить в упадок. Когда 1709 г. после затопления Ипатьевсгого монастыря паводком многие здания получили повреждения, чинить их было просто не на что, так что долгие годы они не восстанавливались. Лишь в 1721-22 гг. удалось возвести одно новое строение, да и то, скорее всего, потому, что оно имело не богослужебное, а социальное назначение – богадельню.

Своей целью опись имела и точное определение числа монашествующих. Указом от 30 декабря 1701 г. и более поздними указами духовенству как государственным чиновникам выделялось определенное жалование на содержание. Государство стало само определять, какими могут быть штаты монастырей и Церквей. В целях экономии — чем меньше, тем лучше. Например, монаху устанавливалось годовое содержание в размере 10 рублей и 10 четвертей хлеба; в 1705 г. это содержание было урезано вдвое, что окончательно было закреплено Табелью 1710 г.

Однако стоит отметить, что если в жизнь церкви и вносились улучшения, то только из попечения о государственной или хозяйственной пользе, ради стремления сделать монастыри полезными для государства.

После Нарвского сражения в 1701 г. царь посетил Псково-Печерский монастырь, где под личным надзором начал работы по укреплению монастыря окопами и устройству бастионов. Через два года приехал лично проверить исполнительность своих подчинённых и игумена. Монастырь рассматривался как центр, в котором можно собрать войско и вооружение. В феврале этого же года произошла атака шведов, которая была успешно отражена сосредоточенными в обители войсками, что спасло монастырь и не дало врагу продвинуться дальше на русскую территорию.

Ярким примером радения о пользе государства служит строительство Александро-Невской Лавры в Петербурге, ведь именно Петру I принадлежит мысль о её создании. Духовный центр стал необходим для придания государственной значимости будущей столице.

Петр I очень просто решил проблему финансирования новосоздаваемого монастыря: он не только повелел отобрать часть монастырских вотчин и доходов других монастырей, например, принадлежавшее Новодевичьему монастырю село Ояцкое со всеми деревнями и угодьями, но и целиком приписал к новой Лавре богатый Иверский монастырь. Сам Петр внёс 150 рублей, а важные государственные люди – по 100 рублей.

Своей земельной и реформой Церкви Петр I не просто менял баланс сил Церкви и государственной власти. Он стремился превратить Церковь в государственное учреждение. Его предшественники уже предпринимали попытки ограничить монастырское землевладение, Петр I сделал их более жёсткими и масштабными. Секуляризация проводилась решительно и беспощадно. Его курс продолжит Екатерина II – она также будет стремиться подчинить церковную власть светской и будет проводить дальнейшую секуляризацию.

Читайте также: