Церковное и монастырское землевладение кратко
Обновлено: 18.05.2024
Известны в источниках со второй половины XI века. Формировались главным образом за счёт освоения монастырями ранее пустовавших земель, через практику поминальных отказов (передача земель монастырям для обеспечения вечного поминовения вкладчиков и всего их рода), передачу монастырям земельного имущества при пострижении феодалов в монашество, покупки.
В состав монастырских вотчин входили как населённые, так и ненаселённые земли. На рубеже XV-XVI веков вопрос о допустимости того, чтобы монастыри владели населёнными землями, был предметом полемики между иосифлянами и нестяжателями; право монастырей владеть населёнными землями подтверждено на церковном соборе 1503 года.
Крупнейшими земельными собственниками являлись Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра), Кирилло-Белозерский монастырь, а также Юрьев монастырь в Новгороде.
В связи с ростом дворянского землевладения расширение монастырских земель ограничено (1572 год; правило неоднократно нарушалось), Соборное уложение 1649 года запретило монастырям покупать и брать в заклад вотчины. Пётр I начал проводить политику установления контроля государства над доходами с монастырских вотчин. В середине XVIII века свыше 57% монастырей имели вотчины; большинство монастырей-вотчинников (до 80%) относились к мелким собственникам земли (до 100 дес., или 109 га), около 16% - к средним (100-500 дес., или 109–543 га), 4% - к крупным (свыше 1000 дес., или 1092 га). Монастырские земли с крестьянами (свыше 800 тыс. душ мужского пола в 1759 году) конфискованы государством в результате секуляризации 1764 году (монастыри переведены на государственное содержание).
Монастырям с 1797 года вновь стали отводить землю (но без крестьян) из состава казённых земель: первоначально до 30 дес. (33 га), с 1842 года - от 50 до 150 дес. (55–164 га) пахотных и сенокосных угодий, а также с 1838 года - участки казённых лесных дач от 50 до 150 дес.; монастырям было разрешено приобретать ненаселённые земли (1805 год). Монастырские земли не подлежали отчуждению, за исключением отдельных случаев с Высочайшего разрешения.
К 1861 году монастырские земли занимали около 250 тыс. дес. (256 тыс. га), находились в собственности 200 монастырей, из них 28 владели более 1 тыс. дес. (около 1,1 тыс. га); среди крупнейших собственников - Соловецкий монастырь (66,7 тыс. дес., или 72,9 тыс. га) и Саровская Успенская пустынь (свыше 26,3 тыс. дес., или 28,7 тыс. га). В 1890 году монастыри и архиерейские дома в Европейской части России владели 542 тыс. га земли (ок. 0,5% от всего фонда земель). После Октябрьской революции 1917 года Декретом о земле национализированы.
Любинецкий Н. А. Землевладение церквей и монастырей Российской империи. СПб., 1900. Ч. 3–4;
Савич А. А. Монастырское землевладение на русском Севере XIV–XVII вв. Пермь, 1930;
Веселовский С. Б. Монастырское землевладение в Московской Руси во второй половине XVI в. // Исторические записки. М., 1941. Вып. 10.
Милютин В.О. О недвижимых имуществах духовенства в России. СПб., 1862;
Ростиславов Д. И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. СПб., 1876. Рязань, 2010;
Кроме боярского землевладения в Тихвинском крае развивалось церковно-монастырское землевладение. Начиная с XII века, монастырские владения постепенно разрастались, и достигли в конце XV века до трети всего феодального землевладения края. Самым крупным церковным феодальным властителем был новгородский Дом святой Софии, находившийся под непосредственным управлением новгородского владыки – архиепископа. По косвенным сведениям, извлечённым из новгородских летописей, можно предполагать, что уже в начале XIII века Софийский дом располагал в Тихвинском крае достаточно крупными земельными владениями, которые неоднократно возросли к XV веку. В их число входили земли в Тервеничском, Шугозерском и Озерском и других погостах. В конце XV века у Софийского дома московским князем Иваном III были конфискованы многие земельные владения, и с частью крупных боярских вотчин, превращены в дворцовый земельный фонд для раздачи служилым людям (помещикам) – социальной и военной опоре князя. Указом 1476 года московский великий князь Иван III отобрал земельные вотчины Дома святой Софии, в том числе в Нагорном Обонежье, в Мелигежском, Колбасском (Колбекском), Дрегельском и Кременицком погостах.[10]
На территории Тихвинского края появляются вотчины Хутынского Спасо-Преображенского, Антониевского Рождество-Богородицкого, Спасского Ковалева, Десятинного и других новгородских монастырей. На территории Пречистенского Тихвинского погоста деревнями и пустошами владеют Деревяницкий, Иванский и Радоговицкий монастыри[11]. Во второй половине XV века земли на реке Паше получил Колмовский монастырь, основанный в 1392 году Юрием Онцифоровичем, представителем новгородского боярского рода Мишиничей – Онцифоровичей. Боярские вотчины на помин души передала правнучка Юрия Онцифоровича Орина. Другой новгородский Никольский Аркажский монастырь по данным писцовой книги 1563 года имел вотчины в соседствующих погостах: в Пречистенском Тихвинском -8 деревень, в Егорьевском Пашекожельском - 64 деревни.
Монастырские вотчины существовали в большинстве погостов Тихвинского края. В Воскресенском Лученском погосте, расположенного на территории современного г. Пикалёво, находились земельные владения Вяжицкого новгородского монастыря, в Антониевском Дымском погосте помимо земельных вотчин Антониева Дымского монастыря имелась волостка небольшого Никольского монастыря с Мостища из Великого Новгорода. Отенский Покровский монастырь, возникший в 1420 году, к XVI в. владел вотчинами в Михайловском Черенском и соседнем Климентском Колбекском погосте. Покровский Зверинский монастырь также к XVI веку владел вотчиной в Климентском Колбекском погосте, несмотря на то, что церковное землевладение Колбекского погоста было ранее конфисковано Иваном III. В восточных пределах Тихвинского края в Егорьевском Озеревском погосте в конце XV века имелась небольшая волость Никольского монастыря расположенного в Новгороде в конце Легощи улицы[14]. Таким образом, несмотря на ограничения, монастырские земельные владения постепенно разрастаются.
Немало земель в погостах Тихвинского края принадлежало новгородским церквям. В той же писцовой книге Нагорного Обонежья 1583 года в Воскресенском Лученском погосте в качестве церковных землевладельцев отмечены церковь Бориса и Глеба, что на Запольской улице, и церковь Сорока мучеников, расположенная на Щиркове улице Великого Новгорода, построенная в 1213 г. на средства новгородского тысяцкого Вячеслава Прокшинича. Впоследствии мелкие монастырские и церковные вотчины разных церквей и монастырей в крае оказались в составе обширных земельных владений Тихвинского Большого Успенского монастыря, как, например, волостка с деревней Батьков конец, ранее принадлежащая вышеупомянутой церкви Сорока мучеников Великого Новгорода.
Обширность монастырского землевладения постоянно тревожила новгородских бояр, а затем московских великих князей. Церковь с её громадными земельными владениями выпадала из юрисдикции великого князя и не облагалась податями в пользу государства. В конце XV – начале XVI в. великие князья Иван III и Василий III неоднократно предпринимали попытки ограничить монастырское землевладение в интересах средних и мелких феодалов, но их действия были мало результативными. Царю Ивану Грозному также не удалось осуществить секуляризацию церковных земель, и принятый не без его влияния Стоглав (сборник соборных решений 1551 года) вновь подтвердил незыблемость церковно-монастырского землевладения.
На начало времени правления Петра I в России существовало три вида землевладельцев: государственные, церковные учреждения и служилые люди. Среди них богатым, укрепившимся были церковные учреждения Русской Православной Церкви (далее – Церковь): монастыри, архиерейские дома и собственно церкви. Они владели землею и дворами крепостных крестьян. Главной повинностью принадлежавших духовенству крестьян была барщина – обработка земли, принадлежавшей Церкви, атакже оброк (натуральный или денежный).
Во второй половине XVII в. монастырскими вотчинами стала значительная часть земель Московской Руси. Они умножались по количеству и росли территориально за счет получения различных вкладов (дар монастырю, завещание ради заупокойного поминовения, переход земли при пострижении в монахи), а также за счет захвата и присоединения свободных государственных земель. Последнее не было чем-то необычным: из-за отсутствия повсеместного межевания, измерения сенокосных угодий и лесов монастырские крестьяне запахивали новые участки, тем самым увеличивая общую территорию вотчин духовенства. При царе Михаиле Федоровиче такие захваты подтверждались царской властью и не отбирались.
Другой собственник, служилые люди, получали от государя вотчины в личное постоянное наследственное владение, и по Соборному уложению 1649 г. могли распоряжаться ими свободно. Недовольство государства вызывало то, что по этому праву монастыри могли получать от служилых людей их вотчины, если последние решали их продать, заложить или пожертвовать, тем самым способствуя росту монастырского землевладения.
Когда начался массовый процесс перехода крестьян в служивые люди, они стали получать от московского государя за службу земли на особенном праве. Так выработалась поместная система, при которой участок земли, выданный государем подданному в личное владение, будучи вознаграждением за службу, одновременно служил и средством для службы, что освобождало государственную казну от уплаты ему жалования.
К концу столетия положение дел стало меняться. Собор 1580 г. запретил Церкви увеличивать каким-либо способом свои владения, т.к. было заявлено, что земли, находящиеся в руках обителей, запустевают, а стяжательство монастырей усугубляет тяжелое положение Московского государства.
В результате наряду с подтверждением принципа неотчуждаемости церковных и монастырских вотчин соборный приговор не только запретил Церкви впредь приобретать земли и давать закладные на вотчины, но и конфисковал княжеские вотчины, ранее переданные монастырям. Т.е. была проведена частичная секуляризация, когда уже давно ставшая монастырской земля изымалась и становилась государственной.
В 1619 г. Земский собор предписал забрать с монастырских земель крестьян. А Соборным Уложением 1649 г. вообще была проведена конфискация церковных слобод, если на них жили государственные крестьяне. Если судьба вотчинных земель зависела только от воли её владельца, то передача поместных земель монастырям была полностью запрещена.
Создав этим же Уложением Монастырский приказ, государство стремилось взять церковное хозяйство под свой контроль. Согласно этому документу, право собственности, с одной стороны, признавалось за Церковью, с другой – фактически ущемлялось: использование земель ограничивалось, а часть доходов отчислялась в казну. Так в допетровскую эпоху государство пыталось сдерживать рост монастырского благосостояния, но пока это были относительно мягкие меры.
Тенденция к сдерживанию роста монастырского землевладения при Петре I не прекратилась. Напротив, он подтвердил, поддержал и развил правила, его ограничивающие.
Желание укрепить государственную казну за счет сдерживания роста благосостояния монастырей было вызвано прежде всего финансовыми нуждами, появившимися в результате Северной войны.
Призывались монастырские крестьяне и на государственные работы, также они были обязаны перевозить людей и грузы в ущерб своему хозяйству. Весной 1720 г. наместник Иверского монастыря получил приказ о высылке работников в Санкт-Петербург на строительные нужды. На них монастырь тратил немалые средства.
Для оплаты государственных повинностей, выросших в конце XVII в. более чем вполовину, монастыри были вынуждены собирать со своих крестьян деньги и натуральные продукты. Все это вызывало недвольство против монастырей и власти.
Для усиления контроля над имуществом Церкви в конце XVII в. монастырские земли подверглись генеральному межеванию, управление и доходы с вотчин были отобраны. Секуляризация стала приобретать огромный масштаб. Царь щедро раздавал монастырские земли по своему усмотрению. Например, земли Медведского монастыря с селами, деревнями и угодьями отдал Меньшикову.
Церковная реформа Петра I была радикальной, и цель её – перевести управление Церковью под полный контроль государства. Был озвучен принцип, согласно которому во главу угла была поставлена не вера, а государство как организм, одним из потребностей которого есть потребность религиозная. Потребности удовлетворяют различные ведомства, в случае религиозной – это ведомство духовных дел. В 1721 г. была образована духовная коллегия для управления делами церкви – Синод.
А пока такой орган не был создан, постоянно появлялись все новые указы, регулирующие деятельность Церкви. Многие из них касались её имущества, его ограничения. Первые мероприятия по секуляризации монастырских земель при Петре I приходятся на 1696-1698 гг.
Это, например, указы, обязывающие епархиальных архиереев ежегодно давать точный отчет о доходах и расходах монастырей и епархиальных кафедр. В 1698 г. этот указ был подтвержден и дополнен требованием об особенно точном отчёте о хлебных запасах, а также распоряжением о том, чтобы никакие постройки и никакой ремонт не проводились в монастырях без разрешения царя.
Важным шагом Петра I стало возобновление 24 января 1701 г. Монастырского приказа, упраздненного в 1677 г. Он стал высшим центральным для всей России учреждением, специально посвященным преобразовательным целям и управлявший вотчинами Церкви.
В результате достижения этих целей у монастырей были отобраны оброчные угодья, такие как мельницы, рыбные ловли. Крестьяне духовенства стали одним из разрядов государственных крестьян. Монастырский приказ получил в свое ведение 92% всех монастырских крестьян.
В 1701 г. была проведена опись монастырей и монастырских владений. Например, об Ипатьевском монастыре в описи содержится указание о большом количестве благоустроенных монастырских построек. Как и другие монастыри, эту обитель ждала печальная участь. Владения были отобраны, так что вместе с оскудением средств монастырь стал приходить в упадок. Когда 1709 г. после затопления Ипатьевсгого монастыря паводком многие здания получили повреждения, чинить их было просто не на что, так что долгие годы они не восстанавливались. Лишь в 1721-22 гг. удалось возвести одно новое строение, да и то, скорее всего, потому, что оно имело не богослужебное, а социальное назначение – богадельню.
Своей целью опись имела и точное определение числа монашествующих. Указом от 30 декабря 1701 г. и более поздними указами духовенству как государственным чиновникам выделялось определенное жалование на содержание. Государство стало само определять, какими могут быть штаты монастырей и Церквей. В целях экономии — чем меньше, тем лучше. Например, монаху устанавливалось годовое содержание в размере 10 рублей и 10 четвертей хлеба; в 1705 г. это содержание было урезано вдвое, что окончательно было закреплено Табелью 1710 г.
Однако стоит отметить, что если в жизнь церкви и вносились улучшения, то только из попечения о государственной или хозяйственной пользе, ради стремления сделать монастыри полезными для государства.
После Нарвского сражения в 1701 г. царь посетил Псково-Печерский монастырь, где под личным надзором начал работы по укреплению монастыря окопами и устройству бастионов. Через два года приехал лично проверить исполнительность своих подчинённых и игумена. Монастырь рассматривался как центр, в котором можно собрать войско и вооружение. В феврале этого же года произошла атака шведов, которая была успешно отражена сосредоточенными в обители войсками, что спасло монастырь и не дало врагу продвинуться дальше на русскую территорию.
Ярким примером радения о пользе государства служит строительство Александро-Невской Лавры в Петербурге, ведь именно Петру I принадлежит мысль о её создании. Духовный центр стал необходим для придания государственной значимости будущей столице.
Петр I очень просто решил проблему финансирования новосоздаваемого монастыря: он не только повелел отобрать часть монастырских вотчин и доходов других монастырей, например, принадлежавшее Новодевичьему монастырю село Ояцкое со всеми деревнями и угодьями, но и целиком приписал к новой Лавре богатый Иверский монастырь. Сам Петр внёс 150 рублей, а важные государственные люди – по 100 рублей.
Своей земельной и реформой Церкви Петр I не просто менял баланс сил Церкви и государственной власти. Он стремился превратить Церковь в государственное учреждение. Его предшественники уже предпринимали попытки ограничить монастырское землевладение, Петр I сделал их более жёсткими и масштабными. Секуляризация проводилась решительно и беспощадно. Его курс продолжит Екатерина II – она также будет стремиться подчинить церковную власть светской и будет проводить дальнейшую секуляризацию.
Читайте также: