Культура 17 века в мире кратко

Обновлено: 30.06.2024

Архитектура России в XVII в. расцветала, так как возросли возможности государства. Начали появляться новые стили и направления. Развивалось как церковное, так и гражданское строительство.

Нарышкинское барокко

Храм Покрова в Филях 1693 построенный в таком стиле.

Таким образом, в конце XVII в. все отчетливее проявлялось связь Московского государства с европейскими архитектурными процессами.

Заказчиками строительства церквей все чаще становились купцы и посадские общины, что играло большую роль в обмирщении церковного зодчества.

Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652)

Ярославская церковь Ильи Пророка (1647–1650).

Эти постройки убраны многочисленными декоративными деталями, с особой пышностью были отделаны их верхние части. Для украшения церквей использовались изразцы.

Церковь упорно противостояла обмирщению культового зодчества, проникновению в него светского начала. Патриарх Никон в 50-е годы запретил строить шатровые храмы , выдвинув взамен традиционное пятиглавие – стиль строгого монументализма. Наиболее яркими образцами этого стиля являются ансамбли Новоиерусалимского монастыря под Москвой.

В этом стиле был построен деревянный Теремной дворец Московского Кремля. Дворец был построен в 1635—1636 годах по приказу Михаила Фёдоровича как парадные царские покои. Возведение первых каменных царских палат велось мастерами под руководством Антипы Константинова. В настоящее время дворец входит в ансамбль Большого Кремлёвского дворца и является резиденцией президента России.

Также из дерева был выстроен Теремной дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, причем построенный без единого гвоздя в 1666—1671 годах по проекту архитекторов Семёна Петрова и Ивана Михайлова.

В нем было 200 комнат и 3000 окон и окошек.

Из шатровых церквей первой половины XVII в. можно выделить церковь Покрова в Медведкове (построена на личные средства князя Пожарского в ознаменование освобождения Москвы от интервентов);

Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе, которую в народе называют Дивной церковью (1628),

церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре.

В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

Сухарев Башня 1692 .

Когда Пётр I в 1689 году бежал в Троице-Сергиеву лавру от царицы Софьи, желающей свергнуть младшего брата с престола, полк последовал за ним. По одной версии, Сухарева башня была построена Петром в 1692—1695 годах в награду за их верную службу. По другой версии, он решил таким образом ознаменовать своё избавление от грозившей ему опасности.. Проект был разработан Михаилом Чоглоковым, строителем Арсенала в Кремле. Башня была разрушена в 1934 году.

Поганки палаты в Пскове.

В XVII веке существенные изменения коснулись зодчества . Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Постепенно увеличивается объём строительства из кирпича - в основном это здания правительственных учреждений, торгово-промышленных предприятий.

Прикладное искусство

Высокого уровня достигло прикладное искусство: художественная вышивка, декоративная резьба по дереву и т. д. Прекрасные образцы ювелирного искусства были созданы в Оружейной палате, где работали лучшие мастера, выполнявшие заказы царского двора.

Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.

Новшества XVII в. в России проникли в это же время и в живопись. Это касается в первую очередь иконописи. Гражданские мотивы завоевывают все большее место в живописи, и даже в таких традиционных видах искусства, как иконопись и церковные росписи, наблюдается стремление к реалистическим изображениям, далеким от стилизованной манеры письма русских художников предшествующих столетий.

Иконопись постепенно начала вытеснять парсуна и портрет. Художественное творчество становилось все более светским. Новым явлением живописи в XVII столетии стало появление парсуны – переходной формы живописи между иконописной и светской манерой написания картин. На парсуне изображались конкретные персонажи с индивидуальными чертами. Однако в ней еще присутствовало плоскостное изображение,

как и в иконописи.

парсуна М.В. Скопина-Шуйского

парсуна царя Федора Алексеевича .

Симон Ушаков

Ушаков считал, что необходимо писать лики святых иначе, чем это делали прежде. Необходимо было, по мнению Симона, показывать объем икон. Вся эта реальная схожесть икон с человеческими лицами вызвали сопротивление традиционалистов. Протопоп Аввакум обрушился на эти новшества в иконописи. Эта полемика отражает те новые явления, которые существовали в иконописи России второй половины XVII в.

Еще одним элементом живописи в России XVII в. были фрески – роспись по штукатурке. Примером могут служить фрески в Ярославской церкви Ильи Пророка иконописца Ф. Зубова. По канонам нужно было изобразить рождение святого в центре, а на заднем плане – остальные детали. Однако иконописец использует рождение Ильи Пророка лишь как повод для того, чтобы изобразить процесс жатвы. То есть иконописца не столько интересует религиозный сюжет, сколько возможность отобразить жизнь.

Портретный жанр

В конце XVII в. живописцы переходят от парсуны к писанию портретов красками на холсте портреты князя Б. И. Репнина 1680-е

Портреты были еще далеки от совершенства, так как их авторы, не зная анатомии, не всегда соблюдали пропорции человеческого тела. Портретный жанр в живописи достигает своего расцвета во второй половине XVIII в.

Научные знания

большей частью носили практический характер, что, безусловно, было связаны с потребностями экономики. Развивается прикладная математика .

Общение знаний.

В сфере науки происходил процесс обобщения накопленных ранее знаний.

Появляются письменные руководства и учебники, обобщающие как научный, так и накопленный производственный опыт.

Развитие России усиливало интерес к истории и ставило на повестку дня вопрос о создании труда по истории Российского государства. Необходимо было систематическое собирание исторических материалов, чем с 1657 по 1659 г. и занимался Записной приказ.

Образование

В этот период всё больше ощущается потребность в развитии наук и образования . Развитие в XVII в. городской жизни, ремесла, торговли, мануфактур, государственного аппарата и связей с зарубежными странами требовало знающих и образованных людей, что стимулировало развитие грамотности и просвещения. Увеличивается количество библиотек. Открываются правительственные и частные школы, а также школы в некоторых монастырях. Целью обучения было, по преимуществу, овладение греческим и латинским языками. Издавались учебные пособия: «Букварь" Бурцева 1634 г , "Грамматика" Смотрицкого и другие.

Боярин Ф.М. Ртищев, царский окольничий, открыл частное училище для молодых дворян при Андреевском Монастыре. Для преподавания сюда пригласили 30 украинских ученых монахов. Для обучения подьячих Приказа тайных дел действовала государственная школа. Учебные заведения появляются в Чудовом, Спасском монастырях.

Славяно-Греко-Латинска академия

В 1685 году открылась Московская Славяно- греколатинская академия - первое высшее учебное заведение в России. Сначала правительство открыло в Москве училище, в котором ученые греки братья Лихуды преподавали не только церковные, но и некоторые светские науки (арифметику, риторику и пр.). На основе этого училища возникла Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая видную роль в русском просвещении. Она помещалась в здании Заиконоспасского монастыря в Москве (часть этих зданий сохранилась до нашего времени). Академия в основном готовила образованных лиц для замещения духовных должностей, но дала и немало людей, занятых различными гражданскими профессиями. В ней, как известно, учился и великий русский ученый М. В. Ломоносов.

Проект академии составил Симеон Полоцкий , а возглавили её греческие монахи, братья Лихуды .

Академия состояла из трех классов: низший, средний и высший. Преподавание велось на греческом и, отчасти, на латинском языках. Слушатели изучали греческую грамматику, поэтику, риторику, диалектику. Три года отводилось на изучение философии, которая делилась на естественную (физику), нравственную (этику) и умозрительную (метафизику). Братья Лихуды составили учебники по грамматике, поэтике, риторике, логике, психологии и физике.

Уже в ХVII в. Во всех слоях населения отмечается рост уровня грамотности: купечество – 96%, помещики – 65%, посадские люди – около 40%, крестьяне – 15%.

Развитие книгопечатания

Дальнейшее развитие получило книгопечатание. Главным его центром был Печатный двор в Москве, каменное здание которого существует и в настоящее время. Печатный двор в основном издавал церковные книги.

За первую половину XVII в. было выпущено около 200 отдельных изданий . Во второй половине XVII в. количество светских книг, выпускаемых Печатным двором, резко увеличивается. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. Азбука В. Бурцева тиражом 2400 экз. и ценой 1 коп. (очень высокая цена для XVII в.) разошлась в один день.

Новые явления в русской экономике XVII в. нашли отражение в литературе. В среде посадских людей зарождается бытовая повесть.

Исчезли некоторые традиционные жанры русской средневековой литературы: поучение, моление, некоторые жанры трансформировались в новые. В XVII столетии утверждается новый вид литературного произведения — записки, которые получат особенное развитие в следующем веке.

Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины.В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

Активно развивается географическая наука.

Василий Сук и н

Казак Пенда

Первооткрыватель реки Лена. Мангазейский и Туруханский казак, легендарная личность. Выступил с отрядом в 40 человек из Мангазеи (укрепленный острог и важнейшая торговая точка русских в Северо-Западной Сибири (1600-1619) на реке Таз). Этот человек совершил небывалый по своей решительности поход за тысячи верст по совершенно диким местам. Легенды о Пенде передавались из уст в уста у Мангазейских и Туруханских казаков и промысловиков, и дошли до историков в почти первозданном виде.

Государев служилый человек, воевода, исследователь Сибири. Основатель ряда сибирских городов, таких как Якутск, Чита, Нерчинск. В Сибирь приехал добровольно, (попросился в Енисейский острог, куда и был назначен стрелецким сотником в 1627). Уже в 1628—1629 участвовал в походах енисейских служилых людей вверх по Ангаре. Много ходил по притокам Лены, собирал ясак, приводил в подчинение Москвы местное население. Основал несколько государевых острогов на Енисее, Лене и в Забайкалье.

Иван Москвитин 1639-1640

Результаты похода: Было открыто и обследовано побережье Охотского моря на протяжении 1300 км, Удская губа, Сахалинский залив, Амурский лиман, устье Амура и остров Сахалин. Кроме того, привезли с собой в Якутск большую добычу в виде пушного ясака.

Иван Стадухин 1641-1657

Казачий атаман, землепроходец, путешественник, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, а также торговец пушниной. Участвовал в открытии Колымы в составе отряда Ивана Стадухина. Из Колымы на кочах прошел по Ледовитому океану вдоль северного берега Чукотки. За 80 лет до Витуса Беринга первым из европейцев в 1648 прошел (Берингов) пролив, разделяющий Чукотку и Аляску. (Примечательно, что самому В. Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться только южной его частью!

Василий Поярков 1643-1646

русский землепроходец, казак, исследователь Сибири и Дальнего Востока. Первооткрыватель Среднего и Нижнего Амура. В 1643 46 руководил отрядом, который первым из русских проник в бассейн реки Амур, открыл реку Зея, Зейскую равнину. Собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья

Ерофей Хабаров 1649-1653

Русский промышленник и предприниматель, торговал пушниной в Мангазее, потом перебрался в верховья Лены, где с 1632 занимался скупкой пушнины. В 1639 открыл на реке Кут соляные источники и построил варницу, а затем способствовал развитию там земледелия.

В 1649-53 с отрядом охочих людей совершил поход по Амуру от впадения в него реки Урки до самых низовий. В результате его экспедиции приамурское коренное население приняло русское подданство. Часто действовал силой, чем оставил по себе худую славу у коренного населения. Хабаров составил “Чертеж по реке Амуру”. Именем Хабарова названы основанные в 1858 военный пост Хабаровка, (с 1893 - город Хабаровск) и железнодорожная станция Ерофей Павлович (1909).

Владимир Атласов 1696-1697

За присоединение Камчатки к России Владимир Атласов, по решению правительства, был назначен туда приказчиком. Походы В. Атласова и Л. Морозко (1696-1699 гг.) имели большое практическое значение. Эти люди открыли и присоединили Камчатку к Русскому государству, положили начало ее освоению. Правительство страны в лице государя Петр Алексеевича уже тогда понимало стратегическую важность Камчатки для страны и принимало меры по ее освоению и закреплению на этих землях.

Европейская история культуры основана на античном городе-полисе, на полисномгенотипе.

На этой основе сложились характерные черты буржуазной культуры:

Для преодоления этого сопротивления потребовались коренные политические перемены.

17 в. начинается с разочарования в ренессансной вере в гармонию бытия, скептицизма и пессимизма.




Таким образом, невозможно свести 17 в. к какому-то одному качеству. Он впервые в истории являет собой сущностно разнородную и остро конфликтную картину во всех сферах материальной, духовной и художественной деятельности.

17 век обнаруживает и доказывает нелинейный ход развития культуры. Роль 17 века во всех этих процессах – генетически основополагающая.

Основные противоречия в культуре 17 века:

Характерные черты классицизма:

- центральная идея подчинение эгоистически-индивидуального идеально-общему, частного – гражданскому, чувства – долгу, эмоционального – рациональному, женственного – мужественному, интимного – возвышенному, гедонистического – героическому;

- сюжет – подвиги героев, монархов, вождей, полководцев;

- жёсткая иерархия жанров;

- нормативный характер искусства;

- доминанта театра в словесно-зрелищных видах искусства и зодчества – в пространственных.

Характерные черты реализма:

- формирование системы реалистических жанров в литературе: комический/буржуазный/правдивый роман;

- зарождение жанра бытовой картины в живописи;

- доминанта комических жанровых форм;

- осознанная и последовательная связь с фольклором (комедия-дель-арте, лубок, частушка и т.п.);

Характерные черты барокко:

- религиозно-экстатическая стилевая доминанта;

17 век показывает культуре её возможности.

(конспект)

Европейская история культуры основана на античном городе-полисе, на полисномгенотипе.

На этой основе сложились характерные черты буржуазной культуры:

Для преодоления этого сопротивления потребовались коренные политические перемены.

17 в. начинается с разочарования в ренессансной вере в гармонию бытия, скептицизма и пессимизма.

Таким образом, невозможно свести 17 в. к какому-то одному качеству. Он впервые в истории являет собой сущностно разнородную и остро конфликтную картину во всех сферах материальной, духовной и художественной деятельности.

17 век обнаруживает и доказывает нелинейный ход развития культуры. Роль 17 века во всех этих процессах – генетически основополагающая.

Основные противоречия в культуре 17 века:

Характерные черты классицизма:

- центральная идея подчинение эгоистически-индивидуального идеально-общему, частного – гражданскому, чувства – долгу, эмоционального – рациональному, женственного – мужественному, интимного – возвышенному, гедонистического – героическому;

- сюжет – подвиги героев, монархов, вождей, полководцев;

- жёсткая иерархия жанров;

- нормативный характер искусства;

- доминанта театра в словесно-зрелищных видах искусства и зодчества – в пространственных.

Характерные черты реализма:

- формирование системы реалистических жанров в литературе: комический/буржуазный/правдивый роман;

- зарождение жанра бытовой картины в живописи;

- доминанта комических жанровых форм;

- осознанная и последовательная связь с фольклором (комедия-дель-арте, лубок, частушка и т.п.);

Характерные черты барокко:

- религиозно-экстатическая стилевая доминанта;

Образование и культура в 17 веке бурно прогрессировали. На это влиял рост городов, развитие торговли и ремесла. К тому же усилились культурные и политические отношения России с Беларусью и Украиной. А также произошло расширение связей со странами Западной и Центральной Европы, оттуда все больше стали проникать культура и научные знания.

образование и культура в 17 веке

В городах начали строить двух- и трехэтажные постройки, чаще сооружали каменные дома. Характерной особенностью строительства стала богатая декоративная отделка.

Образование и просвещение

Образование и культура в 17 веке в России хотя и развивались с небывалой скоростью, но большинство людей оставалось неграмотными, хотя среди горожан грамотных стало больше. В Москве печатались буквари, которые пользовались хорошим спросом. Появилось множество книг, переведенных на русский язык. Некоторые люди стали собирать и хранить книги.

Было уже недостаточно просто обучаться грамоте, арифметике и письму. Государственная и хозяйственная деятельность усложнялась, появилась потребность в образованных людях, которые владеют знаниями в разных областях. Но образование и культура в 17 веке встречали упорное сопротивление со стороны боярской знати и духовенства, которые были настроены консервативно. Между тем в Москве возникали все новые и новые частные школы. И в 1687 году в России первым высшим учебным заведением стала Славяно-греко-латинская академия.

образование и культура в 17 веке в России

Расширение географии

Географические знания, так же как образование и культура в 17 веке, неуклонно развивались. Русские землепроходцы, такие как Семен Дежнев (совершил экспедицию к проливу между Северной Америкой и Азией в 1648 году), Е. Хабаров (составил карту земель по реке Амур в 1649 году, позже там образовались русские поселения), В. Атласов (провел обследование Курильских островов и Камчатки), внесли огромный вклад в расширение географии. Основываясь на всех этих знаниях, были разработаны карты Российского государства, Украины и Сибири.

Литература

Образование и культура в 17 веке в России обусловили возникновение новых жанров в литературе. Стали писать не только о богатых, но и о простых людях. Появилась сатира, объектами которой явились церковь и господа. В этом веке возникло стихосложение и драматургия. Симеон Полоцкий был их основателем, так как являлся автором пьес при дворе Алексея Михайловича.

образование и культура 17 века

В это время впервые записали пословицы, народные песни, поговорки. Фольклор прочно проник во все области культуры. Повсеместное распространение получила западная литература, переведенная на наш язык.

Зодчество

Монументальные храмы стали сменять небольшие посадские церкви, которые поражали игрой объемов и красок, нарядные, живые, покрытые множеством узоров. Под влиянием Беларуси и Украины в последние десятилетия 17 века в архитектуре распространился стиль московского барокко. Главной его идеей была пропорциональность всей композиции и пышная декоративная отделка. Большое внимание уделялось созданию колоколен и ярусов. Делая вывод, можно сказать, что образование и культура 17 века сказались и на внешнем виде городов, сделав их еще более красивыми.

Живопись

Образование и культура в 17 веке способствовали развитию живописи. Художники начали проявлять свое внимание к человеческой личности. Хотя иконопись достигла небывалого доселе мастерства, возникла портретная живопись. Основателем ее является Симон Ушаков.

образование и культура в 17 веке 7 класс

Заключение

Начались перемены в России, изменилось образование и культура в 17 веке. 7 класс школы – это время, когда изучается этот пласт нашей истории, который стал переломным для русской культуры. Частые народные движения, войны, события Смутного времени дали понять народу, что он способен участвовать в своей судьбе. Миропонимание изменилось, расширился кругозор. Появилось движение вперед во всех областях, обнаружилась потребность в обучении и подготовке квалифицированных кадров.


Семнадцатый век часто называют эпохой государственности. Самая характерная для этого времени политическая форма — абсолютная монархия, наиболее ярко проявившаяся во Франции. Абсолютизм был характерен и для Испании. В Голландии в начале XVII в. образовалась буржуазная республика, определившая характер искусства. В Италии и Германии наблюдается упадок государственности, происходит разделение на ряд областей и отдельных княжеств.

К этому времени относится возникновение больших национальных художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии. Каждая из них отмечена национальной самобытностью, связанной с особенностями исторического и культурного развития.

Культура XVII в. отличается неким единством, обусловленным появлением в творчестве художников целостного и глубокого восприятия действительности, возникает подлинный синтез искусств.

Успехи математики, астрономии, естествознания, географии расширили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Научное обоснование, данное немецким астрономом И. Кеплером движению планет по эллипсу и постоянному расположению небесных тел несмотря на их вечное движение, созвучно идее динамизма, эллиптическим очертаниям форм произведений искусства XVII в. Открытие этих основополагающих законов привело художников и писателей к мысли о том, что эта краткая и хрупкая жизнь — не более чем иллюзия.

Время стало главной темой искусства. Изобретаяф маятник и пружинный часовой механизм, люди той эпохи начали все глубже осознавать бег времени, измеряемого не месяцами и днями, а часами, минутами, секундами. Это ощущение быстротечности жизни поразило XVII век. Тема бренности пронизывает поэзию, наполняет размышления писателей, рождая в них мистический страх.

Однако острое ощущение несущегося времени, поглощающего все, чувство тщетности всего земного, как это ни удивительно, вело к необычному жизнелюбию и жизнеутверждению. Культура XVII в. дала миру произведения небывалого жизнелюбия и силы.

Человек и всё многообразие действительности стали предметом творческого осмысления в литературе и изобразительном искусстве. Искусство XVII в. значительно расширило сферу своих интересов по сравнению с Ренессансом. Усиливается интерес к конкретной личности, ко всем индивидуальным особенностям физического облика и характера человека, что приводит к необычайному расцвету портретного искусства, появлению психологического портрета.

Более усложненным становится восприятие природы. Диапазон художественного ее отображения делается очень широким — от грандиозных, космических по охвату образов в картинах Пуссена и Рубенса до тщательно воспроизведенных пейзажей родной природы в работах голландских мастеров. Появляются новые жанры пейзажа, такие как эпический и национальный.

Творческое познание природы привело к важнейшим открытиям в передаче пространства, освещения, настроения. И именно эти особенности пейзажа XVII в. стали основой развития пейзажной живописи последующих эпох.

Образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. Но в отличие от титанических устойчивых образов Возрождения художник стремится уловить меняющуюся сущность человека. В длинной веренице автопортретов Рембрандт показывает бесконечность своей личности, ее изменяемые внешние проявления.

Большое значение приобрел исторический жанр, в котором изображение реальных событий нередко сочетается с аллегорическими и мифологическими мотивами. Это в первую очередь относится к творчеству Рубенса, с его мятущимися, бравурными фигурами, образующими неистовый хоровод, символизирующий мощь и великолепие Природы.

В исторических картинах Рембрандта герои погружены в глубокую задумчивость, они скрыты в полумраке, где вспыхивают отдельные детали, выражающие идею духовного озарения. А в исторических картинах Веласкеса все происходит при дневном свете, все пронизано конкретной реальной атмосферой, все изображает мгновение реального исторического события.

Стиль барокко развивался в феодально-абсолютистских государствах, где было сильное влияние католицизма, как, например, в Италии. Идея торжества мистического, иррационального начала над реальным, земным, преувеличенная, рассчитанная на потрясение зрителя экстатическая выразительность образов, бурная динамика форм — вот главнейшие признаки барокко в Италии.

Основные жанры барокко в живописи — монументально-декоративные росписи (плафоны), алтарные картины, аллегорические композиции, парадный портрет.

В живописи стиль барокко проявляется в том, что уничтожается контур: фигуры сливаются с фоном, выступают лишь отдельные освещенные поверхности. Противопоставление линейного и объемного сменяется противопоставлением плоского и пространственного. Нарушается симметрия и преобладает диагональная композиция.

В скульптуре — линия исчезает, грани закругляются, в контуре более нет коротких, замкнутых линий. Мотив спирали получает развитие. Так, ведущий скульптор барокко Л. Бернини гордился своим умением подчинять материал, придавать твердому мрамору мягкие, гнутые, витые формы, делать его гибким, как воск, и этим объединять скульптуру с живописью.

В архитектуре — увеличение масштаба, массивность, колоссальность пропорций. Появляется цельный и единый фасад. В интерьере церквей боковые приделы сливаются с главным, создается одно огромное помещение. Барокко смело изгоняет прямые линии и острые углы из здания. Мрамор заменяется травертином. Губчатость этого камня вполне соответствует требованиям барокко, которому чуждо совершенное расчленение массы материала. Поэтому колонны были заменены пилястрой, лучше связанной со стеной.

Для зданий в стиле барокко характерен принцип искривления всей массы фасада с сильно выступающей вперед серединой. Другая особенность — напряженность в пропорциях. Отсюда — использование овала в планах и деталях.

Другое крупное направление в культуре XVII в. — классицизм. Родиной его является Франция. Стиль классицизм включает такие особенности: разумная ясность, тема победы общественного начала над личным, тема утверждения героизма, доблести, моральной чистоты.

Разум считался основным критерием прекрасного, античное искусство — совершенным образцом для подражания. В отличие от барокко классицизм не допускал преувеличенной эмоциональности в образах искусства. Построенность и мудрая уравновешенность, преобладание рисунка над колоритом — отличительный признак живописи классицизма.

Искусство XVII в. делится на несколько основных этапов.

Начало века — время формирования прогрессивных тенденций, борьбы с маньеризмом. Важное место принадлежит здесь искусству Караваджо, оказавшему влияние на всех мастеров Европы. Параллельно этому процессу идет развитие принципов барочного искусства.

Первая половина и середина XVII в. — наивысшие достижения искусства. О многом говорит одно лишь перечисление имен: Рубенс, Ван Дейк, Иордано, Рибера, Сурбаран, Веласкес, Хальс, Рембрандт, Вермер, Якоб Рейсдаль, Пуссен, Лоррен, Бернини, Борромини.

Читайте также: