Период камакура в японии кратко

Обновлено: 04.07.2024

В 1185 году семья Минамото взяла под свой контроль Японию после победы над кланом Тайра в войне Гемпей. Минамото Еритомо учредил в Камакуре новое военное правительство-Камакура Бакуфу, и в 1192 году был назначен сегуном.

После смерти Еритомо в 1199 году между Камакура Бакуфу и императорским двором в Киото начались споры за верховенство. Эти споры за верховенство нашли свое завершение в беспорядках Джокью в 1221 году, когда Камакура разгромил Императорскую армию в Киото, а регенты Ходзе в Камакуре добились полного контроля над Японией. Перераспределяя земли, полученные во время смуты в Джокью, они смогли добиться лояльности среди всех влиятельных людей по всей стране. Император и остальные правительственные учреждения в Киото потеряли практически всю действительную власть.

В период Камакуры продолжало оставаться относительно сильное китайское влияние. Были введены новые буддийские секты: секта Дзэн (введенная в 1191 году) нашла большое количество последователей среди самураев, которые теперь были ведущим социальным классом. Еще одна новая буддийская секта, радикальная и нетерпимая секта Лотосовой сутры, была основана Ничиреном в 1253 году.

В 1232 году был обнародован юридический кодекс Дзеи Сикимоку. Он подчеркивал конфуцианские ценности, такие как важность верности учителю, и в целом пытался уменьшить падение морали и дисциплины. Представители Ходзё являлись регентами при малолетних сёгунах или соправителями при взрослых. Клан Ходзе поддерживал жесткий контроль, и любые признаки мятежа немедленно уничтожались.

В эпоху Хэйан средоточием блестящей культуры была столица, а ее творцом и главным потребителем — придворная аристократия. Если же возникали дополнительные культурные центры, то их было очень немного, и они создавались по подобию Хэйан (например, Хираидзуми на севере страны).

Возникновение новых литературных жанров

После того, как во времена первого бакуфу на авансцену общественной жизни выдвинулись люди незнатного происхождения (например, род Хо?дзё?), воспитанные вне классических материковых и созданных на их основе национальных культурных традиций, на поверхность культурной жизни были вынесены стадиально более ранние пласты культуры. На первый план снова вышла устная традиция, которая сохраняла в Японии глубокие корни (существовали корпорации рассказчиков — катарибэ; кроме то го, в буддийских храмах сложилась традиция устных проповедей — поучительных легенд сэцува), но была отодвинута на второй план бурно развивавшейся письменной культурой. В результате вышло так, что в истории японской литературы роман хронологически предшествовал эпосу (точнее, игравшей в Японии роль эпоса историко-героической повести), а не следовал за ним, как в романо-германских, персоязычной или санскритской литературах.

В период Камакура возник особый жанр устного рассказа — катаримоно. С конца XII в. по дорогам Японии бродили бива хо?си (монахи с бива — струнным музыкальным инструментом). Они рассказывали о недавно отшумевших сражениях, о ратных делах. При этом, в отличие от хэйанской литературы, бытовавшей лишь в столице, устные повествования исполнялись по всей территории страны и были доступны повсюду, куда доходил сказитель.



Превратившись в произведения для чтения (ёмимоно), гунки включали в себя дополнительные хроникальные и нравоучительные отрывки. Дело в том, что сказания записывали чаще всего буддийские монахи, но, вероятно, не те, что бродили с бива, а выходцы из кугэ, или, во всяком случае, люди образованные. Поэтому при записи сказы утрачивали свой первоначальный вид: записывавшие их люди стремились изложить услышанное как можно более грамотно и литературно. Что-то дополнялось, многие эпизоды уточнялись; при этом использовались старые хроники и дневниковые записи.

Менялся и язык, на котором записывались произведения. Если язык хэйанской прозы и поэзии по лексике был чисто японским, и примесь китайских слов в нем была количественно незначительной, то теперь в речь прочно вошел слой китайской лексики, связанный в первую очередь с буддизмом. Таким образом, язык воинских эпопей стал важнейшим этапом формирования японского национального языка, в котором оказались органично слиты воедино две разные по корневому составу и происхождению лексики — своя (японская) и чужая (китайская).

Изобразительные искусства и архитектура

В период Камакура темы и жанровые особенности японской живописи претерпели определенные изменения. Созвучным литературному жанру гунки оказался возникший в изобразительном искусстве жанр эмакимоно — живописи на длинных горизонтальных свитках. Это были драматические, полные динамики изображения, иллюстрировавшие события, о которых рассказывалось в историко-героических повествованиях. Они разительно отличались от статичной хэйанской живописи, в центре внимания которой находились настроения и эмоции персонажей.

Ярким явлением как в скульптуре, так и живописи периода Камакура был портрет. Впервые в истории японского искусства появились нерелигиозные изображения реальных людей. Это были портреты военачальников — Минамото Ёритомо, Хо?дзё? Токиёри и др.

В области архитектуры воины-буси не смогли выдвинуть собственных эстетических концепций. Для периода Камакура было характерно обращение к монументальным формам прошлого — к эпохе Нара с ее памятниками, воплощавшими в себе мощь и стабильность государства. Именно в то время были построены в полном соответствии с классическими принципами нарского зодчества сохранившиеся до наших дней ворота Нандаймон монастыря То?дайдзи с колоссальными статуями охранителей Нио.

Особенность камакурской архитектуры заключалась в смешении стилей как в религиозных, так и в светских сооружениях. Новой, пожалуй, была архитектура дзэнских храмов — с высокой кровлей, с закругленными окнами; на первый взгляд, она выглядела вполне традиционно, но была более простой, суровой.

В эпоху Камакура в политической и общественной жизни сосуществовали два мира — кугэ и букэ, и культура естественно отражала это положение.

Кама́кура (鎌倉) — исторический период с 1185-го по 1333 г. Назван по имени города Камакура, поначалу небольшой деревни, ставшей центром первого сёгуната в Японии.

В результате столкновений между родами Минамото, Фудзивара и Тайра последний вышел победителем, оттеснив род Фудзивара от власти. Клан Минамото подвергся суровым преследованиям.

Ёритомо Минамото собрал войска и в 1180 году начал снова войну, одержав победу в 1185. Он заставил императора признать своё господство и устроил свою ставку в приморской деревне Камакура.

В 1192 году он завершил формирование власти, расправился с врагами и бывшими союзниками и присвоил себе титул сэйи тайсёгун (великий полководец).

В 1199 году он умер, передав власть старшему сыну Ёрииэ, который тут же стал жертвой интриг. Далее долгое время власть была в руках регентов Ходзё, а к 1219 мужская линия дома Минамото была истреблена. Сёгуном стал 2-летний ребёнок клана Фудзивара. В 1333 году, когда в результате междоусобных войн Камакурский сёгунат пал, уступив место сёгунату Муромати.

Эпоха Камакура была временем междоусобных войн и формирования сословия — самураев.Официальной религией сёгуната стал дзэн.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Эпоха Камакура" в других словарях:

Камакура — 1) один из самых древних городов Японии, был основан в 1192 г. Город с трех сторон окружен лесистыми горами, а с юга выходит на залив Сагами. Климат Камакуры мягок. Это идеальный зимний и летний курорт. Каждый сезон имеет свое очарование.… … Вся Япония

Камакура — город в Японии, на о. Хонсю. 170 тыс. жителей (1995). Кинопромышленность. Машиностроение. Производство художественной изделий. Основан на месте древней японской столицы. Центр паломничества буддистов и туризма (город музей). Музей национальных… … Энциклопедический словарь

КАМАКУРА ДЗИДАЙ — (япон. эпоха Камакура) принятое в япон. историографии название периода в истории Японии с 1192 по 1333, когда г. Камакура являлся резиденцией сегунов из дома Минамото … Советская историческая энциклопедия

Эпоха Хэйан — История Японии Палеолит Дзёмон Яёй Ямато Кофун Асука Нара Хэйан Камакура Реставрация Кэмму Муромати Намбоку тё Сэнгоку Дзидай Адзути Момояма Эдо Сёгунат Токугава Бакумацу … Википедия

Эпоха Мэйдзи — История Японии Палеолит Дзёмон Яёй Ямато Кофун Асука Нара Хэйан Камакура Реставрация Кэмму Муромати Намбоку тё Сэнгоку Дзидай Адзути Момояма Эдо Сёгунат Токугава Бакумацу … Википедия

Эпоха Асука — История Японии Палеолит Дзёмон Яёй Ямато Кофун Асука Нара Хэйан Камакура Реставрация Кэмму Муромати Намбоку тё Сэнгоку Дзидай Адзути Момояма Эдо Сёгунат Токугава Бакумацу … Википедия

Эпоха Муромачи — История Японии Палеолит Дзёмон Яёй Ямато Кофун Асука Нара Хэйан Камакура Реставрация Кэмму Муромати Намбоку тё Сэнгоку Дзидай Адзути Момояма Эдо Сёгунат Токугава Бакумацу … Википедия

Эпоха Нара — История Японии Палеолит Дзёмон Яёй Ямато Кофун Асука Нара Хэйан Камакура Реставрация Кэмму Муромати Намбоку тё Сэнгоку Дзидай Адзути Момояма Эдо Сёгунат Токугава Бакумацу … Википедия

Эпоха Ямато — История Японии Палеолит Дзёмон Яёй Ямато Кофун Асука Нара Хэйан Камакура Реставрация Кэмму Муромати Намбоку тё Сэнгоку Дзидай Адзути Момояма Эдо Сёгунат Токугава Бакумацу … Википедия

В середине 13 века в Азии возникла могучая Монгольская империя, посольства которой неоднократно прибывали в Японию с требованием признать верховенство Великого хана. Императорский двор и сёгунат были единодушны относительно сохранения независимости страны, поэтому всех послов казнили. В ответ, в 1274 и 1281 годах монголы дважды вторгались на Японский архипелаг, но были разгромлены самурайскими войсками и тайфунами камикадзе, которые уничтожили флот нападавших. Несмотря на победу, сёгунат не раздал наград подчиненным, чем поколебал доверие к себе.

Камакура

Достопримечательности Камакуры

Если прибудете на вокзал Камакуры, на выходе поверните налево и исследуйте две интересные улицы. Большая из них, Вакамия-дори, усажена вишневыми деревьями и изобилует традиционными ресторанами, кондитерскими, а также магазинами, торгующими лаковыми изделиями, которыми славится город. Параллельная Комати-дори — пешеходная улица, зажатая между рядами интригующих сувенирных магазинов, ресторанов и специализированных магазинчиков, торгующих благовониями, камнями и писчебумажными принадлежностями.
Обе улицы ведут к Цуругаока Хатимангу — синтоистскому комплексу, построенному Ёритомо-но Минамото, первым сёгуном Камакуры. Он был посвящен легендарному императору Одзину, потомком которого объявил себя Ёритомо. В рамках проходящего в святилище в середине сентября праздника проводится колоритный турнир верховых лучников (ябусаме)

, участники которого, одетые в костюмы охотников периода Камакура, пытаются, летя галопом по узкой дорожке, поразить три маленькие деревянные мишени. Расстояние между мишенями едва позволяет всадникам, отпустив поводья, зарядить и выпустить стрелу в очередную цель.

Поблизости от святилища работают два музея. Городской музей современного искусства Камакуры (вт—вс 9.30—17.00)

предлагает вниманию посетителей коллекцию живописных полотен, акварелей, гравюр и скульптуры.

Музей национальных сокровищ Кокухокан (вт—вс 9.00— 16.00)

располагает прекрасным собранием предметов из различных храмов и святилищ Камакуры, включая ряд великолепных картин XIII в.

Напротив, на Камакура-кайдо находится Сугимотодэра — крытый соломой древний храм, темный интерьер которого словно пропитан эзотерическими тайнами буддизма. По соседству — еще один красивый храм, Дзомийо-дзи. Среди улочек к востоку от этого места отыщите уходящий в лес подъем к Дзуисен-дзи с пышной зеленью тихого сада перед храмом и суровым сухим ландшафтом, включающим пещеру, позади него.

Ёритомо вознамерился создать для своей столицы статую сидящего Будды, способную посоперничать с гигантской бронзовой фигурой, созданной в 749 г. для храма Тодайдзи в Наре. Идея реализовалась в 1252 г. с отливкой 125-тонного Дайбуцу, сидящего во дворе храма Котоку-ин и, вероятно, являющегося вторым по популярности объектом фотографирования после Фудзиямы. Массивная фигура высотой 11,4 м сидит в классической позе Будды Амиды (Сострадательного)

со сложенными на ногах руками и полуприкрытыми в состоянии полной безмятежности веками. Статуя внутри полая, и вы сможете забраться по лестнице внутрь и посмотреть в одно из окон на спине Будды.

Дайбуцу и храм Котоку-ин находятся в Хасэ — районе в западной части Камакуры. Другая здешняя достопримечательность — Хасэдэра. В зале Каннон этого храма находится крупнейшая в стране священная статуя, выполненная из дерева. Изображение Одиннадцатиликой богини Милосердия высотой около 10 м вырезано из цельного ствола и покрыто сусальным золотом. Десять маленьких голов в ее короне символизируют способность богини смотреть во все стороны, высматривая тех, кто нуждается в сочувствии. Никто точно не знает, когда фигура была создана. Одна из легенд датирует ее началом VIII в. В зале Амида находится изображение сидящего Будды Амиды, заказанное Минамото-но Ёритомо, когда ему было 42 года — в чрезвычайно неблагоприятном, по распространенному среди японцев мнению, возрасте.

Храм Рюкодзи и остров Эносима

Историю Камакуры писал не только клан Минамото. Рассказ об этом районе был бы не полон без истории Нитирэна (1222—1282)

Камакура 1185 — 1333 н.э.

Исторический период с 1185-го по 1333 г. Получил свое название по имени небольшой деревушки, ставшей центром первого сёгуната в Японии. В ХII в. разросся, превратившись во влиятельную силу, ведущий свою родословную от императорской линии дом Минамото-НО (или иначе — Гэндзи), обосновавшийся на востоке страны в долине Канто. А на западе набирал силу не менее родовитый клан Тайра (или Хэйкэ).

Эпоха Камакура была временем суровых войн и становления военного сословия — самураев. Подчеркнутый аскетизм воин

Читайте также: