Сбор информации это информатика 7 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

Процесс сбора информации представляет собой деятельность субъекта, целью которой является получение сведений об интересующем его объекте.

Сбор информации может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем - аппаратно. Например, пользователь может получить информацию о движении поездов или самолетов сам, изучив расписание, или же от другого человека непосредственно, либо через какие-то документы, составленные этим человеком, или с помощью технических средств (автоматической справки, телефона и т. д.).

Из изложенного выше следует вывод, что система сбора информации может представлять собой сложный программно-аппаратный комплекс. Как правило, современные системы сбора информации не только обеспечивают кодирование информации и ее ввод в ЭВМ, но и выполняют предварительную (первичную) обработку этой информации.

Сбор информации - это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду, стандартному для прикладной информационной системы. Обмен информацией между воспринимающей информацию системой и окружающей средой осуществляется посредством сигналов.

Сбор и регистрация информации происходят по-разному в различных экономических объектах. Наиболее сложна эта процедура в автоматизированных управленческих процессах промышленных предприятий, фирм и т.п., где производятся сбор и регистрация первичной учетной информации, отражающей производственно-хозяйственную деятельность объекта.

Особое значение при этом придается достоверности, полноте и своевременности первичной информации. На предприятии сбор и регистрация информации происходят при выполнении различных хозяйственных операций (прием готовой продукции, получение и отпуск материалов и т.п.). Сначала информацию собирают, затем ее фиксируют. Учетные данные могут возникать на рабочих местах в результате подсчета количества обработанных деталей, прошедших сборку узлов, изделий, выявление брака и т.д.

Для сбора фактической информации производятся измерение, подсчет, взвешивание материальных объектов, получение временных и количественных характеристик работы отдельных исполнителей. Сбор информации, как правило, сопровождается ее регистрацией, т.е. фиксацией информации на материальном носителе (документе или машинном носителе).

Запись в первичные документы в основном осуществляется вручную, поэтому процедуры сбора и регистрации остаются пока наиболее трудоемкими.

В условиях автоматизации управления предприятием особое внимание придается использованию технических средств сбора и регистрации информации, совмещающих операции количественного измерения, регистрации, накоплению и передаче информации по каналам связи в ЭВМ с целью формирования первичного документа.

Процесс сбора информации связан с переходом от реального представления предметной области к его описанию в формальном виде и в виде данных, которые отражают это представление.

Источниками данных в любой предметной области являются объекты и их свойства, процессы и функции, выполняемые этими объектами или для них.

Любая предметная область рассматривается в виде трех представлений:

- реальное представление предметной области;

- формальное представление предметной области;

- информационное представление предметной области.

При сборе (извлечении) информации важное место занимают различные формы и методы исследования данных:

- поиск ассоциаций, связанных с привязкой к какому-либо событию;

- обнаружение последовательностей событий во времени;

- выявление скрытых закономерностей по наборам данных путем определения причинно-следственных связей между значениями определенных косвенных параметров исследуемого объекта (ситуации, процесса);

- оценка важности (влияния) параметров на развитие ситуации;

- классифицирование (распознавание), осуществляемое путем поиска критериев, по которым можно было бы относить объект (события, ситуации, процессы) к той или иной категории;

- кластеризация, основанная на группировании объектов по каким-либо признакам;

- прогнозирование событий и ситуаций.

Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач, в частности, задачи обмена информацией (передачи).




Процесс сбора информации представляет собой деятельность субъекта, целью которой является получение сведений об интересующем его объекте.

Сбор информации может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем - аппаратно. Например, пользователь может получить информацию о движении поездов или самолетов сам, изучив расписание, или же от другого человека непосредственно, либо через какие-то документы, составленные этим человеком, или с помощью технических средств (автоматической справки, телефона и т. д.).

Из изложенного выше следует вывод, что система сбора информации может представлять собой сложный программно-аппаратный комплекс. Как правило, современные системы сбора информации не только обеспечивают кодирование информации и ее ввод в ЭВМ, но и выполняют предварительную (первичную) обработку этой информации.

Сбор информации - это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду, стандартному для прикладной информационной системы. Обмен информацией между воспринимающей информацию системой и окружающей средой осуществляется посредством сигналов.

Сбор и регистрация информации происходят по-разному в различных экономических объектах. Наиболее сложна эта процедура в автоматизированных управленческих процессах промышленных предприятий, фирм и т.п., где производятся сбор и регистрация первичной учетной информации, отражающей производственно-хозяйственную деятельность объекта.

Особое значение при этом придается достоверности, полноте и своевременности первичной информации. На предприятии сбор и регистрация информации происходят при выполнении различных хозяйственных операций (прием готовой продукции, получение и отпуск материалов и т.п.). Сначала информацию собирают, затем ее фиксируют. Учетные данные могут возникать на рабочих местах в результате подсчета количества обработанных деталей, прошедших сборку узлов, изделий, выявление брака и т.д.

Для сбора фактической информации производятся измерение, подсчет, взвешивание материальных объектов, получение временных и количественных характеристик работы отдельных исполнителей. Сбор информации, как правило, сопровождается ее регистрацией, т.е. фиксацией информации на материальном носителе (документе или машинном носителе).

Запись в первичные документы в основном осуществляется вручную, поэтому процедуры сбора и регистрации остаются пока наиболее трудоемкими.

В условиях автоматизации управления предприятием особое внимание придается использованию технических средств сбора и регистрации информации, совмещающих операции количественного измерения, регистрации, накоплению и передаче информации по каналам связи в ЭВМ с целью формирования первичного документа.

Процесс сбора информации связан с переходом от реального представления предметной области к его описанию в формальном виде и в виде данных, которые отражают это представление.

Источниками данных в любой предметной области являются объекты и их свойства, процессы и функции, выполняемые этими объектами или для них.

Любая предметная область рассматривается в виде трех представлений:

- реальное представление предметной области;

- формальное представление предметной области;

- информационное представление предметной области.

При сборе (извлечении) информации важное место занимают различные формы и методы исследования данных:

- поиск ассоциаций, связанных с привязкой к какому-либо событию;

- обнаружение последовательностей событий во времени;

- выявление скрытых закономерностей по наборам данных путем определения причинно-следственных связей между значениями определенных косвенных параметров исследуемого объекта (ситуации, процесса);

- оценка важности (влияния) параметров на развитие ситуации;

- классифицирование (распознавание), осуществляемое путем поиска критериев, по которым можно было бы относить объект (события, ситуации, процессы) к той или иной категории;

- кластеризация, основанная на группировании объектов по каким-либо признакам;

- прогнозирование событий и ситуаций.

Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач, в частности, задачи обмена информацией (передачи).


Данный урок начинает рассматривать понятие информационного процесса. Также рассматриваются два из четырёх основных информационных процессов, сбор и обработка информации. Приводятся примеры различных видов обработки информации.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Понятие информационного процесса. Сбор и обработка информации."

· Определение информационных процессов.

· Виды информационных процессов.

Что же вообще означает слово процесс? Процесс – это последовательность изменений в чём-либо. Например возьмём процесс создания табуретки на уроках технологии. В начале у нас имеется древесина, которая обрабатывается определённым образом. Из неё получаются части табуретки, эти части соединяются воедино. В ходе этого процесса изменяется состояние древесины, а на выходе мы получаем табуретку.

Читая книгу или слушая учителя на уроке – мы воспринимаем информацию и собираем её.


Решая какую-нибудь задачу по математике, мы изменяем информацию, мы рассчитываем какие-то значения по формулам. Мы получаем новую информацию из старой. Обрабатываем её.


Когда мы учим наизусть стихотворение или записываем что-то в тетрадь, для того чтобы не забыть - мы сохраняем информацию.



Так мы можем выделить четыре основных информационных процесса:

Действия людей над информацией, связанные с её сбором, обработкой, хранением и передачей называются информационной деятельностью.

Сегодня мы подробнее узнаем о сборе информации и её обработке. Начнём со сбора информации. Прежде чем, обработать информацию, сохранить её или передать, нужно сначала её получить. Именно со сбора информации начинается процесс решения любой задачи.

Например, вы хотите подобрать подарок на день рождения другу. Но на основе чего делать выбор? Для того, чтобы выбрать хороший подарок нужно знать, чем увлекается друг и что ему нравится. Даже прежде, чем переходить дорогу на пешеходном переходе необходимо воспринять некоторую информацию. Нам нужно посмотреть на светофор чтобы узнать, какой из сигналов горит, красный или зелёный.


Информация, которую мы собрали может становиться источником других, новых знаний об окружающем нас мире. Так, результаты работы измерительных приборов в физических опытах стали источником знаний о том, что существует электрический ток. И любые прогнозы, будь то прогноз погоды, экономический или спортивный прогнозы так же делаются на основе собранных данных.

Иногда сбор информации может быть связан с некоторыми трудностями. Так, процесс о котором нужно собрать информацию может происходить очень быстро. Тогда со сбором информации помогают специальные автоматизированные измерительные системы. Они позволяют собирать данные очень быстро и с большой точностью. Автоматические измерительные системы часто применяются, когда проведение замеров может быть опасно для жизни. Например, когда нужно узнать какие повреждения получит автомобиль в результате аварии.

Любую получаемую информацию, мы каким-то образом осмысляем и обрабатываем. Важно делать это своевременно. Например из сигналов светофора, и движения автомобилей мы можем сделать вывод, можно или нельзя переходить дорогу. Намного больше информации должны быстро обрабатывать специалисты, которые обслуживают информационные и другие технические системы, нуждающиеся в контроле.

Когда мы принимаем решение о переходе улицы или решаем математическую задачу, когда музыкант играет музыку по нотам, которые находятся перед ним. Во время каждого из этих действий происходит обработка информации. Мы обрабатываем входную информацию: сигналы светофора, условие задачи или ноты и возвращаем результат, который называется выходной информацией. То, есть решение о переходе улицы, решение задачи или музыку.

Обработкой называется целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.

Из определения обработки информации понятно, что можно выделить два её типа. Первый тип направлен на изменение содержания и получение новой информации. Второй тип направлен на изменение формы представления информации. Рассмотрим каждый тип обработки подробнее.

Приведём несколько примеров обработки информации, которая связана с изменением её содержания. Это может быть преобразование информации по некоторым правилам, например вычисление по формулам. Исследование некоторых объектов по их моделям. Так мы можем сделать выводы о строении здания, посмотрев на его фотографию. Разные логические рассуждения. Мы можем сделать вывод: если ходить по лужам – можно замочить ноги. Можно привести так же много других примеров.

Пятеро друзей Петя, Вася, Саша, Света и Оля после школы занимаются в разных кружках по интересам: в шахматном клубе, футбольной секции, секции по плаванию, кружке по вязанию, и секции по велоспорту. В каждом кружке занимается кто-то один из ребят, определить, кто из друзей чем увлекается, если:

· Вася и Саша подарили на день рождения футбольный мяч тому, кто занимается в футбольной секции.

· Саша, Света и Петя недавно смотрели шахматную партию с участием того, кто этим увлекается.

· Оле не интересны шахматы.

· Один мальчик занимается в секции по футболу и ещё один - в секции по велоспорту.

· Света помогает учиться плавать тому, кто занимается вязанием.


Такую задачу можно решить, рассматривая каждое из условий с помощью таблицы. Назовём её строки, по названиям увлечений ребят. А столбцы обозначим именами ребят. В клетках таблицы будем ставить знак плюс, если человек, именем которого назван столбец увлекается тем, что указано в заголовке строки. А если не увлекается – будем ставить знак минус. Будем рассматривать условия по очерёдности.

Последовательная смена состояний (изменение) в развитии чего' либо называется процессом.

Можно выделить следующие основные информационные процессы: сбор информации, представление информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.

Рассмотрим информационные процессы более подробно.

Особая ценность собранной информации состоит в том, что она может служить источником новых знаний об окружающем нас мире.

Можно привести примеры сбора информации, предполагающие использование различных измерительных устройств. Так, задача составления прогноза погоды предполагает сбор на метеорологических станциях информации о температуре, осадках, атмосферном давлении, влажности воздуха, скорости и направлении ветра.

Многие интересующие специалистов процессы протекают очень быстро и могут быть сопряжены с опасностью для жизни. Например, такие ситуации могут возникнуть при сборе информации об аэродинамических характеристиках при разработке новой модели автомобиля, о его возможных повреждениях при столкновении с препятствием и т. д. В подобных случаях для сбора информации используются сложные автоматизированные измерительные комплексы.

Информацию об окружающем мире, собранную непосредственно через органы чувств или с помощью измерительных приборов, человек должен своевременно обрабатывать. Например, при переходе улицы следует очень быстро обрабатывать информацию о сигналах светофора, о движении автомашин и др. Значительно бблыпие информационные потоки должен обрабатывать специалист, обслуживающий пульт управления электростанции или другой сложной технической системы.

Когда пешеход переходит улицу, ученик отвечает на вопрос по истории, решает геометрическую задачу или переводит текст с русского языка на иностранный, а пилот принимает решение о наборе высоты или изменении скорости полёта, все они обрабатывают входную (поступившую) информацию. Из этой информации после её обработки получается выходная информация.

Можно выделить два типа обработки информации:

1) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
2) обработка, связанная с изменением формы представления информации, не изменяющая её содержания.

К первому типу обработки информации относятся: преобразование по правилам (в том числе вычисления по формулам), исследование объектов познания по их моделям, логические рассуждения, обобщение и др.


Задача. Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лева, Вася и Миша стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:

1) победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере;
2) Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;
3) Саша всегда побаивался физики;
4) Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
5) Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике;
6) Аня сожалеет о том, что у неё остаётся мало времени на литературу.

Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?

Решение. Задачи такого типа решаются с помощью логических рассуждений, которые удобно фиксировать в таблице.



Ответ: Аня — победитель олимпиады по математике, Саша — по географии, Лена — по физике, Вася — по литературе, Миша — по информатике.

Ко второму типу обработки информации можно отнести:

  • структурирование — организацию информации по некоторому правилу, связывающему её в единое целое;
  • кодирование — переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, хранения, передачи или обработки информаций;
  • отбор информации, требуемой для решения некоторой задачи, из информационного массива.


Большая часть информации в школьных учебниках представлена в форме текста на естественном языке. Представить изучаемый материал в общих, главных чертах, структурировать его, показав связи между отдельными частями, позволяют графические схемы. Одной из разновидностей таких графических схем является граф. Граф состоит из вершин, связанных линиями. Вершины графа могут изображаться кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д. Линии, связывающие вершины, могут быть направленными (со стрелкой) или ненаправленными (без стрелки). В первом случае их называют дугами, во втором — рёбрами.

Например, типы обработки информации можно представить с помощью графа, изображённого на рис. 1.1.

Граф, содержащий информацию о типах обработки информации

Главным помощником человека в обработке больших информационных потоков является компьютер. Например, учёному трудно анализировать результаты измерений — десятки и сотни тысяч чисел, собранных с помощью некоторых автоматических устройств. Для получения информации о свойствах изучаемых объектов результаты измерений должны быть интерпретированы. Компьютеры позволяют на основании результатов измерений построить диаграммы и графики, дающие наглядное представление о соотношениях величин и зависимостях свойств в изучаемых предметах, процессах, явлениях.

На уроках информатики вы познакомитесь с возможностями компьютеров в обработке информации разных видов.

Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.

Деятельность человека, связанную с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.

Решение практически любой задачи начинается со сбора информации.

Обработка информации — это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.

Сохранить информацию — значит тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.

Передача информации осуществляется по схеме: источник информации — кодирующее устройство — канал связи — декодирующее устройство — приёмник информации.

Обработка информации — это набор операций над информацией, которые осуществляют при помощи специальных технических и программных инструментов. В результате обработки информации она видоизменяется. Обработка информации являются частью информационных процессов, куда входят:

Сбор информации

Сбор информации — это первый шаг в информационных процессах. Благодаря качественному сбору информации, происходит своевременное принятие решений на основе собранной информации.

По большому счету, жизнедеятельность каждого человека — это постоянный сбор информации о жизни, профессии, окружающих людях, других странах и т. д. В более узких смыслах сбор информации — это систематический мониторинг хранилищ информации: баз данных, справочников, библиотек и др.

Человек осуществляет сбор информации следующими методами:

  • наблюдением за объектами;
  • общением с более опытными людьми;
  • чтением тематических книг и статей;
  • просмотром тематических видео;
  • прослушиванием тематических аудио;
  • посещением библиотек и архивов;
  • использованием поисковых систем в интернете;
  • и др.

Простой пример из жизни — вы решили поехать на выходные к другу в соседний город. Для того чтобы это сделать, вам необходимо будет просмотреть план проезда и расписание транспорта из вашего города в соседний. Для этого вы возьмете в руки телефон или сядете за компьютер, соберете всю необходимую информацию. Ваши родители, узнав о вашей поездке, попросят контакты вашего друга, проверят маршрут вашего передвижения, узнают адрес, где вы планируете находиться и др. И вы, и ваши родители произведете сбор информации при помощи технических средств. Сбор нужной информации — это умение, без которого очень трудно жить в современном мире.

Что представляют собой обработка, сбор и передача информации?

Хранение информации

Сбор информации — это процесс. Но осуществлять просто сбор информации без возможности ее использования — бессмысленно. Поэтому информацию после сбора нужно где-то хранить, чтобы ею можно было воспользоваться. О хранении информации люди заботятся уже несколько тысячелетий.

Информация хранится в цифровых и в нецифровых носителях. Носитель — это некий объект или среда, где сохраняется собранная информация.

Нецифровые носители — это:

  • бумага — книги, газеты, журналы и др.;
  • холст — картины, рисунки и др.;
  • камни — наскальные надписи древних людей;
  • металл — металлические монеты;
  • и др.

Любое место или материал, где можно записать какую-то информацию может стать носителем. Самый распространенный нецифровой носитель современного мира — это бумага.

Цифровые носители — это:

Цифровые носители являются более компактными носителями информации, поэтому чаще всего применяются в жизнедеятельности человека. Такие носители помогают хранить информацию любых объемов, чего не скажешь о нецифровых носителях.

Вернемся к нашему примеру. После того как вы собрали информацию о проезде к другу в соседний город, вам нужно как-то сохранить эту информацию. Скорее всего вы ее запомните и отправите на хранение в мозг, плюс, сделаете скриншот расписания автобусов, чтобы сохранить на цифровом носителе.

Передача информации

  • источника или передатчика информации — передающий объект;
  • приемника — получающий объект.

Передача информации может быть открытой, закодированной или зашифрованной. Типичные примеры передачи информации:

  • телевидение,
  • радио,
  • телефон,
  • телеграф,
  • почта,
  • интернет,
  • и др.

Передача сигнала между источником и приемником называется канал связи, который тоже может быть открытым или защищенным.

Вернемся к нашему примеру. Вы сделали скрин расписания автобусов в соседний город, а родители захотели с ним ознакомиться. Вы открываете привычный мессенджер и скидываете скриншот им на телефон. Между вами и родителями произошла передача информации, где ваш телефон — это источник, а телефон родителей — приемник. Канал связи в мессенджере между вашими телефонами защищен сквозным шифрованием. Это значит, что даже если хакер в момент передачи перехватит ваш скрин, он не сможет его расшифровать и понять куда и во сколько вы едете.

Обработка информации

Обработка информации — это процесс ее преобразования из одного формата в другой. В процессе обработки есть входная и выходная информация. Обрабатываться может информация разных типов.

Обработка информации несет в себе цели:

  • представить информацию в другом виде, согласно возникшим требованиям;
  • осмыслить информацию;
  • представить информацию в удобном виде;
  • намеренно исказить информацию, чтобы ее защитить.

Любое преобразование информации будет считаться ее обработкой, например:

  • перевод текста с одного языка на другой;
  • конвертирование формата или размера изображения;
  • перевод аудио в текст;
  • решение математического примера;
  • и др.

Вернемся к нашему примеру. Вы скинули скрин родителям, но ваша мама пишет, что не может разобрать и понять что там изображено, поэтому просит вас скинуть в другом формате. Вы можете;

  • скинуть ссылку на ресурс;
  • можете написать текстом, что изображено на скрине;
  • можете записать аудио, озвучив расписание;
  • сделать еще один более понятный скриншот.

Все ваши действия — это и есть обработка информации.

Заключение

Вы познакомились с самыми распространенными информационными процессами, такими как сбор, хранение, передача и обработка информации, поэтому знаете что это такое. Все эти информационные процессы в разной вариации активно используются человеком на протяжении всей его жизни. Вы точно так же постоянно их использовали, просто раньше не подозревали об этом.

Читайте также: