Европейская конвенция о гражданстве 1997 г кратко

Обновлено: 02.07.2024

Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств

Принято резолюцией 55/153 Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 2000 года

Преамбула

Учитывая, что проблемы гражданства, возникающие в связи с правопреемством государств, вызывают озабоченность международного сообщества,

подчеркивая, что институт гражданства по существу регулируется внутренним правом в пределах, установленных международным правом,

признавая, что в вопросах, касающихся гражданства, следует должным образом учитывать законные интересы как государств, так и отдельных лиц,

напоминая, что Всеобщая декларация прав человека 1948 года 1 провозгласила право каждого человека на гражданство,

напоминая также, что Международный пакт о гражданских и политических правах 19662 года и Конвенция о правах ребенка 1989 года 3 признают право каждого ребенка на приобретение гражданства,

подчеркивая необходимость обеспечения полного уважения прав человека и основных свобод лиц, гражданство которых может затрагиваться правопреемством государств,

будучи убеждена в необходимости кодификации и прогрессивного развития норм международного права, касающихся гражданства в связи с правопреемством государств, как средства обеспечения большей правовой безопасности для государств и отдельных лиц,

Часть I. Общие положения

Статья 1

Право на гражданство

Любое лицо, которое на дату правопреемства государств имело гражданство государства-предшественника, независимо от способа приобретения этого гражданства, имеет право на гражданство по крайней мере одного из затрагиваемых государств в соответствии с настоящими статьями.

Статья 2

Употребление терминов

Для целей настоящих статей:

Статья 3

Случаи правопреемства государств, подпадающие под действие настоящих статей

Настоящие статьи применяются только к последствиям правопреемства государств, которое осуществляется в соответствии с международным правом и особенно в соответствии с принципами международного права, воплощенными в Уставе Организации Объединенных Наций.

Статья 4

Предотвращение безгражданства

Затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры для недопущения того, чтобы лица, которые на момент правопреемства государств имели гражданство государства-предшественника, стали лицами без гражданства в результате такого правопреемства.

Статья 5

Презумпция гражданства

С учетом положений настоящих статей затрагиваемые лица, имеющие свое обычное место жительства на территории, затрагиваемой правопреемством государств, считаются приобретшими гражданство государства-преемника с момента такого правопреемства.

Статья 6

Законодательство о гражданстве и других связанных с ним вопросах

Каждому затрагиваемому государству следует принять без неоправданной задержки законодательство о гражданстве и других связанных с ним вопросах, возникающих в связи с правопреемством государств, которое соответствовало бы положениям настоящих статей. Ему следует принять все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы затрагиваемые лица в пределах разумного срока были уведомлены о последствиях его законодательства для их гражданства, о любых возможностях выбора, которыми они располагают в соответствии с этим законодательством, а также о последствиях, которые реализация такого выбора будет иметь для их статуса.

Статья 7

Дата приобретения гражданства

Предоставление гражданства в связи с правопреемством государств, а также приобретение гражданства вследствие осуществления оптации, происходит на момент такого правопреемства, если затрагиваемые лица оказались бы в ином случае лицами без гражданства в период между моментом правопреемства государств и датой предоставления или приобретения гражданства.

Статья 8

Затрагиваемые лица, имеющие свое обычное место жительства в другом государстве

1. Государство преемник не обязано предоставлять свое гражданство затрагиваемым лицам, если они имеют свое обычное место жительства в другом государстве и также имеют гражданство этого или любого иного государства.

2. Государство преемник не предоставляет свое гражданство затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства в другом государстве, против воли затрагиваемых лиц, если только они в противном случае не станут лицами без гражданства.

Статья 9

Отказ от гражданства другого государства как условие предоставления гражданства

Когда затрагиваемое лицо, которое имеет основания для приобретения гражданства какого-либо государства-преемника, имеет гражданство другого затрагиваемого государства, государство преемник может обусловить предоставление своего гражданства отказом такого лица от гражданства другого затрагиваемого государства. Однако это требование не применяется таким образом, чтобы затрагиваемое лицо в результате оказалось, даже временно, лицом без гражданства.

Статья 10

Утрата гражданства при добровольном приобретении гражданства другого государства

1. Государство предшественник может предусмотреть, что затрагиваемые лица, которые в связи с правопреемством государств добровольно приобретают гражданство государства-преемника, утрачивают его гражданство.

2. Государство преемник может предусмотреть, что затрагиваемые лица, которые в связи с правопреемством государств добровольно приобретают гражданство другого государства-преемника или, в зависимости от обстоятельств, сохраняют гражданство государства-предшественника, утрачивают его гражданство, приобретенное в связи с таким правопреемством.

Статья 11

Уважение воли затрагиваемых лиц

1. Затрагиваемые государства учитывают волю затрагиваемых лиц во всех случаях, когда эти лица имеют основания для приобретения гражданства двух или нескольких затрагиваемых государств.

2. Каждое затрагиваемое государство предоставляет право оптации своего гражданства затрагиваемым лицам, имеющим надлежащую связь с этим государством, если эти лица в противном случае стали бы лицами без гражданства в результате правопреемства государств.

3. Когда лица, имеющие право оптации, осуществляют такое право, государство, гражданство которого они выбирают, предоставляет свое гражданство таким лицам.

4. Когда лица, имеющие право оптации, осуществляют такое право, государство, от гражданства которого они отказываются, лишает гражданства таких лиц, если только в результате этого они не становятся лицами без гражданства.

5. Затрагиваемым государствам следует предусмотреть разумный срок для осуществления права оптации.

Статья 12

Единство семьи

Когда приобретение или утрата гражданства в связи с правопреемством государств влияют на единство семьи, затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры к тому, чтобы эта семья оставалась единой или воссоединилась.

Статья 13

Ребенок, родившийся после правопреемства государств

Ребенок затрагиваемого лица, родившийся после момента правопреемства государств, который не приобрел какого-либо гражданства, имеет право на гражданство затрагиваемого государства, на территории которого этот ребенок родился.

Статья 14

Статус обычно проживающих лиц

1. Статус затрагиваемых лиц как обычно проживающих лиц не затрагивается правопреемством государств.

2. Затрагиваемое государство принимает все необходимые меры к тому, чтобы позволить затрагиваемым лицам вернуться в свое обычное место жительства на его территории, которое они были вынуждены покинуть вследствие событий, связанных с правопреемством государств.

Статья 15

Недискриминация

Затрагиваемые государства не отказывают затрагиваемым лицам в праве на сохранение или приобретение гражданства или в праве оптации в связи с правопреемством государств путем дискриминации по любому признаку.

Статья 16

Запрещение произвольных решений по вопросам гражданства

Затрагиваемые лица не могут быть произвольно лишены гражданства государства-предшественника и им не может быть произвольно отказано в праве на приобретение гражданства государства-преемника или же в праве оптации, которыми они обладают в связи с правопреемством государств.

Статья 17

Процедуры, касающиеся вопросов гражданства

Заявления о приобретении, сохранении или отказе от гражданства либо об осуществлении права оптации в связи с правопреемством государств рассматриваются без неоправданной задержки. Соответствующие решения издаются в письменном виде и открыты для пересмотра в рамках эффективной административной или судебной процедуры.

Статья 18

Обмен информацией, консультации и переговоры

1. Затрагиваемые государства обмениваются информацией и проводят консультации в целях выявления любых отрицательных последствий, которые могут возникнуть в результате правопреемства государств для затрагиваемых лиц в отношении их гражданства и других связанных с этим вопросов, касающихся их статуса.

2. Затрагиваемые государства стремятся, когда это необходимо, найти решение с целью устранения или смягчения таких отрицательных последствий путем переговоров и, в соответствующих случаях, посредством соглашения.

Статья 19

Прочие государства

1. Ничто в настоящих статьях не требует от государств рассматривать затрагиваемых лиц, не имеющих действительной связи с затрагиваемым государством, в качестве граждан этого государства, если только это не приведет к тому, что эти лица будут рассматриваться в качестве лиц без гражданства.

2. Ничто в настоящих статьях не мешает государствам рассматривать затрагиваемых лиц, которые стали лицами без гражданства в результате правопреемства государств, в качестве граждан затрагиваемого государства, гражданство которого они будут вправе приобрести или сохранить, если это отвечает интересам таких лиц.

Часть II. Положения, касающиеся конкретных категорий правопреемства государств

Раздел 1. Передача части территории

Статья 20

Предоставление гражданства государства-преемника и лишение гражданства государства-предшественника

В случае передачи государством части своей территории другому государству государство-преемник предоставляет свое гражданство затрагиваемым лицам, которые имели свое обычное место жительства на передаваемой территории, а государство-предшественник лишает таких лиц своего гражданства, если только осуществление права оптации, предоставляемого таким лицам, не означает иного. Однако государство-предшественник не лишает таких лиц гражданства до того, как они приобретут гражданство государства-преемника.

Раздел 2. Объединение государств

Статья 21

Предоставление гражданства государства-преемника

С учетом положений статьи 8, если два или несколько государств объединяются и образуют одно государство-преемник, независимо от того, является ли государство-преемник новым государством и является ли его правосубъектность идентичной правосубъектности одного из объединившихся государств, государство-преемник предоставляет свое гражданство всем лицам, которые на дату правопреемства государств имели гражданство государства-предшественника.

Раздел 3. Распад государства

Статья 22

Предоставление гражданства государств-преемников

Когда какое-либо государство распадается и прекращает свое существование, а различные части территории государства-предшественника образуют два или несколько государств-преемников, каждое государство-преемник предоставляет свое гражданство, если только осуществление права оптации не означает иного:

a) затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства на его территории; а также

b) с учетом положений статьи 8:

i) затрагиваемым лицам, не охватываемым пунктом a и имеющим надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое стало частью этого государства-преемника;

ii) затрагиваемым лицам, не имеющим право на гражданство любого затрагиваемого государства согласно пункту a и подпункту i пункта b, имеющим свое обычное место жительства в третьем государстве, которые родились или, прежде чем покинуть государство-предшественник, имели свое последнее обычное место жительства на территории, ставшей территорией этого государства-преемника, или имеющим любую другую надлежащую связь с этим государством-преемником.

Статья 23

Предоставление права оптации государствами-преемниками

1. Государства-преемники предоставляют право оптации затрагиваемым лицам, охватываемым положениями статьи 22, которые имеют основания для приобретения гражданства двух или нескольких государств-преемников.

2. Каждое государство-преемник предоставляет право оптации своего гражданства затрагиваемым лицам, которые не охватываются положениями статьи 22.

Раздел 4. Отделение части или частей территории

Статья 24

Предоставление гражданства государства-преемника

Когда часть или части территории государства отделяются от этого государства и образуют одно или несколько государств-преемников, в то время как государство-предшественник продолжает существовать, государство-преемник предоставляет свое гражданство, если только осуществление права оптации не означает иного:

a) затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства на его территории; а также

b) с учетом положений статьи 8:

i) затрагиваемым лицам, не охватываемым пунктом a и имеющим надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое стало частью этого государства-преемника;

ii) затрагиваемым лицам, не имеющим право на гражданство любого затрагиваемого государства согласно пункту a и подпункту i пункта b, имеющим свое обычное место жительства в третьем государстве, которые родились или, прежде чем покинуть государство-предшественник, имели свое последнее обычное место жительства на территории, ставшей территорией этого государства-преемника, или имеющим любую другую надлежащую связь с этим государством-преемником.

Статья 25

Лишение гражданства государства-предшественника

1. Государство-предшественник лишает своего гражданства затрагиваемых лиц, имеющих основания для приобретения гражданства государства-преемника в соответствии со статьей 24. Тем не менее оно не лишает таких лиц гражданства до того, как они приобретут гражданство государства-преемника.

2. Если только осуществление права оптации не означает иного, государство-предшественник не лишает своего гражданства лиц, упоминаемых в пункте 1, которые:

a) имеют свое обычное место жительства на его территории;

b) не охватываются подпунктом a и имеют надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое осталось частью государства-предшественника;

c) имеют свое обычное место жительства в третьем государстве и родились или, прежде чем покинуть государство-предшественник, имели свое последнее обычное место жительства на территории, которая осталась частью территории государства-предшественника, или имеют любую другую надлежащую связь с этим государством.

Статья 26

Предоставление права оптации государством-предшественником и государством-преемником

Государство-предшественник и государство-преемник предоставляют право оптации всем затрагиваемым лицам, охватываемым положениями статьи 24 и пункта 2 статьи 25, которые имеют основания для обладания гражданством как государства-предшественника, так и государства-преемника или двух или нескольких государств-преемников.

* Россия подписала Конвенцию 6 ноября 1997 года. Для Российской Федерации Конвенция в силу не вступила.

Преамбула

Государства - члены Совета Европы и другие государства, подписавшие настоящую Конвенцию,

считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами,

принимая во внимание многочисленные международные документы, касающиеся гражданства, множественности гражданств и безгражданства,

признавая, что в вопросах гражданства должны учитываться законные интересы как государств, так и индивидов,

желая способствовать прогрессивному развитию правовых принципов, касающихся гражданства, а также их закреплению во внутреннем праве и желая по мере возможного избегать случаи безгражданства,

желая избежать дискриминацию в вопросах, касающихся гражданства,

сознавая право на уважение семейной жизни в том виде, в каком оно закреплено в статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод,

отмечая, что государства имеют различные мнения по вопросу множественности гражданства и признавая, что каждое государство вправе свободно решать, какие последствия вытекают в его внутреннем праве из того, что его гражданин приобретает или имеет иное гражданство,

признавая, что желательно найти решения, соответствующие последствиям множественности гражданств, в частности, что касается прав и обязанностей граждан, имеющих нескольких гражданств,

учитывая, что для лица, имеющего гражданство двух или более государств-участников, желательно исполнить воинскую обязанность только в одном из этих государств,

отмечая необходимость содействовать международному сотрудничеству между национальными органами, отвечающими за вопросы гражданства,

договорились о нижеследующем:

Глава I - Общие вопросы

Статья 1 - Предмет Конвенции

Настоящая Конвенция устанавливает принципы и правила, касающиеся гражданства физических лиц, и правила, регулирующие воинскую обязанность в случаях множественности гражданства, в соответствие с которыми должно быть приведено внутреннее право государств-участников.

Статья 21 - Определения

Для целей настоящей Конвенции

а "гражданство" означает правовую связь между лицом и государством и не указывает на этническое происхождение этого лица;

b "множественность гражданств" означает одновременное наличие у одного и того же лица двух или более гражданств;

с "ребенок" означает любое лицо младше 18 лет, за исключением случаев наступления совершеннолетия в более раннем возрасте в силу права, применимого к этому лицу;

d "внутреннее право" означает все виды норм, принятых в рамках национальной правовой системы, в частности, конституцию, законодательные акты, постановления, указы, судебные решения, нормы обычного права и практику, а также правила, вытекающие из обязательных международных документов.

Глава II - Общие принципы, касающиеся гражданства

Статья 3 - Компетенция государства

1. Каждое государство имеет право определять в своем законодательстве, кто является его гражданами.

2. Это законодательство должно признаваться другими государствами при условии, что оно соответствует действующим международным конвенциям, международному обычному праву и общепризнанным принципам права, касающимся гражданства.

Статья 4 - Принципы

Положения о гражданстве каждого государства-участника должны основываться на следующих принципах:

a каждый человек имеет право на гражданство;

b следует избегать безгражданства;

с никто не может быть произвольно лишен своего гражданства;

d ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время брака не влекут автоматических последствий для гражданства другого супруга.

Статья 5 - Недискриминация

1. Положения государства-участника о гражданстве не должны содержать различия или заключать в себе практику, представляющие дискриминацию по признакам пола, религии, расы, цвета или национального или этнического происхождения.

2. Каждое государство-участник должно руководствоваться принципом недискриминации между своими гражданами независимо от того, стали ли они гражданами при рождении или приобрели гражданство впоследствии.

Глава III - Положения, касающиеся гражданства

Статья 6 - Приобретение гражданства

1. Каждое государство-участник должно предусматривать в своем внутреннем праве приобретение своего гражданства в силу закона следующими лицами:

a) детьми, один из родителей которых имеет на момент рождения этих детей гражданство этого государства-участника, с учетом исключений, которые могут быть предусмотрены во внутреннем праве в отношении детей, родившихся за границей. В отношении детей, родители которых установлены путем признания, судебного решения или схожей процедурой, каждое государство-участник может предусмотреть, что ребенок приобретает гражданство этого государства согласно процедуре, установленной его внутренним правом;

b) новорожденными, найденными на его территории, которые в противном случае оказались бы лицами без гражданства.

2. Каждое государство-участник должно предусмотреть в своем внутреннем праве приобретение своего гражданства детьми, рожденными на его территории, которые не приобретают при рождении иного гражданства. В этом случае гражданство предоставляется:

a) в силу закона при рождении или

b) впоследствии - детям, оставшимся лицами без гражданства, по представлении в компетентные органы заявления, подписанного, в зависимости от правил, установленных внутренним правом данного государства-участника, ребенком или от его имени. Условием подачи такого заявления может быть законное и обычное проживание на территории государства в течение не более чем пятилетнего периода, непосредственно предшествующего подаче заявления.

3. Каждое государство-участник должно предусмотреть в своем внутреннем праве возможность натурализации для лиц, законно и обычно проживающих на его территории. Оно не должно предусматривать среди условий натурализации период проживания, превышающий десять лет перед подачей заявления.

4. Каждое государство должно облегчать в своем внутреннем праве приобретение своего гражданства следующими лицами:

a) супругами своих граждан;

b) детьми одного из своих граждан, к которым применяется исключение, предусмотренное в подпункте а пункта 1 ст.6;

c) детьми, один из родителей которых приобретает или приобрел его гражданство;

d) детьми, усыновленными/удочеренными одним из его граждан;

e) лицами, рожденными и законно и обычно проживающими на его территории;

f) лицами, проживающими на его территории законно и обычно в течение периода, начавшегося до достижения ими возраста 18 лет и определяемого внутренним правом соответствующего государства;

g) лицами без гражданства и беженцами, законно и обычно проживающими на его территории.

Статья 7 - Утрата гражданства в силу закона или по инициативе государства-участника

1. Государство-участник не может предусматривать в своем внутреннем праве утрату гражданства в силу закона или по своей инициативе, за исключением следующих случаев:

а) добровольное приобретение иного гражданства;

b) приобретение гражданства государства-участника вследствие обмана, ложной информации или сокрытия относящегося к делу факта, касающегося заявителя;

c) добровольное вступление в иностранные вооруженные силы;

d) поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства-участника;

e) отсутствие всякой подлинной связи между государством-участником и гражданином, обычно проживающим за границей;

f) если в период несовершеннолетия ребенка установлено, что условия, предусмотренные внутренним законодательством, приведшие к приобретению гражданства государства-участника в силу закона, более не выполняются;

g) усыновление/удочерение ребенка, если он приобретает или имеет иностранное гражданство одного или обоих приемных родителей.

2. Государство-участник может предусмотреть утрату своего гражданства детьми, родители которых утрачивают его гражданство, за исключением случаев, охваченных подпунктами с и d пункта 1. Однако дети не утрачивают свое гражданство, если хотя бы один из их родителей сохраняет это гражданство.

3. Государство-участник не может предусматривать в своем внутреннем праве утрату гражданства в силу пунктов 1 и 2 настоящей статьи, если соответствующее лицо становится в результате лицом без гражданства, за исключением случаев, указанных в подпункте b пункта 1 настоящей статьи.

Статья 8 - Утрата гражданства по инициативе лица

1. Каждое государство-участник должно разрешать отказ от своего гражданства, при условии, что затронутые этим лица не становятся лицами без гражданства.

2. Однако государство-участник может предусмотреть в своем внутреннем праве, что только граждане, постоянно проживающие за границей, могут отказаться от своего гражданства.

Статья 9 - Восстановление в гражданстве

Каждое государство-участник облегчит в случаях и на условиях, предусмотренных его внутренним правом, восстановление в гражданстве лиц, имевших его и законно и обычно проживающих на территории этого государства.

Глава IV - Процедуры, касающиеся гражданства

Статья 10 - Обработка заявлений

Каждое государство-участник должно обеспечивать обработку заявлений о приобретении, сохранении, утрате гражданства, о восстановлении в гражданстве или о выдачи свидетельства о гражданстве в течение разумного срока.

Статья 11 - Решения

Каждое государство-участник должно обеспечивать, чтобы решения о приобретении, сохранении, утрате гражданства, восстановлении в гражданстве или выдаче свидетельства о гражданстве были письменно обоснованы.

Статья 12 - Право на обжалование

Каждое государство-участник должно обеспечивать, чтобы решения о приобретении, сохранении, утрате гражданства, восстановлении в гражданстве или выдаче свидетельства о гражданстве могли быть предметом административного или судебного обжалования в соответствии с его внутренним правом.

Статья 13 - Административные сборы

1. Каждое государство-участник должно обеспечивать, чтобы административные расходы в связи с приобретением, сохранением, утратой гражданства, восстановлением в гражданстве или выдачей свидетельства о гражданстве были разумными.

2. Каждое государство-участник должно обеспечивать, чтобы административные расходы, вызванные административным или судебным обжалованием, не представляли собой препятствие для заявителей.

Глава V - Множественность гражданств

Статья 14 - Множественность гражданств в силу закона

1. Государство-участник должно разрешать:

a) детям, автоматически приобретшим различные гражданства при рождении, сохранять эти гражданства;

b) своим гражданам иметь иное гражданство, если это гражданство приобретено автоматически в силу заключения брака.

2. Сохранение гражданств, упомянутых в пункте 1, подчиняется соответствующим положениям статьи 7 настоящей Конвенции.

Статья 15 - Иные возможные случаи множественности гражданств

Положения настоящей Конвенции не ограничивают право каждого государства-участника определять в своем внутреннем праве:

a) сохраняют ли или утрачивают гражданство этого государства-участника его граждане, которые приобретают или имеют гражданство другого государства;

b) является ли условием приобретения или сохранения его гражданства отказ от иного гражданства или его утрата.

О том, когда была принята конвенция о гражданстве, можно узнать из информационных источников права.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Норматив датирован 1997 годом и содержит в себе все принципы оформления, утраты, восстановления, множественности гражданства в странах, подписавших данный документ.

Преамбула

Общая характеристика конвенции о гражданстве, подписанной государствами в 1997 году, заключена в следующем:

  1. Осознание того, что каждый человек имеет право на гражданство.
  2. Объединение документов, касающихся получение подданства, множества гр-в одновременно и допустимость отсутствия такового вообще.
  3. Признание интересов граждан разных государств.
  4. По мере возможного избежать увеличения показателей проживания без документов какой-либо страны.
  5. Применять законы во избежание какой-либо дискриминации.
  6. Уважение принципов законного бракосочетания.
  7. Уважение государств друг к другу в отношениях разного подхода к оформлению гражданства.
  8. Решение вопросов существования с несколькими действующими паспортами разных стран.

Общие вопросы европейской конвенции о гражданстве

Международная конвенция решает по сути вопросы касательно оформления гражданства в той или иной стране, а также то, как жить с двойным гр-вом, если возникает необходимость службы в армии или то, как позаботиться о правах ребенка того или иного государства.

Основной задачей документа считается установление диалога между странами относительно того, могут ли жители территорий спокойно передвигаться в границах иного государства, на каких правах может быть осуществлено временное проживание и на каких условиях может быть осуществлена перерегистрация человека качестве подданного иного гос-ва.

Видео: «Секреты закона о гражданстве РФ «

Определения

Участниками конвенции являются члены совета Европы. Действующая ратификация подписана Россией в 2012 году. Местом заключения конвенции в ее первоначальном виде стал Страсбург, датой – 6 ноября 1997 г.

Гражданство – связанность с определенной страной. Гражданин определенного государства должен иметь документы соответствующего образца исполнять свои обязанности перед страной во всех сферах и пользоваться правами полноправного подданного.

Не единственное гражданство – наличие действующих паспортов разных государств. Данная ситуация возникает, если страны между собой имеют международное соглашение о приемлемости двойного гражданства.

Внутреннее право – законодательная база страны, гражданином которой признается человек. Т.е. если на руках у лица российский паспорт, то он должен быть знаком с основами правовой системы своей Отчизны, соблюдать законы РФ и нести ответственность при нарушении правопорядка.

Принципы

Принципы конвенции в ее рабочем состоянии заключаются в том, что:

  1. Каждое государство должно иметь собственную законодательную базу, описывающую права и обязанности народа и властей в соответствии с международными соглашениями.
  2. Иные страны, являющиеся участниками конвенции должны уважительно относиться к источникам права государств-партнеров.
  3. Основной принцип заключен в том, чтобы предоставить каждому человеку в стране возможность получения гражданства.
  4. Без веских причин, описываемых внутренним правом и одобренным международными договоренностями, лишать человека права быть гражданином какого-либо государства запрещено. Т.к. основная задача конвенции позаботится о лицах без гражданства или не допустить такого итога.
  5. Наличие, отсутствие, смена, получение двойного гражданства одной половинкой супружеской пары никак не ведет к тому, что супруг/супруга вынужден будут следовать тем же путем.

Недискриминация

Вся сложность составленной конвекции в том, чтобы соблюсти интересы граждан по всевозможным критериям.

  1. Недопустимо использовать гражданство в целях ущемить кого-то по половой принадлежности, по роду занятий или же по принадлежности к национальной общине.
  2. Гражданство и национальность являются совершенно различными понятиями, а поэтому армянин по крови может иметь французское гражданство, а казах может быть легко гражданином Германии.
  3. Также в стране, где у человека есть гражданство, не могут запретить народные обычаи и традиции человека. В России, например, сделано все, чтобы сохранять национальные обряды и обычаи народов, численность которых уменьшается и стремится к исчезновению.

Основные положения

В правовой базе каждого государства должно быть предусмотрено получение гражданства лицами, которые:

  1. Были рождены на территории этой страны и имеют хотя бы одного родителя с местным паспортом.
  2. Стали усыновленными в момент своего безгражданства.
  3. Родились в пределах страны (были найдены в безгражданском состоянии) и не имеют при этом официальных опекунов.
  4. Были рождены и проживали в пределах страны более, чем пять лет, не получая при этом документов иного государства.
  5. Длительное время живут, участвуют в жизни страны, получают доход, приобретают недвижимость. Временные рамки и иные требования определяются внутренним правом каждого государства, но они не должны выходить за пределы десятилетнего интервала.

Помимо общих правил для получения подданства какого-либо государства должны быть предусмотрены и упрощенные пути получения паспорта для узкого круга лиц, в который входят:

  1. Дети граждан государства.
  2. Супруг/супруга подданного страны.
  3. Усыновленные дети гражданами иного государства.
  4. Лица, которые были рождены в пределах страны и проживают в нем длительное время.
  5. Инвесторы в экономику гос-ва.

Утрата в силу закона или по инициативе государства

Лишить человека гражданства нельзя, если на это нет одной из перечисленных причин:

По инициативе лица

По своему желанию утратить право на подданство государства можно только, если:

Конвенция запрещает удовлетворять желание граждан лишать себя гражданства, если в итоге человек останется без документов и поддержки какого-либо государства.

Восстановление

Восстановление в гражданских правах доступно, если человек проявляет на это собственное желание, проживает на территории страны, где раньше действовало гр-во и участвует в жизни государства.

Процедуры

Согласно европейской конвенции о гражданстве каждое государство, являющееся участником, подписавшимся под данным документом, должно обеспечить базу для обработки документов, связанных с оформлением подданства своей страны, изменением гражданства, восстановлением права называться гражданином конкретного государства.

Граждане, занимающиеся оформлением гражданских отношений должны иметь достаточную квалификацию и опыт.

Текст и смысл конвенции, которая была принята в 1997 году, работники ФМС должны знать в совершенстве.

Решения

Процедуры, связанные с гражданством, это прежде всего бумажная волокита.

  1. Каждый этап прохождения того или иного действа (получения подданства или же отказ от него) должен быть документально зафиксирован, внесен в соответствующую базу и сохранен.
  2. Гражданин о решении по вопросам гражданства должен быть оповещен в письменной форме с подробными пояснениями.

Право на обжалование

Двенадцатая статья в международном праве о конвенции гласит, что внутренние правовые порядки государств должны позволить человеку оспорить решение уполномоченных по вопросам оформления гр-ва в судебном порядке.

Право человека отстаивать свою правоту должно быть закреплено законодательно. Инструментами решения проблем с обжалованием может быть административный аппарат или судебная структура.

Административные сборы

В каждом государстве развита система налогообложения или сбора пошлин за те или иные операции, совершаемые гражданами.

Конвенция оговаривает, что плата за получение, отказ, восстановление гражданских отношений с государством не должна быть непосильной и не представлять собой основную причину для изменения планов.

Обжалование решения по гражданству также должно быть материально доступным.

Множественность

Получение нескольких гражданств также рассматривается международным правом.

  • Страны не должны препятствовать наличию документов двух подданств у ребенка, приобретшего право на них своим рождением от граждан определенных государств или на территории, не совпадающей с Родиной.
  • Право на двойную жизнь получают и лица, вышедшие замуж за иностранного гражданина, но по правилам, упомянутым внутренними нормативами.

гражданство островов Сент Китс и Невис

Как оформить гражданство островов Сент Китс и Невис в обмен на инвестиции?

Как получить гражданство Кипр? Узнайте здесь.

О том, возможно ли не отказываться от прежнего подданства в пользу иного государства по различным причинам, должно быть оговорено внутренним правом каждой страны, подписавшей конвенцию.

О двойном гражданстве человека должны быть оповещены все страны, к числу подданных которых относится гражданин.

Правопреемство государств

При правопреемственности государств должны быть соблюдены принципы данной конвенции, т.е. не должно быть допущено безгражданства или дискриминации в отношении какой-либо категории лиц.

При переходе прав и обязанностей одной страны к другому гос-ву, граждан прежнего пункта необходимо проанализировать по:

  1. Прочности связи со страной. Например, если человек уже долгие годы живет вне указанной территории, не проявляет своих гражданских позиций и не участвует в экономической жизни, то новое гражданство страны-приемника может быть не выдано.
  2. Постоянному месту жительства за последние несколько лет.
  3. Желанию человека становиться гражданином страны-приемника.
  4. Наличию предков, кровных родственников или оснований происхождения, дающих право на гражданство.

Урегулирование путем заключения международных соглашений

При возникновении необходимости преемственности обязательств другой страны должны быть заключены международные соглашения со всеми заинтересованными государствами относительно гражданства и вопросов, возникающих с ним.

Норматив устанавливает следующие права граждан, не имеющих гражданство страны, перешедшей к иному государству:

  1. Человек, проживающий постоянно на территории страны по виду на жительство или на основании временного разрешения, и после процедуры правопреемства государств имеет право оставаться уже в обновленном пункте пребывания.
  2. Лица, оказавшиеся без гражданства, но имеющие длительный опыт проживания в стране после перехода прав к государству-приемнику, наделяются экономическими и социальными правами.
  3. Внутренним правом принимающей стороны может быть закреплено, что граждане, оставшиеся без местного гражданства не вправе занимать административные посты, предполагающие руководство или влияние на какую-либо сферу жизни государства.

Воинская обязанность

Воинская обязанность в случае когда у человека паспорта двух или более государств-участников производится по таким принципам, как:

  1. Военнообязанный гражданин идет по призыву на армейскую службу в том государстве, где он постоянно проживает и имеет гражданство.
  2. Человек, имеющий несколько гр-в, до исполнения 19-ти лет вправе самостоятельно выбрать вооруженные силы какого государства он будет представлять. Срок службы должен быть не меньше того, что в других странах, соблюдающих данную конвенцию.
  3. Если гражданин одного из государств, чье гражданство он имеет среди прочих, отслужил в рядах ВС, то он считается исполнившим свою обязанность призывника-срочника и в других подданствах.
  4. В случае наступления мобилизации армейских сил, человек будет призван в армию страны, чье гражданство он имеет и на территории которой проживает постоянно.

Сотрудничество между государствами-участниками

Совет Европы по вопросам соблюдения конвенции по гражданству должен обладать полной информацией относительно внутреннего права каждого государства, подписавшего данный документ.

Как оформить гражданство новорожденному через Госуслуги? Узнайте тут.

Кто решает вопросы гражданства в РФ? Читайте далее.

Внутренним правом стран должно быть определено, что государства должны содействовать между собой в рамках данного соглашения, с целью обеспечения принципов заложенных в него.

Страны, участвующие в исполнении конвенции, должны иметь инструменты сотрудничества и урегулирования вопросов гражданства людей.

Применение

Применение конвенции не должно противоречить иным международными соглашениям между странами-участниками в отношении гражданства (примером может стать конвенция о гражданстве замужней женщины от 1957 г.).

В то же время основы конвенции не затрагивают сферу применения документов, направленных на обеспечение граждан гражданскими правами и обязанностями как в рамках одного государства, так и на международной арене.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Ключевые данные
Тип договора Конвенция , международный договор
Подпись 6 ноября 1997 г.
Место подписи Страсбург , франция
Вступает в силу 1 - й March 2 000
Условие Три ратификации
Подписавшие 29 стран
Запчасти 21 страна
Депозитарий Генеральный секретарь Совета Европы
Языки Английский , французский

Европейская конвенция о гражданстве в Совете Европы была открыта для подписания и ратификаций 6 ноября 1997 г. .

Резюме

Принятие, подписание и ратификация

Общий процесс

Соглашение было заключено и подписано 6 ноября 1997 г. , в Страсбурге , Франция . Конвенция вступила в силу 1 - й March 2 000 .

Содержание

Основные положения

Государства должны предоставлять свое гражданство детям своих граждан и лицам без гражданства, родившимся на их территории (статьи 6-1 и 6-2), и содействовать приобретению их гражданства для членов семей своих граждан или лиц, проживающих на их территории. свою территорию, свою территорию (статьи 6-3 и 6-4). Государства могут лишить гражданина гражданства в различных случаях при условии, что он не станет лицом без гражданства (статьи 7 и 8).

Читайте также: