Переселение чеченцев на территорию османской империи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Согласно данным, в общей сложности из Терской области было вывезено 4983 вайнахских семейств. Из этого числа в 60-70-х гг. того же столетия на родину возвратилось 5857 чеченцев, часть чеченцев вернулась чуть позже - после войны 1877 - 1878 гг. По не уточненным данным (по состоянию на 2002 г.) численность чеченской общины Турции доходит до 25 000 человек.

В 1935 году в Турции был принят закон, согласно которому нетурецким народам запрещалось говорить на родном языке. Это привело к ускорению отуречивания иноязычного населения.

Чеченские поселения в Турции:

Провинция Муш: Багичи, Бозкурт,Чёгюрлю, Арынч, Кыйыбаши, Тепекёй, Улусырт, Серинова
Провинция Сивас: Алачайыр, Джанабдал, Демиркёпру, Кахвепынар, Казанджик, Юкарыхюйюк
Провинция Кайсери: Ашагыборандере, Шешен-Джамботей
Провинция Кахраманмараш: Алтын-Яйла, Чардак, Гюджюксу
Провинция Адана: Агачлы,Анаварза, Дикилиташ
Провинция Йозгат: Каралык, Кесиккёпру
Провинция Карс: Айдыналан,Исламсор,Йенигази
Провинция Чанаккале: Чынардере

Наиболее известные чеченцы Турции:

Сераскир Хаджи-Хасан-паша Чечен-оглы (1766 - 1829) - генерал турецкой армии с 1826 года по 1827 год, комендант г. Анапы. Чечен-оглы - первый чеченский генерал. Правитель одной из провинции Турции.

Махмуд Шевкет Паша (1856-1913) - видный турецкий государственный и военный деятель, первый генералиссимус Турции. Махмуд Шевкет-Паша из числа потомков первых чеченских переселенцев - мухаджиров.

Мухаммад Саид Шахин Бей (1877-1920 гг.) родился в г. Антеп, Сегодня город называется Гази-Антеп. Это означает: Город герой. Городу дали этот почетный титул в честь Мухьаммада Са1ида который не щадя своей жизни защищал Антеп.

Довхан Гюреш - генерал-армии, был командующим Турецкой армии в начале 90-х годов XX века, с 1994 года депутат Парламента Турции. Мать Довхан Гюреш- Нурег1аз дочь Субри - родной дочери Кунты-Хаджи Кишинского.

Абдуллатиф Шенер (1954) - турецкий политик. Был министром финансов Турции с 1996 по 1997 год и заместителем премьер-министра с 2002 по 2007 год, при премьер-министре Реджепе Тайипе Эрдогане.

Как и когда чеченцы поселились в Турции, как к ним относятся турки

Турция может похвастать одной из самых крупных чеченских общин за пределами собственно Чечни. Что же тянет нохчий на брега Босфора в Хункар-Мохк (так чеченцы традиционно именуют Турцию) и как они вообще здесь впервые появились?

Итак, вайнахи и османы познакомились друг с другом еще в средние века. Турки оказали определенное культурное влияние на Чечню. Например, среди нохчий встречается мужское имя Хункар-паша (турецкий паша). Османская империя стала одной из держав, благодаря которой на Северном Кавказе закрепился суннитский ислам.

Главная грозненская мечеть построена по турецкому образцу Главная грозненская мечеть построена по турецкому образцу

Один из чеченских тайпов, Туркой, по старинному преданию, имеет турецкие (тюркские) корни.

Сегодня в Турции живет несколько десятков тысяч этнических чеченцев. Большая часть из них - потомки двадцати тысяч мухаджиров, что покинули родину сразу после Кавказской войны и перебрались в Османскую империю.

Чеченцы-мухаджиры тогда основали в Турции несколько десятков собственных селений близ Сиваса (ныне - побратим Грозного), Диярбакыра и других мест. А позже их потомки обосновались в крупных городах - Стамбуле, Измире, Анкаре, Анталии, Ялове и других.

Вторая волна чеченцев прибыла в Турцию уже в 1990-е годы - то были беженцы от чеченских войн. Кроме того, в Турции, как более тихой и перспективной стране, также осели и некоторые иорданские чеченцы - потомки еще одной партии вайнахских мухаджиров XIX-го столетия.

Также в последние годы немало молодых чеченцев из Чечни учится в турецких вузах. И, удивительный факт, обзаводятся жильем на турецкой земле и пожилые чеченцы из Западной Европы - Австрии, Германии, Франции, Норвегии.

Почему же так?

Чеченцам весьма импонирует факт, что турки - их единоверцы, мусульмане-сунниты. Потому нохчий считают, что жить здесь мусульманину гораздо лучше, нежели в Западной Европе.

Чеченцы не замечают в Турции никакой дискриминации по национальному или религиозному признаку. Турки весьма уважают чеченцев - как единоверцев, сильных и смелых людей, истинных воинов, настоящих мусульман.

Плюс для чеченцев в Турции к родине поближе - на машине через Грузию можно всегда доехать.

По чисто экономическим причинам чеченцам Турция тоже весьма нравится - страна быстро растет в производстве, а жизнь здесь все равно намного дешевле, чем в той же Европе.

Чеченцев сегодня можно встретить в Турции повсюду - в бизнесе, среди водителей такси, врачей, учителей, гидов, тренеров и спортсменов.

Любопытно, что очень долго в Османской империи и Турции истинную национальность респондента при переписи особо не указывалась - всех записывали поддаными султана, затем - просто турками. Потому сколько именно ныне на турецкой земле живет чеченцев - сказать крайне сложно. Есть мнение, что до ста тысяч душ.

Среди наиболее известных турецких чеченцев - великий визирь Османской империи XIX-го столетия Махмуд Шевкет-паша, народный герой турок Шахин Бей, полководец-генерал Довхан Гуйреш, знаменитый молодой футболист с говорящей фамилией Тимо Чечен.

Отмечу, что абсолютно равнодушные к западным санкциям турецкие предприниматели тоже активно работают в экономике Чечни. В Чеченскую Республику нередко приезжают с официальными визитами турецкие звезды сериалов, как например, Бурак Озчивит.

Кавказская война девятнадцатого столетия, продлившаяся почти полвека, вызвала отъезд коренного населения в Османскую империю — так называемое мухаджирство, то есть выезд мусульман из недружественного окружения в мусульманскую страну. Процесс этот был болезненным для кавказских народов и вызвал долгий демографический спад.

В самом конце XVII века на Северном Кавказе разразилась эпидемия чумы, которая унесла много жизней. Но сколько именно — доподлинно неизвестно. Историки указывают, что на убыль населения также влияли междоусобные войны и продажа людей в рабство.

Отношение Российской империи

В правительстве Российской империи относились к массовому переселению мусульман (мухаджирству) по-разному. При правлении императоров Александра I и Николая I – отрицательно. По-видимому, в это время еще была жива надежда, что воинственные горцы смирятся. О фактах исхода магометан докладывали на самый верх, и власти пытались предотвратить такие случаи. Но после прихода к власти императора Александра III политика в отношении мухаджирства горцев изменилась.

Русские власти способствовали эмиграции горцев, были случаи откровенного притеснения местных, переселение их из горных районов на равнины, стеснение в земельных наделах. Туда, где еще вчера жили ногайцы или адыги, заселяли казаков.[С-BLOCK]

Главнокомандующий отдельного кавказского корпуса князь Александр Иванович Барятинский писал в докладах, что занятие горной местности казаками – единственная мера для утверждения российской власти на западном Кавказе. Таким образом, в конце войны власти Российской империи стало поддерживать и даже пропагандировать отъезд магометанского населения к османам.

Роль Османской империи

Увы, не все добирались до вожделенных земельных наделов. Многих обманывали, а некоторые голодали и погибали в пути от безденежья и болезней.

Сколько же людей уехало в те годы?

Сам генерал Ермолов докладывал властям, что к османам эмигрировали 350 000 горцев. Советский ученый Владимир Кубазан подсчитал, что только с 1863 по1864 год к османам из Кубанской области уехало 398 000 абазинов, адыгов и ногайцев.

А востоковед и археолог Адольф Берже оценивал эмиграцию мусульман в 500 000 человек, Согласно его данным, с 1859 по 1865 год с Кавказа к османам эмигрировало 385 000 адыгов, в том числе 166 000 шапсугов, 75 000 убыхов, 45 000 натухайцев, 30 000 абазинцев, 27 000 абадзехов, 15 000 тимергоевцев, мохошевцев и егерукаевцев, 12 000 джигатов, 11 000 бжедугов, 4 000 бесленеевцев. Кроме этого, уехали 31 000 прикубанских ногайцев, 23 000 чеченцев, 17 000 кабардинцев. Эти данные не учитывали тех кавказцев, которые бежали позднее, и тех, кто уезжал без регистрации.

Так что, мухаджирство во время Кавказской войны оказалось самым значительным оттоком населения с Северного Кавказа, которое оказало негативное воздействие на народы и надолго затормозило рост населения в Северокавказском регионе. А потомки мухаджир до сих пор живут в некоторых провинциях Турции и в странах Ближнего Востока.


Лорис-Меликов М.T. - Начальник Терской области (1863-1875гг.)

Лорис-Меликов М.T. - Начальник Терской области (1863-1875гг.)

"Очень плохо Михаил Тариелович относился к карабулакам, которых практически полностью выселил в Турцию, и к чеченцам, память о которых у него еще была жива со времен Кавказской войны.
По мнению М.Т. Лорис-Меликова, карабулаки вообще были не способны принять какую-либо гражданственность. В связи с этим им никаких условий не ставилось, они должны были поголовно выселиться в Турцию". (Ибрагимова З.Х., "Сборник статей. Северный Кавказ. Время перемен. (1860-1880гг.)", Москва, 2001г.)

Начальник Терской области Лорис-Меликов М.Т. отмечал, что "1800 семейств карабулаков остались без земли, большая часть их проживает с 1860г. во временном отводе между казачьими станицами на 2-х тысячах десятин, другая же часть горцев разбросана по ущельям 2-го Владикавказского полка по аулам Чечни и даже Кабарды; в таком положении племя это существовать не может и никакие, даже жестокие, меры не остановят его хищнические наклонности".
В целях усиления переселенческих настроений распускались слухи о том, что власти будут обращать горцев в христианскую веру, брать на военную службу, отбирать у них оружие, землю, облагать огромными налогами и пр.
Распускались также слухи, что высланный в действительности в Новгородскую губернию в 1864г. Кунта-Хаджи якобы добровольно переселился в Турцию. Поверив этим слухам, значительная часть зикристов изъявила желание переселиться вслед за устазом. Генерал Кундухов писал: "В Большой же Чечне, по-моему, необходимо двинуть брата Конты (Кунта-Хаджи), с ними пойдут все зикристы, и это было бы очень хорошо во всех отношениях. Я послал к нему, чтобы он поскорее выступил со всеми своими родственниками. "

Базоркин М.М., "Дорога заговора и крови. Посвящается 100-летию выселения вейнахов в Турцию", Грозный, 1965г.



IУСМИ САIДУЛЛА (Бетиг СаIдола, Саадола, Сайдулла Усманов, Саибдула) — житель аула Нурикой, представитель общества Дишний, по другим данным – Нихалой.
Наиб Гехинского округа. Мудир Малой Чечни.
В 1858г., поссорившись с Шамилем, переходит на сторону царских войск, участвует в военных действиях по завоеванию гор Нашхи и Галашек.
В Терской области наиб Урус-Мартановского участка Чеченского округа. Майор.
В 1865г. вместе с начальником Чеченского округа генерал-майором Мусой Кундуховым возглавил переселение 22,5 тыс. вайнахов в Турцию.

Айдамиров Абузар, "Долгие ночи"
". Из чеченцев, по распоряжению турецкого правительства, сформировали в Диарбекире конный полк в тысячу человек.
Полковым командиром был назначен Шамхал-бек Цугов, племянник Алихана Цугова, бывшего орстхоевского старшины."

В 1973г . от 80-летнего жителя села Бамут Макшарипа Сосланбековича Вельхиева записал И. Дахкильгов.

Читайте также: