Философские взгляды на семью ильина кратко
Обновлено: 05.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
И.А.ИЛЬИН О РОЛИ СЕМЬИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Государство начинается с семьи. Какова семья, такое и государство. Сегодня мы находимся в таком кризисе, что можем спастись лишь чудом. Но это чудо возможно лишь при возрождении духовности, а духовность присутствует лишь там, где есть вера и любовь. Вот два начала, на которых держалась во все века русская семья.
В настоящее время, к сожалению, многие семьи в России переживают кризис, значительно увеличилось количество разводов, неполных и неблагополучных семей. Низкий уровень рождаемости, увеличение числа абортов, количества незаконнорожденных детей - все это характерные черты современной действительности. Кроме того, растет число детей, которые стали социальными сиротами из-за пьянства или наркомании своих биологических родителей. В такой ситуации необходимо признать, что микроклимат многих семей нуждается именно в духовно-нравственном обновлении. В связи с этим, на наш взгляд, очень актуальны работы русского философа и педагога, профессора И.А. Ильина. Долгое время его работы были недоступны русскому читателю, сегодня его духовное наследие возвращено на родину.
Неумение родителей передать духовный опыт детям ведет к оскудению человеческой духовности. Семья в то же время есть школа душевного здоровья, выработки уравновешенного характера, развития творческой предприимчивости. Воспитать ребенка – значит заложить в нем основы характера, выработать готовность к участию в общественной деятельности и сформировать способность самовоспитания. Ученый определил задачи семьи в развитии у детей чувства соборности:
духовно-религиозное воспитание, пробуждающее к истинной внутренней свободе;
знание истории своего народа;
развитие чувства собственного достоинства;
Ученый считал, что свобода, вера, любовь и творчество являются смыслом существования каждой духовно развитой личности.
Иван Александрович Ильин в своих научных исканиях неоднократно обращался к проблемам семьи, семейного воспитания, к проблемам духовного обновления как цели воспитания и образования человека. Он и сам отмечал эту особенность своего творческого мышления, когда отдельные уже написанные работы он откладывал и через несколько лет, а то и десятилетий обращался к этой же проблеме, в какой-то мере заново. При этом прежние рассуждения дополнялись и обогащались новыми мыслями, новыми подходами и новыми выводами.
При изучении творчества И.А. Ильина необходимо помнить, что большая часть его работ была подготовлена в период вынужденной эмиграции. Предвидя, что большевизм исчерпает себя, философ писал о России и для России, в расчёте на её будущее постсоветское развитие, где и его труды могут быть востребованы. Имея на сей счёт чёткую позицию, И.А. Ильин в 1949 г. в письме на имя редактора сборника "День русского ребенка" писал: "Теперь мне 65 лет, я подвожу итоги и пишу книгу за книгой. И мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России" [1, С.365]. Спустя сорок с небольшим лет надежды ученого начинают сбываться и его труды с 1990-х гг. стали не только публиковать, но и внимательно изучать на родине.
Сегодня, когда круг читателей и исследователей творческого наследия Ильина постоянно расширяется, все большее число россиян имеют возможность убедиться, что один из выдающихся философов Русского Зарубежья во многих своих подходах к решению насущных, жизненно важных проблем России удивительно современен. Его провидческий дар обозначил многие болевые точки сегодняшней России. Среди этих болевых точек, обозначенных ученым, находится и проблема семьи, и семейного воспитания. В научном сообществе проблемами семьи занимаются философы, демографы, социологи, медики, педагоги, представители других смежных наук. В предлагаемой статье мы ограничимся рассмотрением взглядов выдающегося мыслителя Русского Зарубежья с позиций философско-педагогического знания.
Педагогические воззрения И.А. Ильина по многим позициям совпадают с воззрениями других мыслителей Русского Зарубежья. Оказавшись в вынужденной эмиграции, российские педагоги и ученые стремились сформировать в российской диаспоре такую систему обучения и воспитания, которая позволила бы в среде новых поколений русских, родившихся за пределами исторической родины, воспитать патриотов России. Поэтому, например, тезис И.А. Ильина о том, что первые три-четыре года ребенок должен учиться говорить только по-русски, и лишь на четвертом году его можно учить иностранным языкам, относился в большей степени к задачам педагогики Русского Зарубежья. Для детей родившихся в России, где государственным языком является русский, более актуальным является умение говорить на русском языке правильно.
В творческом наследии И.А. Ильина есть и работы, посвященные педагогическим проблемам постсоветской России. Достаточно напомнить, что одна из его работ, относящаяся к 1953 г., носит название "О воспитании в грядущей России". Еще в одной из его основополагающих работ "Путь духовного обновления" целая глава носит название "О семье". Рассматривая проблему семьи, ученый характеризует эту ячейку общества как первый естественный и в то же время священный союз, который люди, его основавшие, призваны строить на любви, доверии и свободе с тем, чтобы научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - Родине и государству.
Как философ, стремящийся обозначить коренную суть любой привлекшей его внимание проблемы, И.А. Ильин, рассматривая вопросы семьи и брака, выдвигает концепцию двух семей в жизни каждого человека.(1, с.142) Свою концепцию он обосновывает следующим образом: маленький человек появляется на свет в семье, которую он сам не создавал. Ребенок входит в семью, созданную его отцом и матерью, одним своим рождением и задолго до того, как он осознает себя и окружающий мир. Таким образом, ребенок, по мнению И.А. Ильина, получает эту семью как некий дар судьбы. Эту судьбу он не может изменить или отклонить, ему, по сути, остается принять её и нести через всю свою жизнь.
Феномен семьи учёный видел и в том, что двум её создателям для выполнения важнейшего предназначения - стать продолжателями рода человеческого - требуется минимальное физическое здоровье при достижении половой зрелости. Указывая на этот парадокс, И.А. Ильин отмечал, что утонченнейшее и ответственнейшее предназначение семьи по воспитанию детей почти всегда недооценивается. Констатируя известные факты об окружающем мире людей, который таит в себе "многое множество личных неудач, болезненных явлений и трагических судеб" И.А. Ильин делает вывод о том, что подобное "множество личных неудач" происходит в тех семьях, где родители, дав детям плотское существование, "не сумели дать им духовного опыта, этого целительного источника для всех страданий души". Во многих работах И.А. Ильина речь идёт о формировании таких качеств в детских душах, которые смогут открыть им путь к любви, к внутренней свободе, вере и совести, т.е. ко всему тому, что составляет "источник духовного характера и истинного счастья".
Актуально сегодня звучат и выводы И.А. Ильина о проблеме непрочных семей, заслуживает внимания как анализ причин распада семей, так и возможные пути преодоления этой негативной тенденции. Рассуждая о непрочных семьях, где возникает некая "пропасть между родителями и детьми", ученый полемизирует с теми, кто считал, что история спешит, старое стремительно старится, и каждое следующее десятилетие несет людям новое и неслыханное. Он пишет, что "все это говорится так, как если бы духовные основы жизни тоже подлежали веянию моды и технических изобретений" [2, С.145].
И.А. Ильин видит проблему "отцов и детей" совсем иначе. По его мнению, семья распадается не от "ускорения исторического темпа", а в связи с "заболеванием и оскудением человеческой духовности и в особенности духовной традиции". Сравнивая семью с целым "островом духовной жизни", ученый считал, что если семья этому понятию не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью, пишет И.А. Ильин. Великие крушения и исчезновения народов возникают, как считал ученый, из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи. [2, С.145-146]
Современная действительность преподносит нам многочисленные факты распада семей. Статистика свидетельствует, что в крупных городах на 100 браков приходится до 70-80 разводов. Курс на укрепление семьи, прежде всего её духовных и материальных основ, взятый нынешним российским руководством, лишнее подтверждение правильности выводов и оценок русского философа, сделанных более семидесяти лет тому назад.
И.А. Ильин, оценивая значение семьи для духовного воспитания ребенка, размышляет и о вкладе семьи в становление ребенка как потенциально активной личности. Семья в творческом наследии мыслителя выступает первоосновой таких понятий, как отечество, родина, нация, как лоно естественной человеческой солидарности. В эмиграции, И.А. Ильин имел возможность наблюдать и анализировать жизнь российской диаспоры. По многочисленным публикациям прессы, научным работам он также имел возможность знакомиться с жизнью и воспитательными процессами в СССР.
Предвидя, что власть большевиков исчерпает себя, ученый значительное число своих трудов посвятил будущему развитию постсоветской России. События 1917 г. и последующее развитие страны он рассматривал как великую трагедию в первую очередь русского народа, а также и других народов, населявших Россию. В своем творчестве ученый устремлен в прогнозирование будущего России. В этих прогнозах и размышлениях немалое место занимает и проблема воспитания. Оно, по мнению мыслителя, должно быть обязательно национальным. Ильин считал, что национальное в человеке определяется "укладом его бессознательной духовности", его национальным "инстинктом". Понимание своих национальных корней закладывается, формируются и закрепляется в детстве. И воспитание детей, по мысли Ильина, есть пробуждение их "бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту". Ученый пишет, что для воспитания ребенка необходимо создать такие условия, чтобы все прекрасные предметы, которые впервые пробуждают дух ребенка и вызывают в нем "умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству были национальными". [2, С.202]
В развитие идеи национального воспитания И.А. Ильин пишет, имея в виду в большей степени детей, оказавшихся в диаспоре, чтобы дети молились и думали русскими словами, чтобы они почувствовали в себе "кровь и дух своих русских предков", чтобы они приняли "всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа", а их душа отзывалась бы трепетом и умилением "на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей". Обратим внимание на такой нюанс в рассуждениях учёного как молитва, в которой он видел "сосредоточенную и страстную обращенность души к Богу". В сочетании слов "молились и думали" на первом месте стоит молитва. Для учёного, получившего традиционное для досоветской эпохи воспитание, понимание молитвенного обряда впитывалось, что называется с молоком матери, для поколений сегодняшних россиян, это, по сути, утраченная традиция (для большинства), которую нужно восстанавливать. И.А. Ильин, рассуждая об этих аспектах воспитания, отмечает, что, получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, "русские дети, где бы они не находились, развернутся в настоящих и верных русских людей" [2, С.202]. Эти идеи и выводы ученого стали актуальными после распада СССР, когда за пределами России оказалось свыше 25 млн. этнических русских.
В концепции семейного воспитания И.А. Ильина много внимания уделяется проблеме детства. То, что выйдет из человека в дальнейшей его жизни, определяется в его детстве и притом "самим этим детством". Уточняя этот вывод, философ отмечает, что существуют врожденные склонности и таланты, но их судьба (разовьются ли они или погибнут), если они расцветут, то, как именно, - определяется в раннем детстве. Исходя из этого положения, И.А. Ильин называет семью "первичным лоном человеческой культуры".
Формирование личности в семье может дать максимальные результаты, если родители сумели не только дать ребенку жизнь, но и открыть ему "путь к любви, к внутренней свободе, вере и совести, т.е. ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья" [2, C.144]. Бывают эпохи, отмечал православный философ, когда духовное начало "начинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это эпохи распространяющегося и крепнущего безбожия и приверженности к материальному, эпохи бессовестности, бесчестия, карьеризма и цинизма" [2, C.144].
Развивая эти выводы, И.А. Ильин в ряде работ рассматривает вопросы и пути духовного обновления человека. Один из главных путей духовного обновления он видел в постановке воспитательных задач, возвращении воспитания как важной сферы жизнедеятельности общества к тем истокам, освященным многовековыми традициями, которые оказались или забытыми, или в значительной мере запущенными в нашу эпоху. По мнению Ивана Александровича, для успешного решения воспитательных задач необходимо в детском инстинкте будить духовное начало, приучать ребенка к чувству ответственности, укреплять в нем это чувство [2, C.385]. Под детским инстинктом ученый подразумевал развивающиеся природные силы ребенка, которые выступают как природный источник развития.
В концепции семейного воспитания И.А. Ильина большое внимание уделяется первым годам жизни детей. По его мнению, самое большое значение имеют первые пять-шесть лет в жизни ребенка. В следующее за этим периодом десятилетие от шести до шестнадцати лет, считает мыслитель, многое завершается в формировании человека чуть ли не на всю жизнь [2, С.157].
Мы уже отмечали, что специфичной чертой философских исканий И.А. Ильина является то, что большая часть его творческого наследия была подготовлена и опубликована в период жизни за рубежом, однако это не мешало ему внимательно следить за развитием событий в СССР, что позволяло ему видеть болевые точки советской действительности. Одной из таких болевых точек он считал семью. В ряде работ И.А. Ильин пишет о разрушении семьи в большевистской России и размышляет о возможных путях формирования в будущем духовно здоровой семьи. Такая семья должна основываться на вековых традициях русского народа, освященных верой в Бога.
Опираясь на традиции национального воспитания, И.А. Ильин считал, что ребенка надо приобщить к Божественному счастью на земле как можно раньше. Воспитатель, а в первые годы после рождения это мать и отец, должен, как считает мыслитель, пробудить при первой же возможности детскую душу лучом Божественной благодати и красоты. Пробуждение детской души начинается уже с ласкового взора и голоса матери. В окружающем мире, отмечал И.А. Ильин, есть чудесное сочетание красок разнообразно богатых, нежных и безупречно богатых для вкуса. Их надо показать ребенку еще на этапе, когда он полон естественной доверчивости и богат первозданной чистотой. Есть много простых и нежных мелодий в различных колыбельных, свадебных, хороводных и других народных песнях, посвященных обрядовым и житейским традициям. Мать, поющая их своему ребенку в колыбели, уже этим пением начинает его истинное воспитание.
В работах И.А. Ильина разбросано много оригинальных примеров о том, как раскрыть перед ребенком богатство и разнообразие окружающего мира. Не обязательно, например, трехлетнему ребенку объяснять сложную и таинственную целесообразность явлений природы. Достаточно, чтобы он заметил то совершенство, которое мы находим в окружающем мире. Пусть ребенок залюбуется красотой цветов или бабочек, вглядится в величавые и легкие, а иногда грозные, облака в небе, вслушается в переливы жаворонка, трель соловья, всмотрится в добродушную задумчивость коровы, оценит своевольный ум коня и изящество кошки.
Отметим в дополнение к этим рассуждениям ученого, что верующим родителям, воспитывающим ребенка в традициях православной культуры, не трудно объяснять маленькому "почемучке" изящную и таинственную целесообразность, заложенную в окружающем нас многообразии природы. Не вдаваясь в трудные и сложные с позиции естественнонаучного знания объяснения, верующий человек объяснит всю сложную целесообразность в окружающем ребенка мире Божьим промыслом.
В воспитательном процессе важное значение И.А. Ильин придавал раннему научению детей таким общечеловеческим качествам, как умение чувствовать чужое страдание, стыдиться зла, делать добро окружающим, жалеть их, помогать нуждающимся. После пяти-шести лет, считал И.А. Ильин, ребенок должен узнать о героях своей страны и влюбиться в них. Он должен научиться "стоять" с ними в одном ряду, мысленно бороться, добиваться победы и не искать награды. Надо, считал И.А. Ильин, чтобы ребенок научился вместе с Пушкиным благодарить Бога за то, что родился русским, а с Гоголем - дивиться гениальности русского языка.
В своих работах И.А. Ильин неоднократно обращался к традициям и героям русских народных сказок, рассматривая этот пласт национального культурного наследия как важнейший источник воспитания детей. Ученый считал, что в сказках "как в недрах Земли есть свой огонь и своя наковальня. где лежат туго стянутые узлы национального характера, где под сотней железных столбов страдает, борется, ждет своего спасения народная душа" [3, С.34].
Рассуждая о народных сказках, И.А. Ильин не скупится на яркие образные сравнения и сам иногда на миг превращается в доброго мудрого русского сказочника. Он позволяет в трудах, посвященных русской сказке, отойти от строго научных обобщений и сам допускает рассуждения и сравнения, свойственные русской народной сказке. Сказка есть народная тема для личного сновидения, и тема эта словно говорит человеку: "Вот она я, возьми меня, и я приснюсь тебе на твой собственный лад". "Тем самым,- писал И.А. Ильин, - сказка подобна мифу, народной песне, узору для вышивки, резьбе или архитектурному орнаменту" [3, С.35]. Формирование личности в семье может дать максимальные результаты, если родители сумели не только дать ребенку жизнь, но и открыть ему "путь к любви, к внутренней свободе, вере и совести, т.е. ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья" [2, С.144].
Поиски подходов к организации воспитания в период детства, приводят философа к размышлениям и обобщениям глобального масштаба. Бывают эпохи, отмечал православный философ, когда духовное начало "начинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это эпохи распространяющегося и крепнущего безбожия и приверженности к материальному, эпохи бессовестности, бесчестия, карьеризма и цинизма" [там же]. Каковы пути выхода общества из подобного состояния. В творческом наследии И.А. Ильина есть понятие "предметность". Это понятие православный философ рассматривает по нескольким основаниям, в том числе и с позиций концепции семейного воспитания.
"Воспитать к предметности,- писал учёный,- значит, во-первых, вывести человеческую душу из состояния холодной индифферентности и слепоты к общему и высшему; открыть человеку глаза на его включенность в ткань мира, на ту ответственность, которая с этим связана, и на те обязательства, которые из этого вытекают; вызывать в нем чутье и вкус к делам совести, веры, чести, права, справедливости, церкви и родины". "Кто бы я ни был, - отмечал И.А. Ильин, - от крестьянина до ученого, от министра до трубочиста, - я служу России, русскому духу, русскому качеству, русскому величию; не "маммону" и не "начальству"; "не личной похоти" и не "партии"; не "карьере" и не просто "работодателю"; но именно России, её спасению, её строительству, её совершенству, её оправданию перед Лицом Божьим" [1, С.183].
Мысливший государственными категориями, И.А. Ильин, рассуждая о будущем России, считал, что стране "нужна ответственная идея на десятилетия, на века". Эта идея, по мысли Ивана Александровича, должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная. Её он видит в идее воспитания в русском народе национального духовного характера [4, С.457-458]. Мы, писал он, должны растить и углублять русский национальный духовный характер в самих себе, и в других, и в наших детях. В этом залог спасения, знамя спасения и утверждения на много десятков лет, на сотни лет вперед. В этом творческая идея нашего будущего, в этом критерий нашего успеха [Там же].
Знакомство с трудами ученого убеждает, что Иван Александрович Ильин был и до конца дней своих оставался патриотом своей Родины. Он и в изгнании не переставал думать и писать о России, о русском народе, способном, по его мнению, преодолеть выпавшие на его долю после 1917 г. испытания. Возрождение традиций религиозного воспитания, на наш взгляд, может стать продуктивным направлением этого преодоления.
Кадневский Валерий Михайлович, доктор педагогических наук, профессор Омского государственного университета (Омск)
Кожевников А.А., аспирант Омского государственного университета (Омск)
1. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т., т. 2, кн. 2, - М., 1998
2. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т., т. 1, - М., 1996
3. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т., т. 6, - М., 1997
4. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т., т. 7, - М., 1998
Правильно ли мы понимаем, что значит вера, любовь и свобода, совесть, семья, совесть, долг? В этой книге Иван Ильин, один из известных мыслителей русского зарубежья, размышляет о самом важном для человека.
Значение семьи
Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе; научиться в нем первым совестным движениям сердца; и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения — родине и государству.
Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир.
Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак по самому существу своему возникает из выбора и решения; а ребенку не приходится выбирать и решать: отец и мать образуют как бы ту предустановленную для него судьбу, которая выпадает ему на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить, — ему остается только принять ее и нести всю жизнь.
То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары; но судьба этих склонностей и талантов, — разовьются ли они в дальнейшем или поблекнут и если расцветут, то как именно,— определяется в раннем детстве.
Вот почему семья является первичным лоном человеческой культуры.
Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отечески-материнской семьи, или как бы живым символом ее семейственного духа.
Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец. […]
На самом же деле тут все обстоит совсем иначе. Окружающий нас мир людей таит в себе многое множество личных неудач, болезненных явлений и трагических судеб, о которых знают только духовники, врачи и прозорливые художники; и все эти явления сводятся в последнем счете к тому, что родители этих людей сумели их только родить и дать им жизнь, но открыть им пути к любви, к внутренней свободе, вере и совести, т. е. ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья, не сумели; родители по плоти сумели дать своим детям, кроме плотского существования, только одни душевные раны, иногда даже сами не замечая того, как они возникали у детей и въедались в душу; но не сумели дать им духовного опыта, этого целительного источника для всех страданий души…
И вот главным условием такой семейной жизни является способность родителей ко взаимной духовной любви. Ибо счастье дается только любовью глубокого и долгого дыхания; а такая любовь возможна только в духе и через дух.
О духовно здоровой семье
Напрасно думать, что духовность доступна только людям образованным, людям высокой культуры. История всех времен и народов показывает, что именно образованные слои общества, увлекаясь игрою сознания и отвлеченностями ума, гораздо легче утрачивают ту непосредственную силу доверия к показаниям внутреннего опыта, которая необходима для духовной жизни. Ум, порвавший с глубиною чувства и с художественною силою воображения, привыкает обливать все ядом праздного, разрушающего сомнения; и поэтому оказывается в отношении духовной культуры не строящим, а разрушающим началом. Напротив, — у людей наивно-непосредственных эта разрушающая сила еще не начинает действовать.
Простая душа наивна и доверчива; может быть, именно потому она легковерна и суеверна и верит, где не надо; но зато самый дар веры у нее не отнят; а потому способна верить и там, где надо. […]
И вот в душном воздухе несогласной, неверной, несчастной семьи, в пошлой атмосфере бездуховного, безбожного прозябания — не может расцвести здоровая детская душа Ребенок может приобрести чутье и вкус к духу только у духовно осмысленного семейного очага; он может органически почувствовать всенародное единение и единство, только испытав это единство в своей семье; а не почувствовав этого всенародного единства, он не станет живым органом своего народа и верным сыном своей родины. Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому сердцу накаленный уголь духовности, который будет и греть его, и светить ему в течение всей его дальнейшей жизни.
2. Далее, семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию.
В здоровой христианской семье есть один-единственный отец и одна-единственная мать, которые совместно представляют единый — властвующий и организующий — авторитет в семейной жизни. В этой естественной и первобытной форме авторитетной власти ребенок впервые убеждается в том, что власть, насыщенная любовью, является благостною силою и что порядок в общественной жизни предполагает наличность такой единой, организующей и повелевающей власти: он научается тому, что принцип патриархального единодержавия содержит в себе нечто целесообразное и оздоровляющее; и, наконец, он начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать подчиненного, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но что наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе. […] Благодаря этому семья становится как бы начальной школой для воспитания свободного и здорового правосознания.
4. Пока семья будет существовать (а она будет существовать, как все природное, вечно), она будет школой здорового чувства частной собственности. Нетрудно убедиться, почему это так обстоит. Семья есть данное от природы общественное единство — в жизни, в любви, в труде, в заработке и имуществе. Чем прочнее, чем сплоченнее семья, тем обоснованнее является ее притязание на то, что творчески создали и приобрели ее родители и родители ее родителей. […] Здоровая семья всегда была и всегда будет органическим единством — по крови, по духу и по имуществу. И это единое имущество является живым знаком кровного и духовного единства; ибо это имущество, в том виде, как оно есть, возникло именно из этого кровного и духовного единения на пути труда, дисциплины и жертв. Вот почему здоровая семья учит ребенка сразу целому ряду драгоценных умений. […] Он научается творчески обходиться с имуществом, вырабатывать, создавать и приобретать хозяйственные блага и в то же время — подчинять начала частной собственности некоторой высшей, социальной (в данном случае — семейной) целесообразности… А это и есть то самое умение, или лучше сказать искусство, вне которого не может быть разрешен социальный вопрос нашей эпохи.
Основные задачи воспитания
Все то, что мы доселе установили о духовно здоровой семье, как бы предрешает вопрос об основных задачах воспитания.
Душа ребенка должна научиться воспринимать сквозь весь земной шум и сквозь всю не иссякающую пошлости повседневной жизни священные следы и таинственные уроки Всевышнего; воспринимать их и следовать им; чтобы, внемля им, всю жизнь обновляться духом ума своего ( Еф.4,23 ).
Духовно живой человек всегда внемлет Духу — и в событиях дня, и в невиданной грозе, и в мучительном недуге, и. в крушении народа. Вняв, отзывается не пассивно-созерцательным пиетизмом, но и сердцем, и волей, и делом.
Итак, самое важное в воспитании — это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни — источник силы и утешения в его собственной душе. […]
В нежнейшую эпоху своей жизни ребенок должен привыкнуть к семье — к любви, а не к ненависти и зависти; к спокойному мужеству и самодисциплине, а не к страху, унижению, доносам и предательству. Ибо воистину — мир можно пересоздать, перевоспитать из детской, но в детской же можно его и погубить.
Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребенку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине.
Чистота любви, о которой здесь идет речь, имеет в виду эротическую сторону жизни. Вряд ли есть что-нибудь более вредное для жизни и для всей судьбы ребенка, как слишком раннее эротическое пробуждение его души; в особенности если это пробуждение происходит в той форме, что ребенок начинает воспринимать жизнь пола как что-то низменное и грязное, как предмет тайных мечтаний и постыдных забав; или еще — если это пробуждение вызывается неосторожностями или прямыми грубостями со стороны нянек, воспитателей или родителей…
Конкурсная работа Беловой Анжелики, представленная на II Ильинских чтениях.
II ИЛЬИНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ
Выполнил:______Белова Анжелика Алексеевна______________
Контактный телефон_____________ХХХХХХ____________
Электронный адрес: __ХХХХХХХХХ___________________
Населённый пункт:__ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Учебное заведение МБОУ “Исадская СОШ”
Чем бы ни занимался в жизни человек, какому бы делу он ни служил, в какой стране и в какую эпоху не жил бы, главное, к чему он стремится – это счастье. Очень часто можно слышать, что счастье у каждого своё. Что ж, наверно, это так. Но мне почему-то кажется, что на самом деле вариантов не так много. Сама возможность счастья для каждого отдельного человека кроется в двух семьях – той, в которой он родился и вырос, и той, которую он создал сам.
От первой зависит, будет ли человек вообще способен чувствовать счастье. Ведь радоваться тоже надо уметь. А раз так, то этому необходимо учить. И школа радости, если она есть в жизни человека – это самая первая школа, где учителями становятся мама и папа, бабушки и дедушки, братья и сёстры. На них лежит великая миссия, ведь если они не научат малыша радоваться и удивляться лучику солнца на лице, мотыльку над цветком, шелесту листьев, шороху дождя и другим, совсем незаметным и таким обыденным вещам, то жизнь его будет блёклой и унылой. Став взрослым, он попросту не сможет рассмотреть своё счастье за вереницей, того, что будет казаться ему досадными мелочами, а на самом деле и составляет канву нашей жизни.
Вторая семья – это то, ради чего человек строит свою взрослую жизнь. Карьера, слава, достаток – всё это не имеет значения, если не с кем это разделить. Любая беда становится невыносимой, если некому поддержать тебя в ней. Ну, а кто окажет эту помощь и ради кого мы готовы трудиться не покладая рук? Конечно, это наши близкие, наша семья.
Вот и получается, что семья – это главное в нашей жизни.
До недавнего времени я считала, что семья – это что-то сугубо личное, но, познакомившись с трудами Ивана Александровича Ильина, с удивлением осознала, что это – философская категория. Взгляды мыслителя на семью в чём-то подтвердили мои убеждения, в чём-то дополнили и развили их. Что-то оказалось настолько новым для меня, что осмысление этих положений потребует времени. Во всяком случае, мысли Ивана Ильина о семье показались мне очень важными и актуальными.
Семья, в которой ребёнок рождается, дается ему как дар судьбы. Родители как бы образуют ту судьбу, которая не может быть отвергнута ребенком. Они определяют его дальнейшую жизнь, не только передавая ему какие-то врождённые качества, но и развивая в нём определённые задатки.
Мы живём во времена, когда семейные ценности отвергаются, и само понятие семьи искажается. Для меня открытием стало то, что на рубеже XIX – XX веков опасность эта уже существовала. Иван Александрович предупреждал о ней своих современников, говоря о том, что бывают времена, когда родительская небрежность возрастает из поколения в поколение. Следствием этого становится духовное оскудение. Укрепляются и распространяются безбожие, эгоизм, карьеризм. Жертвенность и служение вызывают усмешку. Между родителями и детьми нарастает непонимание, и даже неприятие. Рушатся самые надёжные стены, рвутся самые крепкие связи.
За кризисом семьи неизбежно следует кризис общества в целом. И это не случайно. Ильин называет семью исходной духовной ячейкой общества. Из неё человек выносит свои духовные навыки и силы, или же неумения и слабости, в жизнь общественную и государственную. И если семья не вооружила его этими силами, то вся его будущая деятельность будет, в лучшем случае просто бесплодной, в худшем – разрушительной. Семья с поражённой духовной основой подобна раковой клетке. Болезнь начинает поражать все сферы человеческих отношений, разрушая их.
Ильин уверен, что человек, выросший в семье, не спаянной любовью, обречён быть неудачником. И наоборот, чем любовнее и счастливее будет родительская семья, тем более духовной, свободной, любящей и созидательной личностью вырастет в ней ребёнок.
Итак, только в духовно здоровой семье возможно формирование духовно здоровой личности. Но какова она, эта семья?
Итак, что же может дать ребенку духовно здоровая семья?
Во-первых, она становится для него школой любви, как естественной, происходящей от природной привязанности к родителям, так и христианской. Последняя становится источником жертвенности, социальных чувств и альтруизма.
Во-вторых, семья вводит ребенка в духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию, приобщает его к роду, а затем, и к Родине.
В-третьих, здесь ребенок учится верному восприятию авторитета, иерархии, власти. Принимая с любовью бесспорность авторитета родителей, понимая, что их власть не носит подавляющего характера, а насыщена любовью и стремится лишь к упорядочению, устроению жизни семьи, ребенок учится свободно выбирать подчинение этой власти. Тем самым, семья становится первой школой свободы.
Наконец, в-четвёртых, семья – это школа здорового чувства частной собственности. В ней ребёнок учится пробиваться в жизни при помощи собственной инициативы и одновременно ценить взаимопомощь.
Основные качества личности, которые следует взрастить в ребёнке, формируя будущего победителя, это духовное достоинство и свобода.
Наиболее важным периодом в жизни ребёнка философ считает первые пять – шесть лет. С одной стороны, это время, когда он впитывает всё, с чем соприкасается его душа, а с другой – любая травма, пережитая в это время оставляет в нём неизгладимый след. Задача родителей в это время – оградить дитя от всего грязного и злого, наполняя его жизнь светом и любовью. Надо пробудить душу ребёнка, раскрыв ему Божественную красоту мира, научить его удивляться и радоваться этой красоте.
После этих пяти-шести лет, которые можно сравнить с тепличным взращиванием хрупкого и нежного цветка, начинается период закаливания, когда ребенок должен приучаться к самообладанию и высоким требованиям. В духовно здоровой семье, где все отношения пронизывает свет христовой любви, эта дисциплина будет вытекать из той же любви, а не из страха или унижения.
Не менее важна атмосфера искренности. Дитя остро чувствует любую ложь, а если она исходит от родителей, то болезненно разрушается тот идеальный их образ, который сложился в восприятии ребёнка в первые годы его жизни. Ильин подчёркивает, что со временем несовершенство окружающих откроется юной душе, но это должно произойти через понимание того, что совершенен только Бог, а не через разрушение авторитета отца и матери. Поколебавшись в доверии к самым близким людям, ребёнок сам приучается лгать, постепенно вживаясь в атмосферу лукавства, малодушия и предательства. Разучившись доверять, он постепенно, но неуклонно теряет и веру, что является уже признаком духовного распада личности.
Непременной чертой духовно здоровой семьи является спокойная, достойная дисциплина. Она не может быть основана на жестокости и окрике. Страх может вызвать послушание, но он будет вынужденным. В конце концов ребёнок научится изворачиваться, лгать и притворяться. Настоящая дисциплина есть сперва естественное продолжение любви и уважения к родителям, а позже она становится результатом духовного самообладания человека, проявлением внутренней свободы.
Семья становится для человека и школой веры и религиозного чувства, так как в ней он получает первообраз чистой матери, несущей любовь, и первообраз благого отца, дарующего питание и справедливость 0 .
Через семью мы соединяемся с поколениями, жившими до нас и теми, кто придёт за нами. Усваиваем традиции, ценности, приобщаясь к роду. Духовное осмысление этого наследства даёт нам чувство внутренней свободы, понятие долга и гражданственности. Так через семью и род мы обретаем чувство Родины.
Что же делать в этой ситуации? Можно, конечно, уповать на государство, ожидая от него решительных мер по восстановлению традиционных ценностей. Но государственная машина очень неповоротлива, так что её реакция может затянуться на долгие десятилетия. Но ведь есть и другой путь. Начать с себя. Научиться строить свои отношения на жертвенной любви, а не нм мимолётной страсти. Перенести потом эту любовь на детей, рождённых в освящённом браке. Дать им почувствовать всю полноту любви Создателя. Постараться вырастить их в сопричастности к этой Божественной любви и через неё – ко всему, что есть доброго в мире. Я понимаю, как это трудно. Но дело того стоит.
Список источников и литературы:
И. Ильин. Путь духовного обновления.
Первое послание святого апостола Павла к коринфяням. // Библия. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.
Выступление на защите.
До недавнего времени я считала, что семья – это что-то сугубо личное, но, познакомившись с трудами Ивана Александровича Ильина, с удивлением осознала, что это – философская категория. Взгляды мыслителя на семью в чём-то подтвердили мои убеждения, в чём-то дополнили и развили их. Что-то оказалось настолько новым для меня, что осмысление этих положений потребует времени. Во всяком случае, мысли Ивана Ильина о семье показались мне очень важными и актуальными.
За кризисом семьи неизбежно следует кризис общества в целом. И это не случайно. Ильин называет семью исходной духовной ячейкой общества. Из неё человек выносит свои духовные навыки и силы, или же неумения и слабости, в жизнь общественную и государственную. И если семья не вооружила его этими силами, то вся его будущая деятельность будет, в лучшем случае просто бесплодной, в худшем – разрушительной. Семья с поражённой духовной основой подобна раковой клетке. Болезнь начинает поражать все сферы человеческих отношений, разрушая их.
Ильин уверен, что человек, выросший в семье, не спаянной любовью, обречён быть неудачником. И наоборот, чем любовнее и счастливее будет родительская семья, тем более духовной, свободной, любящей и созидательной личностью вырастет в ней ребёнок.
Только в духовно здоровой семье возможно формирование духовно здоровой личности. Главным условием духовного здоровья семьи Ильин называет духовное единство и единение супругов, возникающее в браке. Что же может дать ребенку духовно здоровая семья?
Во-первых, она становится для него школой любви, как естественной, происходящей от природной привязанности к родителям, так и христианской. Последняя становится источником жертвенности, социальных чувств и альтруизма.
Во-вторых, семья вводит ребенка в духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию, приобщает его к роду, а затем, и к Родине.
В-третьих, здесь ребенок учится верному восприятию авторитета, иерархии, власти. Принимая с любовью бесспорность авторитета родителей, ребенок учится свободно выбирать подчинение этой власти. Тем самым, семья становится первой школой свободы.
Наконец, в-четвёртых, семья – это школа здорового чувства частной собственности. В ней ребёнок учится пробиваться в жизни при помощи собственной инициативы и одновременно ценить взаимопомощь.
Что же делать в этой ситуации? Можно, конечно, уповать на государство, ожидая от него решительных мер по восстановлению традиционных ценностей. Но государственная машина очень неповоротлива, так что её реакция может затянуться на долгие десятилетия. Но ведь есть и другой путь. Начать с себя. Научиться строить свои отношения на жертвенной любви, а не нм мимолётной страсти. Перенести потом эту любовь на детей, рождённых в освящённом браке. Дать им почувствовать всю полноту любви Создателя. Постараться вырастить их в сопричастности к этой Божественной любви и через неё – ко всему, что есть доброго в мире. Я понимаю, как это трудно. Но дело того стоит.
0 И. Ильин. Путь духовного обновления. С 86.
0 И. Ильин. Путь духовного обновления. С 88.
0 Первое послание святого апостола Павла к коринфяням, гл. 13, ст. 4 — 8
Читайте также: