Традиции и обряды кочевников кратко

Обновлено: 05.07.2024

Массагеты принадлежали к древним кочевым народам, основная часть земель которых располагалась на территории Скифии. Постоянное взаимодействие с другими кочевниками неизбежно отражалось на традициях и культуре массагетов, однако сохранялись и самобытные элементы.

Чаще всего о них упоминали античные авторы, историки Древней Греции и Древнего Рима, которые были потрясены нравами и образом жизни этих племён. Вероятно, представителей иных культур обычаи массагетов действительно шокировали, ведь кардинально отличались от мира, привычного им. Но не стоит забывать, что это была особенная, неповторимая культура древнего мира. Что же рассказывали о массагетах их современники из других племён? Какой была жизнь этих кочевников?

Массагеты – кочевой “рыбный” народ

Термин “массагеты” появился далеко от земель самих представителей этого народа. Его стали использовать античные историки для обозначения ираноязычных кочевников, родственных скифам. Геродот отождествлял массагетскую культуру с сарматской, сакской и скифской, что даёт основания предполагать, что все эти группы племён имели общих предков.

Интересно, что образ жизни и традиционные занятия кочевников проявляются уже в одном только их названии. Как предполагают исследователи, определение “массагет” могло появиться от слова “масио”, что в авестийских текстах означает рыбу. Страбон в своих трудах писал, что большая часть массагетов проживает в заболоченной местности и в качестве пищи использует рыбу.

Массагетский тяжеловооружённый всадник, III век до н.э. / © Darius Wielec

Массагетский тяжеловооружённый всадник, III век до н.э. / © Darius Wielec

Флавий Арриан, древнегреческий путешественник, отмечал, что на землях кочевников “даже баранина имела рыбный вкус”. Впрочем, как и любой кочевой народ, массагеты постоянно переходили с места на место, что дало толчок для развития скотоводства.

Постоянный поиск новых пастбищ для скота, стремление расширить свои территории вынуждали народ вступать в противостояние с соседними племенами. Массагеты, как сообщают древние историки, были весьма искусны в военном деле.

Геродот отмечает, что основную часть вооружения их составляли луки, копья и секиры, с которыми массагеты управлялись мастерски. Особой ценностью для этого народа были вещи из меди и золота.

Скифы массагеты

Скифы-массагеты / © Евгений Край

Пляски в трансе

Об обычаях и образе жизни массагетов мы также можем узнать из трудов Геродота. Историк постоянно сравнивал их со скифами, на которых, как предполагал, массагеты во многом похожи. Они не строили домов, а жилищами считали кибитки, которые всюду ехали за войском.

Массагеты могли вступать в противостояние с другими народами целыми “ордами”, а позади армии тянулись повозки с женщинами, детьми, стариками, провизией, а само шествие замыкали стада скота. Оставить их они не могли, ведь те постоянно нуждались в защите.

Как вы понимаете, такой образ жизни не позволял полноценно заниматься земледелием. Массагеты не выращивали пшеницу или другие злаковые, не изготавливали хлеб. В качестве напитка использовали молоко, что нередко выручало в засушливых степях.

Во время празднеств и проведения ритуалов массагеты часто впадали в некое опьянённое состояние, близкое к трансу. Как свидетельствовали древние греки, вызывалось оно с помощью плодов особых деревьев, что бросали в огонь. Эта традиция массагетов ассоциировалась со священнодействием, во время которого народ погружался в некую наркотическую эйфорию, а все представители племени пускались в дикий пляс.

Верования и привычки массагетов

В качестве главного бога массагеты воспринимали солнце – Сурью. Ему они подносили щедрые дары. Во время праздников, посвящённых Сурье, народ прибегал к жертвоприношениям. Считалось, что лучшим подарком для солнца станет хороший конь.

Как и многие другие племена прошлого, массагеты верили, что Сурья путешествует по небу на колеснице, что везут запряжённые лошади. Именно поэтому солнцу необходимо пополнять свои конюшни, что помогали ему сделать люди.

Внешне массагеты значительно отличались от соседних народов. Страбон указывает, что они используют особые красители для обработки шкур и тканей:

“Одежде они придают пёструю раскраску, применяя не теряющие свежести краски. У всех такого рода племён находим и некий общий образ жизни, о чём я нередко упоминаю: их погребальные обряды, обычаи и весь быт схожи; это люди самобытные, дикие и воинственные, однако при деловом общении честные и не обманщики”.

Подобные сведения встречаются и у Геродота, что упоминает об интересном обычае массагетов. Они часто наносили на одежду рисунки, изображающие различных животных – настоящих и мифических. Вероятно, это были своего рода обереги. Краска, представлявшая сок деревьев, была настолько яркой и сильнодействующей, что не смывалась даже после долгого ношения наряда.

Необычные традиции массагетов

Впрочем, были среди традиций массагетов и весьма нетипичные обычаи – даже для того времени. Античные историки указывали, что массагет может взять лишь одну женину в жёны, однако вступать в связь с нею имеет права любой представитель племени.

Чтобы подчеркнуть своё расположение к понравившейся женщине, массагет должен был повесить колчан со стрелами на её кибитке, после чего мог спокойно посещать возлюбленную. Не менее поражает и иная традиция. Геродот писал:

“Если кто у них доживёт до глубокой старости, то все родственники собираются и закалывают старика в жертву, а мясо варят вместе с мясом других жертвенных животных и поедают. Так умереть — для них величайшее блаженство”.

В традициях массагетов ярко отражаются нравы кочевников того времени. Конечно, сегодня они могут шокировать нас, но это – древняя культура, сведения о которой сохранились в исторических источниках. Значит, и память о народе этом продолжает жить.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования и науки Республики Алтай

Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

Республиканские историко-краеведческие чтения,

посвященные к 90-летию со дня рождения Заслуженного

работника сельского хозяйства РСФСР, директора совхоза

и 95-летию со дня образования муниципального

Из опыта жизни кочевников

Параева Валентина Николаевна,

с. Купчегень, 2018

Традиции, как и обычаи, характерные Горному Алтаю, располагают довольно обширными корнями, уходящими вглубь столетий. И прежде, чем коснуться содержания, следует уделить определенное внимание историческому наследию, переданному нынешним потомкам своими предками.

Актуальность работы заключается в изучении этнических корней, обычаев и традиций, которые являются определяющими составными в воспитании подрастающего поколения .

Предметом исследования являются воспоминания людей старшего поколения по вопросам традиций , обычаев, обрядов, связанных с анатомией домашних животных (овцы).

Объект исследования – значение отдельных видов костей животных, которые использовались в качестве ритуалов.

Цель работы: изучение обряда гадания с использованием бараньей лопатки.

Изучить традиции и обычаи кочевников, связанные со скотоводством.

Изучить назначения отдельных костей в жизни скотоводов.

Определить причины обращения людей к гаданию на бараньей лопатке.

Изучить и записать легенды, связанные с жизнью кочевников скотоводов.

Изучение литературы и других источников информации.

Скотоводство - основная отрасль экономики Горного Алтая
Основной отраслью экономики Горного Алтая являлось животноводство. Прекрасные горные пастбища создали оптимальные условия для его развития.

Учитывая особенности природы и климата, население вырабатывало наиболее простые и в то же время надежные способы ведения хозяйства. Практикуя круглогодичное содержание скота, они создали особую систему использования пастбищ в течение круглого года, что давало возможность поддерживать кормовую базу на необходимом для прокорма скота уровне. Так же ими был отработан процесс выпаса скота в зимний период.

Жители Горного Алтая предпочитали держать много скота: лошадей, крупный рогатый и молочный скот, овец, коз. По данным комиссии 1908 г., в Горном Алтае практически не было безлошадных хозяйств, и в среднем, на одно хозяйство приходилось много лошадей. К началу XX в. коневодство и скотоводство превратились в доходные отрасли хозяйства. Овцеводство, козоводство носили потребительский характер. В хозяйстве наших предков было много овец. Лошади являлись мерилом богатства и общественного положения.

Без лошадей – нет движения в хозяйстве, без овец – нет вкусного и калорийного мяса, без коров – нет масла и молока.

А самое вкусное мясо, конечно, у овец. В любое время года эти животные не теряют свою массу и вес. На любом мероприятии, будь то свадьба, рождение ребенка, похороны усопшего – всегда готовили баранину.

Выращивая скот, алтайцы прекрасно изучили анатомию животных, хорошо знали строение их скелетов назначение каждой кости. Особенно хорошо знали как о назначении, так и об особенностях всех костей овцы: восьми опорных костях, двух лопаток, двадцати шести спинных и шести шейных позвонков, грудной клетки и тазовой кости.

Маленькие кости, они были предметами детских игр в разное время. На алтайском языке звучит – кажык, в переводе на русский – таранная кость. Особенно дети, любят их собирать. В каждом человеке живет желание жить в достатке и быть богатым. Когда они накапливаются в достаточном количестве, их закапывают в загоне для овец.

У алтайцев есть поверье, что эти кости приносят счастье, удачу, способствуют увеличению поголовья скота, его сохранности. И так было действительно. Кто больше собирал, у того человека увеличивался скот. Они же служили детям в качестве игрушек.

Предплечье, в переводе на алтайский – кары.

Легенда о предплечье (кары)

Однажды отец, отправляя своего сына в далекое летнее стойбище с табуном лошадей, строго наказал:

- Смотри, сын, не смей выбрасывать кары. Как только начнет смеркаться, возле костра оставляй эту кость. И делай так всегда, даже тогда, когда я уйду в мир своих предков. Учи сыновей своих соблюдать этот обычай.

Кары, предплечье, чем – то напоминает человека с ружьем, и на фоне пламени костра фигура этой кости увеличивается в разы, напоминая охранника. Каждый вечер юноша строго выполнял наказ своего отца. И вот наступил последний день пребывания юноши в тайге. Он радовался предстоящей встрече с родными, близкими друзьями и забыл о наказе своего отца. В эту последнюю ночь напали волки, сократив в разы табун лошадей. Наши предки старались эту кость прятать в загоне для скота, считая надежным охранником.

У алтайцев эта кость считается своеобразным семейным оберегом. Её хранят дома или вешают над входной дверью.

Во время еды кары – предплечье освобождают от мяса только ножом. Колоть её ради вкусного костного мозга могут только пожилые люди. Молодым категорически запрещается делать это. Нельзя её так же давать собакам. Так же нельзя угощать гостей кары. Съедает мясо кары сам хозяин.

Лопатка В переводе звучит – j арын. Это гадальная кость.

Человек во все времена пытается заглянуть в будущее. Это нормально, любой человек хочет знать, что с ним может случиться в будущем, что будет с его близкими? Обряд зародился в глубокой древности.

Легенда о лопатке

Согласно легенде, к этому методу предсказания обратились впервые бурые медведи, которые поедая горностаев и мышей, извлекали лопаточную кость из добычи, чтобы по имеющимся на ней линиям могли узнать, не гонятся ли за ними охотники. Охотники подметили, что в одних случаях медведи полностью съедают тело своей жертвы, а в других оставляют его почти нетронутым: отсутствует лишь одна кость – лопатка.

Важное значение имела баранья лопатка в отдельных обрядах жизненного цикла человека (рождение, свадьба, смерть).

Гадание по бараньей лопатке было широко распространено среди народов, занимающихся скотоводством. Кочевники считали, что баранья лопатка наделена магической силой и обладает способностью показать все предстоящие изменения в жизни. Обычно выделяют три вида гадания на лопатке:

Белое – на обглоданной кости.

Черное – когда её сжигают, а потом смотрят.

Смешанное – гадание на старой кости, найденное случайно.

Рассматривают все признаки её частей (толстая, тонкая, маслянистая). При сжигании смотрят на форму трещин, слушают звук Людей, гадающих на лопатке называют j арынчы.

Сначала лопаточную кость j арынчы окуривает можжевельником, После этого j арынчы кладет лопатку в огонь. Если при обжигании лопатка издает громкий треск, то вас ждет важное событие, которое круто может изменить вашу жизнь. Если треск слабый – перемены небольшие, а нет треска – нет и перемен. Громкий треск может указать и на то, что в вашем доме поселились злые духи: в семье будут ссоры, раздор. J арынчы по сединам, трещинам на стороне на стороне гребня гадает о жизненном пути, о постигшей болезни. Продольные трещины вдоль кости отождествляется с линией жизни, обещает благополучие, открытую дорогу. Если лопатка испещрена линиями, то это говорит о потере жизненной ориентации или несчастливом будущем.

Какие перемены вас ждут: позитивные или негативные, сказать можно и по тому, как кость чернеет. Если она стала вся черная, то перемены будут неприятными и могут даже принести смерть, если лопатка почернела местами, то будут и хорошие перемены, и плохие. Светлый или пепельный цвет лопатки – это благоприятные события в будущем.

Предсказание будущего новорожденного

С помощью бараньей лопатки можно было предсказывать будущее новорожденного.
Продольные трещины вдоль гребня означали счастливое и благополучное будущее ребенка, поперечные - препятствия на его пути.
Завершающим этапом гадания было разрубание кости. Иначе ее нельзя было выбросить, потому что любой человек, нашедший гадательную лопатку, мог навести на человека порчу или подчинить волю ребенка своей.

Предсказание погоды

Данная работа посвящена обычаям и традициям алтайского народа. При исследовании их можно найти ответы на многие вопросы.

В первой главе работы отмечена ведущая роль скотоводства. Наличие скота определяет социальную нишу в обществе нашего народа: многочисленные стада скота возвышают владельцев, а ограниченность является причиной низкого социального статуса.

Во второй главе исследована анатомия мелкого рогатого скота. В результате общения с людьми старшего поколения, стали известны интересные легенды, связанные со скотоводством. Легенды украсили работу, придали сочный этнический колорит. Так же в работе подробно описывается обряд гадания на бараньей лопатке. В основу исследований легли интересные легенды восьмидесятилетней жительницы села Купчегень, ветерана труда Темеевой Александры Рысовны из рода толос, которые были услышаны в детстве от своих родителей, потомственных коневодов.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут применяться при изучении вопросов этнографии.

Практическая значимость исследования заключается в том, работа может быть использована в качестве дополнительного материала на уроках истории Горного Алтая, алтайской литературы, так же на классных часах.


Казахский народ свято чтит унаследованные от предков обычаи и традиции. Объективности ради, следует сказать, что за годы существования, казахская нация накопила в данной сфере столь объемный багаж, что в рамках одной статьи, практически не возможно рассказать обо всех традициях и обычаях, присущих потомкам султанов Жанибека и Керея (основатели Казахского ханства).

Основной традицией казахов, со временем трансформировавшейся в особенность национального характера, является гостеприимство. В казахском обществе существует неофициальный закон, озвученный еще в глубокой древности. Он гласит - встречай гостя как посланника Бога.

Гостеприимство, в казахском обществе считается священной обязанностью. Во все времена степняки делали все возможное, чтобы угодить гостю. Поэтому каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что его радушно встретят в любом уголке казахской земли.

Однако выше перечисленные национальные особенности, базисом для возникновения которых послужили обобщенные нормы и принципы общественных отношений (традиции), к счастью, присущи не только представителям казахского народа. Поэтому далее вашему вниманию предлагается перечень основных обычаев, получивших широкое распространение в казахском обществе.

1. Традиции и обычаи, связанные с преподнесением подарков

Сүйінші - обычай, согласно которому путник, принесший в дом добрую весть, в благодарность получает от хозяев ценный подарок.

Байғазы – традиция, предусматривающая возможность получения подарка человеком, приобретшим обновку.

2. Традиции и обычаи, связанные с взаимопомощью

Асар - семья, у которой возникла необходимость выполнить какую-либо спешную, подчас тяжелую работу, имеет право позвать в помощники родственников, друзей и соседей. По окончанию дела, для помощников накрывается богатый стол.

Жылу – традиция, связанная с оказанием материальной, моральной и финансовой помощи людям, пострадавшим в результате стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т.п.). Все сочувствующие, а не только родственники, имеют право помочь пострадавшим. В качестве пожертвований могут выступать – скот, стройматериалы, одежда, деньги.

Белкотерер – традиция, угощать пожилых людей. Для стариков, готовятся вкусные, а самое главное – мягкие блюда, такие как казы, жент, кумыс, творог и т.д. Как правило, данная обязанность возлагается на детей или близких родственников, реже соседей. Традиция белкотерер, является примером заботы о пожилых людях.

3. Традиции и обычаи, связанные с приемом гостей

Конаккаде – традиция, в соответствии с которой хозяин дома имеет право попросить гостя спеть песню или сыграть на музыкальном инструменте. Конаккаде - испытание гостя искусством, а также залог веселого застолья.

Ерулик – если в аул прибывали новоселы, в их честь устраивался ерулик – небольшой праздник, позволявший прибывшим быстрее адаптироваться на новом месте. Также обычай ерулик включал в себя и помощь в бытовом обустройстве новичков. Соседи обеспечивали их дровами, питьевой водой и т.д.

Той дастархан - особая форма торжества, организуемого к празднику или во время него. Помимо посиделок за столом, во время той дастархан, проводятся спортивные, музыкальные, песенные состязания (айтыс), скачки.

4. Традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка

Шільдехана - торжество, связанное с рождением ребенка.

Бесікке салу, бесік той - праздник, устраиваемый после укладки новорожденного в люльку. Как правило, организуется на 3-5 день после отпадания пуповины у малыша.

Есім кою, ат қою - обряд имянаречения. Может проводиться в рамках праздника шілдехана, либо во время торжества, приуроченного к укладыванию новорожденного в люльку. Исполнение обряда поручают наиболее уважаемым людям, которые кроме всего прочего, благословляют младенца.

Кыркынан шыгару - обряд, исполняемый на сороковой день после рождения ребенка. Включает в себя: купание младенца в 40 ложках воды, а также первую стрижку волос и ногтей.

Тусау кесу - по казахскому обычаю, в день, когда ребенок сделал свои первые шаги, в юрту приглашался самый старый и уважаемый в ауле человек. Он должен был перерезать ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка (разрезание пут). Делалось это для того, чтобы в будущем малыш мог красиво ходить и быстро бегать.

Сүндетке отырғызу - обряд обрезания. Обряд проводится, когда ребенку исполняется 5-7 лет. В этот день родители зовут в юрту муллу, который и проводит данную процедур. За это мулла получает щедрое вознаграждение. По случаю сүндетке отырғызу, организуется большой праздник, на который приглашают всех родственников и друзей. Пришедшие на той, делают щедрые подарки виновнику торжества и его родителям.

5. Традиции и обычаи, связанные со вступлением в брак

У казахов по адату - брак между родственниками до седьмого колена запрещен, подобное табу, способствует предупреждению кровно-родственных смешений и, как следствие – благоприятно отражается на здоровье будущего потомства.

Кроме того, в прежние времена существовало суждение, что ранние браки способствуют удержанию молодежи от непристойных поступков, а также являются предпосылками к рождению здоровых детей. Поэтому девушек выдавали замуж в 13 - 14 лет. Однако сегодня, традиции ранних браков в Казахстане не практикуется.

Любую свадебную церемонию в казахском обществе предвосхищает құдалық (сватовство). В преддверии бракосочетания в дом невесты приезжают сваты. Их задача – договориться с ближайшими родственниками девушки о ее замужестве. В ходе сватовства, отец невесты получает от гостей подарки, являющиеся своеобразным задатком.

В древние времена, когда казахи практиковали кочевой образ жизни, жилище молодоженов (юрта), располагалось позади дома родителей жениха. Согласно традиции, первой порог юрты должна была переступить невеста, причем обязательно сделать это с правой ноги.

Также в ходе свадебной церемонии, молодожены должны совместно распить сосуд с водой, в которой растворены сахар и соль. По приданию, данный ритуал – гарант счастливой семейной жизни.

Не менее интересен в комплексе свадебных мероприятий обряд расплетания косы невесты, с последующим раздвоением. Две косы на голове у новобрачной, символизируют окончание одиночества и начало супружеской жизни.

6. Древнейшие обычаи казахского народа

Бастангы – старинный аналог современных молодежных вечеринок. Традиционно подобные торжества проводились сразу же после отъезда взрослых. Во время бастангы, гости, как привило, высказывали только одно пожелание - чтобы в дороге путников сопровождала удача и не настигла болезнь.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!

кыргызстан

Порядок проведения проводов невесты состоит из трёх частей:

1-часть. Облачение невесты в специальный наряд. 2-часть. Плетение кос невесте. 3-часть. Наматывание элечека. Прощание девушки с матерью.

Считалось, что Шёкюлё (шөкүлө) и все бережно унаследованные вещи и украшения приносят счастье. В торжестве проводов невесты можно заметить особенности отличий в одеждах девушек, женщин и почтенных матушек. Торжество неизменно сопровождается традиционной музыкой комуза и ооз комуза.

Увидеть этот обряд и многие другие, которые проводятся в стране гор потомками кочевников и великого баатыра Манаса – вы можете, путешествуя вместе с нами.

Читайте также: