Переход от теоцентризма к антропоцентризму кратко

Обновлено: 04.07.2024

В недрах средневековья зарождались иные – буржуазные или капиталистические отношения. На смену отживающей эпохе шла новая, радикально менялись экономические, социальные и политические условия жизни людей, менялась историческая реальность. Неудивительно, что человеческое сознание в данный период (представления, взгляды, идеалы, принципы) тоже должно было значительно измениться.

Одной из главных особенностей рассматриваемой эпохи являлось то, что человек, за короткий срок совершив грандиозный научно-технический рывок, увеличил собственную мощь, стал менее зависеть от условий внешнего мира, почувствовал себя более свободным и уверенным. Поэтому старая христианская доктрина, по которой он вместе со всем миром – только творение Бога и целиком подчиняется ему и не принадлежит себе, перестала соответствовать изменившимся историческим условиям. Требовалось создать другое мировоззрение, более удовлетворявшее идейным запросам новой эпохи, и в котором человек оказался бы более свободным и значительным существом, а не созданием потустороннего Творца, но – частицей несотворенной, а потому вечной природы. Однако подобное мировоззрение существовало в античности и вместо формирования новых идей следовало вспомнить или возродить в духовном смысле греко-римскую древность. Данной проблемой и занялась философия рассматриваемой эпохи, вошедшей в историю под названием Возрождения.

Основной чертой нового философского сознания являлся антропоцентризм – постановка человека в центр рассмотрения, взгляд на него как на самое совершенное существо мироздания, видение главной задачи наук и искусств в изучении человека, в постижении его природы. В Средние века духовная жизнь характеризовалась теоцентризмом– представлением о Боге как о высшей, предельно совершенной и единственно достойной внимания реальности. Поэтому в эпоху Возрождения на место Бога был поставлен человек, а представителей философии, искусства и науки, исповедовавших идеи антропоцентризма стали называть гуманистами (от лат. humanus – человеческий).

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

От космоцентризма и теоцентризма к антропоцентризму. Антропоцентризм как мировоззрение.

Если сосредоточиться на средиземноморской культуре, то ее историю, как известно, принято делить на три периода: Античность ( конец VII, начало VI в. до н. э., - IV в. н. э., ), Средневековье ( IV в. н. э. - XIII в., ) и Новое время вкупе с Ренессансом ( XIV в.- настоящее время ).

Перейдем к эпохе Ренессанса и Нового времени. В эту эпоху люди утратили надежду на то, что второе пришествие произойдет в ближайшее время. Однако желание переделать мир так, чтобы жить в нем стало лучше и удобнее, у них сохранилось и даже усилилось. Вера в Бога не исчезла, но постепенно распространилось мнение, что не нужно надеяться только на Него и пассивно ждать второго пришествия, а нужно попробовать самим позаботиться о себе. Более того, стало набирать силу убеждение в том, что Богу как раз угодно, чтобы люди сами принялись за переделку природы: ведь Он дал им для этого и способности, и возможности. Эти находящиеся в рамках благочестия соображения подтолкнули людей Ренессанса и Нового времени к тому, чтобы заняться самостоятельным, не опирающимся непосредственно на тексты Священного Писания, исследованием природы. Данные исследования привели, в конечном счете, к созданию светских, никак не связанных с богословием, наук, таких как физика, математика, механика, астрономия, химия, биология, психология и т. п.

Случилось так, что многие данные светских наук пришли в противоречие с объяснениями устроения природы, содержащимися в Священном Писании. В результате возникло подозрение: не все то, что говорится в нем, является истинным. Тем самым было подорвано доверие к Священному Писанию: ведь если оно действительно священное, то ни в одном его слове не должно содержаться повода для сомнения. И поскольку пошатнулся авторитет Священного Писания, постольку пошатнулась и вера в Бога. Появились атеисты; постепенно вся наука Нового времени сделалась преимущественно атеистической. Конечно, не все ученые были атеистами, но с некоторых пор наука Нового времени стала развиваться, не интересуясь, существует Бог или нет.
Атеизм проник не только в науку, но и в общественную жизнь Запада. Нельзя сказать, что вера в Бога совсем исчезла, но она отошла на задний план. Интерес людей Ренессанса и Нового времени обратился к настоящему; заботы о жизни века будущего, характерные для Средневековья, перестали быть для них преобладающими. Интересоваться жизнью своего века означало интересоваться жизнью простых смертных, а не жизнью людей, обретших после второго пришествия бессмертные тела. И поскольку вопрос о втором пришествии был вынесен за скобки постольку люди Ренессанса и Нового времени поставили вопрос о том, у что представляет собой человек сам по себе, существующий независимо от того, есть Бог или нет. Они поставили вопрос о том, как человек должен вести себя не перед лицом Бога, а в ситуации отсутствия каких бы то ни было требований с Его стороны. Наконец, они поставили вопрос о том, как может человек собственными силами улучшить условия своего природного, существования. Так теоцентризм Средневековья уступил место антропоцентризму Ренессанса и Нового времени.
Энтузиазм людей Ренессанса и Нового времени, с которым они принялись перестраивать природу, чтобы в ней стало удобнее жить, имел под собой реальную почву. Переставшая оглядываться на Писание и ставшая абсолютно светской наука совершила невиданный скачок в своем развитии. И она не оставалась чисто теоретической; ученые активно внедряли свои открытия и достижения в практику. Это привело к возникновению того, что теперь называется техникой, или технологией. В Античности и в Средневековье люди пользовались, конечно, орудиями труда; в их распоряжении были такие инструменты, как лопата, топор, плуг, телега и т. п. Однако все подобного рода приспособления были крайне элементарны, и их совокупность не может идти ни в какое сравнение с техникой, возникшей начиная с Ренессанса и Нового времени и продолжающей развиваться и усложняться в настоящее время. Наличие высокоразвитой техники сделало возможным появление промышленности, которой тоже не существовало в Античности и в Средние века, но которая почти полностью определяет материальное существование людей Нового времени.
Итак, для Античности характерен космоцентризм, для Средневековья — теоцентризм, для Ренессанса и Нового времени — антропоцентризм. Таким образом, каждый из этих периодов развития западной культуры имеет свое лицо, т. е. свое мировоззрение, свой способ осмысления действительности, свою идеологию.

В антропоцентризмэто доктрина, утверждающая центральное положение человека во вселенной. Под этим течением мысли человек является мерой и центром всего. С этической точки зрения считается, что моральное внимание должно уделяться только человеческим интересам, и что они превыше всего.

Антропоцентризм считается доктринальной альтернативой теоцентризму, преобладающему философскому видению в средние века, в котором Бог считается центром вселенной, который направляет все, включая человеческую деятельность.

Переход от теоцентризма к антропоцентризму означал лишение власти божественных божеств и передачу их человеческому существу. Эта смена доктрины предполагала большие преобразования в интеллектуальной и художественной областях.

Происхождение

Антропоцентризм зародился в начале Нового времени. В период перехода от позднего средневековья к современности цивилизации развивались в этической, моральной, судебной и философской сферах.

Знание философии древних цивилизаций вместе с научными исследованиями происхождения человека заставили общество того времени поставить под сомнение теоцентризм, господствовавшую до сих пор доктрину.

Результатом всего вышесказанного стал человек с новым менталитетом, ментальной схемой, которая позиционирует человека как высшее существо и считает, что разум, а не вера, должен быть единственным руководством к человеческим шагам.

Эта идея произвела революцию во всех верованиях того времени. Это уступило место доктрине, основанной на том, что человек независим от мифов, религиозных и библейских историй, которые до сих пор вынуждали общество совершать определенные действия или поддерживать определенное поведение.

Антропоцентрическая мысль о человеке фундаментально выражалась в двух движениях:

Ренессанс

Это художественное направление, возникшее в 15 веке на севере Италии и выразившееся в живописи, архитектуре и скульптуре. Он получил название Возрождения, потому что в нем в основном используются стили классической греческой и римской традиции.

Преобладающий в то время антропоцентризм придавал большое значение изображениям человеческого тела, выполненным классическим греко-римским искусством, а художественные течения восстановили техники гармонии и пропорций. Это течение распространилось по Европе и оставалось в силе до 16 века.

Гуманизм

Это интеллектуальное движение, зародившееся в Италии в четырнадцатом веке, которое выразилось в таких дисциплинах, как литература, философия и теология.

Преобладающий в то время антропоцентризм привел к возрождению классической греческой и римской традиции, которая рассматривала человека как объект и центр изучения.

За это время были осуществлены перевод и распространение множества греко-римских произведений, которые в средние века хранились в тайне.

Следует отметить, что хотя на этом этапе в центре внимания находился человек, это не означало полного отказа от религиозности. Это интеллектуальное направление развивалось по всей Европе и достигло своего пика между 15 и 16 веками.

характеристики

Основная характеристика антропоцентрической доктрины состоит в том, что в центре мысли находится человек, а не Бог.

В результате этой трансформации мышления можно выделить некоторые характеристики общества того времени:

Полное доверие к человеку

Все, что было создано человеком, и его способность доминировать в окружающей среде, пользовались полным доверием.

Примером этого являются исследовательские инициативы того времени, такие как открытие Америки и открытие новых торговых путей, а также такие работы, как Дон Кихот Мигеля Сервантеса, в котором главный герой полностью уверен, что он может быть тем, кем хочет быть; чувствует себя непобедимым.

Слава и личный престиж как конечная цель

Такие ценности, как престиж, слава, слава или власть, были спасены и считались амбициями, повышающими ценность человека.

В отличие от того, что происходило в средневековье, общество хорошо уважало торговлю и обогащение. Это изменение взглядов было фундаментальным для последующего рождения буржуазии и капитализма.

Классицизм

В этот период высоко ценились греко-римские традиции. В интеллектуальной сфере влиятельными в этот период авторами были Платон с его эстетической идеализацией; Аристотель с его логикой; и Плутарко.

С художественной точки зрения были взяты образцы, брошенные в средние века. С одной стороны, возобновилось использование обнаженной натуры в живописи и скульптуре; с другой стороны, фигура католической Девы была заменена фигурой греко-римской Венеры, олицетворяющей женственность, любовь, чувственность и красоту.

Больший оптимизм

Было больше заботы о земной жизни и удовольствиях, которые она предлагает. Была навязана идея, что человек должен наслаждаться здесь и сейчас (Лови момент). Мир перестал быть транзитным и стал местом, которым можно наслаждаться.

Разум и наука имеют особую ценность

Рациональность применялась ко всем объектам исследования, не говоря уже о религиозных верованиях. Цель заключалась в том, чтобы понять мир с помощью аналитического видения, основанного на изучении и наблюдении.

Благодаря этому видению возникли многие науки, которые мы знаем сегодня, такие как анатомия, физика, биология, астрономия и другие.

Примером противоречий, которые эта новая парадигма породила в обществе, была конфронтация Галилео Галилея за утверждение, что Земля не является центром Солнечной системы.

Художественный взрыв, подпитываемый покровительством

Появление людей, обладающих достаточной властью и деньгами, чтобы оказывать художникам экономическую поддержку и влияние, значительно увеличило художественное производство того времени. Семья Медичи, известная своей поддержкой художественного развития в Италии.

Распространение университетов

Чтобы расширить и укрепить гуманистическую мысль, по всей Европе стали появляться великие школы.

Теоцентризм это философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, и подражание и уподобление ему считается высшей целью человеческой жизни. Теоцентризм связан с теизмом и его принципами. Теоцентризму противопоставляются космоцентризм и антропоцентризм.Теоцентризм является фундаментом многих традиционных религиозных консервативных и ультраконсервативных культур (на пример ведизма). Наиболее распространен теоцентризм был в Средние века.

Антропоцентри́зм это философское идеалистическое и мировоззренческое представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени. Начиная с эпохи Возрождения человек в философии перестаёт рассматриваться как причастный к Богу. К событиям в науке, затрагивающим место человека во Вселенной, относятся, главным образом, гелиоцентрическая система мира Коперника, сместившая фокус с человека на Солнце, и эволюционная теория Чарльза Дарвина, спустившая человека с вершины цепи бытия.

Космоцентризм это философское направление античности, система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно способный вселить ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса. На протяжении VI–I веков до нашей эры в Древней Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период было создано новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот — все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает и к чему возвращается, согласно данному учению - неясно.

Биоцентризм (зооцентризм) это нерелигиозная (квази-религиозная) идеология, этическая концепция или научный подход в природоохранном деле, ставящие превыше всего интересы живой природы в том виде, в каком они представляются человеку. Ряд сторонников идеологии биоцентризма в борьбе за свои идеи осуществляют на практике противоправную деятельность, расцениваемую в США как экологический терроризм.

Читайте также: