Пьер корнель классицизм кратко

Обновлено: 30.06.2024

КОРНЕЛЬ, ПЬЕР (Corneille, Pierre), (1606–1684), французский драматург. Член Французской академии с 1647. Основоположник классицистской трагедии во Франции.

Родился 6 июля 1606 в Руане, в семье адвоката. По настоянию родных изучал право, и даже получил адвокатскую практику, однако все интересы молодого Корнеля лежали в сфере изящных искусств. Он писал любовные стихи в модном тогда галантном стиле, был завсегдатаем спектаклей гастрольных трупп, приезжавших в Руан, и всей душой стремился в Париж. В 1629 решился показать свой первый драматургический опыт – комедию в стихах Мелита – не очень известному тогда актеру Гийому Мондори, руководителю театральной труппы, разъезжавшей с гастролями по французской провинции. Это решение оказалось огромным шансом на успех, который и Корнель, и Мондори использовали полностью.

К этому времени французский театральный зритель обрел нового кумира – Жана Расина, поднявшего классицистский театр на новую высоту. Последние десять лет своей жизни Корнель для театра не писал, хотя и выпустил в 1682 новое собрание сочинений своих пьес.

Пьер Корнель (1606-1684) был сыном адвоката и сам являлся членом адвокатской корпорации Руана. Корнель принадлежит к плеяде величайших драматургов мира, к "истинным гениям трагедии", как называл его наш Пушкин.

Из лекции: Он явился в сознании многих поколений читателей и зрителей образцовым создателем трагедии классицизма. При том, что в творчестве Корнеля не было периода, когда бы его ни ценили высоко — в эпоху романтизма он не был образцом для подражания, но его литературный талант признавали, - есть мало писателей, которые так упрощенно истолковывались, а порой и истолковываются историками литературы. И связано это с тем, что установилось прочное представление о Корнеле, как о писателе-учителе нравственности и патриотизма, т. к. создает апологию абсолютизма, это раз, и два - Корнеля представляют как драматурга, который создает не трагические трагедии — но Наталья Тиграновна это не одобряет.

Корнеля часто сравнивают с Шекспиром, сближая их и одновременно противопоставляя друг другу, так как, будучи почти современниками, они смело обращались к острым проблемам эпохи и гениально решали их под общечеловеческим углом зрения, хотя при этом они воплощали своим творчеством очень разные художественные системы.

Прежде всего, заметно различие подхода двух драматургов к изображению мира и человека: естественность сопряжения сферы материально осязаемого бытия с ренессансной универсальностью у Шекспира и тяготение к высветлению сущностей жизни и их художественное пересоздание в свете идеала, характерное для классициста Корнеля.

Корнель - один из гениальных писателей, утвердивших своим творчеством классицистическую художественную систему, - не является ее первооткрывателем.

Классицизм на французской сцене утверждался усилиями целой когорты молодых драматургов, среди которых первое место занял Корнель.

Корнель писал, что в пору работы над "Мелитой" (ее нет в списке обязательной литературы) не знал о "правилах", но здравый смысл подсказал ему соблюсти единство действия и места. Оглядываясь много лет спустя на свой дебют, драматург отметил, что создал комедию совсем нового типа, "какой еще не было написано ни на одном языке", и аргументировал это прежде всего тем, что персонажи "Мелиты" - не комические маски, а молодые люди из "порядочного общества", речи которых живо и непосредственно воссоздают их реальную манеру беседовать между собой.

Герой корнелевской трагедии, например Родриго, изображается растущим на наших глазах. Из никому не известного юноши он превращается в бесстрашного воина и искусного полководца. Слава Родриго — дело его рук. Слава не достается ему по наследству, не дана от рождения. Он далек в этом смысле от феодальных традиций и является наследником эпохи Возрождения.

Гуманистические тенденции Корнеля сочетаются в его сознании с признанием королевской власти как наиболее авторитетной общественной силы современности. С ними в первых трагедиях драматурга сосуществует тема неподчинения, непослушания, бунта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Творчество Корнеля — одно из крупнейших достижений французской литературы прошлого. Именно в его творчестве французская трагедия, достигнув полной художественной зрелости, стала истинным рупором национальной жизни, глашатаем немеркнущих идеалов мужества, патриотизма, гражданственности. Глубоко национальны по своим истокам и отличительные черты формальной структуры трагедий Корнеля: зажигательная патетика их стиля, блестящее использование драматургом самых разнообразных ресурсов ораторского искусства, умение сочетать сложность и четкость композиционного построения.

Действующие лица:
Дон Фернандо, первый король кастильский
Донья Уррака, инфанта кастильская.
Дон Дьего, отец дона Родриго.
Дон Гомес, граф Гомес, отец Химены.
Дон Родриго, возлюбленный Химены.
Дон Санчо, влюбленный в Химену.
Дон Ариас, Дон Алонсо — кастильские дворяне
Химена, дочь дона Гомеса.
Леонор, воспитательница инфанты.
Эльвира, воспитательница Химены.
Паж.
Инфанты.

Во втором действие король велит графу принести извинения перед Дьего, но уже поздно: Родриго и Гомес отправляются на поединок. Химена тоже оказывается перед выбором между чувством и долгом, и все-таки выбирает защищать честь погибшего отца:

В третьем действие Родриго казнит себя и приходит каяться к Химене:

Что такое классицизм? Кратко

— Единство формы и содержания, но главную роль играет содержание.

— Трагикомедия написана в стихах ясным и четким языком, без излишества тропов.

— Драма построена на реальных исторических событиях. Родриго Диас -реально существовавший персонаж, который был героем Реконкисты. Образ Сида — не выдуманный характер.

— Места. Все действие происходит в одном месте – город Севилья, что имеет не однозначную трактовку, так как это расширенное место действия.

— Времени. По канонам классицизма действие должно длиться не более суток. В пьесе события происходят в течение двух дней. В первый день происходит ссора между графом и Дьего, ночью на город нападают мавры, на следующий день король вручает Химене руку и сердце Родриго.

— Действия. На протяжении всей пьесы должна развиваться одна сюжетная линия, один конфликт. Сюжетная линия нарушена ролью дочери короля инфанты, которая, кроме всего, влюблена в дона Родриго.

Во Франции литературный процесс теснейшим образом был связан с особенностями развития страны.

Рационализм послужил предпосылкой для развития классицизма.

Творчество писателей-классицистов отличалось сознательностью и целеустремленностью. На описываемые события авторы смотрели с политической точки зрения. Они считали, что главная практическая задача литературы состоит в необходимости научить людей быть счастливыми, дать им нормы поведения в жизни. Писатели-классицисты были убеждены, что существуют, по крайней мере, две гарантии для счастья людей: общественная (подчинение государственным законам) и этическая (подчинение страстей разуму).

Философской базой классицизма стал рационализм, поэтому в литературе этого направления признавалось первенство мысли над чувством и воображением.

Рационализм оказал свое влияние и на формирование эстетики классицизма. Признавая, что объектом изображения для художника является объективная реальность, прекрасным классицисты считали такое произведение, которое изображает истинное, правдивое, близкое к природе. Но под природой они понимали прежде всего природу человека, мыслящего существа, а истинными и правдивыми для них были лишь логические проявления природы, соответствующие законам разума.

Античную литературу они считали примером для подражания, поскольку в ней был воплощен абсолютный идеал прекрасного. Французские писатели, большие знатоки античности, черпали сюжеты из античной литературы, мифологии, истории, а правила — из античных поэтик, но при этом никогда не забывали р требованиях своей эпохи и соотносили античный материал с актуальными задачами современности. С их точки зрения, античное искусство максимально соответствует универсальному идеалу человеческой природы, ибо в нем были разработаны основные типы характеров людей.

Писатели-классицисты должны были следовать правилам трех единств: времени (действие в пьесе происходило в течение 24 часов), места (одна декорация), действия (отсутствие побочных сюжетов). Следование этим единствам помогало создавать иллюзию правдоподобия, приближало театральное действие к восприятию зрителя, держало его внимание в постоянном напряжении.




Наиболее распространенным прозаическим жанром был прециозный роман, который переживал определенную эволюцию.

Наиболее полно демократическая линия барокко проявилась в бытописательном романе.

Следуя рационалистическому пониманию любви, Корнель утверждает, что любви достоин только нравственно совершенный человек. Утрата чести уносит и право на любовь.

Классицисты доказывали, что выполнение долга является важным критерием в оценке человека, а также приносит ему нравственное удовлетворение.

Стимулом поведения героев, пружиной драматического действия становятся не потребности государства, а столкновение корыстных интересов честолюбцев, их борьба за власть.

Трагедия Сид (по определению Корнеля – трагикомедия), была написана в 1636 году и стала первым великим произведением классицизма. Характеры создаются иначе чем ранее, Им не свойственны многосторонность, острая конфликтность внутреннего мира, противоречивость в поведении. Характеры в Сиде не индивидуализированы, не случайно выбран такой сюжет в котором одна и та же проблема встает перед несколькими персонажами, при этом все они решают ее одинаково. Классицизму было свойственно под характером понимать одну черту, которая как бы подавляет все остальные. Характером обладают те персонажи, которые могут свои личные чувства подчинить велению долга. Создавая такие характеры как Химена, Фернандо, инфанта, Корнель придает им величественность и благородство. Величественность характеров, их гражданственность по-особому окрашивают чувство любви. Корнель отрицает отношение к любви как к темной, губительной страсти или к галантному, легкомысленному развлечению. Он борется с прециозным представлением о любви, внося рационализм в эту сферу, освещая любовь глубоким гуманизмом. Любовь возможна если влюбленные уважают друг в друге благородную личность.

Французская литература 17 века

Во Франции литературный процесс теснейшим образом был связан с особенностями развития страны.

Рационализм послужил предпосылкой для развития классицизма.

Творчество писателей-классицистов отличалось сознательностью и целеустремленностью. На описываемые события авторы смотрели с политической точки зрения. Они считали, что главная практическая задача литературы состоит в необходимости научить людей быть счастливыми, дать им нормы поведения в жизни. Писатели-классицисты были убеждены, что существуют, по крайней мере, две гарантии для счастья людей: общественная (подчинение государственным законам) и этическая (подчинение страстей разуму).

Философской базой классицизма стал рационализм, поэтому в литературе этого направления признавалось первенство мысли над чувством и воображением.

Рационализм оказал свое влияние и на формирование эстетики классицизма. Признавая, что объектом изображения для художника является объективная реальность, прекрасным классицисты считали такое произведение, которое изображает истинное, правдивое, близкое к природе. Но под природой они понимали прежде всего природу человека, мыслящего существа, а истинными и правдивыми для них были лишь логические проявления природы, соответствующие законам разума.

Античную литературу они считали примером для подражания, поскольку в ней был воплощен абсолютный идеал прекрасного. Французские писатели, большие знатоки античности, черпали сюжеты из античной литературы, мифологии, истории, а правила — из античных поэтик, но при этом никогда не забывали р требованиях своей эпохи и соотносили античный материал с актуальными задачами современности. С их точки зрения, античное искусство максимально соответствует универсальному идеалу человеческой природы, ибо в нем были разработаны основные типы характеров людей.

Писатели-классицисты должны были следовать правилам трех единств: времени (действие в пьесе происходило в течение 24 часов), места (одна декорация), действия (отсутствие побочных сюжетов). Следование этим единствам помогало создавать иллюзию правдоподобия, приближало театральное действие к восприятию зрителя, держало его внимание в постоянном напряжении.

Наиболее распространенным прозаическим жанром был прециозный роман, который переживал определенную эволюцию.

Наиболее полно демократическая линия барокко проявилась в бытописательном романе.

Следуя рационалистическому пониманию любви, Корнель утверждает, что любви достоин только нравственно совершенный человек. Утрата чести уносит и право на любовь.

Классицисты доказывали, что выполнение долга является важным критерием в оценке человека, а также приносит ему нравственное удовлетворение.

Стимулом поведения героев, пружиной драматического действия становятся не потребности государства, а столкновение корыстных интересов честолюбцев, их борьба за власть.

Трагедия Сид (по определению Корнеля – трагикомедия), была написана в 1636 году и стала первым великим произведением классицизма. Характеры создаются иначе чем ранее, Им не свойственны многосторонность, острая конфликтность внутреннего мира, противоречивость в поведении. Характеры в Сиде не индивидуализированы, не случайно выбран такой сюжет в котором одна и та же проблема встает перед несколькими персонажами, при этом все они решают ее одинаково. Классицизму было свойственно под характером понимать одну черту, которая как бы подавляет все остальные. Характером обладают те персонажи, которые могут свои личные чувства подчинить велению долга. Создавая такие характеры как Химена, Фернандо, инфанта, Корнель придает им величественность и благородство. Величественность характеров, их гражданственность по-особому окрашивают чувство любви. Корнель отрицает отношение к любви как к темной, губительной страсти или к галантному, легкомысленному развлечению. Он борется с прециозным представлением о любви, внося рационализм в эту сферу, освещая любовь глубоким гуманизмом. Любовь возможна если влюбленные уважают друг в друге благородную личность.

Классицизм как тип творчества, и прежде всего как эстетическая теория, возник в XVI веке в Италии на позднем этапе развития ренессансной культуры. Эстетика классицизма более полно сформировалась в XVII веке во Франции. Поэтому для рассмотрения особенностей ее выражения мы выбрали трагедию Пьера Корнеля, как яркого представителя классицистического искусства в драматургии.

Биография и творчество Пьера Корнеля

Пьер Корнель – известный французский драматург,

“отец французской трагедии”, апологет классицизма во французской литературе. Он родился в Руане в 1606 году, умер в Париже в 1684 году.

Происходил из круга буржуазии; был сыном адвоката. Получив образование в иезуитской школе, Корнель изучил право и был принят в корпорацию адвокатов. Первая пьеса его появилась в 1629, это была автобиографическая комедия в стихах “Milite”.

В 1636, находясь в Руане, драматург написал знаменитую трагедию (“трагикомедию”, по определению самого Корнеля) “Cid” (Сид), которая в декабре того же года была поставлена на сцене в театре дю Маре.

первой великой трагедии французского классицизма, явилась знаменательной датой не только в творчестве этого драматурга, но и в истории французского театра. Значение Корнеля для европейского театра заключается прежде всего в создании национальной трагедии, утверждении трагедии классицизма.

“До Корнеля театр был рабским подражанием латинской драме Сенеки, и даже такие талантливые предшественники Корнеля, как Харди, Гарни, Ротру и другие, не сумели сломить рамок условности, превращающих трагедию в мертвую, сухую декламацию. Корнель первый оживил французскую драму, привив ей испанский элемент движения и силы страсти, с другой стороны, он возобновил традиции классической драмы в изображении страстей, глубоко человечных в своем существе… “- пишут о драматурге критики

Чаще всего для творчества Корнеля, как и других классицистов, присуща интерпретация античного, и прежде всего римского, сюжета. Однако он не повторяется в своих трагедиях, ни в проблематике, ни в жанровых формах. Обращаясь к острым проблемам эпохи и гениально решая их под общечеловеческим углом зрения, драматург тяготел к художественной переработке их в мире идеала, характерного для классицизма.

“Высокий жанр” трагедии классицизма и выражение авторского сознания

Для анализа творчества драматурга-классициста мы выбрали монументальную трагедию “Гораций”. Она была завершена к концу 1639, и поставлена, как считают французские исследователи творчества Корнеля, в театре дю Маре в мае 1640 г. В январе 1641 трагедия была напечатана

Критики едины в своих взглядах: Корнель создал трагедию, в которой впервые с такой силой прозвучали политические идеи абсолютистского государства – единство нации, наступление на феодальную анархию, укрепление власти монарха, приоритет гражданского долга и обязанностей перед частными интересами и личными пристрастиями.

В трагедии “Гораций” раскрывается тема борьбы семейного долга с обязанностью перед государством, причем дело заканчивается победой последнего, триумфом гражданской идеи.

Исходит из аристотелевского принципа, что трагедия должна воспроизводить важные события, в ней должны действовать сильные люди, конфликты которых приводят к фатальным последствиям. Душу зрителя затрагивают только несчастье, сильные страсти этих идеальных людей. Эти принципы Корнель изложил в своих теоретических рассуждениях, то есть в предисловиях к трагедиям и в “Discoars snr le poeme dramatique”.

Авторское сознание реализуется на уровнях автор – и система субъектов сознания (речи), автор и сюжетно-композиционная организация произведения, автор – лингвостилистические средства мастерства. Эти три составляющие мы рассмотрим в трагедии “Гораций”.

Древнеримский сюжет раскрывается исключительно в диалогах персонажей – Горация, его отца, римского патриция, его соперника альбанца Куриация, женщин – Сабины, Камиллы и Юлии, римлянина Валерия и альбанца Флавиана.

Здесь нет ни реплик “в сторону”, ни монологов без адресата. Авторские ремарки сведены к минимуму: это указания на передвижение действующих лиц и исключительно редко – указание на обстоятельства. (“Камилла (ранена): Вор!”). Следовательно, основной формой выражения авторского сознания в “Горация” является диалогическая речь персонажей.

К внесубъектным формам выражения авторского сознания также принадлежит заголовок “Гораций” (имя центрального положительного героя, выразителя драматической идеи) и список действующих лиц с указанием их взаимосвязей, без каких-либо подробностей их характеров и внешности.

Образы-символы, подтексты в “Горация” не актуальны. Однако важную роль играют слова-семантические центры, лейтмотивы (честь, храбрость, Отечество, Семья, кровная связь, самопожертвование во имя идеи, воинская доблесть и другие).

Идеи долга имеют в произведении социально-политическое звучание, и все диалоги являются или пропагандой этой идеи, или же ее осмыслением, или ее непосредственным отрицанием. Бытовых подробностей в произведении нет вообще. Идея властвует над всеми действиями и помыслами персонажей, драматическое действие стоит выше повседневной Жизни.

В финале герои приходят к утверждению долга перед государством (абсолютистской идеи), как верноподданнической преданности монарху.

Корнель строго соблюдает в произведении правила построения драмы классицизма, придерживается основных положений аристотелевской “Поэтики”. Сцены, где сменяются ” Счастье ” и “несчастье”, сцены узнавания, сцены пафоса, сцены бурного страдания – все это присутствует в “Горация”. Неизменное место действия, непрерывное время действия, проходит будто перед глазами зрителей, – все, как и завещают основы поэтики классицизма, проходит в один день.

Драматическое произведение “Гораций” имеет традиционную структуру: экспозиция – завязка, нарастание действия – конфликт – кульминация, развязка. Есть пролога и эпилога, завязка не является задержанной. Число действующих лиц очень ограничено, и как было общепринятым в классицизме, персонажи – это исключительно представители высшего общества.

Авторских отступлений в трагедии нет. Образ автора в трагедии просто отсутствует. Корнель сознательно устраняет себя, как непосредственного автора, из произведения, чтобы не разрушать его эстетическое совершенство.

Специфическим явлением классицистической эстетики можно считать в произведении интерпретацию древнего текста. Она играет свою особую роль. Древний сюжет своим авторитетом бы санкционирует оригинальную авторскую мысль, даже в определенной степени отодвигая ее на второстепенный план, и будто сводя к роли скромного комментария или варианта идеи классического философа.

Это показатель классицистической ориентации на “образец”, которая послужила основанием для наименования классицизма как литературного направления (от латинского слова classicus – образцовый).

Идеи и герои трагедии “Гораций”

В трагедии “Гораций”, как и в произведении “Цинна”, Корнель пытался последовательно проводить политику абсолютизма, хотя уделял внимание и противоположным идеям – свободолюбия, демократии, верховенства семейных связей, милосердия, индивидуализма.

Индивидуализм в произведении олицетворяет Камилла. Милосердие и священность семьи – Сабина. Идеи демократии – Валерий.

Гораций же – рыцарь долга, он убивает сестру Камиллу за то, что из-за своего личного горя она прокляла Родину.

Герои, которые выступают против идей Горация, переживают отчаяние, страх, горе или безумную страсть, и не приходят к триумфу. Валерий не достигает своей цели, Камилла погибает от руки родного брата, сломленную духом Сабину вынуждены поддержать и призвать к устойчивости: “Не лей ты слез пустых – и истинной сестрою / Ты будешь воинам, оплаканным тобою”.

Рассказчика в произведении, и непосредственного авторского слова – тоже нет, а основная возможность выразить автора в данном произведении – это персонаж. В трагедии существуют персонажи, которые рассказывают о других героях важные экспозиционные сведения, говорят читателю о более ранних событиях, о родственных и других связях героев.

В начале произведения такая функция разделена между Камиллой, Сабиной и Юлией. “Подобный твоему, Камилле чужд разлад. Твой брат – ее жених, а твой муж – ей брат “.. Пьер Корнель тяготеет к естественности, поэтому не вводит в произведение героев-резонеров, с чисто искусственной функцией рассказывать о других.

Но в произведении все же существуют рассказчики, которые знают подробности еще неизвестных другим действующим лицам событий и рассказывают все это действующим лицам и читателю. Это вестники (Флавиан, Юлия, Валерий) и поверенные (Юлия), однако их функции не исчерпываются уже указанной. Например, Валерий выполняет функции вестника, спикера и участвует в развитии истории любви Камиллы и Куриация.

Иногда даже главные герои берут на себя такую функцию (Куриаций): “Теперь пройдет не боле двух часов – и судьбу племени решат лишь шесть бойцов”.

Корнель изображает идеальное человечество, героев с непреклонной волей в исполнении самого сурового долга, которых можно упрекнуть в бездушии, но они все равно выходят триумфаторами. Поэтому речь персонажей мало индивидуализирована, хотя и не ограничена планом авторской речи. Она выражает героический пафос, ей присущ величественный ораторский стиль.

Слово на сцене следует за произошедшим событием.

Старый Гораций выражает такие же идеи, что и сын, но уже более зрело, сдержанно, умеренно, авторитетно и мудро. Речь героев не ограничена планом авторской речи. Автор стремился сочетать принцип доминанты идеи с изображением сложности человеческой натуры.

Характеры трагедии целом односторонние, исключая Сабину и Куриация, все время страстные, обращенные к основному конфликту, убедительные для того, чтобы читатель воспринимал увиденное за действительность. С той же целью они ведут речь от первого лица, создавая эффект достоверности.

Драматург тщательно следит, чтобы образы его главных героев соответствовали величию трагического конфликта и эпохальной значимости его решения. Он посылает героев в экстремальные ситуации, требующие предельного напряжения душевных сил, проявляют значительность их натур.

Подобная гиперболизация образа характерна для искусства классицизма и отвечает присущей ему нацеленности на выявление сути явления через осмысление и строгое, каноническое художественное воплощение.

В качестве авторской эмоциональности мы здесь можем назвать героику, “страшную внутреннюю силу пафоса”, свойственной, как писал Белинский, творчества Корнеля.

Герои проникнуты борьбой долга и чувства: любовь противопоставляется долгу перед родителями, патриотизм – семейным узам. В “Горация” главное идейное значение и окончательная победа принадлежат патриотизму. Поскольку автор всегда носитель того мироощущения, выражением которого является все произведение, то главное идейное значение произведения – это и есть ценностная позиция автора.

Как мы уже говорили, авторская присутствие в произведении сведена к минимуму, поэтому ее выражают персонажи. Еще одна форма выражения авторского сознания в “Горация” – речь персонажа, идейно близкого к автору.

Авторскую идею выражают в своей речи трое центральных положительных персонажей. Это сам Гораций, который без сомнений считает – во имя общего дела можно преступить даже законы общечеловеческие – естественные чувства любви и привязанности, кровные и родственные связи.

Не сомневается он и в том, что борьба означает альтернативу – гибель или победа, не оставляя места колебаниям, слезам и жалобам. Идеал – это стойкость в испытаниях, преданность родине и готовность за нее бестрепетно принять любые муки и смерть. Гораций прежде всего человек, который отдал себя всецело служению Родине.

Еще один герой, выражает авторскую идею – старый Гораций, предпочитающий смерть сына его позору, ставящий государство выше семьи. Для него преданность Риму – высшая ценность. И также это монарх Тулл – он утверждает абсолютизм.

Можно выделить еще одну форму выражения авторского сознания – организацию диалогов-дискуссий между героями, где уже вышеупомянутые слова – идеологические центры, семантические центры (героизм, Родина, долг и т. д.), наполняются разным значением зависимости от сознания персонажа. В столкновении этих часто противоположных значений и проявляется авторская точка зрения.

Также авторское сознание выражается в актуализации отдельных частей текста: слово Тулла, который провозглашает ценности абсолютизма, тем более важно, что становится развязкой сюжета: оно решает долю главного героя – будет он жить, или умрет.

Трагедия “Гораций” была воспринята публикой и критиками как шедевр, однако смерть Камиллы от руки брата не понравилась тогдашнему зрителю. По мнению французов тех времен, Горацию можно было бы сочувствовать только в том случае, если Камилла погибла от его меча, но, например, в случае самоубийства, во время борьбы, несчастного случая и т. д. Корнель под давлением авторитетных мнений считал нужным даже переписать некоторые элементы сюжета, но не решился “разрушать то, что уже так хорошо получилось”.

А вот в эпоху Великой французской революции, “Гораций” стал самой популярной пьесой революционного театра.

Мы можем сделать вывод, что Корнель как автор фактически выступает как представитель от имени авторитетной традиции классицизма, его канонов жанра и стиля.

Читайте также: