Русский космизм федоров циолковский вернадский кратко

Обновлено: 30.06.2024

Русский космизм – направление в истории русской философской мысли конца 19 - начала 20 в., связанное с именами таких мыслителей, как Николай Федорович Федоров (1828 - 1903), Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935), Александр Леонидович Чижевский (1897 - 1964), Владимир Иванович Вернадский (1863 - 1945).

Основная идея русского космизма состоит в понимании человека как органической части Космоса, находящейся в постоянном взаимодействии со всей Вселенной и во многом способного быть понятым, только исходя из своего места в составе космического целого

Константин Эдуардович Циолковский также ставил перед собою задачу выхода человека на новый уровень своего существования, когда человек сможет не только победить закон смерти, но и преодолеть границы своего монопланетарного существования, выйти за границы земной сферы обитания, преодолеть границы планеты и заселить другие планеты, построить города в космическом пространстве, достичь других звезд и открыть там новые миры, населенные разумными существами. Иными словами, человек должен войти в космическую фазу своего существования, используя достижения науки и техники. Именно для решения этой задачи Циолковский разрабатывал идею новых способов передвижения в безвоздушном космическом пространстве, открыв принцип реактивного движения. Идеи Циолковского вдохновили Сергея Павловича Королева и в конечном итоге реализовали себя в глобальном космическом проекте Советского Союза, запуске первого космического спутника и полете в космос первого человека Земли.

Жизнь в таком представлении поднимается от уровня отдельных организмов и их сообществ до геологической силы, которая является необходимой частью общепланетной жизни, активно взаимодействуя с другими оболочками Земли и изменяя лик всей нашей планеты. Биосфера находится в постоянном необратимом развитии, порождая все более сложные формы жизни, в конечном итоге – человеческий разум. Человек начинает свое формирование как один из биологических видов, затем все более заполняет собой биосферу и постепенно формирует новую оболочку земли – ноосферу, сферу разума, в которой разум становится новой геологической силой, влияющей на эволюцию Земли и в конечном итоге Космоса. В будущем, полагал Вернадский, человек сможет оторваться от обычной формы телесности, которая привязывает его к Земле, обрести новые телесные формы, в частности автотрофность – способность получать энергию прямо из света, и стать гражданином всего Космоса.

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА.

Феноменология

Феноменология – одно из влиятельных направлений западной философии 20 в., основанное немецким философом Эдмундом Гуссерлем (1859 - 1938). буквально это наука о феноменах. Феномены – это образования чистого (абсолютного) сознания.

В феноменологии выделяется два вида сознания – обыденное и чистое сознание. Обыденное сознание – это то, что мы обычно имеем в виду под сознанием как областью бытия, в которой находятся наши мысли, чувства, желания, и которая противостоит внешнему миру объектов. Таким образом, идея обыденного сознания предполагает разделение единой реальности на объект и субъект, и обыденное сознание занимает здесь только область субъекта.

Чистое сознание – это понимание сознания как единой реальности, в которой лежат рядом и внутренний, и внешний мир. Ведь в конечном итоге и внешний мир, его объекты также создаются нашим сознанием. Таким образом, в чистом сознании находят свое объединение объект и субъект, здесь мысли и вещи лежат рядом в рамках единой реальности. Образования чистого сознания – это и есть феномены.

Существует способ достижения чистого сознания, - интеллектуальная медитация, которую Гуссерль называет феноменологическая редукция. В ее основе наложение феноменологического эпохэ (запрета) на все смысловые конструкции, которые предполагают разделение бытия на субъект и объект и отождествление своего я с субъектом.

Во-вторых, феномены очевидны. Сомнение – это вообще признак отождествления своего я с обыденным сознанием, где большая часть бытия попадает в область не-я и требует своего обоснования. Когда достигается чистое сознание, то там все самоудостоверяет себя, выступая как ясное и самоочевидное

В-третьих, феномены интенциональны. Интенциональность –стремление, - это свойство направленности феноменов. В этом свойстве Гуссерль подчеркивает принадлежность феноменов сознанию. Все образования даже обыденного сознания обладают направленностью на свой предмет. Например, любая мысль – это мысль о чем-то. Любое чувство – это чувство чего-то, допустим, чувство радости или горя. Любое желание – это желание чего-то. Таким образом, все состояния сознания обладают универсальным свойством направленности на свои предметы. Это и есть свойство интенциональности. В каждом феномене есть его направленная составляющая, которую Гуссерль назвал ноэзис, и есть предмет этой направленности – ноэма.

Ноэма – также часть феномена. Хотя она выражает предмет, но это не объект, лежащий вне сознания, а лишь та сторона объекта сознания, которая проявляется в данном феномене.

Жизненный мир Гуссерль рассматривает как своего рода расширенный мир повседневности, который способен охватить собою разросшуюся и разорванную специализацией современную культуру.

Экзистенциализм

Экзистенциализм –существование. Основоположником экзистенциализма был датский философ Сёрен Кьеркегор (1813 - 1855). Всплески этого течения были связаны с мировыми войнами. После первой мировой войны лидировала немецкая школа экзистенциализма. представители – Карл Ясперс (1883 - 1969), Мартин Хайдеггер (1889 - 1976). После второй мировой войны большое влияние имела французская школа экзистенциализма, основными представителями которой были Жан Поль Сартр (1905 - 1980) и Альбер Камю (1913 - 1960). русской линии философии экзистенциализма в Достоевский, Лев Шестов и Николай Бердяев.

На экзистенциализм большое влияние оказали идеи феноменологии. Идея жизненного мира, непосредственного переживания мира феноменов чистого сознания лежит и в основании экзистенциалистской философии. Отличие состоит в том, что в феноменологии Гуссерля жизненный мир рассматривался в первую очередь как реальность чистых смыслов, т.е. более рационально постижимая сфера человеческого мира, в то время как экзистенциализм уделяет большое внимание чувственным и ценностным определениям человеко-бытия.

Жизнь человека как некоторый универсальный фон бытия, на котором протекают все остальные процессы и определения. Например, физику можно рассмотреть двояко. Можно мыслить ее как выражение реального мира, малой частью которого является человек. И ту же физику можно рассмотреть как продукт жизнедеятельности человека, которая создается и развивается в рамках жизненного мира человеческой личности. В первой позиции человек является частью мира. Во втором случае, наоборот, мир оказывается частью человека. Именно эту вторую позицию начинает с такой ясностью и силой подчеркивать и развивать экзистенциализм, как этого никто не делал ранее.

В экзистенциализме много говорится о психологии человека, его внутреннем мире и его структурах. Наука психология строится таким образом, что она рассматривает в конечном итоге человека как часть мира, в то время как экзистенциализм, наоборот, мир рассматривает как часть человека.

Человек может существовать с разной силой и полнотой жизни. Большинство обычных людей как правило отождествляют себя с какими-то ролями и статусами в обществе, теряя свою экзистенцию. Так возникает безликий man-мир. И только перед лицом так называемых пороговых ситуаций (боль, болезнь, страдание, смерть) человек получает вызов судьбы и иногда способен ответить на него возрождением своей свободы, разотождествлением себя с социальными ролями и переживанием себя как неуловимой подлинности - экзистенции.

Психоанализ

Психоанализ – влиятельное направление современной психологии и философии, основанное австрийским врачем Зигмундом Фрейдом (1856 - 1939).

В основе психоанализа лежит представление о том, что область человеческого я занимает лишь малую часть нашей психики, которая со всех сторон окружена океаном бессознательного. Это разного рода психический опыт, который в данный момент не осознается человеком, но может оказывать на него значительное влияние. Психоанализ выступает как метод расшифровки структуры человеческого бессознательного.

Область эго – это сфера интеллекта, который способен искать те или иные средства для достижения целей в реальности внешнего мира. Подсознательное влечение стремится к достижению удовольствия, независимо от его реальности, что обозначается Фрейдом как принцип удовольствия. Суперэго скорее исходит из принципа долга, определяя в качестве целей нормы и ценности социальной среды. В итоге возникает два вида целей, идущих от подсознательного и суперэго, которые во многом противоречат друг другу, поскольку животные подсознательные желания обычно осуждаются суперэго, не проходят его цензуру.

Возникает конфликт между под- и надсознательными областями психики, который может завершаться четырьмя основными результатами. Это: победа суперэго и вытеснение обратно в область подсознательного сексуальных влечений, победа подсознательных влечений и их реализация с использованием интеллектуальных ресурсов эго, разного рода маскировки подсознательного, куда относятся: автоматизмы (описки, оговорки, забывания, ассоциации), сновидения, неврозы, сублимация подсознательных влечений.

Фрейд полагал, что различные автоматизмы человеческого поведения не случайны, но в них проявляет себя подсознательная жизнь, и по характеру автоматизмов можно пытаться судить о структуре подсознательных влечений. подсознательное влечение может сублимироваться. Сублимация – это процесс использования энергии libido в социально приемлемых формах, когда суперэго берет от подсознательного влечения его энергию и направляет ее в некоторую форму деятельности, которая признана обществом. Фрейд вообще полагал, что у личности есть единственный источник энергии – это психическая энергия подсознательного. Процесс сублимации – это и есть процесс использования этой энергии для других подсистем личности. культура питается энергией подсознательного Если культура будет слишком бороться с подсознательным, то это грозит разрушением самой культуре. Отсюда берут свои истоки идеи Фрейда о смягчении социальной цензуры в отношении к сексуальным влечениям человека, что в последующем легло в основу сексуальной революции на Западе.

Кроме энергии libido (Эроса), позднее Фрейд стал выделять в области подсознательного еще одно важное влечение – влечение к смерти и саморазрушению (Танатос).

Позднее из классического психоанализа развиваются более новые направления, которые получили общее название неофрейдизма. Их общим отличием от фрейдовской версии психоанализа был отход от такой важной роли именно сексуальных влечений в области подсознательного и расширение понятия бессознательного до уровней коллективного бессознательного. Одним из наиболее ярких представителей неофрейдизма является швейцарский психиатр Карл Юнг (1875 - 1961). Свою систему взглядов он называл аналитической психологией. Юнг заметил у своих пациентов одну удивительную особенность. Описывая свои сны, они рассказывали о таких образах, которые встречались в мифах и религиях разных народов, причем, сами пациенты об этом не подозревали. Опираясь на эти наблюдения, Юнг выдвинуд гипотезу о существовании у всех людей общего коллективного бессознательного, в котором с древнейших времен хранятся архетипы – первообразы и глубинные символы родовой организации человеческой психики. Необходимо трансформировать сознание таким образом, чтобы оно вновь стало открыто на свои коллективные бессознательные области, как это было когда-то у людей на ранних стадиях развития человеческой истории. Юнг видил задачу своего подхода именно в этом.

Тенденция к расширению границ человеческого бессознательного, начатая Юнгом, получает позднее еще большее свое развитие в идее трансперсональных слоев бессознательного и возникновении так называемой трансперсональной психологии. Здесь вводятся представления о космических уровнях человеческого бессознательного, далеко выходящих за границы не только индивидуальной личности, но и вообще определений человека как родового существа.

Парапозитивизм

Под парапозитивизмом мы будем иметь в виду направления философии науки 20 в., которые так или иначе отталкивались в своем построении от идей философии классического позитивизма 19 в., основанного французским философом Огюстом Контом. В составе парапозитивизма мы будем выделять два основных направления – неопозитивизм и постпозитивизм.

Неопозитивизм

Неопозитивизм – влиятельное направление философии 20 в., пик развития которого приходится на 30 – 50 гг. Основные представители неопозитивизма – австрийские философы Мориц Шлик (1882 - 1936), Людвиг Витгенштейн (1889 - 1951) и Рудольф Карнап (1891 - 1970), английский философ Бертран Рассел (1872 - 1970) и др.

Как и классический позитивизм, неопозитивизм рассматривал научное знание как высший род знания и пытался свести философию к науке.

В отличие от классического позитивизма, неопозитивизм опирался на методы современной математической логики при построении моделей научного знания, так что второе название неопозитивизма – логический позитивизм.

Главная проблема неопозитивизма – проблема научной демаркации. Неопозитивисты полагали, что наука принципиально отличается от других форм культуры, и существует некоторый признак, который качественно отличает науку от ненауки. Этот признак был назван критерием научной демаркации, поскольку на его основании можно было бы отделить науку от ненауки и провести между ними как бы демаркационную разграничительную линию.

можно выделять в истории неопозитивизма два основных периода. Они называются периодами догматического верификационизма и вероятностного верификационизма. Верификационизм означает учение о верификации, т.е. об установлении истинности знания (от лат. veritas - истина).

На более раннем этапе догматического верификационизма в основе лежали протокольные предложения, т.е. максимально конкретные суждения, которые обычно используют при ведении протокола научного исследования

Очень скоро неопозитивисты вынуждены были усложнить свою модель, в связи с важностью индукции в научном познании. индуктивное заключение, которые обычно обобщает бесконечное число частных фактов. Таким образом, через индукцию в научное познание входит бесконечность, и здесь средств конечной логики оказывается недостаточно. на втором этапе своего развития неопозитивисты усложнили свою модель научного знания до логики над протокольными предложениями, из которых могут образовываться как конечные, так и бесконечные логические комбинации

Неопозитивисты также предложили более строгие модели развития научного знания. Основой науки являлись для них истинные протокольные предложения, которые однажды были установлены в опыте и с тех пор навсегда входили в состав научного знания. Число таких предложений могло лишь постепенно возрастать в составе науки. В каждый конкретный период над множеством протокольных предложений по законам логики строится научная теория, которая помогает организовать эти предложения. Сама по себе научная теория имеет мало отношения к реальности, это всего лишь удобный инструмент упорядочивания протокольных предложений. Такая модель развития научного знания может быть названа моделью дедуктивного кумулятивизма.

Постпозитивизм

Очень скоро, а именно с 50-х гг. 20 века, неопозитивисткая философия стала все более активно критиковаться. Постепенно формируется новое направление философии науки 20 в., которое получило название постпозитивизма. Основные его представители – английский философ Карл Поппер, американские философы Томас Кун и Пол Фейерабенд.

Главное отличие философии постпозитивизма от неопозитивизма состоит в постепенном отказе от критерия научной демаркации. Все более утверждается убеждение, что философия активно взаимодействует с другими формами культуры – искусством, религией, политикой и т.д., и не существует непереходимых границ между наукой и ее социокультурным окружением. В конечном итоге наука – одна из множества форм культуры, несущая в себе общие с другими формами определения и свойства. Ниже мы очень кратко отметим некоторые идеи основных представителей постпозитивизма.

Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое.

В.И. Вернадский (1863 – 1945) – крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы – сферы разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

К.Э. Циолковский (1857 – 1935) был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы – атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел.

Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем – оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму.

Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь – неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации.
>
>
КРАТКО ПО ФИЛОСОФИИ: проблемы, понятия, представители:

Космизм, своеобразное направление в русской философской мысли конца ХIХ—ХХ вв., включает в себя философско-теологические (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев), естественно-научные (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), художественные (Н.К. Рерих) представления и размышления о проблеме Космоса, о месте человека в нем, соотношении человека и космоса.

Работа содержит 1 файл

Космизм.doc

Космизм, своеобразное направление в русской философской мысли конца ХIХ—ХХ вв., включает в себя философско-теологические (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев), естественно-научные (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), художественные (Н.К. Рерих) представления и размышления о проблеме Космоса, о месте человека в нем, соотношении человека и космоса.

1. Русский космизм Федорова.

Родоначальником всей космической мысли Был мыслитель второй половины ХIX века Николай Николаевич Федоров. Его идеи оказали большое влиятние и привлекли к русскому космизму были самых разных людей-Л.Н. Толстой, Бердяев, Вернадский и др

Человек в его космическом проекте получил невиданно широкое поле для своей самореализации, стал гарантом сохранения и увековечивания жизни. При этом нравственный критерий человеческих деяний Федоров распространил не только на отношения человека к человеку, но и на всю область отношений человека к природе. Основное зло для человека Федоров видел в смерти, порабощенности его слепой силой природы, поэтому выдвинул идею регуляции природных процессов средствами науки и техники, переустройства человеческого организма, освоения космоса.

Принципиально новой чертой философии Федорова и всего русского космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Федоров большое внимание уделяет возможности управления природой. При этом он предостерегал от возможных последствий неразумного обращения с природой. Человек для русских космистов - существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу.

Федоров считал, что дело активного освоения космоса – одна из основных составляющих философии общего дела, которая сможет объединить все человечество. “ Только такая безбрежная, требующая дерзновения область деятельности, как овладение космосом, привлечет к себе и бесконечно умножит энергию ума, отваги, изобретательности, самоотверженности, всех совокупных человеческих сил, которые сейчас расходуются на взаимную рознь или растрачиваются по пустякам.”. Федоров и Циолковский предсказали неизбежность выхода человечества в космос

Исходным пунктом философии Федорова является определение главной задачи человека и человечества. Он видит ее в правильном понимании смысла жизни и цели, ради которой живет человек, а главное, в организации жизни в соответствии с этим смыслом и целью.

Федоров убежден в наличии тесной связи всего происходящего на земле с процессами во Вселенной, в Космосе, считая, что деятельность человека не должна ограничиваться пределами земной планеты. Опираясь на силу разума, человек, может не только познавать Вселенную, но и населить все миры, упорядочить хаос, царящий в Космосе, сознательно управлять преобразованием всей природы, завершая тем самым предначертания Творца.

2. Космизм Вернадского.

Влади́мир Ива́нович Верна́дский - выдающийся учёный XX века ; один из представителей русского космизма ; создатель науки биогеохимии .

Вернадский создал своё представление о биосфере (третий синтез космоса), поставив в основу живое вещество, которое владеет всеми минеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы питания и размножения в активном поверхностном слое планеты. Вернадский сумел увидеть прочную связь жизни с основным объектом физического мира - атомами. Каждый атом и все они вместе "сделаны" в биосфере. Каждый атом получит печать биосферы. Живое вещество планеты расположилось в управляющем центре нашего участка мироздания и оно воздействует на энергию вещества. В природе нет великого и малого. Чувство единства и целостности природы указывает человеку на, то что планета на которой он живёт и он сам не могут быть исключением из общего движения вещества.

В результате своих изысканий относительно категорий пространства и времени Вернадский пришёл к следующим выводам:

1) Пространство и время - реальные свойства реальных природных объектов, а не философские категории и априорные принципы познания. Иначе говоря, пространство и время - это слова для обобщения природных феноменов.

2) Все характеристики времени-пространства и жизни в её биогеохимическом выражении не только соотносятся, но и самым непосредственным образом совпадают.

И время, и жизнь - необратимы, Живое вещество никогда не возвращается в прежнее состояние. Не только клетка, как основная часть живого, но и орган многоклеточного тела, биогеосистема, биосфера - в целом всегда новые и в каждый данный момент не похожи на себя прежних. Биосфера непрерывно изменяется. Поэтому необратимость времени отражает собой этот самый массовый природный процесс, к которому принадлежит и сам действующий и познающий реальность человек.

Вернадский ввел понятие ноосферы. Ноосфера - это сфера разума. Она стала формироваться одновременно с появлением мышления у человека, с началом накопления информации в обществе и практического ее использования. Чувство единства и целостности природы указывает человеку на, то что планета на которой он живёт и он сам не могут быть исключением из общего движения вещества.

Философия Вернадского материалистична - материя, радиация, энергия, проявления жизни - кроме этих сущностей в мире нет ничего. Эти сущности не сводятся друг к другу, существуют вечно как качественно разнородные области и одновременно вместе с другими, не эволюционируют одна в другую. Всегда есть устойчивая материя в виде атомов, всегда есть радиация, всегда есть энергия. И всегда есть жизнь, имеющая космическое значение. Возникающее в процессе биоэволюции человеческое сознание становится особым фактором эволюции, значение которого возрастает с течением времени. Перерастание биосферы в ноосферу как бы является логическим завершением эволюции материи: все части развивающегося мира оказываются взаимосвязанными, и человек закономерно вписывается в этот мир.

Вернадский вводит понятие пласта реальности, под которым он обозначает слои окружающей нас природы, связанные между собой, но сводимые друг к другу. Существуют ". три раздельных пласта реальности. Эти три пласта, по-видимому, резко отличны по свойствам пространства-времени, они проникают друг друга, но определённо замыкаются, резко отграничиваются друг от друга в содержании и методике изучаемых в них явлений. Эти пласты: явления космических просторов, явления планеты, нашей близкой нам "природы" и явления микроскопические, в которых тяготение отходит на второй план. Научные явления жизни наблюдаются только в двух последних пластах мировой реальности".

Космизм Циолковского. Идеи Н.Ф. Федорова были активно развиты К. Э. Циолковским, которого по праву называют прародителем всей космонавтики, он не только говорил о необходимости освоения космоса но и показывал реалные возможности того как это можно сделать – он предсказал использование ракет. Произвел рассчеты космических скоростей, соотношения массы топлива и массы космических кораблей. Многие его идеи такие как создание поселений на марсе и других планетах безусловно были очень прогрессивными и дальновидными даже для нашего времени.

Космическое бытие человечества по Циолковскому "может быть подразделено на четыре основных эры:
1. Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.
2. Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.
3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность - очевидно, сотни миллиардов лет.
4. Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое, вечное. Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем.

"Судьба существа зависит от судьбы Вселенной". Под "существом" подразумевается не только человек. "Простейшее существо", согласно космической философии - "атом-дух". Совокупность "атомов-духов" образует субстанциональную основу мира. Космос - иерархия существ, включая и человека. Сам космос тоже "живое существо", "причина" и "воля" которого в строгих рамках определяет поведение человека и других "существ" космоса. В 1923-1935 гг. Циолковский разрабатывает так называемый "активно-эволюционный" принцип космизма. Его смысл состоит в следующем: "Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. от человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности

Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.

Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи". Все тела Вселенной "имеют одну и ту же сущность. "Атом-дух" по Циолковскому, "есть неделимая основа или сущность мира

Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы

Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое. Вселенная, по Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных островов" разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она нашла своё развитие в квантовой космологии.

Принципы самоорганизации и эволюции. "Всё живо", т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции.

4. Философское содержание творчества Достоевского.

Федор Михайлович Достоевский - один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей . Творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа - это темы антропологии, философии истории, этики, философии религии.

В основе всей идейной жизни, всех исканий и построений Достоевского были его религиозные искания. Достоевский всю жизнь оставался религиозной натурой. Поэтому в лице Достоевского больше, чем в лице кого-либо другого, мы имеем дело с философским творчеством, выраставшим в лоне религиозного сознания. Но вся исключительная значительность идейного творчества Достоевского заключалась как раз в том, что он с огромной силой и непревзойденной глубиной вскрывает религиозную проблематику в темах антропологии, этики, эстетики.

У Достоевского никогда не было сомнений в бытии Бога, но перед ним всегда вставал вопрос о том, что следует из бытия Божия для мира, для человека и его исторического действования. Возможно ли религиозное восприятие и участие в ней культуры? Человек, каков он в действительности есть, его деятельность и искания могут ли быть религиозно оправданы и осмыслены? Зло в человеке, зло в истории, мировые страдания могут ли быть религиозно оправданы и приняты?

Философское творчество Достоевского имеет не одну, а несколько исходных точек, но наиболее важной и даже определяющей для него была тема о человеке. Нет для Достоевского ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может, нет и ничего страшнее человека Человек- загадочен, соткан из противоречий, но он является в то же время в лице самого даже ничтожного человека абсолютной ценностью.

Русский космизм — оригинальное направление в философии конца 19 — начала 20 вв. Можно подразделить на два направления: теологическое (Н.Федоров, П. Флоренский, В. Соловьев) и естественно-научное (Циолковский К.Э., Вернадский В.И., Чижевский А.Л.). Основная идея данного философского направления заключается в том, что человек – это космопланетарный феномен (homo kosmikus), утверждается единство человека и космоса. В русском космизм возрождается космоцентризм древних греков. Учение Совьева о всеединстве стало одним из исходных моментов формирования русского космизма. Представителей этого глубоко своеобразного течения объединяет понимание человека как существа незавершенного, проективного, способного преодолеть свою несовершенную природу (расширение сознания, развитие ресурсов мозга, достижение индивидуального бессмертия и т.д.).

4) Неприятие христианства в его традиционном виде (как призывающее исключительно к индивидуальному спасению). Утверждал, что ни в одной религии нет такого противоречия между идеями и фактами, как в христианстве, т.к. в столице христианства крест – орудие позорной казни, сделался предметом благоговейного почитания; но казни тем не менее не уничтожились, потому что не уничтожились преступления.

Воскрешение имеет космический параметр. Ресурсов Земли недостаточно для преодоления смерти — выросла бы перенаселенность планеты. Отсюда Федоров установил связь между проектом воскрешения и проектом завоевания новых сред обитания, преобразования Солнечной планеты и дальнего космоса.

Философия Федорова носит социально-утопический характер, а также имеет элементы мистики. Но, несмотря на это, ей присущ жизнеутверждающий пафос. Главная цель философии общего дела — воссоздать нарушение единства мироздания, распавшуюся связь времен, цельность человеческой души. Осуществить это возможно через преодоление разрыва между человеком и природой, через оживление умерших, пробуждение к подлинной жизни погрузившихся в духовную спячку живых.




Философское наследие Федорова занимает достойное место в русской философской традиции. Еще сто лет назад Федоров предостерегал об опасности техногенной цивилизации, угрозе экологического кризиса. Федоров одним из первых стал осознаватьнеизбежность глобализации, объединения усилий всего мирового сообщества.

Влади́мир Ива́нович Верна́дский (1863-1945) — русский учёный-естествоиспытатель. Академик Санкт-Петербургской академии наук, Российской академии наук, Академии наук СССР. Создатель научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии. В круг его интересов входили многие науки: геология, почвоведение, кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология, биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия и история. Он первым сумел дать философское осмысление новой эпохи в развитии человечества. Его труды, посвященные пространству-времени, живому веществу, биосфере и ноосфере, а также многие публицистические статьи, дневниковые записи и письма проникнуты глубокими философскими выводами и заключениями. Кроме того, он занимался организаторской научной и общественной деятельностью.

До конца жизни Вернадский считал философию не наукой, а совершенно особой сферой духовной человеческой деятельности, влияющей на развитие научных исследований, но принципиально отличающейся от них дедуктивным способом мышления. Науку, философию и религию Вернадский рассматривал в качестве самостоятельных, но тесно связанных друг с другом проявлений духовной деятельности человека. Научное мировоззрение является результатом не простого объективного наблюдения, а творческого осмысления внешней реальности, на которое оказывает влияние общий интеллектуальный климат данной эпохи.

Согласно поздним представлениям В.И.Вернадского, в основе всего сущего лежат эволюционные процессы. Равновесные системы и связанные с ними обратимые системы представляют, по его мнению, лишь частные, преходящие явления в необратимом развитии.

Геохимия изучает миграцию химических элементов в земной коре и в космосе. Ее продолжение — биогеохимия — включает в рассмотрение атомных маршрутов живое вещество (совокупность живых организмов — от простейших до самых развитых). Геохимические и биогеохимические исследования показали, что на пути миграционных циклов атомов и изотопов обязательно встает область живого. Это открытие — исключительно важного значения, так как оно указывает на неслучайность жизни в космосе. По отношению к неживой природе живое вещество ничтожно мало (по весу и объему). Но по геохимической функции — по функции материально-энергетического воздействия на природные объекты оно ни с чем не сравнимо. Благодаря живому веществу энергия космоса не рассеивается, не исчезает в мировом пространстве, а концентрируется и преобразуется в силу, придающую нашей области вселенной черты упорядочности, организованности.

Осознание роли живого вещества как глубочайшего и могущественного проявления сил космоса придает науке XX века (и здесь огромна заслуга русского ученого) существенно иной характер, чем тот, который характеризовал классическое (ньютонианско-галилеевское) естествознание XVII—XIX веков. Современная наука скорее возвращает нас к миросозерцанию античности, идеям ранне-греческой философии о живом космосе. Но жизнь — это и разумная жизнь. Разум (ум) — это тоже явление космоса, о чем догадывались древние философы (Анаксагор).

Современная наука, считает Вернадский, открывает нам три фундаментальных проявления реальности: атом, космос и живое вещество. В человеческую мысль и в человеческую культуру они вошли 2, 5 тысячи лет назад — как на Западе, так и на Востоке. Но древние идеи в XX веке получили вновь подтверждение и развитие — теперь уже не интуитивно-умозрительное, а эмпирическое и строго математическое.

В ходе геологического времени глубина и интенсивность воздействия живого вещества на среду обитания, на всю неорганическую природу постоянно возрастает. Биологическая эволюция идет в сторону увеличения биогеохимической миграции атомов — а это значит, что возрастает геохимическая энергия жизни, а вместе с ней возрастает доля космической (солнечной) энергии, идущей на геохимическую перестройку планеты. Благодаря этому биосфера (планетная оболочка, охваченная жизнью) является сложнейшей самоорганизованной системой, со своими специфическими чертами пространства-времени. Динамическое равновесие в биосфере поддерживается миллиарды лет, жизнь геологически вечна.

В понятие живого вещества — в самом широком смысле слова — входит и человек. Человек — самая большая геологическая сила, а в геохимическом смысле — сила универсальная; технология человеческой деятельности и культуры охватывает практическиЦентральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского, является единство биосферы и человечества. По Вернадскому, человечество - не придаток Вселенского Разума, часть его. Для Вернадского было очень важно выделить роль мысли, знаний в развитии планеты. Мысль направляет деятельность человека. Вернадский рассматривал человеческую деятельность как геологический фактор, во многом определяющий дальнейшее развитие Земли. Для Вернадского человек был прежде всего носителем разума. Он верил, что разум будет господствовать на планете и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и людям. Природа создала разумное существо, постигая таким образом себя.

Условия перехода биосферы в ноосферу:

1. Заселение человеком всей планеты.

2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.

3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.

4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

5. Расширение границ биосферы и выход в космос.

6. Открытие новых источников энергии.

7. Равенство людей всех рас и религий.

8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

10. Продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.

11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.

12. Исключение войн из жизни общества.

Чижевский Александр Леонидович (1897-1964 гг.), биофизик, основоположник гелиобиологии (связь с циклическими событиями на Солнце) и аэроионификации (изучение и применение ионизированного воздуха; в настоящее время так называемая "лампа Чижевского"), был художником, поэтом. Родился в семье военного-артиллериста, изобретателя Леонида Васильевича Чижевского. Участник Первой мировой войны, георгиевский кавалер. Окончил Московский археологический институт и через год Московский коммерческий институт; учился на физико-математическом и медицинском факультетах Московского университета. В 1918 г. стал доктором всеобщей истории, а в 1922 г. присвоено учёное звание профессора. Организовал Центральную лабораторию ионизации. Дважды выдвигался на Нобелевскую премию по физике от Первого международного конгресса по биологической физике и биологической космологии в Нью-Йорке и Стокгольмским университетом. Но его вынудили в НКВД писать отказные письма, так как ранее отклонялись Нобелевским комитетом выдвинутые на премию кандидаты от Академии наук СССР. Подвергался репрессиям с 1942 по 1957 г. До 1962 г. он работал в Госплане СССР, вёл лабораторию Аэроионификации. Ранее применялась его искусственная аэроионизация в медицине, сельском хозяйстве, животноводстве. Главная научная заслуга Чижевского — открытие тотального влияния солнечной активности на динамику жизнедеятельности в биосфере, в том числе на стихийные массовые явления в человеческом сообществе. Изучение же физических воздействий внеземного происхождения на возникновение, распространение и интенсивность таких явлений на Земле, как эпидемии, эпизоотии, эпифитии, а также на динамику ряда процессов в социуме он начал еще в 1915 г. Работы: "Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли", "Влияние космических факторов на поведение организованных человеческих масс и на течение всемирно-исторического процесса. ", докторская диссертация называлась "О периодичности всемирно-исторического процесса". Написал более 400 работ.

В первой четверти XX столетия в отечественной науке развернулся бурный процесс формирования представлений о связи циклических процессов в био-, атмо-, гидро- и литосферах Земли с циклическими изменениями солнечной активности. Этим занимались кроме А.Л. Чижевского — В.М. Бехтерев, Н.П. Боголепов, Н.М. Кулагин, П.П. Лазарев, К.Э. Циолковский. Они предполагали реальную зависимость от интенсивности солнечной активности всех земных структур, в том числе социальных.

Включение социального элемента в эту новационную область знания было неслучайным. Годы наибольших социально-политических потрясений в России (1905 г., 1917 г.) пришлись как раз на годы максимума солнечной активности. Осознание этого дало неожиданный толчок изучению космической взаимосвязи Земли и Солнца. Учёные, которые сосредоточились на изучении статистики связи между солнечной активностью и земными процессами в био- и атмосферах, стремились определить характер связи между протуберанцами на Солнце и резко обозначивающимися в эти моменты социальными явлениями.

Чижевский пошёл ещё дальше и в понятие среды как детерминанты биологической и социальной формы организации материи, находящейся в земной оболочке, включил космическое пространство. Это явилось принципиально новой мировоззренческой позицией. Он делал вывод, согласно которому развитие органического мира на нашей планете не автохтонный, замкнутый исключительно в самом себе процесс, а результат комплексного воздействия земных и космических факторов, из которых вторые являются главными.

Подавляющее большинство физико-химических процессов на Земле, по мнению А. Чижевского, представляют собой результаты взаимодействия космических сил, которые всецело обусловливают жизненные процессы в биосфере. Более того, органический мир в каждый момент самым чутким образом отражает в себе перемены или колебания, имеющие место в космосе. В поисках подтверждения этой позиции Чижевский с помощью медико-статистических исследований установил синхронность долгопериодических (в среднем кратных 11-летнему циклу) колебаний вспышек и угасаний различного рода эпидемий, колебаниям солнечной активности.

Влияние уровня солнечной активности на жизненный тонус макро- и микробиосферы сказывается не только на долгопериодических колебаниях, но и на кратковременных, спорадических импульсах в жизнедеятельности любой биосистемы, особенно в моменты повышенной солнечной активности, характеризующиеся наибольшей напряженностью как физико-химического состояния среды, так и функционирования организма. Этим, по Чижевскому, объясняются разного рода катастрофические события в жизни людей — нервные срывы, аномальные психические реакции, патологические всплески в социальном пространстве, чреватые неконтролируемым поведением. Он был убеждён, что средствами прогноза суточных и месячных колебаний солнечной активности можно предвидеть нежелательные явления в биосфере и социуме. Затем на основе научных расчётов избегать опасных последствий с помощью заранее разработанных способов защиты и профилактических мер.

А. Чижевский был последовательным космистом. Па всех уровнях сложнейшей организации биосферы, от общей её системы до одноклеточных организмов, Чижевский впервые увидел общемировой пульс, великую динамику природы в ее космическом измерении, различные части которой "созвучно резонируют одна с другой". Исследования А.Л. Чижевского, его новационные гелиоидеи стали фундаментом в изучении воздействия энергии Солнца на процессы в лито-, гидро- и атмосферах, а также предметно на человеческий организм и социум.

Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935 гг.), русский мыслитель, учёный, изобретатель, основоположник космонавтики. Родился в селе Ижевское, ныне Рязанской области. В детстве почти полностью потерял слух вследствие болезни и с 14 лет учился самостоятельно. В 1879 г. экстерном сдал экзамен и получил диплом учителя математики, что позволило ему преподавать в школах Боровска, затем Калуги (с 1892 г.) физику и математику. Он первым в мире понял преимущества и возможности реактивного способа передвижения в космическом пространстве и посвятил большую часть своей жизни разработке теории космоплавания, создал новое научное направление — ракетодинамику и астронавтику, поэтому заслуженно считается изобретателем в области воздухоплавания, авиации и ракетной техники. Мировоззрение Константина Эдуардовича ориентируется на космизм. Он испытал влияние идей Н. Фёдорова, являлся автором ряда философско-художественных эссе, часть из которых издавал на свои собственные средства в Калуге, в которых развивал идею "атома" как бессмертного одушевлённого элементарного существа, курсирующего от организма к организму во Вселенной. Косм о взгляды Циолковского предполагали возможность расселение человечества в пределах Солнечной системы и других звёздных мирах. Основные работы: "Будущее Земли и человечества" (1928 г.), "Вопя Вселенной. Неизвестные разумные силы" (1928 г.), "Общественная организация человечества" (1928 г.), "Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение" (1929 г.).

Научно-технические проекты Циолковского весьма существенные в становлении современной космонавтики, являлись по сути техническим обоснованием его "космической философии":

- космос заполнен различными формами жизни, от самых примитивных до бессмертных существ, способных ассимилировать солнечную энергию;

- разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвёздное пространство (разумные "животно-растения", непосредственно перерабатывающие солнечную энергию).

Исходя из предпосылки чувствительности и одушевленности всех форм материи, Циолковский строил свою монистическую философскую теорию вокруг идеи "атома" — бессмертного элементарного существа, которое претерпевает различные судьбы, переходя из одного организма к другому.

Космологический процесс предстает как ряд циклических процессов усовершенствования бытия. Разумные существа, населяющие Вселенную, давно наладили для себя благополучный ход космической эволюции, а Земля с её процессами биологического и социального становления оставлена ими как своего рода заповедник для естественного обновления жизненных форм. Поэтому участь Земли во Вселенной исключительна.

Русский космизм К.Э. Циолковского — первая попытка систематического изложения проблем, характерных для начала эры космоса:

- о месте разума в космическом пространстве;

- об ответственности человека, обладающего разумом, за Землю и Вселенную.

Циолковский предвосхитил кибернетические идеи развития, а также некоторые современные космологические теории сущности Вселенной с её многообразными формами бытия.

Читайте также: