Рудольф штейнер биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Рудольф Штайнер – знаменитый австрийский философ, педагог, оккультист 20 века.

Рудольф вырос в небогатой семье, его отец был телеграфистом, из-за чего семья была вынуждена часто менять место жительства.

Рудольф сначала учился в сельской школе, затем перешел на домашнее обучение. По окончанию школы он поступил в венский технический университет.

С 1888 по 1897 год он работал в архиве Гёте в Веймаре. В это время он пишет несколько книг основанных на философии Гете.

В 1891 году Штайнер получил степень доктора философии в Ростокском университете в Германии.

С 1900 года Штайнер стал выступать с лекциями, посвящёнными антропософии, эзотерике, тем самым привлек к себе внимание теософов и представителей масонства.

С 1902-1910 годы Рудольф Штайнер опубликовал ряд работ, повещённых теософии. Его сочинения наполнены идеями гуманизма, что противоречило идеям оккультизма, сложившимся в то время.

В 1912 году Штайнер решил основать свое собственное Антропософское общество.

В 1919 года он основал новую педагогическую методику и первую Вальдорфскую школу в Штутгарте.

Штайнер сделал большой вклад в несколько областей науки:

  • сельское хозяйство,
  • искусство,
  • живопись,
  • архитектуру,
  • культуру,
  • политику.

Что такое антропософия

Готовые работы на аналогичную тему

В себе антропософия соединяет христианскую мистику, европейскую идеалистическую традицию, пифагорская и неоплатоновская мистика, каббала и немецкая натурфилософия.

Сам Штейнер подразумевал под своим учением исследование духовного мира. Духовный мир мог быть исследован путем природопозаннания и через мистику. Человек с помощью познания духовного в самом себе в последствии сможет понять все то духовное что происходит во всей вселенной.

Педагогическая деятельность

Штейнер считается основоположником Вальдорфской школы. Она представляет собой альтернативную образовательную систему. В ее основе лежат антропософские принципы.

Вальдорфская школа является общеобразовательной школой. В ней существует ряд принципиальных отличий от школы обыкновенной. Например, в младшей школе нет оценок и не используются учебники.

Считается что учебная программа должна соответствовать потребностям самого ребенка. Эти потребности выделяются на основе его антропософской гипотезы. Эта гипотеза касается триединства самого человека, четырех человеческих сущностей и учения о темпераменте.

Гипотеза о триединстве человека заключается в следующем: в человеке соединены три единства – Дух, Душа, Тело. Они представляет собой мысль, чувство и волю. Из этого следует вывод что помимо интеллектуального развития, педагогика должна влиять и на эмоциональное взросление ребенка, и на развитие волевых качеств.

По мнению Штейнера, у человека есть не только физическая сущность, а еще три сущности, которые невозможно воспринять, – они могут себя обнаружить лишь, выполняя действия. Эти три сущности представляют собой:

  • эфирное тело (представляет собой рост и жизненные силы человека)
  • астральное тело (представляет собой психические переживания)
  • Я – духовная часть человека, которая является бессмертной

Эти сущности появляются в человеке не сразу и не одновременно. Они появляются в соответствующей последовательности, временной промежуток между ними составляет примерно 7 лет.

За время обучения в школе, у ребенка должно сформироваться две сущности:

Примерно в 7 лет у ребенка происходит ряд изменений в восприятии и мышлении. Ребёнок следует авторитету, вкладывает душевные силы в свое обучение, происходит формирование образной фантазии и памяти. В этот момент происходит зарождение эфирного тела.

Астральное тело начинает зарождаться в тот момент, когда человек входит в фазу полового созревания. В этот момент происходит интенсивное эмоциональное взросление, развивается абстрактное мышление, человек учится судить, рассуждать и мыслить свободно и самостоятельно, формирует собственное независимое мнение.

В возрасте 21 года по мнению Штайнера человек готов к саморазвитию.

Та или иная сущность Штайнера отсоветует определённому типу темперамента. По Штейнеру физическое тело – это меланхолик, эфирное тело представляется флегматиком, астральное тело – сангвиник, а Я – соответствует холерику.

  • духовный (активное мышление)
  • душевный (музыка и эвритмический танец)
  • креативно – практический (рисование, лепка, шитье и так далее)

Общественная деятельность

Штейнер был активным сторонником социальной реформы. Он активно распространял петицию со своими мыслями относительно социального развития.

Каждая сфера должна выполнять поставленные перед ней основные задачи. Политическая сера должна защищать права человека, культурная сфера должна развивать науку, искусство, образование, религию. Экономическая сфера должна следить за взаимодействием производителей, распространителей и потребителей. Он считал, что эти три основные сферы должны быть равноправными, преобладание какой-то из одной ведет к разрушение нормального развития общества.

Рудольф Штейнер

Рудольф Штейнер родился 27 февраля 1861 г. в Доньем Кральевце, входившем тогда в Австрийскую империю (ныне это территория Хорватии).

Отец мальчика, Иоганн Штейнер, работал егерем. Когда мужчина решил жениться, он сменил место службы и устроился на должность телеграфиста австрийской Южной железной дороги. Женой Иоганна стала Францишка Бли. Семья много переезжала, что было связано с работой Штейнера.

Начальное образование Рудольф получал дома, т.к. у его отца произошел конфликт с директором сельской школы, в которую поступил мальчик.

Рудольф Штайнер, выпускное фото из средней школы

Рудольф Штайнер, выпускное фото из средней школы

В 1879 г. Штейнеры снова переехали – в город Инцерсдорф. Там Рудольфу была предоставлена академическая стипендия, и он начал посещать Венский технический университет. Основными изучаемыми предметами были: математика, физика, химия, ботаника, биология, литература и философия.

Рудольф Штейнер в 21 год (1882)

Рудольф Штейнер в 21 год (1882)

Краткая биография

Рудольф Штейнер в 1900 году

Рудольф Штейнер в 1900 году

Рудольф Штейнер на смертном одре

Рудольф Штейнер на смертном одре

Личная жизнь

В 1899 г. женился на Анне Ойникке, через несколько лет брак распался.

Первая жена — Анна Ойникке

Первая жена — Анна Ойникке

В 1914 г. философ женился во второй раз. Его избранницей стала Мария фон Сиверс, российская подданная, имевшая немецкие корни. Женщина посещала лекции Штейнера с 1900 г., потом стала его помощницей и женой, занималась организацией и переводом лекций, изданием книг и статей. После смерти супруга занималась сохранением его творческого наследия.

Рудольф Штейнер и Мария фон Сиверс

Рудольф Штейнер и Мария фон Сиверс

Вывод

Рудольф Штейнер был выдающимся австрийским философом, педагогом, лектором, а также эзотериком, оккультистом и мистиком.

Он стал основоположником антропософии, религиозно-мистического учения, выделившегося из теософии и призванного изучать явления сверхчувственного порядка.

Штейнер был превосходным оратором, его лекции всегда собирали полные залы. При этом отношение к нему современников было крайне противоречивым – кто-то им восхищался, кто-то совершенно не принимал и считал шарлатаном. Он отвергал разделение духовного и материального мира, считая их взаимодополняющими частями единого мира.

Мемориал в Вене

Мемориал в Вене

В своих трудах философ затронул огромное количество тем – от духовного познания и саморазвития до медицины и сельского хозяйства. Штейнер выработал собственный подход к образованию. На сформулированных им принципах были открыты первые вальдорфские школы, сегодня существует более 1000 таких школ по всему миру.

Построенные по его проекту здания Гётеанума, который остаётся мировым центром антропософии, были признаны шедеврами архитектуры модернизма. Также учёный изобрёл систему органического земледелия, создал эвритмию (искусство танца), участвовал в открытии медицинских клиник и основании христианской общины, выступающей за обновление религии.

Творческое наследие философа составляют книги, эссе, статьи, пьесы, стихи, автобиография (всего около 50 томов) и огромное собрание лекций (около 300 томов).

Рудольф Штайнер — австрийский ученый, философ и художник приобрел большую известность как педагог и основатель вальдорфской школы.

Чтобы по-настоящему узнать мир, загляните глубоко внутрь себя; чтобы по-настоящему познать себя, проявите настоящий интерес к миру.

Рудольф Штайнер Tweet

Его интересы были связаны с широким спектром областей, но, пожалуй, самую большую известность идеи Штайнера приобрели благодаря методам обучения, которые он впервые применил в основанных им вальдорфских школах, которые на протяжение уже более 100 лет неуклонно набирают популярность по всему миру.

Краткое содержание статьи (разделы)

​Педагогика Рудольфа Штайнера​

Рудольф Штайнер привнес в педагогику различные идеи, помогающие развитию и воспитанию детей посредством образования, которое должно основываться на запросах возраста ребенка.

К примеру, вводя в начальную школу рукоделие (вязание спицами и крючком), Штайнер говорил о том, что эти занятия помогут достичь успеха на занятиях математикой. Через почти 100 лет нейрофизиолог, исследователь мозга профессор Н. П. Бехтерева доказала закономерность развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук с формированием механизмов памяти и механизмов абстрактно-образного мышления.

На эту связь указывал и советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский. Будучи новатором своего времени, он писал об этом так:

Учёными: И .П. Павловым, В. М. Бехтеревым, И. М. Сеченовым приведены убедительные доказательства, что наилучшая способность к обучению выявлена у тех детей, у которых родители и педагоги развивают, в первую очередь, ручные умения, движения пальцев и моторику.

Обобщая вышесказанное, исследователь М. М. Кольцова, изучавшая детскую речь, выразилась так:

Таким образом, мы видим, что идеи предложенные Штайнером в начале 20-го века находят научное подтверждение в нашем времени, поэтому сейчас мы с удовольствием наблюдаем готовность многих педагогов применять разработанные им уникальные методики для современной школы.

Ранние годы и образование

Рудольф Штайнер родился 27 февраля 1861 года в Доньем Кральевце, поселении, которое тогда было частью Австро-Венгерской империи (сейчас оно находится на севере Хорватии). Его отец был телеграфистом, который работал на железной дороге Южной Австрии.

В возрасте восьми лет Штайнер уже обладал незаурядным способом мышления, отличавшим его от других. Мальчик был несколько замкнут и увлекался математикой.

Признавая его способности, отец отправил Рудольфа в школу в Винер-Нойштадт, а затем в Технический университет в Вене. Здесь Штайнер должен был обеспечивать себя стипендиями и репетиторством. Изучая и осваивая гораздо больше предметов, чем было в его учебной программе, он всегда возвращался к проблеме самого знания, и тема эта будет волновать его на протяжении всей жизни.

Рудольф Штайнер: краткая биография

В университете Рудольф принимает участие во всех общественных мероприятиях, происходящих вокруг него — в искусстве, науке, даже в политике. Он изучает философию, в частности, сочинения Канта и Гегеля. Также непосредственное и пожизненное впечатление на Штайнера произвели работы Иоганна Вольфганга фон Гёте (1749–1832), который помимо своих литературных произведений был плодовитым автором по науке и метафизике, пытавшимся создать всеобъемлющую, целостную философию человеческого восприятия и мировоззрения.

Один из профессоров Штайнера отметил энтузиазм юноши по отношению к Гёте, а так же его системный ум, и рекомендовал его на должность редактора серии научных работ писателя для проекта публикации Deutsche National Literatur (Немецкая национальная литература).

Становление и научная деятельность

Для полного понимания мира мы должны найти путь, который использует наши способности восприятия и мышления.

Рудольф Штайнер Tweet

Для Штайнера это стало не просто открытием, но инструментом, который лег в основу его педагогической системы.

Школы Рудольфа Штайнера

После Первой мировой войны Германия, как и вся остальная Европа, была в хаосе. Штайнер видел бессмысленность войны и необходимость новых социальных форм, в первую очередь в образовании. Он пришел к выводу, что для удовлетворения потребностей будущего, люди должны получать разностороннее образование.

Он инициировал в 1919 году открытие первой школы в Штутгарте при спонсорской поддержке Эмиля Мольта (владельца фабрики Вальдорф-Астория — отсюда и происходит объединенное название школ). Эта школа была создана для детей фабричных рабочих, где обучение было бесплатным.

В своих лекциях и эссе Штайнер рассказывал о том, как можно развивать умственное развитие ребенка посредством образования, которое должно основываться на понимании человеческого развития и способах познания окружающего мира.

Этот метод педагогики мы знаем теперь, как Вальдорфское образование. Оно известно тем, что обеспечивает практическую основу для работы с детьми, позволяя им найти свое творческое начало и стать теми самыми свободными от стереотипов и шаблонов людьми, которые могут думать и рассуждать самостоятельно и находить свое собственное предназначение и направление в жизни.

Рудольф Штайнер - биография кратко

Школа быстро росла, и семьям, совсем не связанным с фабрикой, потребовалось не так много времени, чтобы тоже начать отправлять туда своих детей. В 1922 году Штейнер, выступил на одной из конференций в Оксфордском университете, это выступление сделало его педагогическую систему еще более известной. В итоге, в США первая вальдорфская школа открылась в 1928 году в Нью-Йорке, а в 1930-х годах такие школы стали появляться в восьми разных странах.

Вальдорфская методика обеспечивает практическую основу для работы с детьми, позволяя им развить творческие способности, благодаря чему ребенок становится более открытым для восприятия окружающего мира. Штайнер также считал, что свобода может быть достигнута только посредством творческого мышления, поэтому искусство преподаётся в вальдорфской школе на протяжении всего процесса обучения , включая старшую школу.

Вклад Рудольфа Штайнера, как педагога, заметен и значителен. Он умер 30 марта 1925 года после многих лет интенсивной деятельности. Наряду с публичными и частными лекциями и практической работой в качестве учителя, Штайнер сделал себя доступным любому, кто нуждался в его совете – двери его дома были всегда открыты для посетителей.

Вальдорфское образование сегодня, среди независимых образовательных систем, представляет одну из крупнейших. Оно существует почти во всех странах мира. Около тысячи школ и полутора тысяч детских садов работают по этой системе. В каждой стране учебный план адаптируется к конкретной культуре.

Рудольф Штайнер (нем. Rudolf Steiner) (27 февраля 1861 — 30 марта 1925), — австрийский философ-мистик, писатель, эзотерик, создатель духовной науки, известной как антропософия.

Рудольф Штейнер происходил из скромной семьи. Его отец, Иоганн Штейнер, работал телеграфистом на австрийской Южной железной дороге. Эта служба заставляла семью часто переезжать и в момент рождения Рудольфа отец работал в Кральевице, тогда части Австрийской империи (сейчас Хорватия). Штайнер образование получал дома, пока семья не переехала в 1879г в Инцерсдорф (нем.)русск. (ныне — часть венского района Лизинг). Последний переезд делался с целью дать возможность юноше посещать за счет академической стипендии Венский технический университет, где он изучал математику, физику, химию, ботанику, биологию, литературу и философию (с 1879 по 1883). В 1891 году Штейнер получил степень доктора философии в Ростокском университете в Германии с диссертацией, основанной на концепции эго Фихте.

С 1900 г. Штейнер начал читать лекции в Теософском обществе, возглавляемом Анни Безант и участвовал в создании германской секции общества. С 1902 — генеральный секретарь германской секции теософического общества, но в 1913 году Штайнер покинул Теософское Общество.

Тогда же в 1913 г. его женой Марией фон Сиверс, М.Бауером и К.Унгером было основано Антропософское Общество, которое в 1923. Р.Штейнер реорганизовал, основав на Рождественском Собрании 1923-24гг. новое Всеобщее Антропософское Общество (ВАО)с центром в Дорнахе, Щвейцария, имеющее отделения во многих странах мира, существующее поныне и насчитывающее 43000 членов. В годы фашистского режима в Германии антропософское общество было запрещено, но продолжало действовать легально в Швейцарии и некоторых других странах.

Р.Штейнер является создателем Антропософии, духовной науки, суть которой — стремление внести научную методологию в изучение явлений сверхчувственного порядка, построить мост между религией и обычной наукой. Антропософия создает новые направления в социологии -движение за социальное триединство -, педагогике -Вальдорфская школа -, в естествознании -гетеанистическое естествознание -, в медицине и фармакологии -антропософская медицина -, сельском хозяйстве — био-динамическое земледелие -, искусстве — в живописи, архитектуре, сценическом и лечебном движении — эвритмия, в движении за религиозное обновление христианства Община Христиан.

В области религиоведения установил эволюционные связи великих мировых религий прошлого и настоящего — эллинизма, иудаизма, ислама, буддизма и христианства в его трех основных формах.

С 1910 г по 1922 г руководил строительством первого Гетеанума — антропософского центра и в то же время храма. В ночь с 31 дек.1922 г на 1 янв.1923 г первый деревянный Гетеанум стал жертвой поджога. На его месте еще при жизни Р.Штейнера был заложен второй Гетеанум, где по настоящее время находится центр ВАО.

Из-за серьёзно ухудшившегося здоровья его последняя лекция состоялась в сентябре 1924 года. В последние месяцы жизни он продолжал работать над своей автобиографией. Умер Рудольф Штейнер 30-го марта 1925 года.

Читайте также: