Буддизм в казахстане кратко

Обновлено: 02.07.2024

Буддизм на территорию современного Казахстана был занесён во времена великого шёлкового пути и джунгаро-казахских войн.

Содержание

История

Ранний этап (II—VII вв.)

По мнению исследователей, проникновение буддизма из Индии в Китай шло через Среднюю Азию и Казахстан. Начался этот процесс с середины I в. до н. э. В распространении буддизма в Средней Азии, Восточном Туркестане и Китае важная роль принадлежала среднеазиатским богословам и миссионерам, в частности, парфянам, юэчжи, кангюйцам, согдийцам, которые особенно активно начали проповедовать учение Будды во II—III вв. н. э., что было связано, по-видимому, с определенными политическими целями Кушанского государства на Востоке. [1]

В раннем средневековье главными подвижниками в распространении буддизма в Центральной Азии стали согдийцы.

Буддийские памятники обнаружены в ряде историко-культурных районов и городов на трассе Великого Шелкового пути. Это буддийский монастырь Кара-тепе II—III вв. в Термезе; культовое сооружение в долине Санзара в Согде; буддийские памятники в Мерве; буддийский монастырь VII—VIII вв. Аджина-тепе в Тохаристане; буддийский храм в Куве (Фергана), храмы Ак-Бешима и Красной Речки в Семиречье — Жетысу. [2]

О влиянии буддизма, который испытывали тюрки с VI в., свидетельствует Сюаньцзан: он пишет о благожелательном отношении к этой религии кагана западных тюрок. В первой половине VII в. некоторые правители западных тюрок становятся буддистами или покровителями буддизма, причем тюрколог А. Габэн связывает это с переходом тюрок к оседлости и городской жизни. [3]

В Семиречье — домене западных тюрок, тюргешей и карлуков, этот процесс был достаточно интенсивным, о чём убедительно говорят открытые в разные годы на городищах Чуйской долины (Ак-Бешиме, Красной Речке, Новопокровском) храмы, монастыри, часовни, а также статуэтки и стелы с изображениями буддийских персонажей и сцен.

Полностью раскопаны остатки двух буддийских храмов в городе Суябе, отождествляемом с городищем Ак-Бешим.

Первый храм Ак-Бешима прямоугольный в плане (76x22 м). Длинной стороной храм вытянут с запада на восток. Он включал святилище, к которому со стороны двора вела трехмаршевая лестница. Монументальная скульптура размещалась на постаментах и суфах, устроенных вдоль стен обходных коридоров святилища. Перед входом в целлу (внутреннее помещение античного храма) по обе стороны находились два ступенчатых постамента, на которых, по-видимому, были установлены скульптуры сидящего Будды с опущенными на пол ногами. На полу святилища найдены позолоченные бляхи с изображениями Будды. [4]

Второй храм Ак-Бешима был квадратным в плане (38x38 м), выходом он был обращен на север. Крестовидная в плане целла (10,5x10 м) была обведена двумя коридорами, выходящими в квадратный дворик. В стенах святилища и коридоров имелись ниши для скульптур, сами стены покрыты росписями. Среди остатков глиняной скульптуры выделены различные персонажи буддийского пантеона, в том числе Будды, докшита, бодхисаттвы. [5]

Несколько отличается от описанных первый храм Краснореченского городища, отождествленного с городом Навакет. Он состоял из целлы с обводным коридором и зала, открытого на юго-восток. Датирован IX—X вв.

Второй Краснореченский храм по планировке аналогичен первому Ак-Бешимскому. Целла имела квадратный план (6x6 м) и купольное перекрытие. Сохранились подкупольные конструкции в виде тромпов с фестончатым очертанием арки. Остатки двух глиняных скульптур найдены у входа в целлу. Они стояли по бокам на постаментах; по отдельным частям торса и голов реконструируется их высота в полтора человеческих роста.

Обводные коридоры имели длину по 12 м. На стенах сохранились остатки полихромной живописи, которая в один из периодов перестроек была перекрыта живописными композициями по ганчу.

Достаточно широко среди случайных находок представлен индийский импорт: бронзовые и серебряные с позолотой и инкрустацией драгоценными камнями статуэтки, бронзовые бляшки и пластины, каменные рельефы в виде мелких поделок и стел с сюжетами буддийской иконографии, составлявшие некогда иконостасы и реликварии буддийских храмов и монастырей. Интерес представляет гранитная стела из краснореченского храмового комплекса. Лицевая сторона поделена на три изобразительных пояса, где вверху под фестончатой аркой изображена триада — восседающий на лотосе Будда и стоящие бодхисаттвы по сторонам. В среднем поясе изображены два фантастических зверя, а в нижнем — донатары (изображение строителя храма с моделью здания в руках). [6]

По мнению ряда исследователей, распространение буддизма шло по Великому Шелковому пути с Запада на Восток через Фергану и Семиречье. Основными миссионерами буддизма были согдийцы, основавшие свои колонии в Семиречье. Б. А. Литвинский полагает, что архитектурный облик семиреченских буддийских храмов свидетельствует об их индийской и среднеазиатской традиции, так же как и храмовая скульптура. [7]

А. Н. Бернштам полагал, что буддизм в Семиречье пришёл через Восточный Туркестан. [8] О влиянии буддийских традиций Восточного Туркестана (Шикшин, Карашар) с одной стороны и северного Афганистана (Бамиан, Хадда) пишет Л. П. Зяблин. Он считает, что стиль Гандхары был общим источником для развития буддийского искусства для других регионов его распространения, в том числе и для Северо-Западного Китая, Восточного Туркестана, где формировались свои художественные школы. [9]

Б. Я. Ставиский также считает, что памятники буддизма в Семиречье и Фергане были более всего связаны с религиозной деятельностью восточно-туркестанских или китайских миссионеров. [10]

Новые материалы, в частности, анализ письменных источников, позволяют считать, что, скорее всего, именно восточно-туркестанское и китайское влияние на распространение и развитие буддизма в Семиречье было преобладающим. Сведения о строительстве буддийского монастыря в Суябе свидетельствуют о его сооружении в 692 г. по приказу Ван Чжэнцзяня, военного наместника Бесбалыка, после того как им был захвачен Суяб.

Характер архитектуры, а также глиняной скульптуры храмов Семиречья и росписей свидетельствуют об их близком сходстве с буддийскими сооружениями и искусством из Восточного Туркестана (Шорчук, Гаочан, Безеклик, Тумчук).

Бронзовые статуэтки и бляхи из Семиречья имеют сходство с изделиями из двух буддийских центров Китая — Чаньаня и Лояна Танского периода, а также Кашмира.

Аналогии буддийским каменным стелам Семиречья также имеются в материалах Северного Китая в эпоху династии Тан.

Таким образом, следует присоединиться к мнению о преобладающем влиянии направления Индия — Китай — Восточный Туркестан на развитие буддизма в Семиречье. [11]

Второй этап (VIII—XIII вв.)

Буддизм стал подвергаться преследованиям после того, как Богра-хан сделал ислам государственной религией тюрок-караханидов в 940 г., и он стал активно распространяться у горожан и кочевников Жетысу и Восточного Туркестана. У автора XI в. Махмуд ал-Кашгари есть яркие строки, отразившие конфессиональную борьбу мусульман и буддистов.

…Мы хлынули (на них), как поток, мы появились у городов, мы разрушили буддийские храмы, мы нагадили на их идолов…

Однако буддизм, как и другие существовавшие здесь религии, не исчез.

Новые исследования показали, что буддизм имел распространение в Семиречье и после X—XI вв., когда здесь утвердился ислам. В середине ХШ в. о буддийских храмах северо-восточного Жетысу сообщает Гийом де Рубрук — посол Людовика IX к монгольскому хану Мункэ.

«Идолопоклонники ставят свои храмы в направлении с востока на запад и в северной стороне устраивают комнату, выступающую наподобие клироса, а иногда, если дом четырёхугольный, эта комната бывает в середине дома. С северного бока они делают углубление на месте клироса, там они помещают сундук, длинный и широкий, как стол, и за этим сундуком к югу ставят они главный идол, который я видел в Каракоруме, такой же величины, как рисуют святого Христофора.

Один несторианский священник, прибывший из Китая, говорил мне, что в этой земле есть идол такой большой, что его можно видеть издалека за два дня пути. Кругом они ставят другие идолы: все они очень красиво позолочены.

Археологические исследования, которые проводились на городище Антоновка, открыли здесь остатки буддийского храма.

Размеры постройки по внешнему обводу стен составляют 16,2×18 м. Центром её является квадратный зал-святилище, опоясанный с четырёх сторон коридорами, однако они не сквозные: юго-восточный коридор изолирован от остальных стеной. Ширина коридоров от 2,5 м до 2,8 м. Стены храма сложены из сырцового кирпича (36x36x18 см) комбинированной кладкой из кирпичей, положенных ложком, тычком и на ребро с наклоном.

Удалось установить два строительных периода храма. Первоначальная постройка была разрушена, возможно, землетрясением. Её стены были срублены, а основания использованы как фундамент. На них были положены два ряда обожженных кирпичей и возведены стены здания второго строительного горизонта. Планировка не изменилась.

Перекрытие, видимо, было шатровым. Оно опиралось на четыре деревянных колонны, остатки которых были расчищены в полу. Основанием их являлись деревянные плахи. Перекрытия коридоров были плоскими, видимо, с некоторым наклоном наружу. Опорами деревянных балок перекрытия служили деревянные столбы, вкопанные у основания внутренних стен. Столбы опирались на заглубленные до уровня пола деревянные плахи. Сверху балок настилался слой камыша, который покрывался толстым слоем обмазки, куски её в большом количестве найдены в завалах.

Балки перекрытия скреплялись коваными железными гвоздями различного размера.

При раскопках в завалах и на полу центрального зала и коридоров были собраны обломки больших хумов, а также найден фрагмент кувшина с носиком, оформленным в виде головы быка.

Керамика датируется ХШ в. Из других находок следует отметить железный кинжал и дверные железные приклады, а также мелкие бронзовые поделки. [13]

Аналоги храму в части планировочной композиции достаточно широки — это раннесредневековые буддийские храмы Ак-Бешима (Суяба) и Красной Речки (Навакета). Однако отличием каялыкского храма является замкнутость обходного коридора. Интересны аналоги кладки стен с использованием приема кладки кирпича на ребро с наклоном. Таким способом были сооружены стены буддийского храма в Хара-Хото, в столице Тангутского государства. [14]

Ислам преследовался, мечети и медресе пришли в ветхость, а имам Аладдин Мохаммед ал-Хотани был убит. [15] И лишь после разгрома Кучлука монголами преследование мусульман прекратилось.

Буддийские изделия, связанные с этой второй волной буддизма, были обнаружены и на городище Талгар, отождествленном со средневековым городом Тальхиром. Здесь в слое ХШ в. была найдена вырезанная из кости фигурка сидящего Будды. Высота её 7 см. К сожалению, фигурка сильно повреждена, у неё отбита голова и руки. За спиной Будды стоят две фигурки, видимо, барабанщика и человека, держащего опахало.

Казахстан

Сегодня мы хотим рассказать вам про буддизм в Казахстане. И хотя Казахстан не является буддийской страной, нам удалось собрать некоторую информацию о буддизме в нем, которая может быть интересна людям, интересующимся буддийской философией. Оказалось, что люди, жившие на территории современного Казахстана, издавна были знакомы с учением Будды, строили множество святынь, некоторые из которых сохранились до сих пор.

Итак, спешим рассказать вам о том, как там появился буддизм на казахстанских землях, как он развивался, какие особенности имеет сейчас и какими направлениями представлен.

Будет интересно, а главное – познавательно!

Религия казахов

Казахстан – светское государство, то есть ни одна религия здесь не признана государственной официально. При этом здесь мирно сосуществуют несколько конфессий. Для того чтобы не разжигать рознь на религиозной почве, на законодательном уровне запрещается создание политических партий и движений по признаку религии.

пирамида в Астане

Дворец Мира и согласия в Астане, центр религиоведения и веротерпимости

По одним данным, полученным в ходе социального опроса американской компании, менее половины казахов считают себя религиозными. Это самый маленький показатель среди стран Центральной Азии.

Однако в 2009 году первый раз практически за весь последний век прошла перепись населения, которая показала, что только три человека из ста не отнесли себя к какой-либо конфессии, в то время как остальные указали религиозную принадлежность.

Всего в стране более 18 миллионов человек. Если говорить кратко, вероисповедания здесь распределились следующим образом:

  • ислам – 79%;
  • христианство – 24%;
  • атеизм – 3%;
  • буддизм – 1%;
  • иудаизм – 0,5%;
  • воздержались от ответа – 0,5%;
  • иные конфессии – 2%.

Несмотря на малую долю буддистов среди населения, учение Будды довольно распространено на определенных территориях. Еще больше удивляет большое количество памятников буддистской культуры, часть из которых, к сожалению, не дошло до наших времен.

древний дворец

Кызыл-Кентский дворец, являющийся ламаистским монастырем, датируемый XIII-XV веками

Однако о них остались многочисленные документальные свидетельства. Они говорят о том, что учение Будды оказало немалое влияние на культурное и духовное развитие Казахстана.

Исторический экскурс

История буддизма на казахских землях начинается еще до нашей эпохи. Условно ее можно разделить на три довольно крупных этапа.

  • Ранний (середина I века до нашей эры – VII век нашей эры)

Распространение буддизма на Средней Азии началось с развитием Великого Шелкового пути, который проходил из Индии в Центрально-Азиатский регион, через современные казахские земли и в Поднебесную. События датируются серединой I столетия до нашей эры. Буддистские взгляды особенно сильно укоренились в азиатских государствах того времени: Согдиане, Парфянском королевстве, Кангюй.

Великий Шелковый путь проходил по современным казахским, туркменским, киргизским, узбекским землям.

Распространение продолжалось во многом благодаря богословам-миссионерам. Чаще всего среди них встречались согдийцы, а также кангюйцы, юэчжи, парфяне. Есть мнение, что они действовали в интересах могущественного тогда государства Кушан.

древняя фреска

Согдийцы в религиозной процессии, фреска гробницы V-VI в, город Тун-ван

Особенно активно миссионеры стали нести буддизм в мир на рубеже II и III столетий. Именно тогда начали появляться первые казахские святыни буддизма, например:

  • монастырь Кара-тепе, город Термез;
  • храм в долине Санзара, близ Согдианы;
  • статуи и памятники недалеко от Мервы;
  • монастырь Аджина-теле (появился пятью веками позже);
  • храм в Фергане;
  • монастырь в Суябе;
  • святилище Ак-Бешима, находящееся на территории Семиречья.

Семиречье, к слову, стало неким центром буддизма, так как там селились согдийцы. Это ираноязычный народ, который ранее проживал на территории от современного Узбекистана до Таджикистана. Этот факт также был вызван влиянием со стороны Восточного Туркменистана и Китая, где уже господствовало буддистское учение.

К VI столетию многие тюркские народы, проживавшие в Средней Азии, познакомились с учением Будды, а к середине следующего века их руководители сами примкнули к рядам буддистов или даже стали им покровительствовать.

Казахстан

Урочище Тамгалы-Тас

Многие Семиреченские святыни были возведены на рубеже VII-VIII века, и большинство из них похоже на образцы буддистского искусства востока Туркестана. К ним относятся разного рода часовни, храмы, статуи, стены, где изображены буддийские мотивы. Также историки замечали влияние китайских и индийских образцов культуры.

Стоит сказать, что даже сейчас проходят раскопки в местности Тараза. А там, где сейчас находятся руины города Сайрама, который переживал расцвет в Средние века, ученые нашли крупный подземный храм.

К началу этого периода наблюдалось мощное усиление власти тибетского государства, которое находилось практически по соседству и где уже царило собственное направление буддизма. Также имела большое значение китайская культура.

Однако в X веке официальной верой караханидов, которые жили на казахских землях, стал ислам. Буддийская философия не просто пришла в упадок, но и стала преследоваться. Однако все равно за это время она не перестала существовать. О храмах того времени даже писал помощник Людовика Девятого по имени Гийом де Рубрук.

Расстановка сил поменялась, когда в Семиречье пришли найманы, возглавляемые талантливым Кучлуком. Он заставлял мусульман отказываться от своей веры, карал за это и распространял идеи Будды. В честь этого в поселке Каялык даже возвели храм.

В местечке Талгар была найдена маленькая статуэтка Будды в позе лотоса, датируемая Средневековьем. Она выполнена из кости и по размерам не превышает семи сантиметров. От времени фигура повредилась, так что сейчас она безголовая и безрукая.

К XIV столетию на территории казахов пришли джунгары, которые основали здесь довольно мощное королевство Джунгария, просуществовавшее долгое время. Они тоже исповедовали буддизм, массово строили святилища. Например, к началу XVIII века в государстве существовало почти шестьдесят святынь.

Будда на скале

Изображение Будды в урочище Тамгалы-Тас

В 1758 году войска Китая разгромили джунгаров и поселились в их городах, но спустя век прокатилась волна антикитайских восстаний, в ходе которых китайцев изгнали. Даже после всех военных действий некоторые монастыри, построенные из камня, остались целыми.

К примеру, храмы возле озера Балхаш просуществовали до второй половины позапрошлого века, а в начале того же столетия возвели храм из дерева в поселке Медео близ Алматы.

Особенности

В условиях современности к буддистам в Казахстане относятся в основном эмигрировавшие сюда выходцы из российских республик Калмыкия, Бурятия, а также члены южнокорейской диаспоры. Важно, что это самое крупное в странах СНГ объединение корейцев.

монах у алтаря

Ким Тэ Иль, проповедник буддийской организации, Алма-Аты

Сейчас в государстве существует две организации буддистов, признанные официально: в Алмате и на западе Казахстана. Всего представлено три направления мысли:

  • Вон – традиционное корейское направление, которое также называют Вонбульге. Организация была создана еще в 1997 году, на сегодняшний день находится в городе Алматы и имеет отдельное сооружение-храм.
  • Тибетский буддизм, представленный сектами ньингма, гелуг, кагью. Он появился здесь благодаря казахско-индийским и казахско-монгольским взаимоотношениям. Главный храм этого течения находится в Западно-Казахстанском районе. .

Заключение

Несмотря на то, что Казахстан не является традиционной буддийской страной, учение Будды знакомо местным жителям с незапамятных времен. Оно имеет удивительную историю, которая продлилась как минимум два тысячелетия, а в наследство нашим современникам достались даже вполне уцелевшие храмы. Сейчас сообщество буддистов в стране немногочисленно, но представлено тремя разными направлениями: вон, дзен и тибетскими школами.

Буддистская Эра Кушан – расцвет Центральной Азии

Восток Казахстана, в II в. до НЭ был кочевьем Больших Юэчжей – Великих Тохар, будущих Кушан, которые были оттеснены на юг и образовали, в I в. до НЭ, Кушанское Царство, которое, во времена своего расцвета, в I в. до НЭ, при царе Канишке, раскинулось от Восточного Ирана до Восточного Туркестана, и от Ферганской Долины до Центральной Индии. За всю историю, Центральная Азия, именно при Кушанском Царстве, пережила пик своего цивилизационного развития. Тогда, здесь была построена первая глобальная рыночная экономика. Кушанские монеты, играли такую же роль, как сегодня доллар США. Кушанское Царство создало условия для расцвета Великого Шёлкового Пути. В этом буддистском государстве мирно сосуществовали и взаимообогощали друг-друга все, существовавшие тогда, религии и этносы. В Кушанском Царстве сформировался буддизм Махаяны, тогда-же проникший, из Центральной Азии на Дальний Восток, где он стал основополагающим элементом цивилизационного развития. А буддистская скульптура и архитектура Гадхары, резвившееся в Кушанском Царстве, являются наивысшим образцом эллинистического искусства. Хоть, на сегодня, не известны материальные свидетельства, того, что буддизм, тогда, проник на территорию современного Казахстана, но исключать эту возможность мы то же не можем. Влияние Кушанского Царства было мощнейшим и достигало Рима, Японии, Индонезии, как его мог миновать, хотя бы, современный, находящийся гораздо ближе, Южный Казахстан, в котором, в то время, располагались древние государства Кангюй и Уйсунь?

Буддизм при тюрках и джунгарах

В VI веке, Каган Таспар предпринял попытку сделать буддизм государственной религией Великого Тюркского Каганата. Именно тогда, Учение Будды было широко распространено среди Енисейских кыргызов и уйгуров. Об этом в частности писал известный учёный Кляшторный. Этому есть письменные и археологические свидетельства. Это значит, что тогда уже буддизм, точно, проник на территорию современного Казахстана. На данный момент, в нашей стране, найдено два археологических памятника, примерно той эпохи, которые, по свидетельству видного археолога Байпакова, идентифицируются как буддистские храмы – рядом с Таразом и не далеко от Талды-Кургана. Так же известно, что буддизм был распространён среди киданей и найманов, которые, перед нашествием Чингисхана, кочевали на территории современного Казахстана. В то же время, происходило становление суфизма в Центральной Азии, на который, по мнению некоторых учёных (Дани, Литвиский и др.), очень сильно повлиял буддизм.

В XVII в., по данным известного историка Ерофеевой, почти на половине территории Казахстана были возведены буддистские храмы и насчитывался их не один десяток. В то время, Джунгарское Ханство заключило союз с Далай-Ламой V и помогло ему подчинить Тибет и Ладакх. В свою очередь, дети джунгарской знати стали получать высшее буддистское образование в Лхасе. Школа Гелуг стала государственной религией всех ойратов, от Калмыкии до Западной Монголии и от Алтая до Тибета. Из известных нам исторических памятников, к тому времени относятся: буддисткие наскальные изображения на р. Или и в Тарбагатае, а так же остатки буддистских храмов - Кызыл Кент (Карагандинская обл.,) и Аблаинкит (Восточно-Казахстанская обл.).

Буддизм в Казахстане в наше время

В наше время, буддизм начал, вновь, проникать в Казахстан, после Перестройки. В частности, с 1991 года, в Казахстан, приезжает учитель буддистского ордена Ниппондзан Мёходзи, достопочтенный Дзюнсэй Тэрасава, ученик основателя преподобного Нитидацу Фудзии – духовного брата Махатмы Ганди, осуществившего миссию возвращения Учения Будды в Индию. Тэрасава сэнсэй является видным миротворцем, осуществившим множество маршей мира и миротворческих инициатив в Западной Европе, во времена Холодной Войны, в Чечне, Ираке, Палестине, Пакистане. Он часто бывает в Украине, Центральной Азии, Китае, Индии. Построил первую Пагоду Миру – Ступу в Европе, в городе Милтон Кинс (Англия), и Великую Пагоду Мира, в центре Лондона. В Казахстане, он, в частности, регулярно, с 2008 по 2012 гг, посещал Всемирный Форум Духовной Культуры, в Астане. Тэрасава сэнсэй неустанно говорит о важности Центральной Азии и цивилизации Номадов, для всего мира, как бассейна изначальной духовности человечества и примера взаимодействия, и мирного сосуществования множества этносов и различных религий. Он один из первых, кто начал, в наше время, утверждать, что Будда Шакьямуни вышел из рода саков Центральной Азии. Так же, Тэрасава сэнсэй подчёркивает огромное значение, как примера для всех стран мира, добровольного отказа Казахстана от ядерного оружия. С самого первого приезда, Тэрасава сэнсэй выдвигает инициативу возведения, в Казахстане, Ступы Мира – Кургана Будды Шакьямуни, как символа возрождения Великого Шёлкового Пути.

Основы буддизма - кратко

  • Положительно, моя семья за проезд платит больше
  • Отрицательно, я вожу свою семью на машине
  • Заплачу больше, только чтоб не было подобных новшеств
  • Безразлично, я живу не в городе

rsz corw6lz2t4o

Обновлено Чт, 30 Нояб 2017 11am


Back Вы здесь: История УЧЕНИЕ БУДДЫ НА КАЗАХСКОЙ ЗЕМЛЕ

УЧЕНИЕ БУДДЫ НА КАЗАХСКОЙ ЗЕМЛЕ


Буддийская надпись на бересте из раскопок храма Аблайкит.

Пришествие Ваджраяны в Великую степь

Буддийские святилища на земле Казахстана

В XVII веке на территории Жетысу и Восточного Казахстана были построены буддийские храмы и монастыри, возведенные их светскими правителями и ламами - суме или хит, в которых хранились буддийские рукописи и реликвии.


Статуэтки, найденные в храме Аблайкит. Рисунки XVIII в.

В 1654 году на левой стороне верхнего течения Иртыша, в 70 км к юго-востоку от современного Усть-Каменогорска, в Калбинских горах, правитель хошутов Аблай-тайджи построил еще один крупный буддийский монастырь, так называемый Аблайкит, который со временем получил широкую известность в научной литературе. Самые ранние сведения о нем содержатся в статейном списке русского дипломата Федора Байкова, проезжавшего по пути в Пекин и обратно из Китая в Россию через владения Аблая. Байков в 1655 году застал монастырь на этапе его строительства. В 1657 году новый ойратский суме освящал сам Зая-пандита. В 50-х – 60-х гг. XVII века Аблайкит являлся одним из крупнейших в Джунгарии религиозно-культурных центров и хранилищем ценнейших буддийских манускриптов. В 1671 году правитель Джунгарии Галдан-хунтайджи разбил в одном из сражений Аблая-тайджи, который бежал в кочевья волжских калмыков. После бегства Аблая с территории Верхнего Прииртышья функционирование Аблайкита прекратилось, а храм был оставлен его обитателями и за короткий срок пришел в запустение.

Аблай­хит впервые был обнаружен офицерами русской военно-разведывательной экспедиции майора И. Лихарева в 1720 году в ходе обследования местности в районе возведения Усть-Каменогорской крепости. При осмотре хорошо сохранившегося строения монастырского храма им удалось обнаружить большое количество артефактов: тибетских и ойратских рукописей, произведений буддийской иконографии, бронзовых статуэток, изображавших разных божеств, и другие предметы тибето-монгольского декоративно-прикладного искусства.

Казахско-ойратские отношения: война и мир

- Совместная история казахов и ойратов, в течение нескольких веков проживавших бок о бок, тесное переплетение их судеб, закрепление ойратских кочевий за казахами - все это дает основание считать остатки ойратских храмов и монастырей ценнейшими памятниками материальной и духовной культуры, оставленными в наследство казахам, - заключил Карл Байпаков. - Отсюда необходимо рассматривать их как одну из важных составных частей культурного наследия казахского народа, которая позволяет лучше понять его собственное кочевое прошлое, историческую память и культуру. А потому заслуживает бережного отношения к ней и многостороннего изучения в науке.

Читайте также: