Происхождение этнонима русь кратко

Обновлено: 02.07.2024

Существует несколько гипотез об этнической принадлежности руси: норманнская, славянская (антинорманская), индо-иранская (сарматская) и другие.

Норманнская теория

Норманская теория предполагает, что народ русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. Этот вывод базируется на толковании содержащегося в "Повести временных лет" "Сказания о призвании варягов" в 862 году: " И сказали себе (чудь, словене и кривичи) :"Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются свеи, а иные норманны и англы, а ещё иные готы, — вот так и эти. "
Из перечисления варягов-руси в одном ряду со свеями (шведами), урманами (норвежцами), англами и жителями Готланда делается вывод, что "русь" — это название одного из скандинавских народов. С другой стороны, в Новгородской летописи, отразившей предшествующий Повести временных лет (ПВЛ) Начальный свод конца XI века, данный рассказ изложен несколько иначе: в нём отсутствует сопоставление руси со скандинавскими народами, а сама она напрямую не отождествляется с варягами: " И реша к себе: "князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядилъ ны по праву". Идоша за море к Варягомъ и ркоша: "земля наша велика и обилна, а наряда у нас нету; да поидете к намъ княжить и владеть нами" ".
Происхождение этнонима "русь" возводится к древнеисландскому слову Ropsmenn или Ropskarlar — "гребцы, мореходы" и к слову "руотси/роотси" у финнов и эстонцев, означающее на их языках Швецию, и которое, как утверждают некоторые лингвисты, должно было превратиться именно в "русь" при заимствовании этого слова в славянские языки.
Важнейшими аргументами норманской теории являются следующие:
1. Византийские и западноевропейские письменные источники, в которых современники идентифицировали русь как шведов или норманнов.
2. Скандинавские имена родоначальника русской княжеской династии — Рюрика, его "братьев" Синеуса и Трувора, и всех первых русских князей до Святослава. В иностранных источниках их имена также приводятся в форме, приближенной к скандинавскому звучанию. Князь Олег именуются X-л-г (хазарское письмо), княгиня Ольга — Хелга, князь Игорь — Ингер (византийские источники).
3. Скандинавские имена большинства послов "Русского рода", перечисленных в русско-византийском договоре 912 года.
4. Сочинение Константина Багрянородного "Об управлении Империей" (ок. 949 г.), где приводятся названия днепровских порогов на двух языках: "росском" и славянском, где для большинства "росских" названий может быть предложена скандинавская этимология.
Дополнительными аргументами являются археологические свидетельства, фиксирующие присутствие скандинавов на севере восточнославянской территории, включая находки IX—XI веков на раскопках Рюрикова городища, захоронения в Старой Ладоге (с сер. VIII века) и Гнёздове. В поселениях, основанных до X века, скандинавские артефакты относятся именно к периоду "призвания варягов", в то время как в древнейших культурных слоях артефакты почти исключительно славянского происхождения.
В историографии норманская гипотеза была впервые сформулирована в XVIII веке немецкими учёными в Российской академии наук Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером и А.Л. Шлёцером. Этой теории также придерживались Н.М. Карамзин и вслед за ним почти все крупные русские историки XIX века.
Споры вокруг норманской версии временами принимали идеологический характер в контексте вопроса о том, могли ли славяне самостоятельно, без варягов-норманов, создать государство. В сталинское время норманизм в СССР отвергался на государственном уровне, но в 1960-х годах советская историография вернулась к умеренной норманской гипотезе с одновременным изучением альтернативных версий происхождения руси. Зарубежные историки в большинстве своем рассматривают норманскую версию как основную.

Славянская теория

Славянский город

Индо-иранская теория

Арийцы

Существует мнение, что этноним "рос" имеет иное чем "рус" происхождение, являясь значительно более древним. Сторонники этой точки зрения, также берущей начало от М.В. Ломоносова, отмечают, что народ "рос" впервые упомянут ещё в VI веке в "Церковной Истории" Захарием Ритором, где он помещается по соседству с народами "людей-псов" и амазонок, что многие авторы трактуют как Северное Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ираноязычным (сарматским) племенам роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами.
Наиболее полно иранская этимология имени Русь обоснована О.Н. Трубачёвым (ruksi "белый, светлый" > rutsi > russi > русь; ср. с осет. рухс (иронск.) / рохс (дигорск.) "светлый").
Георгий Вернадский так же развивал теорию об происхождении названия Руси от азовских племен асов и рухс-асов (светлых асов), которые, по его мнению, были частью антов, тем не менее считал, что русь является смешением скандинавских переселенцев с местными племенами.
В 60-е гг. XX века украинский археолог Д.Т. Березовец предложил отождествить с русами аланское население Подонья, известное по памятникам салтово-маяцкой культуры. В настоящее время эта гипотеза разрабатывается Е.С. Галкиной, которая отождествляет Подонье с центральной частью Русского каганата, упоминаемого в мусульманских, византийских и западных источниках в IX веке. Она считает, что после разгрома этого объединения кочевыми племенами венгров в кон. IX века, имя "Русь" от ираноязычных русов-аланов (роксоланов) перешло к славянскому населению Среднего Поднепровья (поляне, северяне). В качестве одного из аргументов Галкина приводит этимологию М.Ю. Брайчевского, который предложил для всех "русских" названий Днепровских порогов из сочинения Константина Багрянородного аланскую интерепретацию (на основе осетинского языка).

По арабо-мусульманским источникам, созданным до до 860 года, речь идет только о Славянах и не пишется о Русах.

Если византийские источники знают, в сущности, только один вариант основы ‛Ρώς , то западноевропейские отличаются большой пестротой: Rhos, Ruzara, Ruzzi Rugi, Ru(s)ci, Ru(s)zi, Ruteni . Лингвистические наблюдения и хронология первых упоминаний о Руси в немецких источниках независимо друг от друга приводят нас к важному заключению: начало достаточно интенсивных контактов носителей имени Русь с представителями южнонемецких диалектов приходится на IX век. [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Е.А. Мельниковой - М., 1999, с. 297, 298].

Так, А. Г. Кузьмин привел доводы об этнической общности народностей ругов, русинов и росов на территории Европы VI-XII веков [Несторовскiй П.А. Бессарабскiе русины. – Варшава: 1905, c. 7].

Византийский историк Никифор Григор упоминает о знакомстве Греков с Руссами, уже в начале IV века. Он пишет, что Константин Великий пожаловал некоего Русса ( ό Ρωσιχός ) саном Стольника.

[2] Летопись Радзивиловская. – М., 1994, с. 96.

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов . Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.

Обзор событий, произошедших в I—IX вв. на территории Восточной Европы. Изучение топонимов русского Северо-Запада. Сравнительная характеристика терминов Русь, русин, русич. Проведение историко-лингвистического анализа происхождения названия "русь".

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 27.08.2013
Размер файла 23,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2. РУСЬ. КТО ЕСТЬ КТО? 7

Список использованной литературы 13

Современные исследователи, занимающиеся проблематикой руси, как этноса, так и этнонима, пытаются решить данную задачу через один из признаков: то ли через этноним, то ли через политические процессы. Однако анализ статей, относящихся к данной тематике, лишний раз подтверждает, что проблему следует решать в комплексе, в совокупности всех признаков этнонима -- через этноним, проблему образования этноса -- через этнические процессы, а возникновение государства -- через общественно-политические процессы. Именно поэтому данную тематику разделим на составные части, не забывая, при этом, что дело имеем с одной и той же темой. Начнем с этнонима и посмотрим, как он появился, как трансформировался в категорию населения, перешел на название государства, народа и целой страны.

Обзор событий, произошедших в I -- IX вв. на территории Восточной Европы, позволяет подвести некоторые итоги. Оказывается, что поляне к созданию Руси никакого отношения не имеют, ибо к 690 г. когда Русь уже существовала, что зафиксировано в источниках, их не было не только на Днепре, но даже и в пределах будущей Руси.

Теперь обратим свои взоры к более реальным версиям.

2. РУСЬ. КТО ЕСТЬ КТО?

Не понятно и то, почему одна часть войска, пусть даже и имевшая лучшее вооружение по сравнению с остальными ратниками, но не бывшая элитой, могла участвовать в выборах князя, а другая нет?

Возьмем для проверки еще одно место из текста летописи: «И свещашася Русь, и изидоша противу вооружившися на Грекы, и брани межю има бывши зле, одва одолеша Греци. Русь же възвратишася къ дружине своей къ вече лицу.

1. Русин, либо гридь, либо купце.

Как видим, перед нами иерархическая лестница. Изобразим ее в более полном виде.

1. Князь, русин (русь), дружина (гридь), купечество, простолюдины.

2. Князь, бояре (боярство), дружина, купечество, простолюдины.

До 825 г. русью называлась группа кривичей, проживавшая к югу от озера Ильмень. С 825 года по 837 (838) год, когда происходило объединение края, данное название переносится с названия народа на рать, когда в ней стояло все мужское население. Русью стали называться ратники. С 837 года, после завершения объединения Северо-Западного края, когда возрос военный потенциал страны и в войско должны были принимать мужчин и из покоренных племен (уж лучше их иметь в своем войске, нежели в чужом), не могла не возникнуть потребность в достаточном количестве командиров, которые управляли бы рядовым составом: кто-то же должен был построить их в боевой порядок, а в бою поменять направление строя и скорость движения. Но если есть потребность в командирах, то их где-то ж нужно взять. Кого поставить во главе десятков, сотен, тысяч? Может быть, назначить таковыми кого-то из только что прибывших? Если хочешь иметь надежное войско и быть уверенным в том, что приказы будут выполняться так, как это требуется, то командирами следует ставить преданных и надежных людей, досконально знающих военное дело, да к тому же из своих. Так Русь оказалась во главе десятков, сотен, тысяч, превратившись в командный состав войска (хотя к 861 г. какая-то его часть командиров могла уже быть и из числа покоренных племен). Именно они -- командиры и выбирали для себя нового вождя -- князя Рюрика. Видимо поэтому в составе племен-посланцев и не названа меря -- не было командиров из этого племени. Да и не мудрено -- именно с командирами и следовало говорить о прекращении междоусобицы.

Но время шло, и Русь в своих руках сосредотачивает все новые и новые земли. Появляется потребность в том, чтобы кого-то поставить уже над более значительными воинскими контингентами: над тысячами. Так русь превращается в высший командный состав. Именно о ней и шла речь, когда Олег требовал пошить парчевые паруса для руси. Именно о них шла речь и тогда, когда говорилось о возвращении к своим дружинам -- к своим дружинникам возвратились, фактически, тысяцкие.

Разобравшись с тем, кто такая Русь, тем не менее остался без ответа еще один вопросе: как получилось, что это слово стало названием народа и страны? Подобных примеров в истории немало, начиная от Рима и заканчивая империей Чингисхана. Причина одна -- потребность противопоставления себя всем, кто не входил в состав образовавшего государства.

Теперь разберемся в значениях таких терминов как: Русь, русин, русич, русский. Тождественны ли они друг другу? Сразу же можно ответить: нет! Разница между ними намного больше, нежели это принято считать.

Список использованной литературы

1. ПВЛ. К. Радянський письменник. 1990. С.46.

2. Русская правда. см. Греков Б. Д. Киевская Русь. М. Учпедгиз. 1949. С.116.

Этимология (от греч. ετυμος (настоящее значение слова) и λόγος (наука) - раздел лингвистики, изучающий происхождение слов, а также само происхождение того или иного слова. Наука об истинном (или первоначальном) значении слов. Этимология, как всякая другая наука, удовлетворяет наше естественное влечение к познанию истины.

Кто такие мы, русские? Почему-то люди мало задумываются о своем национальном имени. А между тем когда-то каждый народ выбирает себе имя. Выбор национального имени — важнейший момент самоопределения народа в его историческом бытии. В национальном имени народ выражает нечто главное для себя и в самом себе. Это имя рождается в глубине народного сознания и определяет некую новую общность людей, часто еще пребывающую в недрах прежнего родового, или племенного, или даже государственного бытия.

Почему у некоторых племен когда-то появилось имя славяне, а затем одни из них назвались русскими, а другие, например, поляками? Назвав себя тем или иным именем, каждый народ, в сущности, уже определяет свои будущие исторические возможности и перспективы.

Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.

Одна часть их все-таки осталась на Дунае. От этих славян ведут начало сербы и болгары.

Другая часть славян пошла дальше на север. От них произошли чехи, моравы, словаки и поляки. А те славяне, которые поселились по реке Эльбе да по берегу Балтийского моря, со временем затерялись среди сильных немецких племен, слились с ними в один народ — онемечились.

Третья часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. Эти славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ.

Славяне, что расселились на полях по среднему течению Днепра, назывались полянами. Земля здесь давала богатые урожаи, могла прокормить много народу. Люди селились большими группами и стали заниматься земледелием. Был у них город Киев. Те, что расселились в лесах по реке Припяти — древляне, — жили разбросано, небольшими поселками, промышляли больше охотой. Был у них город Искоростень. Между Припятью и Двиной жили дреговичи. На Двине — полочане, от имени речки Полоты, впадающей в Двину. Часть славян называлась северянами. Они жили к северо-востоку от полян, по Десне. Были у них города Любеч и Чернигов. Кривичи жили к северу от полян по верховьям Днепра и Западной Двины. Стояли в Кривской земле города Изборск и Смоленск. Радимичи и вятичи жили к востоку от кривичей. Занимались они и земледелием, и охотою, и рыболовством. Вблизи озера Ильмень жили славяне ильменские, у них город — Новгород.

1. 1. Происхождение от названия конкретной реки

«В старом земледельческом районе лесостепи на берегах р. Роси существовало (II—IV вв. ) племя рос, или рус, племя это было славянским. Центром племени был город Родень в устье Роси

В VI в. , когда степях появился грозный враг—обры (авары), племена лесостепи сплотились в большой союз под гегемонией наиболее южного, близкого к степям, приднепровского племени росов, или русов. Союз племен VI — VII вв. получил наименование Руси, или Русской земли. Ядром союза были земли по р. Роси с городом Роднем

1. 2. Происхождение по месту поселения

Великое множество племен и народов на земле называлось по месту их преимущественного обитания. Самоназвание приморских чукчей - ан калын ("морские жители"), бедуины - "жители пустынь", селькупы - шеш куль ("таежный человек"), индейцы сенека - нунда-вэ-о-но ("великий народ холмов").

Наши далекие предки обожествляли реку и первое свидетельство о почитании славянами рек и водяных. Летописец Нестор тоже писал, что в языческую эпоху славяне помимо богов почитали также и реки, озера, источники.

1. 3. Происхождение согласно легендам и первые письменные упоминания

Славяне вели постоянную борьбу с кочевниками, которые жили в причерноморских степях и часто грабили славянские земли. Самым опасным врагом были кочевники-хазары, создавшие в VII-VIII вв. большое государство в низовьях рек Волги и Дона. В этот период восточные славяне стали называться русами или росами, как полагают, от названия одного из племен - русов, жившего на границе с Хазарией, между Днепром и Доном.

2. 1. Скандинавская этимология

Согласно преданию, полудегендарный предводитель новогородских славян Гостомысл перед смертью, желая спасти новогородцев от раздоров и безначалия, завещал призвать правителем новогородских земель одного из вождей варяжских.

2. 3. От имени племени руты

Этимология многим обязана данным других областей знания. Однако эта связь обратима: этимологические исследования слов, ведущих свою историю с глубокой древности, дают возможность восстановить многие моменты быта, культуры, экономики древних народов, обогащая историю, этнографию и другие науки.

Почему Русь так называется? Откуда произошло это наименование и что оно означает?
Однозначного ответа на вопрос о происхождении этнонима "Русь" до сих пор не существует, хотя есть большое количество версий. Наиболее распространенными и правдоподобными можно назвать следующие:

1. Южно-славянская версия

В русских летописных источниках XII-XIII достаточно часто встречается значительно суженное толкование слов "Русь" и "Русская Земля", под которыми понималось Среднее Поднепровье и левобережье Днепра примерно до Курска. Из крупных городов в него входили только Киев, Чернигов и Переяславль - Русский, то есть древняя территория племенного союза Полян. Другие же русские земли - Новгородская, Смоленская, Рязанская, Ростовская и т.д. летописцы Русью не называли, и даже противопоставляли их Руси. Археологические раскопки, проведенные на территории летописной "Руси в узком смысле" подтверждают, что уже в VI-VII веках на этой территории существовала единая, достаточно развитая земледельческая культура. Наиболее богат находками район, прилегающий к реке Рось - правому притоку Днепра, и реке Россаве - притоку Роси. Этот регион считается историческим ядром Руси и вероятным происхождением ее имени, поскольку корни "рос" и "рус" в русском языке взаимозаменяемы даже сегодня (Россия, русские). Данная версия была сформулирована отечественными историками советского периода Б.Д.Грековым, М.Н.Тихомировым, Б.А.Рыбаковым; наиболее полно изложена в монографии историка и археолога Б.А.Рыбакова "Киевская Русь и русские княжества XII - XIII веков".

2. Северная славяно-скифская версия

Согласно этой версии славянское племя "руссов", давшее впоследствии свое имя всему государству, проживало в Новгородской земле недалеко от озера Ильмень, на реке Руса (сегодня река Порусье), в районе современного города Старая Русса. Происхождение этого народа связывают с легендой, попавшей во многие летописные своды, и известной как "Сказание о Словене и Русе и городе Словенске". В ней повествуется о двух племенных вождях, покинувших свои исконные земли на юге - Скифию - и приведших своих людей на север к озеру Ильмень, где Словен основал город Словенск - впоследствии Новгород, а Рус основал город Руса. Потомки этих вождей стали называться соответственно "словенами" и "русами", а события эти по легенде датируются III тысячелетием до нашей эры. Безусловным сторонником этой версии был историк В.Н.Татищев. Большинство современных историков относятся к данной легенде скептически, считая ее литературным творчеством неизвестного писателя XVII века, однако другие полагают, что средневековый летописец лишь положил на бумагу устные новгородские предания, дошедшие из глубины веков и являющиеся отголоском реальных событий. Во всяком случае, о легендарном князе Русе есть отдельные упоминания в западноевропейских и византийских источниках.

3. Норманнская версия

4. Сарматская версия

Читайте также: