Пьер абеляр и бернар клервоский история 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024


§ 39. Рассудок или озарение?

Рост городов означал новую эпоху не только в хозяйстве Европы, но и в ее культуре. Горожане были энергичными, деловыми людьми: они интересовались, как устроен мир, им нужны были образованные люди, чтобы правильно вести дела, работать в торговых конторах, водить купеческие корабли в трудные плавания, отстаивать городские права в судах, вести имущественные тяжбы. Поэтому даже в молодых городах быстро возникали школы. Они уже не так сильно зависели от церкви, потому что подчинялись не епископам, аббатам или священникам, а городским властям. Школы в некоторых городах быстро приобрели известность во всей Европе.

Чтобы стать знатоком права, мастерски разбираться в законах и уметь их толковать, надо было учиться в Болонье. Если человек хотел стать знающим врачом, дорога его лежала на юг Италии — в Салерно. Самым известным центром образования на Британских островах был Оксфорд. Но нельзя назвать более привлекательного места для тех, кто желал овладеть философией и богословием, чем Париж.

С самых юных лет Абеляр (1079—1142), сын мелкого рыцаря, проявлял недюжинные способности к учению. Он слушал лекции почти всех известных мудрецов Франции. Скоро Абеляр сам открыл собственную школу в Париже, на холме св. Женевьевы. Впоследствии именно на этом месте вырастет знаменитый парижский университет — Сорбонна.

Бернар Клервосский

Бернар происходил из знатной семьи и получил хорошее образование. Но это не мешало ему говорить, что его учителя — апостолы, которые не учили его ни читать Платона, ни распутывать тонкости Аристотеля, но зато научили искусству жизни.

Говорят, что однажды св. Бернар со своими спутниками целый день ехал вдоль берега живописнейшего Женевского озера. Когда вечером на привале сопровождавшие аббата монахи с восторгом рассказывали об увиденных красотах озера, выяснилось, что Бернар был всю дорогу так погружен в свои раздумья, что вообще не заметил никакого озера.

В противоположность Абеляру Бернар не верил в то, что слабый человеческий разум может постигать мир. Мир — и тем более создавший его Бог — это не разрешимая умом тайна, понять которую своими силами смертные не в состоянии. Им остается лишь молиться и надеяться на чудесное откровение свыше, которое пo милости Божией приоткроет им краешек этой тайны. Не холодный рассудок, а душевный подъем, сердечное волнение, мгновенное озарение — вот что ведет к подлинному знанию, куда более глубокому, чем знание ограниченных и самоуверенных философов вроде Абеляра.

Спор между Абеляром и Бернаром — не случайное событие в европейской культуре. Это столкновение двух разных подходов к миру, знанию, человеку. Абеляр — один из основателей европейского рационализма, Бернар — яркий представитель мистики. Для рационалиста главное — это постижение истины силой разума на основе последовательных логических рассуждений. Мистику доводы рассудка кажутся слишком поверхностными. Он жаждет сверхразумного откровения. На этот раз в споре победил мистик.

1. Где ученики получали образование до появления городских школ?

3. Почему Абеляр хотел бежать именно в Испанию?

5. Перескажите собственными словами смысл спора между главными героями этого параграфа.

6. Почему цистерцианский орден с XII в. называют также бернардинским?

Ко мне в самом деле нахлынуло такое множество школяров, что не хватало места их разместить и земля не давала достаточно продуктов для их пропитания. Здесь я намеревался посвятить себя главным образом изучению Священного Писания, что более соответствовало моему званию (монаха), однако не совсем отказался от преподавания и светских наук, особенно для меня привычного и преимущественно от меня требовавшегося. Я сделал из этих наук приманку, так сказать, крючок, которым я мог бы привлекать людей, получивших вкус к философским занятиям, к изучению истинной философии.

Поскольку Господу было, по-видимому, угодно даровать мне не меньше способностей для изучения Священного Писания, чем для светской философии, число слушателей моей школы как на тех, так и на других лекциях увеличивалось, тогда как во всех остальных школах оно так же быстро уменьшалось. Это обстоятельство возбудило ко мне сильную зависть и ненависть других магистров, которые нападали на меня при каждой малейшей возможности, как только могли.

Они выдвигали против меня — главным образом в мое отсутствие — два положения: во-первых, то, что продолжение изучения светских книг противоречит данному мной монашескому обету; во-вторых, то, что я решился приступить к преподаванию богословия, не получив соответствующего разрешения. Таким образом, очевидно, мне могло быть запрещено всякое преподавание в школах, и именно к этому мои противники непрестанно побуждали епископов, архиепископов, аббатов и каких только могли других духовных лиц.

Из письма Бернара Клервосского епископам и кардиналам римской курии

Владыкам и отцам, достопочтенным кардиналам и епископам курии — слуга их святости.

Осмеивается вера простых, раздирается сокровенное Бога, безрассудно обсуждаются вопросы, касающиеся высочайшего, подвергаются поношениям отцы за то, что они сочли должным об этих вопросах скорее молчать, нежели делать попытки их разрешить.

Таким образом человеческий разум захватывает себе все, не оставляя ничего для веры. Он пытается постичь то, что выше его, он исследует то, что сильнее его, он врывается в божественное и скорее оскверняет святыню, чем открывает ее, запертое и запечатленное не раскрывает, но раздирает, и все, что он находит для себя непостижимым, считает за ничто, не удостаивая веры.

Из письма Элоизы Абеляру

Своему господину, а вернее отцу, своему супругу, а вернее брату, его служанка, а вернее дочь, его супруга, а вернее сестра, Абеляру — Элоиза.

Бог свидетель, что я никогда ничего не искала в тебе, кроме тебя самого; я желала иметь только тебя, а не то, что принадлежит тебе. Я не стремилась ни к брачному союзу, ни к получению подарков и старалась, как ты и сам знаешь, о доставлении наслаждения не себе, а тебе и об исполнении не своих, а твоих желаний. И хотя наименование супруги представляется более священным и прочным, мне всегда было приятнее называться твоей подругой, или, если ты не оскорбишься,— твоей сожительницей или любовницей. Я думала, что чем более я унижусь ради тебя, тем больше будет твоя любовь ко мне и тем меньше я могу повредить твоей выдающейся славе. Призываю Бога в свидетели, что если бы император Август, владевший всем миром, удостоил бы меня чести брачного предложения и навсегда утвердил бы за мной владычество над всем светом, то мне было бы и милей и почетней называться твоей возлюбленной, нежели его императрицей.

До сих пор я верила, что я много значу в твоих глазах: ведь я исполнила все ради тебя и поныне во всем продолжаю тебе повиноваться. Будучи юной девушкой, я обратилась к суровой монашеской жизни не ради благочестивого обета, а лишь по твоему приказанию. Если я этим ничего пред тобою не заслужила, посуди сам, сколь ненужными оказались мои старания! Ведь я не могу ожидать за это никакой награды от Бога; очевидно, что я так поступила совсем не из любви к Нему. Я последовала за тобой, устремившись к Богу, я по образу жизни даже предупредила тебя. В самом деле, ты сначала побудил меня надеть монашеские одежды и произнести монашеские обеты. и лишь затем посвятил Богу самого себя. Признаюсь, этот единственный знак твоего недоверия ко мне побудил меня сильно страдать и даже устыдиться. Ведь я, да видит Бог, нимало не усомнилась бы по твоему приказанию предшествовать тебе или следовать за тобою, даже если бы ты поспешил в царство Вулкана, ибо душа моя была не со мною, а с тобой! Даже и теперь, если она не с тобой, то ее нет нигде; поистине без тебя моя душа никак существовать не может.

2. Попробуйте пересказать своими словами, что не нравится Бернару Клервосскому в подходе Абеляра к философским и богословским вопросам.

4. Что можно сказать об Элоизе по ее письму?


Бойцов М.А., Шукуров Р.М., Всеобщая история. История Средних веков, 6 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов


Наибольшая библиотека рефератов, планирование уроков истории, материалы для подготовки к урокам истории, ответы на тесты, изучай историю 6 класс бесплатно


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

Подумайте

1. Нарисуйте карту Земли, какой её представляли люди раннего Средневековья. 2. Из всех факультетов средневекового университета дольше всего надо было учиться на богословском. Предположите почему. 3. В конце XIII века в Европе были изобретены очки. О чём говорит этот факт? 4. Проведите исследование: какие традиции средневековых университетов, названия, с ними связанные, сохранились до наших дней? Привлеките к исследованию своих родственников и знакомых, получивших высшее образование 5. Какие качества личности средневековых учёных, о которых рассказано в параграфе, показались вам привлекательными, достойными похвалы? Кто вам понравился больше других и почему?

Проверьте себя

1. С развитием городов и торговли, деловых и дипломатических связей, в ходе завоевательных походов, люди стали чаще покидать родные места. Стали обмениваться культурами. Люди начали понимать, что мир устроен не совсем так, как они себе его представляли, то, что они считали привычным, для других было новинкой и наоборот. 2. Университеты представляли собой корпорации интеллектуального труда – профессоров (преподавателей) и студентов. Занятия велись на латинском языке, поэтому люди из разных стран могли учиться вместе. 3. Университет – это корпорация, потому что здесь присутствует группа людей, которые занимаются общим делом, подчиняются особым правилам и распорядку. Корпорацией так же можно было назвать церковь. 4.

Имя Годы жизни Сущность взглядов
Пьер Абеляр 1079 - 1142 Утверждал, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума.
Бернар Клервоский 1090 - 1153 Утверждал, что нужно верить, а не рассуждать. Вера должна быть простой и искренней, идти от сердца, а не рассудка.
Фома Аквинский 1225 - 1274 В своей книге он создал картину всей христианской Вселенной, показывая , что у каждой её детали своё место и роль, предназначенная Богом.
Роджер Бэкон 1214 - 1294 Он доказывал, что для познания истины авторитета и разума недостаточно, нужны также наблюдения и опыт.
5. Большинство богословов лишь рассуждали и обращались к священным писаниям, объясняя устройство мира, Роджер Бэкон же, больше доверял своим наблюдениям, опытам и экспериментам. 6. Схоластика – религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений. Благодаря схоластике люди начали задавать вопросы и пытаться объяснить то или иное явление, что способствовало развитию науки Нового времени.

Подумайте

1) В то время наука сама по себе была не столь развита, и университеты в основном поддерживались церковью, что делало этот факультет основным. 2) Так как грамотных людей становилось все больше, но освещение в те времена было только от свечей, и у людей просто портилось зрение, так что пришлось изобретать что-то для решения этой проблемы. 3) Многие названия сохранились и в наше время (студенты, профессора, ректор). Так же сохранились студенческие советы. 4) Эти люди были любознательными, им хотелось понять, как устроено то, что их окружает, и не боялись осуждений. Роджер Бэкон пошел дальше, доказывая свои рассуждения не только словом, но и делом.

В начале XII века среди преподавателей парижских школ выделялся философ Пьер Абеляр (1079—1142). На его блестящие лекции собирались ученики со всех концов Европы. Другие преподаватели, чьи лекции не пользовались такой популярностью, отчаянно завидовали Абеляру. Сами они, занимаясь толкованием Священного Писания и сочинений отцов церкви, не стремились на лекциях добавлять к уже сказанному что-то новое, своё. Абеляр же считал, что Бог дал человеку разум, чтобы тот мог свободно мыслить и получать таким образом новое знание.

Он утверждал, что не надо бояться новых выводов, даже если они противоречат взглядам кого-либо из отцов церкви. Ведь и сами христианские богословы порой давали противоположные ответы на одни и те же вопросы. Значит, нужно полагаться не на древние авторитеты, а на собственный разум и умение рассуждать.

Абеляр

Абеляр. Миниатюра XIII в.

Враги обвинили Абеляра в ереси. Главным гонителем Абеляра был Бернар — аббат монастыря Клерво в Бургундии. Суровый аскет, уже при жизни имевший славу святого, он отличался редким красноречием и пользовался огромным влиянием. В противоположность Абеляру Бернар Клервоский отрицал способность человеческого разума познавать мир. Он считал, что удел смертных — молиться и верить и только искренняя вера по милости Божией может приоткрыть перед людьми тайны мироздания, перед которыми бессилен разум. Бернар был мистиком, то есть верил в то, что в молитве человек может непосредственно общаться с Богом.

Спор Бернара с Абеляром — столкновение не только противоположных характеров, но и двух разных взглядов на мир и человека. Абеляр основывался на разуме, Бернар — на вере. В XII веке разум должен был уступить вере, но будущее было за ним.

Астроном, математик и писец

Астроном, математик и писец. Миниатюра XIII в.

По сравнению с верой и разумом опыту, наблюдению и изучению природных явлений в средневековой науке и философии отводилась скромная роль. Господствовало множество фантастических представлений об устройстве мира и его обитателях. Их принимали на веру, даже не пытаясь проверить.

Вольнодумцам, которые осмеливались опираться в своих выводах не на откровения веры или доводы разума, а на опыт и наблюдение, обычно выпадала нелёгкая судьба. Так случилось с англичанином Роджером Бэконом, жившим в XIII веке. Он считал, что только опыт позволяет проверить, верны ли наши знания. Учёный предвидел многие открытия, сделанные спустя столетия после его смерти (телескоп, летательный аппарат). За смелые взгляды и критику церковных авторитетов он подвергался преследованиям, много лет провёл в монастырской тюрьме.

Во главе врагов стоит св. Бернар. По удачному выражению отца Шеню, аббат из Сито находится по другую сторону христианства. Этот сельский житель, оставшийся по духу своему феодалом и даже прежде всего воином, не создан для понимания городской интеллигенции. Против еретика или неверного он знает только одно средство — силу. Проповедник крестового похода, он не верит в то, что такой поход может быть интеллектуальным. Когда Петр Достопочтенный просит его прочесть перевод Корана, чтобы возразить Магомету пером, он просто ему не отвечает. В монастырской келье он предается мистическому созерцанию, чтобы, дойдя до его высот, вернуться в мир как судия. Апостол одинокой жизни всегда готов сразиться с теми, кто хочет привнести новшества, кажущиеся ему опасными. В последние годы своей жизни он, по существу, правит христианским миром, диктуя приказы папе, приветствуя создание воинских орденов, мечтая об обращении всего Запада в рыцарство, в воинство Христово. Это уже готовый великий инквизитор.

Столкновение с Абеляром было неизбежным. Атаку начинает правая рука Бернара, Гийом из Сен-Тьерри. В письме Бернару он разоблачает нового богослова и побуждает своего именитого друга начать преследование. Св. Бернар приезжает в Париж, он пытается увещать студентов. Успеха он не имеет, убеждаясь в размерах учиняемого Абеляром зла. Один из учеников Абеляра предлагает, чтобы в Сансе состоялся диспут перед собранием теологов и епископов. Мэтр должен еще более возвыситься в глазах своих слушателей. Св. Бернар тайком меняет характер этого собрания.

Такова эта жизнь — типичная в своей необычайности. Из значительного числа сочинений Абеляра мы остановимся здесь только на нескольких характерных моментах.

Бернар Луазо

АБЕЛЯР И ЭЛОИЗА

АБЕЛЯР И ЭЛОИЗА Выдающийся мыслитель Пьер Абеляр (1079-1142 гг.) вошел в историю и как автор глубоких и смелых философских трудов, и как главное действующее лицо любовной драмы такой силы и такой сложности, каких до этого немного было в те века (если вообще были).Абеляр был

Абеляр и Элоиза: интеллектуалы и новая любовь

Абеляр и Элоиза: интеллектуалы и новая любовь Была еще одна пара, которая тоже стала образцом куртуазной любви, дав миру пример неожиданных отношений, причем речь идет о людях, живших на самом деле. Эта пара — Элоиза и Абеляр. Всем хорошо известна история о философе и

Абеляр

Абеляр Если Пьер Абеляр и был голиардом, то он был и чем-то много большим — славой этой парижской среды. Он является первым великим интеллектуалом современного типа — пусть в рамках modernitas XII века. Абеляр — это первый профессор.Удивляет уже необычность его карьеры.

БЕРНАР САРА

Святой Бернар в Везле

Святой Бернар в Везле [122]В году 1146 Людовик, славный король франков и герцог Аквитании, сын короля Людовика, прибыл в Везле на Пасху[123], так что он мог быть достоин Иисуса, неся за ним его крест. Людовику было 26 лет.Когда тот же благочестивый и набожный король был со своим

Абеляр и Элоиза

Пьер Абеляр (1079 г. – 1142 г.)

Сара Бернар

Петр Абеляр

Петр Абеляр Петр Абеляр (1079–1142) – крупнейший философ-схоластик Раннего Средневековья. Родился в Бретани в семье рыцаря-феодала. Отказавшись от своих прав на поместье и имение в пользу братьев, Абеляр целиком отдался изучению философии. Сначала он учился в Париже у

Читайте также: