Типология культуры шпенглера кратко

Обновлено: 05.07.2024

Идеи Н.Я. Данилевского развиваются О. Шпенглером (1880 — 1936) в работе "Закат Европы" (1914). Известно, что он читал книгу Данилевского, хотя нигде на нее не ссылается. Отстаивая идею дискретного характера истории, Шпенглер утверждает, что не существует поступательного развития культуры с его закономерностями, а есть лишь круговорот локальных культур. Уподобляя культуры живым организмам, понимая их как живые существа высшего порядка, Шпенглер считает, что они зарождаются неожиданно и "вырастают с возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле", будучи абсолютно изолированными и лишенными общих связей. Жизненный цикл каждой культуры с фаталистической неизбежностью заканчивается смертью. Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших своего завершения: китайская; вавилонская; египетская; индийская; античная (греко-римская), или "аполлоновская"; арабская, или "магическая"; западно-европейская, или "фаустовская"; культура народа майя. В особый тип, как находящийся еще на стадии возникновения, О. Шпенглер выделял "русско-сибирскую" культуру. Противопоставляя понятия культура и жизнь, Шпенглер понимает под культурой внешнее проявление внутреннего строя души народа, стремление коллективной души народа к самовыражению. В этом смысле культура не тождественна разуму, она возникает из устремления к "космичности", что передается в "такте", "ритме", "тональности" переживания коллективной души. Тем самым Шпенглер порывает с традицией просветительского гуманизма. Каждой культуре, каждой душе присуще первичное мироощущение, свой "первосимвол", из которого и проистекает все богатство ее форм; вдохновленная им, она живет, чувствует, творит. "Каждая из великих культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, кто к этой культуре принадлежит. Чтобы понять культуру Индии, нужно иметь душу брамина"8. Так для фаустовской" души европейской культуры "первосимволом" выступает только ей свойственный способ переживания пространства и времени — "устремленность в бесконечность", которого не знали другие великие культуры. Идея бесконечности в математике, подзорная труба, дальнобойное орудие, Суэцкий канал, перспектива в живописи — все эти разно-порядковые явления есть ни что иное, как проявление этого "первосимвола". "Аполлоновская" душа античной культуры, напротив, осваивала мир, основываясь на принципе "обозримого предела". Для греков просто не существует то, что далеко и невидимо, они воспринимают только зрительно обозримое трех­мерное пространство. Им чуждо все иррациональное, не известен нуль и отрицательные числа. Они не знают истории, археологии, астрономии, "аполлоновская" душа не нуждается в историчности. Грекам известны солнечные и водяные часы, но они не пользуются точным отсчетом времени. Античный человек не замечает течения времени и полностью растворен в его потоке. Историко-культурный тип замкнут в себе, существует обособ­ленно, изолированно. Культура живет собственной, особой жизнью, культивируя свой "такт", "ритм", "вкус", "тональность". Она ничего не может воспринять от других культур. Не существует никакой исторической преемственности, никакого влияния или заимствования. Новая молодая культура, воспринимая влияние какой-либо другой, немедленно подчиняет воспринятое присущему ей "ритму", "такту", "вкусу". Культуры самодостаточны, а потому диалог невозможен. Человек, принадлежащий к определенной куль­туре, не только не может воспринять иных ценностей, но и не в силах их понять. Китаец или араб смотрят на мир иными глазами, чем грек, они живут другими интересами, их волнуют другие заботы. Западно-европейская душа отделена от восточной непроходимой пропастью. Все нормы духовной деятельности человека имеют смысл только в рамках конкретной культуры и значимы только для нее. По мнению Шпенглера, единства человечества не существует, понятие "человечество" для него лишь пустой звук. "Всемирная история" — это созданная рационализмом иллюзия, порожденная европейским культурным типом. Каждый тип культуры с неизбеж­ностью судьбы проходит одни и те же жизненные этапы (от рождения до смерти), порождает одни и те же явления, окрашенные, однако, в своеобразные тона, присущие только ему. Тем не менее, в самой концепции Шпенглера можно найти примеры взаимодействия культур. Действительно, античность пере­дала европейской культуре идеи христианства и вдохновила эпоху Ренессанса. Да и сама книга "Закат Европы", воссоздающая образы давно погибших культур, свидетельствует, что идеи общности че­ловеческой истории и культуры имеют далеко не беспочвенное основание.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Освальд Шпенглер (1880–1936) был выдающимся философом из Германии, а также культурологом, историком, представителем современной философии культуры (см. рисунок).

Общие сведения об авторе

Рис. - О. Шпенглер

На творческую деятельность Шпенглера в большой мере повлияли такие философы как Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, а также эстетическое учение В. Воррингера, творчество Гете.

Философия культуры

В своём подходе при изучении культуры Шпенглер старается уйти от концепции единства всего культурно-исторического процесса, подводимого под единую стержневую логику, которая охватывает всю историю, оканчиваясь в важной точке.

Шпенглер утверждал сравнительно-типологический принцип процесса изучения исторической картины мира, таким образом, ставя под сомнение фундаментальные основы европоцентризма.

Шпенглер не признавал никакой единой мировой культуры. Его культурная концепция состояла в том, что имеют место самые разные виды культуры со своей особой судьбой и кармой. Шпенглер придерживался мнения, что у человечества нет ни идеи, ни плана, а весь линейный процесс развития всемирной истории, по его мнению, бездарен.

Каждая культура обладает своей идеей, не схожей с той, которую понимал, например, Гегель. Он видел основой идеи логику, а Шпенглер брал за данную основу душу культуры. Логика, наука и искусство являются чем-то вторичным относительно души.

Цивилизация есть старость культуры, ведущая к постепенному отмиранию энергии в душе культуры, признаками которой можно считать атеизм, материализм, революционные процессы.

Душа культуры - это уникальное и невыразимое определение посредством рациональных средств. Это одна из ключевых причин, согласно которой люди иных культур не в состоянии понять внутренний мир социума другой культуры, ее чувств, символов, таинств.

Шпенглер рассматривал три исторические культуры, такие как:

  • античная,
  • европейская,
  • арабская.

Каждая культура обладает соответствующей душой. Из этого исходит то, из чего каждая душа состоит:

  • Аполлоновской душе присуще идеальное чувственное тело
  • Фаустовская душа выбрала своим символом беспредельное пространство, динамизм;
  • Магическая душа, олицетворяющая противостояние между душей и телом, выражает магическую взаимосвязь между ними.

Культуре суждено пройти ступени возраста, соответствующие жизни отдельно взятого человека:

  • детство,
  • юность,
  • зрелость,
  • старость.

(Освальд Шпенглер. Родился в 1880 г. Гуманитарное образование. Закончил философский Лейпцигский университет.

1914 ― закончил. Началась I М.В. и всем стало не до философии. Напечатали только в 1918.

I М.В. ― это время для Европы было очень сложным. Европа впервые столкнулась с военными действиями такого масштаба. Раньше ― только локальные воины. Эти события отразились на мировоззрении европейцев. Европа вынуждена понять, что основные ценности начали девальвироваться. Базовый слой в сознании ― уважение к религии, следование христианским традициям. События I М.В. пошатнули религиозное сознание. В умах возник и сформировался вопрос: так ли всемогущ Бог, если допускает гибель стольких? Христианство стало превращаться в традицию.

Вторая ценность была в науку. Европейцы были уверены, что наступает время научной цивилизации, которая всемогуща. Первые же месяцы войны обнаружили, что наука не собиралась устраивать рай на земле. У неё свои цели и задачи: телеграф, телефон, ж/д. Наука разработала и новые виды оружия: пушки, танки и самое страшное ― отравляющие газы. Наука утратила статус ценности. Наука не связала себя с понятием добро и зло. Её задача ― поиск истины.

Европейцы простились с уважением к политике. Оказалось у политических кабинетов были свои цели.

В I М.В. Европа осознала, что человеческая личность со своей индивидуальностью нигде не играет особой роли. Вера в значимость человеческой личности начала распадаться.

Европа вышла другой из I М.В. Сами люди, возвратившиеся с фронтов застали жизнь другой.

Поколение, вернувшееся с войны оказалось в противоречивом состоянии: они рады, что вернулись, но жизнь не могла предложить им ничего хорошего.

Как раз издалась книга Шпенглера. Они увидели, что автор предсказал всё до I М.В. Предсказал появление мегаполисов.

Поразили прежде всего пророчества.

В книге он писал, что европейская культура приблизилась к своему концу. Книга отвечала на многие вопросы, совпадала со многими впечатлениями. Книгу перевели на все европейские языки.

Первое издание на русском языке появилось в 1922 году. II том издать не удалось. До 80-х гг. Шпенглера держали в спецхранах. II том переводили 7 лет (уже после 80-х).

У Шпенглера нет научного стиля. Метафоры, сравнения, поэтические образы, идиомы. II том издали в сер. 90-х.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Выделяет 8 культур:

1. Египетская 2. Китайская 3. Индийская 4. Майа 5. Греко-римская (Аполлоновская) 6.Германо-романская (Фаустовская) 7. Византийско-арабская (Магическая) 8. Вавилонская.

Критерии выделения культур.

Каждая культура вырастает из своей особой идеи. Идея ― прасимвол или прафеномен. Идеи разные и культуры разные. Родства между культурами нет (близок к Данилевскому)

Аполлоновская культура. Её прасимвол ― телесность. Это культура, которая стремиться к материальной форме. Развивается скульптура. Из наук ― геометрия. Каждая идея ― воплощение. Религия ― олимпийский пантеон.

Европейская культура. Прасимвол ― глубина. Доктор Фауст ― психологическая глубина сложности, противоречивости. Искусства ― живопись. Наука ― алгебра. Музыка ― полифония.

Шпенглер представлял культуру аналогом живого организма. Он биологист, как Данилевский. Бессмертных культур нет и не бывает.

Культура проходит несколько стадий развития. Стадии Шпенглер рассматривает как развитие человека ― детство, юность, старость. Но в таблицах использует 4-е времени года.

Европа подошла к своему краю. Европа вступила в стадию цивилизации.

Срок жизни ― 1 тыс. лет.

Собственную концепцию культуры разработал и обосновал немецкий философ О. Шпенглер в своей работе «Закат Европы, которая и сейчас остается актуальной. Шпенглер создал так называемую плюралистическую модель культурного развития.

Философ предложил концепцию культуры, согласно которой культура уподобляется живому организму. Культура как живой организм в процессе своего развития проходит те же фазы: рождение, юность, зрелость, дряхление и умирание. По Шпенглеру, культуры не вечны, со временем они теряют свое жизнеутверждающее начало и превращаются в цивилизацию. Вслед за Н.Я. Данилевским, Шпенглер считает, что каждая культура изолирована. Но В.С. Соловьев подвергает критике данный тезис, утверждая, что одним из факторов развития истории является взаимодействие культурных начал.

Тем не менее, Шпенглер не приемлет деление исторического процесса на древний, средневековый и новый периоды. У него исторический процесс распадается на множество самостоятельных культур, которые возникали на определенной территории, в определенной стране и генетически с ней связаны. На всем протяжении своего существования культуры проходят те же стадии развития, что и живой организм, а что касается истории, то это лишь свод биографических данных.

В основе любой культуры находится ее душа, а смерть культуры вызвана ее гибелью, исчерпанием ее ресурсов. По Шпенглеру, это тот период, когда стремления людей направлены на обретение материального благосостояния, комфорта. У философа это время соответствует понятию цивилизации, когда культура замирает в своем развитии, ее духовная сфера не вдохновляет людей. Цивилизация – это крайнее, уже искусственное состояние культуры. Но этот этап культура не может избежать, в этом ее предназначение.

Каждая культура наделена прасимволической основой, в которой сосредоточена ее уникальность, проявляющаяся в образе мышления, религиозного мировоззрения, искусстве, науке и других составляющих компонентах культуры.

Существующую реальность Шпенглер разделяет на историю и природу, в чем видит причины и пути возникновения и развития мировых культур. Реальность-природа постигается человеком органами чувств в том виде, в котором она уже существует. Реальность-история создается человеком с целью изучения окружающего мира и его соотнесения со своим собственным миром. Объектом исторического познания предстает мир в его динамической сущности. Природное же познание заключается в изучении статичного мира.

Систематизации культур по Шпенглеру

У каждой культуры есть своя душа, которая обладает уникальностью, поэтому все культуры одинаково значимы и равноправны. Ученый выделяет восемь культур, каждой из которых свойственнен определенный тип души. Их три типа:

  • аполлоническая душа находится в основе египетской, индийской, вавилонской, китайской и греко-римской культур;
  • магической душе принадлежит арабо-византийская культура;
  • фаустовской душе – западноевропейская культура.

Отдельно Шпенглер ставит культуру майя и нарождающуюся русско-сибирскую культуру. Для каждой культуры отведен срок жизни в тысячу лет. Все они автономны, локальны и независимы друг от друга.

Стадии развития великих культур

Исследуя процесс культурного развития, Шпенглер выделяет общие фазы развития великих культур:

Предкультурная стадия характеризуется кочевым образом жизни. Человек плотояден, природа мыслится как стихия, враждебная человеку, с которой он находится в постоянном противоборстве. В процессе освоения земледелия человек переходит к оседлости, наделяет природу душой, и природа становится Матерью. Человек существует вне культуры, вне истории.

Ранний период развития: феодализм, аристократическая государственность. Зарождение культуры связывается с появлением городов и социальных классов. В условиях феодализма формируется национальная государственность.

Поздний период развития культуры. С развитием культуры появляется класс буржуазии, урбанистические ценности начинают преобладать в обществе, город доминирует над сельской местностью. Буржуазия приобретает авторитет. Этот период развития культуры имеет три стадии:

  • Формирование государства и его иерархической структуры.
  • Все социальные слои населения объединяются в единую нацию, составляя основу государственности, в котором царит абсолютная монархия как единственная форма правления.
  • Свержение абсолютизма, приход к власти народа.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Читайте также: