Пейзаж это кратко для детей

Обновлено: 01.07.2024

Известно, что основы художественного воспитания закладывается в дошкольном детстве. Большое место в этом процессе занимает природа, которую В. Г. Белинский назвал первым воспитателем детей.

Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество, способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждает искреннее чувство любви к своему родному краю.

Знакомство с пейзажной живописью начиная со средней группы осуществляется в разных сферах и видах деятельности: знакомство с произведениями искусства, изобразительную деятельность, развитие речи, музыкальную деятельность, ознакомление с окружающим миром (наблюдение, экскурсия).

В своей работе по воспитанию эстетических чувств через пейзажную живопись используем различные методы и приемы: индивидуальная работа, наблюдения, экскурсии, беседа, рассказ, рассматривание картин о природе, художественное слово, игровые приемы. Все они между собой взаимосвязаны и дают положительные результаты.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с пейзажной живописью проводим экскурсии в парк, лес, улицам города. Эти экскурсии подготавливают детское восприятие к определенному знакомству с пейзажем. А также воспитывают у них любовь к своему родному краю.

Стремясь сформировать у каждого ребенка умение чувствовать красоту природы ее совершенство используем при наблюдениях стихи и произведения поэтов: И. Сурикова, С. Есенина, Е. Тургенева, А. Толстого и др.

Живое наблюдение природы, восприятие ее в стихах конкретизирует восприятие детей, делает его более осмысленным.

Рассматривая картины о природе, знакомим детей с пейзажной живописью. Подчеркивая, что значимость изображенного явления, настроение произведения художник раскрывает посредством цвета, композиции, используя разные средства выразительности. Рассматривая картины беседую с детьми, обращаю внимание на то, как изобразил природу художник, как нарисовал деревья, кусты, небо и т. п. Все это способствует созданию в рисунке детей развернутого пейзажа, т. е. Помогает не только воспроизвести им отдельные образы природы с индивидуальными способностями, но и раскрыть взаимосвязи между ними, расположить предметы в определенных отношениях, четко показать какие-то признаки того или иного времени года и наконец выразить чувства.

Также в нашем плане стоит экскурсия в художественную школу, где дети смогут понаблюдать, как обучают рисовать различные картины.

Большое значение придаем художественному слову т. к. литература развивает эстетический вкус дошкольников, эстетическое восприятие, учит находить подлинную красоту повседневной жизни. Обращает их внимание на то, что поэт замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чем сказал поэт.

Собрали и оформили коллекцию разных картин, фотографий, открыток о природе. Дети с интересом рассматривают их. Картины о природе особенно Эмоционально воспринимаются детьми, если использовать музыкальное сопровождение.

Рисование красками чередуем с рисованием цветными карандашами, мелками, фломастерами, красками. Чтобы у детей не потерялся интерес к рисованию, периодически демонстрируем новые приемы работы с нетрадиционными технологиями (рисование пластилином, пальчиками, ладошкой, монотипия).

Обучение изображению пейзажа начинаем со средней группы. Рисуя пейзаж по началу, дети стремятся к отражению лишь характерных признаков и особенностей. Например в средней группе, когда дети рисуют ель или дерево, они передают лишь главные признаки дерева: ствол и ветки, а в старшей и подготовительной группе мы стараемся подводить детей к тому, чтобы они выделяли старые и молодые деревья, маленькие и большие, рисовали деревья различных пород, стройные или с изогнутыми стволами; использовали различные оттенки красок при окраске листвы, стволов, а также неба, снега, земли.

Также обучаем детей по — разному изображать в рисунке пространство: в виде одной линии, широкой полоски земли, земли и неба, рисуя пригорки, широкое или узкое пространство неба; располагать отдельные образы природы рядом, подчеркивая их различия по величине (низкий куст, высокое дерево). Показываем как располагать предметы на всем листе бумаги, а не на одном уровне, рисовать перспективу (далеко, близко).

Также, для того чтобы рисунки детей были более выразительны, учим рисовать линией разной интенсивности, создаваемой разным нажимом на карандаш, мелок или использовать различные кисти (толстые, тонкие). Закрепляем у детей умение хорошо насыщать кисть краской, держать ее наклонно при рисовании широкой линии (толстый ствол, большие ветки) и вертикально, кончиком кисти — при рисовании узких линий, точек (тонкие веточки, лучи солнца и пр.).

При развитии творческой выразительности детских рисунков в первую очередь обращаем внимание на эмоции детей. Эмоция — это движущая сила воображения, а следовательно и выразительности детского творчества. Поэтому в первую очередь стараемся удивить детей темой, заинтересовать их. Чем сильнее захватывает ребенка тема, тем более выразительно он старается ее передать. Для этого используем игровые приемы, показ нового способа действия, художественное слово и др.

Важным приемом обучения является также анализ детских работ. Мы стараемся проводить его по разному. Например: использую художественное слово, дети читают строки из произведения поэтов и отмечают, как этот эпизод отражен в рисунке. Из работ детей делаем выставки в группе, родительском уголке. Заинтересованно, уважительно и деликатно относимся к детскому творчеству.

При оценке детских рисунков мы опираемся на следующие критерии: передача цветом оттенков окраски образов природы, общего колорита, настроения ребенка; разнообразие композиции (связь между предметами, их объединение, как они расположены на листе); изображения формы, ее характерных признаков, деталей; передача пропорций предмета, размеров; наличие выразительных образов.

Используя эти методы и приемы к концу года мы надеемся добиться неплохих результатов.

Цель: Познакомить детей с пейзажем, как жанром изобразительного искусства. Развивать творческую фантазию, эстетические чувства. Формировать художественное мышление, инициативность, самостоятельность. Вызвать эмоциональный отклик на картины, воспитывать чувство прекрасно-го. Обогащать словарь детей: пейзаж, пейзажист.

Х. - Здравствуйте, ребята!

Х. – Я Художник. А вы знаете, кто такой художник?

Х. –Художник - человек, который рисует или пишет картины. А вот как вас зо-вут, я сейчас узнаю. Я вам протяну ладошки, вы будете до них дотрагиваться и называть свои имена.

А вы хотите стать художниками?

Х. - Тогда я вас приглашаю в школу юных художников. У каждой школы есть своя эмблема. У нашей школы то же. Я приготовил для каждого из вас такую эмблему и предлагаю вам выбрать и надеть ее.

Дети берут бэйджики и надевают.

Дети подходят к магнитным доскам и выполняют задание.

Х. - Какие красивые у вас получились картинки. Посмотрите на них повнимательней. Что изображено у ребят с красными эмблемами? (ответы детей) Что изображено у ребят с синими эмблемами? (ответы детей) Как мы можем это назвать одним словом? (ответы детей) А еще это можно назвать пейзажем.

В переводе с французского языка пейзаж обозначает местность. Чаще всего – это изображение природы. Если художник изобразил город или городскую улицу, пейзаж называется городским. Лесные просторы – это … лесной пейзаж, горы - … горный, море - … морской. Ребята, художника, которые пишет пейзажи, называют – пейзажистом. Так что же такое пейзаж? А как называют художника, который изображает пейзаж? Ребята, пейзаж является одним из видов изобразительного искусства.

Молодцы, вы сделали первый шаг к званию юного художника.

Х. - Чтобы стать юными художниками вам надо уметь составлять пейзажи. Вот мое следующее задание, я вам предлагаю самим попробовать составить пейзаж.

Дети выполняют задание за столами.

Х. – Какие интересные пейзажи у вас получились. Скажите, пожалуйста, почему вы решили составить зимний пейзаж? Почему вы решили составить летний пейзаж?

Я вас поздравляю, вы сделали второй шаг к званию юного художника.

Х. –А сейчас мы отправляемся в лес. Но это не простой лес, а волшебный. Я предлагаю вам стать маленькими семенами. Семена попали в землю (дети приседают). Их полил дождик, согрело солнышко и они стали прорастать (дети потихоньку встают, руки поднимают вверх). Деревья становятся все выше и выше, маленькие ростки превращаются в крепкие молодые деревья. Их ласкает ветерок, и они тихонько начинают покачиваться. А на ветвях сидят птицы и поют. Давайте мы их послушаем.

Дети присаживаются на ковер, звучит запись пения птиц.

Х. – Русская земля всегда была богата лесами. Люди ходили в лес по грибы, по ягоды, на охоту. Из бревен срубленных деревьев строили дома, дровами отапливали свои жилища, делали деревянную мебель. Из древесины вырезали ложки. С лип драли лыко, плели лапти. Лес кормил и обогревал людей.

И вот дождался русский лес своего художника.

- Что изображено на картине

- Как вы думаете прохладный или теплый день изобразил художник?

- Хотели бы вы оказаться в этом лесу?

- Рассмотрите внимательно картину и скажите: где в лесу можно погреться на солнце, где - спрятаться в тени? Хотите ли вы побегать по воде босиком, приложить ладошку к камням: какие они - холодные или теплые?

- Хотелось бы вам очутиться на верхушке одной из сосен? Почему?

В том случае, если дети будут затрудняться с ответом, педагог им поясняет:

- очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. А может, пройдет немного времени. И многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.

Х. - Скажите, пожалуйста, с каким видом изобразительного искусства вы познакомились? Как называются такие художники? Какие пейзажи бывают?

Х. – До свидания, ребята!

Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.

Волшебные колокольчики, поделка из соленого теста

Волшебные колокольчики, поделка из соленого теста Новогодний подарок "Волшебные " колокольчики. Цель:Развивать эстетические чувства фантазию, желание порадовать близких, положительный эмоциональный.

ВложениеРазмер
chto_takoe_-_peyzazh.pptx 2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентацию подготовила - воспитатель : Губаева Ф.В. Что такое – пейзаж?

Что же интересного увидел художник ? Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда. Расскажите о грачах. Что они делают? Поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Как много грачей и больших грачиных гнезд! Какие же деревья выбрали грачи? Расскажите о них. В центре нарисована старая корявая береза, рядом с ней еще одна, а сбоку, справа, несколько молодых стройных березок. Кажется, что их голые ветви ожили, потеплели, встрепенулись и тянутся вверх, к солнцу. Художник нарисовал березы в центре, крупно; мы видим их во весь рост потому, что полотно картины расположено вертикально. Как вы думаете, почему грачи выбрали это место для своих гнезд? Здесь спокойно: это окраина небольшого села. Мы видим забор, за ним несколько низких деревянных домов и старую белокаменную церковь с колокольней, а дальше — поля с еще лежащим кое-где потемневшим снегом. Расскажите о снеге. Какой он? Он потемнел, стал рыхлым, серым, грязноватым. Местами снег подтаял: мы видим лужицу, есть проталинки и у корней берез и в других местах. А есть ли на картине солнце? Как вы догадались? Да, солнышко чуть просвечивает сквозь облака, оно еще неяркое. Мы видим это по теням от берез на снегу. А что можно сказать о небе? Какое оно? Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Как бы вы назвали эту картину? В картине что чувствуется? Радость пробуждения природы, трепетное чувство ожидания солнца, тепла, весны и легкая печаль по уходящей зиме.

И. Грабарь Февральская лазурь Рассказ воспитателя: Известный советский художник. Художник изображает февральское утро, морозный воздух, лазурное небо, берёзовую рощу в февральский утренник и глубокие сугробы снега.На переднем плане стоит большая белая берёза. Она величественная и красивая. Берёза жемчужина этой картины. Она красива в своём бело-коричневом наряде, с длинными ветками. На макушке остались прошлогодние жёлтые листья. Снег вокруг светло-голубой, а около берёз снег начал подтаивать. На снегу от стволов берёз лежат тёмно-синеватые тени. Небо синего цвета над берёзами плавно переходит в голубой, над полоской леса. На заднем плане картины изображены маленькие берёзки. Их стволы тоже окрашены голубоватым оттенком. На горизонте виднеется единая полоска леса.

На что здесь хотел обратить наше внимание художник? На волшебную красоту белоствольных берез. Береза, стоящая перед нами на переднем плане, написанная плотными мазками, кажется огромной, могучей. Она белого цвета, у нее множество тонких белых ветвей. Художник восхищается березой, любуется ее красотой. Ветви великолепных берез устремлены вверх, они, словно в радостном порыве, приветствуют утро. Под лучами солнца загорелись рыжевато-красными красками обледеневшие прошлогодние листья, при легком дуновении ветерка они касаются друг друга, издавая мелодичный хрустальный перезвон. Какую мелодию зимы здесь услышал художник? Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту картину? Да, это февраль — конец зимы, ее последний праздник! Праздник лазоревого, ясного и чистого неба с яркой бездонной синью в вышине. Солнце высветило жемчужную белизну березок и кружево ветвей, устремленных к нему. Рыхлый снег в его лучах стал розоватым, с глубокими синими тенями от берез. Кажется, что и сам воздух звенит от чистоты и прозрачности. Да, это яркая, звонкая, радостная, громкая, праздничная и прощальная песнь уходящей зимы.

Цель: Познакомить с видами пейзажей: лесной, морской, городской, сельский, горный, космический.

Задачи: Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание ее рассматривать. Учить выбирать цвета уподобленные природным. Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, восхищение мастерством художника.



И.И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889

Список литературы

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Впечатления, развитие восприятия и эстетическое воспитание – это ответ на вопрос, зачем маленького ребенка знакомить с живописью.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Впечатления, развитие восприятия и эстетическое воспитание – это ответ на вопрос, зачем маленького ребенка знакомить с живописью.

С полутора летнего возраста детки (если им уделяют внимание) с интересом рассматривают картинки, они привлекают их красками, наполняют впечатлениями, удовлетворяют любознательность.

  • Во-первых, длительность игры – 3- 5 минут, заканчивайте до того, как ребенок потеряет интерес.
  • Во время одного занятия предлагайте для рассмотрения не более 3х картин.
  • При рассматривании картин делайте акцент на впечатления, обращайте внимание на настроении картины и эмоции.
  • В первое время в одно занятие включайте картины одного жанра, позже, когда ребенок начнет ориентироваться – можно для сравнения предлагать разные жанры и направления.
  • Обязательно уделяйте внимание цветовой гамме.
  • Вместе с ребенком создавайте свои собственные шедевры. Изображайте известные картины в любой интересной и доступной ребенку технике.

Здесь приведу план игры, которая познакомит вашего малыша с таким жанром изобразительного искусства, как пейзаж.

Пейзаж – это вид картин (или фотографий), на которых изображена природа (поле, река, лес, горы, море) или какая-либо местность (город, деревня).

Известные российские пейзажисты:

  1. Шишкин Иван Иванович
  2. Левитан Исаак Ильич
  3. Поленов Василий Дмитриевич
  4. Саврасов Алексей Кондратьевич
  5. Васильев Фёдор Александрович
  6. Юон Константин Фёдорович
  7. Рерих Николай Константинович
  8. Куинджи Архип Иванович

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

Оборудование и материалы:

  • Репродукции картин с изображением пейзажа – 3 шт.
  • Карточки с образцами цвета, подходящие по цветовой гамме к картинам.
  • Краски, кисточка, палитра (для выкладывания красок), стаканчик для воды, влажные салфетки для поддержания порядка, заготовка картины (распечатанная или нарисованная контурными линиями).

Для регулярных занятий можно даже приобрести специальный берет, чтобы было весело перевоплощаться в образ художника.

ЗАДАНИЕ 1

Мама: Смотри, малыш, что у меня есть. Это картинки. Давай посмотрим, что здесь нарисовано.

Покажите ребенку все три картинки, и обратите внимание на ту, которая в большей степени привлечет его внимание. Ее оставьте для рассматривания, остальные пока уберите в сторону.

Варианты картин представлены ниже.

Скажу несколько слов о том, почему я выбрала именно эти картины для первого знакомства ребенка с живописью.

Во – первых, на картинах изображено не слишком большое количество предметов, точнее – все предметы можно объединить в понятные для ребенка группы.

Когда называете предмет, изображенный на картине, проводите пальчиком ребенка по изображению и давайте небольшую (адаптированную возрасту ребенку) информацию о предмете.

ЗАДАНИЕ 2

Деревья высокие, а рожь низкая. Давай покажем, какие деревья высокие. Пусть ребенок поднимет вверх ручки и потянется вместе с вами. А какая рожь (травка) низкая – присядьте вместе с ребенком на корточки и ладошками (направив их параллельно полу) покажите, какая травка низкая.

При первом знакомстве ребенка с картиной, возможно, этого упражнения уже будет достаточно. Другие задания выполняйте в другой день.

ЗАДАНИЕ 3

Знакомство с цветом (повторение цветов). Вам пригодятся цветные карточки, подходящие по цвету для сопоставления с картиной.

Называйте цвета и накладывайте карточку на соответствующую по цвету область

Стимулируйте малыша запомнить цвет – задавайте вопросы. Где зеленое дерево? Где коричневая дорога? Где желтая рожь (поле, травка)? Пока малыш не сориентировался в цветах и названия предметов – помогайте ему – отвечайте на свои вопросы сами. Таким способом вы подаете ребенку пример и расширяете область возможностей крохи.

ЗАДАНИЕ 4

Когда кроха понимает и узнает предметы, изображенные на картинах (репродукциях картин) можно уже научить ребенка объединять изображения по типу. То есть в игровой форме научить выбирать пейзаж из других картин.

Придумайте удобные для вас движения и поиграйте в подвижную игру на подражание.

Например, можно так:

Если видишь, на картине

(Изобразить бинокль – поднеся кулачки к глазкам)

Нарисована река,

(Изобразить реку – нарисовать волны по очереди обеими руками перед собой)

Или ель и белый иней,

(изобразить ель – вытянуть руки вдоль туловища, затем отклонить их в стороны на небольшое расстояние от тела)

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

(поочередно одной и другой рукой перед собой параллельно полу показать равнину)

Или поле и шалаш, —

(изобразить шалаши – над головой показать крышу сложив треугольником руки)

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Спустя несколько повторений ваш малыш запомнит слова и станет рассказывать вместе с вами!

ЗАДАНИЕ 5

После подвижного задания можно немного отдохнуть и рассмотреть картинки.

Покажите пейзаж. И скажите. Вот такие картины, на которых нарисована природа — лес, поле, река, луг – называются как? Называются пейзаж!

Теперь дайте для сравнения портрет и натюрморт. Только пока не рассказывайте ребенку их названия, чтоб не отвлекать лишней информацией.

Покажите портрет – и спросите – это пейзаж? Нет, это не пейзаж!

Покажите натюрморт. И спросите – А это пейзаж? Нет, это тоже не пейзаж?

А где же пейзаж? Сделайте паузу и позвольте ребенку подумать, затем отвечайте сами и возьмите нужную картинку.

ЗАДАНИЕ 6

Творческое задание. Это задание можно выполнять, вне зависимости от того, насколько кроха ориентируется в цветах, или насколько хорошо ребенок ориентируется в объектах, изображенных на картине.

Это задание тренирует цветовое восприятие, моторику, координацию. Занятие полезно даже если вы будите пока сами водить пальчиком ребенка.

В зависимости от возраста и навыков малыша выбирайте сами, какая техника использования красок вам подойдет. Рисуем пальчиками и ладошками, или ватными палочками, или кистями – все зависит от навыков вашего ребенка.

Приготовьте заранее палитру с красками: белая, черная, желтая, коричневая, зеленая, синяя.

Для малышей можно просто распечатать заготовку с выбеленными областями, чтобы они пальчиками или ладошками закрасили нужным цветом белое поле.

Для закрепления цветов стимулируйте, чтобы ребенок искал нужный цвет на палитре. Для этого показывая на картине область нужного цвета, просите найти нужный цвет на палитре. Делайте паузу, чтоб дать ребенку найти решение самостоятельно, а потом помогите сделать правильный выбор.
Не огорчайтесь, если ребенок не проявляет интерес к вашим вопросам и заданиям. Игровой опыт накапливается постепенно. И со временем ваши игры будут проходить все с большей и большей заинтересованностью крохи и с большим активным его участием.

Читайте также: