Полицейская реформа 19 века кратко

Обновлено: 25.06.2024

Полицейская реформа 1880 г. – это реорганизация системы правоохранительных органов Российской империи, связанная с ликвидацией III Отделения и учреждением Департамента полиции.

Сущность реформы

Полицейская реформа была проведена в августе 1880 года. Она затронула центральные полицейские органы и прежде всего была связана с внутренними изменениями в Министерстве внутренних дел. Упразднялось III Отделение императорской канцелярии, и управление российской полицией сосредоточилось в Министерстве внутренних дел, в структуре которого был создан Департамент полиции. Ему подчинялся отдельный корпус жандармов, в ведении которого находилось проведение дознаний по преступлениям, имеющим политический характер. Объединение политической и общей полиции в одном ведомстве оказалось во многом формальным, поскольку на местах зачастую была странная ситуация, когда в губернии действовало два независимых органа Министерства внутренних дел. Потому взаимодействие жандармских и полицейских органов зачастую имело конфликтный характер.

Разнообразный характер имела деятельность общей полиции, коррективы в которую вносили политические и социально-экономические изменения, происходившие в пореформенный период. Реформы способствовали ускорению социально-экономического развития страны. Это происходило в вызванных крестьянской реформой условиях распада в деревне традиционных отношений, социального расслоения, увеличения миграции населения из деревни в города, люмпенизации городского населения. А это вело к росту преступности и изменениям ее структуры. Росло число случаев хулиганства (драки, пьянство, буйство, брань), преступлений против порядка управления, власти, суда, случаев оскорбления и неподчинения полиции. В то же время статистика по преступлениям в первые пореформенные десятилетия сохранила в целом достаточно традиционную картину с определенным количественным увеличением по отдельным позициям.

В таких условиях полицейские органы были вынуждены расширять масштабы деятельности, но их штатный состав был стабильный и не многочисленный.

Готовые работы на аналогичную тему

Департамент полиции

Департамент полиции — это подразделение Министерства внутренних дел, управлявшее полицией в 1880—1917 годах.

Образован он был 6 августа 1880 года в качестве правопреемника упразднённого III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Находился в составе Министерства внутренних дел. Первоначально (до 1883 года) именовался Департаментом государственной полиции. В его ведении были полицейские учреждения, охранные отделения, адресные столы, сыскные отделения и пожарные команды.

Департамент полиции упразднён Временным правительством 10 марта 1917 года.

Структура департамента

В аппарате Департамента во время его основания было учреждено три делопроизводства:

После крестьянской реформы для правительства возникла потребность в значительном увеличении численности местной полиции. 1. В 1862 г. уездная и городская полиция уездных городов объединена и в каждом уезде создано единое полицейское управление во главе с исправником, который стал назначаться правительством вместо существовавших ранее выборов его дворянским собранием. 2. Расширен низовой аппарат полиции: в 1878 г. учреждены должности участковых урядников и полицейский резерв в уездах - отряды сельской стражи. В каждом уезде было до 30-40 урядников. 3. Изменились принципы комплектования полиции, введен принцип вольного найма по контракту, значительно увеличено жалованье, введены пенсии и иные льготы служащим полиции. 4. Полиция была освобождена от несвойственных ей функций: хозяйственные дела перешли к органам местного самоуправления; предварительное следствие передано судебным следователям. 5. В крупных городах вместо прежних управ благочиния созданы полицейские управления во главе с полицмейстерами, а в столицах (Петербурге и Москве) - обер-полицмейстерами (или градоначальниками). Города делились на части (районы) во главе с частными приставами, а те в свою очередь на участки и околотки с участковыми и околоточными надзирателями. Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору. Вершину полицейской пирамиды завершал министр внутренних дел. Ему же подчинялись губернские жандармские управления. Увеличивался аппарат и политической полиции. В 1867 г. было принято новое Положение о корпусе жандармов, по которому были созданы жандармские управления в каждой губернии. В отдаленных регионах страны сохранились жандарм-округа (Варшавский, Кавказский и Сибирский). В связи с массовым строительством железных дорог, для охраны железных дорог учреждались железнодорожные жандармские управления. Однако в целом численность корпуса жандармов была сравнительно невелика: она не превышала 6 тысяч человек. Причиной этой реформы послужило усиление революционного движения в 60-70 гг. XIX в., главной фигурой которого стал революционер-разночинец, в отличие от 20-х годов, когда революционное движение было преимущественно движением дворянских революционеров, численность их была сравнительно невелика, подавляющее большинство составляли офицеры. Поэтому и жандармерия в то время была немногочисленна, имела чисто военную организацию и нацеливалась главным образом на наблюдение за офицерским корпусом и столичным дворянством. Отсюда необходимость в создании разветвленной сети территориальных (губернских) жандармских органов для наблюдения за широкими слоями либеральной интеллигенции и студенчества Начальники губернских жандармских управлений получили звания инспекторов губернской полиции. Таким образом, общая полиция с ее разветвленным аппаратом ставилась под контроль жандармов. В 1880 г. завершилось создание единой системы полицейских органов в стране. Ведь до этого времени такой единой системы не было. Политическая полиция (жандармерия) подчинялась III отделению царской канцелярии, а общая полиция находилась в ведении Министерства внутренних дел, а практически подчинялась на местах губернаторам. Реорганизация Министерства внутренних дел, проведенной 6 августа 1880 г. Суть ее сводилась к объединению в ведение МВД политической и общей полиции. Непосредственно всеми видами полиции стал управлять департамент полиции. III Отделение упразднялось, общее руководство корпусом жандармов было возложено на министра внутренних дел, получившего одновременно звание шефа жандармов (им стал М. Т. Лорис-Меликов). Командиром корпуса стал заместитель министра внутренних дел - заведующий государственной полицией, он же курировал и департамент полиции. Корпус жандармов, хотя и был реорганизован (созданы территориальные органы - губернские управления), однако сохранил свою военную организацию. Жандармы по-прежнему были недостаточно приспособлены к ведению политического сыска в среде разночинной интеллигенции. Жандармы использовались главным образом для проведения арестов, дознаний и ведения следствия по делам о государственных преступлениях. Учитывая эти обстоятельства, в 1880 г. в Петербурге при градоначальнике и в Москве при обер-полицмейстере были учреждены специализированные органы политического сыска - отделения по охране государственного порядка и общественной безопасности, сокращенно их стали называть охранными отделениями. Они имели своей задачей борьбу с революционными подпольными организациями при помощи секретной агентуры. В 1883 г. по докладу министра внутренних дел графа Д. Толстого было утверждено Положение об устройстве секретной полиции в империи, в котором предусматривалась возможное создание сети охранных отделений по всей стране. Одновременно с реформированием полиции была проведена тюремная реформа. До реформы в России отсутствовало централизованное управление местами заключения. Строго соблюдасля принцип сословности в режиме отбывания наказания. Для каждого сословия существовали свои особые места лишения свободы, принадлежащие различным ведомствам. Суть реформы состояла в создании единой общегосударственной тюремной системы. Для руководства ею в 1879 г. было образовано Главное тюремное управление первоначально в составе МВД, а с 1895 г. передано в состав министерства юстиции. Различные смирительные и рабочие дома, арестантские роты, долговые тюрьмы и т. д. были ликвидированы. Вместо сословных тюремных учреждений были созданы тюрьмы трех основных типов: крупные тюрьмы (так называемые "централы"), такие как Александровский централ около Иркутска и др., подчиненные непосредственно Главному тюремному управлению; ему же были переданы Петропавловская и Шлиссельбургская крепости, ранее бывшие в ведении III Отделения; тюрьмы общего типа, подчиненные губернским тюремным инспекциям; каторжные тюрьмы. Практиковалось также заселение отбывшими свой срок каторжниками отдаленных местностей (Сахалина, Якутии и т. д.). Изменилось положение заключенных, стал активно использоваться их труд, была создана система медицинского обслуживания. Хотя и медленно, но смягчался режим заключения. В 1863 г. отменено клеймение каторжников, телесные наказания женщин-заключенных, ограничивалось применение розг. В армии отменялись шпицрутены, но сохранялись розги. В 1871 г. были отменены шпицрутены для ссыльных, в 1885 г. - розги, хотя по некоторым источникам розги в местах лишения свободы применялись вплоть до Февральской революции 1917 г. Раздельно содержались политические и уголовные заключенные. Однако пережитки сословного подхода к заключенным все же сохранились. Устав о содержащихся под стражей 1890 г. устанавливал раздельное содержание высших и низших сословий, разрешая использовать на работах лишь крестьян и мещан.



После крестьянской реформы для правительства возникла потребность в значительном увеличении численности местной полиции. 1. В 1862 г. уездная и городская полиция уездных городов объединена и в каждом уезде создано единое полицейское управление во главе с исправником, который стал назначаться правительством вместо существовавших ранее выборов его дворянским собранием. 2. Расширен низовой аппарат полиции: в 1878 г. учреждены должности участковых урядников и полицейский резерв в уездах - отряды сельской стражи. В каждом уезде было до 30-40 урядников. 3. Изменились принципы комплектования полиции, введен принцип вольного найма по контракту, значительно увеличено жалованье, введены пенсии и иные льготы служащим полиции. 4. Полиция была освобождена от несвойственных ей функций: хозяйственные дела перешли к органам местного самоуправления; предварительное следствие передано судебным следователям. 5. В крупных городах вместо прежних управ благочиния созданы полицейские управления во главе с полицмейстерами, а в столицах (Петербурге и Москве) - обер-полицмейстерами (или градоначальниками). Города делились на части (районы) во главе с частными приставами, а те в свою очередь на участки и околотки с участковыми и околоточными надзирателями. Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору. Вершину полицейской пирамиды завершал министр внутренних дел. Ему же подчинялись губернские жандармские управления. Увеличивался аппарат и политической полиции. В 1867 г. было принято новое Положение о корпусе жандармов, по которому были созданы жандармские управления в каждой губернии. В отдаленных регионах страны сохранились жандарм-округа (Варшавский, Кавказский и Сибирский). В связи с массовым строительством железных дорог, для охраны железных дорог учреждались железнодорожные жандармские управления. Однако в целом численность корпуса жандармов была сравнительно невелика: она не превышала 6 тысяч человек. Причиной этой реформы послужило усиление революционного движения в 60-70 гг. XIX в., главной фигурой которого стал революционер-разночинец, в отличие от 20-х годов, когда революционное движение было преимущественно движением дворянских революционеров, численность их была сравнительно невелика, подавляющее большинство составляли офицеры. Поэтому и жандармерия в то время была немногочисленна, имела чисто военную организацию и нацеливалась главным образом на наблюдение за офицерским корпусом и столичным дворянством. Отсюда необходимость в создании разветвленной сети территориальных (губернских) жандармских органов для наблюдения за широкими слоями либеральной интеллигенции и студенчества Начальники губернских жандармских управлений получили звания инспекторов губернской полиции. Таким образом, общая полиция с ее разветвленным аппаратом ставилась под контроль жандармов. В 1880 г. завершилось создание единой системы полицейских органов в стране. Ведь до этого времени такой единой системы не было. Политическая полиция (жандармерия) подчинялась III отделению царской канцелярии, а общая полиция находилась в ведении Министерства внутренних дел, а практически подчинялась на местах губернаторам. Реорганизация Министерства внутренних дел, проведенной 6 августа 1880 г. Суть ее сводилась к объединению в ведение МВД политической и общей полиции. Непосредственно всеми видами полиции стал управлять департамент полиции. III Отделение упразднялось, общее руководство корпусом жандармов было возложено на министра внутренних дел, получившего одновременно звание шефа жандармов (им стал М. Т. Лорис-Меликов). Командиром корпуса стал заместитель министра внутренних дел - заведующий государственной полицией, он же курировал и департамент полиции. Корпус жандармов, хотя и был реорганизован (созданы территориальные органы - губернские управления), однако сохранил свою военную организацию. Жандармы по-прежнему были недостаточно приспособлены к ведению политического сыска в среде разночинной интеллигенции. Жандармы использовались главным образом для проведения арестов, дознаний и ведения следствия по делам о государственных преступлениях. Учитывая эти обстоятельства, в 1880 г. в Петербурге при градоначальнике и в Москве при обер-полицмейстере были учреждены специализированные органы политического сыска - отделения по охране государственного порядка и общественной безопасности, сокращенно их стали называть охранными отделениями. Они имели своей задачей борьбу с революционными подпольными организациями при помощи секретной агентуры. В 1883 г. по докладу министра внутренних дел графа Д. Толстого было утверждено Положение об устройстве секретной полиции в империи, в котором предусматривалась возможное создание сети охранных отделений по всей стране. Одновременно с реформированием полиции была проведена тюремная реформа. До реформы в России отсутствовало централизованное управление местами заключения. Строго соблюдасля принцип сословности в режиме отбывания наказания. Для каждого сословия существовали свои особые места лишения свободы, принадлежащие различным ведомствам. Суть реформы состояла в создании единой общегосударственной тюремной системы. Для руководства ею в 1879 г. было образовано Главное тюремное управление первоначально в составе МВД, а с 1895 г. передано в состав министерства юстиции. Различные смирительные и рабочие дома, арестантские роты, долговые тюрьмы и т. д. были ликвидированы. Вместо сословных тюремных учреждений были созданы тюрьмы трех основных типов: крупные тюрьмы (так называемые "централы"), такие как Александровский централ около Иркутска и др., подчиненные непосредственно Главному тюремному управлению; ему же были переданы Петропавловская и Шлиссельбургская крепости, ранее бывшие в ведении III Отделения; тюрьмы общего типа, подчиненные губернским тюремным инспекциям; каторжные тюрьмы. Практиковалось также заселение отбывшими свой срок каторжниками отдаленных местностей (Сахалина, Якутии и т. д.). Изменилось положение заключенных, стал активно использоваться их труд, была создана система медицинского обслуживания. Хотя и медленно, но смягчался режим заключения. В 1863 г. отменено клеймение каторжников, телесные наказания женщин-заключенных, ограничивалось применение розг. В армии отменялись шпицрутены, но сохранялись розги. В 1871 г. были отменены шпицрутены для ссыльных, в 1885 г. - розги, хотя по некоторым источникам розги в местах лишения свободы применялись вплоть до Февральской революции 1917 г. Раздельно содержались политические и уголовные заключенные. Однако пережитки сословного подхода к заключенным все же сохранились. Устав о содержащихся под стражей 1890 г. устанавливал раздельное содержание высших и низших сословий, разрешая использовать на работах лишь крестьян и мещан.

Еще в 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция, а в 1802 г. было создано Министерство внутренних дел, возглавившее всю систему полицейских органов.

В 1810 г. из него было выделено особое Министерство полиции, наделенное чисто полицейскими полномочиями, но уже вскоре (в 1819 г.) вновь было включено в состав Министерства внутренних дел.

В 1826 г. Особая канцелярия Министерства внутренних дел (за­нимавшаяся вопросами политической и государственной безопас­ности) включается в структуру Собственной Его Величества канце­лярии: именно тогда возникает известное Третье отделение Собст­венной Его Величества канцелярии.

В 1827 г. был создан специальный жандармский корпус, составив­ший вооруженную и оперативную опору Третьего отделения. В 1836 г. было принято Положение о корпусе жандармов. Создава­лась сеть жандармских округов, подчинявшихся Главному жандарм­скому управлению. На местах создавались губернские жандармские управления и городские команды жандармов (в губернских, порто­вых городах и крепостях).

В 1837 г. реорганизуется система полицейских органов: в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориаль­ные единицы (станы) появляется полицейская должность станового пристава. Тем самым полицейская сеть распространяется в сельские районы страны. Становой пристав опирался в своей деятельности на сельскую выборную полицию: сотских и десятских и на вотчинную полицию помещиков.

53. Церковные реформы в XVIII в,

В 1700 г. в России упраздняется патриаршество. В 1721 г. была создана Духовная коллегия, стоящая в ряду других коллегий и вскоре переименованная в Синод. Тем самым подчеркивалось особое положение этой коллегии, близость ее статуса к Сенату (полное название органа — Святейший Правительственный Синод). Однако расшире­ния компетенции Синода не произошло, из нее изымались наиболее важные гражданские и уголовные дела, связанные с церковными проблемами. Но политическая, административная и экономическая самостоятельность церкви сохранялась, особенно на уровне местных органов.

Новые политические взаимоотношения абсолютистского госу­дарства и церкви требовали правовой регламентации имущества церкви и правового статуса духовенства. Необходимо было решить вопросы об административной власти епископов, местных органов управления и церковных судов. Важным фактором в этом урегули­ровании стала секуляризация церковных земель в 1762—1764 гг.

Уже в первой четверти XVIII в. определилось правовое положе­ние императора в церковной системе:

1) император стал источником и носителем высшей власти в православной церкви, власть церкви стала производной от государ­ственной власти;

2) император осуществлял свою власть над церковью в рамках государственного законодательства;

3) Синод стал органом распорядительной власти императора;

4) церковная организация стала частью государственного аппа­рата, его ведомством. Как государственная, власть монарха была поставлена над церковью.

В J764 г. была проведена секуляризация церковных и монастыр­ских земель. Церковь лишалась вотчинных прав, свыше девятисот тысяч душ перешли в собственность казны и под управление Колле­гии экономии.

Отмена крепостного права в России и последовавшая за этим целая цепь буржуазных реформ немедленно привели к коренным преобразованиям в судебно-полицейской системе России, основные, из которых прошли в период 1862–1874 гг. В ходе этих реформ реорганизация полиции происходила по следующим направлениям: назначение полицейских чиновников только правительством, ликвидация принципа сословной выборности полиции, объединение уездной и городской полиции в одну уездную полицию. Отдельные полицейские управления сохранялись только в крупных городах и губернских центрах. Полиция была лишена следственных и судебных функций, права контроля и управления местным хозяйством, которые передавались местным органам самоуправления.

В результате проведенных преобразований основной полицейской единицей стало уездное полицейское управление. Возглавлял уездное полицейское управление "исправник", имевший заместителя. Они оба назначались и смещались губернатором. В период 1862–1889 годов в составе уездного полицейского управления находились представители местного самоуправления — "заседатели". Текущее руководство делами уездной полиции осуществляла канцелярия управления 44 .

Органами уездной полиции на местах, как и в дореформенный период, являлись полицейские участки, именовавшиеся "станы", которые возглавляли "становые приставы". Начиная с июня 1874 их помощниками становятся полицейские унтер-офицеры ("урядники"). Первоначально их было 5 тысяч в 46 губерниях. Вскоре их количество выросло до 10 тысяч, а к началу XX века достигло 20 тысяч, в результате в каждом уезде находилось 30–40 урядников. Вместе с подчинявшимися им выбранным из числа крестьян полицейскими — "сотскими" и "десятскими" — урядники составляли внушительную полицейскую силу, которая по замыслам властей, помимо охраны общественного порядка, должна была перекрыть всякую возможность революционной пропаганды в сельской местности 45 .

В губернских центрах и тех крупных городах, где сохранилась городская полиция, во главе ее находился "полицмейстер", в Петербурге и Москве — "обер-полицмейстер". Город делился на "полицейские части" во главе с "частными приставами". Полицейские части, в свою очередь делились на полицейские участки — "околотки", возглавляемые "околоточными надзирателями", которым подчинялось от 5 до 10 рядовых полицейских ("городовых") 46 .

Читайте также: