Литература и музыка древнего египта кратко

Обновлено: 02.07.2024

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, дошедшие до нашего времени литературные памятники Древнего Египта, датируемые периодом от III тыс. до н.э. до начала христианской эры. Если не считать нескольких сюжетов, пересказанных греческими авторами, мы знаем эту литературу по египетским источникам, открытие которых началось в 19 в. и продолжается до сих пор.

ТИПЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ИХ СТИЛИСТИКА

Сохранившийся массив литературных произведений включает короткие прозаические повествования, сказки и мифы, басни, письма, назидательную литературу (пословицы и поучения), любовные песни и другие виды нерелигиозной поэзии, а также гимны. Насколько известно, у египтян не было развлекательной драмы, но театрализованные инсценировки мифов, персонажи которых пели и обменивались речами, составляли неотъемлемую часть культа некоторых божеств. Обнаружено несколько подобных ритуальных драм. Кроме того, имеется большое количество нелитературных письменных материалов, как, например, математические, медицинские, магические, правовые тексты, а также деловые документы. Исторические документы (официальные декреты, автобиографические надписи, царские анналы) мы вправе относить к литературным произведениям только в тех случаях, когда они обладают определенной литературной формой.

Поскольку древнеегипетская письменность не предусматривает передачу гласных, о поэтической метрике известно очень мало. Исходя из коптских источников (коптский – самый поздний вариант древнеегипетского языка и письменности, в котором уже появились знаки для обозначения гласных), исследователи предполагают, что древнеегипетская поэзия основывалась на ритме, но не на регулярном размере. Поэзия отличалась от прозы главным образом лексикой и регулярным использованием других стилистических приемов. Излюбленным поэтическим приемом был параллелизм – такое построение текста, при котором мысль, выраженная в одной строке, повторяется в следующей строке или строках, либо противопоставляется мысли, выраженной в другой, соседней строке, либо более полно раскрывается в последующих строках. К другим приемам можно отнести повторы, повторы с незначительными изменениями, рефрены и аллитерацию. Иногда стихотворные строки объединяются в строфы. Многие из них используются и в египетской прозе. И в прозе, и в поэзии широко применяется игра слов. В религиозных текстах она, возможно, имела магическое значение. Во множестве встречаются также сравнения и метафоры – особенно в текстах, претендующих на возвышенность стиля. В сказках, напротив, подобные приемы редки.

ЭТАПЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ

От Древнего царства (III тыс. до н.э.) сохранилось мало текстов, которые с уверенностью можно отнести к литературным. Самые важные из них – Тексты пирамид. Хотя многие заклинания, входящие в Тексты пирамид, не являются собственно литературными произведениями, некоторым из них присуща высокая поэтичность. Одно из заклинаний описывает умершего царя, который, желая добиться могущества в потустороннем мире, пожирает богов. Этот так называемый Каннибальский гимн, даже если знакомиться с ним только по переводу, дышит подлинной поэзией. Ритуальная драма о боге Птахе времени Древнего царства частично сохранилась в поздней копии. В ней Птах предстает как верховное божество, которому подчинено все сущее. Поучение Птаххотепа, собрание разумных, хотя и сугубо житейских советов, тоже было написано в этот период, но известно лишь по более поздним спискам.

Характерный для Древнего Египта литературный стиль сложился в смутный период, последовавший за падением Древнего царства. Возможно, именно тогда были созданы некоторые произведения, известные по позднейшим копиям. Так, некий царь написал наставление о государственной политике для своего сына Мерикара. В другом сочинении назидательного характера, Поучении Ахтоя, противопоставляются положение писца, открывающее широкие возможности для карьеры, и жалкая участь представителей всех других профессий. Речения Ипуера описывают воцарившийся в стране хаос, свидетельствуя, что никто тогда не был защищен от угнетения и грабежа. Еще одно произведение, Красноречивый поселянин, представляет собой сетования пострадавшего от произвола крестьянина, взывающего к справедливости. В конце концов он выигрывает дело – после произнесения нескольких длинных и цветистых речей, составленных в весьма изысканной манере.

Язык и стиль литературы Среднего царства считались образцовыми на протяжении пятисот лет. В эпоху Нового царства Эхнатон осуществил религиозную – и литературную – революцию. Изменилась повествовательная манера, и писать стали на разговорном языке. Более естественная графика пришла на смену изыскам Среднего царства. И хотя религиозная революция потерпела поражение, революция литературная удалась. Тем не менее среднеегипетский язык продолжал считаться классическим, и попытки писать на нем возобновлялись до тех пор, пока сохранялось иероглифическое письмо.

Возвышение и падение Нового царства отразились в нескольких квазиисторических повествованиях. Так, история о царе Апофисе и Секененра рассказывает о начале войны, приведшей к изгнанию из Египта иноземных завоевателей, гиксосов. В другой истории рассказывается о захвате города Яффы – событии, произошедшем в правление великого завоевателя Тутмоса III, когда Египет находился в зените своего могущества. Хвастливый отчет о Кадешской битве превозносит в эпическом стиле личную боевую доблесть Рамсеса II. Упадок империи со всей очевидностью отразился в Путешествии Ун-Амуна, повести о чиновнике, посланном в Ливан за кедровой древесиной. К тому времени Египет успел потерять свой международный престиж, и мелкие финикийские князьки встречали его посланца без всякого уважения.

Сказка о двух братьях наверняка была записана со слов странствующего сказителя. Параллели к отдельным ее частям (фольклорные мотивы) встречаются в азиатских и европейских сказках и, в частности, на Ближнем Востоке. К сказкам можно отнести и Обреченного царевича. Царевичу предрекают, что он будет убит одним из трех зверей. Он счастливо избегает двух смертей, но конец текста не сохранился, и его дальнейшая судьба остается неизвестной.

Известно несколько сборников любовных песен. Они напоминают Песнь Песней Соломона – и по набору сравнений и метафор, и по общему тону. Было обнаружено также некоторое количество застольных песен, исполнявшихся на пирах слепыми арфистами. В них превозносятся радости жизни, а записывались они на стенах гробниц, чтобы умершие тоже наслаждались подобными радостями. Есть также поэмы, восхваляющие царей или расказывающие об их подвигах, например уже упоминавшаяся Поэма о Кадешской битве.

От традиционных гимнов, заполненных монотонными эпитетами и титулами богов, отличается Гимн Солнцу Эхнатона, пронизанный любовью к природе; в нем почти полностью отсутствует представление о боге как моральной инстанции.

Легенда об Осирисе наиболее полно изложена у греческого писателя Плутарха, но зато в одном папирусе времени Нового царства содержится весьма примечательное описание Тяжбы Хора и Сета. В этой версии мифа боги изображены без всякого почтения – то ли потому, что вера в богов постепенно ослабевала, то ли потому, что в Тяжбе отразились представления более древней эпохи. Сюжет повести – окончательный триумф Хора над Сетом в судебном процессе о правах на трон умершего Осириса. Другой миф, Истребление человечества, является параллелью к истории Ноя. Бог Ра (Ре) решает уничтожить людей, но когда богиня Хатхор, по его повелению, начинает их убивать, он раскаивается и спасает тех, кто еще остался в живых. В период Нового царства люди все более обращали свои помыслы к опасностям потустороннего мира и создавали множество заклинаний и ритуальных текстов для нужд умерших. Среди них заслуживают упоминания так называемая Книга мертвых, Книга дуновений, Книга врат, Книга о том, что в подземном мире (Книга Амдуат) и Ритуал отверзания уст.

Литература Позднего периода (7 в. до н.э. – 5 в. н.э., начиная с Саисского периода) существенно отличается от всего, что было создано ранее. Она писалась на демотике, как называют тогдашний упрощенный египетский язык. От той эпохи до нас дошли народные сказки, которые группируются в циклы. Цикл о Хаемуасе включает странную сказку Сетне Хаемуас и магическая книга. Книга содержала могущественные заклятия и тщательно охранялась – она лежала в ларце, помещенном в другой ларец, и сторожили ее змеи и скорпионы. Вся атмосфера этих историй совершенно иная, нежели в более ранних египетских повествованиях.

Демотическая литература включает также ритуальную драму (например, Плач Исиды и Нефтиды), сказки о животных, басни и то, что с некоторой натяжкой можно было бы назвать исторической художественной прозой.
См. также КНИГА МЕРТВЫХ.

музыка древнего египта фото

Благодаря археологическим находкам было установлено, что музыкальному искусству в Древнем Египте уделялось особое значение, она отыгрывала значительно место в ежедневной жизни, как и низших слоев египетского общества, так и среди знати. Это доказывается тем, что в могилах фараонов можно повстречать изображения музыкантов: флейтистов, певцов, арфистов, которые обязаны были забавлять фараона в загробной жизни.

музыка египта фото

Музыканты в Древнем Египте питали особенное уважение. До наших дней дошли имена некоторых из них, например – Кафу-анх, бывшим певцом при дворе фараона. Ряд фараонов даже ставили памятники музыкантам рядом со своими пирамидами, как например, фараон Усеркаф, поставивший монумент Кафу-анху.
На протяжении существования Древнего Египта, музыка аккомпанировала культовым обрядам, а вокал и игра на лютне имели особое значение – играть на них могли только верховные жрецы. Музыкальные занятия были первоначально прерогативой только жреческого клана, и они жестко контролировали этот процесс. В период Среднего царства все слои общества так или иначе занимались вокалом, в том числе и рабы.
Музыканты Древнего Египта объединялись в ансамбли, это видно по изображениям, а вот картины с солистами встречаются в храмах довольно редко. Ансамбли состояли из арфистов, флейтистов, кифаристов (музыкантов, которые играют на инструменте схожем на лютню), нескольких танцоров и певцов. Со времен состав значительно изменился, большую роль стали играть ударные инструменты – барабаны, бубны, производились хлопки ладошками.
В Новом царстве мелодии стали намного ярче, шумнее и гораздо резче нежели когда-либо. Темп произведений значительно ускорился, танцоры стали двигаться ритмичней и быстрей, движения стали страстными, музыка стала более опьяняющей и подстегивающей к танцу.
Историки говорят, что отличительной особенностью музыки Древнего Египта считается ее консервативный характер, египтяне не перенимали иностранные напевы. Однако другие заимствовали некоторые музыкальные черты у египтян, например, греки заняли прекрасные телодвижения танцовщиц Египта. Египетское искусство не разрешалось в коем образе менять, дополнять, все должно оставаться таким, как и было всегда – за нарушение этого закона серьезно наказывали.
Но даже египетские мотивы все же поддалась иностранным веяньям во времена греко-римского первенства и эпохи Позднего Египта.

Египет фараонов оставил множество росписей и барельефов с изображениями музыкантов. Уцелели и некоторые инструменты. Так, трубы, найденные в гробнице Тутанхамона, оказались в идеальном состоянии, на них даже смогли сыграть. Иероглифами записаны многие тексты песен.

А в погребальных надписях с почтением упоминаются не только имена музыкантов, но и имена руководителей ансамблей и всяких древнеегипетских чиновников от музыки ответственных за танцоров фараона, придворных распорядителей. Ясное дело, такие "министры культуры" не могли появиться там, где люди просто играют и поют для удовольствия. Для этого нужна была организация, и довольно сложная. Первый известный по имени администратор, Кафу-анх, жил при фараоне Усеркафе, а это III тысячелетие до нашей эры. Незапамятная древность!

Со школы мы помним, как важен для египтян был культ смерти и погребения: бальзамирование покойников, обустройство гробниц. Несмотря на это, древние египтяне были жизнерадостным народом и любили музыку. Множество божеств так или иначе было связано с ней.

Богиней радости, музыки и танца была Мерет (Мерт). Её имя означает "возлюбленная".

Не было скорби в моём доме.
В нём собирались певцы и девы,
Радостно пели к богине Мерет.
Прекрасны были тела их, а заплетённые косы
Лотосом, нежной миррой благоухали.
В цветочных венках мы пили вино из далёкого Пунта.

И богиня Хатор любила танцевать. Её сын Айхи покровительствовал музыкантам. А за само изобретение музыки следовало благодарить бога Тота.

Музыка звучала в храмах и во дворцах, на вечеринках вельмож и деревенских праздниках. Играли на трубах и флейтах, лирах и арфах. Было множество разных ударных инструментов, были подобия лютен. Ничего особенного! Похожим образом обстояли дела у всех народов, находившихся на близкой ступени развития. Было бы странно, если бы было иначе.

А что необычного мы знаем о египетской музыке?

Ансамбли

Древнеегипетские музыканты крайне редко играют и поют в одиночку. Изображаются обычно ансамбли, чаще всего с разными инструментами. Это не значит, что в жизни не было сольных выступлений, это значит, что достойными увековечения считались именно ансамбли.

Почему так неизвестно. Комментариев на этот счёт в текстах пока не найдено. Однако несомненно, что ансамблевая музыка была важна и популярна. И тут возникает другой вопрос.

Играть в ансамбле сложно. Всегда есть риск разойтись, рассинхронизироваться с другими музыкантами. В наше время дело значительно облегчают ноты. В них есть тактовые черты, указания на разделы или даже просто все ноты всех инструментов (если ансамбль небольшой. Если состав большой, партии отдельные, иначе замучаешься перелистывать).

В Древнем Египте нотной записи не было (или она ещё не найдена).

Именно поэтому такую огромную роль играли руководители ансамблей. Фактически они были дирижёрами , координаторами звучания. Без них ничего бы не получилось. Понятно, отчего о них отзывались с таким уважением.

Современный дирижёр создаёт прежде всего исполнительскую трактовку, эмоциональную форму произведения (хотя он, конечно, напоминает музыкантам, в какой момент им вступать). Но современные музыканты сидят перед раскрытыми нотами.

Культура древнего Египта (кратко)

Египет, как и любая другая велика, а на момент ее рассвета мировая держава, развивался в несколько этапов. Столь могущественное и развитое государство внесло свой вклад в мировое культурное наследие, касающееся не только архитектуры, но и письменности, литературы и даже математики, астрономии и медицины. Древние египтяне оставили множество следов для археологов, благодаря чему сегодня можно воссоздать приблизительную картину быта в тот период.

Быт народа

Повседневная жизнь очень красноречиво говорит о культуре народа в тот или иной период. Известно, что египтяне много внимания уделяли собственной внешности. Детям сбривали волосы до12 лет. К этому возрасту, мальчикам делалось обрезание. Мужчины избавлялись от любой растительности на теле и тщательно следили за собственной чистоплотностью. Женщины даже в обыденной жизни накладывали макияж, подкрашивая веки малахитовым порошком. Глаза подводились черным как мужчинами, так и женщинами.

В связи со сложным географическим положением, для создания адекватных условий для жизни египтянам приходилось тяжело работать. Их ежедневные рацион состоял преимущественно из фруктов и овощей, а также хлеба и пива.

Архитектура и искусство

Древнеегипетские памятники архитектуры до сих пор таят в себе множество загадок, неразрешимых до сегодняшних дней. Известные во всем мире храмы, скульптуры и пирамиды делают египтян одними из величайших строителей и архитекторов всей истории человечества. Монументальные гробницы фараонов или пирамиды являются одним из 7 чудес света и единственным сохранившимся.

Кроме пирамид, особое внимание заслуживают древнеегипетские храмы. Жилища богов, созданные египетскими зодчими, плохо сохранились, но сегодня археологи имеют возможность изучать развалины храмов Амона Ра, Хатшепсуп, Рамсеса ІІІ. Храмы представляют собой сложные комплексы из огромных помещений и просторных дворов. Размеры храмов впечатляют. На фоне гигантских зданий пальмы представляются небольшими тростинками, а территория, отведенная под храмовый комплекс, сопоставима с размерами крупных поселений. К примеру, на верхушке одной колоны может уместиться 100 человек. В храмах находилось бесчисленное количество статуй, статуэток с изображением сфинксов, богов, царствующих фараонов и прочего. Они выполнялись как из камня, так и из бронзы.

Еще одним свидетельством мастерства египетских архитекторов являются дворцы фараонов. Они не уступали по своим размерам пирамидам и храмам. На сегодня сохранились развалины дворца Эхнатона.

Письменность и язык

Язык и письменность древнего Египта развивались на протяжении всего существования народа и государства. Письменность прошла долгий этап формирования, а благодаря тому, что египтяне писали на камне, путь формирования языка можно проследить.

Считается, что возникла письменность в Египте в IV тысячелетии до н. э. Она появилась на основе рисуночного письма. Ближе к II веку до н. э. рисунки стали упрощаться и получили название иероглифы. К этому моменту насчитывалось не более 700 широко употребляемых иероглифов. Они изображались не только на камнях. Еще материалами для их написания являлись папирус, глиняные черепки и деревянные дощечки.

Постепенно был выделен 21простой знак. Они передавали согласные звуки и представляли собой привычный современному человеку алфавит. На основе этих знаков начала развиваться письменность соседних государств. Однако само египетское письмо не изменилось. Писцы предпочитали традиционный способ письма.

Литература

Развитая письменность способствовала сохранению и обогащению египетской литературы, самой древней в мире. Благодаря иероглифической письменности произведения могли иметь разноплановый контекст. Устное народное творчество дошло до нас в виде нескольких песен, например, песня погонщика скота, притч или поговорок.

Читайте также: