Джаудата файзи композитор биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Д. X. Файзи родился в 1910 году и вошел в историю советской музыкальной культуры как композитор яркого, самобытного дарования, внесший вклад в становление и развитие татарской профессиональной музыки. Детство Д. Файзи прошло в Оренбурге. Первые музыкальные впечатления были связаны с татарскими песнями, часто звучавшими в доме родных; он внимательно прислушивался к народным напевам, любил на слух подбирать запомнившиеся ему мелодии. Десятилетним мальчиком он поступает в Восточную музыкальную школу, где получает первоначальное музыкальное образование.


Файзи Джаудат Харисович (1910-1973) - один из видных представителей музыкальной культуры татарского народа, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР и ТАССР, народный артист ТАССР, лауреат Государственной премии им. Г. Тукая. С именем Д. Файзи связаны развитие татарского песенного искусства и рождение национальной музыкальной комедии Татарстана. Он считается основоположником нового жанра татарской музыки музыкальной комедии. Его музыкальная комедия "Башмагым" выдержала более 100 постановок в Татарском государственном театре оперы и балета им. М. Джалиля. Много лет она ставится на сценах театров нашей страны, в театрах стран бывшего СССР, Польши.
У Д.Файзи помимо музыкального таланта был еще и литературный. О музыке он рассказывал красивым литературным языком. Собирая и обрабатывая татарские народные песни, Д. Файзи не забывал описать предысторию их нахождения. Из-под его пера вышел научно-популярный сборник фольклора, в котором народные песни сопровождались аннотациями. Композитор лаконично излагал в них, где, когда и при каких обстоятельствах была записана та или иная песня.
Электронный справочник, посвященный Д. Файзи, состоит из разделов, куда вошли биография и справочные материалы, произведения композитора, статьи о его жизни и творчестве, фотоархив,аудио-видеоматериалы, сценарии мероприятий, библиография его произведений и информационных источников о нем. Справочник подготовлен на татарском и русском языках.

Фото №41724. Фотография с Дж. Файзи, М. Джалилем .

Фото №41724. Фотография с Дж. Файзи, М. Джалилем .

Фото №41679. Г. Зигангирова и Фагима Кавеева

Фото №41679. Г. Зигангирова и Фагима Кавеева

Фото №41674. Виктор Файзуллин

Фото №41674. Виктор Файзуллин

На выставке, посвященной 100-летию со дня рождения Джаудата Файзи, очень много интересных экспонатов: подлинные дневники, письма, фотографии, личные вещи композитора. Самое ценное, по словам Г. Зигангировой, это многочисленные варианты его музыкальных произведений, песен, рабочие литературные материалы.

Фото №41694. Книга Джаудата Файзи

Фото №41694. Книга Джаудата Файзи

Архив Джаудата Файзи постоянно пополняется. Сегодня, Флера Сулейманова, народная артистка РТ, в репертуаре которой много произведений Джаудата Харисовича, принесла в дар Музею музыкальных инструментов письма, адресованные ей, Д. Файзи. Обогатила она, и архив музея Татгосфилармонии им. Г. Тукая.

Фото №41699. Буклет Джаудата Файзи с дарственной надписью (Флере от Джаудата)

Фото №41699. Буклет Джаудата Файзи с дарственной надписью (Флере от Джаудата)

Буклет Джаудата Файзи с дарственной надписью (Флере от Джаудата)

Директор музея Татагосфилармонии им. Г.Тукая, Фагима Кавеева поведала о работе Д.Файзи в филармонии (1944 - 47, 1952 – 57 гг.). Продемонстрировала фотоматериал из архива Александра Ключарева, композитора и фольклориста, друга Джаудата Файзи. Ею была сделана подборка из архива Александра Сергеевича, в которой друзья запечатлены вместе.

Фото №41719. Фотография с Дж. Файзи (1946г.)

Фото №41719. Фотография с Дж. Файзи (1946г.) в 1-ом ряду: Ю. Виноградов, Н. Жиганов,С. Сайдашев, М. Музафаров, А. Ключарев. Во 2-ом ряду: А. Рыжнин, Х. Валиуллин, А. Леман, З. Хабибуллин, Дж. Файзи

Фотография с Дж. Файзи (1946г.)
в 1-ом ряду: Ю. Виноградов, Н. Жиганов,С. Сайдашев, М. Музафаров, А. Ключарев. Во 2-ом ряду: А. Рыжнин, Х. Валиуллин, А. Леман, З. Хабибуллин, Дж. Файзи

О Джаудате Файзи говорили много и интересно. Личностью он был неординарной. У Д.Файзи помимо музыкального таланта был еще и литературный. О музыке, Джаудат Харисович рассказывал красивым литературным языком. Собирая и обрабатывая татарские народные песни, Д. Файзи не забывал описать предысторию их нахождения.

Фото №41729. Александр Ключарев с братом Дж. Файзи - Шаукатом. 1969

Фото №41729. Александр Ключарев с братом Дж. Файзи - Шаукатом. 1969

Александр Ключарев с братом Дж. Файзи - Шаукатом. 1969

Из-под его пера вышел научно-популярный сборник фольклора, в котором народные песни сопровождались аннотациями. Композитор лаконично излагал в них, где, когда и при каких обстоятельствах была записана та, или иная песня.

Фото №41764. Кавалерийская песня. Татгосиздат. Казань.1935

Фото №41764. Кавалерийская песня. Татгосиздат. Казань.1935

Кавалерийская песня. Татгосиздат. Казань.1935

У Джаудата Файзи есть уникальное издание 60-х годов, в котором, детям популярно рассказывается о музыкальных инструментах.

В творчестве Файзи огромное место занимала работа по обработке песен для детей. Нередко, песни, обработанные Д. Файзи, исполняемые в детских спектаклях, продолжают существовать и после того, когда спектакль уже не ставится. Они обретают самостоятельную жизнь, в виде отдельного, законченного произведения. К слову сказать, благодаря песням, Д.Х. Файзуллин стал популярен. С его именем связано развитие татарского песенного искусства. И, именно, Джаудат Харисович считается основоположником нового жанра татарской музыки музыкальной комедии.

Фото №41769. Программа музыкальной комедии

Фото №41769. Программа музыкальной комедии "Башмачки". 1967г.

Программа музыкальной комедии "Башмачки". 1967г.

Его музыкальная комедия "Башмагым" выдержала более 100 постановок в Татарском государственном театре оперы и балета им. М. Джалиля. Много лет ставится на сценах театров нашей страны, в театрах стран бывшего СССР, Польши.

Фото №41779. Флера Сулейманова

Фото №41779. Флера Сулейманова

Воспоминания родственников и друзей Джаудата Харисовича Файзуллина, знакомство с архивом, перемежались с концертными номерами.

В концерте приняли участие заслуженный артист РФ, народный артист РТ Эмиль Залялетдинов, певица, народная артистка РТ ФлераСулейманова, лауреат конкурса им. С.Сайдашева, ВикторФайзуллин. В их исполнении прозвучали отрывки из вокальных произведений видного представителя музыкальной культуры татарского народа — Джаудата Файзи.

Файзуллин Джаудат Харисович (род. 04.01.1910)
Джаудат Файзи (1910-1973). Видный представитель татарской музыкальной культуры
Джаудат Файзи - один из видных представителей музыкальной культуры татарского народа. С его именем связаны развитие песенного искусства и рождение национальной музыкальной комедии Татарстана.
Джаудат Харисович Файзи (Файзуллин) родился 4 января 1910 г. в Оренбурге, в семье учителя. Первоначальное музыкальное образование получил в музыкальной школе родного города. Тяготение к самостоятельному творчеству, прежде всего, проявилось в писательских опытах. В 15-летнем возрасте Джаудат написал драму "Слезы".
В 1925 г. семья Файзи переезжает в Казань. Окончив среднюю школу, Д.Файзи едет на работу в качестве учителя в деревню Ишеево Нижнегородской области.
В 1929-1933 гг. Д.Файзи - студент юридического факультета Казанского университета.
В 1934 г. в связи с организацией Татарской оперной студии при Московской государственной консерватории Файзи направляется заведующим учебной частью студии. Одновременно с административной работой он занимается здесь в классе композитора Б.С.Шехтера, а также пользуется консультациями профессора Г.И.Литинского. Основные творческие интересы Д.Файзи сосредоточены в это время в области песенного жанра.
В 1938 г. Д.Файзи вместе с другими выпускниками Татарской оперной студии возвращается в Казань. Здесь он, принимая деятельное участие в музыкально-общественной жизни, работает музыкальным редактором радиокомитета, заведующим музыкальной частью Татарского академического театра имени Г.Камала, директором, художественным руководителем татарской филармонии.
Его первые работы - музыка к драмам "Ташкыннар" ("Потоки") Т.Гиззата, "Шамсикамар" М. Аблеева и комедии "Хужа Насредин" Н.Исанбета.
Д. Файзи внес большой вклад в развитие жанра музыкальной комедии. Его музыкальная комедия "Башмагым" остается в репертуаре Татарского государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля много лет и ставится на сценах многих театров нашей страны. Так же им созданы "Акчарлаклар" ("Чайки"), "Идел буенда" ("На берегу Волги") и опера "Неотосланные письма" по повести А.Кутуя.
Перу Д.Файзи принадлежит около 200 песен. Он возглавлял музыкально-фольклорные экспедиции в различные районы Татарстана, записал большое количество современных и народных песен, издал их в сборниках.
За выдающиеся заслуги в развитии татарской музыки Д.Файзи присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств Татарстана и России, народного артиста Татарстана. Он - лауреат Государственной премии им. Г.Тукая Татарстана.
Д.Файзи умер 2 мая 1973.


Джауда́т Хари́сович Файзи́ (тат. Җәүдәт Харис улы Фәйзуллин ), (4 января 1910 года, Оренбург, Российская империя — 2 мая 1973 года, Казань, РСФСР, СССР) — татарский композитор, фольклорист. Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1944), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957), Народный артист Татарской АССР (1964), лауреат Государственной премии Татарской АССР имени Габдуллы Тукая (1966)

Содержание

Биография

Джаудат Харисович Файзи (Файзуллин) родился 4 января 1910 года в Оренбурге в семье учителя. Значительное влияние на музыкальное развитие Джаудата Файзи оказал его дядя драматург Мирхайдар Файзи, который привил ему любовь к музыке и театру. Начальное музыкальное образование Джаудат Файзи получил в музыкальной школе родного города.

В 1925 году семья Джаудата Файзи переехала в Казань. Окончив среднюю школу, Джаудат Файзи работал учителем в деревне Ишеево Нижнегородской области.

В 1929—1933 годах Джаудат Файзи был студентом юридического факультета Казанского государственного университета.

В 1934 году в связи с организацией Татарской оперной студии при Московской государственной консерватории Джаудата Файзи назначили заведующим учебной частью студии. Одновременно с административной работой он занимался в классе композитора Б. С. Шехтера, а также пользовался консультациями профессора Г. И. Литинского. Основные творческие интересы Джаудата Файзи были сосредоточены в это время в области песенного жанра.

В 1938 году Джаудат Файзи вместе с другими выпускниками Татарской оперной студии возвратился в Казань. Здесь он, принимая деятельное участие в музыкально-общественной жизни, работал музыкальным редактором радиокомитета, заведующим музыкальной частью Татарского академического театра имени Г. Камала, директором и художественным руководителем татарской филармонии.

Возглавлял музыкально-фольклорные экспедиции в различные районы Татарстана, записал большое количество современных и народных песен, издал их в сборниках.

Джаудат Файзи умер 2 мая 1973 года в Казани.

Творчество

Награды

Память

Источники

  • Татарский энциклопедический словарь. Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998
  • Музыкальный энциклопедический словарь. Москва, изд. Советская энциклопедия, 1990

Напишите отзыв о статье "Файзи, Джаудат Харисович"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Файзи, Джаудат Харисович


В то время как это происходило в Петербурге, французы уже прошли Смоленск и все ближе и ближе подвигались к Москве. Историк Наполеона Тьер, так же, как и другие историки Наполеона, говорит, стараясь оправдать своего героя, что Наполеон был привлечен к стенам Москвы невольно. Он прав, как и правы все историки, ищущие объяснения событий исторических в воле одного человека; он прав так же, как и русские историки, утверждающие, что Наполеон был привлечен к Москве искусством русских полководцев. Здесь, кроме закона ретроспективности (возвратности), представляющего все прошедшее приготовлением к совершившемуся факту, есть еще взаимность, путающая все дело. Хороший игрок, проигравший в шахматы, искренно убежден, что его проигрыш произошел от его ошибки, и он отыскивает эту ошибку в начале своей игры, но забывает, что в каждом его шаге, в продолжение всей игры, были такие же ошибки, что ни один его ход не был совершенен. Ошибка, на которую он обращает внимание, заметна ему только потому, что противник воспользовался ею. Насколько же сложнее этого игра войны, происходящая в известных условиях времени, и где не одна воля руководит безжизненными машинами, а где все вытекает из бесчисленного столкновения различных произволов?
После Смоленска Наполеон искал сражения за Дорогобужем у Вязьмы, потом у Царева Займища; но выходило, что по бесчисленному столкновению обстоятельств до Бородина, в ста двадцати верстах от Москвы, русские не могли принять сражения. От Вязьмы было сделано распоряжение Наполеоном для движения прямо на Москву.

Читайте также: