Педагогика подготовка к экзамену кратко

Обновлено: 02.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогика – это наука о том, как воспитать человека, сделать его духовно богатым, творчески активным, удовлетворённым жизнью,найти равновесие с природой, обществом, самим собой. В помощь преподавателям и студентам ( для самообразования.)

1. Классный руководитель

Институт классного руководства существует издавна в России, но в царской России воспитателей называли иначе. Сначала это были наставники – классная дама. Они осуществляли надзор за поведением школьников. Применяли методы поощрения и наказания, проводили воспитательные беседы (индивидуально и коллективно). Следили за выполнением устава учебного заведения. В Советской России должность классного руководителя была введена в 20-е годы 20 века, но официально в 1934 году. Классный руководитель ведет с 1 по выпускной класс. В начальной школе классное руководство осуществляет учитель начальных классов. В основной и старшей школе классным руководителем является учитель-предметник.

Виды классного руководства

1. Неосвобожденный классный руководитель – это учитель-предметник, который осуществляет преподавание учебного предмета и в тоже время выполняет функции классного руководителя.

2. Освобожденный классный руководитель – это специалист, его функции выполняет педагог с высшим образованием, ведущий только воспитательную работу с двумя, тремя классами одной параллели (5а, 5б). Это лучший вариант классного руководства, т.к. все внимание уделяется воспитанию детей, но оплата труда не устраивает, поэтому применяется крайне редко.

3. Кураторство – это совершенно новая форма наставничества в школе, применяется только в старших классах, где хорошо развито ученическое самоуправление. Эта работа на общественных началах.

Должностные обязанности классного руководителя

Должностные обязанности – это перечень направления целей и задач классного руководства. Они разрабатываются министерством образования, они изложены в нормативном документе.

Классный руководитель отвечает за:

Организацию учебно-воспитательного процесса

Качество знаний учащихся. Уровень развития

Индивидуальное развитие каждого ученика и воспитательную работу

Функции (задачи) классного руководителя

1. Аналитическая – изучение индивидуальных особенностей учащихся, изучение и анализ условий семейного воспитания детей. Анализ и оценка уровня развития и сплоченности коллектива. Анализ воспитывающий окружающую среду. Анализ итогов воспитательной работы. Анализ каждого воспитательного дела в классе.

2. Прогностическая – прогноз результата воспитательного дела, прогноз уровня развития конкретного ученика или класса.

3. Организационно-координирующая – заключается в поддержке детской инициативы, организация самообслуживания в школе, помощь в профессиональном самоопределении.

4. Коммуникативная – регулирование межличностных отношений в классе. Помощь в адаптации школьникам. Построение взаимоотношений.

5. Управленческая – проведение диагностики целеполагания, планирования, контроля и коррекции.

2. Взаимоотношения коллектива и личности

Коллектив не является порождением той или иной социально-экономической формации – это явление нормального человеческого общества.

Детский коллектив – группа детей, сплочённая общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой. (Н.К. Крупская).

Для ребенка учебно-воспитательный коллектив – это среда его обитания, будь то школьный класс, клубное объединение или отряд в летнем лагере. Дети вступают во взаимоотношения внутри коллектива, используя личностные ресурсы, пытаются самоутвердиться, получают возможности для самореализации.

Детский коллектив – важнейший фактор целенаправленной социализации ребенка, воспитания его личности.

Современные педагоги считают, что решение проблемы во многом зависит от того, можно ли с помощью коллектива сформировать внутреннюю нравственную свободу личности, поскольку это основные условия взаимодействия. Каждая личность, являясь членом того или иного коллектива, испытывает на сего его влияние, в то же время сама влияет на его развитие.

Можно выделить 3 модели развития отношений между личностью и коллективом.

личность подчиняется коллективу – конформизм;

личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях – гармония;

личность подчиняет себе коллектив – неконформизм.

Оптимальными отношениями между личностью и коллективом являются отношения гармонии, позитивного взаимодействия. Каждая личность обладает индивидуальностью. Человек становится полноценной личностью, если сочетает в себе черты индивидуальности и коллектива.

Задача педагога – научить детей жить среди людей по законам добра и справедливости.

3. Педагогическая деятельность, ее аспекты

Педдеятельность – это деятельность по управлению другой деятельностью.

Педдеятельность имеет: цель, предмет, средство, результат.

Целью педдеятельности является создание условий для становления членов общества в соответствии с социальным заказом.

Предметом педдеятельности является ребенок.

Средством педдеятельности является современная деятельность, общение, труд, игра.

Результат­ – гармонично-развитая личность.

Признаки профессиональной педагогической деятельности:

преднамеренный характер (цель)

ею занимается специальный человек, со специальной подготовкой;

ребенок вступает в особые отношения с педагогом (деловые);

деятельность постоянно контролируется администрацией;

результаты педдеятельности по обучению контролируются на основе стандартов.

Виды педагогической деятельности

Такой вид деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников

педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной работы

Структура педдеятельности (Н.В. Кузьмина)

Организаторский компонент (аспект)

Коммуникативный компонент (аспект)

Создание коллектива, умение

Планирование своих действий

4. Профессиональные и личностные качества и способности педагога

К учителю предъявляют достаточно высокие требования, поскольку он выполняет социальный заказ общества по формированию всесторонне развитой личности.

Классификация профессионально-личностных качеств педагога

(Малиновская В.Н., Смятских А.Л.)

Любовь к детям (гуманизм)

Любовь к своей профессии

Требовательность к себе

Классификация профессионально-личностных качеств педагога

Душевная чуткость – своеобразный барометр, позволяющий чувствовать состояние своих подопечных, их настроение, взаимоотношения. Это качество выражается в теплом отношении педагога к ученикам.

Эмпатия – нравственно-эмоциональное качество, без которого нет гуманного педагога.

Толерантность – отношения на основе терпимости и переносимости неприятных форм поведения, качеств личности ученика. Толерантность выражается в следующих аспектах:

принятие чужого мнения как своего, усвоение его логики;

вычленение положительных моментов чужого мнения;

поиск общих моментов своей и чужой позиции.

Справедливость – ассоциируется с объективностью. По роду своей деятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки и образ поведения учащихся.

Милосердие – представляется как сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку. Оно проявляется в заботе, в стремлении к примирению.

Рефлексия – размышление, обращенность познания человека на самого себя, свой внутренний мир, склонность к самоанализу.

Волевые качества – показывают степень выдержки и самообладания:

уверенность в своих силах и возможностях;

упорство в доведении начатого дела до конца.

5. Дидактика как теория образования и обучения.

Учить успешно, значит учить своевременно, учить вещам ранее слов, образовывать рассудок, а затем память.

Учить основательно, рассматривать те вещи, которые принесут пользу, все последующее опирается на предыдущее, все должно закрепляться в упражнениях.

Учить быстро, все надо преподавать кратко, основательно. Убедительно, основные понятия раскрывать во взаимосвязи, все должно вестись в непрерывной последовательности, чтобы все следующее закрепило вчерашнее, бесполезное должно быть устранено.

Учить легко, не следует перегружать обучения чрезмерным количеством примеров.

20-е годы 20 века И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и не противоречивой теории обучения.

Где? Когда? Зачем?

Особый вклад внесли в развитие дидактики Джон Дьюи, К.И. Ушинский, со временем дидактика представляла отрасль научного знания, которая исследует проблемы обучения и образования.

Дидактика – теория образования и учения, которая характеризует двухсторонний специальный обусловленный процесс преподавания и учения, а также содержание образования методы, формы, принципы организации обучения.

Системный подход

Деятельностный (мотив/цель, результат/действие). Учащиеся включаются в различные виды деятельности на основе потребностей возникает мотив, а потом движение.

Личностный Знания не должны затмевать собою личность, необходимо развивать способности каждого ученика.

6. Мотивы учения на разных возрастных этапах

Мотив учения – побудительная сила.

Классификация мотивов учения (А.К. Маркова)

Положительные мотивы, т.е. учитель осуществляет далекую и краткую мотивацию. Далекая означает учащимся, зачем нужны знания человеку вообще, но дети не думают о будущем, они живут сегодняшним днем. Им близкая короткая мотивация, т.к. близок результат учения. К положительным мотивам относится желание порадовать родителей хорошей отметкой.

Нейтральные мотивы – это внеучебные интересы, увлечения школьников. Могут оказывать или не оказывать влияние на процесс обучения. Но с их помощью можно отрицательные мотивы перевести в положительные.

Смешанные мотивы. У ученика нет устойчивого отношения к учению, то положительное, то отрицательное.

Отрицательные мотивы. У ученика отсутствует желание учиться. Это стремление избегать неприятностей из-за неуспехов со стороны родителей, учителей – мотивация избегания неприятностей.

Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности

Мотивы, связ. с процессом учения

(Дети стремятся рассуждать, их увлекает процесс учения)

Мотивы, связ. с содержанием учения

(Дети стремятся узнать новое

7. Принципы обучения

Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса.

1. Согласно принципу воспитывающего обучения оно должно не только давать знания, но и формировать в целом личность. Зависит от личности учителя, его убежденности, отношения к сообщаемому материалу.

2. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило уч-ся с объективными научными фактами.

3. Принцип связи обучения с практикой требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников, использовал личный опыт учащихся, опора на наблюдение.

4. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение знаний в определенном порядке, системе. Необходимо выполнять ряд правил:

а) изучаемый материал планируется, делится на логические разделы, темы;

б) в каждой теме нужно установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи;

5. Принцип доступности требует учета особенностей развития уч-ся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Необходимо переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история); переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Необходимо объяснять материал простым, доступным языком, использовать наглядность, подробно разбирать более трудные места учебника, опираться на жизненный опыт.

6. Принцип наглядности – один из старейших в дидактике, эффективность зависит от привлечения органов чувств к восприятию. Это золотое правило сформулировал Я.А. Коменский.

7. Принцип сознательности и активности – один из главных принципов. Обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность. Необходимо опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, на первом месте – познавательные интересы; включать учеников в решение проблемных ситуаций; использовать активные методы обучения (игры, дискуссии).

8. Принцип индивидуального подхода.

9. Принцип развивающего обучения.

10. Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников. Запоминание зависит не только то материала, то и то отношения к нему. Поэтому важно сформировать интерес. Необходимо в материале выделять главное, устанавливать логические связи. Прочность знаний обеспечивает систематический контроль. Прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную активность.

8. Цель и задачи воспитания

Растить детей не легче, чем управлять государством.

Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он призывал уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

Воспитание понимается в двух значениях:

Цель воспитания: обеспечить каждому человеку всестороннее и гармоническое развитие. Цель на современном этапе: помощь личности во всестороннем развитии.

Читайте также: