Патриарх тихон и советская власть кратко

Обновлено: 02.07.2024

Будущий Патриарх родился в приходе Воскресенской церкви погоста Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в семье потомственного священника Иоанна Тимофеевича Беллавина; впоследствии родитель был переведён в приход Спасо-Преображенской церкви города Торопца, в Псковской епархии. Фамилия Беллавинъ была довольно распространена на Псковщине среди лиц духовного звания.

У Василия Беллавина было 3 родных брата, которые умерли, не дожив до старости. Родительница, Анна Гавриловна, скончалась 29 апреля 1904 года (последний раз епископ Тихон гостил у неё в Торопце на Рождество 1903 года, проездом из Петербурга назад в США, в свою епархию), после чего у него не осталось близких родственников.

В девять лет Василий поступает в Торопецкое духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской духовной семинарии.

11 июня 1888 года был определён преподавателем догматического богословия в Псковской Духовной семинарии [4] .

В декабре 1891 года пострижен в монашество с именем Тихон; 22 декабря рукоположён во иеромонаха.

В марте 1892 года назначен инспектором Холмской духовной семинарии; в июле — ректором Казанской, а затем Холмской духовной семинарии; состоял председателем Епархиального училищного совета, председателем православного братства и цензором изданий.

19 октября 1897 года хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. Хиротония была совершена в Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитом Петербургским и Ладожским Палладием (Раевым).

Деятельность в Северной Америке


12 декабря 1903 года, по его просьбе, святейший синод принял решение о создании Аляскинского викариатства в Североамериканской епархии; викарием было определено быть епископу Иннокентию (Пустынскому). Синод также дал согласие на возведение архимандрита Рафаила (Хававини) в епископа Бруклинского, 2-го викария, хиротония которого состоялась 12 марта 1904 года в храме святителя Николая в Бруклине (основан в 1895 году).

По его предложению, в 1905 году синод перенёс епископскую кафедру из Сан-Франциско в Нью-Йорк, где его попечением и стараниями отца Александра Хотовицкого в 1902 году был выстроен кафедральный Свято-Николаевский собор [5] [6] в Манхэттене.

В 1905 году в Миннеаполисе была открыта первая в Америке православная семинария, в 1913 году переведённая в Тенафлай (Tenafly,Нью-Джерси) и закрытая в 1923 году за отсутствием средств [7] . (В 1938 году была возобновлена епископом Макарием (Ильинским) как Свято-Владимирская в городе Нью-Йорк и в 1961 году переехала в Крествуд, штат Нью-Йорк.)

В епископство Тихона имели место случаи перехода ряда американцев из инославия в лоно Российской церкви. Так, бывший священник Епископальной церкви США Ингрэм Ирвин (Ingram N. W. Irvine) был рукоположён архиепископом Тихоном в Нью-Йорке 5 ноября 1905 года.

При его деятельном участии продолжился и завершился перевод богослужебных текстов на английский язык: выполнен г-жой Изабель Хэпгуд (Isabel F. Hapgood) с церковнославянского [8] .

При нём были открыты десятки новых храмов, активную роль в строительстве и организации приходов при которых принимало Русское православное кафолическое общество взаимопомощи. По предложению последнего архиепископ Тихон благословил иеромонаха Арсения (Чаговцова) на строительство первого православного монастыря в Северной Америке (Саут-Кейнан, штат Пенсильвания), при котором была устроена школа-приют для сирот [9] .

На Ярославской и Виленской кафедрах



25 января 1907 года последовал перевод на кафедру Ярославскую и Ростовскую (13 марта отбыл из Америки).

Прибыл поездом в Ярославль в 2 часа дня 11 апреля 1907 года [10] ; был встречен на вокзале, среди прочих лиц, своим викарием — епископом Угличским Евсевием (Гроздовым). Его викариями на Ярославской кафедре позднее были: Угличский Иосиф (Петровых) — с 1909 года; Рыбинский Сильвестр (Братановский) — с 1910 года.

Состоял почётным председателем ярославского отделения Союза русского народа.

В ходе празднования 300-летие дома Романовых, встречал императорскую семью при входе в Успенский собор Ярославля, затем давал императору объяснения в Спасском монастыре, бывшем местом пребывания царя Михаила Фёдоровича в 1613 году. [11]

В Вильне сменил архиепископа Агафангела (Преображенского). Во время Первой мировой войны был в эвакуации в Москве.

В это время архиепископ Тихон пользуется большой популярностью в народе, по некоторым источникам, для благословения к нему приходили даже католики и староверы.

После падения монархии

Избрание московским святителем и Патриархом всероссийским



В 1917 году, после Февральской революции, в Церкви, как и во всём государстве, происходили значительные перемены. Обер-прокурор Святейшего Синода во Временном правительстве В. Н. Львов в половине апреля подобрал на летнюю сессию новый состав Синода из прогрессивно настроенных иерархов, в который из прежних членов вошёл только архиепископ Сергий (Страгородский). До того, архиепископ Виленский Тихон вызывался на зимнюю сессию Синода 1916—1917 годов; в новый состав Синода вызван не был [16] .

Определением Святейшего Синода от 13 августа 1917 года за № 4979, утверждённым Временным правительством 14 августа того же года, был возведён в сан митрополита [18] .

15 августа 1917 года, в день Успения, литургией, совершённой митрополитом Владимиром (Богоявленским) в кремлёвском Успенском соборе, открылся Всероссийский Поместный Собор 1917—1918 годов. Более половины участников Собора были миряне, хотя и без права голоса при принятии решений. На соборе разгорелась оживлённая дискуссия о потребном высшем церковном управлении. Далеко не все участники высказывались за реставрацию патриаршества; против выступала значительная группа профессоров-богословов из мирян. После революции и прихода к власти большевиков в Петрограде, 28 октября (10 ноября), прения по вопросу были прекращены и было принято решение о восстановлении патриаршества.



7 ноября нареченный Патриарх отбыл в Троице-Сергиеву лавру, где пробыл несколько дней, о чём сохранились воспоминания архимандрита Кронида (Любимова) († 10 декабря 1937), наместника Лавры.

Интронизация состоялась 21 ноября 1917 года (4 декабря по н. ст.) в кремлёвском Успенском соборе, в праздник Введения.

Деятельность Поместного Собора 1917—1918



Первая сессия собора приняла ряд нормативно-правовых документов для устроения церковной жизни в новых условиях: Определение о правовом положении Церкви в государстве, которое в частности предусматривало: первенствующее публично-правовое положение Православной Церкви в Российском государстве; независимость Церкви от государства — при условии согласования церковного и светского законоуложений; обязательность православного исповедания для главы государства, министра исповеданий и министра народного просвещения. Было утверждено Положения о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете как высших органах управления в период между созывами поместных соборов.

Вторая сессия открылась 20 января (2 февраля) 1918 года и закончилась в апреле. В условиях крайней политической нестабильности собор поручил Патриарху тайно назначить своих местоблюстителей, что он и исполнил, назначив митрополитов Кирилла (Смирнова), Агафангела (Преображенского) и Петра (Полянского) в качестве возможных своих преемников.

20 сентября 1918 года Поместный Собор вынужденно прекратил свою продолжавшуюся 13 месяцев работу, не завершив её [21] .

Анафема и иные заявления

19 января (ст. ст.) 1918 года Патриарх Тихон издал своё знаменитое Воззвание [22] , которое, в частности, гласило:

Хотя в общественном сознании закрепилось мнение [23] , что анафема была изречена на большевиков, последние не названы явно; Патриарх осудил тех, кто:

Более определёнен адресат его Обращения к Совету Народных Комиссаров [24] от 13/26 октября 1918:

Однако Тихон, оставаясь непреклонным по принципальным вопросам [26] [27] , старался найти приемлемый компромисс между церковью и атеистическим государством [28] и осуждал путь противления власти:

Передайте Советскому правительству и Президиуму ЦИК СССР глубокую благодарность — как от меня, так и от моей паствы [29] .

Пора принять все происшедшее, как выражение воли Божией осуждая всякое сообщество с врагами Советской Власти и явную или тайную агитацию против неё. [32]

Мы всенародно признали новый порядок вещей и Рабоче-Крестьянскую Власть народов, Правительство коей искренне приветствовали. [33]

Мы уже осудили заграничный церковный собор Карловицкий за попытку восстановить в России монархию из дома Романовых [34] .

Уголовное преследование

Урожай 1919 и в особенности 1920 года во многих регионах страны был плохим; начался голод, усугубившийся политикой большевистского правительства (реквизиция зерна у крестьян по продразвёрстке) [36] [37] .

В связи с декретом о изъятии ценностей Патриарх Тихон обратился к верующим с Воззванием от 15 (28) февраля 1922 [39] :

Мы нашли возможным разрешить церковно-приходским Советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, о чём и оповестили Православное население 6 (19) февраля с.г. особым воззванием, которое было разрешено Правительством к напечатанию и распространению среди населения.

Но вслед за этим, после резких выпадов в правительственных газетах по отношению к духовным руководителям Церкви, 10(23) февраля ВЦИК, для оказания помощи голодающим, постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы. С точки зрения Церкви подобный акт является актом святотатства, и Мы священным Нашим долгом почли выяснить взгляд Церкви на этот акт, а также оповестить о сем верных духовных чад Наших. Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, не освящённых и не имеющих богослужебного употребления. Мы призываем верующих чад Церкви и ныне к таковым пожертвованиям, лишь одного желая, чтобы эти пожертвования были откликом любящего сердца на нужды ближнего, лишь бы они действительно оказывали реальную помощь страждущим братьям нашим. Но Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство — миряне отлучением от Неё, священнослужители — извержением из сана (73-е правило Апостольское, 10-е правило Двукратного Вселенского Собора). [40]

Послание Патриарха было разослано епархиальным архиереям с предложением довести его до сведения каждого прихода.

Святитель Тихон (Белавин).jpg


Тем не менее, он оставался под следствием и легализации (то есть регистрации в органах власти) Патриархии как органа управления не произошло; решение о прекращении следствия и закрытии дела было принято Политбюро ЦК РКП(б) 13 марта 1924 года, а затем и Президиумом ЦИК СССР 21 марта 1924 года [50] .

Церковная смута

К началу 1921 года в заседаниях Синода могло участвовать лишь весьма ограниченное количество епархиальных архиереев: многие были в эмиграции, другие не могли прибыть в Москву ввиду внешних обстоятельств. Другой высший орган церковного управления — ВЦС — распался за убылью своих членов. Вследствие такого развития ситуации, высшая церковная власть практически осуществлялась единолично Патриархом; на территориях же, занятых белыми, с ноября 1918 года создавались временные церковные управления [57] .

В ноябре 1921 года в Сремских Карловцах (Сербия) оформилось фактически независимое русское церковное образование, впоследствии именуемое как Русская Православная Церковь заграницей.

По своём освобождении 26 июня 1923 года, 1 июля Тихон издал специальное послание, а 15 июля того же года сделал с амвона собора Донского монастыря публичное заявление о своём возвращении к церковному управлению всею Российскою Церковью и признании ничтожными всех действий обновленческого ВЦУ и ВЦС [64] .

Основываясь лишь на устном обещании свободы действий, не имея канцелярии, Патриарх пытался организовать общецерковное управление: был созван временный Священный Синод из трёх архиереев: архиепископа Тверского Серафима (Александрова), архиепископа Уральского Тихона (Оболенского) и викарного епископа Илариона (Троицкого); восстановлена деятельность прежнего состава Московского епархиального Совета под председательством профессора протоиерея Василия Виноградова, принимавшего также участие и в некоторых заседаниях Синода.

Последние месяцы, кончина и погребение



9 декабря 1924 года при попытке разбойного нападения на дом Патриарха в Донском монастыре был убит Яков Сергеевич Полозов — весьма близкий Патриарху человек, бывший его келейником с 1902 года. Это произвело на Патриарха крайне гнетущее впечатление; он настоял, несмотря на сопротивление властей, на том, чтобы Полозов был похоронен на территории монастыря (могила вскоре была перенесена к внешней стороне южной стены Малого Донского собора от прохода на новое Донское кладбище ввиду начавшегося строительства Донского крематория).

13 января 1925 года переехал в клинику Бакуниных (Остоженка, 19); но продолжал регулярно совершать богослужения в московских храмах. Последнее богослужение — хиротония епископа Сергия (Никольского) в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот 23 марта (5 апреля) 1925, за два дня до смерти.

28 февраля 1925 года Патриарх Тихон обратился в НКВД с новым ходатайством о регистрации Священного Синода в составе Патриарх Московский и всея Руси Тихон — председатель, митрополит Нижегородский и Арзамасский Сергий (Страгородский), митрополит Уральский и Николаевский Тихон (Оболенский), митрополит Тверской и Кашинский Серафим (Александров), митрополит Крутицкий и Коломенский Петр (Полянский), епископ Херсонский и Одесский Прокопий (Титов), временно управлявший Самарской епархией епископ Мелитопольский, викарий Таврической епархии Сергий (Зверев). Ходатайство удовлетворено не было [70] .

Характерно, что за семь лет своего патриаршества он совершил 777 литургий и около 400 вечерних богослужений. То есть получается, что он служил примерно каждые два-три дня… [71]

Чин погребения был совершён 30 марта (12 апреля) 1925 года, в Вербное воскресенье, в Донском монастыре; участвовали 56 архиереев и до 500 священников, пели хоры Чеснокова и Астафьева. Был похоронен с внутренней стороны южной стены трапезной Малого Донского собора. В день погребения патриарха Тихона состоялось совещание собравшихся на его отпевание архипастырей, на котором обязанности Патриаршего местоблюстителя возложены были на митрополита Крутицкого Петра (Полянского).

Почитание и канонизация

1 ноября 1981 года Патриарх Тихон был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Синодом РПЦЗ.

9 октября 1989 года был канонизирован Архиерейским Собором РПЦ [76] ; стоит во главе Собора Новомучеников и Исповедников Российских. Канонизация Святейшего Патриарха Тихона была первым шагом к прославлению новомучеников и новых исповедников Российских, пострадавших в годы революционной смуты и большевистского террора [77] .

19 февраля 1992 года совершилось обретение святых мощей Патриарха Тихона. Мощи обычно открыто покоятся в Большом Донском соборе Донского монастыря.

Память святителя Тихона Церковь празднует 25 марта (по юлианскому календарю) в день его преставления; а также 26 сентября — день его прославления в лике святых.

Ставился вопрос о внесении в месяцеслов также и даты обретения его мощей как дополнительного дня памяти. 3 декабря 2007 года Патриарх Алексий II по представлению Календарного отдела Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов ещё один день памяти святителя Тихона — 5 ноября по юлианскому календарю — дата избрания на Всероссийский Патриарший престол [78] .

Малоизвестные факты взаимоотношений Церкви и Советской власти, первых лет гонений и история того, как Советская власть пыталась сломать Патриарха Тихона.

Малоизвестные факты взаимоотношений Церкви и Советской власти, первых лет гонений и история того, как Советская власть пыталась сломать Патриарха Тихона.

Патриарх Тихон – первый Патриарх Русской Церкви после нескольких сотен лет. Он взошел на церковный престол одновременно с началом гонений на Церковь. Он принял на себя первый удар.

Патриарха Тихона жребием выбирают на Поместном Соборе. 7 ноября он отбывает в Лавру, проводит несколько дней в безмолвии. 21 ноября состоялась его интронизация.

 (17)

Власть

Идут расстрелы священников. Сорок священников заживо закопаны на Смоленском кладбище. Расстрелы крестного хода в Шацке и Туле. Ежедневно происходят аресты духовенства.

25 января зверски убит митрополит Владимир Киевский.

Принят закон об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Церковные общества лишились права собственности и права юридического лица.

Патриарх

обращается с воззванием:

Ежедневно доходят до Нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чём не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполнили свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному.

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы.

Властью, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной.

Принимается ряд положений о том, как действовать священникам в новых условиях, в частность есть пункты о насилиях над духовенством, о захвате церковного имущества.

 (3)

Патриарх Тихон с митрополитом Петроградским Вениамином

Власть

3 марта 1918 года власти заключают страшный для России Брестский мир, отделяются исконные территории.

Патриарх

Выступил с решительным осуждением Брестского мира.

Встреча Патриарха у Исакиевского Собора

Встреча Патриарха у Исаакиевского Собора

Страна

Началась Гражданская война

Патриарх

Не благословлял воевать ни красных ни белых, отпевал и красных, и белых.


Власть

В Екатеринбурге расстреляна Царская семья.

Патриарх

Благословляет епископов и священников служить панихиды по убиенным.

Депутация Поместного Собора уговаривает Патриарха бежать, он решительно отвергает это предложение.

Патриарх служит ежедневно в храмах Москвы.

Власть

 (1)

Патриарх

Продолжает выступать с посланиям и обличать жестокость властей.

Целый год держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину Октябрьской революции. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды.

Отказавшись защитить Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска.

Против кого вы их ведёте?

Власть

Патриарх

Обращается к В. Ленину :

Обращается к народу с призывом не мстить гонителям:

 (7)

Власть

Патриарха вызывают на многочисленные допросы.

Патриарх

Обращается к властям в связи с увозом мощей преподобного Сергия из Лавры.

Страна

Патриарх

Дает епархиальным архиереям полную самостоятельность принятия решений в случае невозможности связаться с Москвой.

Страна

Патриарх

Создает церковный комитет помощи голодающим. Обращается с воззванием к народам мира и православным людям с просьбой помочь голодающему русскому народу и другим народам России.

По просьбе Патриарха в Россию поступает:

  • 25 000 транспортов продовольствия из США и продовольствие из Европы
  • 50 000 франков из Цюриха
  • 10 000 лир из Вероны
  • 100 000 франков из Люксембурга
  • 794 400 гульденов из Голландии
  • Югославия принимает к себе 40 000 голодающих
  • 200 000 кормят ежедневно на кухнях немецкие и шведские делегаты

И еще много помощи.

Приходно-расходная книга канцелярии Патриарха Тихона. ГАРФ.

Приходно-расходная книга канцелярии Патриарха Тихона. ГАРФ.

Власти

Невыгодно решение проблемы голода.

Церковный комитет помощи голодающим запрещен, деньги собранные Патриархом изъяты.

Начинается кампания по изъятию церковных ценностей, чтобы навязать мысль, что Церковь вдали от народного горя.

Власти

В Шуе при изъятии церковных ценностей убито 4 человека.

Патриарх

Призывает жертвовать храмовые ценности в помощь голодающим, кроме богослужебных предметов.

Власти

Правительство продолжает экспортировать хлеб (!).

Ленин пишет членам Политбюро:

Началась массовая кровавая кампания по изъятию ценностей из храмов и монастырей.

Патриарх

Передает полномочия митрополиту Агафангелу на случай ареста.

Власти

Патриарха Тихона арестовывают.

 (16)

Церковь

Половина архиереев принимает обновленчество.

Патриарх

Обращается в верховный суд, раскаивается в проступках против государственного строя и просит изменить ему меру пресечения и освободить.


Власти

Обращение Патриарха было очень своевременным. Шли массовые протесты против ареста Патриарха, осложнились международные отношения.

Патриарх

Принимает множество людей – от архиереев до самых простых мирян. Установлен регламент:

10 минут для архиерея

5 минут для всех остальных.

Выступает с посланием, объявляет обновленческий собор незаконным .

Патриарх

Подчеркивает, что Церковь не солидарна с контрреволюцией и снимает архиерея, горячо поддержавшего контрреволюцию.

Власть

Ближайший помощник Патриарха Иларион (Троицкий) арестован и сослан на Соловки.

Патриарх

Обостряется болезнь почек и сердца. Поступает на лечение в частную клинику Бакуниных.

 (2)

Хочет выписываться из клиники, но в связи с зубоврачебной операцией его самочувствие ухудшается. Через час после консультации врачей Патриарх умирает.

— Без четверти двенадцать.

— Ну, слава Богу, — сказал Святейший, точно только этого часа и ждал, и стал креститься.

— Слава Тебе, Господи! — повторил он и снова перекрестился.

— Слава Тебе, Господи! – сказал он и перекрестился.

— Слава Тебе, Господи! – сказал он и занес руку для третьего крестного знамения.

 (5)

Настоятель Ильинского храма в Обыденном прот. Александр Толгский позднее говорил:

 (14)


Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

ПАТРИАРХ ТИХОН И СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ .

В процессе русской революции, т. е. в борьбе настоящего с прошлым, должна родиться народная правда будущего, для которой народ захочет жить и за которую он встанет на борьбу.

А народ молчит и терпит. Ибо, оторвавшись от обмана в прошлом, он еще не изжил окутавшую его ложь в настоящем и не нашел своей правды, во имя которой мог бы выйти на путь своего нового строительства.

Две неправды стоят перед его глазами: неправда прошлого, и нет к ней возврата, и неправда настоящего, и нет в ней исхода к будущему.

Неправда прошлого и настоящего.

Нигде эти две неправды не соприкасались так близко, как в только что совершившемся событии ареста, отстранения и отдачи под суд патриарха Тихона.

ском Соборе опустел на столетия. Его — это место — показывали и богомольцам, и просто путешественникам как памятник пережитого, навсегда отошедшего в прошлое, как памятник не нужного, а, пожалуй, и вредного для России. Так жил и воспитывался народ в течение двух веков — хотели, чтобы он не только забыл о свободе православной церкви, когда-то бывшей, но чтобы он сроднился с той мыслью, что для России свободная церковь вредна. Думать и говорить о восстановлении патриархата считалось крамолой. Желать свободы и самостоятельности православной церкви приравнивалось к деяниям, стремившимся чуть ли не к ниспровержению существующего строя. В своем страхе за себя и за свое единое и абсолютное главенство императорская власть боялась даже церкви, и для нее патриарх являлся в виде чего-то чуждого и по существу враждебного идее русского самодержавия.

Послушная церковь как политическое орудие царской власти, послушная иерархия под надзором всесильного обер-прокурора как посланец царской власти к народу — вот то, к чему пришла в течение двух веков православная церковь.

В этом процессе церковь стала политическим учреждением по существу и тем самым принуждена была вести политику правящего класса и все дальше и дальше отходить от действительных народных нужд, т. е. от народа.

Процесс против создавшегося положения начался в православной церкви раньше революции 1917 года. Созыв поместного собора и вопрос о восстановлении патриаршего престола был поднят при Николае II, и предсоборное присутствие начало уже свою работу, но. или не захотело, или не успело довести ее до конца, и Собор был созван уже среди революционной бури.

Вопрос тревожный, так как, если в России явились

Патриарх Тихон обвиняется в том, что он вел в церкви контрреволюционную политическую линию, и в том, что он отказался отдать в пользу голодающих церковные драгоценности. Обвиняют его в этом те, кто во имя большевистско-коммунистического бреда разрушил величайшее в мире государство и привел к голодной смерти полуторастамиллионный народ.

Что же сделал Патриарх Тихон за истекшие 4½ года большевистской тирании, выстраданной им вместе с народом и церковью? Каким материалом можно наполнить то двойное формальное обвинение, которое ему предъявлено советской властью?

явление государственной жизни политическим орудием в чьих-либо руках. И с этой точки зрения вся продолжавшаяся 4½ года деятельность патриарха Тихона свидетельствует, что силы свои он отдал на то, чтобы оградить православную церковь от роли политического орудия.

Не введение политики в церковь, а именно ее уничтожение там стало опасно большевикам, ибо это только укрепляло церковь и делало ее независимой от власти.

Патриарх Тихон сразу встал на сторону восстановленных приходов и их советов. В широком участии мирян в обновленной церковной жизни патриарх видел путь к созданию действительной близости церкви к народу. В этом своем шаге он

был понят далеко не всеми представителями клира, о чем свидетельствует его слово, обращенное к петербургским приходам. Он говорит там, что есть лица даже среди высшей церковной иерархии, которые относятся враждебно к идее прихода и к ее практическому осуществлению. Патриарх осуждает такое отношение и для примера ссылается на Северную Америку, где ему приходилось наблюдать, сколько доброго и хорошего приносит участие и работа мирян в жизни религиозных организаций.

Вторым обвинением против патриарха было выдвинуто якобы его запрещение отдать церковные драгоценности в пользу голодающих. Прежде всего надо точно установить, что патриарх был против отдачи т. н. священных предметов, а не вообще церковных драгоценностей, т. е. против отдачи чаш, напрестольных крестов, Евангелий и дарохранительниц. По канонам пра-

вославной церкви, к этим предметам ни один мирянин не может прикоснуться, и патриарх не мог изменить канонического правила, тем более что запрещение касалось очень ограниченного числа предметов.

Никто уже не верит: ни американцы — они сами кормят; ни европейские конференции — они не дают кредитов; ни русский народ — он не жертвует, если сбор пойдет в руки советской власти.

Это недоверие к власти, которое проникло всю народную толщу и доходит уже до степени презрения, и является основной причиной жестокой мстительности большевиков.

Большевики пройдут, но надолго останутся следы того разрушения, которое они принесли в мир. Останутся эти следы и в православной церкви — довершившие двухвековое мертвенное прошлое, убивавшее дух — и процесс оздоровления потребует многих лет. Быть может, не одно поколение сменится, прежде чем возродится на развалинах новая жизнь и зацветут молодые побеги духовного национального творчества. Но нет сомнения, что это придет. Тысячелетняя русская история говорит нам не об одной грозе, после которой казалось, что умер, исчез с лица земли русский народ, а стране его суждена судьба пустыни, — и вновь возрождался он, вновь строились города, распахивались степи, обновлялось государство и нарожда-

лась национальная культура. В эти тяжелые годины православная церковь шла с народом, перенося с ним все страдания; она и теперь разделяет его судьбу. И, как среди народа нашлись такие, которые подняли руку на свой народ, так и в церкви нашлись свои отступники. Пока их еще мало, но будет больше, ибо тяжесть жизни увеличивается и становится не под силу более слабым. Отступничество коснулось и церкви: не своим именем, а именем служителей алтаря большевики предъявили Патриарху Тихону свои обвинения. Судить будет Собор, и он же выберет другого патриарха, если найдет основания для осуждения теперешнего.

Что же будет? Внесется ли раскол в православную церковь? Будет ли два патриарха — для одних один, для других — другой? Достигнут ли большевики своей главной цели?

Патриарх Тихон избрал для себя путь нового собора и в сознании своей правоты готов предстать на суд его и подчиниться ему. Для многих из верующих такое решение может показаться странным и даже неправильным — подчиниться собору, созванному в условиях советской России, — это значит подчиниться советской власти, т. к. нет никакого сомнения, что выборы на собор будут обставлены специфически большевистскими приемами и средствами.

Надо думать, что патриарх это предвидел и все-таки пошел этим путем. Очевидно, для этого были веские причины — мы их не знаем, а потому и не можем говорить о них; но есть одна сторона в обсуждаемом нами вопросе, которая позволяет несколько осветить созданное решением патриарха положение и, быть может, понять это решение.

Борьба с патриархом проникла внутрь церкви, и тем самым внутреннее единство было нарушено. Перед патриархом стояла уже не советская власть, а часть церкви, и для него вставал вопрос не об установлении каких-то отношений с советской властью, а об устранении дальнейшего раскола в самой церкви. Для этого в православной церкви есть только один путь — путь соборного обсуждения и решения. Пусть созовут Собор — высшее начало в православной церкви; вся церковь, вся страна будет знать, кем и как он избран и созван — собор ли это, действительно ли на нем прозвучит голос свободной и самостоятельной церкви . И если нет, то пусть сейчас, при большевиках, он низложит патриарха и выберет другого — это даст только лишь временное, внешнее торжество тем, кто предал церковь; религиозная совесть верующих узнает, что правда не здесь, и

отойдет от предателей, которые останутся так же одиноки, как одинока власть, соблазнившая их. Своей готовностью идти на суд собора патриарх Тихон вызывает начавшуюся в церкви борьбу из хаоса и мрака советских политических и прочих застенков на свет народной религиозной совести, своей готовностью в случае обвинения быть низложенным он отстраняет опасность, хотя, быть может, и временного, раскола в русской православной церкви на факте появления в ней двух патриархов.

7 апреля Церковь молитвенно чтит преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России, Небесного Покровителя митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова). Патриарху Тихону выпало сложнейшее испытание: быть главой Русской Православной Церкви в первые годы советской власти. Власти кровавой, власти безбожной. Но Святейший не предал веры, не предал народ, не предал Христа, какую бы клевету на патриарха ни возводили.

– Отец Димитрий, вы одним из первых начали изучать архивные источники, восстанавливающие истину о патриаршем служении святителя с момента его избрания в 1917 году до кончины в 1925-м. В своей книге вы анализируете различные аспекты деятельности патриарха Тихона, направленные на сохранение Русской Православной Церкви в условиях гонений. Каков ваш главный вывод?

– Влияние простых людей на события было очень велико. И это понимали большевики. В следственном деле патриарха Тихона не один том посвящен рапортам агентов наружного наблюдения. Они наблюдали даже не за патриархом, а за народом. Во время богослужения несколько агентов слушали, что говорят люди, смотрели, как они себя ведут, как реагируют, что происходит, и потом докладывали об этом своему руководству. Эти сотрудники были достаточно простыми людьми, они простым языком писали: вот народ теснит патриарха, вот он закончил помазание – начав его в семь часов вечера, закончил в 23:30, – вот его выносят на руках, он уезжает…

Верующие очень любили патриарха, и когда в правительстве встал вопрос о возможности его расстрела (в апреле 1923 года), то эти сводки сыграли решающую роль. Дзержинский – о нем сейчас много говорят и спорят, – основываясь на мнении народа, которое собирали его агенты, доложил в Политбюро, что расстреливать нельзя: будет народное возмущение, кровопролитие. На мой взгляд, именно позиция Дзержинского сыграла решающую роль в отмене планировавшегося решения расстрелять патриарха. Настолько широкую поддержку верующих нам даже трудно представить! Большевики не решились на расстрел.

– В воспоминаниях современников святитель предстает человеком мягким; многие, кто имел честь с ним общаться, отмечали, что патриарх любил кошек, часто шутил…

– Существуют подтверждения физического воздействия?

– Мы не знаем доподлинно, но то, что Святейший вышел из заключения на Лубянке (с апреля по июнь 1923 года) глубоко больным человеком и болезни эти сыграли решающую роль в его преждевременной кончине, – это факт. Была такая установка чекистов, чтобы внешне он не пострадал. Его не били так, как били заключенных позже (да и в эти годы тоже!) в застенках ЧК. Но воздействие на него оказывалось очень серьезное – сломившее его здоровье, но не сломившее дух, тот духовный стержень, который был им сохранен до конца жизни.

– Ходили слухи, что патриарх умер не своей смертью, несмотря на болезни; что его отравили.

– На похоронах Святейшего действительно был миллион человек?

– Москва не была столь велика, как сейчас, так что, конечно, не миллион, но народу, действительно, собралось очень много. Одними из первых опубликованных в конце 1990-х годов документов о патриархе Тихоне оказались именно отчеты о его погребении 12 апреля 1925 года. Оно проходило под наблюдением власти, множество агентов ГПУ находились и внутри Донского монастыря, и вокруг. Из отчетов агентов наблюдения явствует, что колоссальное количество верующих собралось, чтобы проводить в последний путь святителя Тихона. Это было данью памяти человеку, которого считали не только главой церковной администрации, но и отцом, и проститься пришли все москвичи, кто мог физически это сделать.

– Какие именно шаги помогли сохранить Церковь, в чем сказалась мудрость политики святителя Тихона?


Святитель вынужденно приходил к единоначалию, а чекисты стремились внедрить в Церковь коллегиальность

– Сохранились документы, свидетельствующие о моральных страданиях патриарха?

А косвенным свидетельством того, как нелегок для Святейшего был тот период, можно считать черновики его посланий. Он всегда лично их правил, лично подписывал. Так вот, почерк его менялся: почерк в 1922 году отличается от почерка 1923 и последующих годов. Особенно в конце жизни патриарха записи уже практически невозможно разобрать, настолько святитель Тихон был истощен.

– У патриарха Тихона были колебания по поводу принятия решений?

– Конечно, он был вынужден брать время на обдумывание – оно заключалось в молитве.

– А как относиться к распространенному мнению, что святитель Тихон предал советскую власть анафеме?

– Действительно ли правительство предлагало патриарху выезд за границу, или это тоже из области слухов?

– Я таких документов не встречал. Высылка патриарха за границу на уровне решений не готовилась. Но, безусловно, святитель Тихон, не колеблясь, отказался бы от подобных предложений. Он считал, что должен до конца быть со своей паствой. Был готов пожертвовать жизнью – и пожертвовал! – ради Церкви.

– Какие-то неожиданные сведения о последних годах патриарха Тихона были вами обнаружены в архивах?


– Нет. Мы многого не знаем и никогда, возможно, не узнаем. Когда я начинал исследовательскую работу в середине 1990-х годов, наступила эпоха открытия архивов, и, даже будучи совсем молодым аспирантом, я мог получить доступ к документам. Теперь политика открытия архивов давно уже свернута, архивы ФСБ практически закрыты, и для самих нынешних представителей спецслужб деятельность их предшественников в 20-х годах прошлого века является секретной. Методы, которые тогда применялись, не раскрываются – официально по закону. Поэтому многих подробностей мы никогда не узнаем, документы не будут предоставлены. Ничего нового по этой теме не появляется. Свято-Тихоновский университет продолжает работу по систематизации документов, публикуются свидетельства, ранее появившиеся за границей, отдельные свидетельства очевидцев. Но ничего нового из недр спецслужб мы уже давно не видим и, думаю, не увидим.

С священником Димитрием Сафоновым
беседовала Наталья Крушевская

Читайте также: