Источники семейной педагогики кратко

Обновлено: 02.07.2024

Как и все отрасли педагогической науки,семейная педагогика резвивается,анализируя, обобщая ,вбирая в себя все ценное ,созданное педагогической мыслью прошлых времен.

Первые идеи семейного воспитания,представления о любви,родителях,детях,предках сложились в народнрй педагогикена основе многовекового житейского опыта,т.е.эмпирическим путем.Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством традиций ,национально -этнической обрядности,обычаев,фольклора,произведений декаративно-прикладного искусства,что обеспечивало народу воспроизводство себя,своей духовной культуры,национального характера и психологии в ряду сменяющих друг друга поколений.Можно с полным правом сказать ,что в народной педагогике определился свой образ воспитания,своя "система"правил и норм поведения,воплощенных в этическом кодексе,традициях,обрядах.

Семья занимает особое место в народной педагогике,поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение,определяющее порядок домашнего воспитания,его содержание.Порядок домашнего воспитания обеспечивает определенный уклад семьи,традиции,обычаи,праздники,обряды.Домашнее воспитание ориентировано на мирскую,повседневную жизнь человека.Его цель -подготовить ребенка к этой жизни,чтобы она была ему"не в тягость,а в радость".Нравственная гарантия благополучия человеческой жизни -добросовестной труд,к которому приууают ребенка с малых лет.Об этом свидетельствует народная мудрость:"Человек рожден для труда ","Без хорошего труда нет плода","Без дела жить только небо коптить"и др.

В созданных много веков назад в бытующих в насоящее время средствах народной педагогики(сказках,легендах,песнях,играх)содржитсясвоеобразная программа"домостроения",в которой определены основы семейной жизни,правила ведения хозяйства,этика отношений,приема гостей и др.Положительные герои в сказках почитают и уважают свох родителей,заботятся о детях,с нежностью относятся к братьям и сестрам,готовы на подвиги во имя любви.В пословицах метко вырежены представления народа о семье и семейных отношениях,правилах взаимоотношений,которые не потеряли своей нравственной ценности понынею.

Прогрессивные черты русской семейной педагогики,в которых как отмечал известный историк В.С.Соловев,коренится особое внимание к малым,поклонение земле-кормилице,воздание чести дому,приобщение детей к истории семьи,сохранение традиций,обычаев,помогающих подрастающему поколению осознать свою роль наследников народных ценностей.

Таким оброзом, в семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы,представления о цели и средствах воспитания,реализация которых способствует формированию у детей лучших чертнационального характера,готовит к самостоятельной достойной жизни.Естественно,что семейная педагогика как отрасль пелагогической науки,разрабатывая теоретические основы домашнего воспитания,опирается на семейную народную культуру,в которой, как в фокусе,собран исторический опыт домашне-семейного воспитания (И.В.Бестужев-Лада,Г.Н.Волков,В.М.Петров)

Отмечая несомненно сильные стороны семейной педагогики(стабильность,надежность,эффективность),не следует абсолютизировать и пытаться восстановить как можно полнее в нынешних услових семейное традиционное воспитание,сложившееся на протяжении истории того или иного народн.Прежде всего,как справедливо,отмечает современные ученые(И.В.Бестужев-Лада,И.С.Кон),семейная ткань отношений, которая создавалось веками,претерпев трансформацию,появляются новые ценности,образцы,расширяющие социально-культурные представления целовека.Так,в современной семье дети становятся главной ценностью,стремительно растет рейтинг эмоциональных внутрисемейных отношений и т.д.Следует учитывать и то,что народной педагогике присущи и некоторые отрицательные черты,обусловленные историческими устоями жизни:предрассуки и суеверия,"доминирование словесных мер воздействия"(Г.Н.Волков),излишняя строгость в обращении с детьми,деспотизм родителей и т.д.Свидетельства тому можно в трудах историков,например в книге Н.И.Костомарова"Домашняя жизнь и нравы великорусского народа".Об этом повествуют и художественные произведения,среди которых-широко известные автобиографические книги А.М.Горького"Детсьтво","В людях".

Говоря о семейной народной педагогике,необходимо иметь в виду,что она развивалась,взаимодействуя с религией,религиозными представлениями о цели,функцциях и средствах воспитания.Усилия религии, и не только православной,сосредаточены на душе человека, на ее спасении от "плохих"помыслов,дел,чувств.Человек должен прожить свою жизнь так,чтобы в ее кульминационный момент- момент смерти душа предстала перед судом Божьим чистой и светлой.

Несмотря на определенные различия,обе системы воспитания -смыкались в подходах к основным моральным общечеловеческим ценностям, в ряду которых достойное место занимают семья,категории добра и зла,счастья и др.Из десяти библийских заповедей шесть представляют собой не только религиозные предписания,но,можно сказать,элементарные правила человеческой жизни,следование которым поможет человеку стать лучше,добрее,сделав тем самым счастливее себя и других людей.В Библии,Коране,Талмуде высокого ставятся любовь,целомудрие,супружеская верность,женская честь,почитание предков,забота о родителях.

До широких народных масс важнейшие с точки зрения той или иной религии педагогические знания всегда доносились с помощью проповеди,так называемой церковно

-учительной литературы,состоящей из различных Слов и Поучений.Проведи,Слова и Поучения охватывали широчайший круг морально-нравственных проблем,толковали основы вероучения.В нашей стране популярной была и осталась до сего дня "семейная тематика",как-то:забота о ближних;почитание родителей ; помощь немощным;воспитание трудолюбия,терпения,скромности и тд.

Семья- одна из основных тем древнерусских литературнол-педагогических памятников,относящих к 10 -14 вв.,отечественных сборников 16 -19 вв.Педагогическая мысль Древней Руси отчетливо проявилась в "Поучении к детям"князя Владимира Мономаха.В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью,с христианскими добродетелями.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям,почитании предков - одна из ведущих идей древнерусской педагогики.Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет ,путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия,кротости,терпимости,уступчивости,прилежения,скромности,честности)Так,Владимир Мономах ратовал за упрочение семьи,высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия,в подготовке защитника-воина,но главное - в выработке умения рачительно управлять своим домом.На страницах "Домостоя"представлена своеобразная "программа"нравственного воспитания детей,семейной подготовки их к жизни,обучения тому,что необходимо в домашнем обиходе.

В 17 в.ценный вклад в развитие семейной педагогки внесли Епифаний Словинецкий и СимеонПолоцкий.Первый написал 164 правила для детей,назвав их - "Гражданским обычаев детских".

Анализ семейного воспитания конца 18 - начала 19 в.содержится в работах А.Н.Радишева(1749-1802),Н.И.Новикова (1744-1818).Авторы проводят мысль о том ,что домашнее воспитание - нелегкое и сложное дело ,выходящее за рамки семьи :дети воспитываются для жизни в обществе .

Во второй половине 19 - начале 20 в. теория семейного воспитания,уже как самостоятельная область педагогических знаний ,занимала видное место в трудах К.Д.Ушинского(1824-1870),Н.В.Шелгунова(1824-1891),П.Ф.Каптерева(1849-1922),М.И.Демкова(1859-1939).В русской педагогике подчеркивается необходимость изучения семьикак естественной жизненной среды для ребенка,микрокосма того общества ,которое ее создало.Домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей,а правильное и доброе воспитанием понимается всестороннеее развитие самодеятельной творческой личности.Такое воспитание основывается на знание возрастных психологических особенностей детей ,что требует специальной подготовки родителей.Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов. Акцент на этой стороне семейного воспитания был неслучаен :достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне революции ,напря женность жизни общества на перпломе эпох,обусловленную социальными и национальными проблемами.акаовы национальные ценности семейного воспитания?Ученые вкачестве ценностей называли религию,труд,произвидения народной культуры.Религия скрепляет духовно семью в одно целое ,что дает ей нравственное единство иодноу общую цель,регулирующую направляющую жизнь всей семьи:от отца до самыхмалых детей.Труд объединяет семью психологически ,сплачивая ее членов в повседневной практической жизни и придавая единство их интересам.Произведения устного народного творчества,идущие из глубины веков,воздействуют на чувства и фантазию ребенка,формируют его национальную индивидуальность.

Усилмями ученых конца 19 - начала 20 в. заложено начало семейного воспитания как научного направления:определены цели,задача воспитания и обучения детей в семье.Однако в первые десятилетия 20 в. семья каквоспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания.В связи с развернувшейся борьбой с религией уменьшилось ее положительное влияние на семью и семейное воспитание. Традиционная семья,которая долгие годы была,по образному выражению И.В.Бестужева-Лады,"домашней акдемией",разрушилась.Воспитание становится важнейшей функцией государства.

Сркди педагогических проблем,которые освещал А.С.Макаренко ,особое место занимает теория семейного воспитания.Он строит ее в соотвествии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения -о воспитательной роли коллектива.А.С,Маекаренко рассматривает семью как коллектив,где не должно быть места произволу родителей,особенно отца,как это имело в старые времена.Отрицая авторитарность семейного воспитания,А,С.Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей,характеризует его ложные разновидности,которые оказались чрезвычайно живучи и бытуют в некоторых семьях по сию пору.

Таким оброзом,семейная педагогика для разработки теоретических проблем распологает разнообразным и богатым как эмперическим,так и эксперементальным материалом.

Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная педагогика и др. Одной из таких отраслей является семейная педагогика.

Предмет, который она изучает: сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования. Каждая из отраслей современной педагогики изучает сущность воспитания под своим конкретным углом зрения, учитывая возрастные и иные особенности воспитуемых, специфику взаимодействия между субъектами воспитательного процесса (родителями, детьми, педагогами).

Семейная педагогика решает определенные задачи. Она призвана изучать состояние, основные тенденции и закономерности воспитания детей в семье. Поэтому в круг ее задач входят:

- разработка теоретических проблем семейного воспитания;

- изучение опыта семейного воспитания;

- внедрение научных достижений в практику семейного воспитания;

- исследование путей повышения педагогической культуры родителей;

- обоснование целесообразного соотношения семейного и общественного воспитания и технологии взаимодействия родителей и профессиональных педагогов.

Задачи воспитания в условиях семьи и общественных образовательных учреждений отличаются соотношением эмоционального и рационального компонентов: в семье преобладает первый, в общественном воспитании главенствует второй. Другими словами, общественному воспитанию недостает теплоты и естественности семьи.

Методы воспитания, которые используются в детском саду (или другом образовательном учреждении) и семье, отличаются и по своему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а, следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы

Общественное воспитание, по сравнению с семейным, отличается большей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью. Однако это не обеспечивает приоритет общественного воспитания в формировании личности ребенка, особенно в первые годы его жизни. Наука и практика убеждают в решающей роли семьи в развитии ребенка. А причина этого таится в принципиальном различии характера доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания в семье и учреждениях общественного воспитания.

  1. Связь семейной педагогики с другими науками, источники, методы

Семья является сложнейшей подсистемой общества и выполняет разнообразные социальные функции. Она служит объектом исследования многих наук, изучающих те или иные стороны ее развития и функционирования. Современную семью изучают такие науки, как философия, социология, демография, экономика, юриспруденция, психология, педагогика, медицина, этнография и др.

Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для семейной педагогики она является теоретической основой осмысления опыта домашнего воспитания, научных трудов в этой области и создания на этой основе педагогических концепций. Демография и социология изучают состояние и тенденции развития современной семьи.

ИСТОЧНИКИ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Как и все отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается, анализируя, обобщая, вбирая в себя все ценное, созданное педагогической мыслью прошлых времен.

Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта, т.е. эмпирическим путем. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством традиций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора, произведений декоративно-прикладного искусства, что обеспечивало народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, национального характера и психологии в ряду сменяющих друг друга поколений.

Методы семейной педагогики, как и любой другой отрасли педагогической науки, делятся на две группы:

1) методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется домашнее воспитание;

2) исследовательские методы, которые используются для изучения семьи как воспитательного института.

Изучение семьи вызывает определенные трудности в силу того, что она представляет собой относительно замкнутую ячейку общества. Исследование семьи осуществляется на разных уровнях: теоретическом и эмпирическом.

Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в его биологическом и социальном воспроизводстве. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально- психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство.

Семья – это малая социально- психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Внутри семьи различаются два основных вида отношений – супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни. Цель брака заключается в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

Следует иметь в виду, что

– брак и семья возникли в разные исторические периоды;

– семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

Нуклеарные семьи (преобладающий тип семьи) состоят преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) – из супругов и детей – до вступления в брак последних. Наконец, в нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколений (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) последних

В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), т.е. молодых семьях, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения.

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т.п.

Одна из предпосылок существования нормальной семьи – ее экономическая общность. Семейная экономика требует планирования, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, потребности и возможности их удовлетворения.

Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, а не считалась прерогативой жены. Справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей.

Восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, которая располагает и больших, и маленьких членов семьи выразить свое эмоциональное состояние, высказать сомнения, поделиться радостью, горестями, получить совет.

Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению.

Воспитательная функция – важнейшая функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи.

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

Семья является сложнейшей подсистемой общества и выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому семья служит объектом исследования многих наук, как философия, социология, демография, экономика, юриспруденция, психология, педагогика, медицина, этнография и др. Каждая из этих наук касается так или иначе вопросов воспитания детей, поскольку оно пронизывает все аспекты жизнедеятельности семьи.

Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для семейной педагогики она является теоретической основой осмысления опыта домашнего воспитания, научных трудов в этой области и создания на этой основе педагогических концепций.

Демография и социология изучают состояние и тенденции развития современной семьи. Данные этих наук используются для определения государственной семейной политики.

Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, производство детского питания, одежды, игрушек и др.

Юриспруденция определяет правовые основы семьи, брака, домашнего воспитания. Правовые нормы регламентируют статус, права и обязанности родителей и детей в сфере семейной жизни, домашнего воспитания.

История изучает становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений.

Объектом изучения психологии является семья как социальная группа. Исследуются особенности общения в семье, характер детско-родительских отношений, слагаемые психологической атмосферы, благоприятной для формирования личности.

Семья и семейные отношения традиционно входили в круг научных интересов медицины, физиологии. В настоящее время актуальны исследуемые этими науками проблемы здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Комплекс проблем, связанных с наследственностью, изучает генетика.

Педагогику изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.

Таким образом, в семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни.


Семейная педагогика: источники и связь с другими науками

Откуда же педагогика семейного воспитания черпает знания? Каковы источники этой науки?

Как и другие отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается, анализируя, обобщая и вбирая в себя самое ценное, созданное педагогической мыслью прошлых времен и самые передовые современные исследования.

Представим в виде схемы источники семейной педагогики:


В предыдущей статье мы уже говорили о том, что семья является объектом исследования многих наук. Каждую из них так или иначе интересуют вопросы воспитания подрастающего поколения. Давайте представим эти связи в виде схемы:


А теперь рассмотрим подробнее:

Философия – разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому является теоретической основой семейной педагогики. Она помогает осмыслить опыт домашнего воспитания, научные труды в этой области и создает на этой основе педагогические концепции.

Демография и социология – изучают состояние и тенденции развития современной семьи. Данные этих наук позволяют определить государственную семейную политику. Демография занимается проблемами изучения состава семьи, ее занятостью трудовой деятельностью, соотношением поколений, деторождения и пр. Социология рассматривает семью как социальный институт и универсальный фактор социализации ребенка. Ее интересуют типы, формы, функции семьи, организация и этапы семейной жизни.

Экономика – изучает хозяйственную сторону жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, производство детского питания, одежды, игрушек и т.п.

Юриспруденция – определяет правовые основы семьи, брака, домашнего воспитания.

История – изучает становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств и отношений.

Этнография – помогает сохранить национальную культуру, возродить ценные идеи, обычаи национально-этнического домашнего воспитания.

Психология – исследует особенности общения в семье, характер детско-родительских отношений, слагаемые психологической атмосферы, благоприятной для формирования личности.

Медицина и физиология – занимаются изучением проблем здорового образа жизни, профилактикой заболеваний.

Генетика – изучает проблемы наследственности.

Педагогика – изучает семью с точки зрения ее воспитательного потенциала, ищет пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.

Итак, многие науки в границах своего предмета изучают те или иные характеристики современной семьи, важные для семейной педагогики. Однако в последние десятилетия назрела необходимость в интеграции как научных знаний о семье, так и методов ее изучения в рамках одной науки, которая обеспечит междисциплинарный подход и системный анализ современной семьи, ее функций, важнейшей из которых является воспитательная. Такая наука на сегодня пребывает в стадии своего становления.

Это название предложено философами А.Г.Харчевым и М.С.Мацковским еще в 1978 году.

Будем свидетелями становления и развития новой науки!

Читайте также: