Трудовые ресурсы швеции кратко

Обновлено: 03.07.2024

Шведская модель рынка труда характеризуется активной политикой занятости на фоне стабильного социально-экономического развития, высокого уровня и качества жизни, правовой и социальной защищенностью населения. Элементы социализации рынка труда имеются и в других странах, но в Швеции они выражены в наибольшей мере. Страна отличается высокой степенью государственного вмешательства и активной ролью профсоюзов в регулировании трудовых отношений.

В послевоенный период здесь проводилась активная политика занятости, концепция которой разработана шведскими учеными. Они исходили из того, что политика на рынке труда не ограничивается содействием в трудоустройстве и выплатой пособий по безработице, а должна носить превентивный характер, предупреждающий появление и рост безработицы. В предложенной модели рынка труда были связаны воедино экономическое развитие, оплата труда и политика занятости. Модель основана на четырех основных элементах: политика солидарности; заработная плата; активная политика на рынке труда; поддержка отраслей предпочтительного развития.

Деятельность службы занятости нацелена на стимулирование активного поиска работы безработного. С этой целью используются переподготовка, создание новых рабочих мест, временная занятость в государственном секторе, выделяются субсидии компаниям за найм безработных и на выплату пособий работникам для переезда в населенные пункты, на предприятиях которых имеются свободные рабочие места.

На профессиональную подготовку и переподготовку работников и создание рабочих мест Швеция тратит больше других стран, хотя доля бюджета, направленная на занятость, не выше, чем в других странах. В Швеции расходы на политику занятости распределяются следующим образом: на активные меры (предупредительные) – 69%; на пассивные меры (компенсационные) – 31%. Для сравнения: в США почти обратное соотношение. Подобные соотношения в других странах не наблюдаются. В этом состоит специфика и главное преимущество модели.

В основе функционирования современного рынка труда в Швеции лежит добровольное сотрудничество между предпринимателями и профсоюзами на базе переговоров, всемерно поощряемых государством. В Швеции, как и в других развитых странах, учитываются интересы всех общественно-политических и экономических сил. Нахождение взаимоопределяемых условий рассматривается как единственно целесообразная форма поиска решений.

При заключении коллективных договоров на уровне отраслей и фирм главенствует принцип солидарной ответственности за последствия принятых решений. Требования, реализация которых может негативно отразиться на экономике, как правило, не принимаются вовсе. Лица, потерявшие работу, со следующего дня считаются безработными. Для решения проблем занятости безработицу подразделяют на краткосрочную и долгосрочную (более года), определяют степень занятости (долю населения, имеющего работу) и уровень безработицы (долю безработных к рабочей силе), степень занятости женщин, молодежи и других социальных групп населения.

Особое внимание на рынке труда уделяется предотвращению структурной безработицы. По данным шведских исследователей, уровень безработицы целесообразно удерживать в пределах 1,5–2%, иначе возникает социальная напряженность.

Регулирование на рынке труда в Швеции осуществляет государственная служба занятости, подчиненная Министерству рынка труда. Государственная служба занятости защищена законом о трудоустройстве, запрещающим создание частных агентств по трудоустройству.

Оперативному заполнению свободных рабочих мест содействует хорошо поставленная информация, компьютеризация службы занятости и ее связь с работодателями (около 60% всех вакансий заполняется через бюро). В бюро занятости обращаются 80% безработных и около 30% всех меняющих место работы. Понятие подходящей работы законодательно не закреплено – ее определение для каждого конкретного лица возложено на специалистов бюро.

Социальные задачи в стране реализуются на основе дифференцированной системы налогов и льгот. Уровень налогов составляет в среднем около 60%, в то время как в США – менее 30%. Прогрессивное налогообложение предусматривает изъятие от 10 до 70% дохода. Это привело к сокращению разрыва между доходами различных категорий наемных работников и практически исключает высокий уровень безработицы. Даже в кризисные годы этот показатель не превышал 1,5–2% экономически активного населения.




Шведская модель рынка труда характеризуется активной политикой занятости на фоне стабильного социально-экономического развития, высокого уровня и качества жизни, правовой и социальной защищенностью населения. Элементы социализации рынка труда имеются и в других странах, но в Швеции они выражены в наибольшей мере. Страна отличается высокой степенью государственного вмешательства и активной ролью профсоюзов в регулировании трудовых отношений.

В послевоенный период здесь проводилась активная политика занятости, концепция которой разработана шведскими учеными. Они исходили из того, что политика на рынке труда не ограничивается содействием в трудоустройстве и выплатой пособий по безработице, а должна носить превентивный характер, предупреждающий появление и рост безработицы. В предложенной модели рынка труда были связаны воедино экономическое развитие, оплата труда и политика занятости. Модель основана на четырех основных элементах: политика солидарности; заработная плата; активная политика на рынке труда; поддержка отраслей предпочтительного развития.

Деятельность службы занятости нацелена на стимулирование активного поиска работы безработного. С этой целью используются переподготовка, создание новых рабочих мест, временная занятость в государственном секторе, выделяются субсидии компаниям за найм безработных и на выплату пособий работникам для переезда в населенные пункты, на предприятиях которых имеются свободные рабочие места.

На профессиональную подготовку и переподготовку работников и создание рабочих мест Швеция тратит больше других стран, хотя доля бюджета, направленная на занятость, не выше, чем в других странах. В Швеции расходы на политику занятости распределяются следующим образом: на активные меры (предупредительные) – 69%; на пассивные меры (компенсационные) – 31%. Для сравнения: в США почти обратное соотношение. Подобные соотношения в других странах не наблюдаются. В этом состоит специфика и главное преимущество модели.

В основе функционирования современного рынка труда в Швеции лежит добровольное сотрудничество между предпринимателями и профсоюзами на базе переговоров, всемерно поощряемых государством. В Швеции, как и в других развитых странах, учитываются интересы всех общественно-политических и экономических сил. Нахождение взаимоопределяемых условий рассматривается как единственно целесообразная форма поиска решений.

При заключении коллективных договоров на уровне отраслей и фирм главенствует принцип солидарной ответственности за последствия принятых решений. Требования, реализация которых может негативно отразиться на экономике, как правило, не принимаются вовсе. Лица, потерявшие работу, со следующего дня считаются безработными. Для решения проблем занятости безработицу подразделяют на краткосрочную и долгосрочную (более года), определяют степень занятости (долю населения, имеющего работу) и уровень безработицы (долю безработных к рабочей силе), степень занятости женщин, молодежи и других социальных групп населения.

Особое внимание на рынке труда уделяется предотвращению структурной безработицы. По данным шведских исследователей, уровень безработицы целесообразно удерживать в пределах 1,5–2%, иначе возникает социальная напряженность.

Регулирование на рынке труда в Швеции осуществляет государственная служба занятости, подчиненная Министерству рынка труда. Государственная служба занятости защищена законом о трудоустройстве, запрещающим создание частных агентств по трудоустройству.

Оперативному заполнению свободных рабочих мест содействует хорошо поставленная информация, компьютеризация службы занятости и ее связь с работодателями (около 60% всех вакансий заполняется через бюро). В бюро занятости обращаются 80% безработных и около 30% всех меняющих место работы. Понятие подходящей работы законодательно не закреплено – ее определение для каждого конкретного лица возложено на специалистов бюро.

Социальные задачи в стране реализуются на основе дифференцированной системы налогов и льгот. Уровень налогов составляет в среднем около 60%, в то время как в США – менее 30%. Прогрессивное налогообложение предусматривает изъятие от 10 до 70% дохода. Это привело к сокращению разрыва между доходами различных категорий наемных работников и практически исключает высокий уровень безработицы. Даже в кризисные годы этот показатель не превышал 1,5–2% экономически активного населения.

Рынок труда в Швеции
Страхование от безработицы
Работа по найму
Трудоустройство
Открыть свою фирму
Уплата налогов
Государственная регистрация населения
Государственная социальное страхование
Образование для взрослых
Профессиональное обучение
Высшее образование
Подтверждение образования
Финансовая поддержка студентов
Культурно-досуговая жизнь и участие в общественных организациях

Рынок труда в Швеции

Почти половина всех жителей Швеции работает и получает зарплату.Безработица составляет около 7 процентов (декабрь 2011 года).Рынок труда состоит из частного и общественного секторов.В частном секторе имеются коммерческие предприятия, находящиеся
в частной собственности, например, магазины, фабрики и заводы.Предприятия общественного сектора принадлежат государству,муниципалитетам и ландстингам. В этой сфере работают медицинские и образовательные учреждения, а также органы полиции.
Существует целый ряд законов и договоров, регулирующих сферу труда в Швеции. Законы и правовые нормы, определяющие взаимоотношения между работодателями и наемными работниками,называются трудовым правом. На рынке труда имеются две
стороны: работодатели и профсоюзные конфедерации. Профсоюзная конфедерация – это объединение всех профсоюзных организаций одной отрасли.Рынок труда функционирует, благодаря двум важным принципам.Во-первых, право создавать организации и объединения. Это означает,что как работодатели, так и наемные работники могут вступать в организации в целях достижения взаимной договоренности на равных условиях.Во-вторых, это право вести переговоры, касающиеся планов развития
предприятия и условий приема на работу. Эти правила определены в законе о совместном регулировании трудовых отношений (MBL).

Работодатели

Существуют работодательские организации для государственных,муниципальных и частных предприятий. Работодательская организация объединяет нескольких работодателей, которые вместезанимаются интересующими их вопросами.Сама крупная организация частных работодателей называется.Конфедерацией шведских предпринимателей (Svenskt näringsliv).Шведское агенство государственных работодателей (Arbetsgivarverket) объединяет государственные предприятия и органы, например,Страховую кассу и Налоговую службу. В Шведской ассоциации местных и региональных органов самоуправления (SKL) собраны работодатели муниципалитетов и ландстингов.Участие в работодательской организации является добровольным.

Профсоюзные организации

Профсоюзная организация занимается, в частности, ведением переговоров с работодателем об уровне зарплат своих членов.Профсоюзные организации стремятся улучшить условия труда для наемных работников. В Швеции профсоюзы существуют с 80-х годов
XIX века. Вступление в профсоюз осуществляется на добровольных началах.На большинстве предприятий создаются профсоюзные ячейки,или выбирается представитель профсоюза. Профсоюзная ячейка – это группа членов профсоюза на рабочем месте. Представитель профсоюза защищает интересы членов профсоюза на предприятии.Профсоюзные ячейки и представители входят в профсоюзныеорганизации, которые, в свою очередь, являются частью более крупных объединений. Обычно трудящиеся становятся одновременно членами профсоюза и страховой кассы по безработице (A-kassa).Страховая касса по безработице является экономическим объединением, которое выплачивает пособия по безработице.

Трудовое право

Трудовое право включает в себя законы и положения, регулирующие взаимоотношения между работодателями и наемными работниками.

Суд по трудовым вопросам

Если работодателю и наемному работнику не удается прийти к соглашению, может возникнуть конфликтная ситуация. В таком случае они вправе обратиться в Суд по трудовым вопросам (AD),который разбирается в сути конфликта.

Закон о совместном регулировании трудовых отношений (MBL)

Закон о совместном регулировании трудовых отношений играет важную роль в трудовом праве. Он появился в 1976 году. Закон включает правила, предусматривающие право создавать профсоюзныеорганизации на рабочих местах.
В законе указано, что работодатель должен информировать наемных работников о важных моментах производственной деятельности. Он должен также оговаривать с профсоюзом все предпринимаемыерешения о реорганизации и изменениях на рабочем месте.

Закон о гарантиях наемных работников (LAS)

Закон о гарантиях наемных работников (LAS) защищает права трудящихся при увольнении. Этот закон касается лиц, имеющих постоянную работу. Согласно закону, человека нельзя уволить с места работы без уважительных причин. Уважительными причинами
можно считать сокращение кадров или недобросовестное выполнение рабочих обязанностей.Закон о гарантиях наемных работников определяет также, кого увольняют в первую очередь при сокращении кадров.

Коллективный договор

Коллективный договор – это договор в письменной форме,заключенный между работодателем и профсоюзной организацией.В нем указаны правила, устанавливающие режим работы, выход в отпуск и уровень зарплат. Но не все организации или предприятия
заключают коллективный договор.В коллективном договоре определен минимальный уровень зарплаты наемных работников. Договор распространяется и на тех, кто не является членом профсоюза, но трудится на рабочем месте, где действует коллективный договор. В Швеции нет закона,устанавливающего минимальный уровень зарплат в стране.

Утверждение зарплаты на договорной основе

Даже если работодатель подписал коллективный договор, с ним можно оговаривать или обсуждать свою зарплату. Уровень зарплаты может варьироваться в зависимости от сложности и качества выполняемой работы.Работник может вести переговоры о своей зарплате самостоятельно или при участии профсоюза.

Страховые взносы работодателя (социальные взносы)

Кроме зарплаты, работодатель должен платить подоходный налог и страховые (социальные) взносы за всех наемных работников.Эти отчисления ежемесячно выплачиваются в Налоговую службу.

Подоходный налог

При поступлении на работу подписывается трудовой договор с работодателем. В нем указана брутто-зарплата работника, т. е. без вычета подоходного налога. Работодатель вычитывает часть денег из заработка, чтобы заплатить подоходный налог. Остальные деньги
выплачиваются работнику, который таким образом получает нетто-зарплату.

Налоги на зарплату

При годовом доходе менее 18 200 крон подоходный налог платить не нужно.При годовом доходе в интервале от 18 200 крон до 383 000 крон нужно платить муниципальный налог. Ставки налога разные в разных муниципалитетах, обычно они составляют 29–35 процентов от брутто-зарплаты.При годовом доходе в интервале от 383 000 крон до 548 300 крон нужно также платить государственный налог. Он составляет 25 процентов от зарплаты свыше 383 000 крон в год.При годовом доходе более 548 300 крон нужно платить
дополнительный налог в размере 5 процентов от суммы,превышающей 548 300 крон.Указанные данные действительны на 2011 год.

Предпринимательский налог

Предприниматели тоже платят налоги, исходя из той суммы, которую они по предварительным расчетам могут заработать в течение года.Налоги выплачиваются раз в месяц.

Налоговая декларация

В налоговой декларации указаны данные о годовом заработке и сумме уплаченных в течение года налогов. Декларация должна подаваться в Налоговую службу ежегодно не позднее 2 мая. Налоговаяслужба получает информацию о ваших доходах в течение года от
работодателя, страховых компаний и банков.Налоговая служба присылает декларацию на дом. Необходимо проверить правильность указанных в ней данных. Затем ее можно подписать, действуя различными способами:
• Поставить собственноручную подпись и послать декаларацию в Налоговую службу.
• Послать эсэмэску по мобильному телефону.
• Позвонить в Налоговую службу.
• Оформить декларацию через Интернет с помощью кода на бланке.
• Оформить декларацию через Интернет с помощью электронной подписи (e-legitimation).

Нелегальная работа

Нелегальная работа означает, что наемный работник и работодатель не платят никаких налогов. Если наемный работник или работодатель не декларируют свои доходы, они тем самым нарушаютзаконодательство, что может привести к тюремному заключению.Работая нелегально, вы не сможете получить выплат по больничному листу в случае производственной травмы. Ниже будет уровеньродительского пособия и пенсии. Вы не получите справки с места работы. При нелегальной работе бывает трудно оформить договор
на аренду квартиры или делать покупки в рассрочку. Домовладельцы и предприятия обычно просят показать трудовое соглашение.

Страхование от безработицы

Страховая касса по безработице (А-kassa) является экономическим объединением, выплачивающим денежные средства для безработных членов. Благодаря страхованию от безработицы можно сохранить свое материальное положение на том же уровне, который обеспечивался на момент занятости. Пособие по безработице выплачивается только в течение определенного времени при условии, что безработный постоянно ищет новую работу.

Пособие по безработице

Работа по найму

Виды работы по найму

Существует два вида договора о приеме на работу:
• бессрочный трудовой договор
• срочный трудовой договор.
Бессрочный трудовой договор подразумевает работу на постоянной основе (fast anställning). Он действует в текущем порядке, т. е. срок окончания трудового договора не указан.Срочный трудовой договор подразумевает работу в течение ограниченного срока. Такой договор заключают также при временном взятии на работу дополнительного персонала.

Примеры работ на основе срочного трудового договора:

• Почасовая работа
Почасовиком является работник, труд которого работодатель оплачивает по часам.
• Заместительство
Подразумевает прием на работу в качестве замены (vikarie) штатного сотрудника, находящегося, например, в декретном отпуске. Заместительство, или временное исполнение обязанностей, может продолжаться не более трех лет.По истечении этого срока человек имеет право на постоянную работу.
• Временная работа в проекте
Временная работа в проекте означает, что человек выполняет какой-то особый заказ в течение определенного времени.Реализация проекта рассчитана на определенный срок при участии специально подобранного персонала нужной квалификации.
• Прием на работу с испытательным сроком
При таких условиях работодатель получает возможность проверить пригодность нового работника. По изначальному замыслу испытательный срок должен завершиться заключением бессрочного трудового договора. Испытательный срок не может продолжаться

Трудовой договор

Поступив на работу, необходимо подписать трудовой договор или контракт.
В трудовом договоре должно быть указано следующее:

• фамилия, имя и личный идентификационный номер
• место работы
• дата приема на работу
• рабочие обязанности и должность
• вид договора трудового найма
• срок расторжения договора, т. е. время со дня объявления об окончании работы или заявления об увольнении по собственному желанию до дня фактического завершения рабочих обязанностей
• размер заработной платы
• количество оплачиваемых отпускных дней

Рабочее время

Рабочее время может быть фиксированным или гибким.Фиксированное рабочее время означает, что вы обязаны находиться на работе в определенный период в течение дня.Гибкое рабочее время означает, что вы сами решаете, когда начнете и закончите работу в течение дня. Скользящий график работы представляет собой вид гибкого рабочего времени. Если человек,принятый на полную ставку, работает больше установленного времени, это называется сверхурочной работой.

Закон о рабочем времени

Обычный режим рабочего времени предусматривает не более 40 часов в неделю на одном и том же рабочем месте.

Закон об отпуске

Оформление больничного листа

В случае болезни работник должен заявить об этом работодателю в первый день заболевания. Работодатель оплачивает больничный лист в течение первых 14 дней. Первый день болезни не оплачивается(karensdag). Со второго дня выплачивается 80 процентов от зарплаты.В случае болезни и отсутствия на работе более семи дней нужно получить справку от врача для медицинского обоснования больничного листа.

Трудоустройство

Работу можно искать различными способами.
• Можно обратиться в Службу занятости и искать работу по их объявлениям о вакансиях.
• Можно обратиться в компании, занимающиеся лизингом персонала, или в рекрутинговые агентства. Компания-лизингодатель занимается арендой персонала для различных предприятий. Рекрутинговое агентство подыскивает кадры для предприятия, планирующего прием новых работников.
• Можно отвечать на объявления в газетах или Интернете.
• Можно напрямую связаться с работодателем.
• Можно узнавать о работе через своих знакомых.

Служба занятости

Услуги и программы

Служба занятости предлагает различные программы для соискателей работы.
Несколько примеров таких программ:
• Дотированные рабочие места (instegsjobb)
Дотированные рабочие места предусматривают субсидии,которые получает работодатель, принимая на работу вновь прибывшего иммигранта. Работодателю выплачивают до 800 крон в день в качестве дотации к зарплате нового работника.
Если вы получили вид на жительство в период последних 36 месяцев, вы можете претендовать на дотированное рабочее место. Для этого нужно зарегистрироваться в Службе занятости в качестве соискателя работы. Вы должны также учиться или
иметь место на курсах шведского языка для иностранцев (Sfi).
• Практика
Безработным в возрасте от 25 лет могут иногда предоставлять место практиканта через Службу занятости. Лица, получившие вид на жительство в течение последних 36 месяцев, могут проходить практику даже в возрасте до 25 лет.
Служба занятости помогает в выборе различных видов такой практики. Обсудите со своим ассистентом, какая практика вам больше всего подходит. Она должна охватывать полный рабочий день и продолжаться не более шести месяцев.
Во время прохождения практики можно получать пособие через Государственную страховую кассу.
• Коуч для соискателей работы
В некоторых случаях безработный, не включенный в программу Службы занятости, может рассчитывать на поддержку коуча,т. е. консультанта, который помогает в трудоустройстве.
• Образовательные программы в рамках рынка труда
Служба занятости организует курсы по обучению различным профессиям, нацеленные на трудоустройство.

Сеть личных контактов

Сеть личных контактов подразумевает связи и знакомства.Большинство вакансий замещается через личные контакты.

Документы, необходимые при поступлении на работу

Соискатели работы должны представить те документы, которые запрашивает работодатель. Часто работодатель хочет, чтобы вы прислали личное письмо и резюме (Curriculum Vitae – CV).

Послужной список

Заявление о приеме на работу (личное письмо)

В заявлении о приеме на работу или личном письме нужно сообщить,что заинтересовало вас в этой работе или в этом предприятии.Необходимо также объяснить, почему вы подходите на эту должность.Важно подчеркнуть, что ваше письмо имеет прямое отношение
к будущей работе. Оно не должно быть слишком длинным.

Заявление об интересе в трудоустройстве

Такое заявление (intresseanmälan) передается работодателю или пересылается по адресу места работы до получения информации об имеющихся вакансиях.

Интервью при приеме на работу

Интервью при приеме на работу – это беседа с работодателем, который задает вопросы соискателю. Есть несколько важных моментов,которые нужно продумать, прежде чем идти на собеседование.Было бы хорошо ознакомиться с деятельностью этой фирмы. Такую
информацию можно найти, например, в Интернете. Это показывает,что вы заинтересованы в данной работе. Нужно также внимательно отнестись к выбору одежды и языку жестов во время интервью.

Население Швеции составляет 8,7 млн. человек (1993). Его плотность — 21 человек на кв. км. 85% населения проживает в южной части страны. Шведский язык относится к скандинавской подгруппе в группе германских языков. Этническое и языковое меньшинство составляют саами, жители северной части Швеции; они традиционно занимаются оленеводством. 99% населения грамотны, при чем многие (прежде всего городское население) знают второй европейский язык — немецкий или английский. Официальная церковь в Швеции — лютеранская. Средняя продолжительность жизни — 78 лет. Средний доход на душу населения — 25490 долларов США (по данным журнала National Geographic (6, р. 28).

До Второй мировой войны Швеция была этнически однородной, а иммигрантами в 30-е годы были в основном шведы, возвращавшиеся из США. Иммигрантами в период войны были беженцы из соседних стран Европы, а также из Прибалтики. В 50-60-е годы быстрый промышленный рост и спрос на рабочую силу привели к значительной иммиграции, повлиявшей на структуру населения. В начале 70-х годов, с исчезновением спроса на рабочую силу, приток иммиграции был ограничен, в основном иммигрантами были политические беженцы и члены их семей. По словам шведского историка Й. Вейбуля, “за несколько десятилетий Швеция превратилась из одноязычного и этнически однородного общества в многоязычное общество с рядом этнических меньшинств” (2, с. 16).

В 1989 году свыше 53% всего населения Швеции (более 4,5 млн. из 8,7 млн. человек) и 84,5% в возрасте от 16 до 64 лет (в том числе 86% мужчин и 81% женщин) относились к экономически активному, которое с 1970 года возросло на 20% (1, с. 97).

В послевоенные годы происходили заметные структурные сдвиги в хозяйстве, выразившиеся в усилении длительной тенденции перемещения занятости из сельского хозяйства в промышленность, а позднее — в сферу услуг. Возрастала и доля занятости в государственном секторе.

При весьма низком приросте населения и увеличении продолжительности жизни доля экономически активного населения снижается. Пополнил рынок рабочей силы большой приток иммигрантов, имеющих такие же права на рынке труда, как и коренные шведские граждане. Пять северных стран — Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия — составляют единый рынок рабочей силы. Для любого гражданина этих стран при въезде в Швецию не требуется разрешения на работу и жительство, границы существуют только формально.

Следует упомянуть о некоторых национальных чертах характера, присущий шведам. Это — “рационализм, тщательность в исследовании подходов к решению проблем, способность избегать конфликты” (1, с. 10). Шведы — самодисциплинированные и замкнутые люди, сторонящиеся эмоциональных крайностей. С детства шведам внушается понятие об ответственности перед обществом: каждый за свою жизнь обязан сделать что-то для общего блага; жизнь за чужой счет воспринимается как личная трагедия.

Государство всеобщего благосостояния в Швеции.

Политическая система Швеции и ее влияние на экономику страны.

Форма правления и государственный строй в Швеции.

Королевство Швеция — конституционная монархия с парламентской формой правления. Глава государства — король (с сентября 1973 года — Карл ХУ1 Густав), за которым по конституции сохраняются только представительские функции, то есть он не имеет политической власти и официально представляет шведский народ. Его прежняя роль в назначении премьер-министра после консультаций с лидерами партий перешла к тальману, председателю риксдага.

Политическая власть принадлежит правительству и партиям, входящим в него. Законодательная власть находится в руках однопалатного парламента — риксдага, выборы в который происходят каждый третий год. Риксдаг принимает законы, бюджет, устанавливает налоги и сборы, утверждает состав правительства и т. д.

Центральную власть в регионах, ленах, представляет губернатор.

По данным Шведского Института (5, с. 7)

Партийная система.

К 1991 году в риксдаге представлены 6 политических партий: Социал-демократическая рабочая партия (СДРПШ), Левая партия (ЛП — коммунисты), консервативная Умеренная коалиционная партия (УКП), Партия центра, либеральная Народная партия, партия зеленых, Христианско-демократическая партия.

“Шведская партийная система — одна из наиболее стабильных”, – пишет исследователь Волков (1, с. 10). На первых после введения всеобщего избирательного права выборах в 1921 году места в риксдаге заняли представители 5 партий. До 1988 года они неизменно входили в шведский парламент. Самым характерным явлением шведской политической жизни стало длительное пребывание у власти социал-демократов — партии, созданной в 1889 году на широкой базе профсоюзного движения. “Радикализм рабочего движения в Швеции всегда ослаблялся уступками со стороны правительства”, – по словам историка Вейбуля (2, с. 83).

На другом фланге политической жизни в начале ХХ века формировались две партии: Народная и Консервативная. Позже был создан Крестьянский союз — консервативная крестьянская партия. Причиной консервативного настроя крестьян было то, что в Швеции крестьянство никогда не страдало от феодализма и традиционно владело землей и лесами. Кроме того, наемный труд в больших поместьях почти не использовался, что предотвратило политический конфликт между наемными рабочими и земледельцами.

Условия создания шведской модели экономики и ее перспективы.

Введение.

Швеция выделяется среди других стран высокими экономическими и социальными достижениями. По объему социальных услуг эта страна занимает одно из первых мест в мире. По уровню жизни она опережает почти все государства мира. В связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств, возник термин “шведская модель”. Экономисты определяют шведскую модель как “модель, экономики, сочетающую полную занятость и стабильность цен путем проведения ограничительной экономической политики, дополненной выборочными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений” (1, с. 5. Библиографический указатель см. на с. 17). В широком смысле шведская модель — это весь комплекс социально-экономических и политических реалий страны: высокий уровень жизни, широкий масштаб социальной политики. Следует заметить, что понятие шведской модели не имеет однозначной трактовки.

В нашей стране о шведской модели экономики относительно недавно велись довольно бурные дискуссии, в ходе которых нередко размывалось понятие шведской модели, вплоть до искажения представления о внутреннем положении в этом государстве. По известным причинам, интерес к шведскому опыту в экономике в последние годы заметно сократился, однако сама проблема от этого нисколько не потеряла значения.

Достижения Швеции могут объясняться как особенностями исторического становления этой страны, специфическими чертами национального характера, так и — в первую очередь — общими законами экономического развития. Выявив отличительные черты Швеции, можно будет рассмотреть то общее, что позволяет с успехом применять политику шведской модели в других государствах. Поэтому будет уместно начать работу с освещения общей информации о Швеции.

Территория и народонаселение Швеции.

Географические данные.

Территория Швеции.

По своей территории Швеция (450 тыс. кв. км) занимает четвертое место в Европе после Украины, Франции и Испании. Государство расположено в восточной части Скандинавского полуострова и занимает приблизительно 60% его площади. Протяженность страны с севера на юг — 1574 км (с 55 20 до 69 04).

Граничит с запада и севера с Норвегией, на северо-востоке — с Финляндией. На юге и востоке территорию Швеции омывают воды Балтийского моря и Ботнического залива, на юго-западе — проливы Эресунн (отделяет Швецию от Дании), Каттегат и Скагеррак.

Административное деление.

Административно территория государства разделена на 24 лена. В географическом и историко-географическом отношениях Швецию делят на три части: Гёталанд, Свеаланд и Норланд.

Природа Швеции. Природные ресурсы.

54% площади покрыто лесами, 16% — горами. Сравнительно ровная местность испещрена многочисленными озерами (9% площади). На северо-западе пролегает горный хребет, возвышающийся на 2111 м. Вдоль всего изрезанного побережья — тысячи островов, образующих крупные архипелаги.

Сравнительно мягкий климат выделяет Швецию среди других стран, расположенных на тех же широтах. Хотя Стокгольм, столица, находится на почти одной параллели с Южной Гренландией, средняя температура в июле здесь около +18 С. Зимой средняя температура в столице лишь немногим ниже нуля, снегопады умеренные. Северная же часть страны отличается суровыми и продолжительными зимами. Теплое течение Гольфстрим и западные ветры позволяют выращивать картофель и зерновые даже на крайнем севере Швеции и успешно заниматься лесоводством на таких широтах, где обычно царят лишь тундра и вечная мерзлота.

По данным Шведского Института (5, с. 2)

Население Швеции. Трудовые ресурсы.

Население Швеции составляет 8,7 млн. человек (1993). Его плотность — 21 человек на кв. км. 85% населения проживает в южной части страны. Шведский язык относится к скандинавской подгруппе в группе германских языков. Этническое и языковое меньшинство составляют саами, жители северной части Швеции; они традиционно занимаются оленеводством. 99% населения грамотны, при чем многие (прежде всего городское население) знают второй европейский язык — немецкий или английский. Официальная церковь в Швеции — лютеранская. Средняя продолжительность жизни — 78 лет. Средний доход на душу населения — 25490 долларов США (по данным журнала National Geographic (6, р. 28).

До Второй мировой войны Швеция была этнически однородной, а иммигрантами в 30-е годы были в основном шведы, возвращавшиеся из США. Иммигрантами в период войны были беженцы из соседних стран Европы, а также из Прибалтики. В 50-60-е годы быстрый промышленный рост и спрос на рабочую силу привели к значительной иммиграции, повлиявшей на структуру населения. В начале 70-х годов, с исчезновением спроса на рабочую силу, приток иммиграции был ограничен, в основном иммигрантами были политические беженцы и члены их семей. По словам шведского историка Й. Вейбуля, “за несколько десятилетий Швеция превратилась из одноязычного и этнически однородного общества в многоязычное общество с рядом этнических меньшинств” (2, с. 16).

В 1989 году свыше 53% всего населения Швеции (более 4,5 млн. из 8,7 млн. человек) и 84,5% в возрасте от 16 до 64 лет (в том числе 86% мужчин и 81% женщин) относились к экономически активному, которое с 1970 года возросло на 20% (1, с. 97).

В послевоенные годы происходили заметные структурные сдвиги в хозяйстве, выразившиеся в усилении длительной тенденции перемещения занятости из сельского хозяйства в промышленность, а позднее — в сферу услуг. Возрастала и доля занятости в государственном секторе.

При весьма низком приросте населения и увеличении продолжительности жизни доля экономически активного населения снижается. Пополнил рынок рабочей силы большой приток иммигрантов, имеющих такие же права на рынке труда, как и коренные шведские граждане. Пять северных стран — Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия — составляют единый рынок рабочей силы. Для любого гражданина этих стран при въезде в Швецию не требуется разрешения на работу и жительство, границы существуют только формально.

Следует упомянуть о некоторых национальных чертах характера, присущий шведам. Это — “рационализм, тщательность в исследовании подходов к решению проблем, способность избегать конфликты” (1, с. 10). Шведы — самодисциплинированные и замкнутые люди, сторонящиеся эмоциональных крайностей. С детства шведам внушается понятие об ответственности перед обществом: каждый за свою жизнь обязан сделать что-то для общего блага; жизнь за чужой счет воспринимается как личная трагедия.

Государство всеобщего благосостояния в Швеции.

Политическая система Швеции и ее влияние на экономику страны.

Форма правления и государственный строй в Швеции.

Королевство Швеция — конституционная монархия с парламентской формой правления. Глава государства — король (с сентября 1973 года — Карл ХУ1 Густав), за которым по конституции сохраняются только представительские функции, то есть он не имеет политической власти и официально представляет шведский народ. Его прежняя роль в назначении премьер-министра после консультаций с лидерами партий перешла к тальману, председателю риксдага.

Политическая власть принадлежит правительству и партиям, входящим в него. Законодательная власть находится в руках однопалатного парламента — риксдага, выборы в который происходят каждый третий год. Риксдаг принимает законы, бюджет, устанавливает налоги и сборы, утверждает состав правительства и т. д.

Центральную власть в регионах, ленах, представляет губернатор.

По данным Шведского Института (5, с. 7)

Партийная система.

К 1991 году в риксдаге представлены 6 политических партий: Социал-демократическая рабочая партия (СДРПШ), Левая партия (ЛП — коммунисты), консервативная Умеренная коалиционная партия (УКП), Партия центра, либеральная Народная партия, партия зеленых, Христианско-демократическая партия.

“Шведская партийная система — одна из наиболее стабильных”, – пишет исследователь Волков (1, с. 10). На первых после введения всеобщего избирательного права выборах в 1921 году места в риксдаге заняли представители 5 партий. До 1988 года они неизменно входили в шведский парламент. Самым характерным явлением шведской политической жизни стало длительное пребывание у власти социал-демократов — партии, созданной в 1889 году на широкой базе профсоюзного движения. “Радикализм рабочего движения в Швеции всегда ослаблялся уступками со стороны правительства”, – по словам историка Вейбуля (2, с. 83).

На другом фланге политической жизни в начале ХХ века формировались две партии: Народная и Консервативная. Позже был создан Крестьянский союз — консервативная крестьянская партия. Причиной консервативного настроя крестьян было то, что в Швеции крестьянство никогда не страдало от феодализма и традиционно владело землей и лесами. Кроме того, наемный труд в больших поместьях почти не использовался, что предотвратило политический конфликт между наемными рабочими и земледельцами.

Шведское профсоюзное движение. Идеология всеобщего благосостояния.

Основы шведской модели были сформулированы в начале 50-х годов в шведском профсоюзном движении, а затем стали стержнем экономической политики социал-демократов. Главные принцип этой политики гласил: “нет причин для социализации средств производства и отказа от выгод эффективной рыночной системы производства ради идеологических постулатов” (4, с. 32).

История развития профсоюзного движения.

Рабочие стали организовываться в профсоюзы в середине Х!Х века, однако организации рабочих в современных формах появились после начала промышленной революции. В 1898 году ряд профсоюзов объединился в Центральное объединение профсоюзов Швеции. Через 8 лет ЦОПШ и САФ, крупная организация шведских предпринимателей, подписали соглашение, по которому САФ признало право рабочих объединятся в профсоюзы и вести коллективные переговоры. В 30-е годы сотрудничество труда и капитала приобрело большую силу.

Идея равенства в социально-экономической политике Швеции.

Профсоюзное движение, прежде всего ЦОПШ, привержено уравнительное идеологии политики солидарности в области зарплаты. Основной лозунг политики — “равная зарплата за равный труд” — означает, что тип и природа труда должны быть нормой для установления зарплаты, а не различная прибыльность фирм и отраслей (3, с. 19).

Таким образом, социальная политика пронизана идеей равенства. Шведская модель, в частности, отличается очень высокой по сравнению с другими странами степенью выравнивания заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками, что отражает основные принципы идеологии всеобщего благосостояния в Швеции.

Социальное страхование, здравоохранение и образование в Швеции.

Следуя цели общественного равенства, социал-демократы построили систему всеобщего благосостояния, которая заключается в том, что “общество отвечает за предоставление государственных услуг хорошего качества всем гражданам в ряде важных областей: образования , здравоохранения, социальных услуг” (1, с. 120).

Основные потребности, такие как образование и здравоохранение в Швеции социализированы. Государственный сектор экономики велик. Суммарные государственные расходы составляют 60% ВВП, что ставит Швецию на первое место в мире (4, с. 39).

Социальное страхование.

Социальное страхование составляет основной элемент шведской социальной политики всеобщего благосостояния. Официальные документы Швеции подчеркивают основную цель системы социального страхования — обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости, в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине и безработицей. Нуждающимся выплачивается так называемая общественная помощь — денежное пособие наличными.

Система страхования здоровья является прежде всего инструментом создания большего социально-экономического равенства. Она делает возможным людям с низкими доходами, нуждающимся в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Система социального страхования финансируется из государственных и местных налогов, взносов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала различных фондов.

Здравоохранение.

Швеция занимает ведущие позиции в мире по многим показателям развития здравоохранения. Детская смертность здесь очень низка (страна уступает только Исландии и Японии). Средняя продолжительность жизни велика (74 года у мужчин, 80 — у женщин). Основные проблемы здоровья в Швеции связаны с окружающей средой (в больших городах) и стилем жизни: такие вредные привычки, как потребление жевательного табака здесь крайне распространены и являются своеобразной “визитной карточной” шведов, что сопоставимо с легкими формами наркотической зависимости в Голландии.

Развитие здравоохранения рассматривается в Швеции как задача государственного сектора и осуществляется в основном местными властями.

Образование.

Как и здравоохранение, образование в Швеции занимает передовые позиции в

Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.), обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.

Читайте также: